Описание поместья братьев Кропотовых

Описание поместья братьев Кропотовых по писцовой книге Шелонской пятины .
1552-53 г. // Хрестоматия по истории СССР. XVI-XVII век. – М., 1962. – С . 13-14.

…Петр Михайлов сын Кропотова. В писцовых книгах написан в Ретенском погосте, а он жыл в Скнятинском погосте. И Петра не стало лета 7050 [1542], а осталися у него дети Митка, да Васюк, да Иванец, и службу государеву с того поместья служат все три. Деревни за ними, что были Олексеевские Манойлова, деревень и с вопчими 6, а обеж с пустою 11 с четвертью, а сошного писма 4 сохи без трети, да четверть обжы; и в тех деревнях пол-9 обжы земля середняя, а 3 обжы без четверти земля худа. Да за ними ж в Ретенском погосте деревни, что были Пречистые Щылова монастыря, да Микифоровские Свинорецкого, да Олферьевские Шимского, да Кузминские Григорьева, да Степановские Ледина, да Палкинские Дорофеева, деревень и с вопчими и с меновными, что выменил у архимандрита Юрьева монастыря, 12, а обеж 14, а сошного писма 5 сох без трети; и в тех деревнях 12 обеж земля середняя, а две обжы земля худая.
Да за ними ж в Скнятинском погосте починок Дмитрове, поставили его ново после писма: дв. Тимошка Ильин, дв. Васюк Демехов, пашни в одном поле 2 коробьи ржы, а в дву потомуж, сена нет, четверть обжы, земля худа.
Да за ними ж 3 пустоши, вопче с Федором да с Иваном с Кропотовыми: пустошь Захарове, пустошь Обросимово, пустошь Сысоево, сено на них косят.
И всего за Миткою з братьею в дву погостех деревень и с вопчими и с меновными и с усадищем 17, да починок, да 3 пустоши, а обеж 20 пол-6 обжы, а сошного писма пол-9ю сохи и из тех обеж Митка за братьею пашут на собя 2 обжы , а обжа без четверти за ними пуста и доход с ней нейдет.
А с 23 обеж без четверти обжы емлют нынеча доходу из хлеба четверть, а за четвертью емлют денгами за мелкой доход и с ключником и з бобылей 3 рубли 15 алтын в московское число .
А старого доходу с тех обеж шло, по писцовым книгам, хлеба поспом 40 пол-5 коробьи ржи, 89 коробей овса, 5 коробей ячмени, 5 коробей пшеницы. И сверх писцовых книг, переимают нового доходу 3 рубля и 8 алтын без 2 денег; а недоимают старого доходу по писцовым книгам 22 борана, 22 полти мяса, 22 пятка лну.

Комментарий
Писцовые книги — сводные документы хозяйственных описаний сельской местности и городов, с целью определения размеров государственного тягла. Наиболее ранние из сохранившихся писцовых книг – новгородские книги конца XV в. В 1538-47 гг. была проведена большая общерусская перепись земель. На основании ее единицей взимания тягла стала соха – площадь распаханной земли или некоторое число дворов в городе. Последнее описание было предпринято в 1684-85 гг. (незавершено).
Составление писцовых книг велось по населённым пунктам: город (его укрепления, церкви, лавки, дворы, население), уезд, стан, волость. Отдельно описывались каждое село и деревня.
В писцовые книги записывались землевладельцы, площадь обрабатываемых земель в четвертях (пашня паханная, пашня наездом (не подлежала налогообложению по отношению к землевладельцу, но через три года становилась оброчной или подлежала покупке), пашня перелогом, пашня лесом поросшая («порозшие» земли, пустошь), леса (частного и общего (черный лес) владения), сенокосы, .количество крестьянского населения по дворам (в городах – посадское население), размеры государсвтенного тягла (исчисляемые в сохах).
Данные писцовых книг отличаются недостаточной точностью. Во-первых, многие писцы и подьячие просто не умели правильно считать (счет четвертями и десятинами очень сложен, а необходимо было еще и чети перекладывать в сохи). Во-вторых, часто писцы определяли площадь земельных участков «на глазок» («инде больше, инде меньше»), поскольку измерить все земли в России точно было просто физически не возможно (инструментом для измерения была веревка). В-третьих, многие помещики утаивали своих крестьян и выдавали неверные сведения, чтобы уменьшить тягло, в пользу государства. Часто писцы намеренно увеличивали тягло, если находились с помещиками «в недружбе», или уменьшали, если их хорошо «почтили».
По писцовым книгам исчислялась соха. Размеры сохи зависели, с одной стороны, от качества (урожайности) земли, с другой — от принадлежности земли определенной социальной категории владельцев.
По качеству различались земли добрые, средние и худые; по принадлежности — земли служилые (вотчины и поместья), церковные (земли монастырей и церковных иерархов) и черные (государственные земли черносошных крестьян).
Для служилого землевладения соха включала 800 четей доброй, 1000 четей средней и 1200 четей худой земли. Для церковных и монастырских земель соха включала соответственно 600, 700 и 800 четей. Для черных земель — 500, 600 и 700 четей (в приводимом документе речь идет о малой новгородской сохе, или сошке, равной трем обжам, или 30 четвертям (15 десятин) в поле).
При существовавшем трехпольном севообороте общее количество земли в трех полях, составлявшее соху, утраивалось.
Нетрудно заметить, что размеры сохи были обратно пропорциональны тяжести налогового обложения. Так, например, с условной площади 4000 четвертей доброй земли черносошные крестьяне на государственных землях платили 8 денежных единиц (4000:500 = 8), а владельческие крестьяне на служилых землях платили 5 налоговых денежных единиц (4000:800 = 5). Однако следует учитывать, что владельческие крестьяне должны были вносить оброк и на содержание своего помещика.
Соха была единицей налогообложения не индивидуальной, а коллективной, общинной. Каждый крестьянский двор вносил свою долю – выть. Например, выть служилой земли (в трех полях): доброй – 12 четвертей, средней – 14 четвертей, худой – 16 четвертей. Посадское население клалось в сохи по дворам. 1 соха = 40 дворов лучших = 80 средних = 160 молодших = 320 слободских.
Писцовые книги, начатые в 1581 и законченные в 1592-93 гг., стали юридическим основанием для закрепления крестьянина на определенной земле, за определенным владельцем.
По переписи 1676-78 гг. все подати были переведены с посошного обложения на подворное.