Регламентарные нормы провинциальных ассамблей народной власти Кубы

РЕГЛАМЕНТАРНЫЕ НОРМЫ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ АССАМБЛЕЙ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ КУБЫ ОТ 19 ИЮЛЯ 1977 Г.

НАЦИОНАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ

БЛАС РОКА КАЛЬДЕРИО, Председатель Национальной Ассамблеи Народной Власти Республики Куба.

Уведомляю: что на заседании Национальной Ассамблеи Народной Власти во время первой очередной сессии, проведенной с 12 по 14 июля 1977 г., были одобрены следующие

РЕГЛАМЕНТАРНЫЕ НОРМЫ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ АССАМБЛЕЙ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ

ГЛАВА I. О КОНСТИТУИРОВАНИИ АССАМБЛЕИ

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. О ПРОВЕРКЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ВЫБОРОВ ДЕЛЕГАТОВ

Статья 1. Провинциальная избирательная комиссия с одобрения Национальной избирательной комиссии укажет помещение, в котором соберутся по собственному праву и потому без необходимости предварительного созыва избранные делегаты, чтобы составить и конституировать провинциальную Ассамблею. Постановление об этом будет принято публично и сообщено делегатам и комиссии по кандидатурам.

Провинциальная избирательная комиссия сделает необходимые распоряжения для надлежащего оборудования…

ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ОТ 10 АВГУСТА 1977 Г.

НАЦИОНАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ

ВЛАС РОКА КАЛЬДЕРИО, Председатель Национальной Ассамблеи Народной Власти Республики Куба.

Уведомляю: что на заседании Национальной Ассамблеи Народной Власти во время первой очередной сессии, проведенной с 12 по 14 июля 1977 г., было одобрено следующее:

Поскольку: необходимо привести судоустройство в соответствие со специфическими положениями Конституции и Закона о конституционном переходе, относящимися к избранию судей и отзыву их мандатов Ассамблеями народной власти, передаче отправления правосудия по трудовым делам в компетенцию народных судов.

Поскольку: необходимо также привести судоустройство в соответствие с новым политико-административным делением, которое упраздняет районы, увеличивает до 14 число провинций и уменьшает до 169 число муниципий, что предполагает изменение не только общего числа судов и ступеней их системы, но и изменение компетенции, которой они наделяются.

Поскольку: согласно положениям Закона об организации Центральной государственной администрации необходимо определить отношения, которые должны иметь место между Центральной государственной администрацией и судами и которые осуществляются через Министерство юстиции. Это позволит, кроме того, освободить суды от административных задач и поможет им сосредоточиться на выполнении своей непосредственной судебной деятельности.

Поскольку: изменения, вносимые в организацию военных судов, требуют последующей модификации ссылок, которые делаются на них в различных положениях Закона об организации судебной системы.

Поскольку: модификации, которые должны быть внесены в действующий Закон об организации судебной системы – Закон 1250 от 23 июня 1973 г. – настолько многочисленны, что более целесообразно подготовить новый закон, в котором были бы гармонично объединены названные модификации и ныне действующие положения, не требующие изменений.

Постольку: Национальная Ассамблея Народной Власти принимает следующий Закон № 4.

ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

КНИГА ПЕРВАЯ. О СУДАХ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА I. О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ

Статья 1. Судебная система, устанавливаемая настоящим Законом, действует на основе освященных в Конституции социалистических принципов, которые регулируют организацию и деятельность государственных органов.

Статья 2. Функция отправления правосудия исходит от народа и осуществляется от его имени:

1)    Народным Верховным Судом;

2)    народными провинциальными судами;

3)    народными муниципальными судами;

4)    военными судами.

Статья 3. Суды образуют систему государственных органов, построенную на основе функциональной независимости от любого другого органа и подчиненную только Национальной Ассамблее Народной Власти и Государственному Совету.

Статья 4. Деятельность судов имеет следующие главные цели:

1)    поддерживать и укреплять социалистическую законность;

2)    охранять экономический, социальный и политический строй, установленный настоящей Конституцией;

3)    охранять социалистическую собственность, личную собственность граждан и другие формы собственности, признаваемые настоящей Конституцией;

4)    защищать права и законные интересы органов, ведомств и других государственных учреждений и массовых общественных организаций;

5)    охранять жизнь, свободу, достоинство, честь, имущество, семейные отношения, другие права и законные интересы граждан;

6)    предупреждать правонарушения и антиобщественное поведение, наказывать и перевоспитывать тех, кто допускает такие нарушения, восстанавливать действие правовых норм, когда имеются заявления об их нарушении;

7)    разрешать трудовые споры и пересматривать решения, принятые органами и организациями, входящими в состав государственной администрации, в тех случаях, когда закон это позволяет;

8)    повышать общественное правосознание в целях строгого соблюдения закона, формулируя решения таким образом, чтобы они способствовали воспитанию граждан в духе сознательного и добровольного выполнения ими своих обязанностей – быть преданными Родине, делу социализма и соблюдать правила социалистического общежития.

Статья 5. Суды обязаны исполнять Конституцию, законы, декреты-законы, декреты, положения, резолюции и другие законно изданные акты, а также инструкции общего характера, исходящие от Национальной Ассамблеи Народной Власти и Государственного Совета и направляемые им через Управляющий совет Народного Верховного Суда.

Статья 6. Суды должны информировать заинтересованные органы и предприятия обо всех нарушениях закона, выявленных при проведении и проверке судебных процессов, а также сообщать прокурору, если в этих нарушениях имеются признаки преступления.

Статья 7. Народный Верховный Суд осуществляет высшую судебную власть, и в этом случае его решения являются окончательными.

Через свой Управляющий совет он осуществляет законодательную инициативу и регламентарную власть, принимает решения и издает нормы, обязательные для выполнения всеми народными судами, и на основе опыта судов издает инструкции обязательного характера для установления единообразной судебной практики при толковании и применении закона.

Статья 8. Все суды действуют коллегиально.

Статья 9. Под общим названием «судья» понимаются все те, кто входит в состав судов и отправляет в них правосудие.

Суды состоят из профессиональных судей и заседателей, обладающих равными правами и обязанностями в деятельности по отправлению правосудия.

Статья 10. Судебный год совпадает с календарным годом.

Статья 11. Печать для удостоверения судебных документов едина на всей национальной территории. Она содержит изображение герба Республики и по кайме – название соответствующего суда.

ГЛАВА II. О ГАРАНТИЯХ

Статья 12. Социалистическая законность гарантируется в судебном порядке:

1)    обязанностью государственных ведомств и общественных организаций исполнять и обеспечивать исполнение приговоров и других окончательных решений, выносимых судами в пределах своей компетенции;

2)    обязанностью граждан и частных организаций уважать и исполнять приговоры и другие окончательные решения судов, как теми, к кому они относятся прямо, так и теми, кто, не будучи заинтересован непосредственно, обязан принимать участие в их исполнении;

3) обязанностью судов толковать и применять законы в соответствии с социалистическими принципами;

4)    возможностью обжаловать приговоры и окончательные решения судов, за исключением приговоров и решений, вынесенных Народным Верховным Судом в единственной инстанции;

5)    функциями руководства, проверки и надзора, осуществляемыми вышестоящими судами за судебной деятельностью нижестоящих судов;

6)    запрещением судам отказываться от вынесения приговоров или окончательных решений и прочих судебных решений, не допуская никаких исключений или оправданий;

7)    обязанностью судов эффективно исполнять выносимые ими приговоры и следить за их исполнением органами, на которые возлагается участие в процессе их исполнения, а также осуществлять действия, предписанные соответствующими процессуальными законами, когда исполнение приговоров возлагается на другой государственный орган.

ГЛАВА III. О ПРИНЦИПАХ

Статья 13. Судебная деятельность осуществляется в основном в соответствии со следующими принципами:

1)    определения или приговоры выносятся судами именем народа Кубы;

2)    судьи при осуществлении своей функции отправления правосудия независимы и превыше всего обязаны следовать закону;

3)    судебная функция осуществляется в соответствии с тем, как это установлено законом;

4)    правосудие отправляется на основе равенства всех граждан перед законом и судом;

5)    только компетентные суды в соответствии с законом налагают санкции за деяния, являющиеся преступлениями;

6)    каждый обвиняемый обладает правом на защиту;

7)    рассмотрение дел в судах носит открытый характер, за исключением случаев, предусмотренных законом;

8)    правосудие отправляется бесплатно.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О СУДАХ ПРАВОСУДИЯ

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 14. Юрисдикция и компетенция судов различных ступеней будут приспособлены к политико-административному делению страны и потребностям судебной функции.

Статья 15. Суды могут, когда сочтут это необходимым, проводить свои судебные заседания в пределах своей территориальной юрисдикции в местах, где были совершены подсудные деяния, или в местах проживания главных участников процесса либо лиц, осведомленных об этих деяниях.

Статья 16. Организацию и состав военных судов, а также порядок избрания, назначения, отставки и ответственности военных судей, время их пребывания в должности определит Закон о военных судах.

ГЛАВА II. О НАРОДНОМ ВЕРХОВНОМ СУДЕ

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. О ЮРИСДИКЦИИ И РЕЗИДЕНЦИИ

Статья 17. Юрисдикция Народного Верховного Суда распространяется на всю национальную территорию, и его резиденция находится в столице Республики.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. О СОСТАВЕ И СТРУКТУРЕ

Статья 18. Народный Верховный Суд состоит из Председателя, заместителя Председателя, председателей палат и других профессиональных судей и заседателей.

Народный Верховный Суд действует в составе:

Пленума,

Управляющего совета,

палаты по уголовным делам,

палаты по гражданским и административным делам,

палаты по трудовым делам,

палаты по делам о преступлениях против безопасности государства,

палаты по военным делам.

Статья 19. При отправлении правосудия палаты Народного Верховного Суда заседают в составе председателя или его законного заместителя, двух профессиональных судей и двух заседателей.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. О ПЛЕНУМЕ НАРОДНОГО ВЕРХОВНОГО СУДА

Статья 20. Пленум Народного Верховного Суда состоит из Председателя Суда или заместителя Председателя, в случае его отсутствия или невозможности осуществлять свои функции, и всех других судей, находящихся при исполнении своих обязанностей. Заседание Пленума считается правомочным при наличии двух третей состава из числа профессиональных судей и такой же доли состава заседателей. В заседаниях Пленума, созываемых для осуществления целей, предусмотренных статьей 21, принимает участие Генеральный Прокурор Республики с правом совещательного и решающего голоса и Министр юстиции с правом совещательного голоса, но без права решающего голоса.

Пленум Народного Верховного Суда собирается на очередные заседания раз в три месяца и на внеочередные заседания всякий раз, когда неотложность дела этого потребует.

При Пленуме Народного Верховного Суда имеется секретарь.

Статья 21. Пленум Народного Верховного Суда:

1)    осуществляет через свой Управляющий совет законодательную инициативу по вопросам отправления правосудия в соответствии с п. «е» ст. 86 Конституции;

2)    осуществляет проверку судебной деятельности палат Народного Верховного Суда, народных провинциальных и муниципальных судов и для этой цели может:

а) запрашивать сведения у председателей палат Народного Верховного Суда;

б) вызывать председателей народных провинциальных и муниципальных судов для отчета о судебной деятельности соответствующих судов, в частности по вопросу единообразного применения законов, а также по любым другим вопросам судебной деятельности;

в) направлять судей Народного Верховного Суда в народные провинциальные и муниципальные суды для проверки вынесенных приговоров и состоявшихся процессов, для получения сведений о состоянии преступности, а также о различных аспектах судебной деятельности названных судов, для сбора информации по вопросам правильного и единообразного применения закона и по вопросам издания соответствующих инструкций или внесения предложений по совершенствованию законодательства;

3)    осуществляет через Управляющий совет контроль и наблюдение за судебной деятельностью всех судов;

4)    осуществляет судебный надзор в соответствии с Законом о военно-уголовном судопроизводстве;

5)    дает нижестоящим судам разъяснения и издает инструкции, необходимые для единообразного применения закона в судебной деятельности, для исполнения и соблюдения законоположений о судопроизводстве;

6)    обращается в случае необходимости в Государственный Совет с просьбой дать общеобязательное толкование какого-либо законоположения;

7)    устанавливает и оценивает социальную эффективность деятельности судов и разрабатывает предложения об улучшении отправления правосудия, связанные с проблемами социального развития.

Статья 22. Пленум Народного Верховного Суда, заседающий как суд правосудия, выносит приговоры в единственной инстанции за преступления, в совершении которых обвиняются:

1)    члены Политического Бюро Коммунистической партии Кубы с предварительного разрешения этого органа;

2)    Председатель, Заместитель Председателя и Секретарь Национальной Ассамблеи Народной Власти с предварительного разрешения этого органа или в определенных случаях с предварительного разрешения Государственного Совета;

3)    члены Государственного Совета с предварительного разрешения этого органа;

4)    члены Совета Министров с предварительного разрешения этого органа;

5)    Председатель, заместитель Председателя, профессиональные судьи и заседатели Народного Верховного Суда; последние – в период осуществления ими судебных функций;

6)    Генеральный Прокурор Республики, заместители Генерального Прокурора и прочие прокуроры Генеральной Прокуратуры.

К ведению Народного Верховного Суда, заседающего в качестве пленума, относится пересмотр дел в ревизионном порядке по жалобам на приговоры, вынесенные им самим, в случаях, предусмотренных предыдущими пунктами.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ОБ УПРАВЛЯЮЩЕМ СОВЕТЕ НАРОДНОГО ВЕРХОВНОГО СУДА

Статья 23. Управляющий совет Народного Верховного Суда состоит из Председателя Суда, руководящего его работой, заместителя Председателя, председателей палат и Генерального Прокурора Республики или его законных заместителей, в случае его отсутствия либо невозможности выполнения им своих функций.

Министр юстиции может принимать участие в заседаниях Управляющего совета с правом совещательного голоса, но без права решающего голоса.

Секретарь Пленума является также и секретарем Управляющего совета.

Статья 24. Управляющий совет Народного Верховного Суда:

1)    рассылает судам инструкции общего характера, исходящие от Национальной Ассамблеи Народной Власти, Государственного Совета и Пленума Народного Верховного Суда;

2)    разрешает споры по вопросам материальной компетенции, возникающие между судами;

3)    осуществляет в соответствии с положениями настоящего Закона дисциплинарную функцию;

4)    составляет штатное расписание данного суда;

5)    предлагает Национальной Ассамблее Народной Власти или Государственному Совету законопроекты, одобренные Пленумом Народного Верховного Суда, давая им в определенных случаях окончательную редакцию;

6)    регламентирует и применяет постановления и решения, принятые Пленумом;

7)    принимает и применяет регламент народных судов;

8)    предлагает соответствующим Ассамблеям народной власти аннулировать мандат судей народных судов;

9)    направляет инструкции обязательного характера и подготавливает директивы Пленума;

10)   назначает судей, на которых возлагается осуществление проверки судебной деятельности народных провинциальных и муниципальных судов в случаях, о которых говорится в подпункте «в» пункта 2 статьи 21;

11)   осуществляет, когда этого требует неотложность дела, функции, которыми наделяется Пленум Народного Верховного Суда согласно подпункту «а» пункта 2 и пунктам 3, 4, 5 и 6 статьи 21, доводя до сведения этого органа результаты своей деятельности на его ближайшем заседании.

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. О ПАЛАТЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Статья 25. Палата по уголовным делам Народного Верховного Суда:

1)    рассматривает дела по жалобам на приговоры, вынесенные палатами по уголовным делам народных провинциальных судов;

2)    осуществляет в соответствии с законом пересмотр дел;

3)    разрешает споры о территориальной юрисдикции, возникающие между судами, не имеющими общего вышестоящего суда, по уголовным делам.

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ. О ПАЛАТЕ ПО ГРАЖДАНСКИМ И АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

Статья 26. Палата по гражданским и административным делам Народного Верховного Суда:

1) рассматривает дела по жалобам на определения, вынесенные палатами по гражданским и административным делам народных провинциальных судов;

2)    рассматривает прочие дела по жалобам, которые процессуальными и другими законами отнесены к ее компетенции;

3)    производит в соответствии с законом пересмотр дел;

4)    обеспечивает на Кубе исполнение определений, вынесенных иностранными судами по гражданским делам в соответствии с процессуальными законами, за исключением тех случаев, в отношении которых договорами предусмотрена другая форма судопроизводства;

5)    разрешает споры о территориальной юрисдикции, возникающие между судами, не имеющими общего вышестоящего суда, по гражданским и административным делам.

РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ. О ПАЛАТЕ ПО ТРУДОВЫМ ДЕЛАМ

Статья 27. Палата по трудовым делам Народного Верховного Суда:

1)    рассматривает дела по апелляциям на решения, вынесенные палатой по трудовым делам народного провинциального суда провинции Город Гавана по вопросам социального обеспечения;

2)    производит в соответствии с законом пересмотр дел;

3)    разрешает споры о территориальной юрисдикции, возникающие между судами, не имеющими общего вышестоящего суда, по трудовым делам;

4)    рассматривает любое другое дело, которое отнесено настоящим Законом или другими законами к ее ведению.

РАЗДЕЛ ВОСЬМОЙ. О ПАЛАТЕ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Статья 28. Палата по делам о преступлениях против безопасности государства Народного Верховного Суда:

1) рассматривает дела по жалобам на приговоры, вынесенные палатами по делам о преступлениях против безопасности государства народных провинциальных судов;

2) производит в соответствии с законом пересмотр дел;

3)    принимает к своему производству и рассматривает в первой инстанции в исключительных случаях дела о преступлениях против безопасности государства, отнесенные к компетенции народных провинциальных судов;

4)    разрешает споры о территориальной юрисдикции, возникающие между провинциальными народными судами при рассмотрении дел о преступлениях против безопасности государства.

РАЗДЕЛ ДЕВЯТЫЙ. О ПАЛАТЕ ПО ВОЕННЫМ ДЕЛАМ

Статья 29. Палата по военным делам Народного Верховного Суда:

1) рассматривает в первой инстанции уголовные дела, возбуждаемые против следующих лиц:

а) заместителей Министра Революционных Вооруженных Сил;

б) командиров войсковых соединений, заместителей командиров армейских корпусов, приравненных к ним и вышестоящих должностных лиц;

в) начальников управлений и их заместителей, начальников независимых отделов Министерства Революционных Вооруженных Сил;

г) заместителей Министра внутренних дел;

д) командующих войсками в провинциях и их заместителей, генеральных директоров, директоров и начальников независимых отделов Министерства внутренних дел;

2)    рассматривает в кассационном порядке дела по жалобам и протестам на приговоры и решения, вынесенные территориальными военными судами. Когда выносится смертный приговор или приговор о максимальном сроке лишения свободы, такие приговоры считаются обжалованными автоматически;

3)    рассматривает в порядке судебного надзора дела по протестам на окончательные решения, вынесенные территориальными военными судами;

4)    пересматривает в ревизионном порядке дела, по которым приговоры и окончательные решения были вынесены территориальными военными судами.

РАЗДЕЛ ДЕСЯТЫЙ. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 30. Жалобы на приговоры, вынесенные в первой инстанции палатами по делам о преступлениях против безопасности государства и по военным делам Народного Верховного Суда, разрешаются специальной секцией, состоящей из Председателя Суда, пяти председателей палат, двух профессиональных судей и двух заседателей из любой палаты, которые не принимали участия в рассмотрении дела и вынесении приговора.

Эта секция пересматривает также в ревизионном порядке дела по жалобам на вынесенные приговоры, принимая по ним решения.

РАЗДЕЛ ОДИННАДЦАТЫЙ. О ПРЕДСЕДАТЕЛЕ И ЗАМЕСТИТЕЛЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ НАРОДНОГО ВЕРХОВНОГО СУДА

Статья 31. Председатель Народного Верховного Суда:

1)    представляет Народный Верховный Суд и руководит его деятельностью;

2)    председательствует на Пленуме и в Управляющем совете Народного Верховного Суда;

3)    следит за исполнением и соблюдением постановлений Пленума и Управляющего совета Народного Верховного Суда;

4)    запрашивает для проверки протоколы любого дела, которое рассматривалось или рассматривается каким-либо судом;

5)    выносит на рассмотрение Пленума предложения по вопросам единообразного применения законов;

6)    принимает необходимые меры для поддержания внутреннего порядка в суде;

7)    назначает в случае временного отсутствия профессиональных судей Народного Верховного Суда лиц, которые должны замещать их в соответствии с положением, предусмотренным статьей 98;

8)    отдает в надлежащих случаях приказ о расследовании дисциплинарных нарушений, совершенных судьями Народного Верховного Суда и председателями народных провинциальных судов;

9) подает Председателю Государственного Совета и главе Правительства заявления об отставке судей Народного Верховного Суда и извещает обо всех открывающихся вакансиях;

10)   представляет Пленуму Народного Верховного Суда сведения о преступлениях, совершенных судьями Народного Верховного Суда за время осуществления ими своих функций;

11)   следит за ходом дел, рассмотрение которых относится к компетенции Пленума и Управляющего совета Народного Верховного Суда, до стадии вынесения по ним решения;

12)   осуществляет любые другие полномочия, которыми его может наделить закон или регламент народных судов.

Статья 32. Заместитель Председателя Народного Верховного Суда оказывает Председателю помощь и замещает его в случае временного отсутствия. Кроме того, он может осуществлять функции, делегируемые ему Председателем.

ГЛАВA III. О НАРОДНЫХ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ СУДАХ

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. О ЮРИСДИКЦИИ И РЕЗИДЕНЦИИ

Статья 33. Народные провинциальные суды осуществляют свою юрисдикцию на территории соответствующих провинций, и их резиденции находятся в столицах провинций.

Народный провинциальный суд провинции Гавана, кроме того, рассматривает в инстанции, которая будет установлена соответствующими процессуальными положениями, гражданские, трудовые и уголовные дела, возникшие в особой муниципии Исла-де-Хувентуд*.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. О СОСТАВЕ И СТРУКТУРЕ

Статья 34. Народные провинциальные суды состоят из председателей судов, председателей палат и прочих профессиональных судей и заседателей.

Народные провинциальные суды действуют в составе:

пленума,

палаты по уголовным делам,

палаты по гражданским и административным делам, палаты по трудовым делам,

палаты по делам о преступлениях против безопасности государства,

секций палат, которые образуются в соответствии с потребностями судопроизводства и могут обладать компетенцией, необходимой для рассмотрения всех дел, подлежащих рассмотрению палатой, или части этих дел.

Тем не менее, Пленум Народного Верховного Суда может отдать распоряжение об упразднении какой-либо палаты одного из народных провинциальных судов и о расширении юрисдикции палаты другого народного провинциального суда с тем, чтобы она могла рассматривать дела, которые были в ведении упраздненной палаты.

Пленум может также отдать распоряжение об упразднении одной из предусмотренных палат и передать полномочия упраздненной палаты другой палате того же самого народного провинциального суда.

Статья 35. При отправлении правосудия палаты или секции палат народных провинциальных судов заседают в составе председателя или его законного заместителя, двух профессиональных судей и двух заседателей.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. О ПЛЕНУМАХ НАРОДНЫХ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ СУДОВ

Статья 36. Пленумы народных провинциальных судов состоят из судей, находящихся при исполнении служебных обязанностей, под председательством председателей соответствующих судов. Кворум для конституирования и функционирования этих органов составляет при наличии двух третей профессиональных судей и такой же доли числа заседателей. В заседаниях пленума народных провинциальных судов может принимать участие главный провинциальный прокурор с правом совещательного голоса, но без права решающего голоса.

Пленумы народных провинциальных судов собираются на очередные заседания каждые три месяца и на внеочередные заседания всякий раз, когда неотложность дела этого потребует.

Секретарями пленумов являются секретари соответствующих судов.

На заседания пленума народных провинциальных судов могут быть приглашены председатели народных муниципальных судов соответствующей провинции.

Статья 37. Пленумы народных провинциальных судов:

1)    осуществляют дисциплинарную власть над судьями своего суда или подчиненных им народных муниципальных судов, налагая надлежащие взыскания на виновного или окончательно прекращая расследование;

2)    направляют в надлежащих случаях обоснованные ходатайства в провинциальные и муниципальные Ассамблеи народной власти об аннулировании мандата судей своих судов или судей подчиненных им народных муниципальных судов;

3)    рассматривают и разрешают любой другой возникающий в суде сложный вопрос, который не может быть решен председателем посредством осуществления своих управленческих полномочий;

4)    консультируют Народный Верховный Суд;

5)    созывают председателей народных муниципальных судов, находящихся на территории, подлежащей их юрисдикции, для получения отчетов о судебной деятельности, в частности в области единообразного применения законов, а также о любых других аспектах судебной деятельности;

6)    направляют судей народного провинциального суда в народные муниципальные суды для проверки вынесенных приговоров и состоявшихся процессов, для получения сведений о состоянии преступности, а также о различных аспектах деятельности названных судов, посылая Председателю Народного Верховного Суда отчет о собранной в процессе этой деятельности информации;

7) принимают необходимые меры в случае серьезных разногласий между судьями соответствующих народных провинциальных судов или между судьями подчиненных им народных муниципальных судов.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. О ПАЛАТЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Статья 38. Палата по уголовным делам народных провинциальных судов:

1)    осуждает за совершенные преступления, отнесенные законом к ее компетенции, на территории, подлежащей ее юрисдикции;

2)    осуждает в соответствии с уголовным законодательством за преступления, отнесенные к ее компетенции, которые совершаются за границей;

3)    рассматривает апелляции на приговоры по уголовным делам, вынесенные подчиненными народными муниципальными судами;

4)    рассматривает дела по жалобам, допускаемым законом, на решения, налагающие меры пресечения преступности;

5)    разрешает споры о территориальной юрисдикции, возникающие между подчиненными народными муниципальными судами по уголовным делам.

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. О ПАЛАТЕ ПО ГРАЖДАНСКИМ И АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

Статья 39. Палата по гражданским и административным делам народных провинциальных судов:

1)    рассматривает в первой инстанции гражданские дела, отнесенные законом к ее компетенции;

2)    рассматривает апелляции на приговоры и окончательные решения по гражданским делам, вынесенные в первой инстанции народными муниципальными судами;

3)    рассматривает административные дела, отнесенные законом к ее компетенции;

4)    разрешает споры о территориальной юрисдикции, возникающие между подчиненными народными муниципальными судами, по гражданским делам.

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ. О ПАЛАТЕ ПО ТРУДОВЫМ ДЕЛАМ

Статья 40. Палата по трудовым делам народных провинциальных судов:

1)    рассматривает апелляции на определения по трудовым делам, вынесенные подчиненными народными муниципальными судами;

2)    разрешает споры о территориальной юрисдикции, возникающие между подчиненными народными муниципальными судами, по трудовым делам.

Палата по трудовым делам народного провинциального суда провинции Город Гавана рассматривает, кроме того, жалобы на решении по делам о социальном обеспечении, вынесенные Центральной государственной администрацией, которые не могут быть вновь обжалованы в административном порядке.

РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ. О ПАЛАТЕ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Статья 41. Палаты по делам о преступлениях против безопасности государства народных провинциальных судов рассматривают в первой инстанции дела о преступлениях против безопасности государства, совершенные на территории, подлежащей в соответствии с законом юрисдикции каждой из них, а также на борту кубинских морских или воздушных судов, даже если они находятся за пределами национальной территории. В подобном случае для определения территориальной юрисдикции принимается во внимание порт приписки на национальной территории. Эти палаты также рассматривают дела о преступлениях того же характера, которые совершаются за границей или на иностранных морских или воздушных судах, где бы они ни находились, независимо от того, что устанавливается в договорах. В последнем случае считается, что рассмотрение этих дел входит в компетенцию палаты по делам о преступлениях против безопасности государства народного провинциального суда провинции Город Гавана.

РАЗДЕЛ ВОСЬМОЙ. О ПРЕДСЕДАТЕЛЯХ НАРОДНЫХ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ СУДОВ

Статья 42. Председатели народных провинциальных судов:

1)    направляют деятельность палат своего суда и подчиненных народных муниципальных судов и руководят ею в пределах законов и инструкций Управляющего совета Народного Верховного Суда;

2)    назначают судей, в обязанность которых входит проверка судебной деятельности, о которой упоминалось в пункте 6 статьи 37;

3)    запрашивают для проверки протоколы любого дела, которое рассматривается или рассматривалось палатой или секцией суда, возглавляемого ими, или какого-либо из подчиненных народных муниципальных судов;

4)    следят в той мере, в какой это к ним относится, за исполнением постановлений Пленума и Управляющего совета Народного Верховного Суда и пленума соответствующего народного провинциального суда;

5)    принимают необходимые меры в случаях серьезных разногласий между судьями своего суда, информируя пленум суда, который и выносит окончательное решение;

6)    вносят в Управляющий совет Народного Верховного Суда предложения о создании секций в палатах, когда это вызвано потребностями судопроизводства;

7)    создают секции, назначая судей, которые должны входить в состав этих секций;

8)    осуществляют полномочия и исполняют обязанности, относимые законом и судебными регламентами к их ведению.

Статья 43. В случае временного отсутствия председателя, его замещает один из председателей палат согласно порядку, установленному пленумом народного провинциального суда.

ГЛАВА IV. О НАРОДНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СУДАХ

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. О ЮРИСДИКЦИИ И РЕЗИДЕНЦИИ

Статья 44. Народные муниципальные суды осуществляют свою юрисдикцию на территории соответствующей муниципии, и их резиденции находятся в главных городах муниципий. Однако, в соответствии с решением Пленума Народного Верховного Суда, народные муниципальные суды могут рассматривать гражданские, уголовные и трудовые дела других, сопредельных с ними муниципий, если только те находятся в пределах той же самой провинции.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. О СОСТАВЕ И СТРУКТУРЕ

Статья 45. Народные муниципальные суды состоят из председателей и других судей.

Народные муниципальные суды не делятся на палаты, но в них могут быть созданы секции, которые рассматривают уголовные, гражданские и трудовые дела раздельно или совместно, в зависимости от плотности населения или от объема работ.

Статья 46. Рассмотрение дел в народных муниципальных судах или их секциях осуществляется в составе одного профессионального судьи и двух заседателей.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. О КОМПЕТЕНЦИИ

Статья 47. Народные муниципальные суды:

1)    рассматривают в первой инстанции дела о преступлениях и правонарушениях, которые отнесены законом к их компетенции;

2)    рассматривают в первой инстанции гражданские и трудовые дела, которые отнесены законом к их компетенции:

3)    рассматривают в первой инстанции дела о проявлениях, свидетельствующих об угрозе совершения преступлений;

4)    рассматривают дела добровольной юрисдикции, которые отнесены законом к их компетенции.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. О ПРЕДСЕДАТЕЛЯХ НАРОДНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СУДОВ

Статья 48. Председатели народных муниципальных судов:

1)    направляют деятельность соответствующего суда и руководят ею в пределах закона и инструкций Управляющего совета Народного Верховного Суда;

2)    следят в той мере, в какой это к ним относится, за исполнением постановлений Пленума и Управляющего совета Народного Верховного Суда, пленума соответствующего народного провинциального суда;

3)    принимают необходимые меры в случаях серьезных разногласий между судьями суда, информируя пленум народного провинциального суда, который и выносит окончательное решение;

4)    вносят в Управляющий совет Народного Верховного Суда предложения о создании секций, когда это вызвано потребностями судопроизводства;

5)    создают секции, назначая судей, которые должны входить в состав этих секций;

6)    создают архив суда и выдают надлежащие свидетельства;

7)    осуществляют полномочия и исполняют обязанности, относимые законом и судебными регламентами к их ведению.

ГЛАВА V. ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЩИЕ ДЛЯ ПРЕДЫДУЩИХ ГЛАВ

Статья 49. 1) В пределах компетенции общего характера, предоставленной по уголовным делам соответствующим палатам, они управомочены выносить приговоры по делу о любом другом преступлении или правонарушении, которое либо явилось необходимым средством для совершения того преступления, дело о котором рассматривается, либо имело целью облегчить его совершение, либо обеспечить его безнаказанность. Палаты могут выносить приговоры по таким делам, если даже они подсудны нижестоящим судам, но при условии, что деяние подпадает под юрисдикцию, осуществляемую по данным делам вышестоящим судом. Настоящее положение применимо к различным преступлениям, совершенным в виде единичного деяния, и к правонарушениям, непосредственно связанным с упомянутыми преступлениями.

2) Всякий раз, когда после проведения устной стадии судебного разбирательства рассматривающий дело суд приходит к заключению о том, что рассмотрение дела входит в компетенцию нижестоящего суда или судебной палаты, он может сам вынести приговор, налагая соответствующую санкцию.

3) Помимо упомянутых в двух предыдущих пунктах случаев, рассматривающие подсудные деяния суды или палаты, которые окажутся судами специальной компетенции или судами более высокой инстанции, должны будут уступить рассмотрение дел компетентному суду, передав ему подлинники протоколов дел или переслав копии документов, соответственно тому, как это надлежит в каждом случае.

ГЛАВА VI. О ЗАСЕДАНИЯХ СУДОВ

Статья 50. Суды проводят свои публичные заседания во все рабочие дни.

Рабочими днями считаются все дни, исключая воскресенье и другие дни, объявленные по закону нерабочими.

Статья 51. Во исполнение положения статьи 15 суды могут проводить заседания по слушанию уголовных дел вне своих резиденций, но в пределах установленных границ своих территорий, стремясь проводить заседания в те часы, когда большинство трудящихся, проживающих в данной местности, закончат свою работу.

В этих случаях на судебные заседания могут быть приглашены руководители профсоюзов, общественные или политические деятели и организации, заинтересованные противоправным деянием, дело о котором слушается в суде, или осведомленные о личности совершившего это деяние.

ГЛАВА VII. О СУДЕБНОЙ ПОМОЩИ

Статья 52. Суды должны взаимно оказывать помощь при выполнении тех судебных обязанностей, которые им приходится осуществлять за пределами своей территории.

Статья 53. Когда суд должен осуществлять обязанности за пределами своей территории, он может дать поручение другому компетентному суду, передавая ему непосредственное осуществление этих обязанностей, с тем лишь условием, что данный суд будет одного с ним уровня или же это будет нижестоящий суд, даже если этот нижестоящий суд и не находится в его подчинении.

Статья 54. Когда суд, которому направляется поручение, не сможет обеспечить его выполнения в силу того, что лицо, привлекаемое к ответственности, не находится на территории, подлежащей его юрисдикции, или в силу того, что не обладает территориальной компетенцией, он должен переслать поручение непосредственно в тот суд, в пределах территориальной юрисдикции которого должно рассматриваться соответствующее дело, и информировать об этом суд, давший ему поручение.

Статья 55. Суд, который получает поручение, может отказаться от его выполнения лишь в том случае, если это нарушает его собственную юрисдикцию. Если речь идет о поручении, данном вышестоящим судом, он должен изложить вышестоящему суду причины своего отказа и выполнить окончательное решение, принимаемое вышестоящим судом.

Статья 56. В случае отказа выполнить поручение или в случае промедления в выполнении поручения, суд-отправитель может подать жалобу в вышестоящий суд на суд, обязанный выполнить поручение. Указанный вышестоящий суд выносит окончательное решение.

Статья 57. Управляющий совет Народного Верховного Суда издает официальные образцы поручений, которым должны соответствовать поручения, посылаемые судами друг другу в целях исполнения судебных обязанностей в надлежащих случаях.

Статья 58. Специальные обращения, посылаемые в иностранные суды, согласуются по форме и порядку прохождения с положениями договоров, а в случае их недостаточности, обращения изучаются Министерством иностранных дел. Их форма и редакция приводятся в соответствие с распоряжениями и инструкциями, издаваемыми указанным Министерством.

ГЛАВА VIII. О ВНУТРЕННЕМ РАСПОРЯДКЕ СУДОВ

Статья 59. При Управляющем совете Народного Верховного Суда имеется административное подразделение, ответственное за обеспечение общего управления внутренним распорядком этого суда.

Статья 60. Подразделение, о котором указано в предыдущей статье, осуществляет следующие основные функции:

1)    разрабатывает проект бюджета, который представляется в Министерство юстиции;

2)    разрабатывает проект экономического плана, во всех своих положениях согласующегося с действующей методикой;

3)    осуществляет периодический контроль за исполнением бюджета и экономического плана, дает информацию по запросам Министерства юстиции;

4)    обеспечивает предоставление внутреннего обслуживания;

5)    составляет список персонала и производит выдачу заработной платы;

6)    ежедневно ведет бухгалтерские счета;

7)    обеспечивает соответствующую сохранность и содержание материальных ценностей;

8)    хранит и содержит в надлежащем порядке рабочие документы работников суда;

9)    контролирует, содержит в надлежащем порядке и хранит документы служащих Народного Верховного Суда;

10) получает и приводит в порядок информацию о деятельности судов.

Статья 61. При Управляющем совете Народного Верховного Суда создается подразделение, к ведению которого относится организация и деятельность судебного архива.

Это подразделение по распоряжению председателя суда или в определенных случаях по распоряжению председателя соответствующей палаты выдает свидетельства, имеющие отношение к материалам, составленным по протоколам дел, и документам, которые хранятся в данном подразделении.

Статья 62. При канцелярии каждого народного провинциального суда имеется административное подразделение, ответственное за общее управление внутренним распорядком этого суда и подчиненных ему народных муниципальных судов.

Статья 63. Подразделение, указанное в предыдущей статье, осуществляет следующие основные функции;

1)    разрабатывает проект бюджета, который представляется в Министерство юстиции;

2)    разрабатывает в соответствии с действующей методикой предварительный проект экономического плана;

3)    осуществляет периодический контроль за исполнением бюджета и экономического плана, дает соответствующую информацию по запросу Министерства юстиции;

4)    обеспечивает предоставление внутреннего обслуживания;

5)    составляет список персонала и производит выдачу заработной платы;

6)    ежедневно ведет бухгалтерские счета;

7)    обеспечивает соответствующую сохранность и содержание основных средств производства;

8)    хранит и содержит в надлежащем порядке рабочие документы работников народного провинциального суда и подчиненных ему народных муниципальных судов;

9)    контролирует, содержит в надлежащем порядке и хранит документы служащих народного провинциального суда и подчиненных ему народных муниципальных судов.

К ведению подразделения относится также выдача свидетельств, имеющих отношение к материалам, составленным по документам, которые хранятся в данном подразделении.

ГЛАВА IX. О КОМПЕТЕНЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯХ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ

Статья 64. Министерство юстиции осуществляет общий надзор за организацией и деятельностью народных провинциальных и муниципальных судов, разрабатывает предложения, направленные на их непрерывное совершенствование.

Статья 65. Министерство юстиции обладает, кроме того, следующими полномочиями:

1) обеспечивает повышение профессионального уровня кандидатов на судебные должности в народные провинциальные и муниципальные суды, а также профессиональных судей и заседателей названных судов, координируя свою деятельность с Министерством образования и Министерством высшего образования;

2) ведет судебную статистику согласно методике, установленной соответствующими органами, и оценивает результаты деятельности судов в области социального развития.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. О СУДЕБНОМ ПЕРСОНАЛЕ

ГЛАВА I. ОБ УСЛОВИЯХ ИЗБРАНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СУДОВ

Статья 66. Чтобы быть председателем суда, заместителем председателя суда, председателем палаты или профессиональным судьей, необходимо отвечать следующим условиям:

1)    быть пригодным к осуществлению адвокатской деятельности при наличии диплома, выданного или подтвержденного университетом или официальным учреждением, имеющим на это право;

2)    быть кубинским гражданином по рождению или по натурализации;

3)    активно участвовать в революционной деятельности;

4)    обладать высокими моральными качествами и пользоваться достойной репутацией.

Статья 67. Помимо соответствия условиям, установленным в предыдущей статье, необходимо отвечать одному из следующих условий: заниматься на Кубе адвокатской деятельностью либо выполнять судейские, прокурорские функции; будучи адвокатом, оказывать консультативную помощь судам; работать юридическим советником в государственных учреждениях. Кроме того, следует заниматься преподаванием права в университетах в течение:

восьми лет – для избрания в Народный Верховный Суд;

пяти лет – для избрания в народный провинциальный суд;

трех лет – для избрания в народный муниципальный суд.

При определении соответствия указанным в предыдущем абзаце условиям стаж деятельности на перечисленных должностях можно объединить.

Статья 68. Для осуществления функций заседателя любого суда необходимо отвечать следующим условиям:

1)    добросовестно относиться к работе и общественным поручениям;

2)    активно участвовать в революционной деятельности;

3)    обладать высокими моральными качествами и пользоваться достойной репутацией.

Статья 69. Кроме соответствия условиям, установленным в предыдущей статье, для избрания заседателем необходимо, чтобы кандидату в заседатели исполнилось:

тридцать лет – для избрания в Народный Верховный Суд;

двадцать пять лет – для избрания в народный провинциальный суд;

двадцать один год – для избрания в народный муниципальный суд.

ГЛАВА II. ОБ УСЛОВИЯХ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ИЗБРАНИЮ НА СУДЕБНЫЕ ДОЛЖНОСТИ И НЕСОВМЕСТИМЫХ С ПРЕБЫВАНИЕМ НА ЭТИХ ДОЛЖНОСТЯХ

Статья 70. Не могут быть избраны судьями:

1)    те, кто физически или умственно непригодны к судейской деятельности;

2)    те, кто были осуждены по суду, пока не окончен срок исполнения их наказания и пока они не будут восстановлены в правах, но в том лишь случае, если совершенное преступление не относится к числу порочащих в общественном мнении;

3)    те, кто привлекались к суду за совершение преступлений, порочащих их в общественном мнении.

Лицо считается субъектом процесса с того момента, как принимается какая-либо мера пресечения или прокурором возбуждается уголовное дело.

Статья 71. Должность профессионального судьи не совместима ни с какой другой должностью или службой, выборной или назначаемой, связанной с осуществлением управленческих полномочий, административной власти или исполнительных функций, за исключением преподавательской работы. Судьи могут быть избраны делегатами или депутатами в Ассамблеи народной власти, но не могут занимать в названных органах исполнительных должностей.

Статья 72. Не могут быть членами одной и той же палаты любого суда лица, связанные брачными или родственными узами до четвертой степени родства или второй степени свойства.

Статья 73. Управляющий совет Народного Верховного Суда может во время рассмотрения дела временно отстранить от исполнения своих функций судью, обвиняемого в нарушении присяги, и не допускать его к выполнению этих функций, пока рассматривается вопрос об отзыве его мандата.

Управляющий совет может также временно отстранить судью от исполнения своих функций, если становится очевидным, что судья не соответствует занимаемой должности, или если судья совершает поступок, несовместимый с осуществлением возложенных на него обязанностей. В этом случае Управляющий совет должен немедленно информировать соответствующую Ассамблею народной власти, которая решит вопрос о замене судьи или об отзыве его мандата.

ГЛАВА III. О ВЫБОРАХ

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. О НАРОДНОМ ВЕРХОВНОМ СУДЕ

Статья 74. Председатель и заместитель Председателя Народного Верховного Суда избираются Национальной Ассамблеей Народной Власти по предложению Председателя Государственного Совета и главы Правительства.

Председатель палаты по военным делам Народного Верховного Суда, прочие профессиональные судьи и заседатели, которые должны входить в ее состав, избираются Национальной Ассамблеей Народной Власти по совместному предложению Министра Революционных Вооруженных Сил и Министра юстиции из числа военнослужащих, состоящих на действительной военной службе.

Председатели других палат, другие профессиональные судьи и заседатели Народного Верховного Суда избираются Национальной Ассамблеей Народной Власти по предложению Министра юстиции. Что касается членов палаты по трудовым делам, то для внесения предложения об их избрании Министр юстиции заслушивает мнение Профцентра трудящихся Кубы и Государственного комитета по труду и социальному обеспечению.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. О НАРОДНЫХ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СУДАХ

Pages: 1 2 3

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.