Закон Латвии о судебной власти

ЗАКОН ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

«О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ»

Закон принят Верховным Советом Латвийской Республики 15 декабря 1992 года

(С изменениями, внесенными по состоянию на 30 апреля 2009 года)

Раздел 1

Общие положения

Глава 1

Судебная власть

Статья 1. Судебная власть

(1) В Латвийской Республике наряду с законодательной и исполнительной властью существует независимая судебная власть.

(2) Судебная власть осуществляется в соответствии с правовым принципом. Судья является независимым и подчиняется только закону.

(Часть вторая в редакции закона от 31 октября 2002 года)

(3) Судебная власть в Латвийской Республике принадлежит районным (городским) судам, окружным судам, Верховному суду и Конституционному суду, а в период чрезвычайного положения или в военное время – также военным судам.

(4) Каждое лицо имеет право на судебное разбирательство судебного дела в установленном законом процессуальном порядке.

(5) Не допускается образование специальных (чрезвычайных) судов, не соблюдающих установленные законом процессуальные нормы и заменяющих суды, упомянутые в части третьей настоящей статьи.

(С изменениями, внесенными законами от 15 июня 1994 года и от 31 октября 2002 года)

Статья 2. Законы, регулирующие судебную власть

(1) Судоустройство в Латвийской Республике устанавливается настоящим законом.

(2) Принципы и порядок рассмотрения судебных дел устанавливаются Конституцией, гражданскими процессуальными, уголовно-процессуальными и административными процессуальными законами, а также законом “О сохранении, использовании документов бывшего Комитета государственной безопасности и констатации факта сотрудничества лиц с КГБ”.

(3) Деятельность отделов земельных книг окружных судов (в дальнейшем – отделы земельных книг) регулируется настоящим законом и другими законами, определяющими запись недвижимых собственностей и закрепление связанных с ними прав в земельных книгах.

(4) Деятельность Конституционного суда регулируется Законом о Конституционном суде.

(5) Деятельность военных судов регулирует Закон о военных судах.

Статья 3. Право лица на судебную защиту

(1) Лицо имеет право на судебную защиту от посягательств на его жизнь, здоровье, личную свободу, честь, достоинство и имущество.

(2) Каждому лицу гарантируется право на то, чтобы на основе полного равноправия при открытом рассмотрении дела в независимом и объективном суде были установлены права и обязанности данного лица или обоснованность предъявленного ему обвинения с соблюдением всех требований справедливости.

Статья 4. Равенство лиц перед законом и судом

(1) Все лица равны перед законом и судом, они имеют равные права на защиту закона.

(2) Правосудие осуществляется судом независимо от происхождения лица, его социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, политических или иных взглядов.

Статья 5. Осуществление правосудия по гражданским делам

По гражданским делам правосудие осуществляется судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях дел по спорам, связанным с защитой гражданских прав, трудовых прав, семейных прав и других прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Статья 6. Осуществление правосудия по уголовным делам

По уголовным делам правосудие осуществляется судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях обоснованности предъявленных лицам обвинений, оправдания невиновных лиц или же признания лиц виновными в совершении преступного деяния и определения им меры наказания.

(С изменениями, внесенными законом от 22 сентября 2005 года)

Статья 7. Осуществление правосудия по административным делам

(1) По административным делам суд осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти, который распространяется на законность и обоснованность конкретных публично правовых отношений (административного акта или фактического действия учреждения), а также выясняет публично правовые обязанности или права лица.

(2) По делам об административных правонарушениях правосудие осуществляется судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях дел об административных правонарушениях лиц.

 

Глава 2

Принципы и гарантии независимости судов

(Наименование главы с изменениями, внесенными законом от 29 января 1997 года)

 

Статья 10. Независимость судов и подчиненность их только закону

(1) При осуществлении правосудия судьи и судебные заседатели являются независимыми и подчиняются только закону.

(2) Независимость судов гарантируется государством.

Статья 11. Недопустимость вмешательства в работу суда

(1) Государственные учреждения, общественные и политические организации, другие юридические и физические лица обязаны уважать и соблюдать независимость судов и неприкосновенность судей.

(2) Не допускается никакое ограничение осуществления правосудия, влияние, воздействие на него, прямые или косвенные угрозы, другое противоправное вмешательство в осуществление правосудия независимо от того, с какой целью и под каким предлогом это делается. В установленном законодательными актами порядке запрещаются демонстрации и пикеты в помещениях зданий судов. Любое воздействие на судью или судебного заседателя и вмешательство в осуществление правосудия наказывается в установленном законом порядке.

(3) Никто не имеет права требовать от судьи отчета или объяснений о том, как рассмотрено конкретное дело, или же разглашения высказанных во время совещания точек зрения.

Статья 12. Ответственность за неуважение к суду

За неподчинение суду, уклонение от явки в суд, затрагивание чести судьи и судебного заседателя в связи с осуществлением правосудия, а также за другие действия, которыми проявлено неуважение к суду, виновные лица наказываются в установленном законом порядке.

(С изменениями, внесенными законом от 29 января 1997 года)

Статья 13. Неприкосновенность судьи и судебного заседателя

(1) Судья, а также судебный заседатель во время исполнения обязанностей, связанных с осуществлением правосудия, являются неприкосновенными.

(2) Уголовное дело против судьи может возбудить только Генеральный прокурор Латвийской Республики. Судья не может быть заключен под стражу и привлечен к уголовной ответственности без согласия Сейма. Постановление о заключении под стражу, принудительном приводе, задержании или обыске судьи принимает особо уполномоченный для этого судья Верховного суда. Если судья застигнут при совершении тяжкого или особо тяжкого преступного деяния, постановление о принудительном приводе, заключении под стражу или обыске не требуется, но в течение 24 часов об этом необходимо информировать особо уполномоченного судью Верховного суда или генерального прокурора.

(Часть вторая с изменениями, внесенными законом от 22 сентября 2005 года)

(3) Народный заседатель во время исполнения обязанностей, связанных с осуществлением правосудия, не может быть привлечен к уголовной ответственности и заключен под стражу без согласия того самоуправления, которое его избрало. Постановление о заключении под стражу, принудительном приводе, задержании или обыске судебного заседателя принимает особо уполномоченный для этого судья Верховного суда. Если судебный заседатель застигнут при совершении тяжкого или особо тяжкого преступного деяния, постановление о принудительном приводе, заключении под стражу или обыске не требуется, но в течение 24 часов об этом необходимо информировать особо уполномоченного судью Верховного суда или соответствующее самоуправление.

(Часть третья с изменениями, внесенными законом от 22 сентября 2005 года)

(4) К судье не могут быть применены административные взыскания, его нельзя задерживать в административном порядке. За административные правонарушения судья привлекается к дисциплинарной ответственности согласно положениям главы 14 настоящего закона.

(5) За убытки, которые в связи с незаконным или необоснованным приговором или решением суда возникли у лица, участвующего в деле, судья не несет имущественной ответственности. В установленных законом случаях убытки возмещаются государством.

(6) Лицо, которое считает, что решение суда является незаконным или необоснованным, может обжаловать его в установленном законом порядке, но не может предъявить в суд иск против судьи, который рассматривал это дело.

(С изменениями, внесенными законом от 29 января 1997 года)

Статья 14. Отвод судьи и судебного заседателя

(1) Судья и судебный заседатель не могут участвовать в рассмотрении дела, если они лично прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела или если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в их объективности. Судья и судебный заседатель не могут участвовать в рассмотрении дела также в случаях, предусмотренных Законом о предотвращении коррупции.

(2) В таких случаях судья или судебный заседатель должен заявить самоотвод.

(3) Если судья или судебный заседатель не заявил самоотвод, лица, участвующие в деле, могут заявить отвод судье или судебному заседателю.

(4) Основание для отвода судьи или судебного заседателя и порядок рассмотрения отвода устанавливаются законом.

(С изменениями, внесенными законами от 23  мая 1996 года и от 29 января 1997 года)

Статья 15. Недопустимость участия судьи и судебного заседателя в повторном рассмотрении дела

(1) Судья или судебный заседатель, участвовавший в рассмотрении дела, не может участвовать в повторном рассмотрении этого дела.

(2) Исключения в отношении условия части первой настоящей статьи могут устанавливаться исключительно законом.

(С изменениями, внесенными законом от 29 января 1997 года)

Статья 16. Законная сила приговора и решения суда

(1) Приговор и решение суда вступают в законную силу после того, как истек срок их обжалования или опротестования и они не были обжалованы или опротестованы или же вышестоящий суд, рассмотрев жалобу или протест, оставил их без изменений или же изменил их без отмены приговора или решения.

(2) Приговор и решение, вступившие в законную силу, подлежат исполнению.

(3) В установленном законом порядке приговор и решение являются обязательными для суда при рассмотрении других дел, связанных с данным делом.

(4) Такие приговор и решение имеют силу закона, они для всех являются обязательными, и к ним следует относиться с таким же уважением, как к закону.

 

Глава 3

Основные принципы рассмотрения дел

 

Статья 17. Истина

(1) Обязанностью суда при рассмотрении любого дела является выяснение объективной истины.

(2) Суд при рассмотрении дела констатирует факты на основании проверенных в судебном заседании доказательств.

(3) Приговор и решение суда могут обосновываться только теми доказательствами, которые получены в установленном законом порядке.

(4) Средства доказывания устанавливаются законом.

Статья 18. Законность

Судопроизводство в Латвийской Республике осуществляется согласно законодательным актам Латвийской Республики, и приговор и решение оглашаются именем Латвийской Республики. В установленных законами и межгосударственными договорами случаях суд применяет также нормы международного права или законы других государств.

Статья 19. Гласность

(1) Во всех судах Латвийской Республики дела рассматриваются открыто. Рассмотрение дел в закрытом судебном заседании допускается только в установленных законом случаях с соблюдением всех других правил судопроизводства.

(2) Приговоры и решения суда всегда оглашаются публично.

Статья 20. Коллегиальность

(1) В судах Латвийской Республики дела рассматриваются коллегиально, кроме установленных законом случаев, когда судья может рассматривать дела также единолично.

(2) При коллегиальном рассмотрении дел находящиеся в составе суда судьи и судебные заседатели имеют равные права решать все связанные с рассмотрением дела вопросы.

(3) Все решения суда принимаются большинством голосов судей. Судья не правомочен воздерживаться от голосования. Если голоса разделяются поровну, вопрос разрешает председатель.

Статья 21. Язык судопроизводства

(1) Судопроизводство в Латвийской Республике ведется на государственном языке.

 (2) Лицу, участвующему в деле, но не владеющему языком судопроизводства, суд обеспечивает право знакомиться с материалами дела и участвовать в действиях суда с помощью переводчика, а также право выступать в суде на том языке, которым это лицо владеет.

Статья 22. Защита

Подсудимый имеет право на защиту. Это право подсудимого при рассмотрении дела обеспечивается судом и гарантируется государством. Защитником при рассмотрении дела может быть только адвокат.

Статья 23. Презумпция невиновности

(1) Никто не может быть признан виновным в совершении преступного деяния, пока его вина не признана согласно закону.

(2) Подсудимый не должен доказывать свою невиновность.

(3) Все сомнения в вине подсудимого суд должен расценивать в пользу подсудимого.

Статья 24. Равноправие сторон

(1) Стороны в процессе имеют равные права.

(2) Закон устанавливает и суд обеспечивает сторонам равные возможности использования процессуальных прав для защиты своих интересов.

Статья 25. Состязательность

(1) Стороны в ходе рассмотрения дела реализуют свои процессуальные права в форме состязательности, за исключением судопроизводства по административным делам.

(Часть первая в редакции закона от 4 декабря 2003 года)

(2) Состязательность выражается в предоставлении сторонами доказательств и адресованных суду заявлений, в участии в допросе, проверке и оценке иных доказательств, а также в дебатах сторон и проведении других процессуальных действий.

Статья 25_1. Принцип объективного расследования

Для выяснения в пределах требования действительных обстоятельств дела и достижения справедливого рассмотрения административного дела суд отдает участникам административного процесса указания и рекомендации, а также по собственной инициативе собирает доказательства.

(В редакции закона от 4 декабря 2003 года)

Статья 27. Прямота и устность

(1) Суд первой инстанции и апелляционной инстанции при рассмотрении дела сам проверяет доказательства по делу.

(2) Вызванные в суд лица дают показания и объяснения устно. Все исследуемые материалы в судебном заседании зачитываются и обсуждаются устно.

Статья 28. Процессуальная экономия

(1) Судья выносит решение по делу столь быстро, сколь это только возможно.

(Часть первая в редакции закона от 31 октября 2002 года)

(2) Лицо, участвующее в деле, должно соблюдать установленные законом или судом процессуальные сроки.

Статья 28_1. Распределение дел

(1) Председатель суда перед началом каждого календарного года утверждает план распределения дел.

(2) Председатель суда может изменять план распределения дел в течение календарного года:

1) вследствие перегрузки судьи;

2) вследствие недостаточной нагрузки судьи;

3) в связи со сменой судей;

4) в связи с неспособностью судьи выполнять свои обязанности.

 

Глава 3_1

Доступность информации

(Глава в редакции закона от 22 сентября 2005 года)

Статья 28_2. Доступность постановлений суда

(1) Принятое по рассмотренному в открытом судебном заседании делу постановление суда, оформленное в виде отдельного процессуального документа, является общедоступной информацией с момента оглашения постановления, а если постановление не оглашается, – с момента его принятия.

(2) Вводная часть и резолютивная часть принятого по рассмотренному в закрытом судебном заседании делу постановления суда, если они оглашены публично, являются общедоступной информацией.

(3) При выдаче упомянутой в частях первой и второй настоящей статьи информации в нее включается указание о действительности постановления суда, а также в установленном Кабинетом министров порядке закрывается та часть информации, которая открывает идентичность физического лица.

(4) Положения настоящей статьи не применяются, если постановление суда выдается согласно процессуальным законам.

(5) Упомянутые в части первой настоящей статьи постановления суда публикуются на домашней странице в Интернете, если это предусмотрено нормативным актом, а также по инициативе учреждения. При опубликовании постановления суда в Интернете закрывается та часть информации, которая открывает идентичность физического лица.

Статья 28_3. Доступность материалов дела

(1) Материалы рассмотренного в открытом судебном заседании дела после вступления окончательного постановления суда в силу являются информацией ограниченной доступности и доступны согласно Закону о гласности информации.

(2) Материалы дела до момента вступления в силу окончательного постановления суда по этому делу доступны только тем лицам, для которых такое право предусмотрено процессуальными законами.

(3) Для других структур государственного управления и судебной власти материалы рассмотренного в открытом и закрытом судебном заседании дела доступны, если они необходимы этим структурам для выполнения их функций. Получатель информации обеспечивает ее защиту, предусмотренную законом.

Статья 28_4. Доступность материалов рассмотренного в закрытом судебном заседании дела

(1) Материалы рассмотренного в закрытом судебном заседании дела до истечения установленного частями второй, третьей и четвертой настоящей статьи срока доступны только тем лицам, для которых такое право предусмотрено процессуальными законами и частью третьей статьи 28_3 настоящего закона. После истечения установленных частями второй, третьей и четвертой настоящей статьи сроков соответствующие материалы дела являются доступными в качестве информации ограниченной доступности.

(Часть первая с изменениями, внесенными законом от 30 апреля 2009 года)

(2) Материалы рассмотренного в закрытом судебном заседании дела становятся информацией ограниченной доступности по истечении 20 лет после вступления в силу окончательного постановления суда по этому делу.

(Часть вторая с изменениями, внесенными законом от 30 апреля 2009 года)

(3) Материалы того дела, которое рассмотрено в закрытом судебном заседании в интересах сохранения государственной тайны, становятся информацией ограниченной доступности по истечении срока секретности находящейся в деле информации.

(4) Материалы дела по рассмотренному в закрытом судебном заседании делу об установлении происхождения ребенка, утверждении и отмене усыновления, расторжении или недействительности брака и признании лица недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия становятся информацией ограниченной доступности по истечении 75 лет после вступления в силу окончательного постановления суда по этому делу.

(Часть четвертая с изменениями, внесенными законом от 30 апреля 2009 года)

Статья 28_5. Порядок оспаривания и обжалования отказа в информации

(1) Отказ суда в выдаче затребованной информации в установленном Административно-процессуальным законом порядке может быть оспорен в Министерстве юстиции. Решение Министерства юстиции может быть обжаловано в суд.

(2) Суд при выдаче информации находится под надзором Министерства юстиции.

Статья 28_6. Судебно-информационная система

(1) Собственником судебно-информационной системы и ее программного обеспечения является Латвийское государство.

(2) Содержание и развитие судебно-информационной системы финансируется из государственного основного бюджета.

(3) Судебно-информационная система находится в ведении Министерства юстиции. Держателем судебно-информационной системы является Судебная администрация.

(Часть третья в редакции закона от 8 ноября 2007 года)

(4) В рамках судебно-информационной системы Верховный суд создает базу данных юдикатуры.

(5) Порядок отбора и обработки информации, включаемой в базу данных юдикатуры, по согласованию с Министерством юстиции устанавливается председателем Верховного суда.

(6) Кабинет министров устанавливает порядок создания, содержания и использования судебно-информационной системы, а также минимальный объем включаемой информации при соблюдении установленных нормативными актами ограничений.

(7) Включенная в судебно-информационную систему информация является информацией ограниченной доступности, за исключением базы данных юдикатуры, включенная в которую информация является общедоступной.

Статья 28_7. Порядок опубликования информации на домашней странице в Интернете

Связанная с работой судов информация, которая подлежит опубликованию на домашней странице в Интернете, а также порядок опубликования такой информации устанавливается Кабинетом министров.

(В редакции закона от 3 апреля 2008 года)

 

Раздел II

Судебная система

 

Глава 4

Районный (городской) суд

 

Статья 29. Создание районного (городского) суда

(1) В Латвийской Республике создаются следующие районные (городские) суды:

1) на территории деятельности Курземского окружного суда:

а) Кулдигский районный суд,

б) Лиепайский суд,

в) Салдусский районный суд,

г) Талсинский районный суд,

д) Вентспилсский суд;

2) на территории деятельности Латгальского окружного суда:

а) Балвский районный суд,

б) Даугавпилсский суд,

в) Краславский районный суд,

г) Лудзенский районный суд,

д) Прейльский районный суд,

е) Резекненский суд;

3) на территории деятельности Рижского окружного суда:

а) Юрмальский городской суд,

б) Огрский районный суд,

в) суд Центрального района города Риги,

г) суд Курземского района города Риги,

д) суд Латгальского предместья города Риги,

е) суд Видземского предместья города Риги,

ж) суд Земгальского предместья города Риги,

з) суд Зиемельского района города Риги,

и) Рижский районный суд,

к) Сигулдский суд;

4) на территории деятельности Видземского окружного суда:

а) Алуксненский районный суд,

б) Цесисский районный суд,

в) Гулбенский районный суд,

г) Лимбажский районный суд,

д) Мадонский районный суд,

е) Валкский районный суд,

ж) Валмиерский районный суд;

5) на территории деятельности Земгальского окружного суда:

а) Айзкраукльский районный суд,

б) Бауский районный суд,

в) Добельский районный суд,

г) Елгавский суд,

д) Екабпилсский районный суд,

е) Тукумский районный суд;

6) на территории деятельности Административного окружного суда:

административный районный суд.

(2) Районный (городской) суд может иметь структурные подразделения  судебные дома, которые размещаются на территории действия соответствующего районного (городского) суда.

(Часть вторая в редакции закона от 3 апреля 2008 года)

(3) Территории действия районных (городских) судов и соответствующих судебных домов устанавливаются Кабинетом министров.

Статья 30. Подсудность дел районному (городскому) суду

(1) Районный (городской) суд является первой инстанцией по гражданским делам, уголовным делам и административным делам.

(2) Законы о гражданском процессе, уголовном процессе и административном процессе устанавливают подсудность гражданских дел, уголовных дел и административных дел районному (городскому) суду.

(В редакции закона от 4 декабря 2003 года)

Статья 31. Состав районного (городского) суда

(1) В районном (городском) суде гражданские дела и административные дела рассматриваются судьей единолично. Особо сложные административные дела по усмотрению председателя суда могут быть рассмотрены коллегиально  в составе трех судей.

(Часть первая в редакции закона от 4 декабря 2003 года)

(2) Уголовные дела в районном (городском) суде рассматриваются коллегиально – в составе судьи и двух присяжных заседателей.

(3) В установленных законом случаях уголовные дела рассматриваются судьей единолично.

(В редакции закона от 29 января 1997 года)

Статья 32. Судьи районного (городского) суда

(1) В состав районного (городского) суда входят председатель суда и судьи.

(2) В районном (городском) суде могут быть заместители председателя суда.

(3) Количество судей суда устанавливается Сеймом по представлению министра юстиции.

(4) Судью для исполнения обязанностей следственного судьи назначает председатель районного (городского) суда на срок до трех лет. Следственный судья наряду с исполнением обязанностей следственного судьи не рассматривает уголовные дела. График работы следственных судей на территории деятельности окружного суда устанавливает председатель соответствующего окружного суда.

(Часть четвертая  в редакции закона от 28 сентября 2005 года и с изменениями, внесенными законом от 23 февраля 2006 года)

(С изменениями, внесенными законом от 15 октября 1998 года)

Статья 33. Председатель районного (городского) суда

(1) Работой учреждения районного (городского) суда наряду с выполнением обязанностей судьи руководит председатель суда.

(2) Председателя районного (городского) суда по предложению Судебной администрации на пять лет назначает на должность министр юстиции при соблюдении принципа равноправного представительства полов. Министр юстиции может досрочно освободить председателя суда от должности по его собственному желанию или на основании заключения Судейской дисциплинарной коллегии.

(3) Председатель районного (городского) суда:

1) распоряжается переданными судебному учреждению финансовыми и иными ресурсами;

2) устанавливает должностные обязанности работников суда и заместителя председателя суда;

3) устанавливает обязанности судей, связанные с эффективным функционированием судебного учреждения (например, сотрудничество с иностранными судами и иными структурами, обобщение практики, представление заключений, участие в разработке проектов нормативных актов, представление заключений Судейской квалификационной коллегии);

4) несет ответственность за распределение дел и других обязанностей между судьями;

5) подготавливает проект ежегодного финансового затребования судебного учреждения и представляет его в Судебную администрацию;

6) несет ответственность за законное и целесообразное использование ресурсов.

(4) Председатель районного (городского) суда может отдавать судье распоряжения, связанные с организационными вопросами по выполнению должностных обязанностей.

(В редакции закона от 22 сентября 2005 года)

Статья 33_1. Заместитель председателя районного (городского) суда

(1) Заместитель председателя районного (городского) суда назначается на должность и освобождается от должности в установленном частью второй статьи 33 настоящего закона порядке.

(2) Заместитель председателя суда одновременно может быть также председателем судебного дома.

(Часть вторая в редакции закона от 30 апреля 2009 года)

(В редакции закона от 22 сентября 2005 года и с изменениями, внесенными законом от 30 апреля 2009 года)

Статья 33_2. Председатель судебного дома районного (городского) суда

(1) В судебном доме районного (городского) суда из среды судей соответствующего суда может быть назначен председатель судебного дома. Председатель судебного дома районного (городского) суда назначается на должность и освобождается от должности в установленном частью второй статьи 33 настоящего закона порядке.

(2) Председателю судебного дома районного (городского) суда по предложению председателя суда, согласованному с Судебной администрацией, министр юстиции может установить доплату к должностному окладу в размере 5 процентов.

(3) Если председатель судебного дома районного (городского) суда является также заместителем председателя суда, предусмотренная настоящей статьей доплата не устанавливается.

(В редакции закона от 30 апреля 2009 года)

 

Глава 5

Окружной суд

 

Статья 35. Образование окружного суда

(1) В Латвийской Республике образуется шесть окружных судов: Рижский окружной суд, Курземский окружной суд, Латгальский окружной суд, Видземский окружной суд, Земгальский окружной суд и Административный окружной суд.

(Часть первая в редакции закона от 4 декабря 2003 года)

(2) Территория деятельности окружных судов устанавливается согласно части первой статьи 29.

(3) Окружной суд может иметь структурные подразделения  судебные дома окружного суда, которые размещаются на территории действия соответствующего окружного суда. Территории действия судебных домов окружных судов устанавливаются Кабинетом министров.

Статья 36. Подсудность дел окружному суду

(1) Окружной суд является судом первой инстанции для тех гражданских дел и уголовных дел, которые в соответствии с законом подсудны окружному суду.

(2) Окружной суд является апелляционной инстанцией для гражданских дел, уголовных дел и административных дел, рассмотренных районным (городским) судом или судьей единолично.

(С изменениями, внесенными законом от 28 сентября 1995 года)

Статья 37. Состав окружного суда в судебных заседаниях первой инстанции

(1) Окружной суд в качестве суда первой инстанции в установленных Уголовно-процессуальным законом случаях уголовные дела рассматривает коллегиально.

(Часть первая в редакции закона от 30 апреля 2009 года)

(2) В судебную коллегию окружного суда, которая рассматривает дело, входят судья окружного суда и два заседателя.

(2_1) Административный окружной суд в качестве суда первой инстанции административные дела рассматривает в составе трех судей.

Статья 38. Состав окружного суда в судебных заседаниях апелляционной инстанции

Окружной суд в апелляционной инстанции рассматривает гражданские дела, уголовные дела и административные дела коллегиально в составе трех судей окружного суда.

Статья 39. Судьи окружного суда

(1) Судьями окружного суда являются председатель суда, заместители председателя и судьи.

(2) Количество судей окружного суда устанавливается Сеймом по представлению министра юстиции.

Статья 40. Председатель окружного суда

(1) Работой учреждения окружного суда наряду с выполнением обязанностей судьи руководит председатель суда.

(2) Председателя окружного суда по совместному предложению министра юстиции и председателя Верховного суда на пять лет назначает на должность Сейм при соблюдении принципа равноправного представительства полов. Сейм может досрочно освободить председателя окружного суда от должности по его собственному желанию или по совместному предложению министра юстиции и председателя Верховного суда на основании заключения Судейской дисциплинарной коллегии.

(3) Председатель окружного суда выполняет установленные частью третьей статьи 33 настоящего закона функции.

Статья 41. Заместители председателя окружного суда

(1) У председателя окружного суда имеются заместители, которые одновременно могут исполнять также обязанности председателя судебной коллегии или председателя судебного дома окружного суда.

(Часть первая с изменениями, внесенными законом от 30 апреля 2009 года)

(2) Заместитель председателя окружного суда назначается на должность и освобождается от должности в установленном частью второй статьи 33 настоящего закона порядке.

Статья 41_1. Председатель судебного дома окружного суда

(1) В судебном доме окружного суда из среды судей соответствующего окружного суда может быть назначен председатель судебного дома окружного суда. Председатель судебного дома окружного суда назначается на должность и освобождается от должности в установленном частью второй статьи 33 настоящего закона порядке.

(2) Председателю судебного дома окружного суда по предложению председателя окружного суда, согласованному с Судебной администрацией, министр юстиции может установить доплату к должностному окладу в размере 5 процентов.

(3) Если председатель судебного дома окружного суда является также заместителем председателя суда или председателем судебной коллегии, предусмотренная настоящей статьей доплата не устанавливается.

Статья 42. Судебные коллегии окружного суда

(1) В окружном суде могут быть коллегии.

(Часть первая в редакции закона от 4 декабря 2003 года)

(2) Судебными коллегиями руководят их председатели, которые одновременно могут быть заместителями председателя окружного суда, и в состав этих коллегий входят судьи.

(3) Судебные коллегии окружного суда утверждаются министром юстиции по представлению председателя окружного суда.

(4) Если в судебной коллегии окружного суда имеется более пятнадцати судей, могут быть образованы две судебные коллегии соответствующего наименования.

(Часть четвертая в редакции закона от 31 октября 2002 года)

(С изменениями, внесенными законами от 28 сентября 1995 года и от 31 октября 2002 года)

Статья 42_1. Отделы земельных книг

(1) Для ведения земельных книг при окружных судах имеются отделы земельных книг. Отделы земельных книг являются судебными учреждениями.

(2) Судьи  отделов земельных книг вносят в земельные книги недвижимые собственности и закрепляют связанные с ними права. Судьи отделов земельных книг обладают установленным для районных (городских) судей правовым статусом.

(В редакции закона от 29 января 1997 года)

 

Глава 6

Верховный суд

 

Статья 43. Структура Верховного суда

(1) В состав Верховного суда Латвийской Республики входят:

1) Сенат;

2) две судебные палаты: Судебная палата по гражданским делам и Судебная палата по уголовным делам.

(2) Все судьи Верховного суда образуют пленум (общее собрание судей).

(С изменениями, внесенными законом от 28 сентября 1995 года)

Статья 44. Образование Верховного суда

(1) Общее количество судей Верховного суда, а также количество судей в Сенате и судебных палатах по представлению председателя Верховного суда устанавливаются Сеймом.

(2) Состав Сената и судебных палат утверждается и председатели департаментов Сената и судебных палат избираются пленумом Верховного суда при соблюдении принципа равноправного представительства полов.

(Часть вторая с изменениями, внесенными законом от 22 сентября 2005 года)

(3) Срок полномочий председателей департаментов Сената и судебных палат составляет пять лет.

Статья 45. Судебная палата и ее компетенция

(1) В состав судебной палаты входят председатель палаты и судьи Верховного суда этой палаты.

(2) Судебная палата является апелляционной инстанцией в делах, рассмотренных окружными судами как судами первой инстанции.

(3) (Исключена законом от 15 июня 1994 года)

(С изменениями, внесенными законом от 15 июня 1994 года)

Статья 46. Состав судебной палаты

Судебная палата рассматривает дела коллегиально в составе трех судей.

Статья 47. Сенат и его компетенция

(1) Сенат Верховного суда является кассационной инстанцией во всех делах, рассмотренных районными (городскими) судами и окружными судами.

(2) Сенат Верховного суда является первой инстанцией в делах о решениях Совета государственного контроля, принятых в порядке статьи 55 Закона о Государственном контроле.

(Часть вторая с изменениями, внесенными законом от 31 октября 2002 года)

(3) В состав Сената входят председатель Верховного суда, председатели департаментов Сената и сенаторы (судьи Сената).

(Часть третья в редакции закона от 30 апреля 2009 года)

(4) В состав Сената входят четыре департамента: Департамент по гражданским делам, Департамент по уголовным делам, Департамент по административным делам и Департамент по дисциплинарным делам.

(Часть четвертая с изменениями, внесенными законом от 31 октября 2002 года)

(С изменениями, внесенными законами от 15 июня 1994 года, от 28 сентября 1995 года, от 29 января 1997 года и от 31 октября 2002 года)

Статья 48. Состав Сената

(1) Сенат Верховного суда рассматривает дела коллегиально в составе трех сенаторов.

(2) (Исключена законом от 15 июня 1994 года)

(3) В установленных законом случаях дела рассматриваются в расширенном составе сенаторов.

(Часть третья в редакции закона от 4 декабря 2003 года)

(С изменениями, внесенными законом от 15 июня 1994 года)

Статья 49. Пленум и его компетенция

(1) Пленум является общим собранием судей Верховного суда.

(Часть первая в редакции закона от 30 апреля 2009 года)

(2) Пленум обсуждает актуальные вопросы интерпретации норм права.

(Часть вторая в редакции закона от 31 октября 2002 года)

(3) (Исключена законом от 3 апреля 2008 года)

(4) Пленум дает заключение о том, имеется ли основание для отстранения от должности председателя Верховного суда или увольнения с должности генерального прокурора.

(5) Пленум в установленных Законом о Конституционном суде случаях выбирает кандидатов на должность судьи Конституционного суда из среды судей Латвийской Республики.

(Часть пятая в редакции закона от 30 апреля 2009 года)

(6) Пленум выбирает члена Центральной избирательной комиссии из среды судей.

(Часть шестая в редакции закона от 30 апреля 2009 года)

(С изменениями, внесенными законами от 15 октября 1998 года и от 31 октября 2002 года)

Статья 49_1. Общее собрание судей Судебной палаты и департамента Сената

(1) Общее собрание судей Судебной палаты и департамента Сената является коллегиальным органом, который для обсуждения актуальных правовых вопросов созывается председателем Верховного суда.

(2) Общее собрание судей Судебной палаты и департамента Сената обсуждает актуальные вопросы интерпретации правовых норм с целью обеспечения единообразия в применении правовых норм.

(3) Общее собрание судей Судебной палаты и департамента Сената формулирует свое мнение по вопросам интерпретации и применения правовых норм как подлежащее опубликованию постановление.

(В редакции закона от 3 апреля 2008 года)

Статья 50. Председатель Верховного суда и его заместители

(1) Работой Верховного суда руководит председатель Верховного суда, которого из числа назначенных судей по предложению пленума Верховного суда утверждает Сейм сроком на семь лет.

(Часть первая с изменениями, внесенными законом от 31 октября 2002 года)

(2) Председатель Верховного суда ведет заседания пленума Верховного суда, и он имеет право принимать участие в рассмотрении дел в Сенате.

(Часть вторая в редакции закона от 30 апреля 2009 года)

(3) Председатель Верховного суда вносит в Сейм предложение о назначении на должность генерального прокурора и осуществляет иные определенные Законом о прокуратуре полномочия, связанные с назначением, освобождением или увольнением генерального прокурора.

(3_1) Председатель Верховного суда после утверждения судьи Верховного суда в должности устанавливает то структурное подразделение Верховного суда, в котором этот судья будет исполнять свои обязанности.

(Часть 3_1 в редакции закона от 3 апреля 2008 года)

(3_2) На должность сенатора Верховного суда по предложению председателя Верховного суда может быть назначен сенатор другого департамента Сената или судья Судебной палаты, получивший положительное заключение Квалификационной коллегии судей. Судья на должность сенатора назначается общим собранием сенаторов соответствующего департамента Сената, в котором с правом голоса принимает участие председатель Верховного суда.

(Часть 3_2 в редакции закона от 3 апреля 2008 года)

(4) Два заместителя председателя Верховного суда назначаются пленумом из числа председателей департаментов Сената и председателей судебных палат на семь лет при соблюдении принципа равноправного представительства полов.

(Часть четвертая с изменениями, внесенными законом от 22 сентября 2005 года)

(5) Председатель Верховного суда созывает заседания председателей департаментов Сената Верховного суда, на которых решается поданный судьей или судом вопрос о подсудности дела, с правом голоса принимает участие в этих заседаниях и ведет их.

(Часть пятая в редакции закона от 30 апреля 2009 года)

(С изменениями, внесенными законами от 15 июня 1994 года, от 15 октября 1998 года и от 31 октября 2002 года)

Статья 50_1. Администрация Верховного суда

(1) Администрацией Верховного суда является структурное подразделение Верховного суда, которое организует и обеспечивает административную работу суда.

(2) Руководителя Администрации Верховного суда принимает на работу и освобождает от работы председатель Верховного суда.

(3) Администрация Верховного суда:

1) осуществляет управление финансами;

2) заботится о материально-техническом обеспечении;

3) ведет делопроизводство;

4) организует руководство персоналом и его обучение;

5) обеспечивает связь с обществом;

6) осуществляет международное сотрудничество.

 

Раздел III

Судьи Латвийской Республики

 

Глава 7

Кандидат в судьи и судебные заседатели

 

Статья 51. Предъявляемые к судье требования

(1) При выборе кандидатов на должность судьи следует соблюдать принцип, что судьей может работать только гражданин Латвии – высококвалифицированный и честный юрист.

(2) При выборе судьи не допускается никакая дискриминация в зависимости от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, рода и характера занятий, политических или иных взглядов. Требование, что судья должен быть гражданином Латвии, нельзя считать дискриминационным.

(С изменениями, внесенными законом от 29 января 1997 года)

Статья 52. Кандидат на должность судьи районного (городского) суда

(Наименование статьи с изменениями, внесенными законом от 22 сентября 2005 года)

(1) Судьей районного (городского) суда может быть назначено лицо, которое:

1) является гражданином Латвии;

2) владеет государственным языком на высшем уровне;

3) достигло возраста 30 лет;

4) получило признанный государством диплом о высшем образовании второго уровня по правоведению и квалификацию юриста;

(пункт 4 в редакции закона от 3 апреля 2008 года)

5) работало по юридической специальности по меньшей мере пять лет после получения признанного государством диплома о высшем образовании второго уровня по правоведению и квалификации юриста или работало по меньшей мере пять лет в должности помощника председателя суда или помощника судьи;

(пункт 5 в редакции закона от 3 апреля 2008 года)

6) сдало квалификационный экзамен.

(Часть первая в редакции закона от 31 октября 2002 года)

(2) (Исключена законом от 3 апреля 2008 года)

(3) (Исключена законом от 15 октября 1998 года)

(4) Кабинет министров устанавливает порядок отбора кандидатов на должность судьи, их стажировки и сдачи квалификационного экзамена.

(Часть четвертая в редакции закона от 3 апреля 2008 года)

(5) Срок стажировки устанавливается по предложению квалификационной коллегии судей с учетом уровня профессиональной подготовленности кандидата на должность судьи.

(Часть пятая в редакции закона от 22 сентября 2005 года)

(6) (Исключена законом от 15 октября 1998 года)

(7) Повторно претендовать на должность судьи можно не ранее чем через один год. Отсчет годового срока начинается со дня получения кандидатом на должность судьи отказа в отношении дальнейшего продвижения его кандидатуры на должность судьи.

(Часть седьмая в редакции закона от 22 сентября 2005 года)

(С изменениями, внесенными законами от 29 января 1997 года, от 15 октября 1998 года и от 31 октября 2002 года)

Статья 53. Кандидат на должность судьи окружного суда

(1) На должность судьи окружного суда может претендовать судья районного (городского) суда или судья отдела земельных книг, имеющий по меньшей мере четвертый квалификационный класс.

(Часть первая с изменениями, внесенными законом от 30 апреля 2009 года)

(2) На должность судьи окружного суда может претендовать лицо, которое имеет 10-летний общий стаж работы в должности академического персонала высшего учебного заведения по специальности правоведение, присяжного адвоката, прокурора или до 30 июня 1994 года – заместителя прокурора, помощника прокурора или следователя прокуратуры и которое сдало квалификационный экзамен.

(Часть вторая с изменениями, внесенными законом от 3 апреля 2008 года)

(В редакции закона от 19 июня 2003 года)

Статья 54. Кандидат на должность судьи Верховного суда

(1) На должность судьи Верховного суда может претендовать судья районного (городского) суда или судья окружного суда, имеющий по меньшей мере третий квалификационный класс.

(Часть первая с изменениями, внесенными законом от 30 апреля 2009 года)

(2) На должность судьи Верховного суда может претендовать лицо, которое имеет не менее чем 15-летний общий стаж работы в должности академического персонала высшего учебного заведения по специальности правоведение, в должности присяжного адвоката или прокурора и которое сдало квалификационный экзамен. По мотивированному предложению председателя Верховного суда на должность судьи Верховного суда может

претендовать также другое лицо, которое имеет по меньшей мере 15-летний стаж работы по юридической специальности и которое сдало квалификационный экзамен.

(Часть вторая в редакции закона от 3 апреля 2008 года)

(3) По мотивированному предложению председателя Верховного суда и положительному заключению Квалификационной коллегии судей на должность судьи Верховного суда может претендовать лицо, которое имеет не менее чем десятилетний общий стаж работы в должности академического персонала высшего учебного заведения по специальности правоведение, в должности присяжного адвоката или прокурора и которое сдало квалификационный экзамен.

(Часть третья в редакции закона от 3 апреля 2008 года)

(В редакции закона от 19 июня 2003 года)

Статья 54_1. Порядок отбора, стажировки кандидата на должность судьи окружного суда и Верховного суда и сдачи квалификационного экзамена

(1) Порядок отбора, стажировки претендующих согласно части второй статьи 53 настоящего закона на должность судьи окружного суда кандидатов на должность судьи окружного суда и сдачи ими квалификационного экзамена устанавливается Кабинетом министров. Срок стажировки устанавливается в соответствии с частью пятой статьи 52 настоящего закона.

(2) Порядок отбора, стажировки претендующих согласно частям второй и третьей статьи 54 настоящего закона на должность судьи Верховного суда кандидатов на должность судьи Верховного суда и сдачи ими квалификационного экзамена устанавливается председателем Верховного суда. Срок стажировки устанавливается в соответствии с частью пятой статьи 52 настоящего закона.

(В редакции закона от 3 апреля 2008 года)

Статья 55. Лица, которые не могут быть кандидатом на должность судьи

(Наименование статьи с изменениями, внесенными законом от 22 сентября 2005 года)

Кандидатом на должность судьи не могут быть лица:

1) которые ранее были осуждены за совершение преступного деяния (независимо от погашения или снятия судимости);

2) которые ранее совершили преступное деяние, но были освобождены от отбывания наказания в связи с давностью, амнистией или обжалованием;

3) которые привлекались к уголовной ответственности, но уголовное дело в отношении которых прекращено по не реабилитирующему основанию;

4) против которых начато уголовное преследование;

(пункт 4 в редакции закона от 30 апреля 2009 года)

5) которые являются или являлись штатными или внештатными работниками Комитета государственной безопасности СССР или Латвийской ССР, Министерства обороны СССР, службы безопасности, службы армейской разведки или контрразведки России и других государств, агентами, резидентами или держателями конспиративной квартиры упомянутых органов;

6) которые являются или являлись участниками (членами) организаций, запрещенных законами Латвийской Республики, постановлениями Верховного Совета или постановлениями суда, после запрещения этих организаций;

Pages: 1 2 3

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.