Закон Венгерской народной республики о прокуратуре

ЗАКОН ВЕНГЕРСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

V 1972 ГОДА О ПРОКУРАТУРЕ

Обеспечение законного строя Венгерской Народной Республики является необходимым условием построения социалистического общества. Социалистическое государство заботится о том, чтобы во всех областях общественной жизни, в государственной жизни, в правотворчестве и правоприменении единообразно осуществлялась социалистическая законность. При выполнении своих задач государственные органы одновременно защищают права и законные интересы граждан.

Обязанностью каждого государственного органа является соблюдение законности, Конституции и конституционных правовых норм. Содействие соблюдению законности на основе положений Конституции и контроль за ним являются задачей всей системы органов прокуратуры.

В интересах полного осуществления социалистической законности Государственное Собрание издает следующий Закон об организации прокуратуры, а также правах и обязанностях прокурора.

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Задачи прокуратуры

§ 1. 1. Генеральный прокурор Венгерской Народной Республики и прокуратура обеспечивают неуклонное преследование любого деяния, нарушающего законный порядок в обществе, безопасность и независимость государства или ставящего их под угрозу, охрану прав граждан.

2. Прокуратура осуществляет надзор за законностью следствия, представляет обвинение в судебном процессе.

3. Прокуратура содействует обеспечению того, чтобы государственные, общественные и кооперативные органы, а также граждане соблюдали законы и следили за их соблюдением. В случае нарушения закона прокуратура выступает в защиту законности (§ 51 Конституции).

§ 2. 1. Обязанность каждого органа государства и каждого гражданина – соблюдать Конституцию и конституционные правовые нормы и в пределах своего круга ведения следить за их соблюдением (абзац 3 § 77 Конституции).

2. Прокурор, невзирая на лица, обязан своевременно принять определенные в законе меры, если каким-либо образом нарушаются законы Венгерской Народной Республики и орган, призванный прекратить нарушение закона, не принимает необходимые меры, несмотря на определенные в Конституции обязанности, если в интересах устранения правонарушения, вытекающего из нарушения закона, необходимы срочные меры прокурора.

§ 3. 1. Органы прокуратуры участвуют в осуществлении правовой политики Венгерской Народной Республики, соответственно в обеспечении конституционного надзора.

2. Цель прокурорской деятельности – охрана социалистической законности в сотрудничестве с другими органами и в этих рамках:

а) в соответствии с общественными потребностями решительное выступление в интересах соблюдения законов;

б) неуклонное преследование преступлений;

в) защита гарантированных в законе прав государства, юридических лиц и граждан;

г) активное участие в воспитании уважения к законам и в развитии правосознания.

3. В интересах выделенных в абзаце 2 целей Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры:

а) осуществляют надзор за законностью расследования по уголовным делам (надзор за законностью расследования);

б) участвуют в обеспечении правильного применения судом законов (участие прокурора в судебном процессе);

в) обеспечивают надзор за законностью в отношении соблюдения положений правовых норм об исполнении уголовных наказаний (надзор за законностью исполнения уголовных наказаний);

г) содействуют тому, чтобы органы государственной администрации уровня ниже Совета Министров, Советы, иные, чем суд, правоприменительные органы, а также граждане соблюдали положения закона (общий надзор за законностью).

§ 4. Задачи законности, определенные в настоящем Законе, Генеральный прокурор обеспечивает непосредственно или через компетентного прокурора.

Правомочия Генерального прокурора Венгерской Народной Республики

§ 5. 1. Генеральный прокурор руководит системой органов прокуратуры и направляет ее работу (абзац 2 § 53 Конституции).

2. Генеральный прокурор:

а) принимает участие с правом совещательного голоса в заседаниях Государственного Собрания, Президиума Венгерской Народной Республики, Совета Министров и Центрального комитета народного контроля, а также в пленарных заседаниях Верховного Суда Венгерской Народной Республики;

б) вносит в Совет Министров, министрам, а также руководителям органов государственной администрации общереспубликанской компетенции предложения об издании, изменении и лишении силы правовых норм, делает предварительные замечания с точки зрения законности в отношении проектов правовых норм более высокого уровня, чем постановления министров;

в) представляет обвинение перед Верховным Судом, а также может предлагать директивы и принципиальные решения;

г) в интересах единообразного толкования правовых норм может предлагать министрам и руководителям органов государственной администрации общереспубликанской компетенции издание принципиальных указаний;

д) в связи со следствием может давать директивы, на основании которых компетентный министр по согласованию с Генеральным прокурором обязан дать указание подчиненным органам;

е) может принести протест в Верховный Суд на вступившее в законную силу решение по любому уголовному и гражданскому делу, если решение нарушает закон или необоснованно; может отсрочить исполнение опротестованного решения, кроме того, может приостановить исполнение решения по уголовному делу или может предписать необходимые меры пресечения;

ж) может внести предложение в компетентный суд о наложении хозяйственного штрафа.

Подчиненность прокуроров

§ 6. 1. Прокуроры действуют, подчиняясь Генеральному прокурору; указание им может дать только Генеральный прокурор и вышестоящий прокурор.

  1. Права и обязанности прокурора в связи с прокурорской деятельностью могут устанавливаться только законом и постановлением, имеющим силу закона.
  2. Совет Министров уполномочивается по отдельным определенным процессам устанавливать задачи для прокуратуры.
  3. Каждый орган обязан обеспечивать прокурорам возможность беспрепятственного осуществления прав, установленных для них в правовой норме.

ГЛАВА II. НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ РАССЛЕДОВАНИЯ

§ 7. 1. Прокурор обязан обеспечивать:

а) неуклонное преследование каждого преступления, ставшего ему известным,

б) чтобы противозаконно никто не был привлечен к уголовной ответственности, не был лишен личной свободы, чтобы никто не подвергся незаконному лишению прав, ограничению или чтобы никому незаконным образом не причинялось беспокойство.

2. В ходе надзора за законностью расследования прокурор:

а) может проверять с точки зрения законности меры, принятые следственными органами по предмету заявления и в ходе расследования;

б) может проверять законность ареста, соответственно законность содержания в предварительном заключении, знакомиться с инструкциями следственных органов, регулирующими условия и порядок содержания под арестом;

в) рассматривает жалобы, поданные на решения, вынесенные в ходе следствия, принятые меры и на непринятие мер;

г) может назначить расследование или дополнительное расследование;

д) при определенных в законе условиях заботится об отказе в возбуждении расследования, его прекращении или же предъявляет по делу обвинение;

е) может сам выполнять отдельные следственные действия или давать указания следственным органам по их ведению, изымать отдельные уголовные дела у органа, ведущего расследование;

ж) в интересах борьбы против преступности может предлагать согласованные меры следственному органу или другим заинтересованным органам.

  1. Следственный орган обязан выполнять указания прокурора, данные в отношении расследования по индивидуальным делам, включая взятие под арест обвиняемых, их освобождение, условия содержания под арестом, осуществление других мер пресечения в отношении обвиняемых и отмену этих мер.
  2. Руководитель следственного органа может через свой вышестоящий орган обратиться к вышестоящему прокурору с протестом против указания прокурора, предусмотренного в абзаце 3. Протест не приостанавливает выполнения.

§ 8. 1. Следственные органы могут предписывать предварительное заключение только с санкции прокурора.

2. Назначенное в ходе следствия предварительное заключение или взятие под арест можно обжаловать. Жалоба не приостанавливает исполнения.

§ 9. Особые правовые нормы устанавливают те преступления, расследование которых входит в исключительную компетенцию прокуратуры.

ГЛАВА III. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В СУДЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

§ 10. 1. Прокурор содействует тому, чтобы решения судов соответствовали законам Венгерской Народной Республики.

2. В интересах осуществления этой задачи прокурор:

а) представляет и поддерживает перед судом обвинение по уголовным делам;

б) исходя из важных государственных или общественных интересов, если управомоченное лицо по какой-либо причине неспособно к защите своих прав, может возбудить гражданское исковое или неисковое производство, а также в интересах законности может вступать в дело на любой стадии процесса. Однако нельзя возбуждать процесс в отношении права, осуществляемого согласно правовой норме, исключительно определенным лицом. Участвуя в процессе, прокурор должен уважать распорядительное право сторон с учетом того, чтобы осуществление это не нарушало общих или других законных интересов;

в) может истребовать любые материалы по уголовному или гражданскому делу с целью проверки законности производства и решения, а также исполнения по данному делу;

г) может осуществлять определенное в законе опротестование судебных решений по гражданским и уголовным делам.

ГЛАВА IV. НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ

§ 11. В ходе надзора за законностью исполнения уголовных наказаний прокурор:

а) в любое время может контролировать законность предварительного заключения и лишения свободы, осуществляемого в уголовно-исполнительных учреждениях, обстоятельств содержания под стражей, знакомиться с документами, обосновывающими содержание под стражей;

б) может контролировать соблюдение компетентными органами правовых норм, относящихся к исполнению наказаний и мер, в частности законность: исправительно-воспитательных работ; денежного штрафа; дополнительных наказаний; принудительного лечения, равно как и условного освобождения и надзора, а также уголовной регистрации;

в) может заслушивать осужденных и арестованных и рассматривать жалобы в связи с исполнением решений, вынесенных по уголовному делу.

§ 12. 1. Руководители органов, компетентных для исполнения решений, принятых по уголовному делу, обязаны выполнять указания прокурора, относящиеся к соблюдению законов и условий содержания под арестом лиц, подвергнутых предварительному аресту. Руководитель такого органа через свой вышестоящий орган может обратиться к вышестоящему прокурору с протестом против указания прокурора. Протест не приостанавливает выполнения.

2. Прокурор обязан немедленно освободить тех, кто содержится под стражей без законного решения или сверх времени, указанного в решении.

ГЛАВА V. ОБЩИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ

Права прокурора в рамках общего надзора за законностью

§ 13*. 1. Общий надзор за законностью распространяется на распоряжения общего действия органов государственной администрации уровня, ниже Совета Министров, Советов, и на индивидуальные решения, входящие в сферу правоприменения. Он распространяется на индивидуальные решения органов, рассматривающих правовые споры, за исключением суда, а также на индивидуальные решения хозяйственных и других органов, связанные с трудовыми отношениями членства в кооперативе, равно как и на распоряжения общего действия, изданные на основе уполномочия правовыми нормами.

2. В интересах обеспечения законности прокурор в ходе общего надзора за законностью:

а) рассматривает те ходатайства о восстановлении законности, заявления, представляющие общий интерес, и указания на нарушение закона, которые граждане и юридические лица подали в прокуратуру на решения администрации и других правоприменительных органов, кроме суда, соответственно на их действия, нарушающие закон;

б) может выступать с инициативой издания, изменения или лишения силы отдельных распоряжений общего действия Советов, соответственно других территориальных и местных органов (постановление Совета, положение, устав и т. д.);

в) может принимать участие с правом совещательного голоса в заседаниях Советов, исполнительных комитетов Советов и комитетов народного контроля;

г) может знакомиться с распоряжениями общего действия и индивидуальными решениями органов, находящихся в сфере общего надзора за законностью; в случае необходимости может в интересах законности проводить проверку, соответственно просить провести проверку орган, наделенный правом контроля или надзора;

д) может обращаться к руководителям органов с просьбой предоставить в распоряжение документы и данные, соответственно передать их, равно как и дать разъяснения.

  1. Руководитель компетентного органа обязан удовлетворить просьбу прокурора, указанную в пунктах «г», «д» абзаца 1.
  2. Определенные в абзацах 1-2 права в отношении министерств и непосредственно подчиненных Совету Министров других органов государственной администрации общереспубликанской компетенции осуществляет Генеральная прокуратура Венгерской Народной Республики.

Протест

§ 14. 1. Если прокурор во вступивших в силу исполнительных распоряжениях органов устанавливает нарушение закона, то с целью его устранения может принести протест в орган, допускающий нарушение закона, или в вышестоящий орган (надзорный, обеспечивающий государственный надзор за законностью, в дальнейшем – вышестоящий). В протесте он может также предложить приостановить исполнение опротестованного распоряжения.

  1. Нельзя предлагать приостановление исполнения в протесте, принесенном на постановление министра и распоряжение государственного секретаря, указание министра и постановление Совета.
  2. Если прокурор принес протест на вступившее в силу распоряжение по индивидуальному делу спустя один год после его сообщения, то, если закон, постановление, имеющее силу закона, или постановление Совета Министров не постановляют иное, принятая по протесту мера не может нарушать добросовестно приобретенные и осуществляемые гражданами права.
  3. Протест прокурора на индивидуальные решения или определенные виды распоряжений общего действия может быть исключен только законом или постановлением, имеющим силу закона.

§ 15. 1. Орган обязан рассмотреть протест в течение восьми дней, а в случаях, указанных в абзаце 2 § 14, – в течение тридцати дней. Коллегиальный же орган обязан рассмотреть протест на ближайшем заседании после его принесения. Если прокурор непосредственно вручил протест вышестоящему органу, протест следует рассмотреть в течение тридцати дней. В этом случае положения абзаца 3 не подлежат применению. Если орган считает протест обоснованным, тот, кто нарушил закон, обязан лишить силы распоряжение или изменить его в течение указанного выше срока и одновременно известить прокурора.

  1. Если орган не рассматривает протест в течение определенного в абзаце 1 срока или если прокурор предложил приостановить исполнение распоряжения, компетентный орган обязан немедленно приостановить исполнение до вынесения собственного решения, а в случае, предусмотренном в абзаце 3, – до решения вышестоящего органа, и известить об этом прокурора.
  2. Если орган не согласен с протестом, он обязан документы в отношении оспоренного распоряжения вместе с протестом и замечаниями представить в течение восьми дней со дня рассмотрения в вышестоящий орган с целью проверки и одновременно известить об этом принесшего протест прокурора с сообщением оснований представления. Вышестоящий орган обязан принять решение по существу предмета протеста в течение тридцати дней и сообщить свое решение прокурору, принесшему протест. Если у органа в сфере деятельности, затронутой протестом прокурора, нет вышестоящего органа, и правовая норма не дает возможности судебного пересмотра решения, орган, в случае единогласия по предмету протеста, также принимает решение по существу.
  3. Протесты, принесенные на индивидуальные распоряжения и распоряжения общего действия министерств и органов государственной администрации общереспубликанской компетенции, равно как и постановления областных (столичного) Советов, рассматривает в качестве вышестоящего органа Совет Министров.
  4. Если прокурор приносит протест после истечения срока, установленного для возражения перед судом, орган решает по существу предмета протеста также при отсутствии единогласия. В случае отклонения, прокурор может в течение тридцати дней со дня вручения решения об этом обратиться в компетентный суд.

Представление и предупреждение

§ 16. 1. С целью устранения практики нарушения закона или нарушения закона, проявляющегося в халатности, прокурор может внести представление руководителю органа. В случае угрозы нарушения закона в будущем, прокурор в интересах предотвращения нарушения закона может сделать предупреждение.

  1. Руководитель органа обязан рассмотреть представление, соответственно предупреждение, прокурора в течение тридцати дней со дня его внесения, а коллегиальный орган на ближайшем заседании должен принять соответствующие меры и известить об этом прокурора. Если орган не согласен с представлением или предупреждением, он обязан документы вместе с замечаниями в течение восьми дней со дня рассмотрения представить в вышестоящий орган с целью проверки и известить об этом прокурора с сообщением оснований представления. Вышестоящий орган в течение тридцати дней решает по существу представления, соответственно предупреждения, и о своем решении сообщает также прокурору.
  2. Если прокурор вносит представление, соответственно предупреждение, в такой орган, у которого нет вышестоящего органа в сфере деятельности, затрагиваемой мерой, орган в отступление от положений абзаца 2 решает вопрос по существу, в случае отсутствия единогласия по предмету представления, соответственно предупреждения. Этим положением следует руководствоваться также тогда, когда правовая норма дает возможность судебного пересмотра индивидуальных дел, относящихся к сфере деятельности, затрагиваемой мерой прокурора.

Задачи прокурора в отношении дел об административных правонарушениях

и дел, рассматриваемых органами инспекции*

§ 17. 1. Прокурор осуществляет надзор за законностью применения ареста по делам об административных правонарушениях и делам, рассматриваемым органами инспекции, производства в административных органах и органах, налагающих штраф, решений и мер, принятых в ходе производств, а также исполнения этих решений и мер.

  1. В ходе надзора прокурору принадлежат права, установленные в § 13-16, а кроме того, он может принимать участие с правом совещательного голоса (инициативы) в рассмотрении дел об административных правонарушениях.
  2. О взятии под стражу на срок свыше 24 часов правонарушителя, подвергаемого аресту, следует извещать прокурора. Для содержания правонарушителя под арестом свыше трех суток необходима санкция прокурора.
  3. Компетентные органы обязаны выполнять указания по индивидуальным делам, относящиеся к исполнению заключения, содержанию правонарушителей под арестом, соответственно к их освобождению, а также условия содержания под стражей. Затрагиваемый орган может обратиться с протестом против указания прокурора к вышестоящему прокурору. Протест не приостанавливает выполнения.
  4. Принесенный по делу об административном правонарушении (штрафе) протест приостанавливает исполнение опротестованного решения, соответственно меры. Протест правонарушителя может иметь место только в течение шести месяцев со дня вступления решения в силу.

ГЛАВА VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ. НАЗНАЧЕНИЕ, ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ И ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОКУРОРОВ И СТАЖЕРОВ

Структура организации прокуратуры

§ 18. Прокурорскими органами Венгерской Народной Республики являются:

–     Генеральная прокуратура Венгерской Народной Республики;

–     областные главные прокуратуры, соответственно столичная главная прокуратура;

–     районные, городские, районные в столице прокуратуры;

–     Военная главная прокуратура;

–     территориальные военные прокуратуры и прокуратуры отдельных более крупных войсковых соединений.

§ 19. 1. Создание, прекращение и перемена местонахождения прокурорских органов предписываются Президиумом Венгерской Народной Республики по предложению Генерального прокурора, а в отношении военных прокуратур – также по согласованию с Министром обороны и Министром внутренних дел.

2. Организацию и деятельность прокуратур регулирует инструкцией Генеральный прокурор, в отношении военных прокуратур – по согласованию с Министром обороны и Министром внутренних дел.

Назначение прокуроров

§ 20*. 1. Генеральный прокурор Венгерской Народной Республики избирается Государственным Собранием на первом заседании на период до первого заседания Государственного Собрания следующего созыва.

  1. Заместителей Генерального прокурора назначает Президиум Венгерской Народной Республики.
  2. Во главе Военной главной прокуратуры находится Военный главный прокурор, которого назначает Президиум Венгерской Народной Республики. В отношении своей деятельности он подчинен Генеральному прокурору Венгерской Народной Республики и является его заместителем.

§ 21. 1. Во главе областной главной прокуратуры находится областной главный прокурор, во главе столичной главной прокуратуры – столичный главный прокурор, а во главе районной, городской, районной в столице прокуратуры – ведущий прокурор. Во главе территориальной военной прокуратуры и прокуратуры отдельного более крупного войскового соединения находится ведущий прокурор.

  1. Прокурорскую деятельность обеспечивают прокуроры и не полностью осуществляющие права прокурора прокурорские стажеры.
  2. Указанных в абзацах 1-2 прокуроров и прокурорских стажеров назначает Генеральный прокурор Венгерской Народной Республики, военных прокуроров (стажеров) – по согласованию с Министром обороны, соответственно с Министром внутренних дел.

Основные права и обязанности прокуроров

§ 22. 1. Прокуроры и прокурорские стажеры должны быть безупречными политически и морально, последовательно строгими в отношении врагов народа и других преступников, равно как и в отношении нарушителей законов Венгерской Народной Республики, всегда должны честно и точно выполнять свои служебные обязанности и проявлять бдительность.

  1. Прокурором может быть назначен венгерский гражданин, который достиг 24-летнего возраста, имеет высшее юридическое образование, прошел двухлетнюю юридическую практику и после практики успешно сдал специальный экзамен. В случаях, заслуживающих особого внимания, Генеральный прокурор может освободить от сдачи специального экзамена, соответственно уменьшить срок юридической практики.
  2. Прокуроры и прокурорские стажеры не могут осуществлять другую трудовую деятельность, за исключением научной, педагогической, художественной и литературной.

§ 23. Прокуроры и прокурорские стажеры, за исключением случаев убийства, могут быть взяты под арест только с санкции Генерального прокурора. Осуществление в отношении них следственных действий и привлечение к уголовной ответственности могут иметь место только с санкции Генерального прокурора.

Трудовые отношения прокуроров

§ 24. 1. Правила производства в отношении назначения, перевода и прекращения трудовых отношений прокуроров и прокурорских стажеров, равно как и порядок привлечения их к административной ответственности, за исключением изложенного в абзацах 2, 3 и 4, устанавливает с учетом Кодекса труда Генеральный прокурор.

  1. Решение трудовых споров, связанных с назначением, переводом и прекращением трудовых отношений прокуроров и прокурорских стажеров, происходит в служебном порядке.
  2. По трудовым спорам, связанным с дисциплинарными делами и назначением, переводом и прекращением трудовых отношений прокуроров и прокурорских стажеров, в качестве последней инстанции решает вопрос Генеральный прокурор. Дальнейшее обжалование решения Генерального прокурора – судебный процесс – не имеет места.
  3. Правила, относящиеся к назначению военных прокуроров и военных прокурорских стажеров и к прекращению их служебных отношений, с учетом правовых норм, определяющих служебные отношения кадрового состава Вооруженных Сил и формирований, устанавливает Генеральный прокурор по согласованию с Министром обороны и Министром внутренних дел. Перевод, не затрагивающий штатные отношения военных прокуроров и военных прокурорских стажеров, входит в компетенцию Военного главного прокурора.
  4. Привлечение к дисциплинарной ответственности военных прокуроров (стажеров) происходит в соответствии с воинским дисциплинарным уставом, соответственно дисциплинарным уставом внутренних войск.

ГЛАВА VII. РАЗНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

§ 25*. 1. Прокурор обязан без промедления рассматривать поступающие к нему ходатайства о пересмотре или следить за их рассмотрением, а в случае нарушения закона – принимать необходимые меры и извещать подателя ходатайства о его разрешении.

2. Если правовая норма не постановляет иное, прокурор может отказаться от рассмотрения ходатайства о пересмотре, поданного через год после издания обжалуемого распоряжения, соответственно после вручения обжалуемого решения.

§ 26. 1. При наличии условий, установленных в правовой норме, прокурор может выступить с инициативой уголовного процесса, дисциплинарного, административного производства, возмещения ущерба или процесса в общественном суде против тех, кто нарушил закон.

  1. Компетентный орган обязан возбудить дело по инициативе прокурора и один экземпляр решения направить прокурору.
  2. Положения абзацев 1 и 2 не относятся к привлечению к уголовной и дисциплинарной ответственности судей.

* В редакции Закона I 1977 года о заявлениях, предложениях и жалобах, представляющих общий интерес.

* См. § 18 Закона I 1976 года об обороне.

* В редакции Закона I 1975 года об изменении отдельных положений Конституции.

* В редакции Закона I 1977 года.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.