Статут области Лацио (автономия Италии)

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТУТА ОБЛАСТИ ЛАЦИО В СООТВЕТСТВИИ СО ВТОРОЙ ЧАСТЬЮ СТАТЬИ 123 КОНСТИТУЦИИ
ЗАКОН № 346 ОТ 23 МАЯ 1971 Г.
(Единственная статья). Утверждается в соответствии со второй частью статьи 123 Конституции Статут Области Лацио, текст которого прилагается к настоящему Закону.
Настоящий Закон, скрепленный государственной печатью, вносится в Официальное Собрание законов и декретов Итальянской Республики. Каждый, на кого распространяется Закон, обязан соблюдать его и добиваться его соблюдения как закона государства.
СТАТУТ ОБЛАСТИ ЛАЦИО
ЧАСТЬ I. ОБРАЗОВАНИЕ ОБЛАСТИ И ЕЕ АВТОНОМНЫЙ СТАТУТ
1. Лацио, автономная Область в рамках политического единства Итальянской Республики, едина и неделима. Она наделена правами юридического лица, обладает собственными полномочиями и функциями в соответствии с принципами, в пределах Конституции и согласно нормам настоящего Статута.
Область как таковая представляет общественно-политические организации населения и содействует широкому участию местных автономных и общественных образований в процессе демократического развития Лацио.
2. Столица Области – город Рим. Область охватывает территорию провинций Фрозиноне, Латина, Риети, Рим и Витербо.
Область имеет собственное знамя и собственный герб, одобренные законом Областного совета.
ЧАСТЬ II. ПОЛНОМОЧИЯ ОБЛАСТИ
3. Область в рамках основополагающих принципов, установленных законами государства, обладает законодательными полномочиями по вопросам, предусмотренным статьей 117 Конституции, и по другим вопросам, указанным в конституционных законах, при условии, что издаваемые ею нормы не противоречат национальным интересам и интересам других областей.
В случаях, когда это предусмотрено законом Республики, Область издает нормы во исполнение этих законов.
4. Область обладает административными полномочиями по вопросам, предусмотренным предыдущей статьей, за исключением вопросов исключительно местного значения, решение которых законами Республики предоставлено Провинциям, Коммунам и другим местным учреждениям.
Область осуществляет также и другие административные функции, переданные ей государством.
Область, как правило, осуществляет свои административные функции, делегируя их Провинциям, Коммунам и другим местным учреждениям или используя их учреждения.
Полномочия, связанные с чрезвычайными ситуациями, публичными интересами, необходимостью принятия безотлагательных мер по вопросам, предусмотренным статьями 117 и 118 Конституции, входят в компетенцию Области, за исключением полномочий, входящих в компетенцию местных образований.
ЧАСТЬ III. ОРГАНЫ ОБЛАСТИ
5. Органами Области являются: Областной совет, Областная джунта и ее председатель.
ГЛАВА I. ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ
6. Областной совет осуществляет предоставленные Области законодательные и регламентарные полномочия, избирает из своего состава председателя Совета и бюро, председателя и членов Областной джунты, осуществляет политический и административный контроль за ними, а также выполняет иные обязанности, предоставленные ему Конституцией, настоящим Статутом и законами. Совет:
1) определяет политический, социальный и экономический курс Области, принимая соответствующие меры в рамках своей компетенции;
2) формулирует представляемые в Парламент предложения и законопроекты, а также мнения, предусмотренные статьями 132 и 133 Конституции;
3) назначает из своего состава трех делегатов, которые участвуют в выборах Президента Республики, в соответствии со второй частью статьи 83 Конституции;
4) принимает требование о проведении законодательного и конституционного референдумов в соответствии со статьями 75 и 138 Конституции;
5) одобряет предварительный областной бюджет и изменения в нем, отчет о расходах, решения о получении и выпуске займов;
6) устанавливает и упорядочивает собственные налоги Области;
7) формулирует предложения и мнения Области об основных направлениях и разделах национального программирования;
8) одобряет общие и секторальные планы экономического развития Области и благоустройства ее территории;
9) составляет и одобряет общие и секторальные программы общественных работ и расходы, а также программы организации публичных служб областного значения и соответствующие ассигнования;
10) одобряет структуру областных учреждений и служб;
11) создает на своей территории с учетом интересов населения новые Коммуны, изменяет границы и наименования уже существующих Коммун, поощряет объединение местных учреждений Области и коммунальную децентрализацию;
12) определяет полномочия, передаваемые Провинциям, Коммунам и местным учреждениям как органам административной децентрализации;
13) создает, упорядочивает и упраздняет подчиненные Области учреждения и предприятия и принимает решения об участии в предприятиях-объединениях и финансовых обществах;
14) формулирует мнения об общих интересах, запрашиваемые конституционными органами Республики;
15) назначает комиссии и членов комиссии в случае, если назначение передано Области при обеспечении представительства меньшинств;
16) повторно рассматривает в порядке контроля по существу административные акты Области в соответствии со статьей 125 Конституции;
17) утверждает входящие в компетенцию Совета административные акты, принятые в безотлагательных случаях Областной джунтой, и принимает соответствующие постановления;
18) выносит решения в отношении любых других мер административного характера, которые по закону должны быть одобрены Советом.
Решения Областного совета, за исключением решений, подлежащих по закону контролю по существу, могут объявляться приводимыми в исполнение безотлагательно в связи с особыми причинами, если за это голосовало абсолютное большинство назначенных советников.
7. Избирательная система, число областных советников, случаи неизбираемости и несовместимости устанавливаются законом Республики.
Законность избрания областных советников по докладу бюро в соответствии со своим внутренним Регламентом подтверждает Областной совет, который в этой связи выступает в качестве избирательной Джунты.
8. Областной совет проводит свое первое заседание в течение 30 дней, но не ранее чем через 20 дней после объявления об избрании. Совет созывает председатель уходящей в отставку Джунты, уведомляя о том не менее чем за 5 дней.
На первом заседании Совет избирает председателя, двух заместителей председателя и трех секретарей, образуя тем самым бюро. Функции председателя и секретаря временно выполняют соответственно советник, собравший на выборах наибольшее число голосов, и самый молодой советник.
Проводится три раздельных голосования: первое – для выборов председателя, второе – для выборов заместителей председателя, третье – для выборов секретарей. Каждый советник голосует лишь за одно лицо, и избранными будут считаться лица, получившие наибольшее число голосов.
Выборы бюро проводятся тайным голосованием. Члены бюро остаются в должности год и могут быть переизбраны.
Бюро принимает решения большинством голосов своих членов; при равенстве голосов предпочтение отдается голосу председателя.
9. Коллегия контролеров состоит из председателя и четырех членов. В ее обязанности входит докладывать Совету об управлении недвижимым имуществом, об исполнении бюджета, об отчете о расходах.
Совет избирает из своего состава большинством голосов тайным голосованием председателя коллегии контролеров.
Затем из состава Совета тайным голосованием избираются одновременно четыре члена коллегии контролеров. Каждый советник голосует за одно лицо.
Обязанности члена коллегии контролеров несовместимы с обязанностями члена Джунты.
10. Совет проводит заседание с 1 января по 15 июля и с 15 сентября по 31 декабря по созыву своего председателя.
Совет может быть созван в любое время по инициативе своего председателя, председателя Джунты либо пятой части областных советников.
Совет созывается также по требованию Совета Министров, если от него поступило предложение сместить Джунту либо ее председателя в связи с совершением противоречащих Конституции действий или грубых нарушений закона.
Не позднее чем через 15 дней после представления требования председатель созывает Совет, уведомляя о том советников по месту жительства, по крайней мере, за 5 дней, с указанием причины созыва, сформулированной в требовании. В случае явной срочности созыв производится по телеграфу с уведомлением за 48 часов.
11. Совет самостоятелен в своей деятельности, в том числе финансовой, которая должна соответствовать Конституции, настоящему Статуту и Регламенту Совета Области Лацио, который утверждается и изменяется абсолютным большинством голосов советников.
В рамках этой функциональной и финансовой автономии бюро выделяет помещения и персонал, необходимые для деятельности Совета.
12. Заседания Совета публичные, за исключением установленных Регламентом случаев.
13. Регламент Совета определяет создание и состав постоянных комиссий советников, обеспечивая во всех случаях всем группам советников пропорциональное представительство в составе комиссий.
Все советники могут участвовать в работе постоянных комиссий с правом голоса и правом внесения предложений и поправок.
Члены Джунты в качестве советников могут входить в состав постоянных и специальных комиссий. Постоянные комиссии предварительно рассматривают законопроекты и решения, принимаемые Советом, а также выражают предварительное мнение о мероприятиях Джунты в случаях, установленных Статутом, Регламентом и областными законами. Председатель Областного совета одновременно передает проекты законов и решений председателям комиссий советников, в чью компетенцию входит вопрос, и председателю Джунты, который может сам участвовать в работе комиссии или делегировать асессора.
Комиссия принимает решения большинством голосов в присутствии не менее половины членов.
До того как рассмотреть проект, представленный в порядке народной инициативы или местными учреждениями, комиссия должна заслушать представителей лиц, подписавших проект, или местных учреждений.
Комиссии в рамках своей компетенции представляют по собственной инициативе или по требованию Совета доклады и предложения, получая при этом необходимую информацию, сведения и документы, в том числе и по запросам представителей групп, непосредственно от председателя Джунты или асессора, в чью компетенцию входит вопрос.
Кроме того, они имеют право потребовать присутствия председателя Джунты и асессоров для того, чтобы получить разъяснения по проблемам, входящим в их компетенцию, а также по согласованию с председателем Совета и Джунтой – присутствия должностных лиц областной администрации или учреждений областного подчинения, не связанных служебной тайной, перед комиссией в закрытом заседании. Комиссии могут также потребовать от председателя и асессоров доклад, в том числе письменный, об исполнении законов и решений, реализации заявлений и резолюций, одобренных Советом и принятых Джунтой.
Комиссии в рамках своей компетенции могут по согласованию с председателем Областного совета и с Джунтой проводить и программировать исследования для получения сведений, информации, документов, полезных для деятельности Совета. В этих целях могут учреждаться специальные комиссии.
Областным законом могут быть созданы специальные комиссии для расследования действий Джунты.
Регламент Совета определяет порядок консультаций с представительствами местных учреждений, профсоюзами, группами, объединениями, отдельными гражданами.
Асессор, в чью компетенцию входит вопрос, должен во всех случаях присутствовать на заседаниях комиссии.
14. Любое голосование проводится открыто.
Тайное голосование применяется для избрания на должность или для смещения с должности, а также во всех случаях по вопросам, касающимся отдельных лиц, за исключением предписанного статьей 23 настоящего Статута.
Действительными являются решения, принятые в присутствии большинства советников и получившие большинство голосов присутствующих, за исключением случаев, в отношении которых Статут и Регламент предписывают иное большинство голосов.
15. Каждый советник представляет Область в целом. Советники не могут привлекаться к ответственности за выраженное мнение и голосование при выполнении своих функций.
16. Каждый советник имеет в Совете право на запрос, интерпелляцию, заявление.
Регламент Совета предусматривает определенные сроки для ответа Джунты на запросы и интерпелляции.
17. Советники образуют группы, состоящие в соответствии с Регламентом из одного или нескольких членов.
Бюро Совета по согласованию с председателем Областной джунты обеспечивает группам советников для выполнения их функций помещения и службы, ассигнует средства из бюджета Совета, учитывая основные потребности, общие для всех групп, и численный состав групп.
18. За исключением случаев досрочного роспуска, Совет осуществляет свои функции в течение 46 дней, предшествующих дате новых выборов.

ГЛАВА II. ОБЛАСТНАЯ ДЖУНТА И ЕЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
19. Областная джунта – исполнительный орган Области.
20. Джунта состоит из председателя, который поддерживает единство ее курса, асессоров, число которых не может превышать двенадцати и каждый из которых по коллегиальному решению Джунты руководит определенным участком областных служб. Отдельные асессоры, ответственные за смежные участки областных служб, образуют отделы для программирования и реализации планов межсекторальных работ.
Председатель Джунты назначает своим заместителем асессора, призванного заменять его в случае отсутствия или болезни.
Председатель представляет на рассмотрение Областного совета программу работ Джунты и распределение обязанностей в ней.
21. Председатель Областной джунты:
1) представляет Область;
2) предъявляет иски по принятию предохранительных мер и осуществляет действия по охране и владению в интересах Области при условии доклада об этом Джунте на первом же заседании;
3) промульгирует областные законы и регламентарные акты;
4) руководит осуществлением административных функций, делегированных государством Области, докладывая об этом Джунте и Совету;
5) созывает Джунту, определяет ее повестку дня, председательствует на ее заседаниях, координирует ее деятельность, осуществляет общий надзор за службами областной администрации;
6) выполняет другие функции, предоставленные ему Конституцией, настоящим Статутом и областными законами.
22. Областная джунта:
1) реализует одобренные Областным советом программы;
2) принимает, если необходимо, меры по исполнению решений Совета;
3) составляет предварительный бюджет и отчет о расходах для представления в Совет;
4) принимает решение о перераспределении средств по статьям одного и того же раздела бюджета;
5) в рамках областных законов в порядке, установленном областным законом, управляет имуществом Области и принимает решения о сделках, касающихся этого имущества;
6) принимает решения по вопросам, связанным со спорами, где она является истцом или ответчиком, за исключением предписанного пунктом 2 статьи 21 настоящего Статута, и при соответствующем мнении комиссии, в чью компетенцию входит вопрос, по отказам и мировым соглашениям на сумму до 100 млн.;
7) принимает, заслушав компетентную комиссию советников, решения о принесении жалобы в Конституционный суд по вопросу о не конституционности или по спору о компетенции;
8) принимает меры по исполнению одобренных Областным советом общих и секторальных программ общественных работ и организации коммунального обслуживания при условии внесения их в ежегодный бюджет с соответствующими ассигнованиями;
9) осуществляет общий надзор за управлением публичными службами и учреждениями, предприятиями и хозяйствами областного значения или с участием Области в соответствии со статьями 53 и 54 настоящего Статута;
10) принимает в безотлагательных случаях, когда невозможно своевременно созвать Совет, решения об административных мероприятиях, входящих в компетенцию Совета, подлежащих утверждению Советом на первом же заседании. Не утвержденное в течение 60 дней после публикации решение, принятое Джунтой в срочном порядке, считается аннулированным. Совет вправе принимать необходимые меры по упорядочению правовых отношений, возникающих на основе неутвержденного решения;
11) принимает предусмотренные четвертой частью статьи 4 меры в порядке, предписанном пунктом 10 настоящей статьи, если вопрос входит в компетенцию Областного совета;
12) осуществляет другие полномочия, переданные ей Конституцией и настоящим Статутом, и в целом любую другую, обычную для Области управленческую деятельность.
23. Выборам председателя и членов Джунты предшествует:
– политическая дискуссия;
– представление предложений по политической программе, причем указываются кандидаты на пост председателя и в состав Джунты, а также сфера их предполагаемой деятельности;
– открытое голосование по внесенным документам, требующее абсолютного большинства голосов, при наличии не менее двух третей областных советников.
Затем при наличии не менее двух третей областных советников абсолютным большинством голосов открытым голосованием избираются председатель Джунты и ее члены каждый в отдельности.
Если нет требуемого кворума или не получено абсолютного большинства голосов, голосование переносится на следующее заседание, которое должно состояться в течение восьми дней. Выборы на нем проводятся открытым голосованием в присутствии половины плюс один областной советник.
Если при голосовании не все кандидаты получат абсолютное большинство голосов, проводится повторное голосование. Избранными считаются лица, получившие большинство голосов.
По требованию большинства присутствующих советников выборы председателя и Джунты проводятся тайным голосованием. Большинство определяется путем вставания. Требование одобряется до начала голосования.
Если в бюро Джунты или в самой Джунте в результате отставок, отзывов и по другим причинам оказываются незамещенными большинство мест, Джунта считается ушедшей в отставку в полном составе.
В течение двадцати дней для выборов председателя и Джунты должен быть созван Совет.
24. Джунта принимает решения абсолютным большинством голосов в присутствии не менее половины плюс один ее член.
При равенстве голосов предпочтение отдается голосу председателя.
Заседания Джунты не являются публичными, за исключением иного решения самой Джунты.
Джунта может принять Регламент своей деятельности.
25. Джунта и ее председатель отвечают за свою деятельность перед Советом.
Джунта в целом или ее председатель могут быть отозваны по мотивированному предложению четверти областных советников, одобренному большинством голосов избранных советников, или по предложению трех групп советников.
По предложению об отставке всей Джунты Совет голосует поименно. По предложению об индивидуальной отставке проводится тайное голосование. Предложение об индивидуальной отставке, по которому проводится тайное голосование, может быть выдвинуто третью областных советников.
Любое предложение об отставке должно быть обсуждено не ранее чем за 10 и не позднее чем за 20 дней после внесения.
26. В случае роспуска в связи с избранием нового состава Совета, отставкой или отзывом Джунты последняя осуществляет обычное управление до избрания нового состава Джунты.
27. Областным законом устанавливается общий размер и основания денежного содержания областных советников в зависимости от их функций и деятельности.
ЧАСТЬ IV. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА
28. Законодательной инициативой, осуществляемой путем внесения постатейно сформулированных законопроектов, обладают:
– Областная джунта;
– каждый областной советник;
– не менее пяти Коммунальных советов совместно;
– каждый Провинциальный совет;
– не менее 5000 избирателей Области совместно.
Законопроекты Джунты подписываются ее председателем.
Внесение законопроектов в порядке народной инициативы регламентировано статьей 35 настоящего Статута.
Проверка правильности составления законопроекта входит в компетенцию Областного совета.
29. Законопроекты рассматриваются комиссией советчиков и окончательно одобряются Советом постатейным голосованием.
Регламент может предусматривать способы и рамки сокращенной процедуры, но с тем условием, чтобы комиссии Джунты и каждый советник в случае необходимости и в любое время имели возможность вернуть законопроект полностью или частично на рассмотрение и одобрение, установленные в предыдущей части.
30. Закон об одобрении бюджета не может устанавливать новые налоги и новые расходы.
Любой закон, устанавливающий новые или большие, чем предусмотрено бюджетом Области, расходы, должен указывать источник их изыскания.
31. Законы, принятые Советом, председатель Областного совета направляет в пятидневный срок Правительственному комиссару на визирование.
Если в течение тридцати дней после получения закона со стороны правительства не последует возражений, закон признается завизированным, даже если отсутствует виза комиссара.
В течение десяти дней после визирования или истечения срока, предусмотренного предыдущей частью, областные законы промульгируются председателем Джунты. Тексту предшествует формула: «Областной совет одобрил. Председатель Областной джунты промульгирует следующий закон».
За текстом следует формула: «Настоящий областной закон публикуется в Официальном бюллетене Области. Каждый, на кого он распространяется, обязан соблюдать его и добиваться его соблюдения как закона Области Лацио».
Текст закона печатается в Официальной газете.
Областные законы вступают в силу не ранее чем на пятнадцатый день после публикации в Официальном бюллетене Области, за исключением безотлагательных случаев, предусмотренных второй частью статьи 127 Конституции.
32. В случаях, когда Правительство Республики возвращает закон Совету в соответствии с третьей частью статьи 127 Конституции, и при условии, что Совет одобряет его повторно абсолютным большинством голосов, закон промульгируется, если Правительство Республики в течение 15 дней после получения нового сообщения не поставит вопрос о законности перед Конституционным судом или вопрос о противоречии интересов перед Палатами.
33. Инициатива регламентарных актов Области принадлежит субъектам, предусмотренным статьей 28 настоящего Статута.
На промульгацию и публикацию регламентарных актов, принятых Советом, распространяется, насколько он применим, порядок, предусмотренный для областных законов.
Инициатива административных мероприятий, входящих в компетенцию Совета, принадлежит Джунте и каждому советнику, а также, если речь идет об административных мероприятиях Области общего характера, другим, указанным в статье 28 настоящего Статута субъектам.
ЧАСТЬ V. УЧАСТИЕ НАРОДА
34. Область рассматривает содействие местных учреждений и автономный вклад профсоюзов наемных и самостоятельных работников, иных общественных образований и организаций в качестве основных элементов демократического участия в определении областной политики.
С этой целью она:
– консультируется с Коммунальными и Провинциальными советами по принципиальным вопросам;
– использует иные формы согласования и договоренности с местными учреждениями в случаях и в порядке, установленном областными законами, в особенности по вопросам, прямо или косвенно затрагивающим их компетенцию;
– консультируется по своей инициативе и по запросу другой стороны с областными организациями профсоюзов наемных работников и областными организациями профсоюзов самостоятельных работников по вопросам социально-экономического характера;
– консультируется с областными кооперативными организациями;
– консультируется также с иными общественными организациями и образованиями;
– содействует развитию исследований и встреч по определенным проблемам, как-то: сельское хозяйство, градостроительство, школа, культура; положение женщин, молодежи, спорт, свободное время и вообще по экономическим и социальным проблемам;
– обращается к Коммунам и их органам децентрализации, если они существуют, в целях поощрения более широкого участия населения в жизни Области при автономном содействии профсоюзных организаций наемных или самостоятельных работников и других общественных образований.
35. Право народной законодательной инициативы, включая регламентарные и административные акты Области общего значения, осуществляется в соответствии со статьями 28 и 33 настоящего Статута.
Областной закон определяет порядок сбора подписей и установления их подлинности.
Регламент Областного совета предусматривает такой порядок и сроки прохождения проекта в порядке народной инициативы, который гарантирует его быстрое рассмотрение.
36. Все граждане могут направлять петиции Областному совету с требованием принятия мер или с изложением общественных нужд.
Коммунальные и Провинциальные советы могут представлять на рассмотрение Областного совета заявления с требованием принятия мер или с изложением своих нужд.
Областной совет рассматривает заявления по мотивам голосования, ходатайства, петиции в порядке, установленном регламентом.
37. Коммуны Области могут требовать у Джунты информацию о мероприятиях, имеющих для них значение. Запросы Коммун подаются в бюро Областного совета, которое передает их Джунте.
Если запрашивающая Коммуна требует от Джунты письменного ответа, он должен быть дан непосредственно Джунтой. Если требуется устный ответ, то Джунта дает его в комиссию, в чью компетенцию входит вопрос.
38. Областной закон предусматривает создание должности «гражданского защитника», в обязанности которого входит запрашивать информацию об областном управлении.
Порядок назначения и полномочия «гражданского защитника» регулируются областным законом.
39. Народный референдум назначается для вынесения решения о полной или частичной отмене областного закона, если этого потребуют не менее:
– 50 000 избирателей Области;
– 2 Провинциальных советов решением, принятым в каждом из них двумя третями установленного состава советников;
– 10 Коммунальных советов, в избирательные списки которых внесено не менее 50 000 избирателей, решением, принятым в каждом Совете двумя третями установленного состава советников.
Вынесенное на референдум предложение одобряется, если в голосовании приняло участие большинство имеющих право голоса и если предложение получило абсолютное большинство действительных голосов.
Не допускается референдум в отношении налоговых вопросов и для одобрения бюджета.
Областной закон определяет последующий порядок приведения в исполнение решения, принятого в итоге референдума, а также процедуру проверки правильности и допустимости требования о проведении референдума.
Референдум может назначаться не ранее чем через год после проведения предыдущего референдума любого вида.
40. Регламентарные акты и административные мероприятия Области общего характера выносятся на народный референдум, если этого потребуют субъекты, предусмотренные предыдущей статьей.
ЧАСТЬ VI. МЕСТНЫЕ АВТОНОМНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
41. В соответствии с принципами автономии, политической и административной децентрализации, предусмотренными Конституцией и главным образом статьей 5, Область руководствуется в своей законодательной и политико-административной деятельности отношениями участия и сотрудничества с Провинциями, Коммунами и другими местными учреждениями.
Область организует и координирует деятельность местных учреждений в целях выравнивания территориального, экономического и социального развития в соответствии с демократическими задачами областного программирования и полным уважением самостоятельности учреждений.
Кроме того, Область поощряет реорганизацию местных учреждений, в том числе в формах объединения и децентрализации, с целью содействия участию граждан в управлении учреждениями и публичными службами, которое наиболее отвечает потребностям заинтересованных коллективов.
42. Делегация административных функций Провинциям, Коммунам или другим местным учреждениям, а также возможная отмена делегации происходит путем издания областного закона, распространяющегося, как правило, на все учреждения одного институционального уровня.
Если аннулирование делегации относится не к большинству учреждений, необходимо получить две трети голосов советников Области, предварительно заслушав заинтересованное учреждение.
Административные функции делегируются, как правило, на определенный срок в зависимости от природы делегируемых функций.
В областных законах, предусматривающих делегацию отдельных вопросов местным учреждениям, определяется их содержание, возможные сроки и устанавливаются рамки полномочий Совета и Джунты по руководству, координации и надзору за их исполнением. Кроме того, законы регламентируют соответствующие финансовые отношения.
Область, используя службы местных учреждений, соблюдает по возможности принципы, предусмотренные предыдущей частью.
43. Контроль за актами местных учреждений, включая акты, принятые при исполнении делегированных Областью функций, осуществляется органом Области, создаваемым, как это предусмотрено законом государства, в порядке и в рамках, установленных областным законом, в соответствии с принципами, содержащимися в статье 130 Конституции.
Этот орган находится в столице Области и осуществляет контроль в отношении актов Провинций, координирует деятельность децентрализованных отделений по контролю за актами Коммун и других местных учреждений.
Областной закон определяет число и местонахождение отделений и границы их компетенции.
До вступления в силу областного закона административный орган, предусмотренный первой частью настоящей статьи, осуществляет контроль за актами всех местные учреждений Области.
Контроль, предусмотренный настоящей статьей, распространяется также на соответствие актов закону.
В отношении основных актов Коммун и Провинций закон может предусматривать контроль по существу в форме мотивированного предложения принявшим решение учреждениям пересмотреть его.
Контрольные полномочия в отношении местных учреждений, пока и поскольку они предусмотрены законом, осуществляются Областью.
ЧАСТЬ VII. ОБЛАСТЬ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
44. Область, как автономный субъект процесса программирования, собственными автономными инициативами и предписаниями содействует определению задач и методов национального программирования, формулирует комплексные программы экономического программирования, касающиеся своей территории.
Область координирует деятельность местных учреждений и публичных экономических служб областного масштаба.
Вместе с национальными органами Область участвует в формулировании программ учреждений с государственным участием в рамках общенационального программирования. Кроме того, вместе с указанными национальными органами она определяет типы должностей государственного значения в Области.
Область принимает и осуществляет программы по вопросам своей компетенции, а также по делегированным ей вопросам, в том числе в соответствии с последней частью статьи 117 и статьей 118 Конституции.
45. Область рассматривает плановую политику как обязательство и демократический метод вмешательства при содействии государства и местных учреждений в публичную и частную экономическую деятельность, добиваясь согласования этой деятельности с задачами и социальными целями соответственно принципам, установленным Конституцией.
Область, считая своей первоочередной задачей обеспечение полной занятости, в особенности молодежи и женщин, и повышение жизненного уровня:
– способствует развитию сельского хозяйства, в том числе путем объединения и кооперирования при признании труда отдельных членов семьи земледельцев, а также ремесел, промышленной, торговой и туристической деятельности и кооперации;
– способствует развитию права на образование в любой его форме и степени, на социальную безопасность, обеспечение и здоровье, а также развитию социальных услуг, в особенности жилья, транспорта, детских учреждений, спортивной деятельности и организации досуга;
– способствует благоустройству территории, содействуя наиболее полному ее использованию с учетом естественных характеристик, исключая возможные негативные последствия социального или территориального характера;
– охраняет окружающую природную среду, руководствуясь в своей законодательной деятельности принципами экологической политики и инициативами, направленными на охрану и повышение ценности исторического, художественного и культурного наследия.
46. Областным законом в соответствии с принципами и методами, обеспечивающими содействие даже на компренсориальной основе местных учреждений и самостоятельный вклад профсоюзных организаций и других общественных образований, определяются меры по благоустройству территории и по областному программированию, упорядочивающие его процедуру и органы.
47. Область может использовать в целях программирования Областной институт изучений и исследований.
Структура, организация и задачи Института регулируются областным законом таким образом, чтобы обеспечить Область и ее местные учреждения, областные объединения профсоюзов наемных и самостоятельных работников, юридически признанные кооперативы и другие общественные образования информацией, сведениями и специальными исследованиями, необходимыми для выработки и утверждения комплексных и секторальных планов развития.
ЧАСТЬ VIII. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО
48. В административной деятельности Область исходит из принципов автономии и демократии, упрощения процедур и обеспечения гласности.
Структура учреждений должна отвечать этим требованиям, а также преимущественным задачам Области, способствовать координации деятельности местных учреждений и быть направлена на более широкую децентрализацию.
Область поощряет участие заинтересованных субъектов, групп, учреждений в процессе выработки административных мероприятий общего характера.
49. Областной закон устанавливает порядок образования областных учреждений, их правовой статус, финансовое положение, штаты персонала, правила использования в Области персонала администрации государства и других публичных учреждений, а также правила использования государственных учреждений, переданных ей законом Республики.
Организация областного персонала регулируется следующими принципами:
a) доступом к управленческим должностям в порядке публичного конкурса, кроме установленных законом государства особых случаев;
b) установлением служебных квалификаций, присвоение которых в предусмотренных областным законом случаях осуществляется в порядке публичного конкурса;
c) установлением достаточного оклада и порядка оплаты;
d) установлением надбавок к окладам с учетом квалификации на основе стажа и заслуг, определяемых по объективным критериям в зависимости от качества и эффективности работы;
е) точным определением в рамках организационного единства собственных полномочий и ответственности каждого должностного лица.
Область по решению Совета может использовать по договору особо квалифицированных сотрудников для специальных работ. Срок договора не может превышать срока полномочий данного Совета.
Область гарантирует своему персоналу реальное пользование профсоюзными правами.
ЧАСТЬ IX. СОБСТВЕННОСТЬ И ФИНАНСЫ
50. Область обладает финансовой самостоятельностью, собственным достоянием и имуществом в соответствии с конституционными нормами.
51. Доходы Области образуют:
a) доходы от ее имущества;
b) собственные налоги, устанавливаемые областным законом;
c) квоты от прибылей от государственных налоговых поступлений, предусмотренных законом;
d) квоты из национальных фондов на финансирование областных программ;
e) специальные средства, предусмотренные третьей частью статья 119 Конституции;
f) любые другие возможные выплаты, доходы или поступления.
52. Бюджетный год Области составляет период с 1 января по 31 декабря.
За два месяца до начала бюджетного года Джунта представляет Совету предварительный бюджет на следующий год. Совет в законодательном порядке одобряет предварительный бюджет до 15 декабря.
Расходы Области сверх сметы не могут превышать пределы, соответствующие смыслу статьи 119 Конституции.
Совет может в законодательном порядке принять временный бюджет на срок не свыше трех месяцев.
До 30 июня каждого года Джунта представляет Совету отчет о расходах за прошлый бюджетный год, сопровождаемый докладом коллегии контролеров. До принятия предварительного бюджета Совет в законодательном порядке одобряет отчет о расходах.
Если бюджетные расходы превышены, то соответствующая сумма зачисляется в предварительный бюджет на следующий год. Та же процедура применяется, если расходы ниже предусмотренных бюджетом.
До представления в Совет предварительный бюджет публикуется в Официальном бюллетене Области по постановлению Джунты.
ЧАСТЬ X. ОБЛАСТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ПРЕДПРИЯТИЯ И ОБЩЕСТВА
53. Для деятельности, связанной с социальным и экономическим развитием или службами областного значения, которая ввиду ее особой природы и масштабов не может быть поручена местным учреждениям или которой нельзя управлять непосредственно, Область в законодательном порядке может:
a) создавать областные учреждения и предприятия;
b) содействовать созданию учреждений или предприятий на основе объединений между местными учреждениями и даже между Областями;
с) содействовать деятельности областных финансовых обществ с участием капитала других публичных учреждений.
В случае, если основателем финансового общества является Область, ей должно принадлежать абсолютное большинство акций.
Областной закон определяет цели, организацию и порядок финансирования областных учреждений, предприятий и обществ с тем, чтобы их деятельность развивалась в установленном направлении.
54. Областной совет:
a) назначает управляющих учреждений или предприятий, полностью подчиненных Области и предусмотренных пунктом «а» статьи 53, представителей Области в учреждениях и хозяйственных объединениях, предусмотренных пунктом «b» статьи 53, а также в обществах с областным участием;
b) одобряет бюджеты и общие программы развития и реорганизации, равно как источники новых вложений и пересмотр тарифов поступлений, касающихся областных учреждений и хозяйств.
Надзор и контроль за областными учреждениями, предприятиями и обществами осуществляет Областная джунта.
Джунта не менее одного раза в год представляет Областному совету доклад по существу проведенной деятельности и о достигнутых результатах.
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
I. Пересмотр настоящего Статута производится в соответствии со второй частью статьи 123 Конституции, но не ранее чем через год после вступления в силу Статута или внесенных в него изменений. Полностью Статут может быть отменен не иначе как одновременно с принятием нового, заменяющего его Статута. При отклонении Советом предложения о пересмотре Статута оно может быть внесено повторно только по истечении года после отклонения.
Gazzetta Ufficiale, 14.06.1971, Л5 148, Suppl.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТУТА ОБЛАСТИ ЛАЦИО В СООТВЕТСТВИИ СО ВТОРОЙ ЧАСТЬЮ СТАТЬИ 123 КОНСТИТУЦИИ
ЗАКОН № 346 ОТ 23 МАЯ 1971 Г.
(Единственная статья). Утверждается в соответствии со второй частью статьи 123 Конституции Статут Области Лацио, текст которого прилагается к настоящему Закону.
Настоящий Закон, скрепленный государственной печатью, вносится в Официальное Собрание законов и декретов Итальянской Республики. Каждый, на кого распространяется Закон, обязан соблюдать его и добиваться его соблюдения как закона государства.
СТАТУТ ОБЛАСТИ ЛАЦИО
ЧАСТЬ I. ОБРАЗОВАНИЕ ОБЛАСТИ И ЕЕ АВТОНОМНЫЙ СТАТУТ
1. Лацио, автономная Область в рамках политического единства Итальянской Республики, едина и неделима. Она наделена правами юридического лица, обладает собственными полномочиями и функциями в соответствии с принципами, в пределах Конституции и согласно нормам настоящего Статута.
Область как таковая представляет общественно-политические организации населения и содействует широкому участию местных автономных и общественных образований в процессе демократического развития Лацио.
2. Столица Области – город Рим. Область охватывает территорию провинций Фрозиноне, Латина, Риети, Рим и Витербо.
Область имеет собственное знамя и собственный герб, одобренные законом Областного совета.
ЧАСТЬ II. ПОЛНОМОЧИЯ ОБЛАСТИ
3. Область в рамках основополагающих принципов, установленных законами государства, обладает законодательными полномочиями по вопросам, предусмотренным статьей 117 Конституции, и по другим вопросам, указанным в конституционных законах, при условии, что издаваемые ею нормы не противоречат национальным интересам и интересам других областей.
В случаях, когда это предусмотрено законом Республики, Область издает нормы во исполнение этих законов.
4. Область обладает административными полномочиями по вопросам, предусмотренным предыдущей статьей, за исключением вопросов исключительно местного значения, решение которых законами Республики предоставлено Провинциям, Коммунам и другим местным учреждениям.
Область осуществляет также и другие административные функции, переданные ей государством.
Область, как правило, осуществляет свои административные функции, делегируя их Провинциям, Коммунам и другим местным учреждениям или используя их учреждения.
Полномочия, связанные с чрезвычайными ситуациями, публичными интересами, необходимостью принятия безотлагательных мер по вопросам, предусмотренным статьями 117 и 118 Конституции, входят в компетенцию Области, за исключением полномочий, входящих в компетенцию местных образований.
ЧАСТЬ III. ОРГАНЫ ОБЛАСТИ
5. Органами Области являются: Областной совет, Областная джунта и ее председатель.
ГЛАВА I. ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ
6. Областной совет осуществляет предоставленные Области законодательные и регламентарные полномочия, избирает из своего состава председателя Совета и бюро, председателя и членов Областной джунты, осуществляет политический и административный контроль за ними, а также выполняет иные обязанности, предоставленные ему Конституцией, настоящим Статутом и законами. Совет:
10) определяет политический, социальный и экономический курс Области, принимая соответствующие меры в рамках своей компетенции;
11) формулирует представляемые в Парламент предложения и законопроекты, а также мнения, предусмотренные статьями 132 и 133 Конституции;
12) назначает из своего состава трех делегатов, которые участвуют в выборах Президента Республики, в соответствии со второй частью статьи 83 Конституции;
13) принимает требование о проведении законодательного и конституционного референдумов в соответствии со статьями 75 и 138 Конституции;
14) одобряет предварительный областной бюджет и изменения в нем, отчет о расходах, решения о получении и выпуске займов;
15) устанавливает и упорядочивает собственные налоги Области;
16) формулирует предложения и мнения Области об основных направлениях и разделах национального программирования;
17) одобряет общие и секторальные планы экономического развития Области и благоустройства ее территории;
18) составляет и одобряет общие и секторальные программы общественных работ и расходы, а также программы организации публичных служб областного значения и соответствующие ассигнования;
19) одобряет структуру областных учреждений и служб;
20) создает на своей территории с учетом интересов населения новые Коммуны, изменяет границы и наименования уже существующих Коммун, поощряет объединение местных учреждений Области и коммунальную децентрализацию;
21) определяет полномочия, передаваемые Провинциям, Коммунам и местным учреждениям как органам административной децентрализации;
22) создает, упорядочивает и упраздняет подчиненные Области учреждения и предприятия и принимает решения об участии в предприятиях-объединениях и финансовых обществах;
23) формулирует мнения об общих интересах, запрашиваемые конституционными органами Республики;
24) назначает комиссии и членов комиссии в случае, если назначение передано Области при обеспечении представительства меньшинств;
25) повторно рассматривает в порядке контроля по существу административные акты Области в соответствии со статьей 125 Конституции;
26) утверждает входящие в компетенцию Совета административные акты, принятые в безотлагательных случаях Областной джунтой, и принимает соответствующие постановления;
27) выносит решения в отношении любых других мер административного характера, которые по закону должны быть одобрены Советом.
Решения Областного совета, за исключением решений, подлежащих по закону контролю по существу, могут объявляться приводимыми в исполнение безотлагательно в связи с особыми причинами, если за это голосовало абсолютное большинство назначенных советников.
7. Избирательная система, число областных советников, случаи неизбираемости и несовместимости устанавливаются законом Республики.
Законность избрания областных советников по докладу бюро в соответствии со своим внутренним Регламентом подтверждает Областной совет, который в этой связи выступает в качестве избирательной Джунты.
8. Областной совет проводит свое первое заседание в течение 30 дней, но не ранее чем через 20 дней после объявления об избрании. Совет созывает председатель уходящей в отставку Джунты, уведомляя о том не менее чем за 5 дней.
На первом заседании Совет избирает председателя, двух заместителей председателя и трех секретарей, образуя тем самым бюро. Функции председателя и секретаря временно выполняют соответственно советник, собравший на выборах наибольшее число голосов, и самый молодой советник.
Проводится три раздельных голосования: первое – для выборов председателя, второе – для выборов заместителей председателя, третье – для выборов секретарей. Каждый советник голосует лишь за одно лицо, и избранными будут считаться лица, получившие наибольшее число голосов.
Выборы бюро проводятся тайным голосованием. Члены бюро остаются в должности год и могут быть переизбраны.
Бюро принимает решения большинством голосов своих членов; при равенстве голосов предпочтение отдается голосу председателя.
9. Коллегия контролеров состоит из председателя и четырех членов. В ее обязанности входит докладывать Совету об управлении недвижимым имуществом, об исполнении бюджета, об отчете о расходах.
Совет избирает из своего состава большинством голосов тайным голосованием председателя коллегии контролеров.
Затем из состава Совета тайным голосованием избираются одновременно четыре члена коллегии контролеров. Каждый советник голосует за одно лицо.
Обязанности члена коллегии контролеров несовместимы с обязанностями члена Джунты.
10. Совет проводит заседание с 1 января по 15 июля и с 15 сентября по 31 декабря по созыву своего председателя.
Совет может быть созван в любое время по инициативе своего председателя, председателя Джунты либо пятой части областных советников.
Совет созывается также по требованию Совета Министров, если от него поступило предложение сместить Джунту либо ее председателя в связи с совершением противоречащих Конституции действий или грубых нарушений закона.
Не позднее чем через 15 дней после представления требования председатель созывает Совет, уведомляя о том советников по месту жительства, по крайней мере, за 5 дней, с указанием причины созыва, сформулированной в требовании. В случае явной срочности созыв производится по телеграфу с уведомлением за 48 часов.
11. Совет самостоятелен в своей деятельности, в том числе финансовой, которая должна соответствовать Конституции, настоящему Статуту и Регламенту Совета Области Лацио, который утверждается и изменяется абсолютным большинством голосов советников.
В рамках этой функциональной и финансовой автономии бюро выделяет помещения и персонал, необходимые для деятельности Совета.
14. Заседания Совета публичные, за исключением установленных Регламентом случаев.
15. Регламент Совета определяет создание и состав постоянных комиссий советников, обеспечивая во всех случаях всем группам советников пропорциональное представительство в составе комиссий.
Все советники могут участвовать в работе постоянных комиссий с правом голоса и правом внесения предложений и поправок.
Члены Джунты в качестве советников могут входить в состав постоянных и специальных комиссий. Постоянные комиссии предварительно рассматривают законопроекты и решения, принимаемые Советом, а также выражают предварительное мнение о мероприятиях Джунты в случаях, установленных Статутом, Регламентом и областными законами. Председатель Областного совета одновременно передает проекты законов и решений председателям комиссий советников, в чью компетенцию входит вопрос, и председателю Джунты, который может сам участвовать в работе комиссии или делегировать асессора.
Комиссия принимает решения большинством голосов в присутствии не менее половины членов.
До того как рассмотреть проект, представленный в порядке народной инициативы или местными учреждениями, комиссия должна заслушать представителей лиц, подписавших проект, или местных учреждений.
Комиссии в рамках своей компетенции представляют по собственной инициативе или по требованию Совета доклады и предложения, получая при этом необходимую информацию, сведения и документы, в том числе и по запросам представителей групп, непосредственно от председателя Джунты или асессора, в чью компетенцию входит вопрос.
Кроме того, они имеют право потребовать присутствия председателя Джунты и асессоров для того, чтобы получить разъяснения по проблемам, входящим в их компетенцию, а также по согласованию с председателем Совета и Джунтой – присутствия должностных лиц областной администрации или учреждений областного подчинения, не связанных служебной тайной, перед комиссией в закрытом заседании. Комиссии могут также потребовать от председателя и асессоров доклад, в том числе письменный, об исполнении законов и решений, реализации заявлений и резолюций, одобренных Советом и принятых Джунтой.
Комиссии в рамках своей компетенции могут по согласованию с председателем Областного совета и с Джунтой проводить и программировать исследования для получения сведений, информации, документов, полезных для деятельности Совета. В этих целях могут учреждаться специальные комиссии.
Областным законом могут быть созданы специальные комиссии для расследования действий Джунты.
Регламент Совета определяет порядок консультаций с представительствами местных учреждений, профсоюзами, группами, объединениями, отдельными гражданами.
Асессор, в чью компетенцию входит вопрос, должен во всех случаях присутствовать на заседаниях комиссии.
14. Любое голосование проводится открыто.
Тайное голосование применяется для избрания на должность или для смещения с должности, а также во всех случаях по вопросам, касающимся отдельных лиц, за исключением предписанного статьей 23 настоящего Статута.
Действительными являются решения, принятые в присутствии большинства советников и получившие большинство голосов присутствующих, за исключением случаев, в отношении которых Статут и Регламент предписывают иное большинство голосов.
17. Каждый советник представляет Область в целом. Советники не могут привлекаться к ответственности за выраженное мнение и голосование при выполнении своих функций.
18. Каждый советник имеет в Совете право на запрос, интерпелляцию, заявление.
Регламент Совета предусматривает определенные сроки для ответа Джунты на запросы и интерпелляции.
17. Советники образуют группы, состоящие в соответствии с Регламентом из одного или нескольких членов.
Бюро Совета по согласованию с председателем Областной джунты обеспечивает группам советников для выполнения их функций помещения и службы, ассигнует средства из бюджета Совета, учитывая основные потребности, общие для всех групп, и численный состав групп.
18. За исключением случаев досрочного роспуска, Совет осуществляет свои функции в течение 46 дней, предшествующих дате новых выборов.
ГЛАВА II. ОБЛАСТНАЯ ДЖУНТА И ЕЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
21. Областная джунта – исполнительный орган Области.
22. Джунта состоит из председателя, который поддерживает единство ее курса, асессоров, число которых не может превышать двенадцати и каждый из которых по коллегиальному решению Джунты руководит определенным участком областных служб. Отдельные асессоры, ответственные за смежные участки областных служб, образуют отделы для программирования и реализации планов межсекторальных работ.
Председатель Джунты назначает своим заместителем асессора, призванного заменять его в случае отсутствия или болезни.
Председатель представляет на рассмотрение Областного совета программу работ Джунты и распределение обязанностей в ней.
21. Председатель Областной джунты:
7) представляет Область;
8) предъявляет иски по принятию предохранительных мер и осуществляет действия по охране и владению в интересах Области при условии доклада об этом Джунте на первом же заседании;
9) промульгирует областные законы и регламентарные акты;
10) руководит осуществлением административных функций, делегированных государством Области, докладывая об этом Джунте и Совету;
11) созывает Джунту, определяет ее повестку дня, председательствует на ее заседаниях, координирует ее деятельность, осуществляет общий надзор за службами областной администрации;
12) выполняет другие функции, предоставленные ему Конституцией, настоящим Статутом и областными законами.
22. Областная джунта:
10) реализует одобренные Областным советом программы;
11) принимает, если необходимо, меры по исполнению решений Совета;
12) составляет предварительный бюджет и отчет о расходах для представления в Совет;
13) принимает решение о перераспределении средств по статьям одного и того же раздела бюджета;
14) в рамках областных законов в порядке, установленном областным законом, управляет имуществом Области и принимает решения о сделках, касающихся этого имущества;
15) принимает решения по вопросам, связанным со спорами, где она является истцом или ответчиком, за исключением предписанного пунктом 2 статьи 21 настоящего Статута, и при соответствующем мнении комиссии, в чью компетенцию входит вопрос, по отказам и мировым соглашениям на сумму до 100 млн.;
16) принимает, заслушав компетентную комиссию советников, решения о принесении жалобы в Конституционный суд по вопросу о не конституционности или по спору о компетенции;
17) принимает меры по исполнению одобренных Областным советом общих и секторальных программ общественных работ и организации коммунального обслуживания при условии внесения их в ежегодный бюджет с соответствующими ассигнованиями;
18) осуществляет общий надзор за управлением публичными службами и учреждениями, предприятиями и хозяйствами областного значения или с участием Области в соответствии со статьями 53 и 54 настоящего Статута;
13) принимает в безотлагательных случаях, когда невозможно своевременно созвать Совет, решения об административных мероприятиях, входящих в компетенцию Совета, подлежащих утверждению Советом на первом же заседании. Не утвержденное в течение 60 дней после публикации решение, принятое Джунтой в срочном порядке, считается аннулированным. Совет вправе принимать необходимые меры по упорядочению правовых отношений, возникающих на основе неутвержденного решения;
14) принимает предусмотренные четвертой частью статьи 4 меры в порядке, предписанном пунктом 10 настоящей статьи, если вопрос входит в компетенцию Областного совета;
15) осуществляет другие полномочия, переданные ей Конституцией и настоящим Статутом, и в целом любую другую, обычную для Области управленческую деятельность.
23. Выборам председателя и членов Джунты предшествует:
– политическая дискуссия;
– представление предложений по политической программе, причем указываются кандидаты на пост председателя и в состав Джунты, а также сфера их предполагаемой деятельности;
– открытое голосование по внесенным документам, требующее абсолютного большинства голосов, при наличии не менее двух третей областных советников.
Затем при наличии не менее двух третей областных советников абсолютным большинством голосов открытым голосованием избираются председатель Джунты и ее члены каждый в отдельности.
Если нет требуемого кворума или не получено абсолютного большинства голосов, голосование переносится на следующее заседание, которое должно состояться в течение восьми дней. Выборы на нем проводятся открытым голосованием в присутствии половины плюс один областной советник.
Если при голосовании не все кандидаты получат абсолютное большинство голосов, проводится повторное голосование. Избранными считаются лица, получившие большинство голосов.
По требованию большинства присутствующих советников выборы председателя и Джунты проводятся тайным голосованием. Большинство определяется путем вставания. Требование одобряется до начала голосования.
Если в бюро Джунты или в самой Джунте в результате отставок, отзывов и по другим причинам оказываются незамещенными большинство мест, Джунта считается ушедшей в отставку в полном составе.
В течение двадцати дней для выборов председателя и Джунты должен быть созван Совет.
24. Джунта принимает решения абсолютным большинством голосов в присутствии не менее половины плюс один ее член.
При равенстве голосов предпочтение отдается голосу председателя.
Заседания Джунты не являются публичными, за исключением иного решения самой Джунты.
Джунта может принять Регламент своей деятельности.
25. Джунта и ее председатель отвечают за свою деятельность перед Советом.
Джунта в целом или ее председатель могут быть отозваны по мотивированному предложению четверти областных советников, одобренному большинством голосов избранных советников, или по предложению трех групп советников.
По предложению об отставке всей Джунты Совет голосует поименно. По предложению об индивидуальной отставке проводится тайное голосование. Предложение об индивидуальной отставке, по которому проводится тайное голосование, может быть выдвинуто третью областных советников.
Любое предложение об отставке должно быть обсуждено не ранее чем за 10 и не позднее чем за 20 дней после внесения.
28. В случае роспуска в связи с избранием нового состава Совета, отставкой или отзывом Джунты последняя осуществляет обычное управление до избрания нового состава Джунты.
29. Областным законом устанавливается общий размер и основания денежного содержания областных советников в зависимости от их функций и деятельности.
ЧАСТЬ IV. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА
28. Законодательной инициативой, осуществляемой путем внесения постатейно сформулированных законопроектов, обладают:
– Областная джунта;
– каждый областной советник;
– не менее пяти Коммунальных советов совместно;
– каждый Провинциальный совет;
– не менее 5000 избирателей Области совместно.
Законопроекты Джунты подписываются ее председателем.
Внесение законопроектов в порядке народной инициативы регламентировано статьей 35 настоящего Статута.
Проверка правильности составления законопроекта входит в компетенцию Областного совета.
29. Законопроекты рассматриваются комиссией советчиков и окончательно одобряются Советом постатейным голосованием.
Регламент может предусматривать способы и рамки сокращенной процедуры, но с тем условием, чтобы комиссии Джунты и каждый советник в случае необходимости и в любое время имели возможность вернуть законопроект полностью или частично на рассмотрение и одобрение, установленные в предыдущей части.
30. Закон об одобрении бюджета не может устанавливать новые налоги и новые расходы.
Любой закон, устанавливающий новые или большие, чем предусмотрено бюджетом Области, расходы, должен указывать источник их изыскания.
31. Законы, принятые Советом, председатель Областного совета направляет в пятидневный срок Правительственному комиссару на визирование.
Если в течение тридцати дней после получения закона со стороны правительства не последует возражений, закон признается завизированным, даже если отсутствует виза комиссара.
В течение десяти дней после визирования или истечения срока, предусмотренного предыдущей частью, областные законы промульгируются председателем Джунты. Тексту предшествует формула: «Областной совет одобрил. Председатель Областной джунты промульгирует следующий закон».
За текстом следует формула: «Настоящий областной закон публикуется в Официальном бюллетене Области. Каждый, на кого он распространяется, обязан соблюдать его и добиваться его соблюдения как закона Области Лацио».
Текст закона печатается в Официальной газете.
Областные законы вступают в силу не ранее чем на пятнадцатый день после публикации в Официальном бюллетене Области, за исключением безотлагательных случаев, предусмотренных второй частью статьи 127 Конституции.
34. В случаях, когда Правительство Республики возвращает закон Совету в соответствии с третьей частью статьи 127 Конституции, и при условии, что Совет одобряет его повторно абсолютным большинством голосов, закон промульгируется, если Правительство Республики в течение 15 дней после получения нового сообщения не поставит вопрос о законности перед Конституционным судом или вопрос о противоречии интересов перед Палатами.
35. Инициатива регламентарных актов Области принадлежит субъектам, предусмотренным статьей 28 настоящего Статута.
На промульгацию и публикацию регламентарных актов, принятых Советом, распространяется, насколько он применим, порядок, предусмотренный для областных законов.
Инициатива административных мероприятий, входящих в компетенцию Совета, принадлежит Джунте и каждому советнику, а также, если речь идет об административных мероприятиях Области общего характера, другим, указанным в статье 28 настоящего Статута субъектам.
ЧАСТЬ V. УЧАСТИЕ НАРОДА
34. Область рассматривает содействие местных учреждений и автономный вклад профсоюзов наемных и самостоятельных работников, иных общественных образований и организаций в качестве основных элементов демократического участия в определении областной политики.
С этой целью она:
– консультируется с Коммунальными и Провинциальными советами по принципиальным вопросам;
– использует иные формы согласования и договоренности с местными учреждениями в случаях и в порядке, установленном областными законами, в особенности по вопросам, прямо или косвенно затрагивающим их компетенцию;
– консультируется по своей инициативе и по запросу другой стороны с областными организациями профсоюзов наемных работников и областными организациями профсоюзов самостоятельных работников по вопросам социально-экономического характера;
– консультируется с областными кооперативными организациями;
– консультируется также с иными общественными организациями и образованиями;
– содействует развитию исследований и встреч по определенным проблемам, как-то: сельское хозяйство, градостроительство, школа, культура; положение женщин, молодежи, спорт, свободное время и вообще по экономическим и социальным проблемам;
– обращается к Коммунам и их органам децентрализации, если они существуют, в целях поощрения более широкого участия населения в жизни Области при автономном содействии профсоюзных организаций наемных или самостоятельных работников и других общественных образований.
35. Право народной законодательной инициативы, включая регламентарные и административные акты Области общего значения, осуществляется в соответствии со статьями 28 и 33 настоящего Статута.
Областной закон определяет порядок сбора подписей и установления их подлинности.
Регламент Областного совета предусматривает такой порядок и сроки прохождения проекта в порядке народной инициативы, который гарантирует его быстрое рассмотрение.
36. Все граждане могут направлять петиции Областному совету с требованием принятия мер или с изложением общественных нужд.
Коммунальные и Провинциальные советы могут представлять на рассмотрение Областного совета заявления с требованием принятия мер или с изложением своих нужд.
Областной совет рассматривает заявления по мотивам голосования, ходатайства, петиции в порядке, установленном регламентом.
37. Коммуны Области могут требовать у Джунты информацию о мероприятиях, имеющих для них значение. Запросы Коммун подаются в бюро Областного совета, которое передает их Джунте.
Если запрашивающая Коммуна требует от Джунты письменного ответа, он должен быть дан непосредственно Джунтой. Если требуется устный ответ, то Джунта дает его в комиссию, в чью компетенцию входит вопрос.
38. Областной закон предусматривает создание должности «гражданского защитника», в обязанности которого входит запрашивать информацию об областном управлении.
Порядок назначения и полномочия «гражданского защитника» регулируются областным законом.
39. Народный референдум назначается для вынесения решения о полной или частичной отмене областного закона, если этого потребуют не менее:
– 50 000 избирателей Области;
– 2 Провинциальных советов решением, принятым в каждом из них двумя третями установленного состава советников;
– 10 Коммунальных советов, в избирательные списки которых внесено не менее 50 000 избирателей, решением, принятым в каждом Совете двумя третями установленного состава советников.
Вынесенное на референдум предложение одобряется, если в голосовании приняло участие большинство имеющих право голоса и если предложение получило абсолютное большинство действительных голосов.
Не допускается референдум в отношении налоговых вопросов и для одобрения бюджета.
Областной закон определяет последующий порядок приведения в исполнение решения, принятого в итоге референдума, а также процедуру проверки правильности и допустимости требования о проведении референдума.
Референдум может назначаться не ранее чем через год после проведения предыдущего референдума любого вида.
40. Регламентарные акты и административные мероприятия Области общего характера выносятся на народный референдум, если этого потребуют субъекты, предусмотренные предыдущей статьей.
ЧАСТЬ VI. МЕСТНЫЕ АВТОНОМНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
41. В соответствии с принципами автономии, политической и административной децентрализации, предусмотренными Конституцией и главным образом статьей 5, Область руководствуется в своей законодательной и политико-административной деятельности отношениями участия и сотрудничества с Провинциями, Коммунами и другими местными учреждениями.
Область организует и координирует деятельность местных учреждений в целях выравнивания территориального, экономического и социального развития в соответствии с демократическими задачами областного программирования и полным уважением самостоятельности учреждений.
Кроме того, Область поощряет реорганизацию местных учреждений, в том числе в формах объединения и децентрализации, с целью содействия участию граждан в управлении учреждениями и публичными службами, которое наиболее отвечает потребностям заинтересованных коллективов.
42. Делегация административных функций Провинциям, Коммунам или другим местным учреждениям, а также возможная отмена делегации происходит путем издания областного закона, распространяющегося, как правило, на все учреждения одного институционального уровня.
Если аннулирование делегации относится не к большинству учреждений, необходимо получить две трети голосов советников Области, предварительно заслушав заинтересованное учреждение.
Административные функции делегируются, как правило, на определенный срок в зависимости от природы делегируемых функций.
В областных законах, предусматривающих делегацию отдельных вопросов местным учреждениям, определяется их содержание, возможные сроки и устанавливаются рамки полномочий Совета и Джунты по руководству, координации и надзору за их исполнением. Кроме того, законы регламентируют соответствующие финансовые отношения.
Область, используя службы местных учреждений, соблюдает по возможности принципы, предусмотренные предыдущей частью.
43. Контроль за актами местных учреждений, включая акты, принятые при исполнении делегированных Областью функций, осуществляется органом Области, создаваемым, как это предусмотрено законом государства, в порядке и в рамках, установленных областным законом, в соответствии с принципами, содержащимися в статье 130 Конституции.
Этот орган находится в столице Области и осуществляет контроль в отношении актов Провинций, координирует деятельность децентрализованных отделений по контролю за актами Коммун и других местных учреждений.
Областной закон определяет число и местонахождение отделений и границы их компетенции.
До вступления в силу областного закона административный орган, предусмотренный первой частью настоящей статьи, осуществляет контроль за актами всех местные учреждений Области.
Контроль, предусмотренный настоящей статьей, распространяется также на соответствие актов закону.
В отношении основных актов Коммун и Провинций закон может предусматривать контроль по существу в форме мотивированного предложения принявшим решение учреждениям пересмотреть его.
Контрольные полномочия в отношении местных учреждений, пока и поскольку они предусмотрены законом, осуществляются Областью.
ЧАСТЬ VII. ОБЛАСТЬ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
44. Область, как автономный субъект процесса программирования, собственными автономными инициативами и предписаниями содействует определению задач и методов национального программирования, формулирует комплексные программы экономического программирования, касающиеся своей территории.
Область координирует деятельность местных учреждений и публичных экономических служб областного масштаба.
Вместе с национальными органами Область участвует в формулировании программ учреждений с государственным участием в рамках общенационального программирования. Кроме того, вместе с указанными национальными органами она определяет типы должностей государственного значения в Области.
Область принимает и осуществляет программы по вопросам своей компетенции, а также по делегированным ей вопросам, в том числе в соответствии с последней частью статьи 117 и статьей 118 Конституции.
45. Область рассматривает плановую политику как обязательство и демократический метод вмешательства при содействии государства и местных учреждений в публичную и частную экономическую деятельность, добиваясь согласования этой деятельности с задачами и социальными целями соответственно принципам, установленным Конституцией.
Область, считая своей первоочередной задачей обеспечение полной занятости, в особенности молодежи и женщин, и повышение жизненного уровня:
– способствует развитию сельского хозяйства, в том числе путем объединения и кооперирования при признании труда отдельных членов семьи земледельцев, а также ремесел, промышленной, торговой и туристической деятельности и кооперации;
– способствует развитию права на образование в любой его форме и степени, на социальную безопасность, обеспечение и здоровье, а также развитию социальных услуг, в особенности жилья, транспорта, детских учреждений, спортивной деятельности и организации досуга;
– способствует благоустройству территории, содействуя наиболее полному ее использованию с учетом естественных характеристик, исключая возможные негативные последствия социального или территориального характера;
– охраняет окружающую природную среду, руководствуясь в своей законодательной деятельности принципами экологической политики и инициативами, направленными на охрану и повышение ценности исторического, художественного и культурного наследия.
48. Областным законом в соответствии с принципами и методами, обеспечивающими содействие даже на компренсориальной основе местных учреждений и самостоятельный вклад профсоюзных организаций и других общественных образований, определяются меры по благоустройству территории и по областному программированию, упорядочивающие его процедуру и органы.
49. Область может использовать в целях программирования Областной институт изучений и исследований.
Структура, организация и задачи Института регулируются областным законом таким образом, чтобы обеспечить Область и ее местные учреждения, областные объединения профсоюзов наемных и самостоятельных работников, юридически признанные кооперативы и другие общественные образования информацией, сведениями и специальными исследованиями, необходимыми для выработки и утверждения комплексных и секторальных планов развития.
ЧАСТЬ VIII. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО
48. В административной деятельности Область исходит из принципов автономии и демократии, упрощения процедур и обеспечения гласности.
Структура учреждений должна отвечать этим требованиям, а также преимущественным задачам Области, способствовать координации деятельности местных учреждений и быть направлена на более широкую децентрализацию.
Область поощряет участие заинтересованных субъектов, групп, учреждений в процессе выработки административных мероприятий общего характера.
49. Областной закон устанавливает порядок образования областных учреждений, их правовой статус, финансовое положение, штаты персонала, правила использования в Области персонала администрации государства и других публичных учреждений, а также правила использования государственных учреждений, переданных ей законом Республики.
Организация областного персонала регулируется следующими принципами:
e) доступом к управленческим должностям в порядке публичного конкурса, кроме установленных законом государства особых случаев;
f) установлением служебных квалификаций, присвоение которых в предусмотренных областным законом случаях осуществляется в порядке публичного конкурса;
g) установлением достаточного оклада и порядка оплаты;
h) установлением надбавок к окладам с учетом квалификации на основе стажа и заслуг, определяемых по объективным критериям в зависимости от качества и эффективности работы;
е) точным определением в рамках организационного единства собственных полномочий и ответственности каждого должностного лица.
Область по решению Совета может использовать по договору особо квалифицированных сотрудников для специальных работ. Срок договора не может превышать срока полномочий данного Совета.
Область гарантирует своему персоналу реальное пользование профсоюзными правами.
ЧАСТЬ IX. СОБСТВЕННОСТЬ И ФИНАНСЫ
52. Область обладает финансовой самостоятельностью, собственным достоянием и имуществом в соответствии с конституционными нормами.
53. Доходы Области образуют:
g) доходы от ее имущества;
h) собственные налоги, устанавливаемые областным законом;
i) квоты от прибылей от государственных налоговых поступлений, предусмотренных законом;
j) квоты из национальных фондов на финансирование областных программ;
k) специальные средства, предусмотренные третьей частью статья 119 Конституции;
l) любые другие возможные выплаты, доходы или поступления.
52. Бюджетный год Области составляет период с 1 января по 31 декабря.
За два месяца до начала бюджетного года Джунта представляет Совету предварительный бюджет на следующий год. Совет в законодательном порядке одобряет предварительный бюджет до 15 декабря.
Расходы Области сверх сметы не могут превышать пределы, соответствующие смыслу статьи 119 Конституции.
Совет может в законодательном порядке принять временный бюджет на срок не свыше трех месяцев.
До 30 июня каждого года Джунта представляет Совету отчет о расходах за прошлый бюджетный год, сопровождаемый докладом коллегии контролеров. До принятия предварительного бюджета Совет в законодательном порядке одобряет отчет о расходах.
Если бюджетные расходы превышены, то соответствующая сумма зачисляется в предварительный бюджет на следующий год. Та же процедура применяется, если расходы ниже предусмотренных бюджетом.
До представления в Совет предварительный бюджет публикуется в Официальном бюллетене Области по постановлению Джунты.
ЧАСТЬ X. ОБЛАСТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ПРЕДПРИЯТИЯ И ОБЩЕСТВА
53. Для деятельности, связанной с социальным и экономическим развитием или службами областного значения, которая ввиду ее особой природы и масштабов не может быть поручена местным учреждениям или которой нельзя управлять непосредственно, Область в законодательном порядке может:
c) создавать областные учреждения и предприятия;
d) содействовать созданию учреждений или предприятий на основе объединений между местными учреждениями и даже между Областями;
с) содействовать деятельности областных финансовых обществ с участием капитала других публичных учреждений.
В случае, если основателем финансового общества является Область, ей должно принадлежать абсолютное большинство акций.
Областной закон определяет цели, организацию и порядок финансирования областных учреждений, предприятий и обществ с тем, чтобы их деятельность развивалась в установленном направлении.
54. Областной совет:
c) назначает управляющих учреждений или предприятий, полностью подчиненных Области и предусмотренных пунктом «а» статьи 53, представителей Области в учреждениях и хозяйственных объединениях, предусмотренных пунктом «b» статьи 53, а также в обществах с областным участием;
d) одобряет бюджеты и общие программы развития и реорганизации, равно как источники новых вложений и пересмотр тарифов поступлений, касающихся областных учреждений и хозяйств.
Надзор и контроль за областными учреждениями, предприятиями и обществами осуществляет Областная джунта.
Джунта не менее одного раза в год представляет Областному совету доклад по существу проведенной деятельности и о достигнутых результатах.
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
I. Пересмотр настоящего Статута производится в соответствии со второй частью статьи 123 Конституции, но не ранее чем через год после вступления в силу Статута или внесенных в него изменений. Полностью Статут может быть отменен не иначе как одновременно с принятием нового, заменяющего его Статута. При отклонении Советом предложения о пересмотре Статута оно может быть внесено повторно только по истечении года после отклонения.
Gazzetta Ufficiale, 14.06.1971, Л5 148, Suppl.