Концепция национальной безопасности Молдовы 2008

КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

Концепция национальной безопасности Республики Молдова – документ, отражающий общую оценку среды безопасности на национальном и международном уровнях, в которой действует Республика Молдова. Она определяет цель и основные направления национальной безопасности, а также общие ценности и принципы, охраняемые молдавским государством и обществом.

Концепция национальной безопасности Республики Молдова представляет собой систему идей, отражающих приоритеты государства в области национальной безопасности.

1. Принципы, общие ценности, цели, основные направления национальной безопасности. Угрозы, риски и слабые места в отношении национальной безопасности Республики Молдова

1.1. Статус постоянного нейтралитета

Республика Молдова – суверенное и независимое, единое и неделимое государство, ее территория неотчуждаема. Согласно статье 11 Конституции Республика Молдова провозглашает свой постоянный нейтралитет, который подразумевает, что наша страна не является членом военных блоков и не допускает размещения на своей территории иностранных войск или вооружений других государств и военных блоков.

Статус постоянного нейтралитета является основным принципом и фундаментом концепции национальной безопасности. Следовательно, все действия, осуществляемые системой национальной безопасности Республики Молдова с целью обеспечения национальной безопасности, основываются на этом принципе.

В этом смысле Республика Молдова прилагает усилия для обеспечения соблюдения своего постоянного нейтралитета субъектами международного права.

1.2. Цели национальной безопасности, основные направления обеспечения национальной безопасности

Национальная безопасность представляет собой основополагающее условие существования народа Республики Молдова и молдавского государства и является одной из целей страны. Целями национальной безопасности Республики Молдова являются обеспечение и защита независимости, суверенитета, территориальной целостности, конституционного порядка, демократического развития и внутренней безопасности, а также укрепление государственности Республики Молдова. Особое место в этом смысле занимают защита и продвижение национальных ценностей, интересов и целей. Национальная безопасность представляет собой не только безопасность государства, но и безопасность общества и граждан Республики Молдова как на территории  Республики Молдова, так и за ее пределами.

Национальная безопасность Республики Молдова реализуется посредством соответствующих политических, экономических, дипломатических, социальных, правовых, образовательных, административных и военных мер, разведывательной и контрразведывательной деятельности, а также посредством эффективного преодоления кризисов в соответствии с действующим законодательством и положениями международного права.

Путь интеграции Республики Молдова в Европейский Союз, поддержание хороших двусторонних и региональных отношений и участие в многостороннем сотрудничестве являются факторами, способствующими защите интересов Республики Молдова и достижению цели национальной безопасности.

Основываясь на своих национальных интересах, а также на обязательствах, вытекающих из процесса европейской интеграции, Республика Молдова руководствуется в своей политике национальной безопасности следующими установками:

– обеспечение соблюдения своего статуса постоянного нейтралитета;

– восстановление территориальной целостности государства, устранение иностранного военного присутствия, укрепление независимости и суверенитета государства;

– поддержание высокой динамики процесса европейской интеграции;

– обеспечение демократического развития общества и укрепление его внутренней безопасности;

– прогрессирующее экономическое и социальное развитие страны посредством ускорения политических, экономических и институциональных реформ, в первую очередь тех, которые позволяют достичь соответствия критериям вступления в Европейский Союз;

– развитие и наиболее полное использование человеческого потенциала – главного ресурса страны, как можно более эффективная защита интересов и прав своих граждан внутри страны и за ее пределами;

– укрепление экономических, социальных, энергетических и экологических аспектов безопасности.

Для достижения цели национальной безопасности Республика Молдова будет обеспечивать осуществление своей внешней политики, политики безопасности и обороны, будет укреплять конституционный порядок, общественную безопасность и безопасность жизненно важных для государства сфер в координации с другими программами и мерами на национальном уровне. Процесс оценки и анализа угроз и рисков, влияющих на национальную безопасность, является существенным элементом в деятельности органов публичной власти и компетентных учреждений, определяющим государственную политику в области национальной безопасности. В то же время это создает необходимые условия для краткосрочного планирования исполнительной властью согласованных действий, предпринимаемых правительственными институтами в соответствующих областях.

1.3. Угрозы национальной безопасности

1.3.1. Приднестровский конфликт

Существование сепаратистского режима вносит разнобой в единую юридическую систему Республики Молдова, обусловливая невозможность предоставления юридической помощи гражданам Республики Молдова в населенных пунктах левобережья Днестра (Приднестровья), подвергая опасности международное правовое сотрудничество на данном участке. Будут наращиваться усилия по разрешению проблемы предоставления юридической помощи гражданам Республики Молдова в населенных пунктах левобережья Днестра (Приднестровья) в условиях гарантирования основных прав и свобод, установленных междуна­родными и европейскими  правовыми механизмами, частью которых является Республика Молдова. Пути разрешения приднестровского конфликта будут основываться на Конституции Республики Молдова.

1.3.2. Риски возникновения межэтнических  напряжений

С учетом того, что Республика Молдова является полиэтническим и многонациональным государством, угроза возникновения элементов шовинизма, национализма и сепаратизма сохраняется. Несмотря на то, что законодательство нашей страны в этой области является достаточно прогрессивным и в настоящее время эти элементы не сильно выражены, в продвижении внутренней и внешней политики будут учитываться интересы всех этнических групп на территории страны.

1.3.3. Угроза международного терроризма

На фоне снижения военных угроз международной безопасности растут неконвенционные угрозы, в частности угрозы глобализации феномена междуна­родного терроризма и опасности распространения химического, биологического, радиационного и ядерного оружия, в том числе приобретения его негосударственными субъектами.

Уменьшение угрозы международного терроризма и предупреждение распространения оружия массового уничтожения станут возможными только посредством реализации скоординированных и оперативных действий на международном уровне, предполагающих также участие Республики Молдова в силу ее международных обязательств. В дополнение к действиям, предпринимаемым в рамках международного сотрудничества, Республика Молдова осуществляет внутренние антитеррористические меры

1.3.4. Угрозы экономического характера

В силу географического положения страны и роста взаимозависимости экономики Республики Молдова и мировой экономической системы экономические кризисы глобального и регионального уровня либо неста­бильность традиционных или приоритетных иностранных рынков могут оказать серьезное негативное влияние на экономику страны. Главные факторы риска экономи­ческого характера для национальной безопасности Республики Молдова обусловлены чрезмерной и односторонней зависимостью местных электроэнерге­тических и газораспределительных систем от иностранных монопольных систем, представляющей собой в то же время внутреннюю уязвимость государства.

1.3.5. Угрозы социального характера

Наркомания, алкоголизм, распространение ВИЧ/СПИДа, других представляющих повышенную опасность для общества инфекционных болезней наряду с внешней трудовой миграцией и низкой рождаемостью составляют угрозу благосостоянию, социальной и политической стабильности страны

1.3.6. Угрозы в сфере информационных технологий

Нестабильность или нарушение функциональности информационных систем могут представлять серьезную угрозу национальной безопасности. Прогрессивное развитие электронных информационных систем в Республике Молдова и высокий уровень их взаимодействия с международными информационными системами облегчают действие криминогенного фактора в информационной сфере и усугубляют уязвимость этих систем, в том числе в областях первостепенной важности для национальной безопасности.

1.3.7. Угрозы, происходящие от деятельности человека. Техногенные факторы и природные катаклизмы

Угрозами, происходящими от деятельности человека и влияющими на национальную безопасность Республики Молдова, являются деградация окружающей среды; взрывы и пожары; аварии на энергетических, транспортных предприятиях и предприятиях, исполь­зующих радиоактивные и химические вещества; трансграничные последствия таких аварий.

Природными катаклизмами, способными спровоци­ровать кризисные ситуации в Республике Молдова, являются землетрясения, наводнения и оползни.

1.3.8. Угроза организованной преступности и коррупции

Организованная преступность, в том числе трансграничная, зачастую переплетается с деятельностью террористических организаций и распространением оружия массового уничтожения. Сохранение криминогенного фактора создает условия для террористической деятельности и распространения оружия. При отсутствии контроля над населенными пунктами левобережья Днестра (Приднестровья) и приднестровским участком молдавско-украинской границы феномен организованной преступности превращается в растущую угрозу национальной безопасности Республики Молдова. Этот фактор риска может негативно сказаться и на субрегиональном и региональном уровнях. Феномен коррупции представляет серьезную угрозу экономической безопасности государства, ущемляет права человека, подрывает государственные структуры и развитие социального прогресса.

2. Международное сотрудничество – инструмент обеспечения и укрепления национальной безопас­ности Республики Молдова

Международное сотрудничество является частью политики национальной безопасности Республики Молдова, цель которой – влиять на международную среду безопасности в соответствии с национальными интересами страны. Действия в области внешней политики, предпринятые в рамках реализации политики национальной безопасности, ориентированы на создание и укрепление системы международных отношений и формулы сотрудничества, уменьшающей риск вовлечения в конфликты, что подвергло бы опасности национальные интересы, и позволяющей в случае возникновения такого конфликта разрешить его совместными с международными партнерами усилиями

Стабильность, предсказуемость и преемственность базовых позиций молдавской внешней политики являются одними из условий, которые позволят Республике Молдова стать демократическим европейским государством с развитой экономикой и высоким уровнем безопасности.

Важным дополнительным фактором в этом контексте является экономическая составляющая внешней политики. Диверсификация зон доступа молдавского экспорта, обеспечение энергетической безопасности, привлечение внешних инвестиций, внедрение стандартов ВТО и других западных стандартов в молдавскую торговлю, а также расширение зон свободной торговли постоянно будут находиться в поле зрения внешней политики Республики Молдова.

2.1. Участие в международных усилиях, направленных против современных угроз и вызовов

Рамки многостороннего сотрудничества, предла­гаемые международными организациями, позволяют ставить и разрешать проблемы глобальной и региональ­ной безопасности, что способствует укреплению национальной безопасности. Республика Молдова объективно заинтересована в активной поддержке инициатив ООН, Совета Европы, ОБСЕ, СНГ и других международных организаций, направленных на предотвращение и разрешение региональных и внутренних конфликтов, борьбу с международным терроризмом, с трансграничной преступностью, предотвращение разрушения окружающей среды, распространения инфекционных болезней, оружия массового уничтожения, искоренение бедности и поддержку развития и т.д

2.2. Процесс интеграции в Европейский Союз

Расширение Европейского Союза является фактором, стабилизирующим систему европейской безопасности и расширяющим географический ареал, в котором гарантировано демократическое, политическое и экономическое развитие.

Процесс европейской интеграции и обретение статуса члена Европейского Союза позитивно повлияют и укрепят безопасность Республики Молдова, а также обеспечат стабильность и процветание страны

Региональное сотрудничество, осуществляемое посредством субрегиональных организаций, конечная цель которого состоит в ускорении интеграции в Европейский Союз, является дополнительным элементом процесса укрепления безопасности на континенте. Республика Молдова активно участвует в мероприятиях по линии Процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе, Инициативы сотрудничества в Юго-Восточной Европе, Центральноевропейской инициативы и т.д., направленных на укрепление региональной стабильности и консолидацию состояния безопасности в Европе.

2.3. Сотрудничество с Организацией Североатланти­ческого договора (НАТО)

Принимая во внимание то, что наша страна не ставит целью вступление в НАТО, отношения Республики Молдова с Организацией Североатлантического договора будут носить прагматичный характер, исходя из конституционного принципа постоянного нейтралитета Республики Молдова.

2.4. Сотрудничество в рамках СНГ

Сотрудничество Республики Молдова в рамках СНГ, в том числе в области безопасности, в рамках ее статуса постоянного нейтралитета важно с точки зрения обеспечения системы региональной безопасности. Особенно важным является сотрудничество с целью обеспечения экономической, энергетической, экологической безопасности, борьбы с терроризмом и предоставления социальных гарантий гражданам, находящимся за границей в странах СНГ.

2.5. Сотрудничество на двустороннем уровне в области безопасности

Международная безопасность прямо зависит от качества двусторонних отношений между членами международного сообщества, несмотря на то, что видение государств и вклад в этот процесс различаются. Важная роль в обеспечении международной безопасности принадлежит государствам, которые обладают большими военно-политическими, экономическими и информационными ресурсами, влияя таким образом на ситуацию на региональном и глобальном уровне.

Республика Молдова намерена развивать отношения дружбы и сотрудничества со всеми государствами. Такая позиция Республики Молдова будет продвигаться в соответствии с принципами Устава ООН, а также с целью получения поддержки других государств для реализации национальных приоритетов Республики Молдова, в том числе касающихся повышения стандартов жизни населения, с уделением особого внимания социальной интеграции граждан Республики Молдова из приднестровского региона. В то же время в аспекте двустороннего сотрудничества акцент будет делаться на сотрудничестве со странами–членами ЕС, Российской Федерацией, США и соседями Республики Молдова. Сотрудничество с данными государствами будет строиться с учетом интересов Республики Молдова.

Европейская модернизация Республики Молдова и процесс интеграции в Европейский Союз диктуют необходимость развития тесных отношений со странами ЕС, поддержания активного диалога, обмена опытом, реализации совместных проектов. В отношениях со странами ЕС Республика Молдова руководствуется принципами открытого, конструктивного и прогрессивного сотрудничества, внедряя европейскую практику и стандарты в области безопасности.

Двусторонние отношения Республики Молдова с Российской Федерацией будут основываться на базовом Договоре о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Российской Федерацией, на традиционном духе сотрудничества, взаимном уважении и партнерстве двух суверенных государств. Республика Молдова будет ориентировать свою политику с целью реализации конструктивного потенциала двусторонних отношений с этим государством в политической, экономической, социальной сферах, продвижения консультаций по проблемам международной безопасности и обмена информацией.

Республика Молдова будет сотрудничать с Соединенными Штатами Америки как в двустороннем, так и в многостороннем плане. Это сотрудничество предполагает поддержание интенсивного политического диалога на всех уровнях, консультации по проблемам международной безопасности, обмен информацией, а также взаимодействие в целях реализации проектов в важных для Республики Молдова областях.

Отношения с Украиной и Румынией – государствами, с которыми наша страна имеет общие границы, будут носить характер долговременного и конструктивного партнерства. Республика Молдова придерживается позиции, что общие европейские ценности, уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности будут преобладать и впредь в отношениях с соседними государствами. В данном контексте Республика Молдова считает важным заключение договора о границе и базового политического договора с Румынией. Одним из приоритетов сотрудничества Республики Молдова с соседними государствами является обеспечение региональной безопасности, в том числе в экономической, энергетической и экологической областях. Совместно с Украиной будут предприниматься усилия для дальнейшего обеспечения безопасности границы на приднестровском участке. В то же время сотрудничество с Украиной и Румынией будет означать поддержание интенсивного политического диалога на всех уровнях, консультации по проблемам международной безопасности, обмен информацией.

3. Система национальной безопасности Рес­публики Молдова и ее реформирование

Система национальной безопасности Республики Молдова определяется совокупностью концепций, стратегий, политик, средств, правил и административных структур государства, а также совокупностью институтов общества, призванных реализовывать, защищать и продвигать национальные интересы страны. В то же время система национальной безопасности Республики Молдова является механизмом взаимодействия ее составных частей, основанным на национальных интересах и ценностях молдавского общества и предназначенным для обеспечения реализации стратегических задач страны, определенных направлениями политики национальной безопасности.

Республика Молдова основывается на понимании необходимости наличия системы национальной безопасности, базирующейся на институциональной основе, четко определенной соответствующими нормативными актами, и на высококвалифицированном персонале, функционирующем в соответствии с действующим законодательством. Данная институциональная основа составляет сектор национальной безопасности Республики Молдова.

Составляющими сектора национальной безопасности Республики Молдова являются государственные учреждения, наделенные полномочиями в области безопасности государства, которые функционируют на основании законодательства Республики Молдова и нацелены на выполнение задач по защите граждан и государства. Сектор национальной безопасности ответствен за реализацию цели национальной безопасности.

В силу многоаспектного характера безопасности на функционирование сектора национальной безопасности влияют факторы, определяющие среду безопасности и деятельности органов в жизненно важных для государства областях.

Реформирование сектора национальной безопас­ности Республики Молдова является комп­лексным и непрерывным процессом, затрагивающим как государственные институты, так и общество в целом. Данный процесс включает в себя взаимосвязанные составляющие: политическую, военно-оборонительную, внешнеполитическую, разведывательную и контрразведывательную, конституционного порядка, юстиции, экономическую, финансовую, энергетическую, промышленную, связи и инфраструктуры, социальной защиты и экологическую.

Процесс реформирования сектора национальной безопасности исходит из того, что Республика Молдова нуждается в определенной стабильности и безопасности для обеспечения развития государства и в то же время в постоянном экономическом развитии для обеспечения устойчивого состояния безопасности и стабильности. В реализации реформы сектора национальной безопасности Республики Молдова будет поощряться участие гражданского общества, средств массовой информации, организаций по защите прав человека и соответствующих международных организаций.

Процесс реформирования сектора национальной безопасности включает, в частности, но не только: повышение эффективности сектора национальной безопасности, руководствующегося потребностями, направлениями и целью национальной безопасности; укрепление потенциала реагирования сектора национальной безопасности на изменения среды безопасности на национальном и международном уровнях; обеспечение гражданского контроля за сектором национальной безопасности; укрепление легитимности сектора национальной безопасности; качественное и количественное перераспределение сектора национальной безопасности с тем, чтобы сделать возможным планирование действий и выделение ресурсов данному сектору в соответствии с приоритетами молдавского общества; эффективное предотвращение конфликтных, кризисных и чрезвычайных ситуаций; воссоединение страны.

Создание механизмов эффективного гражданского контроля за вооруженными силами и сектором национальной безопасности в целом, а также создание адекватных инструментов формирования бюджета сектора национальной безопасности являются целями соответствующего процесса реформирования.

Реформа сектора национальной безопасности должна принимать во внимание процесс урегулирования приднестровского конфликта и восстановления суверенитета и территориальной целостности страны; необходимость повышения уровня доверия между Кишиневом и Тирасполем для реализации конкретных шагов с целью обеспечения свободного передвижения, в том числе путем ликвидации постов силовых структур, установленных в зоне безопасности без согласия Объединенной контрольной комиссии; аннулирование запретов, касающихся свободного передвижения официальных и должностных лиц; совместную разработку и реализацию проектов в области восстановления и модернизации инфраструктуры, в первую очередь в сфере транспорта и путей сообщений; решение проблем социального и гуманитарного характера, в том числе касающихся работы учебных заведений; создание нормальных условий жизни и деятельности граждан обоих берегов Днестра; осуществление поэтапных мер в области демилитаризации и разоружения, продвижение программ реконверсии и социальной реинтеграции военнослужащих.

4. Элементы стратегии национальной безопасности

После принятия настоящей концепции будет разработана и утверждена Стратегия национальной безопасности, которая пропишет пути достижения состояния национальной безопасности, механизмы взаимодействия составляющих системы национальной безопасности, инструменты координации деятельности сектора национальной безопасности и институтов, ответственных за отдельные направления безопасности, методы финансирования сектора национальной безопасности и этапы реформирования системы национальной безопасности Республики Молдова.

Стратегия национальной безопасности послужит основой для разработки Национальной военной стратегии, Стратегии информирования общественности по вопросам национальной безопасности, других секторальных стратегий в области национальной безопасности.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.