Стратегия безопасности Польши

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША

ВАРШАВА 2007 ГОД

Введение

  1. В первом десятилетии нового тысячелетия Республика Польша является безопасной страной. Безопасность страны является результатом значительных геополитических трансформаций, которые произошли в Европе в конце 20 века.  Поляки находились на «передовой» этих трансформаций. Движение «солидарность», основанное на христианских ценностях сформировавших европейскую цивилизацию и идее суверенитета наций и независимости государств, изменило образ Европы. После падения коммунистического режима в европейских государствах исчезло искусственное разделение на свободные и доминирующие государства. Вступление Польши в Евросоюз в 2004 году положительно повлияло на международную ситуацию и  безопасность государства.  Польша стала одним из определителей процесса европейской интеграции.
  2. Польша хорошо воспользовалась международной ситуацией, наилучшим образом за много десятилетий. Вместе с другими государствами Центральной Европы Польша вступила в Североатлантический Альянс и Европейский Союз, став, таким образом, членами западного сообщества свободных государств.  Членство в вышеуказанных организациях стало  гарантией нерушимости границ и территориальной целостности государства. Польша повторно обрела свободу определять собственное будущее  и возможность цивилизованного развития собственной страны и полноправного участия в развитии международного и европейского сообщества.
  3. Ничто не следует воспринимать как должное в жизни конкретного человека или целой нации. Международный порядок не является замороженным статическим элементом. Развитие международной ситуации даже положительной на данный момент может спровоцировать новые проблемы. Нам нужно их правильно идентифицировать и эффективно с ними бороться. Постоянные проблемы и динамика развития стран заставляет их удваивать усилия для разрешения подобных проблем. Основная задача и основная проблема государства и его граждан охранять собственную безопасность в условиях постоянного развития.
  4. Данный документ является новым подходом к вопросу национальной безопасности.  В нем предоставляет объяснение национальных интересов Польши и ее стратегических задач в соответствии с основным законодательным документом страны – Конституцией Республики Польша. Конституция является отождествлением беспокойства конституционных властей Польши и службы безопасности Республики Польша и является описанием усилий государства в разнообразных отраслях. В задачу властей Польши входит обеспечение государственной безопасности сейчас и в будущем, ее положение на международной арене, которое соответствует ожиданием властей.
  5. Стратегия Национальной безопасности Республики Польша, связанная со стратегией союзников – стратегическая концепция НАТО и стратегия европейской безопасности является основой разработки исполнительных стратегических директив. Среди этих директив-  директива политической и стратегической защиты Республики Польша, стратегии различных сфер национальной безопасности, стратегических планов оборонительных мероприятий и управления кризисными ситуациями и долгосрочных программ преобразования систем национальной безопасности: программ подготовки гражданской обороны и программы развития вооруженных сил.
  6. 1. Национальные интересы и стратегические задачи Республики Польша в сфере национальной безопасности
  7. Польша является демократическим суверенным государством, расположенным в Центральной Европе. Страна обладает значительным количеством населения, политическим, экономическим и военным потенциалом. Страна готова защищать национальные интересы и желания граждан жить достойной и безопасной жизнью в мирном и стабильном государстве. Государство создает условия для процветания граждан, где соблюдается законодательство и демократические ценности. В то же время страна хочет способствовать сохранению общих ценностей и развитию механизмов сотрудничества в рамках Евросоюза, евроатлантического альянса и международной безопасности.
  8. Сегодня Польша существует в сложной и напряженной международной обстановке. Благодаря членству в политически, военно, и экономически сильных организациях: Североатлантическом Альянсе, Евросоюзе – Польша стала серьезным участником международных событий. Членство в НАТО, ЕС и партнерство с США обеспечили высокий уровень безопасности страны и стали одной из основных гарантий внутреннего развития и положения на международной арене.
  9. Являясь приграничным государством НАТО и ЕС, Польша является важным элементом системы безопасности, а территория страны является стратегически важным объектом.
  10. Членство государства в ЕС расширило сферу национальных интересов страны, изменило их и способствовало увеличению необходимости объединения национальной и европейской идентичности Польши и ее граждан на территории объединенной Европы. Эта цель была достигнута посредством мер, направленных на создание более тесной связи граждан страны с государством, способствование совместной и легитимной интеграции, основанной на уважении общепринятых и демократических ценностей.

1.1. Национальные интересы

  1. Основные национальные интересы остались без изменений и основываются на концепции государственной безопасности с учетом политического, военного, экономического, социального и экологического аспектов. Национальные интересы уходят своими корнями в фундаментальные нерушимые ценности поляков, а их соблюдение является основным аспектом беспокойства государства и его граждан. Согласно Конституции Республики Польша национальные интересы страны включают в себя: защиту независимости, нерушимость территории, свободу, безопасность, уважение прав человека и гражданских прав, сохранение национального наследия, охрана окружающей среды в условиях постоянного развития.
  2. Национальные интересы могут быть разделены на три группы: жизненно важные, важные и значительные. К жизненно важным национальным интересам государства можно отнести гарантию выживания государства и его граждан. Речь идет о необходимости сохранения независимости и суверенитета государства, территориальной целостности и нерушимости границ; гарантии безопасности, защиты фундаментальных прав и свобод граждан и сохранения демократического строя. Поэтому основным приоритетом является соблюдение этих интересов.
  3. К важным национальным интересам Польши относятся: гарантия цивилизованного и экономического развития страны, гарантия создания условий для роста благополучия граждан, развития науки и техники, надлежащая защита национального наследия и идентичности и окружающей среды.
  4. К другим значимым интересам Польши относятся усилия для гарантирования устойчивого положения государства на международной арене и эффективного продвижения интересов Польши за рубежом. Кроме этого к значимым интересам государства относится укрепление способности участвовать и эффективно сотрудничать с наиболее важными международными организациями, членом которых Польша состоит, и налаживать международные контакты, основанные на уважении закона и эффективном многостороннем сотрудничестве, соответствующем принципам и задачам, изложенным в Хартии ООН.
  5. Соблюдение национальных интересов и обеспечение выполнения задач достигается государством посредством мер предпринимаемых государством при внутренней и внешней политике. Эффективное представление Польши на международной арене зависит от качества внутреннего политического, социального и экономического порядка.

1.2. Стратегические задачи

  1. Стратегические задачи являются следствием интересов безопасности и развития Республики Польша, члена НАТО и ЕС, а также результатом растущей независимости между государствами и экономиками государств и расширения контактов между конкретными гражданами и обществами.
  2. Основной стратегической задачей Республики Польша является создание выгодных и безопасных условий выполнения национальных интересов, посредством уменьшения внутренних и внешних угроз, уменьшения рисков, адекватной оценки проблем и умелое использование преимуществ, возникших в результате подобных проблем. К стратегическим задачам Польши относится следующее:

– гарантия независимости и территориальной целостности Республики Польша, сохранение суверенитета государства в вопросах внутренней политики государства, организационной          структуры и политической системы;

– создание условий для развития цивилизации и экономического развития, принятие решений о возможности работы государства и конкретно взятого гражданина;

– гарантия конституционных прав, фундаментальных прав и свобод граждан, создание безопасных условий для ведения достойной жизни граждан, материального и духовного развития целой нации;

-активное налаживание международных контактов, принятие эффективных мер по защите национальных интересов и создание имиджа страны как надежного участника международных отношений  и выполнение влияющих на надежность Польши обязательств перед союзниками;

-гарантия защищенности и безопасности граждан Польши зарубежом, предоставление помощи гражданам Польши за рубежом;

– развитие польской экономики и поддержка польских предпринимателей, создание престижа Польши на международной арене;

– повышение  имиджа власти в глазах граждан Польши;

-защита материального и духовного наследия Республики Польша (природных ресурсов, частной собственности и общей государственной собственности), гарантия безопасного развития во всех сферах государственной деятельности: экономической, социальной и интеллектуальной сфере;

-охрана окружающей среды и ликвидация последствий природных катаклизмов и катастроф, произошедших по вине человека;

– обеспечение широкого доступа к информации, поднятие уровня национального образования, создание сильной производственной базы для увеличения конкурентоспособности экономики;

17. В рамках политики безопасности государства вышеуказанные задачи были трансформированы в задания и специальные меры , принимаемые в зависимости от ситуации с учетом нужд и возможностей их самостоятельного или совместного внедрения.

2. Условия национальной безопасности Республики Польша

18.  На безопасность республики Польша в первую очередь оказывают влияние процессы и события, происходящие вокруг нее, в регионе, в Европе и в Евроатлантическом сообществе. Значительное влияние на безопасность государства оказывает динамика отношений с Североатлантическим Альянсом и ЕС. Членство Польши в ЕС создает благоприятные условия для экономического развития и прогресса цивилизации, значительно улучшает внутреннюю безопасность.

19. Международным гарантом безопасности выступает США. Рейтинг страны незначительно упал после операций в Ираке и борьбы с терроризмом. Улучшение трансатлантических отношений и общий взгляд союзников на самые важные аспекты безопасности: борьбу с терроризмом и распространением оружия массового поражения являются позитивным аспектом.

20. Воспользовавшись преимуществом в виде повышения цен на энергоносители, Российская Федерация попыталась значительно улучшить свое положение на супрарегиональном уровне. Попытки Российской Федерации наладить более тесные контакты с избранными странами западного блока для совместного накладывания выборочных ограничений и дискриминации некоторых стран участниц НАТО и ЕС.

21. Ухудшение обстановки на Ближнем и Среднем Востоке в результате увеличения влияние фундаменталистов, угроз терактов и дестабилизации Ирака и Афганистана и ядерные амбиции Ирана оказали негативное влияние. Кроме этого исламский фундаментализм оказывает негативное влияние  на ситуацию в странах Азии, Африки и некоторых европейских странах.

22. Значительно увеличилась важность экономической составляющей безопасности, включая энергетическую безопасность. Использование  некоторыми государствами энергоресурсов в качестве инструмента политического прессинга и рост конкуренции среди поставщиков энергии способствуют увеличению риска в этой сфере. В тоже время сообщество все больше убеждается, что все страны должны совместно обеспечивать энергетическую безопасность, искать альтернативные источники энергии и прекратить негативные изменения в климате вселенной.

23.  Вооруженные силы многих стран все больше занимаются ликвидацией асимметрических угроз, участвуют в миротворческих операциях и операциях по стабилизации обстановки. Источниками угроз выступают негосударственные сообщества, которые очень часто трудно идентифицировать,  нерешенные региональные и местные конфликты, которые являются катализаторами распространения напряженности в регионе. Красные государства, которые не в состоянии контролировать свои территории, также являются источниками угроз. Формальность их суверенитета способствует распространению организованной преступности и терроризма. Раздираемый местными войнами и конфликтами, эпидемиями ВИЧ Африканский континент стал источником массовых миграций в развитые страны. Значительно увеличилась опасность экологических катастроф, и уменьшился доступ к питьевой воде.

24. Значительный разрыв в развитии между регионами продолжает увеличиваться, способствуя увеличению напряженности в международных отношениях. Подобные негативные тенденции способствуют росту коллективной ответственности и уверенности в том, что для борьбы с угрозами и решения проблем необходимы совместные действия. Однако международные организации обладают ограниченными возможностями адаптации к постоянно меняющимся условиям и решения проблем.

2.1. Возможности для безопасности

25. Польша занимает прочное положение в европейских и евроатлантических структурах. Страна является активным солидарным членом НАТО и только что создаваемых европейских оборонных структурах. Интерес Польши состоит в том, что бы НАТО осталось элементом коллективной безопасности стран участниц НАТО и адаптация гражданских и военных мощностей страны к противостоянию новым угрозам. Консолидация трансатлантического сообщества, укрепление взаимоотношений между США и ЕС, особенно их способности к сотрудничеству и дополнению друг друга в сфере безопасности на руку Польше. Являясь близким союзником США, Польша заинтересована в расширении его влияния на территории Европы в качестве гаранта безопасности и силы, стабилизирующей политические и военные взаимоотношения в Европе.

26. Интеграция Евросоюза создает условия для развития с партнерами отношений, основанных на общепринятых ценностях и интересах. Участвуя в формировании процесса интеграции, Польша может оказывать влияние на его функциональные и институциональные параметры. Положительная политическая и экономическая обстановка, создавшаяся благодаря членству государства в ЕС, сузила пробел в развитии между Польшей и лидирующими государствами западного блока. Членство Польши в ЕС создало новые возможности взаимодействия на международной арене и способствовало укреплению положения Польши на международной арене.

27. Динамика процессов демократизации и экономических трансформаций в Центральной, Восточной и Южной Европе и желание большинства государств региона наладить более близкие отношения с Североатлантическим Альянсом и ЕС способствует миру и стабильности на Европейском континенте. Поддерживая вышеуказанные процессы в особенности по отношению к Украине, Молдове, странам Балканского блока и государствами Южного Кавказа  развивает партнерские отношения с этими странами в целях укрепления их демократических начинаний. Демократизация Беларуси окажет положительный эффект на положение Польши.

2.2. Проблемы и риски безопасности.

28. с точки зрения долгосрочной   перспективы безопасность Польши зависит в значительной степени от способности государства противостоять проблемам вне традиционного понимания рисков безопасности. Вышеуказанные проблемы являются результатом политических, экономических, социальных, демографических и природных процессов, которые в большинстве случаев идут дальше государственных границ. Способность Польши решать вышеуказанные проблемы  будет определяться степенью и способом сужения технологического отставания между Польшей и развитыми европейскими государствами.

29. В этом контексте вызывает беспокойство изменение состава населения Польши, в особенности характера и степени миграции поляков в другие государства в поисках работы и лучшей жизни, падение природного прироста населения и старение населения.  В долгосрочной перспективе это может привести к негативным изменениям в социальной структуре, которые могут привести к краху пенсионной системы государства. Кроме этого, значительная градация достатка и жизненных стандартов граждан и разделение между регионами Польши может создать напряженность и привести к ослаблению сплоченности граждан. Постоянное уменьшение уровня заменимости граждан Польши и других стран ЕС заставляет их принимать большое количество иммигрантов для поддержания существующего уровня экономического развития. Это приведет к необходимости разработки эффективных  политик и мер, направленных на интеграцию новоприбывших иммигрантов в общество принявших их стран, полностью уважая их культурные и религиозные различия в целях предотвращения негативных явлений, которые имели место в некоторых странах Западной Европы. Расширение пробела жизненных стандартов между странами ЕС и другими странами мира, нестабильная политическая ситуация и вооруженные конфликты могут спровоцировать массовую миграцию, незаконную миграцию в особенности организованную, создав таким образом риск для Польши.

30. Необходимость завершения трансформации польской законодательной системы в особенности аспектов касающихся права собственности и последствий является внутренней проблемой государства. Улучшение инфракструктуры, в особенности создание современной транспортной и телекоммуникационной сети, сети для передачи и хранения энергоресурсов также остается проблемой. Следует увеличить эффективность административных структур для возможности полностью воспользоваться всеми преимуществами потенциала развития благодаря членству в ЕС и других международных организациях.

31. Зависимость польской экономики от поставок энергоресурсов – неочищенной нефти и природного газа из одного источника является крупной внешней угрозой безопасности государства.  Для противостояния этой угрозе государству необходимо обеспечить себя альтернативными источниками энергии и разнообразить поставщиков энергоресурсов.  Государству необходимо не только разнообразить источники поставок, но и увеличить свою способность реагировать на негативные рыночные изменения, наладив более тесное сотрудничество со странами участницами НАТО и ЭС.

32. Коллапс процесса евро интеграции, вызванный решением государств о самостоятельном принятии  решений, основываясь только на национальных интересах и отношении к ЕС как к противовесу США, и неспособность ЕС строить общую политику является потенциальной угрозой интересам Польши. Ослабление связей между государствами трансатлантического сообщества может привести к отторжению государств, находящихся по другую сторону Атлантического Океана, что также может оказаться угрозой.

33. На континенте укрепится авторитарная форма правления, и в случае конфронтации этих государств Польша станет рассматривать подобную ситуацию как негативный фактор. Напряженность в Приднестровье и на Южном Кавказе, которую пытаются урегулировать мирным путем может привести к определенной дестабилизации обстановки. Следует также решить спорные вопросы на Балканах, хотя на данный момент вероятность возобновления конфликта очень слабая.

34. Организованные террористические группы являются угрозой для всей Европы, включая Польшу.  Польше следует учитывать возможность того, что она может стать объектом  терактов в связи с фактом ее участия в анти -террористических операциях.  Не следует исключать возможность возмездия в результате стабилизационных и миротворческих операциях под эгидой НАТО и ЭС. Особую угрозу для  польских организаций, участвующих в военных операциях вне территории Польши, являются  теракты, которые могут проходить в зоне, находящейся под контролем Польской Военной Миссии.

35. Текущий уровень интеграции экономической жизни и финансового рынка несет ответственность за возможное негативное влияние насильственных изменений и кризисов, происходящих не только в непосредственной близости к Польше, но и в других регионах, на стабильность, конкурентоспособность и потенциал развития польской экономики и безопасности государства.

36. Организованная международная преступность также представляет угрозу для Польши. Эта угроза является результатом транзитного положения Польши, сути и способов действия международных преступных групп. Вступление Польши в Шенгенское Соглашение и перенос границ к внутренним границам ЕС может привести к уменьшениям ограничений на передвижения преступников, созданию больших трудностей при борьбе с терроризмом, способствованию импорта радиоактивных отходов на территорию Польши, наркотиков из стран ЕС, в которых наркотики разрешены, а также к нелегальном импорту произведений искусства из Польши. Атаки на систему передачи данных и сети важных инфраструктур кибер пространства могут создать дополнительную угрозу. Среди возможных последствий подобных действий – материальные потери и перебои в работе основных сфер гражданской инфраструктуры.

37. Кроме этого, Польше может угрожать экологическая катастрофа в результате неправильного использования результатов технического и технологического прогресса и нарушения равновесия между человеком и природой. К этим угрозам также относятся потенциальные аварии на атомных электростанциях, автозаправках, объектах по хранению и транспортировке радиоактивных материалов, химических веществ и органических отходов, нефтепроводах и трубопроводах.

3. Национальная безопасность: цели и задачи

38. Для достижения стратегических целей в государстве есть целый ряд политических, экономических, военных и дипломатических инструментов и мер. Под стиранием граней между внутренним и внешним аспектом национальной безопасности подразумевается использование комплексного подхода. При использовании комплексного подхода государству следует по максимуму использовать возможности членства Польши в НАТО, ЕС и партнерства с США. Государству следует последовательно внедрять меры по укреплению государственной безопасности и безопасности граждан, улучшать условия для развития населения страны. В особенности:

– укреплять политический и экономический суверенитет Польши;

– гарантировать высокие жизненные стандарты и лучшее качество жизни для граждан страны;

– модернизировать вооруженные силы страны и развивать их мощности для взаимодействия с вооруженными силами союзников;

-консолидировать положение Польши на международной арене, создавать позитивный образ государства и принимать более активное участие в развитии международного сообщества.

39. Цели и задачи стратегической концепции национальной безопасности будут реализовываться  посредством политических, военных, экономических  и других мер с участием государственной администрации, неправительственных организаций и граждан.

3.1. Внешняя безопасность

40. В обязанность государства входит прикладывание любых усилий для создания наиболее благоприятной для страны международной обстановки, консолидация международного имиджа, создание положительного имиджа и поддержание престижа государства. Государству следует создать и расширять свои возможности достижения национальных стратегических целей в сфере безопасности, которые находятся в непосредственной близости от государства, на европейском, евроатлантическом и мировом пространстве. Кроме этого государству следует создавать условия для укрепления эффективного государства и механизмов взаимоотношений с союзниками. Государству необходимо поддерживать процессы трансформации в Восточной и Южной Европе. Основная задача государства на международном пространстве – создание дружественных отношений с партнерами и противодействие негативным последствиям конфликтов, дисбалансу развития и нарушениям международного порядка.

41. Североатлантический альянс является основной формой многостороннего сотрудничества Польши на политическом и военном уровнях с точки зрения безопасности, опоры стабильности на европейском континенте и основным элементом трансатлантических взаимоотношений. Приоритетным для государства остается увеличение мощности НАТО для выполнения его основной задачи- коллективной безопасности  и создания оснований для консультаций между союзниками в случае угрозы. Польша полностью поддерживает комплексное развитие потенциала альянса в предотвращении кризисных ситуаций и участии в стабилизационных операциях. К тому же, государство признает необходимость увеличения мощностей Альянса  для борьбы с нетрадиционными угрозами: терроризмом и другими ассиметричными угрозами и опасностями в результате распространения оружия массового поражения.  Польша поддерживает выборочное участие НАТО в стабилизационных операциях за пределами Европы, при условии наличия у НАТО достаточного потенциала для коллективной защиты стран участниц, и несет ответственность за операции НАТО за пределами Европы, темпы и расходы по модернизации и трансформации союзных вооруженных сил, частью которых являются вооруженные силы Польши.

42. Польша будет прилагать все усилия, направленные на расширение роли НАТО как средства стратегического трансатлантического диалога.  Такая позиция укрепит связи Альянса и будет способствовать большей сплоченности НАТО. Признавая необходимость диалога между странами союзниками Альянса о новой стратегической концепции, Польша считает, что в этой концепции должны быть отражены изменения сути военных операций НАТО.  Кроме этого, Польша будет принимать активное участие в операциях, направленных на укрепление сплоченности НАТО, включая операции по гармонизации интересов стран- участниц на международной арене и сужению технологического пробела между странами участницами. Партнерство Польши с Россией направлено  на расширение участия Польши в трансатлантическом сотрудничестве, взятии ответственности за безопасность и стабильность региона, увеличивая таким образом эффективность НАТО. Польша планирует уделять особое внимание налаживанию сотрудничества между НАТО и ЕС. Являясь частью союзнической оборонной системы, Польша обязуется с честью выполнять свои обязательства и принимать активное участие в операциях под эгидой НАТО.

43. Польша поддерживает развитие сотрудничества между Альянсом и партнерскими государствами, рассматривая подобное сотрудничество в качестве элемента, укрепляющего безопасность всего евроатлантического региона, которая является стабилизирующим элементом обстановки в странах средиземноморья и ближнего востока. Польша способствует укреплению позиции Совета Евроатлантического Партнерства и программы Партнерства ради Мира, дальнейшему развитию Средиземноморского диалога и Стамбульской инициативы о сотрудничестве. Поддержание интересов Альянса в развитии партнерства  со странами Восточной Европы и Южного  Кавказа остается для Польши приоритетным. Польша признает важность сотрудничества НАТО с Россией и принимает активное участие в его укреплении.  Партнерство с Россией должно привести к расширению участия Польши в евроатлантическом сотрудничестве, увеличивая таким образом стабильность и безопасность региона. Польша будет прилагать все усилия для расширения комплексного сотрудничества с Украиной и Грузией.

44.  Членство Польши в ЕС определяет в значительной степени основы безопасности государства. Сотрудничество значительно увеличивает возможности для внедрения стратегии безопасности государства и возможности для действий на международной арене. Это сотрудничество укрепляет положение Польши на мировой арене и увеличивает в тоже время ответственность государства за международный порядок. Членство Польши в ЕС оказало положительное влияние  на потенциал безопасности и развития государства во всех сферах экономической, политической и социальной жизни. Положительное влияние было бы не возможно без таких инструментов  как: общая международная политика и политика безопасности, политика Европейской безопасности и обороны, политика единого европейского рынка,  единая торговая политика, Фонд Сотрудничества и другим механизмам, поддерживающим сотрудничество и развитие в сферах судебной и внутренней политики. В тоже время безопасность Польши стала больше зависеть от общей безопасности ЕС.  Польше  необходимо поддержать углубление процессов интеграции в ЕС, одновременно поддерживая солидарность и сплоченность стран участниц. Стране следует принимать активное участие в мероприятиях, направленных на достижение вышеуказанных задач, включая мероприятия, направленные на развитие новых форм институциональной интеграции  и создание соответствующей документации по данному вопросу.  Основной задачей Польши является поддержка единой политики в сфере энергетической безопасности в рамках ЕС, направленной на оказание необходимой помощи в случае угрозы или нарушения  энергетической безопасности любой из стран- участниц.

45. К  интересам сферы безопасности Польши относится укрепление позиции ЕС на мировой арене и расширение ее участия на региональном и международном уровне.  Польша будет принимать активное участие в разработке текста документа о единой международной политике и политике безопасности, направленной на укрепление сотрудничества между странами- участницами, создание единой политики, гармонизации интересов и создание новых инструментов для воплощения этой политики.  Особое внимание страна будет уделять мерам, направленным на увеличение роли ЕС на территории Восточной Европы и активному участию в разработке политики добрососедства между странами Европы.  Польша поддерживает участие ЕС в операциях по снижению напряженности и разрешению конфликтов в непосредственной близости к границам ЕС на территории Молдовы, стран Южного Кавказа и Балкан.  Государство будет принимать активное участие в формировании и внедрении единой политики ЕС по отношению ко всем регионам мира и определении роли ЕС в стабилизации конфликта на Ближнем Востоке. Польша будет постепенно увеличивать свой вклад в помощь развития ЕС, поскольку считает его основным инструментом уменьшения  большинства современных угроз. Польша будет продолжать способствовать  дальнейшему расширению  ЕС, поскольку рассматривает его как средство стабильности региона.

46. Польша поддерживает политику европейской безопасности и обороны. Польша планирует внести значительный вклад в развитие военных и гражданских мощностей ЕС в сфере реагирования на кризисные ситуации. Страна будет постепенно увеличивать свое участие в создании европейских подразделений быстрого реагирования и тактических подразделений. Государство будет прилагать все усилия для внедрения остальных проектов, указанных в Главных Задачах 2010.  Кроме этого Польша планирует внести значительный вклад в стабилизацию общественного и материального положения граждан ЕС, миротворческие, спасательные, гуманитарные и тренировочные операции. Польша поддерживает близкое сотрудничество в сфере обороны, программы уравновешивания закупок и совместных военных исследований и постепенного создания рынка европейской обороны. Польша признает, что европейское агентство по обороне играет важную роль в этих процессах. Таким образом, государство полностью поддерживает  развитие постоянного промышленного сотрудничества в сфере обороны и безопасности между НАТО и ЕС для обеспечения постоянных мер используемых этими организациями для наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов.

47. Польша поддерживает сотрудничество ЕС в сферах, касающихся внутренней безопасности: судебная система и внутренние дела,  борьбы с организованной преступностью и терроризмом и  противодействию нетрадиционным угрозам и проблемам. Являясь приграничным государством, которое вскоре вступит в Шенген Польша осознает важность тесного сотрудничества между странами участницами ЕС в сфере иммиграции, политики о беженцах и защиты границ сохраняя полномочия стран- участниц. Благодаря членству в ЕС у Польши появилось больше возможностей для усиления безопасности на государственной границе Польши. Финансовые механизмы ЕС и сотрудничество с соответствующими учреждениями ЕС обеспечивает дополнительную поддержку защиты границ ЕС.

48. Двусторонние отношения между Польшей и США занимают значительное место в политике безопасности Польши. Государство признает их стратегическую важность и будет стараться продолжать их развитие в духе солидарности и взаимного партнерства.  Польша будет стараться сохранить американское присутствие на европейском континенте с гражданской точки зрения. Развитие повсеместного двустороннего сотрудничества с основным союзником Польши должно способствовать укреплению трансатлантических связей и окажет положительное влияние  на форму и качество сотрудничества НАТО с ЕС и США.

49. Польша тесно сотрудничает и поддерживает дружественные отношения со всеми соседями. Федеральная Республика Германии является важным партнером Польши в сфере европейской политики. Разрешение проблем двусторонних отношений будет направлено на динамизацию сотрудничества на двустороннем и многостороннем уровне. Польша будет стараться  развивать равноправные отношения с Российской Федерацией, основанные на партнерстве, рассчитывая на сотрудничество в сфере разрешения трудностей взаимного партнерства. Государство будет стараться сохранить хорошие отношения с Литвой и остальными странами Балтии на двустороннем уровне и в рамках ЕС. Осознавая важность Украины в сфере безопасности Европы и региона. Польша будет стараться продолжать развитие стратегического партнерства с этой страной, укреплять отношения между Польшей и Украиной, Молдовой и евроатлантическими организациями. Мы ожидаем демократических трансформаций в Республике Беларусь и ее интеграции в страны западного блока.

50. Польша развивает двустороннее и многостороннее сотрудничество с другими государствами Центральной и Восточной Европы, рассматривая его как возможность консолидации безопасности в этой части континента. Польша планирует укрепить сотрудничество в рамках Веймарского Треугольника и Группы Висграда, поддерживает развитие остальных субрегиональных организаций, способствующих  демократизации региона и укреплению стабильности и безопасности. Особое внимание уделяется сотрудничеству с государствами, которые планируют вступить в НАТО или ЕС или заявили о своей готовности вступить в эти организации.

51. Польша поддерживает обязательства ООН по сохранению мира и международной безопасности как указано в Хартии ООН и способствует укреплению влияния Совета Безопасности ООН в этой сфере. Предпринимаются усилия для адаптации ООН к международной ситуации и новым проблемам. Польша продолжает участвовать в деятельности ООН, направленной на разрешение конфликтов и предлагать военный, полицейский и гражданский персонал в качестве кандидатов на участие в миротворческих операциях и стабилизационных операциях. Кроме этого Польша будет прилагать усилия для усиления эффективности  ООН в противостоянии угрозам, возникающим в результате экономического кризиса и нерешенных социальных проблем.

52. Польша поддерживает развитие международного права и усилий для его безоговорочного уважения. Государство будет способствовать развитию законодательных норм, которые станут эффективным средством борьбы с новыми угрозами, в особенности с угрозами, касающимися распространения оружия массового поражения, терроризма, организованной преступности и феномена «красных государств». Польша будет поддерживать укрепление ответственности государства за защиту своих граждан.  Кроме этого страна будет поддерживать другие действия по защите прав человека и фундаментальных свобод, действия по проектам взаимопомощи и стараться развивать диалог цивилизаций и культур.

53. Польша  предприняла действия, направленные на остановку распространения оружия массового поражения, контроль действий связанных с международной торговлей оружием и товарами «двойного назначения». Страна ведет серьезную работу по усилению эффективности контроля вооружений, разоружения, предпринимает меры по созданию уверенности и безопасности. Именно поэтому очень важно полное утверждение международных договоренностей, регулирующих эту отрасль. Проблемой безопасности Польши является нежелание других государств внедрять положения данных договоренностей на своих территориях. В дальнейшем Польша будет пытаться развивать механизмы многостороннего контроля в этой сфере, разрабатывать новые более гибкие и эффективные средства сотрудничества.

54. Польша будет продолжать участвовать в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы,  Организации экономического сотрудничества и развития и других международных организациях.

3.2. Военная безопасность

55. Основной целью деятельности государства в сфере военной безопасности является готовность защищать территорию  и независимость страны и ее союзников, минимизация военных угроз и противостояние возможным негативным изменениям в военном балансе. Государство строит оборонительную политику по принципу солидарности и верности союзникам. Готовность помочь любому государству члену НАТО увеличивает мощности  по отражению нападения, обеспечивая безопасность странам- участницам НАТО и НАТО в целом.

56.В ближайшем будущем существует очень маленькая вероятность возникновения крупномасштабных вооруженных конфликтов.  Более актуальна вероятность возникновения конфликтов на региональном или местном уровне, к которым Польша не имеет прямого отношения. Их течение и последствия могут создать кризисные ситуации, которые могут распространиться и перерасти в войну. Польша должна быть готова отреагировать на кризисы, которые могут спровоцировать конфликты, разрешение которых требует проведения военных операций в соответствии со статьей 5 Вашингтонского соглашения.

57. При участии Польши в коллективных оборонительных операциях согласно статье 5 Вашингтонского Соглашения и необходимости политики НАТО, ООН и ЕС в сфере реагирования на кризисные ситуации , участии государства в стабилизационных операциях возникнет необходимость стратегического планирования противостояния расширенному спектру угроз, в особенности ассиметричным угрозам и учета технологического аспекта.  Для успешного проведения военных операций необходимо информационное превосходство, использование тактических групп, превосходство над противником в сфере технической оснащенности, применение более совершенных технологий командования, способность эффективно вести огонь, маневрировать и защищать себя от огня противника, умело применять симметричные противнику маневры, полностью использовать транспортные ресурсы страны, гражданское и военное сотрудничество.

3.3. Внутренняя безопасность.

58. Основной целью государства в сфере внутренней безопасности является  поддержание способности реагировать в зависимости от ситуации в случае угрозы общественному порядку или общей безопасности, включая поддержание  законности,  защиту жизни и здоровья граждан, собственности от незаконных действий, последствий природных катастроф и промышленных аварий.

59. Для достижения этой цели необходимо создать единую законодательную базу, разработать социальную политику, работать всем государственным и социальным структурам, чья деятельность связана с внутренней безопасностью государства.  Такое станет возможным посредством увеличения эффективности работы государственной администрации  и постоянного повышения профессионального  уровня государственных служащих, выполняющих задачи, касающиеся функционирования государства и распространяющие информацию  о рисках, связанных с внутренней безопасностью государства.

60.  Все действия, направленные на обеспечение приемлемого для граждан уровня безопасности,  должны быть направлены на выполнение задач  на внедрение системы управления кризисными ситуациями; создание системы защиты граждан посредством системы предупреждения  и интегрированной системы спасения,  интеграцию и консолидацию с действиями НАТО, ЕС и ООН и других международных организаций, членами которых состоят Польша и польские государственные организации.

61. При создании внутренней безопасности страны, государству всегда следует помнить о возможности возникновения террористических угроз и способах их противостояния. Внедряя политику внутренней безопасности страны, государству следует обеспечить надлежащую мобильность, эффективную организацию и способность надлежащего поведения граждан в случае действительной террористической угрозы. Угроза должна быть оценена со всех сторон: угрозу атаки, наличие групп поддержки, международный характер угрозы, ее источники и финансирование,  международные обязательства страны и технические методы для ее локализации. Поэтому особо важно четкое сотрудничество между службами и властями, ответственными за противостояние террористическим угрозам и профессионализм при выполнении плановых операций. Кроме этого государству необходимо предотвратить другие действия, представляющие риск для внутренней безопасности страны, включая действия, нарушающие конституционный порядок и идеологии, пропагандирующие тоталитаризм, расовую и этническую ненависть.

3.4. Безопасность граждан

62.  Основной задачей действий Польши – демократического государства с верховенством закона является обеспечение безопасности и правосудия для всех граждан. Следует уделить особое внимание руководству работой            судов, прокуратур, уменьшение продолжительности рассмотрения дел, гарантирование эффективного выполнения судебных решений. Способность гарантии безопасности бизнес сделок посредством создания соответствующей законодательной базы, сделать их более гибкими также является основным элементом обеспечения безопасности граждан. С момента создания судебных властей, в задачу которых должны входить быстрые действия и одинаковое отношение ко всем гражданам, должны полностью внедряться гарантируемые конституцией фундаментальные права и свободы граждан.

3.5. Социальная безопасность.

63. Трудовая и социальная политика. Основной целью деятельности государства в сфере социальной политики является быстрое и значительное улучшение качества жизни граждан. Подобная задача требует проведения активной социальной политики – в первую очередь значительное уменьшение бедности и уменьшение социальной изолированности, посредством увеличения фактического дохода всех социальных групп и уменьшения процента безработицы. Действия государственных властей должны быть направлены на предотвращение значительной стратификации общества и проведение политики  равных возможностей для социального развития всех регионов.

64. Кроме этого, активная социальная политика должна быть направлена на  обеспечение увеличения  социальной защищенности граждан; на увеличение количества активных на трудовом рынке социальных групп и групп, находящихся в трудных жизненных ситуациях; увеличение социальной интеграции и улучшение системы социальной защиты; нивелирование цивилизационной разницы между деревней и городом; противостояние негативным изменениям в составе населения и миграции молодого поколения граждан.

65. Наука и образование. Польша старается построить образованное общество. Поэтому государство старается улучшить качество образования на всех уровнях образовательной системы, повышение уровня образования граждан, развитие специализированного образования,  распространение инноваций и новых технологий среди граждан, поддержка научных исследований. Государству следует обращать особое внимание на систему высшего образования, ее соответствие рынку труда,  направлениям экономического развития и требованиям государственных властей.

66. Активное и продуктивное общество. Предоставление условий, гарантирующих развитие спортивных секций и предоставление к ним доступа наибольшему количеству людей, является одним из приоритетных направлений политики социальной защиты.  Постоянное развитие физической культуры и  соответствующих знаний о необходимости занятий спортом и понимание важности здоровья нации являются важным элементом внутренней безопасности. Занятие физкультурой должно трактоваться как  одна из основных ценностей в общей системе личностных и социальных ценностей, способствующая общему развитию человека.

3.6. Экономическая безопасность.

67. Стабильность и безопасность государства должна основываться на солидном экономическом подспорье.  Сильная и конкурентоспособная экономика является одним из фундаментальных элементов внутренней и внешней политики, который способствует консолидации граждан. Экономика Польша, преодолевающая последствия многолетнего застоя, теперь быстро развивается и определяет положение государства на международной арене.

68. Энергетическая сфера.  Приоритетным аспектом энергетической политики является обеспечение стабильных и бесперебойных поставок электроэнергии от поставщиков, с которыми были заключены долгосрочные контракты, с помощью  независимой промышленной инфраструктуры, которая непосредственно связывает поставщиков с территорией Польши. Политика в этой отрасли должна сочетать интересы национальной безопасности и требования экономики. Стратегия энергетической безопасности республики Польша предусматривает тесное сотрудничество с производителями природного газа и неочищенной нефти в Северном Море и Норвежской Косе. Постоянная связь Польши со Скандинавией посредством газопроводов находится в сфере интересов Польши и всей Европы, для которой  важна транспортная развязка  энергоресурсов на Северо-Восточной оси. Частью этой стратегии являются проекты по запуску  транспортного коридора через Каспийское Море через Черное Море в Польшу и другие страны Европы. Строительство LNG  терминала в Swinoujscie и запуск балтийского газопровода  обеспечит необходимую диверсификацию поставок газа в Польшу.  Вступление Польши в международное энергетическое агентство также является важным элементом энергетической безопасности. Кроме этого необходимо разработать общую позицию касательно энергетической солидарности ЕС для получения возможности лучшей реакции  при кризисных ситуациях, касающихся безопасности  инфраструктуры и поставок энергии.

69. Объединение сферы энергетической отрасли Польши находится в интересах безопасности страны.  Создание ряда финансовых групп вместо существующих разрозненных и слабых структур даст стране возможность увеличить конкурентоспособность отрасли и предотвратит ее захват структурами, которые могут угрожать безопасности государства. Необходимо развивать дополнительные методы производства энергии, полагаясь в значительной мере на  возобновляемые и альтернативные источники энергии. Кроме этого, в ближайшие годы Польша планирует  запустить программу ядерного развития и попытается внедрить программу «чистой» переработки угля. Разработка и внедрение энергосберегающих технологий и технологий, повышающих эффективность использования энергоресурсов, в строительном и производственном секторе считается особенно важной. Улучшение технического состояния польской инфраструктуры, увеличение передающих мощностей,  улучшение эффективности распределения топливных и энергоресурсов, увеличение мощностей хранения первичных энергоресурсов, поддержание стратегических резервов неочищенной нефти и природного газа остается основной задачей государства.

70. Финансы. Бюджетная политика, касающаяся государственных финансов,  будет обеспечивать стабильность  расходов на затраты, касающиеся национальной безопасности и постоянного экономического развития.  Для этого в первую очередь необходим сбалансированный бюджет, равновесие внутреннего и внешнего долга государства.  Государству необходимо создать стабильные условия для международных трансакций, включая необходимость создания и поддержания стабильного баланса платежей и соответствующей свободы финансовых потоков. Финансы государства должны находиться в положении, гарантирующем стабильный приток прямых иностранных инвестиций. Также обязательно рациональное использование резервов иностранной валюты. Польша будет продолжать участвовать в работе международных финансовых и бизнес структур.

71. Потенциал оборонной отрасли. Развитие оборонной отрасли является важным элементом экономического аспекта безопасности Польши. Следует также принимать во внимание суть и интенсивность контактов с остальными сферами экономики, научно-технологическим потенциалом. Необходимо создать симбиоз с потребностями оборонительного сектора в соответствии с требованиями программы модернизации вооруженных сил и соответствие с обязательствами Польши  – страны участницы НАТО. Государству следует приложить усилия для гарантии оборонительным  предприятиям Польши части в долгосрочных контрактах, имеющих стратегическую важность для польской оборонительной индустрии и попытаться увеличить прибыли предприятий этой отрасли. Очень важно обеспечить приток информационных технологий в Польшу и наладить тесные связи между внутренним и иностранными предприятиями. Особо важными аспектами является торговля товарами и услугами стратегического назначения и технологической безопасности.  Принимая во внимание действия проводимые ЕС, государству необходимо исправить национальную систему контроля экспортируемых товаров, технологий и услуг, касающихся этой отрасли.

Pages: 1 2 3

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.