К вопросу об исламском государстве (Аспирант и соискатель, номер 2 за 2011 год)

К ВОПРОСУ ОБ ИСЛАМСКОМ ГОСУДАРСТВЕ.

Аспирант и соискатель, номер 2 за 2011 год, с. 59-65.

Пашков Р.В., специалитет МГЮА

1. ИСЛАМ: ОТ РЕЛИГИИ К ГОСУДАРСТВУ.

Слово Божье.

Слово Божье есть Послание Истины, запечетлеваемой человечеством в Священном Писании, открываемое человечеством во время вершины сознания самих себя и мира на определенном этапе своего развития и целью которого является развитие человека как Творения бога.

Элементы Слова Божьего:

  1. Бог – центр мироздания и Творец Вселенной,
  2. Истина – познание мира, созданного по божественным законам через развитие гуманистической сущности человека, пребывающего в Благодати и служащего духовному,
  3. Благодать – путь пребывания в Боге,
  4. Послание – способ донесения Истины, последняя из которых будет обращена Богом к каждому,
  5. Священное Писание – Единая Великая Книга Истины, переданная высшими.

Религия.

Религия – конкретная форма познания бога для того, чтобы человечество смогло прийти к части истины на данном этапе развития. Последней формой религии станет интеллектуальная или философская. Точкой окончательного познания будет Судный день. Первой формой донесения божественного знания была природа – тотемизм, затем Бог явился сам в образе Будды, следующий этап Бог явил часть себя – Христа как Бога-сына единородного и, наконец, устами Пророка была возвещена последняя известная человечеству на сегодня форма истины. Священное Писание по сути своей это обучающая программа вере в Бога и вытекающих из этого смыслообразований.

Формы развития веры в Бога:

  1. Тотемизм.
  2. Культ.
  3. Мировая религия.
  4. Интеллектуальные игры философов.
  5. Интеллектуальная религия.
  6. Непосредственное понимание Абсолюта.

Мировая гуманистическая религия.

Мировая гуманистическая религия появляется по воле Бога в эпоху мировых религий. Она является по сути своей гуманистической, то есть выражающей родовую сущность человека как лучшего творения Бога на Земле. Мировая гуманистическая религия преобразует общественное сознание, выделяя для человека из природы Бога, тогда как в язычестве человек сам выделил себя из природы.

Мировая гуманистическая религия включает элементы:

  1. Дух религии.
  2. Механизм регенерации (реформизм) – новое понимание в другое время.
  3. Система встраивания исторического опыта.
  4. Историческое время – конкретная оболочка культово-обрядовой стороны и политико-правовая практика.
  5. Научение – ступени восхождения к абсолюту.
  6. Проявление духа религии в деятельности человека.

Понимание аятов.

Коран содержит коранические вечные аяты и исторические аяты. Коран был так для того, чтобы он был воспринят в данное историческое время. Политические и правовые аяты могут не действовать в другое историческое время, так как изменились мусульмане. Право не может быть установлено навечно, это не догматы религии. Коранические аяты не могут меняться в принципе, но исторические аяты подлежат пересмотру и обновлению как первоначальные.

Теократия.

Теократия – это политическое боговластие, религиозная власть, основанная на силе, вследствие чего неотъемлемым ее атрибутом выступает право на самостоятельную юрисдикцию, осуществляемую религиозными лидерами или авторитетами. Суд в теократии может не только выносить решения по рассматриваемому делу, но и применять принудительные меры социального, имущественного и, что важно, физического характера. Теократия – это система религиозно-политических властеотношений. Религиозность теократической власти, а точнее властеотношений, определяется религиозными нормами, которые и придают содержательную специфику теократическим взаимодействиям.

Реализация религиозных норм в качестве наиважнейших социальных ценностей теократического государства обуславливает некоторые особенности организации аппарата государственного управления. К их числу принадлежат: централизация, единоначалие, отсутствие разделения властей, несменяемость лидеров государства, слияние религиозной и светской власти, религиозная законность, верховенство божественного права, религиозный и религиозно-образовательный ценз при формировании ключевых государственных должностей, ограничения на занятие государственных должностей для женщин. Судебная деятельность теократических органов государственной власти четко не отграничена от иных функций управления. Правосудие, таким образом, может осуществляться органами правотворчества, управления и собственно судами.

Историческая эволюция теократии.

Историческая эволюция теократии:

  1. Первые формы теократии.
  2. Суперрелигиозные общины мировой религии.
  3. Исторические природные теократии
  4. Теократии религиозной модернизации
  5. Теосное государство.

Первые формы теократии являлись законченной природой эволюции языческих общин как первых форм веры, где религия играла всеохватывающую роль. Язычество, выступая продуктом мышления человека по божественным законам, выполнило свою роль и сделало возможным принятие человечеством откровения мировых религий. В первых формах теократии вся власть принадлежала на самом деле жрецам и они все были ограничены локально и при централизации появлялась царская власть с опорой на религию, но все же это власть была именно властью жрецов, без них царь не могут управлять. Жрецы составляли сословие языческого духовенства, носитель всего комплекса знаний и достижений данного народа, хранитель исторической традиции.

Уникальной исторической формой выступили суперрелигиозные общины мировых религий. Община Христа, Моисей, Мухаммеда были кратковременными и вскоре трансформировались в государство, но факт остался фактом в мировой истории. Эти общины являлись братством единомышленников, соратников в борьбе за распространение новой религии. Общепризнанным вождем был пророк всех пророков (бог) и его ближайшие соратники, пророки, апостолы. Само появление этих общин говорит о качественной эволюции теоратической идеи.

Исторические природные теократии, такие как государство исмаилитов, иезуитов и так далее, возникало в силу возможности появления из-за изменения природы мировых религий в определенных условиях. Такие государства возникали в определенных исторических условиях и также и погибали. Их роль вряд ли можно назвать созидательной, это скорее осколок сектантского понимания мировой религии.

Текоратии религиозной модернизации, самой яркой из которых является иранская революция, выступают конкретно-исторической формой модернизации. Это просто другой путь модернизации для незападных обществ. Религия в данном контексте есть катализатор, рычаг развития страны, мобилизация всех усилий для реализации сверхпроекта развития.

Теосное государство.

Последней формой теоидеи и ее принципиально новым этапом станет теосное государство. Теосное государство будет последней исторической формой государства. Здесь религия будет не прямо обуславливать, а опосредованно, где религия есть фундамент историко-культурного бытия данного народа. Религия не влияет на власть, которая по природе своей светская, а выполняет роль духовного космоса. Необязательно даже разделять все догматы религии, важно понимать, что она является гуманистической и помогает человеку развиваться в  мире, созданном Богом.

Теосное понимание государства.

Государство возникает на определенном этапе развития человечества в силу внутренних причин, который возникают из-за развития человека по божественным законам. В силу эволюции мира, сотворенного Богом, человек познает его таким, каким может познать. И государство возникает поэтому только на критическом с точки зрения накопления факторов этапе эволюции. Само появление государство появилось по воле л человека, но возникло в результате действия божественных законов, только не прямо, а опосредованно. В этом главная ошибка марксизма. Нельзя мыслить прямолинейно.

2. ПУТЬ ИСЛАМСКОГО РАЗВИТИЯ: ИСЛАМСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ.

Современный кризис.

Исламский мир находится в глубокой деградации. Не будем приводить множество фактов, свидетельствующих об этом. В общедоступной литературе они популярно изложены. Евроислам отторгается мусульманским миром. Настало время осмыслить что же происходит в итоге в мусульманском мире. Это тем более удивительно, что наследие древнегреческой философии было воспринято на Западе через арабских ученых. До 14 века мусульманской Испания была самой передовой страной Европы, далеко опережая весь христианский мир. До 14 века мусульманский мир явно выигрывал гонку за лидерство и самобытно развивался но начиная с последующих веков начался глубокий застой, закончившийся колонизацией.

Главная причина.

Истоки кризиса лежат гораздо глубже и кроются в самом понимании ислама мусульманами. Никакие внешние враги и завоевания не могли бы произойти, если бы не было внутренних причин. Пора взглянуть правде в глаза. Главная причина заключается в необходимости реформирования ислама. Вопрос в том на каких условиях это произойдет, а не в том будет ли это происходить. Все существующие проекты демократии мусульманских стран со стороны мусульманских ученых в основном недемократические, а демократические скопированы с западных образцов, которые считаются эталоном.

Западная реформация.

Реформация в западном понимании: секуляризация, то есть ограничение роли религии только духовной сферой человека, церковь из высшего политического института превращается в институт гражданского общества и ставится под контроль национального государства, церковь лишается экономического потенциала и, в первую очередь, феодов и системы вассалитета (экономическая деятельность только для благотворительности, а нее для увеличения влияния), церковь есть основа мифологического сознания и типа знания. Они разрушаются и вытесняются классической культурой.

Почему невозможна западная реформация в исламе.

Реформация западного типа в умме невозможна по следующим причинам. В умме выработано понятие исламский образ жизни, который охватывает все стороны жизни мусульманина. Церкви как организации в исламе нет, кроме суфийских орденов сейчас. Есть духовное управление (муфтият) как организационно-техническое обеспечение, Шура улемов (факихов) как выразитель мнения духовенства и институт духовенства со степенями, но без властной иерархии. Шура улемов во главе с муфтием является третьей частью верховной власти имама и олицетворяет собой руководителя гази – мусульман, каждый из которых должен бороться за веру. Исламское духовенство лучше знает потребности общины и поэтому более эффективно занимается благотворительностью и хранит культурное наследие, для чего необходима образовательная деятельность. Функции монастырей в исламе выполняют вакфы. Мусульманин погружен в свою веру, он мыслит как определенный тип восточной культуры. Там другая система символов, трансляции знаков, аксиологических ценностей. Восточная культура как бы по другому обтекает личность, составляя ее оболочку, фон ядра.

Исламская реформация.

Исламская реформация – изменение обрядов и ритуалов как разъединяющих мусульман и политико-правовой практики как не соответствующих исторической обстановке. Обряды и ритуалы были приняты пророком с целью облегчить понимание веры, а государственную власть он организовывал в конкретном историческом времени. Аллах дал нам веру так, чтобы мы могли с учетом нового исторического опыта открывать все глубже ее стороны. В новой обстановке мы можем и должны хранить основные принципы организации исламского государства, а конкретное воплощение преходяще и меняется.

Полюса ислама.

Сегодня мы наблюдаем крайний антагонизм между различными глубинными пониманиями ислама, а именно с одной стороны ваххабизм и с другой суфизм. Не будем говорить о том, что ваххабизм это конкретно-историческая форма суннитского направления в исламе, а неоваххабизм наиболее разработанная доктрина джихадизма. Ваххабизм можно обозначить как насильственное направление в исламе и этот тип можно назвать огненным исламом. Огонь выглядит красиво, но после него остается пепелище. Суфизм можно обозначить как личный ислам, то есть путь исключительно личного, а не общественного, совершенствования мусульманина. Между ваххабизмом и суфизмом происходит крайняя борьба и отрицание. Это говорит о глубоком кризисе.

Духовное понимание ислама.

Духовное понимание ислама означает новое понимание глубинной сущности ислама. Не самоустранение, как в суфизме, и не насилие, как в ваххабизме, а активный путь познания мира, созданного Богом. Это новое понимание социальной интерпретации ислама, нее отношений мусульманина с Аллахом, а обращенность мусульманина в общество, его социальное отношение. Надо преобразовывать окружающий мир, познавая его творчески, а не копируя или уничтожая.

Самая большая проблема и самый большой прорыв.

Самый тяжелый вопрос в развитии ислама на современном этапе – это вопрос выхода из кризиса исламской политико-правовой доктрины. В этом главная боль и надежда мусульман. Глубокий кризис позволяет начать коренное обновление данной доктрины. В этом успех лидирующих позиций мусульманского мира. Без этого невозможно развитие и возможна только стагнация и терроризм отчаяния против богатых и сильных стран. Кризис позволяет начать с чистого листа, творчески воспринимая наследие. Реформация неизбежна, чем раньше она произойдет тем больше шансов на успех мусульман в мировом сообществе цивилизаций.

Движение пути исламского развития.

Необходимо создать движение пути исламского развития. Его целью будет являться объединение мусульманских стран и их реформация. Надо опираться на свои ресурсы и идти путем конституционных реформ, защищая землю ислама. Новое движение не будет ни слепым копированием западных идей, ни человеконенавистнической идеологией терроризма. Данное движение будет основываться на традиции исламской философии и интегрировать достижения мировой мысли, не самоустраняясь от нее.

Отличия от фундаментализма.

Движение пути исламского развития отличается от исламского фундаментализма двумя определяющими особенностями. Во-первых, крайне отрицательным отношением к терроризму. Терроризм категорически неприемлим в силу антигуманистических начал. Возможно, Великая исламская революция будет сопровождаться определенным насилием в силу растянутости во времени и сложности происходящих процессов, которые будут включать возможно целый ряд восстаний и партизанских войн, также антиколониальных войн и войну за объединение уммы, если таковая будет. Вероятно терроризм будет присутствовать со стороны ряда движений и группировок, но освободительные силы должны подавлять любое проявление терроризма как неприемлимое и антидемократическое.

Второй особенностью является предлагаемый проект. Фундаменталисты предлагают тоталитарный проект, играя на чаяниях мусульманского мира. Движение пути исламского развития настаивает на изначально демократическом характере ислама и возможности построения демократического халифата. Надо осуществить мечту мусульман.

Политическое и духовное освобождение.

Процесс революционного самосознания мусульманских народов включает в себя духовную и политическую составляющие. Политической составляющей является политическое объединение уммы в едином государстве в результате Великой исламской революции. Духовным же освобождением можно назвать прекращение процесса импорта с Запада моделей развития мусульманского мира и выработка собственной духовной идентичности с порой на историческое наследие. Эти две составляющие неразрывно связано и одно без другого немыслимо.

3. ИСЛАМСКИЙ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.

К постановке проблемы.

Современное подлинно исламское демократическое движение переживает если не кризис, то полную неопределенность. Лидерство в политической жизни мусульман от имени собственно мусульманского идейного наследия захватили фундаменталисты, допускающие терроризм и тоталитарную государственность. Как же могло получиться так, что от имени мусульман выступают люди, открыто провозглашающие оружие главным аргументом в борьбе за единство мусульманского мира. Как могло получиться так, что на смену крайности интеллектуального доминирования западных идей пришли отрицающие их тоталитарные идеи фундаменталистов.

Надо открыто признать, что мы оказались неспособны выдвинуть не только единый демократический проект, но хотя бы показать мусульманскому обществу пути собственного развития. В итоге мы проиграли битву за влияние, так и не начав ее. И сегодня мы черпаем свои программы то с западных социал-демократических образцов, то обращаясь опять-таки к западному консервативному наследию.

Ислам как революционная доктрина.

Ислам не только религия, но и революционная доктрина. Ничего общего с марксизмом это не имеет. Марксизм провозглашал себя наукой и революционной доктриной. Ислам не наука, а гуманистическая мировая религия, содержащая в себе элементы постоянного обновления и движения вперед. Революционная доктрина прямо не содержится в исламе как в религии, но вытекает из того отношения к миру к мусульман, которое дано в Коране. Революционная доктрина ислама нацелена на воплощение в личности мусульманина тех божественных начал, которые были заложены в человеке изначально. Коран только раскрыл их, указав путь к Аллаху.

Исламское Возрождение.

Исламским возрождением называют усиление роли ислама во всех сферах общественной жизни мусульманской цивилизации и, вследствие этого, косвенное воздействие этого процесса на весь остальной мир. Его начало можно отнести в Новое время к середине 19 века, когда под воздействием колониальной европейской культуры сначала улемы, а потом и светские ученые ислама смогли познакомиться с достижениями европейской мысли.

Особенно этот процесс усилился со второй середины 20 века, когда многие мусульманские страны обрели независимость. Лавинообразно же процесс пошел с 70 годов 20 века – именно тогда в исламских странах произошел резкий взлет идеологии осмысления себя через ислам. Но все же, вероятно, период с середины 19 века до середины 20 века можно назвать «исламское просвещение». Это более реальный подход, так как шел процесс распространения образованности и появления самостоятельной культурной элиты снова.

Исламское национальное движение возрождения.

Все это вызвало сначала робкие попытки. а затем все более интенсивные усилия по создание исламских политических партий. Все реформаторские движения изначально проиграли битву за умы мусульман, так как прямо обращались с западному наследию, копируя,  не творчески воспринимая его. И из-за этого фундаменталисты смогли выступить от имени мусульман. Собственно реформаторские исламские силы остались уделом небольшого круга интеллектуалов, наблюдая за  борьбой фундаменталистов и партий западного типа, либеральных или коммунистических, в исламском обществе. Исламское национальное движение возрождение проявило себя только в бесплодных дискуссия  о том, как можно применить западный опыт в мусульманском мире. Но при этом, мусульманские ученые выполнили свою историческую миссию и сдетонировали процесс осознавания себя мусульманами как отдельной самобытной мировой цивилизации в реальности, а не ностальгии по ушедшим временам.

Исламская Реформация.

Исламской Реформацией можно назвать процесс коренного изменения политико-правовой доктрины ислама, выводе ее из поля фундаменталистов в поле реформаторских сил.  Исламская реформация не есть процесс нового разделения мусульман как в христианстве на католиков и протестантов, а просто изменение политико-правовой практики ислама, сферы государственного строительства, понимании публичных институтов власти. Процесс этот необратим просто в силу того, что без этого мусульманский мир будет еще долгое время находиться в стагнации, периодически взрываясь в фундаментализме. Это процесс нужно изменить.

Единое исламское революционное движение.

На определенно этапе современного политического развития мусульманского мира возникнет единое исламское революционное движение. Им не является организация «Братья-мусульмане» и ей подобные. Это демократическое объединительное реформаторское движение, отрицающее терроризм и выдвинувшее демократический проект единого исламского государства. Данное движение как единое целое воплотит в себе многовековые мечты уммы о единой стране.

Великая Исламская Революция.

Великая Исламская революция как процесс образования единого мусульманского государства можно идти десятилетие и быть разноплановой, но реформаторам необходимо перехватить стратегическую инициативу у фундаменталистских сил. Терроризм неприемлим в силу антигуманистических начал. Великая исламская революция будет включать как войну против неоколониализм, партизанскую войну, народные восстания. Реформаторам необходимо смириться с революционностью этого процесса, вопрос в том каким будет новое государство: победят ли в нем тоталитарные структуры.

Народ, нация и умма.

Мусульманский народ является этнической единицей высшего уровня развития в результате развития самоорганизующегося процесса складывания общности мусульман на основе адата. Мусульманская нация является второй ступенью единства мусульманского мира. Мусульманская нация является государственно-политической общностью мусульманских народов, существующей самостоятельно от них и не совпадая с границами мусульманских народов. Умма выступает как третья высшая и единственно возможная во Вселенной форма единства мусульман. В основе уммы лежит прежде всего духовное единство мусульман. Все эти три этапы могут сосуществовать и пересекаться, но каждый из них означает процесс познания мусульманами мира и восхождение на более высший уровень единства. Каждая из них поглощает последующую и только политическое единство способно воссоздать мусульманскую цивилизацию. Эти этапы знаменуют круговорот от единой уммы в духовной и политической составляющей до распада на составные части и снова возрождение.

Исламское освободительное сообщество.

Исламскую революцию будет осуществлять исламское освободительное сообщество как система освободительных организаций. Во главе исламского освободительного сообщества будет стоять единая исламская освободительная организация. Ею может быть партия или просто союз как более узкая организация. Такая организация выступает ядром исламского движения возрождения или исламского фронта. В состав фронта помимо такой организации входят студенческая, молодежная, женская рабочая, крестьянская организации.

Второй Новый Халифат.

То государство, которое возникнет в результате победы Великой Исламской Революции можно обозначить как Второй Новый Халифат. Это может быть просто единое сообщество мусульманских государство, включающее халифат как национальное государство арабов, национальные суннитские государства и шиитское государство, или же действительное единое государство. Хотя скорее всего объединить все мусульманские страны вряд ли удастся. Второй Новый Халифат будет демократическим правовым государством, основанным на шариате как идеальном государственном праве. Измениться и шариат, появиться Второй Шариат как творческое развитие первоначального.

Этапы исламского революционного процесса.

Таким образом, исламский революционный процесс проходит следующие стадии:

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.