Закон о судоустройстве КНДР

ЗАКОН О СУДОУСТРОЙСТВЕ КОРЕЙСКОЙ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

1 марта 1950 г.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Правосудие в Корейской Народно-Демократической Республике, согласно ст. 82 Конституции, осуществляется Верховным судом, провинциальными, городскими, уездными народными, а также специальными судами.

Статья 2

Количество и местонахождение судов определяется постановлением Кабинета министров Корейской Народно-Демократической Республики по предложению министра юстиции.

Статья 3

Правосудие в Корейской Народно-Демократической Республике имеет своей задачей защиту от всяких посягательств:

1)    установленного в Корейской Народно-Демократической Республике народно-демократического государственного строя;

2)    политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и интересов граждан, гарантированных законом;

3)    прав и законных интересов государственных учреждений, государственных предприятий, кооперативных и общественных организаций.

Статья 4

Правосудие в Корейской Народно-Демократической Республике имеет своей задачей обеспечение точного и неуклонного исполнения законов всеми учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Статья 5

Применяя меры наказания, суд не только карает преступников, но также преследует цель исправления и перевоспитания преступников.

Всей своей деятельностью суд воспитывает граждан в духе преданности Родине, в духе точного и неуклонного исполнения законов, бережного отношения к государственному имуществу, верности государственному и общественному долгу, уважения и соблюдения демократического общественного порядка.

Статья 6

Задачи, определенные в ст. 3 настоящего Закона, суд осуществляет путем:

1)     разбирательства в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к врагам народа, к террористам, вредителям, расхитителям государственного имущества, грабителям, ворам, хулиганам и иным преступникам;

2)     разбирательства и разрешения дел по спорам, затрагивающим права и интересы государственных учреждений, государственных предприятий, кооперативных и общественных организаций и граждан.

Статья 7

Правосудие в Корейской Народно-Демократической Республике осуществляется на началах:

1)    единого и равного для всех граждан суда независимо от их социального и имущественного положения, служебного положения и национальной принадлежности;

2)    единого и обязательного для всех судов уголовного, гражданского и процессуального законодательства.

Статья 8

Судьи при разборе дел независимы и подчиняются только закону.

Статья 9

Судопроизводство ведется на корейском языке. Для лиц, не владеющих корейским языком, обеспечивается право полного ознакомления с делом через переводчика, а также право выступать в суде на родном языке.

Статья 10

Разбирательство во всех судах открытое.

Разбирательство, согласно мотивированному определению суда, может быть закрытым, если этого требуют интересы сохранения государственной тайны, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Статья 11

В соответствии со ст. 86 Конституции Корейской Народно-Демократической Республики обвиняемому обеспечивается право на защиту.

Статья 12

Все суды Корейской Народно-Демократической Республики образуются на началах выборности в порядке, определенном ст. 83 Конституции.


Статья 13

Во всех судах имеются председатель суда, необходимое количество судей и участвующих в рассмотрении дел народных заседателей.

Статья 14

Судьями и народными заседателями могут быть все граждане, пользующиеся избирательным правом.

Лица, бывшие судьями или прокурорами в период японского господства, не могут быть судьями или прокурорами.

Статья 15

Народные заседатели принимают участие в судебном разбирательстве в порядке очередности по списку не более 14 дней в году. Однако этот срок может быть продлен в том случае, если это вызывается необходимостью продолжения рассмотрения дела.

При исполнении своих обязанностей в суде народные заседатели имеют равные с судьями права.

Статья 16

За народными заседателями из числа рабочих и служащих на весь период исполнения ими обязанностей в суде сохраняется их заработная плата.

Народные заседатели из числа лиц, не предусмотренных в предыдущем абзаце, в период исполнения ими обязанностей в суде получают за каждый рабочий день вознаграждение наравне с судьей данного суда.

Статья 17

Судебное разбирательство во всех судах осуществляется в составе судьи и двух народных заседателей.

Однако в случаях, специально определенных законом, судебное разбирательство осуществляется тремя судьями.

Статья 18

Приговоры и решения всех судов, кроме Верховного суда Корейской Народно-Демократической Республики, могут быть в установленном законом порядке обжалованы осужденными, их защитниками, истцами, ответчиками и представителями их интересов или опротестованы прокурором в вышестоящий суд.

Вышестоящий суд при рассмотрении жалоб и протестов по имеющимся в деле и представленным сторонами материалам рассматривает и выносит определение относительно законности и обоснованности приговора или решения нижестоящего суда.

Указанное определение не может быть обжаловано или опротестовано.

Статья 19

Только председатель Верховного суда Корейской Народно-Демократической Республики или Генеральный прокурор могут внести в Верховный суд чрезвычайный протест в отношении приговоров и решений, вступивших в законную силу.

Статья 20

Приговоры выносятся и приводятся в исполнение именем Корейской Народно-Демократической Республики.

Статья 21

Освобождение судей и народных заседателей от этих должностей допускается не иначе, как по отзыву органов, избравших их, или на основании приговора суда.

Статья 22

Возбуждение против судей уголовного преследования может быть произведено только Генеральным прокурором с санкции Президиума Верховного Народного Собрания Корейской Народно-Демократической Республики.

Статья 23

В случае, если судья временно лишается возможности исполнять свои обязанности (вследствие отпуска, болезни или других причин), по решению президиума соответствующего народного комитета исполнение обязанностей судьи на период его отсутствия может быть возложено на судью другого суда. Однако этот период не может превышать трех месяцев.

Статья 24

Судья обязан отчитываться перед избирателями в своей работе.


ГЛАВА ВТОРАЯ. ГОРОДСКИЕ И УЕЗДНЫЕ НАРОДНЫЕ СУДЫ

Статья 25

Городские и уездные народные суды избираются тайным голосованием соответствующими народными комитетами сроком на два года.

Статья 26

Городские и уездные народные суды рассматривают:

1) уголовные дела:

о преступлениях против государственного управления,

о преступлениях против государственной и кооперативно-общественной собственности,

о преступлениях против частной собственности,

о преступлениях, связанных с нарушением законодательства о труде,

о должностных преступлениях,

о хозяйственных преступлениях,

о преступлениях против общественного порядка,

о преступлениях против народного здравоохранения;

2) гражданские дела:

по искам об имущественных спорах,

по искам, связанным с нарушением законодательства о труде,

по искам о разводах и взыскании алиментов,

по искам о наследстве.

Городские и уездные народные суды рассматривают также и другие уголовные и гражданские дела, отнесенные законом к их ведению.

Статья 27

Городские и уездные народные суды до рассмотрения уголовного дела в судебном заседании решают следующие вопросы:

1. Об утверждении обвинительного заключения, представленного прокурором.

При утверждении обвинительного заключения дело передается на рассмотрение в судебное заседание; при неутверждении – дело либо возвращается на доследование, либо прекращается производством при наличии к этому достаточных оснований.

  1. О принятии, сохранении, изменении или отмене мер пресечения в отношении обвиняемого.
  2. Об обязательном участии при рассмотрении дела защитника и прокурора, о вызове экспертов и свидетелей.

Статья 28

Судья единолично решает следующие вопросы:

1)    в случае поступления жалоб и заявлений, выносит постановление о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом;

2)    в случае необходимости направляет заявления или жалобы следственным органам;

3)    назначает дату рассмотрения дела;

4)    подготовляет вызов обвиняемого, свидетелей, экспертов, извещает истцов, ответчиков, а также соответствующих третьих лиц о дате рассмотрения дела.

Статья 29

Председатель городского или уездного народного суда председательствует сам в судебном заседании либо назначает председательствующим судебного заседания судью данного суда.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ СУДЫ

Статья 30

Провинциальный суд избирается тайным голосованием народным комитетом соответствующей провинции, сроком на три года.

Статья 31

Провинциальный суд в первой инстанции рассматривает:

1) уголовные дела о преступлениях против государственной власти, об особо важных преступлениях против личности, преступлениях против государственной собственности и кооперативно-общественной собственности, должностных преступлениях;

2) гражданские дела по искам между корейскими гражданами и иностранцами.

Провинциальные суды рассматривают также отнесенные законом к их ведению другие уголовные и гражданские дела, а также дела по жалобам и протестам на приговоры, решения и определения городских и уездных народных судов.

Статья 32

В провинциальном суде учреждаются судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам.

  1. Судебная коллегия по уголовным делам рассматривает отнесенные законом к ее ведению уголовные дела, а также дела по жалобам и протестам на приговоры и определения городских и уездных народных судов.
  2. Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает отнесенные законом к ее ведению гражданские дела, а также дела по жалобам и протестам на решения и определения городских и уездных народных судов.

Статья 33

Судебные коллегии провинциального суда рассматривают уголовные и гражданские дела в составе председательствующего – судьи и двух заседателей.

Статья 34

Судебные коллегии провинциального суда рассматривают жалобы и протесты на приговоры, решения, и определения городских и уездных народных судов в составе трех членов суда.

Статья 35

Ст. ст. 27, 28 и 29 настоящего Закона относятся и к провинциальным судам.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СУДЫ

Статья 36

Под специальными судами подразумеваются военные трибуналы и линейные суды (транспортные суды).

Статья 37

К компетенции специальных судов относятся следующие дела:

1)    к компетенции военных трибуналов – дела о воинских преступлениях, а также об иных преступлениях, отнесенных законом к их ведению;

2)    к компетенции линейных судов – дела о должностных преступлениях работников железнодорожного, автомобильного и гужевого, а также водного транспорта, и дела о преступлениях, нарушающих нормальную деятельность транспорта.

Статья 38

Председатель и судьи специальных судов назначаются министром юстиции Корейской Народно-Демократической Республики.

Статья 39

Заседатели специальных судов избираются соответственно на собраниях военнослужащих или на собраниях работников транспортных учреждений.

Статья 40

Военные трибуналы организуются при корпусах и дивизиях (бригадах), воинских частях Корейской Народной Армии и при органах Министерства внутренних дел.

Статья 41

Военные трибуналы при корпусах рассматривают уголовные дела, отнесенные законом к их ведению, а также дела по жалобам и протестам на приговоры и определения, вынесенные военными трибуналами дивизий (бригад), воинских частей и органов Министерства внутренних дел.

Статья 42

Линейные суды организуются в соответствии с системой организации учреждений железнодорожного, автомобильного и гужевого, а также водного транспорта при определенных узлах и участках.

Статья 43

Узловые линейные суды рассматривают уголовные дела, отнесенные законом к их ведению, а также дела по жалобам и протестам на приговоры и определения, вынесенные участковыми линейными судами.

Статья 44

Специальные суды рассматривают уголовные дела в составе председательствующего – судьи и двух заседателей; однако в случаях, особо предусмотренных законом, рассмотрение дел производится в составе трех членов суда.

Статья 45

Военные трибуналы при корпусах и узловые линейные суды рассматривают в составе трех членов суда дела по жалобам и протестам на приговоры или определения, вынесенные военными трибуналами дивизий (бригад), воинских частей и органов Министерства внутренних дел или участковыми линейными судами.

Статья 46

Ст. ст. 27, 28 и 29 настоящего Закона относятся и к специальным судам.

ГЛАВА ПЯТАЯ. ВЕРХОВНЫЙ СУД

Статья 47

Верховный суд является высшим судебным органом Корейской Народно-Демократической Республики.

Верховный суд избирается Верховным Народным Собранием Корейской Народно-Демократической Республики сроком на три года.

Статья 48

Верховный суд осуществляет надзор за деятельностью всех судов Корейской Народно-Демократической Республики путем:

1)    рассмотрения дел по чрезвычайным протестам на приговоры и решения, вступившие в законную силу;

2)    рассмотрения дел по жалобам и протестам на приговоры провинциальных и соответствующих специальных судов.

Статья 49

Приговоры, решения и определения Верховного суда не могут быть обжалованы или опротестованы.

Статья 50

В Верховном суде образуются следующие судебные коллегии:

1)    судебная коллегия по уголовным делам;

2)    судебная коллегия по гражданским делам;

3)    специальная судебная коллегия.

Статья 51

Судебная коллегия Верховного суда по уголовным делам рассматривает уголовные дела, отнесенные законом к ее ведению, а также дела по жалобам и протестам на приговоры и определения провинциальных судов.

Статья 52

Судебная коллегия Верховного суда по гражданским делам рассматривает гражданские дела, отнесенные законом к ее ведению, а также дела по жалобам и протестам на решения и определения провинциальных судов.

Статья 53

Специальная судебная коллегия Верховного суда рассматривает уголовные дела, отнесенные законом к ее ведению, а также дела по жалобам и протестам на приговоры и определения, вынесенные военными трибуналами при корпусах и узловыми линейными судами.

Статья 54

Судебные коллегии Верховного суда рассматривают уголовные и гражданские дела в составе председательствующего – судьи и двух заседателей. Однако в случаях, особо предусмотренных законом, рассмотрение дел производится в составе трех членов суда.

Статья 55

Судебные коллегии Верховного суда в составе трех членов суда рассматривают дела по жалобам и протестам на приговоры и определения провинциальных судов и соответствующих специальных судов, а также дела по чрезвычайным протестам на вступившие в законную силу приговоры и решения всех судов, кроме Верховного суда.

Статья 56

Ст. ст. 27, 28 и 29 настоящего Закона относятся и к Верховному суду.

Статья 57

Председатель Верховного суда может принять на себя председательствование по любому делу, находящемуся на рассмотрении в какой-либо коллегии Верховного суда.


Статья 58

Председатель Верховного суда и Генеральный прокурор могут истребовать дело из любого суда для внесения чрезвычайного протеста в установленном законом порядке, а также могут приостановить исполнение любого приговора или решения, кроме приговора или решения Верховного суда.

Статья 59

Дела по чрезвычайным протестам на приговоры и решения судебных коллегий Верховного суда рассматриваются Пленумом Верховного суда.

Пленум Верховного суда на основании решений, принятых по рассмотренным судебным делам, может давать руководящие указания по различным вопросам судебной практики.

Статья 60

Пленум Верховного суда состоит из Председателя Верховного суда и всех судей – членов Верховного суда.

Генеральный прокурор и министр юстиции обязательно участвуют в Пленуме Верховного суда.

Статья 61

Заседания Пленума Верховного суда созываются не реже одного раза в два месяца.

ГЛАВА ШЕСТАЯ. СУДЕБНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ

Статья 62

Исполнение решений и определений по гражданским делам и исполнение приговоров и определений по уголовным делам в части имущественных взысканий производится судебными исполнителями.

Статья 63

Судебные исполнители назначаются министром юстиции и состоят при городских и уездных народных судах, провинциальных судах и Верховном суде.

Статья 64

Предъявляемые судебными исполнителями требования, связанные с выполнением ими своих обязанностей, обязательны для всех органов, должностных лиц и граждан.

«Кодекс законов Корейской Народно-Демократической Республики», ч. 1 («Чосон Минчжучжуи Инмин Конхвагук Попчон»), Юриздат, Министерство юстиции, Пхеньян, 1950 г.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.