Стратегия национальной безопасности Литвы 2002

СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2002 год
1.           Общие положения
1.1.        Цель Стратегии Национальной безопасности республики Литвы состоит в том, чтобы обеспечить видение развития государства, его национальных интересов и действий, требуемых для их выполнения. Стратегия Национальной безопасности устанавливает основные цели и средства политики национальной безопасности. Она охватывает политическую, дипломатическую, оборонную, экономическую и другие сферы государственной политики.
1.2.        Республика Литва осуществляет свою Стратегию Национальной безопасности через систему долгосрочных политических положений и средств, позволяющих сохранить суверенитет государства, его территориальную целостность, демократический конституционный порядок, права человека и гражданские права и свободы, а также безопасную окружающую среду частных лиц, путем противостояния проблемам безопасности, опасным условиям, угрозам, кризисным ситуациям или военным конфликтам.
1.3.        Республика Литва понимает свою безопасность как сохранение ее суверенитета и территориальной целостности, внутренней безопасности и порядка, демократических основ, экономической безопасности всех юридических лиц и населения и защита окружающей его среды.
1.4.        Стратегия Национальной безопасности определяет основные цели специализированных стратегий и доктрин в отдельных областях государственной политики. Эти стратегии должны быть основаны непосредственно на положениях Стратегии Национальной безопасности республики Литвы, и они должны быть пересмотрены каждый раз, когда обновляется Стратегия Национальной безопасности Литвы.
1.5.        Программа политики безопасности республики Литвы до следующего пересмотра Стратегии Национальной безопасности будет определяться следующими отличительными характеристиками настоящей среды безопасности:
1.5.1.     заключительные приготовления для вступления в НАТО и ЕС;
1.5.2.     решение проблем международного терроризма.
2.           Основные положения политики безопасности
2.1.        После пяти десятилетий оккупации республика Литва восстановила свою независимость 11 марта 1990 и с тех пор развивается как современная, политическая, экономическая, социально и культурно зрелая демократия, активно занимающаяся интеграцией в организации демократических государств, которые придерживаются тех же самых ценностей. Разрушение советского блока и восстановление свободы и независимости, создали соответствующие условия для республики Литва для определения ее интересов в области безопасности и политики.
2.2.        Нынешняя ситуация республики Литва в рамках системы международной безопасности столь же благоприятна, как и в последнее десятилетие. Независимость Литовской республики универсально признана и уважается, устойчиво улучшается рост в экономике, поддерживаются дружественные отношения и практическое сотрудничество с соседями, национальные меньшинства были успешно интегрированы в литовское общество, было накоплено десять лет опыта функционирующих демократических институтов, был эффективно учрежден демократический гражданский контроль вооружённых сил, а также успешно продвигается интеграция в глобальные и Западные учреждения.
2.3.        В настоящее время большинство традиционных и новых угроз для безопасности республики Литвы по характеру являются межнациональными. Внутренние политические, военные, экономические, этнические или другие кризисы могут оказать существенное влияние на другие государства, как ближнего, так и дальнего зарубежья. Поэтому, республика Литва считает международную безопасность столь же неделимой и стремится гарантировать ее безопасность как составную и обязательную часть безопасности более широкого регионального, европейского и глобального сообщества государств. Наряду с национальными усилиями по обеспечению безопасности, в соответствии с ее средствами и совместно с международными партнерами, республика Литва содействует безопасности и стабильности в других областях Европы, и она согласна принять помощь международных партнеров, если кризис возникнет в Литве. Поэтому, республика Литва связана взаимными политическими, военными и экономическими обязательствами с государствами, которые придерживаются тех же самых политических, социальных, культурных, и моральных ценностей. В то же самое время, республика Литва придает особое значение сотрудничеству со всеми пограничными государствами с целью обеспечения устойчивого функционирования демократии, гражданского общества и свободных рыночных экономик в этих странах. Присоединение и участие в международных организациях, которые признают и продвигают эти ценности, является существенным элементом Стратегии Национальной безопасности республики Литвы. В этом отношении НАТО и ЕС занимают особое положение среди таких учреждений с литовским членством в каждом из них, являясь самым высоким приоритетом.
2.4.        В настоящее время, республика Литва не наблюдает непосредственной военной угрозы национальной безопасности и в результате не расценивает какое-либо государство, в качестве врага. Политика безопасности республики Литвы является открытой, прозрачной и неконфронтационной. Она не направлена против законных интересов никакого другого государства.
2.5.        Глобализацию относительно национальной безопасности республики Литвы рассматривают как объективный процесс, который неизбежен вследствие научного, технического, экономичного и другого прогресса человеческой цивилизации, интенсификации взаимозависимости различных стран и регионов, и международных экономичных, политических и культурных интеграционных процессов, в значительной степени, предусмотренной вышеупомянутыми факторами. Главный результат глобализации в области безопасности – межнационализация факторов, определяющих безопасность и стабильность в мире. В обозревании своего будущего как части безопасной Европы и безопасного мира, Литва открыта для процессов глобализации. Глобализация не означает автоматическое и полное выравнивание национального самосознания. Напротив, это дает возможность обогатить национальную культуру, цивилизацию и социальную политическую практику с помощью большинства ценных достижений в мире в соответствующих областях, и, с другой стороны, сделать лучшие достижения Литвы неотъемлемой частью мирового наследия в области культуры и цивилизации. Поэтому республика Литва не рассматривает глобализацию как угрозу национальной безопасности.
3.           Интересы безопасности республики Литвы
3.1.        Жизненно важные интересы. Безопасность республики Литвы основана на защите национальных интересов. Чтобы обеспечить жизненные интересы, используется любое возможное средство обороны. Основное предписание национальной безопасности – то, что отказ защитить жизненные интересы приведет к непосредственной и серьезной угрозе существованию государства Литвы и ее народа. Жизненно важными интересами является следующее:
3.1.1.     суверенитет республики Литвы, территориальная целостность и демократический конституционный порядок;
3.1.2.     уважение и защита прав человека и гражданских прав и свобод;
3.1.3.     мир и процветание государства.
3.2.        Главные интересы. Интересы, которые, если их не защитить, могли бы, в конечном счете, затронуть жизненные интересы республики Литвы. Главные интересы являются следующими:
3.2.1.     глобальная и региональная стабильность;
3.2.2.     свобода и демократия в Центральной и Восточной Европе и Странах Балтии;
3.2.3.     открытая и предсказуемая политика безопасности всех стран в Евроатлантической области;
3.2.4.     обеспечение альтернативными энергоресурсами и поставка ресурсов, которые имеют стратегическое значение;
3.2.5.     регион, свободный от экологических опасностей.
4.           Проблемы, опасности и угрозы
4.1.        Проблемы, опасности и угрозы, которые являются невоенными по характеру, возникают как следствие глобализации, поэтому, отдельные государства не могут противостоять им в одиночку. Такие межнациональные факторы как терроризм, организованная преступность, быстрое распространение оружия, торговля наркотиками, незаконное перемещение, и распространение эпидемий бросают вызов государственным границам и становятся проблемами, опасностями и угрозами для международной безопасности. Вероятность того, что они продолжат распространяться, увеличивается.
4.1.1.     Терроризм представляет серьезную угрозу для безопасности глобального сообщества, а, следовательно, также и для Литвы. Однако, эта угроза является в значительной степени внешней для республики Литвы. Внутренняя ситуация и историческое наследие Литвы не создают условия для формирования широкой внутренней сети терроризма. Эта опасность происходит, прежде всего, из-за границы:
4.1.1.1.  Республика Литва может стать потенциальной целью международного терроризма. Террористические акты могут быть направлены против инфраструктуры или других объектов стратегического значения для национальной безопасности, так же как и объектов иностранных государств в Литве.
4.1.1.2.  Республика Литва может стать страной транзита для международного терроризма, направленного на другие страны. Следующие обстоятельства могут усилить угрозу внутреннего терроризма:
4.1.1.2.1.           возникновение политического экстремизма в республике Литва;
4.1.1.2.2.           социальное и экономичное дифференцирование может создать условия для социального терроризма (акты такого террора могут быть направлены, как против государственных, так и против частных организаций, если они восприняты недовольными группами, в качестве источника ухудшающейся социальной ситуации);
4.1.1.2.3.           расширение глобализации во всем мире и укрепление движений антиглобалистов могут подпитывать операции местных элементов этих движений и создавать условия для определенного терроризма (под покрытием протеста против глобализации, загрязнения среды, и других, относящихся к этому, проблем).
4.1.2.     В то время как вероятность прямой военной конфронтации в регионе низка, демонстрации военной силы, провокации, и угроза применения силы остаются опасностью для безопасности республики Литвы.
4.1.3.     Огромная зависимость республики Литвы от стратегических ресурсов и энергоресурсов одной страны или концентрация иностранного капитала, представляющего экономику, в которой свободный рынок не защищен или неустойчив, в одном или нескольких секторах экономики стратегического значения для национальной безопасности, являются потенциальной опасностью не только для экономического процветания, но также и для безопасности страны.
4.1.4.     Определенные экономические условия могут представлять опасность для безопасности республики Литвы, благосостояния ее населения, независимости государства или конституционного порядка. Они могут быть следующим:
4.1.4.1.  преемственность активов и контроль над секторами и объектами стратегического значения для национальной безопасности, преследуя политические цели, так же как любые действия, которые нарушают экономическую безопасность;
4.1.4.2.  худшее функционирование экономических и энергетических секторов и нарушенное функционирование объектов, которые имеют стратегическое значение для национальной безопасности, их неподходящее использование или неиспользование, вмешиваясь в интересы государства.
4.1.5.     Неравное социально-экономическое развитие, которое увеличивает разрыв в уровне жизни между различными социальными группами, может создавать опасные условия. Это может стать очевидным в результате снижения в уровне жизни определенных социальных групп, сопровождаемое увеличением безработицы, и в то же самое время это может вызвать социальный и политический экстремизм. Эта опасность может также вызвать рост преступлений, которые являются фактором опасности для национальной безопасности.
4.1.6.     Распространение теорий, религиозных доктрин, и идеологий, которые являются негуманными, расистскими, провоцирует этническую или религиозную ненависть, нападают на ценности прав человека, или распространяют и оправдывают насилие, или геноцид,  представляют угрозу, которая является предварительным условием, или источником для многих других проблем безопасности.
4.1.7.     Коррупция создает особую опасность, потому что она наносит ущерб законным личным и национальным интересам и дискредитирует норму права и уверенность граждан в ценностях демократии и демократических институтах правительства.
4.1.8.     Деятельность групп организованных и финансовых преступлений составляют большую угрозу государству и обществу. Особую озабоченность вызывает деятельность, связанная с распространением наркотиков и оружия, торговлей людьми, незаконным бизнесом и коррупцией.
4.1.9.     Деятельность иностранных спецслужб, направленных против республики Литвы, составляют серьезную угрозу национальной безопасности. Эта деятельность характеризуется использованием традиционных и нетрадиционных методов, а также новых технологий для получения информации, компрометации и влияния на военные возможности, политические процессы, и другие области социально-экономической жизни. Раскрытие или утечка секретных данных в другие страны не только поставили бы под угрозу безопасность республики Литвы, но также подорвали бы доверенность республики Литвы.
4.1.10.   Оружие массового поражения, его компоненты и технологии для его производства остаются глобальной опасностью. Растущее число групп государств и субъектов, владеющих таким оружием, или тех, кто стремится его приобрести, а также вероятность того, что ядерные, химические, или биологические средства могут использоваться в качестве средства шантажа или террора, представляют особенно серьезный интерес.
4.1.11.   Неконтролируемая миграция представляет собой вызов для национальной безопасности, хотя Литовская Республика в настоящее время не является основной целью миграционного потока. Поток миграции может произойти в результате региональных конфликтов, которые могли бы превратиться в источник нестабильности для всей Европы и в то же время могут представлять опасность для интересов Литовской Республики.
4.1.12.   Несчастные случаи на производстве, стихийные бедствия, эпидемии, или экологические катастрофы – также представляют опасность для безопасности республики Литва.
4.2.        Вышеупомянутое перечисление угроз и опасностей является динамичным и поэтому является подверженным изменениям, в зависимости от внутренних, региональных и глобальных событий и условий.
5. Политика безопасности республики Литвы
5.1.        Основные Цели:
5.1.1.     Основные цели национальной безопасности республики Литвы состоят в том, чтобы обеспечить жизненно важные и главные национальные интересы, нейтрализовать угрозы, и предотвратить опасные условия, развивающиеся в угрозы. Среди всего прочего, защите жизненно важных интересов отводится самый высокий приоритет.
5.1.2.     Главные цели – дружественные отношения с зарубежными странами, региональная стабильность, мир и интеграция в Евроатлантическую область.
5.1.3.     В ближайшей перспективе, главная цель состоит в том, чтобы стать членом НАТО, по приглашению во время Саммита Союза, который будет проведен в Праге в ноябре 2002, и стать членом Европейского союза.
5.2.        Стратегические концепции и руководящие принципы для выполнения:
5.2.1.     Фундаментальная стратегическая концепция республики Литвы должна консолидировать достижения и положительные перемены прошедшего десятилетия и сделать их необратимыми. В этом отношении республика Литва рассматривает расширение НАТО и Евросоюза, путем направления приглашений для присоединения, всем странам, которые готовы для членства, включая республику Литва, в качестве наиболее подходящих и надежных средств для закрепления этих исторических достижений. Членство республики Литва в НАТО и ЕС, так же как членство других двух Стран Балтии, Эстонии и Латвии, гарантирует их долгосрочную безопасность, а также улучшит безопасность и стабильность всего Балтийского региона, поэтому это будет иметь долгосрочную выгоду для безопасности всех государств в регионе.
5.2.2.     Политика безопасности республики Литва предусматривает использование группы войск в случаях индивидуальной или коллективной самообороны от внешней агрессии, в соответствии со Статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, Конституцией республики Литвы, а также другими законами и международными обязательствами, или в рамках международных операций по поддержанию мира в подтверждение Главы VI или VII Устава Организации Объединенных Наций, в соответствии с правилами использования вооруженной силы в операциях.
5.2.3.     После утверждения Стратегии Национальной безопасности, должны быть подготовлены и пересмотрены специализированные стратегии и доктрины. В связи с этим, основные принципы в области дипломатии (внешняя политика), военного дела и разведки (оборонная политика), внутренней безопасности (общественной безопасности, экономической политики, социального обеспечения, охраны окружающей среды и культурного наследия), являются следующими:
5.2.3.1.  Внутренняя стабильность и процветание. Внутренняя и внешняя политика республики Литвы сфокусирована на создании внутренней социально-экономической стабильности. Это включает повышение общественной безопасности, так же как стабильности фискальных политик и принципов денежно-кредитной политики, интенсификацию внешней торговли, поддержку экономического развития, приватизацию, социальную поддержку, кампании против коррупции, укрепление гражданского общества, развитие культуры и цивилизации, и полноценную интеграцию в международные экономические и культурные организации. Приоритеты политики безопасности:
5.2.3.1.1.           Внутренняя безопасность. Одним из самых важных приоритетов в обеспечении национальной безопасности республики Литвы является борьба против организованной преступности и коррупции. У этих угроз социальной стабильности есть негативное воздействие на общественную безопасность, а также на экономическое развитие;
5.2.3.1.2.           Права человека и гражданские права. Республика Литва гарантирует, соблюдение международного права относительно прав граждан и лиц на его территории. Это включает всецелое уважение к правам меньшинств и этнических групп;
5.2.3.1.3.           Законные интересы общества. Республика Литвы гарантирует, что защищает законные интересы частных лиц на ее территории от уголовных преступлений. Это включает установление и осуществление эффективных политик по борьбе и предотвращению преступности;
5.2.3.1.4.           Устойчивый экономический рост. Стратегический приоритет для национальной безопасности республики Литвы – формирование условий для экономического роста, чтобы гарантировать более высокое качество жизни для ее граждан;
5.2.3.1.5.           Социальное обеспечение и стабильность. Важным элементом безопасности является устранение отрицательных последствий структурных экономических реформ и внешнего воздействия на уровень занятости населения, так же как сокращение незаконной занятости. Каждый гражданин наделен правом обладать достаточными условиями для социального, культурного и экономического развития. Формирование социально независимого, объединенного и в то же самое время устойчивого общества – основной элемент безопасности республики Литвы.
5.2.3.2.  Сдерживание и надежная оборона. Государственная оборона состоит из военной безопасности, так же как и гражданского сопротивления. Это один из главных инструментов политики государственной безопасности. Более подробная оборонная политика и стратегии должны придерживаться этих четырех стратегических принципов:
5.2.3.2.1.           Демократический контроль вооружённых сил, включающий укрепление гражданственности и патриотизма, и обеспечение взаимного доверия и уверенности между вооруженными силами и гражданским населением.
5.2.3.2.2.           Сдерживание, основанное на защите, а не на преступлении, включая укрепление оборонной системы и возможности республики Литвы.
5.2.3.2.3.           Тотальная и безоговорочная оборона.
5.2.3.2.4.           Евроатлантическая солидарность и коллективная оборона, включающая выполнение международных обязательств и активное международное военное сотрудничество (дипломатия, помощь вооруженным силам других государств).
5.2.3.3.  Евроатлантическая стабильность и интеграция: система обеспечения безопасности республики Литвы развивается, как часть общей европейской безопасности и трансатлантической оборонной системы. Поэтому, иностранные и внутренние политики сфокусированы на полноценной и всесторонней интеграции в Евроатлантическую область. В пределах их сфер ответственности все государственные учреждения должны подготовить политики, нацеленные на обеспечение целей стабильности и интеграции в Евроатлантический регион:
5.2.3.3.1.           Интеграция в НАТО и ЕС: членство в НАТО и ЕС, включающее полную поддержку процессу расширения, является двумя одинаково важными приоритетами для политики безопасности республики Литвы. Процессы интеграции в НАТО и ЕС усиливают и дополняют друг друга. Членство в одной из этих двух организаций (НАТО или ЕС) не заменяет членство в другой.
5.2.3.3.2.           Активное участие в обеспечении мира и международной стабильности: республика Литва отдает приоритет предотвращению конфликта, дипломатии, и международным юридическим мерам. Особое значение придается приоритету участия в международном кризисном управлении, предотвращения быстрого увеличения Оружия массового поражения, участия в международных режимах контроля над вооружениями, и разработке политик и законодательства, для разрешения новых вызовов, опасности и угроз для безопасности.
5.2.3.3.3.           Продвижение хороших приветливых отношений и регионального сотрудничества: республика Литва отдает приоритет сотрудничеству среди Балтийского региона, Северной Европы, и с Российской Федерацией. Литва развивает и усиливает многосторонние и двусторонние отношения. Были также учреждены определенные политики, такие как политика прагматического выборочного сотрудничества с Белоруссией.
5.2.4.     Законодательство: прилагаются системные усилия для того, чтобы согласовать национальную правовую базу с юридическими актами ЕС и НАТО. Были идентифицированы юридические и институциональные механизмы для выполнения обязательств по членству. После анализа выполнения Стратегии Национальной безопасности правительство инициирует принятие новых, или поправки существующих законов.
5.2.5.     Приоритеты общих ресурсов: относительно распределения ресурсов в различных областях, которые непосредственно затрагивают общую безопасность республики Литвы, приоритет отдан деятельности, которая улучшает экономический рост, социальную стабильность, укрепление гражданского общества и возможности для ответа угрозам, уделяя особое внимание операциям, связанным с интеграцией в НАТО и ЕС.
6. Основные действия и средства для выполнения стратегии
6.1.        Формирование обстановки безопасности. В формировании и осуществлении политики безопасности Литва строго придерживается универсально принятых принципов международного права, установленных Уставом Организации Объединенных Наций 1945, Хельсинским Заключительным актом Конференции по безопасности и Сотрудничеству 1975, и других документов международного права. Основные действия и средства для формирования обстановки безопасности:
6.1.1.     Интеграция в НАТО. Республика Литва рассматривает членство в НАТО, в качестве основного средства по обеспечению как внутренней, так и региональной безопасности и стабильности в будущем. Республика Литва направила определенные активы для действий, нацеленных на приобретение квалификации для членства в НАТО. Среди них ключевыми являются следующие:
6.1.1.1.  План действий членства. Республика Литва продолжает осуществлять Ежегодную Национальную Программу Интеграции в НАТО, обновляемую каждый год согласно инициативе Плана действий Членства, пока не достигнуто членство в Союзе. Республика Литва продолжает выделять необходимую долю расходов государства для того, чтобы усилить национальную оборону и способность к взаимодействию с НАТО в соответствии с политическим одобрением парламентских фракций для целей членства в НАТО и их одобрением по оборонной политике. В сотрудничестве с неправительственными организациями и СМИ, правительство постоянно держит литовскую общественность в курсе вопросов по политике НАТО, преимуществам членства республики Литва в этой организации, и ее будущих обязанностей в качестве члена Союза.
6.1.1.2.  Деятельность НАТО. Республика Литва способствует активному сотрудничеству с Союзом и кандидатами на членство в пределах структуры Евроатлантического Совета по Партнерству, организации “Партнерство ради мира” (PfP),  а также Планирования и Процесса пересмотра (PARP) и использует это сотрудничество в качестве части подготовки к членству в НАТО. В соответствии с доступными ресурсами, республика Литва продолжает вносить активный вклад в международные операции по поддержанию мира под руководством НАТО.
6.1.1.3.  Сотрудничество с государствами-членами НАТО. В преследовании членства в НАТО, и дальнейшего усиления региональной безопасности, республика Литвы продолжает расширение и развитие двустороннего и многостороннего политического и оборонного сотрудничества, а также сотрудничества в области безопасности с государствами-членами НАТО для того, чтобы:
6.1.1.3.1.           объединить систему национальной безопасности республики Литвы;
6.1.1.3.2.           укрепить национальные и международные способности кризисного управления;
6.1.1.3.3.           реализовать стандарты НАТО в различных областях;
6.1.1.3.4.           поддержать политическую поддержку правительств и Парламентов государств-членов НАТО для членства республики Литвы в НАТО.
6.1.1.4.  Стратегическое партнерство с Соединенными Штатами Америки. Республика Литва продолжает развивать свои отношения с Соединенными Штатами Америки, как со стратегическим партнером. Республика Литва рассматривает Соединенные Штаты Америки в качестве главного партнера европейской безопасности. Выполнение Устава 1998 года Партнерства между США и Странами Балтии продолжает способствовать развитию стратегического партнерства с США. Республика Литва также поддерживает свои исторические и культурные связи с литовским меньшинством в Соединенных Штатах, которое является самым многочисленным литовским сообществом за границей, и развивает эти связи, как важный аспект его стратегического партнерства с Соединенными Штатами. Республика Литва продолжает оказывать политическую и практическую поддержку для антитеррористической кампании США, после того, как они стали целью террористических атак 11 сентября 2001.
6.1.1.5.  Сотрудничество со странами Кандидатами в НАТО. Республика Литва продолжает развивать политическое и оборонное сотрудничество со странами, которые преследуют подобные цели в области политики безопасности: Эстонией, Латвией, и другими государствами «вильнюсского процесса», то есть теми, кто преследует членство в НАТО и осуществляет Планы действий Членства. Республика Литвы стремится развить военные проекты, созданные на основе трехстороннего военного сотрудничества вместе с Эстонией и Латвией, включая совместные воинские части, образовательные учреждения, и оборонную инфраструктуру, в качестве будущей объединенной части военной структуры НАТО.
6.1.1.6.  Укрепление представительства в учреждениях НАТО. Во время процесса интеграции в НАТО, и принимая во внимание тот факт, что членство может скоро стать действительностью, республика Литва увеличивает и усиливает свое дипломатическое представительство, и представительство учреждений, формируя и осуществляя политику безопасности, в Миссии НАТО, специализированных комитетах и агентствах, так же как в Штаб-квартире и Командах.
6.1.2.     Интеграция в Европейский союз. Как часть продолжающейся работы, связанной с членством в ЕС, важная цель для республики Литвы, состоящая в том, чтобы завершить переговоры о присоединении к концу 2002 года и быть готовой к членству к 1 января 2004. С этой целью, республика Литва стремится согласовать свою правовую систему и процедуры с подобными достижениями сообщества ЕС, осуществляя административные и экономические реформы. Литовское правительство сообщает общественности о целях ЕС, достижениях, отдельных политиках, так же как о последствиях и обязанностях, которые возникнут в результате будущего Членства в Европейском Союзе для Литвы. Другие важные действия для республики Литвы:
6.1.2.1.  солидарность с Общей Внешней политикой ЕС и участие совместно с ЕС в процессе развития европейской безопасности и Оборонной политики (ESDP), которые дополняют и усиливают трансатлантическое партнерство между Европой и Соединенными Штатами;
6.1.2.2.  сотрудничество с Членами Европейского Союза и учреждениями, эффективное использование помощи, оказанной ЕС и его государствами-членами для Литвы;
6.1.2.3.  административные корректировки в государстве;
6.1.2.4.  укрепление литовского дипломатического и институционального представительства в учреждениях ЕС и специализированных учреждениях.
6.1.3.     Укрепление международного сотрудничества и хороших приветливых отношений. Республика Литва выполняет диапазон мероприятий и средств сосредоточенных на улучшении стратегической обстановки в соседних регионах. Самые важные действия следующие:
6.1.3.1.  Сотрудничество в Балтийском регионе. Республика Литва стремится способствовать стабильности и процветанию в Балтийском регионе. Аспект безопасности этого сотрудничества заключается в следующих действиях:
6.1.3.1.1.           трехстороннее сотрудничество в области безопасности с Эстонией и Латвией, включая совместные военные проекты;
6.1.3.1.2.           тесное многостороннее и двустороннее сотрудничество с государствами Северной Европы: Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция, которые помогают Литве в подготовке ее членства в НАТО и Европейском Союзе;
6.1.3.1.3.           участие в многосторонних инициативах, включая стратегических партнеров по сотрудничеству в регионах, особенно ЕС и его отдельные государства-члены, а также Соединенные Штаты, и содействие включению России в практическое и взаимно выгодное сотрудничество с Западом;
6.1.3.1.4.           активное участие в работе Совета Балтийских государств.
6.1.3.2.  Стратегическое партнерство с Польшей. Республика Литвы развивает сотрудничество с Польшей, как со стратегическим партнером. Это сотрудничество осуществляется на всех уровнях: между парламентами этих двух стран, их правительствами, различными учреждениями, университетами, местными и муниципальными властями, и неправительственными учреждениями, которые способствуют межличностным контактам. Республика Литва стремится извлекать уроки из опыта Польши (и других новых участников НАТО) полученного при вступлении в НАТО и приспосабливаясь к его требованиям. Вследствие ее географического положения Польша рассматривается, в качестве обязательной связи в процессе интеграции литовской экономики, информации, коммуникаций, транспорта, энергии и инфраструктуры в западноевропейские системы, а также в процессе включения ее оборонной инфраструктуры в интегрированную военную структуру НАТО.
6.1.3.3.  Отношения с Российской Федерацией. Один из приоритетов республики Литвы состоит в том, чтобы улучшить взаимное доверие с Россией в области международной безопасности. Республика Литва строит конструктивное использование многонациональной системы контроля над вооружениями и системы мер доверия и безопасности; осуществляет двусторонние мероприятия уверенности и безопасности, согласованные с Россией; и принимает одностороннюю безопасность и инициативы оборонной политики для увеличения открытости относительно России и других соседей. Республика Литва поддерживает многонациональные инициативы, которые стремятся включать Россию более близко в соответствующее практическое сотрудничество с Североатлантическим Союзом, и активно участвует в таких инициативах. Республика Литва сотрудничает с Россией в обеспечении ее военного транзита к и от Калининградского региона до территории республики Литвы в соответствии с взаимоприемлемыми и по закону отрегулированными мерами. Этот транзит выполнен в соответствии с регулирующими положениями, одобренными двусторонним соглашением, рассмотренным на ежегодной основе, и в соответствии с законами и требованиям других нормативных актов республики Литвы. Республика Литвы удовлетворена текущими военными договоренностями транзита. Подход к членству в НАТО и Европейском Союзе для республики Литвы не меняет её наклон к сотрудничеству с Россией, и гарантирует российский гражданский, коммерческий, и военный транзит через территорию Литвы на условиях, которые не противоречат к Шенгенскому праву.
6.1.3.4.  Республика Литва особенно интересуется политической, социальной, экономической и экологической стабильностью в Калининградском регионе. Неустойчивость может вызвать серьёзные проблемы, связанные с контрабандой, организованной преступностью, безудержным перемещением и загрязнением пограничных государств, включая республику Литва. Другие интересы республики Литвы относительно Калининградского региона включают продвижение хороших приветливых отношений, и экономическое, торговое и культурное партнерство, а также улучшение экономического развития и уровня жизни так, чтобы это было более благоприятно сравнимо с пограничными государствами, особенно теми, которые приближаются к Членству в Европейском Союзе.
6.1.3.5.  Отношения с Белоруссией. Республика Литва, как демократическая страна и сосед Белоруссии, интересуется установлением демократических норм и принципов в этой стране, наряду с процветанием ее людей и внутренней стабильностью. Республика Литва осуществляет тактику прагматического выборочного сотрудничества на практическом уровне. Эта тактика помимо прочих вопросов охватывает сотрудничество в области защиты границ и институтов пограничного контроля, применение мер укрепления доверия и безопасности, сотрудничества с неправительственными организациями Белоруссии и представителями СМИ. Республика Литва расширила бы область сотрудничества после укрепления демократического направления в Белоруссии.
6.1.3.6.  Межрегиональное сотрудничество. Республика Литва играет активную роль в том, чтобы передавать опыт, полученный от сотрудничества в области безопасности в Балтийском регионе  заинтересованным государствам в других регионах, в особенности Центральной Европе, Балканам, Закавказью, и Средней Азии.
6.1.3.7.  Участие в миротворческих операциях по всему миру, кризисном управлении и предотвращении. Республика Литва отдает приоритет участию в операциях во главе с организациями, которые приобретают мандат Совета Безопасности ООН. Республика Литва развивает свою военную и гражданскую полицию, которая включена в реестр ООН, как постоянные резервные силы. Республика Литва также намеревается принять участие в международных соглашениях, которые составляют основу многонациональной Резервной Бригады Высокой Готовности (SHIRBRIG), которой поручено выполнять операции ООН, и принимать активное участие в операциях этой бригады. Республика Литва продолжит способствовать предотвращению конфликтов, миротворчеству, миротворческим инициативам, и другим дипломатическим, гражданским полициям и мониторингу миссий во главе с ООН, ОБСЕ и другими международными организациями.
6.1.3.8.  Оружие массового поражения. Республика Литва сотрудничает с иностранными партнерами и международными организациями, и строго выполняет все регулирующие положения и соглашения, определенные в международных соглашениях, ограничивающих быстрое увеличение или запрещающих Оружие массового поражения, их компоненты и технологии для их производства. То же самое относится к ограничению быстрого увеличения или запрещению ядерных, химических и биологических материалов.
6.1.3.9.  Международный контроль над вооружениями. Республика Литва расценивает международные режимы контроля над вооружениями и мероприятия по укреплению уверенности и безопасности как важный элемент мировой и особенно европейской безопасности. Республика Литва принимает активное участие в режимах контроля над вооружениями ООН и ОБСЕ. Принимая участие в многосторонних режимах, республика Литва также консультируется с отдельными странами относительно применения двусторонних мероприятий по укреплению уверенности и безопасности, а также активно готовится к возможности присоединения к международным режимам контроля над вооружениями и мероприятиям по укреплению уверенности и безопасности, таким как принятое в 1990 году соглашение об Обычных Силах в Европе и в 1997 году соглашение Открытого Неба. Литовская Республика поддерживает и уже придерживается положений Оттавской конвенции о запрещении противопехотных мин, и стремится подготовиться настолько эффективно насколько возможно к будущей ратификации и полному выполнению ее положений.
6.1.4.     Противостояние вызовам международной безопасности и угрозам. Республика Литва отдает самый высокий приоритет для принятия определенных мер для борьбы против терроризма, коррупции, организованной преступности, торговли людьми, незаконного оборота наркотиков, незаконного перемещения, контрабанды, и противостояния другим вызовам современного общества, таким как преступления, связанные с информационными технологиями и телекоммуникациями. Вместе с иностранными партнерами и международными организациями, республика Литва создает, ратифицирует, и осуществляет инструменты международного права, обращая особое внимание на резолюции Совета Безопасности ООН, способствует межинституциональному сотрудничеству полиции, служб пограничного контроля, таможни и спецслужб на двусторонней основе так же как с помощью международных организаций, таких как Интерпол и Европол.
6.1.5.     Предотвращение терроризма. Антитеррористическая программа включает:
6.1.5.1.  участие в борьбе международного сообщества против терроризма;
6.1.5.2.  разработка общего антитеррористического законодательства;
6.1.5.3.  защита потенциальных объектов от террористических нападений – в том числе важнейших объектов инфраструктуры;
6.1.5.4.  выявления отдельных лиц, участвующих в выполнении приказа и возможных террористических актах;
6.1.5.5.  идентификация и устранение потенциальных источников террористического финансирования;
6.1.5.6.  установление четко определенных процедур для того, чтобы расследовать террористические акты;
6.1.5.7.  постоянная готовность к тому, чтобы устранять кризисные ситуации, вызванные террористическими актами;
6.1.5.8.  укрепление контртеррористических возможностей разведки.
6.2.        Укрепление внутренней, экономической и социальной безопасности:
6.2.1.     Борьба с преступностью и предотвращение. В Литве формируется новая модель для системы борьбы с преступностью и предотвращения, применение которой позволит последовательное и полное устранение главных причин и условий развития преступности и рациональное использование выделяемых ресурсов. Роль местных органов власти усиливается в процессе создания безопасных условий жизни. Деятельность учреждений досудебного расследования усиливается в расследовании и разоблачении преступлений и обеспечивается их эффективное общение и взаимодействие с офисом судебного преследования. В настоящее время преследуется четкое выполнение нового Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса. Приоритет в сфере борьбы с преступностью отдан борьбе против организованной преступности и коррупции. Приняты меры, чтобы разрушить экономический потенциал, который был незаконно накоплен преступными структурами, таким образом, сокращая организованную преступность. Осуществляется предотвращение отмывания денег, в соответствие с международными стандартами, и укрепляется защита свидетелей и жертв. Борьба с коррупцией осуществляется посредством реализации мер по предупреждению коррупции, всестороннего устранения причин этого явления: совершенствуется национальные правовые основы (была принята Национальная антикоррупционная программа) путем согласования литовских правовых актов с законодательными актами ЕС, и в том числе с нормами международного права. В целях предотвращения незаконной миграции и расширения трансграничной преступности, продолжается развитие государственной системы охраны границы путем внедрения требований ЕС для государственного пограничного контроля, в соответствии с международными требованиями, введения контроля лиц и транспортных средств, пересекающих границу, и формирование профессиональной службы охраны государственной границы. Кроме того, создаются национальные Шенгенские информационные системы.
6.2.2.     Защита информации. В соответствии с международными стандартами, улучшается правовое регулирование безопасности информационных технологий, усиливается защита критических информационных систем государства, обеспечивается надлежащий контроль над осуществлением мер по безопасности информационных технологий и данных.
6.2.3.     Защита окружающей среды. Главные источники атмосферного загрязнения в Литве – транспорт, энергетика, и промышленные сектора. Литва осуществляет соглашения о требованиях к охране атмосферного воздуха в целях предотвращения вредного влияния воздуха ненадлежащего качества на здоровье людей и экосистемы. Для достижения этой цели, должны быть быстро и эффективно введены такие меры, как сокращение загрязнений транспорта, энергосберегающие мероприятия и технологии прогрессивного производства и очистки загрязнений окружающей среды, а также использование местных и возобновляемых источников энергии. Международные требования, регулирующие управление химическими материалами и препаратами, реализуются для того, чтобы избежать вредного воздействия таких материалов на здоровье населения и окружающую среду. Защита от опасности излучения является одним из приоритетов национальной безопасности в Литве, потому что существует потенциальный источник радиоактивного загрязнения – Игналинская АЭС. В соответствии с законами и иными правовыми актами Литовской Республики, осуществляется контроль ядерных отходов и мониторинг окружающей среды объектов ядерной энергии. Управление и захоронение ядерных отходов и отработанного ядерного топлива являются приоритетными действиями в обеспечении безопасных условий.
6.2.4.     Социальное обеспечение. Для того чтобы гарантировать социальное обеспечение жителей страны, в соответствии с законом ЕС создаются и осуществляются системы эффективного труда, социального страхования и система социальной поддержки.
6.2.4.1.  Осуществление программы по повышению занятости позволяет преодолеть негативные последствия экономической реструктуризации и внешнего воздействия на занятость населения и рынок труда, увеличить занятость населения и баланс на рынке труда. Региональная политика позволяет преодолеть диспропорции в региональном развитии в отношении рынка труда, занятости и социального развития.
6.2.4.2.  Меры Трудового кодекса, Государственная программа по безопасности и здоровью работников и другие программы, применяются в целях обеспечения необходимых требований трудовых отношений, оплаты, безопасности на рабочем месте и т.д. так, чтобы условия труда значительно улучшились бы в результате.
6.2.4.3.  В целях обеспечения внутренней безопасности, совершенствуется социальное партнерство путем включения неправительственных организаций в процесс принятия решений. Координация мер социального страхования и социальной поддержки гарантирует, что всем гражданам предоставляют социальную защиту, а также гарантируются меры социальной поддержки для людей, которые нуждаются в этом наиболее всего.
6.2.4.4.  Цель реформы пенсионной системы состоит в том, чтобы предоставить возможность населению республики Литвы приобрести большие социальные гарантии. С окончательным осуществлением реформы пенсионной системы, начнет функционировать трехуровневая пенсионная система, состоящая из текущего финансирования, обязательного и добровольного уровней накопления.
6.2.4.5.  Программа осуществления стратегии по сокращению бедности в Литве направлена на сокращение бедности и социальной изоляции и борьбу за ликвидацию нищеты. С реформой денежной социальной поддержки, осуществляются создание общей денежной системы социальной поддержки, основанной на принципе оценки доходов и имущества. Эта система позволит сократить бедность и гарантировать, что у членов семьи, получающих социальную поддержку также, есть стимулирование, чтобы возвратиться к рынку труда и таким образом улучшить экономическую активность. Институциональное развитие и распределение финансирования нацелены на обеспечение выполнения реформ и упомянутых выше программ.

Pages: 1 2

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.