Закон о деятельности советов труда Кубы

ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТОВ ТРУДА КУБЫ
ОТ 14 ИЮЛЯ 1977 Г.
НАЦИОНАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ
БЛАС РОКА КАЛЬДЕРИО, Председатель Национальной Ассамблеи Народной Власти Республики Куба.
Уведомляю: что на заседании Национальной Ассамблеи Народной Власти во время первой очередной сессии, проведенной с 12 по 14 июля 1977 г., было одобрено следующее:
Поскольку: пункт шестой Закона о конституционном переходе устанавливает, что отправление правосудия по трудовым делам включается в действующую судебную систему, с этой целью и в связи с советами труда необходимо привести в соответствие ее организацию и деятельность с требованиями этого положения.
Поскольку: советы труда составляли важный фактор нашего социального развития с первых дней установления революционной власти. Необходимо – а новое законодательство исходит из этой реальности – поддерживать и укреплять советы труда еще больше, если это возможно, как органы, на которые возложена задача предупреждения и разрешения трудовых споров, как органы, которые своей деятельностью способствуют одновременно повышению сознательности работников и администрации, постоянному совершенствованию трудовых отношений на производстве и в сфере обслуживания.
Поскольку: необходимо поручить Профцентру трудящихся Кубы организацию выборов в советы труда, наблюдение за их деятельностью и степенью компетентности их членов.
Постольку: Национальная Ассамблея Народной Власти принимает следующий Закон № 8.

ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТОВ ТРУДА
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Советы труда содействуют применению трудового права и формированию социалистической морали. Их деятельность носит вспомогательный характер и способствует развитию и укреплению у работников сознательного отношения к труду, увеличению производства и повышению производительности труда, а также выполнению хозяйственных планов.
Для достижения этих целей советы труда рассматривают и разрешают трудовые споры, принимая решения, основанные на соглашении сторон.
Советы труда не могут принимать решений, которые нарушают социалистическую законность, отрицают, ущемляют или изменяют права, признанные за работниками, или препятствуют выполнению хозяйственных планов в сфере производства или услуг.
Статья 2. Если совет труда при рассмотрении какого-либо дела придет к заключению, что совершенное деяние может составить уголовное правонарушение, он сообщает об этом компетентному органу и временно сдает материалы в архив до окончания уголовного процесса. Это не препятствует рассмотрению вопроса о временной мере дисциплинарного взыскания, примененной в рабочем порядке администрацией.
Статья 3. Профцентр трудящихся Кубы организует советы труда, своевременно издает предписания, необходимые для их формирования, контролирует их деятельность, издает регламентарные и методические правила для выполнения задач советов труда и проводит подготовку их членов.
Статья 4. Учреждения, инспекции и общественные службы оказывают советам труда помощь, которая им необходима для улучшения их деятельности.
Статья 5. Органы государственной администрации принимают на себя ответственность за обеспечение советов труда помещениями и материальной базой, необходимыми для осуществления их функций, а Профцентр трудящихся Кубы особо следит за выполнением этого предписания.
ГЛАВА II. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОВЕТОВ ТРУДА
Статья 6. Советы труда образуются на предприятиях, в бюджетных организациях или учреждениях, насчитывающих двадцать пять или больше работников, без ущерба тому, что установлено в последнем абзаце настоящей статьи.
Предприятия, бюджетные организации или учреждения, насчитывающие менее двадцати пяти работников, прикрепляются к ближайшим советам труда, расположенным в той же местности. Такие предприятия, бюджетные организации или учреждения избирают из числа своих работников одного дополнительного члена в совет труда, к которому они прикреплены. Он действует только в качестве одного из гласных совета в тех случаях, когда рассматриваются споры, возникшие в соответствующих трудовых организациях.
Когда в какой-либо местности все предприятия, бюджетные организации или учреждения насчитывают менее двадцати пяти работников, образуется территориальный совет труда, избираемый всеми их работниками.
Предприятия, бюджетные организации или учреждения, насчитывающие более ста пятидесяти работников, или те, в которых работа осуществляется в несколько смен или имеются подразделения, могут образовывать более одного совета труда.
Независимо от того, что установлено в предыдущих абзацах, Профцентр трудящихся Кубы может всякий раз, когда сочтет это целесообразным, определить иную форму организации советов труда.
Статья 7. Советы труда состоят из пяти работников, избираемых сотрудниками организации из своей среды сроком на три года. Совет избирает из числа своих членов председателя и секретаря, а трое остальных являются гласными. Работники организации могут избрать, кроме того, не более двух заместителей в совет труда, которые присутствуют на его заседаниях в качестве наблюдателей с правом совещательного голоса, а также с целью приобретения опыта в этой деятельности.
Если в случае окончательного прекращения деятельности какого-либо из членов совета труда не окажется заместителей для заполнения вакансии, то работники соответствующего предприятия, бюджетной организации или учреждения будут созваны для проведения выборов заместителя способом и в сроки, которые определяются Профцентром трудящихся Кубы.
Статья 8. Члены советов труда должны соответствовать следующим условиям:
1) хорошо трудиться и быть дисциплинированными;
2) отличаться высокоморальным поведением в организации и вне ее;
3) обладать должной подготовкой для осуществления функций члена совета труда;
4) не иметь взысканий за нарушения трудовой дисциплины, исключая те случаи, когда взыскание снято;
5) активно участвовать в революционной деятельности.
Если будет сочтено, что какой-либо из членов совета труда не отвечает какому-либо из вышеуказанных условий, администрация или профсоюзная секция обратится в соответствующую инстанцию Профцентра трудящихся Кубы с предложением провести после проверки переформирование совета труда.
Работники, входящие в состав профсоюзного руководства или занимающие должности руководителей предприятий, бюджетных организаций или государственных учреждений, не могут быть избраны членами соответствующих советов труда.
Статья 9. Прекращение трудовых отношений какого-либо члена совета труда с бюджетной организацией или с соответствующим предприятием, так же как и перевод его в филиал того же самого предприятия, может быть осуществлено только по истечении тридцати дней, начиная с того дня, когда было сообщено об указанном прекращении или переводе в соответствующий орган Профцентра трудящихся Кубы с целью избрания заместителя.
Статья 10. Мандат членов советов труда, не выполняющих обязанности и требования, которые возлагаются на них настоящим Законом, отзывается собранием работников, их избравших.
ГЛАВА III. О ПОЛНОМОЧИЯХ СОВЕТОВ ТРУДА
Статья 11. Советы труда рассматривают споры, возникающие между работниками или между работниками и государственной администрацией по вопросам признания, предоставления или требования восстановления прав и выполнения обязанностей, вытекающих из трудового законодательства, заявления и жалобы по вопросам краткосрочного социального обеспечения, вопросы о наложении в рабочем порядке мер дисциплинарной ответственности.
Советы труда не рассматривают вопросы о нарушениях трудовой дисциплины, совершенных работниками, занимающими руководящие должности в государственной администрации.
ГЛАВА IV. О ТРУДОВЫХ СПОРАХ
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 12. Работники и администрация, прежде чем обращаться в компетентный народный суд, должны передать трудовой спор на рассмотрение совета труда.
В соответствии с настоящим Законом, под сторонами понимаются заявители, физические и юридические лица, на которых подаются жалобы, и третьи лица, которые имеют законный интерес в рассматриваемом деле.
Статья 13. Любой работник, каков бы ни был его возраст, может явиться в совет труда и защищать перед ним свои интересы. Каждый, кто докажет, что имеет законный интерес в деле, может лично явиться в совет труда в любое время, пока продолжается рассмотрение дела, при условии, что это не послужит поводом для перенесения процедуры рассмотрения на более позднее время, если только сторона, выдвигающая обвинение, не даст на это согласия.
Статья 14. В случае неявки сторон в совет принимаются следующие меры:
1) если совет труда сочтет, что неявка произошла по уважительным причинам, он вызовет стороны на новое заседание, которое должно проводиться не позднее чем через пять дней;
2) если совет труда сочтет, что неявка произошла по неуважительным причинам:
а) сдаст материалы по делу в архив, если не явился заявитель;
б) проконсультирует заявителя, в случае неявки ответчика, о назначении нового заседания в срок, указанный в пункте 1 данной статьи, если заявитель откажется от назначения нового заседания, будет решать, какие меры следует принять;
в) сдаст материалы по делу в архив, если не явились обе стороны. Заинтересованная сторона может вновь поставить вопрос о рассмотрении трудового спора перед советом труда с тем только условием, что она сделает это до того, как истечет предписанный срок.
Статья 15. По каждому заседанию секретарем ведется протокол, подписываемый участвующими в разбирательстве членами совета и присутствующими сторонами, которым вручается копия. Копия посылается также в соответствующий орган Профцентра трудящихся Кубы для того, чтобы он мог осуществлять свои контрольные функции и функции предотвращения споров.
Статья 16. Вызовы должны производиться в течение сорока восьми часов в период, когда началось разбирательство и когда должно выноситься решение. Вызовы и официальные извещения производятся лично по месту работы вызываемого или уведомляемого, а если это невозможно, то по месту его жительства. Кроме того, повестка о вызове или официальное извещение вывешивается на доске объявлений по месту работы в течение семидесяти двух часов. Заинтересованному лицу выдается копия документа, мотивирующего официальное извещение по протоколу разбирательства.
Вызовы и официальные извещения осуществляются секретарем совета труда.
Статья 17. Для действий администрации по вопросам наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются следующие сроки:
1) в случае мелких нарушений – пятнадцать дней;
2) в случае менее тяжких нарушений – сорок пять дней;
3) в случае тяжких нарушений – девяносто дней.
Вышеуказанные сроки исчисляются со следующего после совершения нарушения дня или со дня обнаружения нарушения.
Статья 18. Работники могут обращаться с жалобами по поводу нарушения своих трудовых прав в течение ста восьмидесяти дней, начиная со следующего после совершения нарушения дня или со дня обнаружения нарушения.
Объявляются не подлежащими ограничениям каким-либо давностным сроком обращения с жалобами по поводу нарушения порядка выплаты заработной платы трудящимся и с ходатайствами о соответствующих исправлениях. Для обращения с жалобами по поводу полной или частичной невыплаты администрацией заработной платы или денежных пособий устанавливается срок по каждой выплате в количестве ста восьмидесяти дней, который начинается со дня возникновения права на их получение согласно очередности, установленной в законодательном порядке или в соответствии с договоренностью.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБ ОБЩЕМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Статья 19. Работник, группа работников, администрация предприятия и в определенных случаях родственники работников составляют свои ходатайства в совет труда, используя один из двух следующих способов:
1) в виде письменного заявления, представляемого секретарю совета, в котором коротко и ясно излагаются факты, послужившие причиной написания ходатайства, и содержание ходатайства, с предъявлением доказательств, с помощью которых они стремятся выиграть спор.
К письменному заявлению прилагаются необходимые копии, предназначенные для сторон, интересы которых могут быть затронуты;
2) в виде устного заявления, сделанного секретарю соответствующего совета, который составляет акт, содержащий заявление ходатая, и снимает с этого акта необходимое число копий, предназначенных для заявителя и других сторон.
Составленный акт подписывается заявителем и секретарем.
Статья 20. Получив ходатайство, составленное согласно положениям предыдущей статьи, секретарь сообщает о нем в течение последующих сорока восьми часов. Совет вызывает стороны и представителя профсоюзной секции на публичное заседание, которое проводится в пятидневный срок со дня подачи ходатайства. Вызов на заседание совета производится, по крайней мере, за сорок восемь часов до его начала. В повестке о вызове указывается день, час и место проведения заседания.
Если имеются основания считать, что законные интересы какого-либо третьего лица могут оказаться затронутыми, совет труда должен вызвать его как заинтересованную сторону.
Статья 21. Для того чтобы советы труда могли проводить свои заседания и разрешать споры, представляемые на их рассмотрение, необходимо присутствие по крайней мере трех членов совета.
Если отсутствует председатель или секретарь или они отсутствуют оба, их замещают гласные, которых назначают присутствующие на заседании члены совета.
Решение совета труда выносится с одобрения большинства присутствующих членов. В случае разделения голосов поровну, решающим является голос председателя. Если какой-либо член совета не согласен с мнением большинства, он должен представить свое особое мнение, ясно изложив, чем оно отличается от общего, приведя основания, на которые оно опирается.
Статья 22. В установленный день и час совет собирается в указанном помещении и публично заслушивает лиц, явившихся в совет по вызову, и представителя Профсоюзной секции, а также присутствующих на заседании работников, если сочтет это целесообразным.
Стороны предъявляют и используют доказательства, которыми они располагают.
Секретарь ведет упоминаемый в предыдущих абзацах протокол заседания, в котором в краткой и ясной форме фиксируется:
1) место, день и час;
2) имена и фамилии членов совета труда, участвовавших в заседании;
3) имена, фамилии и домашние адреса сторон; что касается представителей администрации, то указывается, кроме того, провинция, муниципия и сфера или род деятельности;
4) содержание рассматриваемого спора;
5) доводы сторон и заявления присутствующих;
6) выводы, сделанные на основе рассмотренных доказательств;
7) решение совета в том случае, если оно было вынесено на заседании.
Протокол подписывается членами совета, присутствовавшими на заседании, и сторонами.
Статья 23. Совет выносит свое решение во время заседания или в течение следующих двадцати четырех часов. Если совет не вынесет решения во время заседания, он составляет его в письменной форме и официально извещает об этом стороны в течение следующих двадцати четырех часов.
В решении должны быть приведены факты и основания, на которых оно базируется, и указаны меры, которые надлежит принять для разрешения спора.
В том случае, если стороны прямо заявляют о своем согласии или если они в течение десяти последующих после официального объявления решения дней не выражают своего несогласия, вынесенное решение подлежит обязательному исполнению. Если решение не будет выполнено теми, кому это надлежит, заинтересованные лица могут обратиться в народный муниципальный суд для того, чтобы тот без дальнейшего разбирательства отдал распоряжение об исполнении решения.
Если какая-либо из сторон заявляет о своем несогласии с решением совета в течение указанного десятидневного срока, решение не приводится в исполнение, и за сторонами сохраняется право обратиться в народный муниципальный суд, о чем их ставит в известность совет труда при вынесении решения.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. О ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ О ВРЕМЕННЫХ
ДИСЦИПЛИНАРНЫХ МЕРАХ
Статья 24. Когда администрация использует право применять временные дисциплинарные меры, то она в однодневный срок сообщает о наложенном взыскании в совет труда для того, чтобы тот утвердил, изменил или приостановил его. Администрация в подобных случаях будет одновременно представлять также и письменное ходатайство, о котором говорится в статье 19 настоящего Закона.
Статья 25. Совет труда в течение семидесяти двух часов после сообщения администрации о примененных ею временных дисциплинарных мерах утверждает или приостанавливает их. Решение совета труда подлежит немедленному и обязательному исполнению.
Статья 26. Для утверждения, изменения или приостановки временных дисциплинарных мер совет труда рассматривает основания, приводимые в сообщении администрации, заслушивает работника и использует, кроме того, другие элементы судебного разбирательства, которые могли бы содействовать вынесению справедливого решения.
Статья 27. В том случае, если временная дисциплинарная мера налагается на основе обвинения работника в нарушении трудовой дисциплины, совет труда, решив предварительно вопрос о законности или незаконности этой меры, начинает рассмотрение спора в обычном порядке с целью его разрешения в соответствии с общей процедурой, установленной в настоящем Законе.
Статья 28. Когда временная дисциплинарная мера применяется на основе обвинения работника в совершении поступка, который мог бы явиться преступлением, совет труда, утвердив или изменив дисциплинарную меру, временно сдаст материалы в архив до окончания уголовного процесса, который возбуждается в этой связи и по окончании которого применяется мера ответственности, установленная в действующих положениях для подобных дел.
Статья 29. Когда совет труда, исходя из положения, предусмотренного в предыдущей статье, утвердит временное отстранение от работы, эта мера может быть пересмотрена, если привлекаемый к суду работник пользуется временной свободой, и заменена другой мерой, состоящей в переводе на другую работу в том же предприятии или бюджетной организации, включая и их соответствующие филиалы и подразделения.
Статья 30. Считается неограниченным временное увольнение с места работы или отстранение от занимаемой должности только в тех случаях, когда работник, являющийся субъектом уголовного процесса, временно лишен свободы, пока продолжает действовать указанная мера пресечения.
ГЛАВА V. О ПОЛНОМОЧИЯХ СОВЕТОВ ТРУДА ПО ДЕЛАМ, ОТНОСЯЩИМСЯ К ДОЛГОСРОЧНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Статья 31. Отменена.
ПЕРЕХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Единственное: Советы труда, учрежденные в рамках Закона № 1166 от 23 сентября 1964 г., в которых рассматриваются дела по трудовым вопросам или по вопросам предоставления краткосрочного социального обеспечения, должны привести свое производство в соответствие с положениями настоящего Закона.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Первое: Служащие частного сектора экономики обращаются с ходатайством в народные муниципальные суды о применении мер дисциплинарной ответственности в соответствии с законом. Точно так же работники этих учреждений направляют свои жалобы непосредственно в народный муниципальный суд. В обоих случаях жалобы рассматриваются указанными судами без предварительного рассмотрения упомянутых споров в советах труда.
Второе: настоящий Закон начнет действовать, как только будут образованы судебные органы, установленные Законом об организации судебной системы.
Город Гавана, двадцать второго дня месяца августа тысяча девятьсот семьдесят седьмого года.
«Gaceta Oficial de la Republica
de Cubа», № 85 de 24.VIII.1977;
№ 27 de 29.VIII.1979
ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТОВ ТРУДА ОТ 14 ИЮЛЯ 1977 Г.
НАЦИОНАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ
БЛАС РОКА КАЛЬДЕРИО, Председатель Национальной Ассамблеи Народной Власти Республики Куба.
Уведомляю: что на заседании Национальной Ассамблеи Народной Власти во время первой очередной сессии, проведенной с 12 по 14 июля 1977 г., было одобрено следующее:
Поскольку: пункт шестой Закона о конституционном переходе устанавливает, что отправление правосудия по трудовым делам включается в действующую судебную систему, с этой целью и в связи с советами труда необходимо привести в соответствие ее организацию и деятельность с требованиями этого положения.
Поскольку: советы труда составляли важный фактор нашего социального развития с первых дней установления революционной власти. Необходимо – а новое законодательство исходит из этой реальности – поддерживать и укреплять советы труда еще больше, если это возможно, как органы, на которые возложена задача предупреждения и разрешения трудовых споров, как органы, которые своей деятельностью способствуют одновременно повышению сознательности работников и администрации, постоянному совершенствованию трудовых отношений на производстве и в сфере обслуживания.
Поскольку: необходимо поручить Профцентру трудящихся Кубы организацию выборов в советы труда, наблюдение за их деятельностью и степенью компетентности их членов.
Постольку: Национальная Ассамблея Народной Власти принимает следующий Закон № 8.
ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТОВ ТРУДА
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Советы труда содействуют применению трудового права и формированию социалистической морали. Их деятельность носит вспомогательный характер и способствует развитию и укреплению у работников сознательного отношения к труду, увеличению производства и повышению производительности труда, а также выполнению хозяйственных планов.
Для достижения этих целей советы труда рассматривают и разрешают трудовые споры, принимая решения, основанные на соглашении сторон.
Советы труда не могут принимать решений, которые нарушают социалистическую законность, отрицают, ущемляют или изменяют права, признанные за работниками, или препятствуют выполнению хозяйственных планов в сфере производства или услуг.
Статья 2. Если совет труда при рассмотрении какого-либо дела придет к заключению, что совершенное деяние может составить уголовное правонарушение, он сообщает об этом компетентному органу и временно сдает материалы в архив до окончания уголовного процесса. Это не препятствует рассмотрению вопроса о временной мере дисциплинарного взыскания, примененной в рабочем порядке администрацией.
Статья 3. Профцентр трудящихся Кубы организует советы труда, своевременно издает предписания, необходимые для их формирования, контролирует их деятельность, издает регламентарные и методические правила для выполнения задач советов труда и проводит подготовку их членов.
Статья 4. Учреждения, инспекции и общественные службы оказывают советам труда помощь, которая им необходима для улучшения их деятельности.
Статья 5. Органы государственной администрации принимают на себя ответственность за обеспечение советов труда помещениями и материальной базой, необходимыми для осуществления их функций, а Профцентр трудящихся Кубы особо следит за выполнением этого предписания.
ГЛАВА II. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОВЕТОВ ТРУДА
Статья 6. Советы труда образуются на предприятиях, в бюджетных организациях или учреждениях, насчитывающих двадцать пять или больше работников, без ущерба тому, что установлено в последнем абзаце настоящей статьи.
Предприятия, бюджетные организации или учреждения, насчитывающие менее двадцати пяти работников, прикрепляются к ближайшим советам труда, расположенным в той же местности. Такие предприятия, бюджетные организации или учреждения избирают из числа своих работников одного дополнительного члена в совет труда, к которому они прикреплены. Он действует только в качестве одного из гласных совета в тех случаях, когда рассматриваются споры, возникшие в соответствующих трудовых организациях.
Когда в какой-либо местности все предприятия, бюджетные организации или учреждения насчитывают менее двадцати пяти работников, образуется территориальный совет труда, избираемый всеми их работниками.
Предприятия, бюджетные организации или учреждения, насчитывающие более ста пятидесяти работников, или те, в которых работа осуществляется в несколько смен или имеются подразделения, могут образовывать более одного совета труда.
Независимо от того, что установлено в предыдущих абзацах, Профцентр трудящихся Кубы может всякий раз, когда сочтет это целесообразным, определить иную форму организации советов труда.
Статья 7. Советы труда состоят из пяти работников, избираемых сотрудниками организации из своей среды сроком на три года. Совет избирает из числа своих членов председателя и секретаря, а трое остальных являются гласными. Работники организации могут избрать, кроме того, не более двух заместителей в совет труда, которые присутствуют на его заседаниях в качестве наблюдателей с правом совещательного голоса, а также с целью приобретения опыта в этой деятельности.
Если в случае окончательного прекращения деятельности какого-либо из членов совета труда не окажется заместителей для заполнения вакансии, то работники соответствующего предприятия, бюджетной организации или учреждения будут созваны для проведения выборов заместителя способом и в сроки, которые определяются Профцентром трудящихся Кубы.
Статья 8. Члены советов труда должны соответствовать следующим условиям:
6) хорошо трудиться и быть дисциплинированными;
7) отличаться высокоморальным поведением в организации и вне ее;
8) обладать должной подготовкой для осуществления функций члена совета труда;
9) не иметь взысканий за нарушения трудовой дисциплины, исключая те случаи, когда взыскание снято;
10) активно участвовать в революционной деятельности.
Если будет сочтено, что какой-либо из членов совета труда не отвечает какому-либо из вышеуказанных условий, администрация или профсоюзная секция обратится в соответствующую инстанцию Профцентра трудящихся Кубы с предложением провести после проверки переформирование совета труда.
Работники, входящие в состав профсоюзного руководства или занимающие должности руководителей предприятий, бюджетных организаций или государственных учреждений, не могут быть избраны членами соответствующих советов труда.
Статья 9. Прекращение трудовых отношений какого-либо члена совета труда с бюджетной организацией или с соответствующим предприятием, так же как и перевод его в филиал того же самого предприятия, может быть осуществлено только по истечении тридцати дней, начиная с того дня, когда было сообщено об указанном прекращении или переводе в соответствующий орган Профцентра трудящихся Кубы с целью избрания заместителя.
Статья 10. Мандат членов советов труда, не выполняющих обязанности и требования, которые возлагаются на них настоящим Законом, отзывается собранием работников, их избравших.
ГЛАВА III. О ПОЛНОМОЧИЯХ СОВЕТОВ ТРУДА
Статья 11. Советы труда рассматривают споры, возникающие между работниками или между работниками и государственной администрацией по вопросам признания, предоставления или требования восстановления прав и выполнения обязанностей, вытекающих из трудового законодательства, заявления и жалобы по вопросам краткосрочного социального обеспечения, вопросы о наложении в рабочем порядке мер дисциплинарной ответственности.
Советы труда не рассматривают вопросы о нарушениях трудовой дисциплины, совершенных работниками, занимающими руководящие должности в государственной администрации.
ГЛАВА IV. О ТРУДОВЫХ СПОРАХ
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 12. Работники и администрация, прежде чем обращаться в компетентный народный суд, должны передать трудовой спор на рассмотрение совета труда.
В соответствии с настоящим Законом, под сторонами понимаются заявители, физические и юридические лица, на которых подаются жалобы, и третьи лица, которые имеют законный интерес в рассматриваемом деле.
Статья 13. Любой работник, каков бы ни был его возраст, может явиться в совет труда и защищать перед ним свои интересы. Каждый, кто докажет, что имеет законный интерес в деле, может лично явиться в совет труда в любое время, пока продолжается рассмотрение дела, при условии, что это не послужит поводом для перенесения процедуры рассмотрения на более позднее время, если только сторона, выдвигающая обвинение, не даст на это согласия.
Статья 14. В случае неявки сторон в совет принимаются следующие меры:
1) если совет труда сочтет, что неявка произошла по уважительным причинам, он вызовет стороны на новое заседание, которое должно проводиться не позднее чем через пять дней;
2) если совет труда сочтет, что неявка произошла по неуважительным причинам:
а) сдаст материалы по делу в архив, если не явился заявитель;
б) проконсультирует заявителя, в случае неявки ответчика, о назначении нового заседания в срок, указанный в пункте 1 данной статьи, если заявитель откажется от назначения нового заседания, будет решать, какие меры следует принять;
в) сдаст материалы по делу в архив, если не явились обе стороны. Заинтересованная сторона может вновь поставить вопрос о рассмотрении трудового спора перед советом труда с тем только условием, что она сделает это до того, как истечет предписанный срок.
Статья 15. По каждому заседанию секретарем ведется протокол, подписываемый участвующими в разбирательстве членами совета и присутствующими сторонами, которым вручается копия. Копия посылается также в соответствующий орган Профцентра трудящихся Кубы для того, чтобы он мог осуществлять свои контрольные функции и функции предотвращения споров.
Статья 16. Вызовы должны производиться в течение сорока восьми часов в период, когда началось разбирательство и когда должно выноситься решение. Вызовы и официальные извещения производятся лично по месту работы вызываемого или уведомляемого, а если это невозможно, то по месту его жительства. Кроме того, повестка о вызове или официальное извещение вывешивается на доске объявлений по месту работы в течение семидесяти двух часов. Заинтересованному лицу выдается копия документа, мотивирующего официальное извещение по протоколу разбирательства.
Вызовы и официальные извещения осуществляются секретарем совета труда.
Статья 17. Для действий администрации по вопросам наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются следующие сроки:
4) в случае мелких нарушений – пятнадцать дней;
5) в случае менее тяжких нарушений – сорок пять дней;
6) в случае тяжких нарушений – девяносто дней.
Вышеуказанные сроки исчисляются со следующего после совершения нарушения дня или со дня обнаружения нарушения.
Статья 18. Работники могут обращаться с жалобами по поводу нарушения своих трудовых прав в течение ста восьмидесяти дней, начиная со следующего после совершения нарушения дня или со дня обнаружения нарушения.
Объявляются не подлежащими ограничениям каким-либо давностным сроком обращения с жалобами по поводу нарушения порядка выплаты заработной платы трудящимся и с ходатайствами о соответствующих исправлениях. Для обращения с жалобами по поводу полной или частичной невыплаты администрацией заработной платы или денежных пособий устанавливается срок по каждой выплате в количестве ста восьмидесяти дней, который начинается со дня возникновения права на их получение согласно очередности, установленной в законодательном порядке или в соответствии с договоренностью.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБ ОБЩЕМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Статья 19. Работник, группа работников, администрация предприятия и в определенных случаях родственники работников составляют свои ходатайства в совет труда, используя один из двух следующих способов:
1) в виде письменного заявления, представляемого секретарю совета, в котором коротко и ясно излагаются факты, послужившие причиной написания ходатайства, и содержание ходатайства, с предъявлением доказательств, с помощью которых они стремятся выиграть спор.
К письменному заявлению прилагаются необходимые копии, предназначенные для сторон, интересы которых могут быть затронуты;
2) в виде устного заявления, сделанного секретарю соответствующего совета, который составляет акт, содержащий заявление ходатая, и снимает с этого акта необходимое число копий, предназначенных для заявителя и других сторон.
Составленный акт подписывается заявителем и секретарем.
Статья 20. Получив ходатайство, составленное согласно положениям предыдущей статьи, секретарь сообщает о нем в течение последующих сорока восьми часов. Совет вызывает стороны и представителя профсоюзной секции на публичное заседание, которое проводится в пятидневный срок со дня подачи ходатайства. Вызов на заседание совета производится, по крайней мере, за сорок восемь часов до его начала. В повестке о вызове указывается день, час и место проведения заседания.
Если имеются основания считать, что законные интересы какого-либо третьего лица могут оказаться затронутыми, совет труда должен вызвать его как заинтересованную сторону.
Статья 21. Для того чтобы советы труда могли проводить свои заседания и разрешать споры, представляемые на их рассмотрение, необходимо присутствие по крайней мере трех членов совета.
Если отсутствует председатель или секретарь или они отсутствуют оба, их замещают гласные, которых назначают присутствующие на заседании члены совета.
Решение совета труда выносится с одобрения большинства присутствующих членов. В случае разделения голосов поровну, решающим является голос председателя. Если какой-либо член совета не согласен с мнением большинства, он должен представить свое особое мнение, ясно изложив, чем оно отличается от общего, приведя основания, на которые оно опирается.
Статья 22. В установленный день и час совет собирается в указанном помещении и публично заслушивает лиц, явившихся в совет по вызову, и представителя Профсоюзной секции, а также присутствующих на заседании работников, если сочтет это целесообразным.
Стороны предъявляют и используют доказательства, которыми они располагают.
Секретарь ведет упоминаемый в предыдущих абзацах протокол заседания, в котором в краткой и ясной форме фиксируется:
1) место, день и час;
2) имена и фамилии членов совета труда, участвовавших в заседании;
7) имена, фамилии и домашние адреса сторон; что касается представителей администрации, то указывается, кроме того, провинция, муниципия и сфера или род деятельности;
8) содержание рассматриваемого спора;
9) доводы сторон и заявления присутствующих;
10) выводы, сделанные на основе рассмотренных доказательств;
7) решение совета в том случае, если оно было вынесено на заседании.
Протокол подписывается членами совета, присутствовавшими на заседании, и сторонами.
Статья 23. Совет выносит свое решение во время заседания или в течение следующих двадцати четырех часов. Если совет не вынесет решения во время заседания, он составляет его в письменной форме и официально извещает об этом стороны в течение следующих двадцати четырех часов.
В решении должны быть приведены факты и основания, на которых оно базируется, и указаны меры, которые надлежит принять для разрешения спора.
В том случае, если стороны прямо заявляют о своем согласии или если они в течение десяти последующих после официального объявления решения дней не выражают своего несогласия, вынесенное решение подлежит обязательному исполнению. Если решение не будет выполнено теми, кому это надлежит, заинтересованные лица могут обратиться в народный муниципальный суд для того, чтобы тот без дальнейшего разбирательства отдал распоряжение об исполнении решения.
Если какая-либо из сторон заявляет о своем несогласии с решением совета в течение указанного десятидневного срока, решение не приводится в исполнение, и за сторонами сохраняется право обратиться в народный муниципальный суд, о чем их ставит в известность совет труда при вынесении решения.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. О ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ О ВРЕМЕННЫХ
ДИСЦИПЛИНАРНЫХ МЕРАХ
Статья 24. Когда администрация использует право применять временные дисциплинарные меры, то она в однодневный срок сообщает о наложенном взыскании в совет труда для того, чтобы тот утвердил, изменил или приостановил его. Администрация в подобных случаях будет одновременно представлять также и письменное ходатайство, о котором говорится в статье 19 настоящего Закона.
Статья 25. Совет труда в течение семидесяти двух часов после сообщения администрации о примененных ею временных дисциплинарных мерах утверждает или приостанавливает их. Решение совета труда подлежит немедленному и обязательному исполнению.
Статья 26. Для утверждения, изменения или приостановки временных дисциплинарных мер совет труда рассматривает основания, приводимые в сообщении администрации, заслушивает работника и использует, кроме того, другие элементы судебного разбирательства, которые могли бы содействовать вынесению справедливого решения.
Статья 27. В том случае, если временная дисциплинарная мера налагается на основе обвинения работника в нарушении трудовой дисциплины, совет труда, решив предварительно вопрос о законности или незаконности этой меры, начинает рассмотрение спора в обычном порядке с целью его разрешения в соответствии с общей процедурой, установленной в настоящем Законе.
Статья 28. Когда временная дисциплинарная мера применяется на основе обвинения работника в совершении поступка, который мог бы явиться преступлением, совет труда, утвердив или изменив дисциплинарную меру, временно сдаст материалы в архив до окончания уголовного процесса, который возбуждается в этой связи и по окончании которого применяется мера ответственности, установленная в действующих положениях для подобных дел.
Статья 29. Когда совет труда, исходя из положения, предусмотренного в предыдущей статье, утвердит временное отстранение от работы, эта мера может быть пересмотрена, если привлекаемый к суду работник пользуется временной свободой, и заменена другой мерой, состоящей в переводе на другую работу в том же предприятии или бюджетной организации, включая и их соответствующие филиалы и подразделения.
Статья 30. Считается неограниченным временное увольнение с места работы или отстранение от занимаемой должности только в тех случаях, когда работник, являющийся субъектом уголовного процесса, временно лишен свободы, пока продолжает действовать указанная мера пресечения.
ГЛАВА V. О ПОЛНОМОЧИЯХ СОВЕТОВ ТРУДА ПО ДЕЛАМ, ОТНОСЯЩИМСЯ К ДОЛГОСРОЧНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Статья 31. Отменена.

ПЕРЕХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Единственное: Советы труда, учрежденные в рамках Закона № 1166 от 23 сентября 1964 г., в которых рассматриваются дела по трудовым вопросам или по вопросам предоставления краткосрочного социального обеспечения, должны привести свое производство в соответствие с положениями настоящего Закона.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Первое: Служащие частного сектора экономики обращаются с ходатайством в народные муниципальные суды о применении мер дисциплинарной ответственности в соответствии с законом. Точно так же работники этих учреждений направляют свои жалобы непосредственно в народный муниципальный суд. В обоих случаях жалобы рассматриваются указанными судами без предварительного рассмотрения упомянутых споров в советах труда.
Второе: настоящий Закон начнет действовать, как только будут образованы судебные органы, установленные Законом об организации судебной системы.
Город Гавана, двадцать второго дня месяца августа тысяча девятьсот семьдесят седьмого года.
«Gaceta Oficial de la Republica
de Cubа», № 85 de 24.VIII.1977;
№ 27 de 29.VIII.1979