Московские приказы

МОСКОВСКИЕ ПРИКАЗЫ (ГРИГОРИЙ КОТОШИХИН).
Посолской Приказ; а в нем сидит думной дьяк, да два дьяка, подьячих 14 человек. А ведомы в том Приказе дела всех окрестных государств, и послов чужоземских принимают и отпуск им бывает; так же и Русских послов и посланников и гонцов посылают, в которое государство прилучится, отпуск им бывает из того же Приказу; да для переводу и толмачества переводчиков Латинского, Свейского, Немецкого, Греческого, Польского, Татарского и иных языков, с 50 человек, толмачей с 70 человек. А бывает тем переводчиком на Москве работа по вся дни, когда прилутчатца из окрестных государств всякие дела; также старые письма и книги для испытания велят им переводити, кто каков к переводу добр, и потому и жалование им дается, а переводят, сидяче в Приказе, а на дворы им самых великих дел переводити не дают, потому что опасаются всякие поруки от пожарного времени и иные причины.
А дается им царское жалование годовое: переводчиком рублев по 100 и по 80, и по 60, и по 50, смотря по человеку; толмачем рублев по 40 и 30, и по 20, и по 15 и меньше, смотря по человеку; да поденного корму: переводчиком по полтине и по 15 алтын и по четыре нривны и по 10 алтынов и по две гривны на день, смотря по человеку; толмачем по 3 гривны и по 5 алтын и по 4 и по 3 и по 2 алтына, и по 10 денег на день человеку, смотря по человеку же помесячно, из Приказа Большого Прихода. Да они же, толмачи, днюют и ночуют в Приказе, человек по 10 в сутки, и за делами ходят и в посылки посылают вовсякие; да они же, как на Москве бывают окрестных государств послы, бывают приставлены для толмачества и кормового и питейного сбора.
Да в том же Приказе ведомы Московские и приезжие иноземцы всех государств торговые и всяких чинов люди; и судят торговых иноземцев, и расправу им чинят с Русскими людьми в одном в том Приказе.
Да в том же Приказе ведомы 5 городов, и для приказного строения, и на всякие покупки на расход, и на жалованье подьячим и сторожам, собирают деньги с тех городов, которые в том Приказе ведомы; с кабаков и с таможенных доходов, погодно; а соберется тех денег в год больше полу – 3 рублев. Да в тот же Приказ со всего Московского государства, с царских дворцовых и черных волостей, и с помещиковых и вотчинных крестьян и бобылей, собираются деньги пленным на окуп, которые бывают в Крыму и в Турецкой земле, погодно, по указу, а указная статья сбору написана подлинно в Уложенной книге; и соберется тех полоненичных денег с полтораста тысяч рублев в год, и окроме выкупу, тех денег не дают ни в какие расходы.
Да в том же Приказе ведомы печати: большая государственная, которою печатают грамоты, что посылают в окрестные государства; другая, что печатают грамоты жалованные на вотчины всяких чинов людям; тою же печатью печатают грамоты к Крымскому хану и к Калмыкам, как о том писано выше сего.
Да в том же Приказе ведомы Донские казаки, Татаровя крещенные и не крещенные, которые в прошлых годах взяты в полон из Казанского и Астраханского и Сибирского и Касимовского царств, и даны им вотчины и поместья в Подмосковных ближних городах. Греческие власти и Греченя, как приезжают для милостыни и для торговли, ведомы в том же Приказе…
Приказ Большого Дворца; а в нем бывает и сидит боярин и дворецкий, да окольничий, да думной человек, да два или три дьяка, и тот боярин честью бывает другой человек, под конюшим первой; а когда дворецкого не бывает, и тогда ведает окольничий. А ведомы в том Приказе дворы: Сытенной, Кормовой, Хлебенной, Житенной и дворовые люди; и указ и досмотр тем дворам чинят во всем они.
Да в том же Приказе ведомы больше 40 городов посадские люди, тяглом и податми, да с кабаков и с таможен и с вод, и с мельниц и с рыбных ловель откупы и верной сбор, ежегод; дворцовые села и черные волости, и рыбные угодья, и бобровые гоны, и бортные ухожья, и сенные покосы, в царских угодьях, и тех сел и с волостей дворцовые подати, хлебом и деньгами, и всякими податьми и сеном, а с рыбных и с иных угодей откупы, и с перевозом и с мостовщины откупы же, деньгами; да Московские слободы, восемь слобод, торговые и ремесленные люди: котельники, оловянишники, кузнецы, плотники, рыбники, шатерники, горшечники, и печники, и кирпичники, и с них подати берут против того же, что и с иных посадских людей, да они же повинны работать всякие дела на царском дворе, что прилучится, безденежно. И соберется с городов и с сел и с волостей и с слобод, и со всяких угодьев и промыслов, денежных доходов, кроме иных податей, со сто с двадцать тысяч рублев в год.
Да в том же Приказе ведома печать, и собирают печатные пошлины за грамот и с иных дел, которые посылаются, по челобитью всяких чинов людей, в городы и в дворцовые села и волости, против того же, что и в Печатном Приказе; а соберется тех пошлин в год 2000 рублей; а вырезано на той печати инърог зверь.
Да из того же Приказа, на Москве откупают на Москве-реке и на Яузе зимою ледь, и пролубное платяное мытье, и весною перевоз; а будет с того откупу денег в год с 3000 рублей.
А расход тем деньгам бывает: на церковные строения, и как царь ходит по монастырям и по церквям и в тюрьмы и богадельни, и нищим и убогим людям на милостыню и на погребение, и на дворцовые на всякие расходы, и на покупки дорцовых запасов, и на жалование подьячим и трубникам и работникам. А будет трубников, и литаврщиков, и суренщиков, в царском дому всех человек со 100; и в Приказе они бывают, и днюют и ночуют, для расслки всяких дел, человек по 10, и посылаются по службам в полки и в посольства с послы; а прямых истинных добрых трубачеев выберется в царском дому человек с шесть, или мало больше.
А как царь ходит в походы и по монастырям и по церквям, и для его выездов и выходов, наготавливают деньги в бумаги, по 2 гривны, и по полуполтине и по полтине, и по рублю и по 2 и по 5 и по 10 и по 20 и по 30, кому сколько прикажет дать, чтоб было готово. Так же как и царица ходит и ездит за нею деньги возят и носят против того же обычая, и раздача бывает всяким людям, кому что прикажет дать…
А судити указано в приказах боярам; и окольничим, и стольником, и дворяном, и дьяком, кому в котором приказе ведать приказано, всем вместе и без единого и единому без всех, в правду по святой евангелевской заповеди Христове, не стыдяся лиц сильных, понеже, по Писанию божественному, вкупе богат и убог, и другу не дружити, а недругу не мстите ни для чего, и по посулам и по поминкам не делать; а кто будет судья возьмет посул и дело учнет делать по посулам, а про то сыщется, и о таких судьях о наказании подлинно писано в Уложенной книге. Однако ж, хотя не такое дело положено наказание, и чинят о тех посулах крестное целование с жестоким прокленательством, что посулов не имати и делати в правду, по царскому указу и по уложению: ни во что их есть вера и заклинательство, и наказания не страшатся, от прелести очей своих и мысли содержати не могут и руки свои ко взятию скоро допущают, хотя не сами собою, однако по задней леснице через жену, или дочерь, или через сына и брата, и человека, и не ставят того себе во взятые посулы, будто про то и не ведают.
(Котошихин. О России в цар. Алексея Мих., стр. 24-25, 86-89, 117-118.)