Новая историческая школа права

НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА.
Современные гуманитарные исследования, номер 1 за 2011 год, с. 108-109
Пашков Р.В., специалитет МГЮА
1. Понятие исторической школы права
Историческая школа права — течение в науке первой половины 19 века, зародилось и получило наибольшую известность в Германии. Было неким противопоставлением системе естественного права. Историческая школа права выступала в защиту феодальных порядков, против преобразования существующих отношений с помощью нового законодательства, объясняя это тем, что право должно складываться исторически. Важнейшим источником права был объявлен обычай, кодификация отвергалась, а право представлялось как система постепенного формирования «народного духа». Развитие права сравнивалось с развитием языка или некоторыми видами игр, так как их правила формировались постепенно, по мере необходимости разрешить ту или иную ситуацию. «Народный дух»- это особенности правосознания нации. Главный фактор, влияющий на него — это исторические условия, в которых народ возникает и формируется. «Народный дух» – не способен к саморазвитию.
Многие понятия были схвачены и отражены верно, однако выводы делались в корне неправильные, покрывая отсутствие реформ и нежелание региональных правительств Германии что-либо менять.
2. Базовые понятия
Введем базовые категории
Народный дух – аксиологическая (ценностная) система мышления народа как единой этнической общности, складывающейся исторически в определенном хозяйственно-природном ландшафте объединенная общностью политического устройства и исторической судьбы
Общинное право – одна из форм народного духа, право общинного мира, народных обычаев крестьянства
Народное право – одна из форм народного духа, права народа на устройство центрального управления и организацию централизованной жизни
Государственное право – на определенных стадиях может быть выражением народного права, но может и противопоставляться ему, выполняя целиком волю элиты и в целях мобилизации для решения военно-политических задач безопасности
3. Народный дух
Народный дух есть прежде всего система ценностей народа и вытекающих из нее особенной национальной психологии. На формирование народного духа определяющее влияние оказывают:
Историческая судьба народа,
Хозяйственно-природный ландшафт развития,
Единое политическое устройство,
Единое пространство культуры и языка.
Народный дух развивается постепенно, преобразуя себя на определенных этапах своего развития в качественно новое состояние. Для народного духа характерен эволюционный путь развития, хотя иногда государство может совершить революционный скачок, насильственно преобразуя его. Народный дух проявляет себя на уровне муниципии в виде общинного права, а на уровне общенародном как народное право. Государственное право находится в давлении на народное право, стремясь его подчинить, иногда ему удается его полностью заглушить, внедряя жесткие формы контроля. Счастьем народа является, когда государство выражает народное право.
4. Народное право России
Не надо думать, что народное право не свойственно России. Примером много и приведем наиболее значительные из них.
Во-первых, градское (городское) самоуправление Киевской Руси до татаро-монгольского нашествия на основе вечевого управления.
Во-вторых, губное самоуправление до середины 16 века, когда губные избы как формы местного самоуправления были заменены воеводами, назначаемым царем.
В-третьих, земские соборы как формы совещания царя с народом в период сословно-представительской монархии 17 века.
В-четвертых, земства и земское самоуправление второй половины 19 века-начала 20 века.
Я упомянул примеры именно общегосударственных событий без учета удельных вечевых вариантов типа Новгорода и Пскова, не оказавших заметного влияния на общегосударственную жизнь.
5. Проблема Кавказа
На ситуацию на Кавказе очень существенное влияние оказывают такие факторы как этнический пассионарный подъем народов Кавказа, исламское возрождение, постулирующее единство мусульманской уммы, полное стирание советской властью адатов народов Кавказа. Весь этот комплекс причин породил полную деформированность социальных отношений на Кавказе и резкое возвышение понятия клан. Противопоставление одних кланов другим и стремление решать проблемы развитии на Кавказе путем личных отношений. Россия может пойти на внедрение институтов шариата в сфере гражданского права по обоюдному выбору сторон процесса, исключая его из общегосударственной жизни. Необходимо возрождение институтов адата и их всяческая поддержка.