Закон Венгерской народной республики об обороне

ЗАКОН ВЕНГЕРСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

1976 ГОДА ОБ ОБОРОНЕ

Венгерская Народная Республика под руководством Венгерской социалистической рабочей партии успешно трудится над построением развитого социалистического общества. Основным условием выполнения этой исторической задачи является мир, за который наша родина последовательно борется в соответствии с нашей внешней политикой, вытекающей из сущности нашей общественной системы, сотрудничая с борющимися за общественный прогресс силами. В то же время исторически закономерно, что мы должны заботиться о прочной защите и охране суверенности и национальной независимости нашей страны, мира и безопасности нашего народа, завоеваний социализма. В интересах этого в качестве члена социалистического содружества, в братском сплочении с нашими соратниками по оружию, объединенными в Организации Варшавского Договора, мы должны дальше развивать оборонную способность нашей родины, укреплять нашу союзническую систему.

Вооруженная защита нашей родины в первую очередь является обязанностью членов Вооруженных Сил и формирований, скрепленной присягой, к выполнению которой они всегда готовы. Однако в нашу эпоху оборона идей социалистического патриотизма и интернационализма требует всеохватывающих, согласованных усилий от государства и от всего общества как в мирное время, так и в период войны. Поэтому в Законе следует определить всю систему обороны: порядок управления обороной, оборонные задачи государственных и хозяйственных органов, кооперативов и общественных организаций, а также личные обязанности граждан. Следует определить права граждан, выполняющих оборонную обязанность, повышенное уважение к ним государства и общества.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

Конституционные основные принципы

§ 1. 1. Государство в Венгерской Народной Республике защищает свободу и власть трудового народа, независимость страны (абз. 1 § 5 Конституции).

  1. Защита родины является обязанностью каждого гражданина Венгерской Народной Республики (абз. 1 § 70 Конституции).
  2. Граждане несут военную службу на основе всеобщей воинской обязанности (абз. 2 § 70 Конституции).

Цель обороны

§ 2. Целью обороны является планомерная подготовка, а в случае необходимости – мобилизация и использование населения, органов, территории и экономики страны для защиты родины.

Оборонные задачи

§ 3. Оборонные задачи следующие:

а) руководящая, организаторская и воспитательная деятельность органов, определенных в Законе;

б) личное несение гражданами службы;

в) выполнение хозяйственных обязанностей и материального снабжения органов и граждан.

Время действия Закона

§ 4. 1. Действие Закона распространяется как на время мира, так и на время войны. Закон особо определяет те положения, действие которых распространяется только на время войны.

2. Положения Закона, действующие на время войны, следует применять также во время серьезной угрозы безопасности государства, если о ее возникновении объявил Президиум Венгерской Народной Республики (в дальнейшем Президиум) вследствие событий, непосредственно угрожающих территориальной целостности, независимости, государственному и общественному строю Венгерской Народной Республики.

Соблюдение международных договоров

§ 5. 1. Венгерская Народная Республика полностью выполняет военные обязательства, принятые по международным договорам.

2. Органы, Вооруженные Силы, вооруженные формирования и граждане Венгерской Народной Республики уважают международные правила ведения войны в соответствии с соглашениями, включенными в законодательство.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОНОЙ И ЕЕ СИСТЕМА

ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОБОРОННЫХ ЗАДАЧ

Общие принципы управления

§ 6. 1. Основой управления обороной и определения задач является оборонная политика Венгерской Народной Республики. Осуществление этой политики требует единого центрального управления обороной и координации в соответствии с основными военными принципами нашей союзнической системы.

2. Руководящие органы государственных, хозяйственных и общественных организаций в мирное время также обязаны предпринимать меры, необходимые для усиления оборонной готовности страны.

Государственное Собрание

§ 7. В соответствии с Конституцией Государственное Собрание осуществляет следующие права, связанные с вооруженной защитой Венгерской Народной Республики:

а) утверждает наиболее важные договоры, связанные с независимостью, территориальной неприкосновенностью и защитой страны, равно как и с ведением войны;

б) решает вопрос об объявлении состояния войны и о заключении мира,

в) издает основные правовые нормы, относящиеся к обороне.

Президиум

§ 8. 1. В рамках правомочий, обеспеченных Конституцией, Президиум:

а) устанавливает наличие серьезной угрозы для безопасности государства и ее прекращение, объявляет об этом;

б) во время войны или серьезной угрозы для безопасности государства (в дальнейшем война) может создавать Совет Обороны, наделенный чрезвычайными полномочиями;

в) заключает и утверждает международные договоры, связанные с обороной.

2. К полномочию Президиума относится:

а) назначение генералов;

б) освобождение их от должности и увольнение по дисциплинарной причине в отставку;

в) лишение звания или разжалование, кроме случаев лишения, соответственно разжалования, путем судебного приговора.

Совет Обороны

§ 9. 1. Главной задачей Совета Обороны во время войны является верховное управление обороной и эффективное использование всех источников мощи страны для защиты родины.

  1. Совет Обороны осуществляет переданные Президиумом права и права Совета Министров в рамках, установленных Президиумом.
  2. Президиум устанавливает состав Совета Обороны, избирает его Председателя, Секретаря и членов.
  3. Председатель Совета Обороны является главнокомандующим Вооруженными Силами и вооруженными формированиями.

Совет Министров

§ 10. 1. В целях укрепления обороны, защиты государственного и общественного строя Совет Министров:

а) в рамках закона обеспечивает правовое регулирование вопросов, связанных с обороной;

б) направляет и координирует деятельность оборонного характера министров и органов общереспубликанской компетенции;

в) утверждает хозяйственный план, связанный с обороной, и в рамках государственного бюджета подготавливает оборонный бюджет;

г) решает в рамках своей компетенции вопросы, относящиеся к Вооруженным Силам и вооруженным формированиям, а также служащие обеспечению государственных и хозяйственных условий оборонной подготовки;

д) предписывает общую или частичную мобилизацию страны; в связи с мобилизацией определяет задачи центральных и территориальных органов управления, а также отдельные обязанности граждан.

2. Отдельные задачи, связанные с обороной, Совет Министров выполняет в установленных им рамках через Комитет обороны Совета Министров.

Министры и руководители органов общереспубликанской компетенции

§ 11. 1. Министры и руководители органов общереспубликанской компетенции (в дальнейшем министры) в соответствии с правовыми нормами, а также распоряжениями Совета Обороны, Совета Министров и Комитета обороны Совета Министров, направляют связанную с обороной деятельность подведомственных им отраслей государственной администрации и подчиненных им органов.

2. В рамках управления обороной Министр обороны:

а) организует и направляет вооруженную защиту страны от нападения извне, а также выполнение задач, связанных с гражданской обороной;

б) по вопросам, определенным Советом Министров, направляет и контролирует деятельность других министерств и органов общереспубликанской компетенции, а также обеспечивает специальный надзор в отношении деятельности Советов, носящей оборонный характер;

в) вносит предложения в отношении требований обороны и сотрудничает с компетентными органами в обеспечении задач, связанных с выполнением экономических обязательств и материального обслуживания;

г) на основании закона и уполномочия Совета Министров обеспечивает единообразное регулирование задач исполнения, связанных с обороной;

д) по согласованию с Министром внутренних дел издает основные уставы Вооруженных Сил.

  1. Венгерская народная армия и гражданская оборона находятся под руководством Министра обороны.
  2. Управление пограничными войсками осуществляет Министр внутренних дел.

Задачи столичных, областных органов

§ 12. 1. Столичный, областные комитеты обороны являются территориальными органами Комитета обороны Совета Министров. На подведомственной территории они выполняют задачи, связанные с оборонной подготовкой и определенные Комитетом обороны Совета Министров.

2. Во время войны столичный, областные комитеты обороны действуют в качестве территориальных органов Совета Обороны.

3. Для выполнения оборонных задач на местах столичный Комитет обороны создает районные в столице комитеты обороны, областные комитеты обороны – городские, городские областных городов и районные комитеты обороны.

§ 13. Будапештский столичный военный комиссариат, областные военные и территориально-оборонные комиссариаты (в дальнейшем: военный и территориально-оборонный комиссариаты) на подведомственной территории организуют выполнение оборонных административных задач, а также задач территориальной обороны, связанных с пополнением, мобилизацией Вооруженных Сил и вооруженных формирований, обязанностью материального обеспечения, защитой интересов военнообязанных и членов их семей в рамках, определенных в правовой норме.

§ 14. 1. Столичный и областной Совет:

а) организует и направляет оборонное воспитание населения, обеспечение гражданской обороны, а также оборонную подготовку органов, находящихся под его надзором;

б) принимает участие в организации и направлении выполнения оборонных обязанностей, равно как мобилизации и пополнении Вооруженных Сил и вооруженных формирований.

2. Местный Совет и любой орган Совета на подведомственной территории выполняет в соответствии со своей компетенцией возложенные на него согласно его полномочиям оборонные задачи:

а) обеспечивает условия выполнения отдельных оборонных обязанностей;

б) выполняет задачи территориальной обороны по подготовке и мобилизации;

в) организует гражданскую оборону,

г) выполняет обязанности, связанные с защитой и снабжением населения.

§ 15. 1. Другие столичные и областные органы выполняют свои оборонные задачи и направляют оборонную деятельность, осуществляемую находящимися под их надзором органами.

2. В соответствии с абзацем 1 институты, учреждения, дорожные, транспортные, информационные, а также другие государственные органы в рамках своих задач обеспечивают:

а) оборонную подготовку,

б) во время войны:

–     условия и непрерывность деятельности, соответствующей данному положению;

–     выполнение задач гражданской обороны,

–     удовлетворение нужд Вооруженных Сил, вооруженных формирований, органов охраны общественного порядка и населения для осуществления своих оборонных задач.

ГЛАВА III. ЗАДАЧИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

§ 16. 1. Вооруженные Силы – это Венгерская народная армия и Пограничные войска. Военный состав гражданской обороны относится к Венгерской народной армии.

2. Задачи Вооруженных Сил:

а) защита территории, независимости, социалистического государственного, экономического и общественного строя Венгерской Народной Республики, а также мира от нападения извне;

б) охрана государственных границ Венгерской Народной Республики;

в) выполнение военных обязательств, вытекающих из международных договоров;

г) охрана важных с точки зрения обороны сооружений и обеспечение других задач защиты тыла страны;

д) участие в защите государственной и общественной безопасности;

е) участие в выполнении задач гражданской обороны;

ж) оказание помощи в случае стихийного бедствия или иной общей опасности;

з) участие в выполнении задач народного хозяйства,

и) участие в воспитании молодежи.

ГЛАВА IV. ОБОРОННЫЕ ЗАДАЧИ ВООРУЖЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ, ОРГАНОВ ИНСПЕКЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

§ 17. 1. Вооруженные формирования – это полиция, рабочие дружины и формирования для исполнения уголовных наказаний.

2. Задачи вооруженных формирований:

а) защита и поддержание государственной и общественной безопасности;

б) участие в защите тыла;

в) участие в выполнении задач гражданской обороны,

г) участие в выполнении задач поддержки Вооруженных Сил.

§ 18. 1. Органы инспекции – это таможенная и финансовая охрана, а также государственная пожарная охрана.

2. Наряду с выполнением входящих в их компетенцию задач органы инспекции участвуют в выполнении отдельных оборонных задач.

§ 19. 1. Органы гражданской обороны – это органы государственной администрации и производственные органы (предприятий, кооперативов, управлений, учреждений и т.д.).

2. Органы гражданской обороны осуществляют оборонную подготовку населения, подготовку территории для защиты от наступательного оружия и участвуют в осуществлении отдельных чрезвычайных мероприятий.

ГЛАВА V. ОБОРОННЫЕ ЗАДАЧИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

§ 20. 1. Задача государственных предприятий, кооперативов, других производительных, обслуживающих и торговых предприятий, а также органов, осуществляющих подготовку резервов и их сохранение (в дальнейшем вместе: хозяйственные органы), состоит в том, чтобы принимать те меры, которые служат использованию источников экономической мощи страны в целях обороны.

  1. В рамках задач, определенных в абзаце 1, хозяйственные органы обеспечивают проведение мероприятий, служащих обороне производительной, обслуживающей, торговой деятельности и деятельности по созданию централизованных резервов, а также подготовку необходимых для этого материальных средств.
  2. На хозяйственные органы в целях обороны возлагается также обязанность по материальному снабжению.

ГЛАВА VI. ОБОРОННЫЕ ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

§ 21. 1. В рамках своей деятельности общественные организации:

а) организуют, направляют и поддерживают патриотическое воспитание и оборонную подготовку населения страны;

б) оказывают помощь в выполнении отдельных оборонных обязанностей, в оборонной подготовке территории и экономики страны;

в) во время войны участвуют в выполнении оборонных задач.

2. При исполнении положений абзаца 1 особую, отдельно определенную задачу имеет Венгерский оборонный союз.

ГЛАВА VII. ОБОРОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

§ 22. 1. В соответствии с положениями Закона каждый гражданин обязан принимать участие в защите родины своей личной службой и материальными благами.

2. Оборонная обязанность граждан включает:

а) воинскую обязанность;

б) обязанность участия в гражданской обороне;

в) оборонную трудовую обязанность,

г) обязанность экономического и материального обслуживания.

3. С целью воспитания и подготовки к выполнению оборонных обязанностей молодежь принимает участие в оборонном обучении.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБОРОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ И ВООРУЖЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ГЛАВА VIII. ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

Всеобщая воинская обязанность

§ 23. Воинская обязанность является всеобщей. Она включает определенные в Законе и направленные на вооруженную защиту родины личные обязанности военнообязанных граждан.

Воинская обязанность мужчин.

§ 24. 1. Воинская обязанность мужчин, за исключением случаев, предусмотренным в абзаце 2, возникает 1 января того года, в котором им исполняется 18 лет, и продолжается до 31 декабря того года, в котором им исполняется 55 лет.

  1. Воинская обязанность генералов и офицеров запаса продолжается до 31 декабря того года, в котором им исполняется 60 лет.
  2. Воинская обязанность мужчин включает:

а) обязанность явки,

б) обязанность военной службы.

Обязанность явки

§ 25. Обязанность явки мужчин включает:

а) обязанность явки с целью получения регистрационных данных, контроля, медицинского обследования или лечения, соответственно призыва;

б) обязанность явки с целью регистрации личных данных.

Обязанность военной службы

§ 26. 1. Военнообязанный обязан выполнять свою обязанность несения военной службы согласно присяге, в соответствии с Конституцией, законами и другими правовыми нормами Венгерской Народной Республики, воинскими уставами и инструкциями, а также приказами своего командира.

2. На основании воинской обязанности граждане проходят:

а) срочную военную службу,

б) военную службу в запасе.

Призыв на военную службу

§ 27. Призыв военнообязанного на военную службу производится по приказу о призыве, соответственно о зачислении, который военнообязанный обязан исполнить без промедления.

Военная служба в случае мобилизации

§ 28. В случае мобилизации каждый военнообязанный может быть призван на военную службу и на необходимое время может быть задержан на военной службе. Условия и способы оставления в гражданской должности устанавливаются особой правовой нормой.

Ограничения в отношении военнообязанных

§ 29. 1 Для поездки за границу военнообязанного призывного возраста, еще не прошедшего срочной военной службы, необходимо разрешение Министра обороны.

  1. О поездке за границу военнообязанных, не подпадающих под действие абзаца 1, следует предварительно заявлять в военном и территориально-оборонном комиссариате.
  2. Для выезда военнообязанного из страны необходимо разрешение Министра обороны.

Воинская обязанность женщин

§ 30. 1. Воинская обязанность распространяется только на женщин, имеющих определенную специальную подготовку или определенное занятие, и длится с 18-летнего до 45-летнего возраста. Она включает:

а) обязанность явки и сообщения сведений, необходимых для постановки на учет;

б) во время войны – обязанность несения военной службы в рамках определенной специальной службы.

2. На основании воинской обязанности нельзя обязывать женщин к службе с оружием.

Оборонный взнос

§ 31. Военнообязанный, который не выполняет обязанности военной службы или выполняет ее не в тот срок, который определен в правовой норме, может быть обязан к уплате оборонного взноса.

ГЛАВА IX. СОСТАВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ВООРУЖЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

Военный состав Вооруженных Сил

§ 32. 1. Военный состав Вооруженных Сил состоит из действительного и запасного состава.

2. О службе действительного состава во время войны постановляет особая правовая норма.

Действительный состав

§ 33. К действительному составу Вооруженных Сил относятся:

а) кадровые военнослужащие;

б) военнослужащие сверхсрочной службы;

в) рядовые военнослужащие;

г) проходящие службу военнообязанные запаса;

д) курсанты военно-учебных заведений (училищ).

Пополнение действительного состава

§ 34. 1. Регулярное пополнение действительного состава Вооруженных Сил осуществляется путем призыва военнообязанных и добровольцев, зачисления лиц, явившихся на кадровую и сверхсрочную службу, а также в военно-учебное заведение (в училище).

2. Члены действительного состава проходят военную службу в соответствии со служебными отношениями, возникающими на основании воинской обязанности или добровольного поступления на службу.

3. На военнослужащих, призванных на основании добровольного поступления, распространяются с отступлениями, установленными в особой правовой норме, положения, относящиеся к прохождению службы на основании воинской обязанности. Этим следует руководствоваться также во время войны в отношении членов общественного состава Рабочей дружины.

Кадровый состав

§ 35. 1. Члены кадрового состава Вооруженных Сил и вооруженных формирований на основе добровольно определенного жизненного призвания обязаны нести военную службу родине и народной власти с повышенной политической, профессиональной и моральной ответственностью, с непоколебимой верностью и самопожертвованием.

  1. В кадровый состав Вооруженных Сил могут быть зачислены венгерские граждане с безупречным прошлым, годные к несению кадровой военной службы, определившие военную службу в качестве жизненного призвания и отвечающие также другим условиям, предписанным компетентным министром. Этим следует руководствоваться и в отношении членов вооруженных формирований.
  2. Кадровый состав состоит из генералов, офицеров, прапорщиков, старшин и в вооруженных формированиях, за исключением Рабочей дружины, – сержантов.
  3. Верхняя возрастная граница кадровой службы – достижение 55 лет. Во время войны в интересах службы, а в мирное время – с согласия военнослужащих, компетентный министр может задержать на кадровой службе отдельные части кадрового состава важного назначения также после достижения верхней возрастной границы.
  4. Кадровые служебные отношения прекращаются увольнением, соответственно уходом в отставку. Лицо, у которого прекращаются кадровые служебные отношения, не освобождается от воинской обязанности, возложенной на него согласно Закону.
  5. Подробные правила кадровых служебных отношений устанавливаются особыми правовыми нормами.

Сверхсрочный состав

§ 36. 1. Сверхсрочный состав Вооруженных Сил призван оказывать помощь службе кадрового состава, занимать отдельные командные должности, соответственно выполнять специальные служебные задачи.

  1. В сверхсрочный состав Вооруженных Сил может быть принят на основании добровольного поступления венгерский гражданин с безупречным прошлым, отвечающий также другим условиям, определенным компетентным министром.
  2. Отношения сверхсрочной службы учреждаются на определенное время.
  3. Сверхсрочный состав состоит из офицеров, прапорщиков, старшин и сержантов.
  4. Отношения сверхсрочной службы прекращаются увольнением в запас или на пенсию по инвалидности.

Срочная военная служба

§ 37. 1. Срочную военную службу следует проходить в Вооруженных Силах.

  1. Приписанный к военной службе военнообязанный может быть призван на срочную службу только по достижении 18 лет. Однако добровольно поступивший, а также зачисленный в высшее учебное заведение мужчина может быть призван уже по достижении 17 лет.
  2. Приписанный к военной службе военнообязанный может быть призван на службу до 31 декабря того года, в котором ему исполняется 23 года (призывной возраст), за исключением случаев, предусмотренных в абзацах 4 и 5.
  3. Военнообязанный, который получает отсрочку от призыва на службу или у которого срочная служба прервана, может быть призван на срочную службу или для продолжения службы до 31 декабря того года, в котором ему исполняется 28 лет.
  4. Лицо, которое противоправно уклонилось от срочной службы, может быть призвано на срочную службу до достижения 40 лет.
  5. Время призыва на военную службу граждан призывных возрастов устанавливает Министр обороны.
  6. Срочную службу подлежащего призыву военнообязанного можно отсрочить, соответственно прервать, по состоянию здоровья, вследствие обязанности по содержанию семьи, соответственно по важным общественным или личным причинам.

Продолжительность срочной службы

§ 38*. 1. Продолжительность службы – 18 месяцев. В пределах этого срока Министр обороны устанавливает продолжительность службы в отдельных родах войск, для видов служб и специальностей, курсов, а также групп.

2. Срочная служба начинается зачислением в состав и заканчивается увольнением в запас.

Состав запаса

§ 39. 1. Состав запаса Вооруженных Сил состоит из:

а) не обученных;

б) прошедших срочную службу;

в) получивших подготовку в запасе,

г) уволенных из кадрового и сверхсрочного состава военнообязанных на пенсию, соответственно в запас.

2. Положением абзаца 1 следует соответственно руководствоваться в отношении вооруженных формирований и органов инспекции.

Военная служба в запасе

§ 40. 1. Военную службу в запасе следует проходить, как правило, в Вооруженных Силах, в виде исключения – в вооруженных формированиях и органах, определенных Министром обороны.

2. Цель военной службы в запасе:

а) обучение в запасе;

б) переподготовка;

в) учебные сборы;

г) учебная служба;

д) специальная военная служба.

§ 41. 1. Военнообязанный, который не прошел срочную службу, может быть до достижения 40 лет призван для обучения в запасе на срок, не более чем на 6 месяцев.

2. Военнообязанного, прошедшего срочную службу или обучение в запасе, можно призывать на переподготовку один раз в 5 лет, при этом:

а) офицера, прапорщика и старшину – не более чем на 4 месяца;

б) сержанта и рядового – не более чем на 3 месяца.

  1. Военнообязанный, прошедший срочную службу или обучение в запасе, может быть один раз в год призван не более чем на 20-дневные учебные сборы.
  2. Военнообязанный запаса в рамках, определенных Советом Министров, в течение всего времени воинской обязанности может быть также призван один раз не более чем на 12-месячный срок на учебную службу, соответственно на специальную военную службу для выполнения особо определенной военной задачи. В этих целях отдельные военнообязанные по окончании срочной службы могут быть задержаны не более чем на 2-месячный срок для прохождения военной службы в запасе.
  3. Общий срок прохождения военной службы в целях, указанных в пунктах «б» – «д» § 40, не может превышать для офицера, прапорщика и старшины запаса 24 месяцев, для сержанта и рядового запаса – 18 месяцев.
  4. Военнообязанный может быть окончательно или временно освобожден от военной службы в запасе.

Подготовка офицеров и старшин запаса

§ 42. 1. К обучению в запасе для получения звания офицера, соответственно старшины, может быть привлечен:

а) военнообязанный, окончивший среднее или высшее учебное заведение,

б) военнообязанный, прошедший срочную службу, не более чем в 6-месячный срок с учетом того, что со дня его демобилизации прошло не менее 3 лет.

2. Подготовка офицеров и старшин запаса происходит в ходе срочной службы и соответственно на курсах, организованных в рамках обучения в запасе и переподготовки.

Курсанты военно-учебных заведений

§ 43. 1. Курсанты военно-учебных заведений (высших военных школ и школ старшин), равно как и курсанты, зачисленные в военные училища, готовятся к кадровой военной профессии путем продолжения учебы в рамках своей военной службы на основании добровольного поступления.

  1. В военное учебное заведение (училище) может быть принят военнообязанный с безупречным прошлым и годный к несению военной службы, определивший военную службу в качестве жизненного призвания и отвечающий также другим условиям, предписанным компетентным министром.
  2. Пополнение кадрового состава Вооруженных Сил в первую очередь происходит из числа курсантов, окончивших военно-учебные заведения.

Ответственность членов Вооруженных Сил и вооруженных формирований

§ 44. 1. Членов действительного состава Вооруженных Сил и вооруженных формирований, в случае нарушения ими своих обязанностей, определенных в законах и других правовых нормах, уставах, инструкциях или приказах, следует привлекать к ответственности согласно правилам, относящимся к дисциплинарному производству, если речь не идет о разбирательстве более тяжкого дела.

2. Генерала, офицера, прапорщика, старшину и сержанта запаса, который в гражданской жизни допускает поведение, недостойное его звания, следует привлекать к ответственности согласно дисциплинарным правилам, относящимся к членам Вооруженных Сил, соответственно вооруженных формирований.

Гражданский состав Вооруженных Сил и вооруженных формирований

§ 45. 1. К гражданскому составу Вооруженных Сил и вооруженных формирований относятся назначенные и состоящие в договорных трудовых отношениях гражданские служащие.

2. Применительно к трудовым отношениям гражданских служащих следует руководствоваться нормами трудового права и относящихся к ним особых распоряжений.

ГЛАВА X. ЗВАНИЯ ЧЛЕНОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ВООРУЖЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

§ 46. 1. Звание является почетным отличием, с которым связаны определенные в правовых нормах и уставах служебные правомочия и обязанности.

  1. Звания, равно как условия и порядок присвоения и повышения званий, устанавливаются особыми правовыми нормами. Для присвоения и повышения званий офицеров запаса, равно как и для установления правил присвоения и повышения более низких званий, правомочен компетентный министр.
  2. Член Вооруженных Сил и вооруженных формирований лишается своего звания на основании вступившего в законную силу судебного приговора, соответственно согласно правилам дисциплинарного производства или производства в суде чести, определенным компетентным министром.
  3. Для разжалования или восстановления в звании офицера запаса, равно как и военнообязанного запаса, имеющего более низкое звание, для установления правил разжалования и восстановления в звании правомочен компетентный министр.
  4. Во время войны правовая норма может устанавливать иные условия и порядок присвоения, повышения звания, восстановления в звании, а также разжалования.

ГЛАВА XI. ОБЯЗАННОСТЬ УЧАСТИЯ В ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

§ 47. 1. Цель обязанности участия в гражданской обороне – подготовка населения к предупреждению, ликвидации и уменьшению ущерба, причиненного наступательным оружием, стихийным бедствием и другим чрезвычайным происшествием, равно как к выполнению связанных с этим задач по спасанию и освобождению.

  1. Обязанность участия в гражданской обороне распространяется на мужчин в возрасте от 16 до 65 лет и на женщин в возрасте от 16 до 60 лет.
  2. Выполнение обязанности участия в гражданской обороне предписывает компетентный руководитель гражданской обороны (компетентный министр, руководитель предприятия, учреждения, председатель Совета) по месту работы, соответственно по месту жительства.
  3. Обязанность участия в гражданской обороне включает обязанность участия в обучении (не более 60 часов в год) и в практике (не более 3 дней в год), а также обязанность несения службы гражданской обороны, равно как явки и прописки.
  4. Обучение гражданской обороне на основании добровольного поступления лиц со специальным образованием или профессией, определенных компетентным министром, может превышать 60 часов в год.
  5. Во время войны лица, обязанные обеспечивать непрерывную службу гражданской обороны, могут быть использованы без ограничения времени.

ГЛАВА XII. ОБОРОННАЯ ТРУДОВАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

§ 48. 1. Во время войны может быть предписана оборонная трудовая обязанность.

  1. На основании оборонной трудовой обязанности граждане (мужчины в возрасте от 14 до 65 лет, женщины – от 14 до 60 лет) на длительный срок или временно могут привлекаться к выполнению физической или умственной работы, соответствующей их способностям и состоянию здоровья.
  2. Лицо, состоящее в трудовых отношениях или в отношениях членства в кооперативе и привлеченное к трудовой обязанности, выполняет ее на указанном для него рабочем месте, как правило, по месту основной работы.

ГЛАВА XIII. ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ЛИЦ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ОБОРОННУЮ ОБЯЗАННОСТЬ

§ 49. 1. Венгерская Народная Республика гарантирует уважение, моральную и материальную поддержку граждан, выполняющих оборонную обязанность, признание их заслуг, а также широкую защиту их интересов.

  1. В случае наступления болезни или инвалидности при выполнении обязанности, лицу, выполняющему оборонную обязанность, полагается государственное обеспечение. В случае, определенном в правовой норме, государственное обеспечение полагается также члену его семьи, имеющему право на содержание.
  2. Лицу (в случае его смерти – члену его семьи), выполняющему оборонную обязанность, следует возместить ущерб, вытекающий из лишения жизни этого лица, нанесения вреда его здоровью или физической целостности, если это связано с выполнением обязанности.
  3. Лицу, выполняющему оборонную обязанность, на основании трудовых отношений (отношений членства в кооперативе) полагается компенсация, причитающаяся оплата, соответственно льгота, в соответствии с характером обязанности. Члену же семьи, имеющему право на содержание, за военнообязанного также полагается компенсация, льгота, соответственно социальное пособие.
  4. Трудовые отношения военнообязанного во время военной службы приостанавливаются, их прекратить нельзя, за исключением трудовых отношений, учрежденных на определенный срок. Военная служба не затрагивает отношений членства в кооперативе.
  5. Во время войны защиту интересов лиц, выполняющих оборонную обязанность, устанавливает особая правовая норма.

ГЛАВА XIV. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ

§ 50. 1. Хозяйственные органы в интересах обороны могут быть обязаны к следующему:

а) к производству, поставке, введению в оборот определенных товаров, соответственно к выполнению обслуживания, или прекращению всего этого;

б) к содержанию предприятия в состоянии работоспособности, к производству капиталовложений,

в) к такой подготовительной деятельности, включая также планирование и создание запасов, которая необходима для того, чтобы были выполнены обязанности согласно пунктам «а» и «б».

  1. Ремесленник и другой мелкий товаропроизводитель, равно как и мелкий торговец, также может быть обязан к выполнению того, что определено в абзаце 1.
  2. Собственник, обрабатывающий земельную или лесную хозяйственную недвижимость, находящуюся в пограничной полосе или в определенной зоне оборонного сооружения, или пользователь этой недвижимостью (в дальнейшем: владелец) может быть обязан к продолжению или прекращению определенного производства.

ГЛАВА XV. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Обязанности в отношении недвижимости

§ 51. 1. С оборонной целью владелец недвижимости может быть обязан к временной или окончательной передаче недвижимости.

  1. Владелец недвижимости обязан мириться с тем, что на недвижимости будет создаваться, размещаться оборудование, служащее для оборонной цели, и использоваться по назначению.
  2. Владелец недвижимости в пограничной полосе и определенной зоне оборонного сооружения обязан мириться с тем, что его здание и принадлежности будут переоборудоваться или сноситься для оборонной цели.
  3. Владелец может быть обязан к созданию и содержанию оборонного сооружения и оборудования с целью защиты размещенных на недвижимости лиц, равно как и для осуществления технических требований, необходимых для оборонной цели.
  4. Владелец может быть обязан воздерживаться от деятельности, угрожающей интересам обороны.

Обязанности в отношении движимых вещей

§ 52. 1. С оборонной целью владелец может быть обязан декларировать, равно как временно или окончательно передать, следующие движимые вещи:

а) транспорт – средства и животных, пригодных для перевозки людей или грузов;

б) оборудование связи,

в) машину, прибор и другое техническое средство.

  1. Владелец должен содержать технические средства в предписанном техническом состоянии и на время использования должен передать их с определенными запасными частями.
  2. Во время войны можно предписать, чтобы обязанное лицо передало для целей обороны наличные предметы массового потребления и материалы, превышающие его домашние или хозяйственные потребности.

ГЛАВА XVI. КОМПЕНСАЦИЯ

§ 53. 1. Компенсация выплачивается:

а) за возникший вследствие выполнения экономической обязанности имущественный ущерб, в случаях, установленных Советом Министров или уполномоченным им министром;

б) за временное или окончательное пользование недвижимой или движимой вещью, равно как и за переоборудование или снос здания и его принадлежностей;

в) за ущерб, возникший вследствие создания, размещения или использования оборудования на недвижимости;

г) за ущерб, причиненный недвижимым и движимым вещам.

2. Компенсация не выплачивается, если:

а) пользование не препятствовало владельцу в использовании недвижимости по назначению;

б) ущерб возник бы независимо от пользования;

в) обязанное лицо предоставляло такую вещь, которая не соответствовала условиям;

г) ущерб причинен противником.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ МЕРЫ

ГЛАВА XVII. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ МЕР

§ 54. 1. Во время войны по мере необходимости можно назначить определенные в главах XVIII и XIX меры, а также другие чрезвычайные меры.

  1. Во время угрозы для безопасности государства могут быть временно назначены отдельные оборонные обязанности, соответственно чрезвычайные меры на случай войны, а также тогда, когда это необходимо в целях защиты общественного порядка и общественной безопасности или отражения стихийного бедствия, соответственно уменьшения его последствий.
  2. Чрезвычайные меры предписываются Президиумом, соответственно Советом Министров, по вопросам, отнесенным Законом к их компетенции.
  3. На основании полученного от Совета Министров полномочия отдельные чрезвычайные меры может назначать также компетентный министр, равно как столичный и областной комитет обороны, в сфере, находящейся под его управлением.
  4. Отдельные чрезвычайные меры относительно территории военных действий может назначить также компетентный войсковой командир.

ГЛАВА XVIII. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ МЕРЫ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

§ 55. 1. Может быть ограничено пребывание населения в общественном месте (запрещение передвижения), пребывание на определенной территории страны, выезд на определенную территорию страны, пограничное движение и иностранный туризм, а также выдача заграничных паспортов.

  1. Может быть запрещено или связано с предварительным разрешением проведение открытых собраний и демонстраций.
  2. Могут также быть предписаны удаление населения или его части с угрожаемой территории, а также отправка (эвакуация) важных предметов. За возникший вследствие этого имущественный ущерб компенсация не выплачивается.
  3. В рамках гражданской обороны может быть предписано выселение населения из угрожаемых помещений и размещение в отведенных местах, во время воздушной тревоги – затемнение, пребывание в убежище, а также другое особое правило в отношении поведения.
  4. Может быть обусловлена разрешением публикация сообщений, связанных с обороной Венгерской Народной Республики и ее союзников. Могут быть также предписаны предварительный контроль произведений печати и других сообщений, служащих для массовой информации, ограничение или запрещение пользования передаточной аппаратурой, сдача радиоприемников, а также в определенных рамках контроль почтовых сообщений и посылок.
  5. Могут быть запрещены продажа и использование оружия, пороха, взрывчатых, а также отдельных радиоактивных, ядерных, излучающих и отравляющих материалов, равно как может быть предписана их сдача.
  6. Могут быть изменены положения, относящиеся к государственной администрации и правосудию, а также правила организации и процедуры.
  7. Могут быть введены чрезвычайные суды и аресты по соображениям общественной безопасности.

ГЛАВА XIX. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ МЕРЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ХОЗЯЙСТВУ, И ДРУГИЕ

§ 56. 1. Для управления экономическими процессами во всех областях народного хозяйства, в соответствии с чрезвычайным положением может быть введено плановое хозяйство с директивной системой, а в целях обороны могут быть введены другие особые хозяйственные меры (военное хозяйство).

  1. Для непрерывного удовлетворения оборонных нужд может быть введено планомерное хозяйственное распоряжение рабочей силой.
  2. Может быть приостановлено применение правовых норм, относящихся к кооперативам (кооперативным органам), и предписан непосредственный надзор государственных органов в отношении кооперативов (кооперативных органов).
  3. Могут быть временно ограничены, соответственно приостановлены, внутренние финансовые обязательства государства, может быть распространена обязанность оборонного взноса, равно как могут быть установлены особые правила компенсации, связанные с выполнением экономических обязанностей и материального обслуживания.
  4. Может быть ограничен, соответственно приостановлен, оборот транспортных средств и почты, а также связи.
  5. Для воспрепятствования распространению инфекционных болезней могут быть предписаны обязательное медицинское обследование и обязательные прививки, равно как и прочие санитарные меры.
  6. Может быть временно ограничена или приостановлена деятельность просветительных учреждений (образования, культуры).

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА XX. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ И ДРУГИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Освобождение от обложения

§ 57. 1. Произведенные на основании Закона, а также правовой нормы, изданной для его исполнения, подача заявления в какое-либо государственное учреждение, обжалование или принятое на основании этого решение освобождаются от обложения сборами.

2. Освобождается от обложения сборами также такой документ, который представлен в ходе применения Закона с целью необходимого засвидетельствования.

Дипломатический или иной личный иммунитет

§ 58. Положения настоящего Закона не затрагивают прав и иммунитета лиц, обладающих дипломатическим или другим личным иммунитетом, гарантированным в международном договоре, правовой норме или на основе взаимности.

Другие правовые последствия

§ 59. 1. Во время войны вместо денежного штрафа за нарушение оборонных правил может быть установлено также заключение под стражу.

2. За уклонение от оборонных обязанностей в случаях, установленных Советом Министров, может также быть предписан привод.

Вступление в силу

§ 60. 1. Настоящий Закон вступает в силу 1 июля 1976 года.

  1. Исполнение Закона обеспечивается Советом Министров.
  2. Переходные положения, связанные с вступлением в силу Закона, устанавливает Министр обороны вместе или по согласованию с заинтересованным министром и руководителем органа общереспубликанской компетенции.
  3. Одновременно с вступлением в силу Закона теряет свою силу:

–     Закон IV 1960 года об обороне, а также постановления, имеющие силу закона, № 1 1964 года, № 9 1964 года, № 3 1970 года и № 20 1973 года о его изменении и дополнении;

–     Постановление, имеющее силу закона, № 26 1959 года об оборонном взносе, а также постановления, имеющие силу закона, № 32 1969 года и № 3 1972 года о его изменении и дополнении;

–     абзац 3 § 55 Постановления, имеющего силу закона, № 10 1971 года о служебных отношениях кадрового состава Вооруженных Сил и вооруженных формирований.

Magyar Közlöny

1976. éѵі 25. sz.; 1980. éѵі 96. sz.


* В редакции Закона V 1980 года об изменении Закона I 1976 года об обороне.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.