Конституция Камбоджи

КОНСТИТУЦИЯ КОРОЛЕВСТВА КАМБОДЖА
ОТ 21 СЕНТЯБРЯ 1993 ГОДА
ПРЕАМБУЛА
Мы, народ Камбоджи,
создавший великую цивилизацию, преуспевающую, могучую и славную нацию, престиж которой подобен сиянию бриллианта;
претерпевший в последние два десятилетия страдания, разруху и трагический упадок;
пробудившийся, воспрянувший в решительном порыве укрепить национальное единство, сохранить и защитить территорию Камбоджи и ее благородный суверенитет и престиж цивилизации Ангкора, возродить Камбоджу как «Остров Мира» на принципах многопартийного либерального строя, гарантирующего права человека и уважение закона, ответственную за судьбы народа, всегда идущую навстречу прогрессу, развитию, процветанию и величию.
С непоколебимой волей мы подготовили настоящую Конституцию Королевства Камбоджа:
Глава I. Суверенитет
Глава II. Король
Глава III. Права и обязанности камбоджийских граждан
Глава IV. Политика
Глава V. Экономика
Глава VI. Образование, культура, социальные вопросы
Глава VII. Национальное собрание
Глава VIII. Сенат
Глава IX. Национальное собрание и Сенат
Глава X. Королевское правительство
Глава XI. Судебная власть
Глава XII. Конституционный совет
Глава XIII. Местное управление
Глава XIV. Национальный конгресс
Глава XV. Вступление Конституции в силу, пересмотр и внесение изменений
Глава XVI. Переходные положения
ГЛАВА I. СУВЕРЕНИТЕТ
Статья 1
Камбоджа является Королевством во главе с Королем, который царствует в соответствии с Конституцией и принципами либеральной демократии и многопартийности.
Королевство Камбоджа является независимым, суверенным, мирным государством, поддерживающим политику постоянного нейтралитета и неприсоединения.
Статья 2
Территориальное единство Королевства Камбоджа является абсолютным в границах, установленных в период 1933-1955 годов по карте масштабом 1/100000 и признанных в 1963-1969 годах международным сообществом.
Статья 3
Королевство Камбоджа является неделимым государством.
Статья 4
Девизом Королевства Камбоджа являются слова: «Народ, Религия, Король».
Статья 5
Официальным языком является кхмерский язык, официальной письменностью – кхмерская письменность.
Статья 6
Пномпень является столицей Королевства Камбоджа. Национальный флаг, гимн и герб определены в приложениях I-III[1].
ГЛАВА II. КОРОЛЬ
Статья 7
Король Камбоджи царствует, но не правит.
Король является пожизненным главой государства. Особа Короля неприкосновенна.
Статья 8
Король Камбоджи является символом единства и бессмертия нации.
Король является гарантом национальной независимости, суверенитета и территориального единства Королевства Камбоджа, защитником прав и свобод всех граждан, а также гарантом международных договоров.
Статья 9
Король исполняет августейшую роль беспристрастного судьи в обеспечении справедливого исполнения государственной власти.
Статья 10
Камбоджийская монархия является выборной.
Статья 11 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
В случае невозможности исполнения Королем своих обязанностей в качестве главы государства вследствие тяжелой болезни, засвидетельствованной врачами, которые были назначены Председателем Сената, Председателем Национального собрания и Премьер-министром, председатели Национального собрания и Сената исполняют в определенной очередности обязанности главы государства в качестве регента.
В случае невозможности исполнения Председателем Сената обязанностей главы государства, замещающим Короля в качестве регента вследствие тяжелой болезни, как указано выше, Председатель Национального собрания принимает их на себя.
В случае, предусмотренном выше, иные лица в следующей иерархии могут исполнять обязанности действующего главы государства в качестве регента:
a) первый заместитель Председателя Сената,
b) первый заместитель Председателя Собрания,
c) второй заместитель Председателя Сената,
d) первый заместитель Председателя Собрания.
Статья 12 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
В случае смерти Короля, Председатель Сената исполняет обязанности действующего главы государства в качестве регента Королевства Камбоджа.
При невозможности исполнения Председателем Сената обязанностей главы государства в качестве регента в случае смерти Короля, обязанности регента как главы государства исполняются точно в соответствии с абзацами вторым и третьим новой статьи 11.
Статья 13 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
В случае смерти Короля не позднее чем через семь дней Тронный совет избирает нового Короля Королевства Камбоджа.
В состав Тронного совета входит:
Председатель Сената,
Председатель Национального собрания,
Премьер-министр,
главы орденов Маханикай и Тхаммаютникай,
первый и второй заместители Председателя Сената,
первый и второй заместители Председателя Национального собрания.
Организация и деятельность Тронного совета регламентируется законом.
Статья 14
Королем Камбоджи становится член королевской семьи в возрасте не моложе 30 лет, являющийся прямым потомком Короля Анг Дуонга, Короля Нородома или Короля Сисовата.
При возведении на престол Король приносит присягу, закрепленную в Приложении IV.
Статья 15
Супруга правящего Короля носит королевский титул Королева Камбоджи.
Статья 16
Королева Камбоджи не вправе заниматься политикой, выполнять функции главы государства или главы правительства, исполнять иные административные или политические функции.
Королева Королевства Камбоджа исполняет обязанности в социальной, гуманитарной, религиозной сфере и помогает Королю в исполнении его протокольных и дипломатических функций.
Статья 17
Положение абзаца первого статьи 7, согласно которому «Король Камбоджи царствует, но не правит», не может быть изменено ни при каких обстоятельствах.
Статья 18 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Король поддерживает связь с Национальным собранием посредством королевских посланий.
Королевские послания не могут быть предметом обсуждения Сената и Национального собрания.
Статья 19
Король назначает Премьер-министра и Совет министров в соответствии с процедурой, установленной в статье 100.
Статья 20
Два раза в месяц Король проводит встречи с Премьер-министром и Советом министров для заслушивания их отчетов о состоянии дел в государстве.
Статья 21
По предложению Совета министров Король подписывает указы о назначении, передвижении и прекращении срока полномочий высших гражданских и военных должностных лиц, чрезвычайных и полномочных послов и посланников.
По предложению Верховного совета магистратуры Король подписывает указы о назначении, передвижении и отставке судей.
Статья 22 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
В случаях возникновения угрозы для нации, Король после согласования с Премьер-министром, Председателем Национального собрания и Председателем Сената объявляет о введении в стране чрезвычайного положения.
Статья 23
Король является Верховным главнокомандующим Королевских камбоджийских вооруженных сил. Для командования вооруженными силами назначается Главнокомандующий Королевскими камбоджийскими вооруженными силами.
Статья 24 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Король является Председателем Верховного совета национальной обороны, учреждаемого в соответствии с законом.

Статья 25
Король принимает верительные грамоты чрезвычайных и полномочных послов и посланников иностранных государств, аккредитованных в Королевстве Камбоджа.
Статья 26 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Король подписывает и ратифицирует международные договоры и конвенции после их одобрения Национальным собранием и Сенатом.
Статья 27
Король имеет право объявлять частичную или полную амнистию.
Статья 28 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Король подписывает закон о введении Конституции в силу; законы, принимаемые Национальным собранием, и законы, пересмотренные Сенатом в окончательной редакции, подписывает королевские указы, представляемые Советом министров.
В случае серьезной болезни Короля и его госпитализации за границей, Король вправе делегировать полномочие подписания названных выше законов и королевских указов действующему главе государства путем издания делегированных приказов.
Статья 29
Король учреждает и присваивает национальные награды по предложению Совета министров. Король присваивает чины гражданским служащим и воинские звания в соответствии с законом.
Статья 30 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
В отсутствие Короля его обязанности главы государства исполняет Председатель Сената. В случае невозможности исполнения обязанностей главы государства Председателем Сената, такая обязанность исполняется строго в соответствии с абзацем третьим новой статьи 11.
ГЛАВА III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КАМБОДЖИЙСКИХ ГРАЖДАН
Статья 31
Королевство Камбоджа признает и уважает права человека, закрепленные Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, пактами и конвенциями, определяющими права человека, права женщин и детей.
Камбоджийские граждане равны перед законом, обладают одинаковыми правами, свободами и выполняют одинаковые обязанности независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных верований, политических предпочтений, места рождения, социальной принадлежности, здоровья и иного статуса. Осуществление личных прав и свобод любым индивидуумом не должно затрагивать права и свободы иных лиц. Исполнение таких прав и свобод осуществляется в соответствии с законом.
Статья 32
Каждый камбоджиец имеет право на жизнь, личную свободу и безопасность.
Смертная казнь запрещается.
Статья 33
Камбоджийский гражданин не может быть лишен гражданства, выслан, арестован и депортирован в какое-либо иностранное государство, за исключением случаев, подпадающих под двустороннее соглашение об экстрадиции.
Камбоджийские граждане, проживающие за границей, пользуются защитой государства.
Порядок получения камбоджийского гражданства определяется законом.
Статья 34 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Камбоджийские граждане обоих полов имеют право избирать и выставлять свои кандидатуры на выборах.
Камбоджийские граждане обоих полов, достигшие возраста 18 лет, имеют право голосовать.
Камбоджийские граждане обоих полов, достигшие возраста 25 лет, имеют право баллотироваться на выборах.
Камбоджийские граждане обоих полов, достигшие возраста 40 лет, имеют право баллотироваться на выборах в Сенат.
Положения, ограничивающие право избирать и быть избранным, регламентируются законом.
Статья 35
Камбоджийские граждане обоих полов имеют право участвовать в политической, экономической, общественной и культурной жизни страны.
Любые предложения граждан подлежат полному рассмотрению за счет государственного бюджета.
Статья 36
Камбоджийские граждане обоих полов имеют право на выбор профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества.
Камбоджийские граждане обоих полов имеют право на равную оплату за равный труд.
Работа домохозяйки в доме имеет такую же ценность, как и иная работа, проводимая вне дома.
Каждый камбоджийский гражданин имеет право на социальное обеспечение и иные социальные блага, предусмотренные законом.
Камбоджийские граждане обоих полов имеют право на создание профессиональных союзов и участие в них.
Порядок организации и деятельности профессиональных союзов регламентируется законом.
Статья 37
Право на забастовку и мирную демонстрацию регламентируется законом.
Статья 38
Закон гарантирует физическую неприкосновенность личности.
Закон защищает жизнь, честь и достоинство граждан.
Уголовное преследование, арест и задержание любого лица осуществляются исключительно на основании закона.
Применение физической силы, жестокое обращение или иное дополнительное наказание, ухудшающее положение содержащегося под стражей лица или заключенного, запрещается. Исполнители, соучастники и лица, вступающие в сговор о совершении таких действий, подлежат наказанию в соответствии с законом.
Признание вины, полученное в результате использования физического или морального принуждения, является недопустимым доказательством.
Любые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.
Обвиняемый считается невиновным вплоть до принятия судом окончательного решения по делу.
Каждый гражданин имеет право на защиту в ходе судебного производства по делу.

Статья 39
Камбоджийские граждане имеют право обращения с жалобами или исками на нарушение закона государственными или общественными органами или сотрудниками таких органов, совершенное в ходе исполнения их обязанностей. Рассмотрение жалоб и исков входит в компетенцию судов.
Статья 40
Государство уважает свободу граждан на передвижение на любое расстояние и право выбирать место жительства.
Камбоджийские граждане имеют право выезжать за границу и возвращаться из-за границы.
Гарантируется право на неприкосновенность жилища, тайну почтовых отправлений, тайну сообщений по телеграфу, факсу, телексу и телефону.
Любой обыск жилища, имущества или личный осуществляется в соответствии с законом.
Статья 41
Камбоджийские граждане имеют свободу выражения мнения, печати, публикаций и собраний. Никто не вправе осуществлять данные права в ущерб правам иных лиц, во вред добрым традициям общества, в целях нарушения публичного порядка и национальной безопасности.
Режим средств массовой информации устанавливается законом.
Статья 42
Камбоджийские граждане имеют право создавать общественные организации и политические партии.
Камбоджийские граждане могут участвовать в массовых организациях для общей выгоды, для защиты национальных достижений и общественного порядка.
Статья 43
Камбоджийские граждане обоих полов имеют право на свободу верований.
Государство гарантирует свободу религиозных убеждений и отправления религиозных обрядов при условии, что данная свобода не затрагивает религиозные убеждения иных людей или не нарушает публичный порядок и безопасность.
Буддизм является государственной религией.

Статья 44
Все лица, индивидуумы и коллективы имеют право на собственность. Право на владение землей принадлежит лишь камбоджийским гражданам и юридическим лицам.
Право частной собственности охраняется законом.
Собственность, принадлежащая лицу, может быть конфискована только в публичных интересах в соответствии с законом и с предоставлением обязательной честной и справедливой компенсации.
Статья 45
Все формы дискриминации женщин запрещены.
Запрещается эксплуатация женщин при работе по найму.
Мужчины и женщины равны во всех областях, особенно в брачных и семейных вопросах.
Брак заключается в соответствии с требованиями закона, основанного на принципе обоюдного согласия мужа и жены.
Статья 46
Запрещается торговля людьми, эксплуатация женщин с принуждением их к проституции и непристойности, затрагивающим репутацию женщин.
Запрещается увольнение беременных женщин. Женщина имеет право на родовой отпуск с сохранением полной заработной платы и без потери трудового стажа или иных социальных льгот.
Государство и общество обеспечивают возможности женщин, особенно проживающих в сельских районах и не имеющих надлежащей социальной поддержки, чтобы они получили работу, медицинское обслуживание, посылали детей в школу и вели достойный образ жизни.
Статья 47
Родители обязаны заботиться о своих детях, давать им образование, чтобы они стали достойными гражданами.
Дети обязаны содержать своих престарелых родителей в соответствии с камбоджийскими традициями.
Статья 48
Государство защищает права детей, закрепленные Конвенцией о детях, в частности право на жизнь, защиту в военное время, а также защиту от экономической и сексуальной эксплуатации.
Государство защищает детей от действий, причиняющих вред их образованию, здоровью и благополучию.
Статья 49
Каждый камбоджийский гражданин уважает Конституцию и законы.
Все камбоджийские граждане обязаны принимать участие в восстановлении и защите родины. Обязанность защиты государства устанавливается законом.
Статья 50
Камбоджийские граждане обоих полов уважают принципы национального суверенитета, либеральной многопартийной демократии.
Камбоджийские граждане обоих полов уважают государственную и законно приобретенную частную собственность.
ГЛАВА IV. ПОЛИТИКА
Статья 51 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Король Камбоджи одобряет политику либеральной демократии и плюрализм.
Камбоджийский народ является хозяином своей страны.
Все права принадлежат народу. Народ исполняет свои полномочия через Национальное собрание, Сенат, Королевское правительство и судебную систему.
Законодательная, исполнительная и судебная власти действуют независимо.
Статья 52
Королевское правительство Камбоджи защищает независимость, суверенитет, территориальную целостность Королевства Камбоджа, поддерживает политику национального примирения в целях обеспечения национального единства и сохранения добрых национальных традиций страны. Королевское правительство Камбоджи сохраняет и защищает закон и обеспечивает публичный порядок и безопасность. Государство стремится улучшить благополучие и уровень жизни граждан.
Статья 53
Королевство Камбоджа одобряет политику постоянного нейтралитета и неприсоединения.
Королевство Камбоджа соблюдает принципы политики мирного сосуществования с соседями и иными иностранными государствами во всем мире.
Королевство Камбоджа не вторгается на территории других стран, прямо или косвенно не вмешивается во внутренние дела иных государств и решает любые проблемы мирным путем с надлежащим уважением общих интересов.
Королевство Камбоджа не вступает в военные союзы и не присоединяется к каким-либо военным пактам, поскольку это несовместимо с его политикой нейтралитета.
Королевство Камбоджа не допускает размещение военных баз на своей территории и не имеет собственных военных баз за границей, исключение может быть сделано лишь по просьбе Организации Объединенных Наций.
Королевство Камбоджа оставляет за собой право на получение иностранной помощи в виде военного снаряжения, оружия, боеприпасов, обучения своих вооруженных сил и другой помощи для самообороны и поддержания публичного порядка и безопасности на своей территории.
Статья 54
Производство, использование и хранение ядерного, химического и биологического оружия полностью запрещены.
Статья 55
Любые договоры и соглашения, несовместимые с независимостью, суверенитетом, территориальной целостностью, нейтралитетом и национальным единством Королевства Камбоджа, подлежат аннулированию.
ГЛАВА V. ЭКОНОМИКА
Статья 56
Королевство Камбоджа является государством с рыночной экономикой. Подготовка и деятельность экономической системы определяются законом.
Статья 57
Налоги собираются в соответствии с законом. Государственный бюджет регламентируется законом.
Управление денежной и финансовой системой определяется законом.

Статья 58
В исключительную собственность государства входит земля, ископаемые ресурсы, горы, море, подводные источники, континентальный шельф, береговая линия, воздушное пространство, острова, реки, каналы, ручьи, озера, леса, природные ресурсы, экономические и культурные центры, базы национальной обороны и иные сооружения, являющиеся государственным имуществом.
Контроль над государственным имуществом, его использованием и порядком управления им устанавливается законом.
Статья 59
Государство защищает окружающую среду и поддерживает баланс богатства природных ресурсов. Оно обеспечивает на четкой плановой основе управление: землей, водой, воздухом, ветром, геологией, экологической системой, шахтами, энергией, нефтью и газом, скалами и песком, драгоценными камнями, лесами и лесными продуктами, дикими животными, рыбой и водными ресурсами.
Статья 60
Камбоджийские граждане имеют право продавать произведенный продукт. Запрещается обязательная продажа продукции государству или временное изъятие частной собственности, за исключением особых случаев, предусмотренных законом.
Статья 61
Государство обеспечивает экономическое развитие всех секторов хозяйства и отдаленных районов, особенно в вопросах развития сельского хозяйства, ремесел, промышленности, уделяя особое внимание водному хозяйству, энергетике, дорогам и средствам транспорта, современным технологиям и кредитной системе.
Статья 62
Государство поддерживает и помогает разрешать вопросы, связанные с производством, защищает цены на продукты фермеров, ремесленников и обеспечивает им рынки сбыта для продажи продукции.

Статья 63
Государство поддерживает рыночное управление в целях установления наилучших стандартов уровня жизни людей.
Статья 64
Государство запрещает и ужесточает наказания для тех, кто импортирует, производит, продает незаконные, поддельные и с истекшим сроком годности лекарства, а также товары, способные повлиять на здоровье и жизнь потребителей.
ГЛАВА VI. ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Статья 65
Государство защищает и повышает права граждан на качественное образование всех уровней и предпринимает необходимые шаги для получения всеми гражданами качественного образования.
Государство поддерживает физическое воспитание и спорт в целях благополучия камбоджийских граждан.
Статья 66
Государство учреждает полноценную и стандартную систему образования в стране, гарантирующую принципы свободы образования и качество, для обеспечения всем гражданам равных возможностей достижения средств существования.
Статья 67
Государство принимает образовательные программы в соответствии с принципом современной педагогики, включая технологии и иностранные языки.
Государство осуществляет контроль над частными и государственными школами и иными образовательными учреждениями всех уровней.
Статья 68
Государство обеспечивает бесплатное начальное и среднее образование для всех граждан в государственных школах.
Граждане получают обязательное девятилетнее образование.
Государство развивает и распространяет знания палийских школ и буддийского института.

Статья 69
Государство сохраняет и поддерживает национальную культуру. Кхмерский язык в качестве государственного защищается и поддерживается.
Государство сохраняет древние памятники и артефакты, восстанавливает исторические памятные места.
Статья 70
Любое преступление против культурного и художественного наследия подлежит суровому наказанию.
Статья 71
Исторические памятные места как часть культурного наследия, являющиеся памятниками мирового уровня, считаются нейтральной зоной, свободной от военных действий.
Статья 72
Здоровье народа гарантируется. Государство обеспечивает предупреждение заболеваний и медицинское обслуживание. Неимущее население получает бесплатное лечение в государственных больницах, медпунктах и родильных домах.
Государство организует медпункты и родильные дома в сельских местностях.
Статья 73
Государство заботится о детстве и материнстве, учреждает ясли и оказывает помощь нуждающимся женщинам и детям.
Статья 74
Государство помогает инвалидам и семьям бойцов, отдавших свои жизни за Родину.
Статья 75
Государство создает систему социального обеспечения рабочих и служащих.
ГЛАВА VII. НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
Статья 76
Национальное собрание состоит по меньшей мере из 120 депутатов.
Депутаты избираются на основе свободных, всеобщих, равных, прямых и тайных выборов.
Депутаты могут быть переизбраны.
Кандидатами в депутаты могут быть камбоджийские граждане обоих полов, имеющие право голосовать, достигшие возраста 25 лет, имеющие камбоджийское гражданство по рождению.
Подготовка выборов, процедура и процесс выборов регламентируются избирательным законом.
Статья 77
Депутаты Национального собрания представляют весь камбоджийский народ, а не только избирателей своих округов. Любой императивный мандат аннулируется.
Статья 78
Срок полномочий Национального собрания составляет пять лет, он завершается в день начала работы нового состава Национального собрания.
Национальное собрание не может быть распущено до окончания срока его полномочий, за исключением случая двукратной отставки правительства в течение 12 месяцев. В этом случае Король по предложению Премьер-министра и после одобрения Председателя Национального собрания распускает Национальное собрание.
Выборы нового Национального собрания проводятся не позднее 60 дней с момента роспуска предыдущего созыва. В течение этого периода Королевское правительство вправе осуществлять управление только текущими делами.
Во время войны или в иных особых обстоятельствах, при которых выборы не могут быть проведены, срок полномочий Национального собрания продляется на год с момента требования Короля.
Такое продление должно быть одобрено по меньшей мере двумя третями от общего числа депутатов Национального собрания.
Статья 79
Депутат Национального собрания не вправе занимать какую-либо иную государственную должность или являться членом иного органа, деятельность которого определяется Конституцией, за исключением назначения его членом Королевского правительства.
В этом случае названный депутат Собрания продолжает участвовать в обычных сессиях, но не вправе занимать какой-либо пост в Постоянном комитете и других комиссиях Национального собрания.
Статья 80
Депутаты Национального собрания обладают парламентским иммунитетом.
Депутат Национального собрания не может быть подвергнут уголовному преследованию, задержанию или аресту в связи с его высказываниями, выраженными в ходе исполнения депутатских обязанностей.
Уголовное преследование, задержание и арест депутата могут быть произведены только с разрешения Национального собрания, а в период между сессиями – его Постоянного комитета, за исключением задержания его на месте преступления. В этом случае орган, производящий задержание, незамедлительно сообщает о принятом решении Национальному собранию или Постоянному комитету Национального собрания.
Решение, принятое Постоянным комитетом, должно быть подтверждено на ближайшей сессии Национального собрания двумя третями голосов от общего числа депутатов Национального собрания.
В любом случае задержание или уголовное преследование депутата приостанавливается по решению трех четвертей голосов от общего числа депутатов Национального собрания.
Статья 81
Деятельность Национального собрания финансируется отдельной статьей бюджета.
За свою деятельность депутаты получают вознаграждение.
Статья 82
Первая сессия Национального собрания созывается по указу Короля не позднее 60 дней после выборов. До начала работы Национальное собрание решает вопрос о законности мандата каждого депутата, отдельным голосованием двумя третями голосов избирает Председателя, заместителей Председателя и членов всех комиссий.
Все депутаты Национального собрания до вступления в должность приносят присягу, текст которой содержится в Приложении V.
Статья 83
Национальное собрание проводит свои сессии два раза в год.
Продолжительность каждой сессии составляет не менее трех месяцев. По предложению Короля, Премьер-министра или одной трети депутатов Национального собрания ее Постоянный комитет может созвать внеочередную сессию Национального собрания.
В этом случае населению объявляется повестка дня внеочередной сессии одновременно с датой ее проведения.
Статья 84
В промежутке между сессиями Национального собрания работу ведет его Постоянный комитет.
Постоянный комитет Национального собрания состоит из Председателя Национального собрания, его заместителей и председателей комиссий Национального собрания.
Статья 85
Сессии Национального собрания проводятся в столице Королевства Камбоджа в зале заседаний Национального собрания, если в повестке дня сессии в связи с особыми обстоятельствами не указано иное.
Незаконными и недействительными, за исключением случаев, оговоренных в повестке дня сессии Национального собрания в качестве особого условия, являются любые изменения места и даты, касающиеся проведения сессии.
Статья 86
В случае введения в стране чрезвычайного положения Национальное собрание проводит заседания каждый день. Национальное собрание имеет право прекратить действие чрезвычайного положения, если обстановка позволяет это сделать.
Срок действия чрезвычайного положения автоматически продлевается в случае, если Национальное собрание не может проводить свои заседания из-за оккупации страны иностранными вооруженными силами.
В период действия чрезвычайного положения Национальное собрание не подлежит роспуску.
Статья 87
Председатель Национального собрания руководит его заседаниями, подписывает проекты законов и резолюции, одобренные Национальным собранием, обеспечивает соблюдение регламента Собрания и руководит международными контактами с иностранными государствами.
В случае невозможности исполнения Председателем Национального собрания своих обязанностей по болезни, в связи с выполнением функций главы государства в качестве регента или пребыванием за границей, его обязанности выполняет заместитель.
В случае отставки или смерти Председателя и заместителя Председателя Национального собрания, Национальное собрание избирает нового Председателя и его заместителя.
Статья 88
Заседания Национального собрания проводятся публично.
По просьбе Председателя Национального собрания или не менее одной десятой от общего числа депутатов, Короля или Премьер-министра Национальное собрание проводит закрытые заседания.
Заседания Национального собрания проводятся при наличии кворума, который составляет семь десятых от общего числа депутатов.
Статья 89
По просьбе одной десятой от общего числа депутатов Национального собрания в целях уточнения наиболее важных вопросов на заседания для доклада приглашаются высшие должностные лица государства.
Статья 90 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Национальное собрание является единственным органом законодательной власти, который исполняет свои обязанности, предусмотренные Конституцией и законами.
Данные полномочия не могут быть переданы какому-либо иному органу или индивидууму.
Национальное собрание одобряет государственный бюджет, план государственного развития, кредиты, финансовые контракты и вводит изменения или отменяет налоги.
Полномочия Национального собрания:
утверждает административные расходы;
принимает закон об общей амнистии;
утверждает и денонсирует международные договоры и соглашения, а также международные конвенции;
принимает закон об объявлении войны.
Акты по упомянутым выше вопросам принимаются абсолютным большинством голосов всех депутатов Национального собрания.
Национальное собрание выносит решение по вопросу о вотуме доверия Королевскому правительству двумя третями голосов от общего числа депутатов Национального собрания.
Статья 91 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Депутаты Сената, депутаты Национального собрания и Премьер-министр наделены правом законодательной инициативы.
Депутаты имеют право предлагать поправки к законам, за исключением тех, которые направлены на снижение общественного дохода или увеличение бремени населения.
Статья 92
Принятые Национальным собранием законы, противоречащие принципам сохранения национальной независимости, суверенитета, территориальной целостности страны или влияющие на политическое единство и управление государством, не имеют силы. Единственным органом, уполномоченным признавать эти акты не имеющими юридической силы, является Конституционный совет.
Статья 93 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Каждый закон, принятый Национальным собранием, одобренный Сенатом и подписанный Королем, вступает в силу в городе Пномпене через 10 дней после его подписания и через 20 дней – на территории всей страны.
Законы после их подписания Королем подлежат опубликованию в официальном издании и доводятся для сведения общества на территории всей страны.
Статья 94
Национальное собрание учреждает, при необходимости, различные комиссии. Порядок организации и деятельности Национального собрания определяется внутренними регламентными нормами Национального собрания.
Статья 95
В случае смерти депутата Национального собрания, его отставки или отказа от исполнения своих обязанностей, по меньшей мере за шесть месяцев до окончания срока его полномочий, новый депутат избирается в соответствии с регламентом Национального собрания и законодательством о выборах.
Статья 96
Депутаты вправе обращаться с запросами в Королевское правительство. Запрос представляется в письменном виде через Председателя Национального собрания.
Запросы подаются одному или нескольким министрам, в зависимости от подведомственности затронутой проблемы, одному или разным министерствам. Если запрос касается общей политики, проводимой Королевским правительством, ответ дает лично Премьер-министр.
Разъяснения министров или Премьер-министра даются устно или в письменном виде в течение семи дней после получения запроса.
В случае получения устного ответа Председатель Национального собрания решает вопрос о проведении открытых дебатов. Если дебаты не проводятся, ответ министра или Премьер-министра считается окончательным. В случае проведения дебатов депутат, обратившийся с запросом, другие депутаты, министры или Премьер-министр могут излагать свои взгляды по поставленным вопросам только в течение одной сессии.
Национальное собрание устанавливает один день в неделю для подачи запросов и ответов на них.
Голосование по данным вопросам на сессии не проводится.
Статья 97
Комиссии Национального собрания могут приглашать любого министра для уточнения позиций министров по отдельным вопросам, входящим в его компетенцию.
Статья 98
Национальное собрание отстраняет члена или членов Королевского правительства или отправляет в отставку весь состав в целом на основании решения о вотуме недоверия, принятого двумя третями голосов от общего числа депутатов Национального собрания.
Решение о вынесении вотума недоверия правительству принимается Национальным собранием по предложению по меньшей мере 30 депутатов.
ГЛАВА VIII. СЕНАТ
Статья 99 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Сенат является законодательным органом, исполняющим свои полномочия в соответствии с Конституцией и законами.
Сенат состоит из сенаторов, численность которых не может превышать половины состава депутатов Национального собрания.
Часть сенаторов назначается и избирается в общем порядке. Сенатор может быть назначен повторно и повторно избран.
Статья 100 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Король назначает двух сенаторов.
Национальное собрание избирает двух сенаторов большинством голосов.
Остальные сенаторы избираются в общем порядке.
Статья 101 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Организация и процедура, связанные с назначением и избранием сенаторов, а также определение избирателей, организация выборов и избирательные округа определяются в соответствии с законом.
Статья 102 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Срок полномочий сенаторов составляет шесть лет, этот срок истекает в случае их замены новыми сенаторами.
Во время войны или при наличии иных особых обстоятельств, при которых выборы сенаторов не могут быть проведены, срок полномочий Сената продляется на год по предложению Короля.
Такое продление должно получить одобрение по меньшей мере двух третей от общего числа членов Сената.
При наличии перечисленных выше обстоятельств заседания Сената проводятся ежедневно. Сенат вправе прекратить ежедневные заседания при наличии уважительной причины.
Если заседания Сената не могут быть проведены в связи с объявлением чрезвычайного положения, связанного с вторжением на территорию страны иностранных вооруженных сил, продление срока полномочий сенаторов осуществляется автоматически.
Статья 103 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Мандат сенатора несовместим с занятием иной публичной деятельностью, с исполнением обязанностей депутата Национального собрания и членством в ином органе, учрежденном в соответствии с Конституцией.
Статья 104 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Сенаторы обладают парламентским иммунитетом.
Сенатор не может быть подвергнут уголовному преследованию, задержанию или аресту в связи со взглядами, выраженными в ходе исполнения парламентских обязанностей.
Уголовное преследование, задержание и арест сенатора могут быть произведены только с разрешения Сената, а в период между сессиями – его Постоянного комитета, за исключением случая задержания сенатора на месте преступления. В этой ситуации орган, производящий задержание, незамедлительно сообщает о принятом решении Сенату или Постоянному комитету Сената.
Решение, принятое Постоянным комитетом, должно быть подтверждено на ближайшей сессии Сената двумя третями голосов всех сенаторов.
В любом случае задержание или уголовное преследование сенатора приостанавливается по решению трех четвертей голосов всех сенаторов.
Статья 105 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Сенат имеет собственный бюджет для осуществления своих функций. Сенаторы получают вознаграждение.
Статья 106 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Первая сессия Сената открывается по указу Короля не позднее 60 дней после выборов.
До начала работы Сенат решает вопрос о законности мандата каждого сенатора и отдельным голосованием не менее двух третей голосов избирает Председателя, заместителей Председателя и членов всех комиссий.
Все сенаторы до вступления в должность приносят присягу, текст которой содержится в Приложении VII.
Статья 107 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Сенат проводит свои очередные сессии два раза в год.
Продолжительность каждой сессии составляет не менее трех месяцев. По предложению Короля, Премьер-министра или одной трети членов Сената Постоянный комитет может созвать внеочередную сессию Сената.
Статья 108 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
В промежутке между сессиями Сената работу ведет его Постоянный комитет.
Постоянный комитет Сената состоит из Председателя Сената, заместителей Председателя и председателей комиссий Сената.
Статья 109 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Сессии Сената проводятся в столице Королевства Камбоджа в зале заседаний Сената, если в повестке дня сессии в связи с особыми обстоятельствами не указано иное.
Незаконными и недействительными являются любые изменения, касающиеся сессии. Исключение составляют оговоренные в повестке дня сессии Сената в качестве особого условия изменения места и даты ее проведения.
Статья 110 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Председатель Сената руководит его заседаниями, подписывает проекты законов и резолюции, одобренные Сенатом, обеспечивает соблюдение регламента собрания и руководит международными контактами Сената с иностранными государствами.
В случае невозможности исполнения Председателем своих обязанностей по болезни, в связи с выполнением функций главы государства в качестве регента или пребыванием за границей, его обязанности выполняет заместитель.
В случае отставки или смерти Председателя и заместителя Председателя Сенат избирает нового Председателя и его заместителя.
Статья 111 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Заседания Сената проводятся публично.
По просьбе Председателя или не менее одной десятой от общего числа сенаторов, Короля или Премьер-министра Сенат проводит закрытое заседание.
Заседания Сената проводятся при наличии кворума, который составляет семь десятых от общего числа всех его членов.
Большинство голосов, необходимое для принятия решений в Сенате, определяется аналогично конституционному большинству в Национальном собрании.
Статья 112 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Сенат выполняет свои обязанности, координируя свою работу с Национальным собранием и Королевским правительством.
Статья 113 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Сенат проверяет и дает заключения по законопроектам, первоначально одобренным Национальным собранием, и по другим материалам, представленным Национальным собранием, но не более чем в течение одного месяца. В чрезвычайном случае этот срок сокращается до семи дней.
Если решение об одобрении или отклонении закона было принято за пределами установленного выше срока, закон, принятый Национальным собранием, обнародуется.
Если Сенат внес изменения в проект закона и Национальное собрание согласно с ними, закон считается немедленно принятым во втором чтении. Национальное собрание решает вопрос об учете всех или отдельных положений, любых терминов, которые были одобрены Сенатом.
Внесение изменений в законопроекты Сенатом и Национальным собранием может быть осуществлено только в течение одного месяца. Этот срок уменьшается до 10 дней, если вопрос касается государственного бюджета или финансов, и до двух дней при наличии чрезвычайных обстоятельств.
Если Национальное собрание задерживает рассмотрение законопроекта на более длительный срок, чем предусмотрено, или откладывает его рассмотрение для дополнительной проверки, срок рассмотрения в Национальном собрании и Сенате продлевается таким образом, чтобы он оказался равным для обеих палат.
В случае отклонения законопроекта Сенатом, он не может быть рассмотрен повторно Национальным собранием до истечения срока в один месяц. Этот срок уменьшается до 15 дней, если вопрос касается государственного бюджета или финансов, и до четырех дней в случае чрезвычайных обстоятельств.
При повторном рассмотрении законопроекта Национальное собрание принимает решение путем открытого голосования абсолютным большинством.
Законопроект, одобренный указанным выше способом, обнародуется.
Статья 114 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
Сенат учреждает необходимые для его деятельности комиссии. Организация и деятельность Сената регулируется Регламентом Сената. Этот Регламент принимается двумя третями голосов от общего числа всех сенаторов.

Статья 115 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
В случае смерти сенатора, его ухода в отставку или нарушения им обязанностей в течение шести месяцев до истечения срока полномочий, вакансия заполняется лицом, назначенным или избранным в соответствии с процедурой, установленной Регламентом Сената и законодательством о выборах и назначении сенаторов.
ГЛАВА IX. НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ И СЕНАТ
Статья 116 новая (в редакции от 6 марта 1999 года)
В особом случае Национальное собрание и Сенат могут проводить совместные заседания – конгресс – для разрешения наиболее важных государственных вопросов.
Статья 117 новая (ранее статья 98)
Упомянутые выше в статье 116 государственные вопросы, а также организация и порядок проведения конгресса регламентируются законом.
ГЛАВА X. КОРОЛЕВСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
Статья 118 новая (ранее статья 99)
Совет министров является Королевским правительством Королевства Камбоджа.
Совет министров возглавляет Премьер-министр, помощь которому в качестве членов правительства оказывают заместители Премьер-министра и государственные министры, министры и государственные секретари.
Статья 119 новая (ранее статья 100)
По рекомендации Председателя Национального собрания и с согласия обоих его заместителей Король назначает видного представителя победившей на выборах партии для формирования Королевского правительства. Назначенный представитель совместно с другими членами, выбранными из числа политических партий или представленных в Национальном собрании, представляет их Национальному собранию для получения вотума доверия.
После того как Национальное собрание примет решение о вотуме доверия, Король издает указ о назначении состава Совета министров.
Перед вступлением в должность Совет министров приносит присягу, изложенную в Приложении VI.
Статья 120 новая (ранее статья 101)
Исполнение обязанностей членов Королевского правительства несовместимо с иной профессиональной деятельностью в сфере торговли или промышленности, а также с занятием любой должности на государственной службе.
Статья 121 новая (ранее статья 102)
Члены Королевского правительства несут коллективную ответственность перед Национальным собранием за всю политику Королевского правительства.
Каждый член Королевского правительства несет личную ответственность перед Премьер-министром и Национальным собранием за свои действия.
Статья 122 новая (ранее статья 103)
Члены Королевского правительства не вправе ссылаться на какой-либо приказ, отданный устно или письменно, как на основание для освобождения их от ответственности.
Статья 123 новая (ранее статья 104)
Совет министров проводит еженедельные пленарные или рабочие заседания.
Премьер-министр возглавляет пленарные заседания.
Премьер-министр может поручить своему заместителю председательствовать на рабочем заседании.
Протоколы заседаний Совета министров направляются Королю для информации.
Статья 124 новая (ранее статья 105)
Премьер-министр имеет право делегировать свои полномочия заместителю или любому члену Королевского правительства.
Статья 125 новая (ранее статья 106)
В случае окончательного освобождения поста Премьер-министра, назначается новый состав Совета министров в соответствии с процедурой, предусмотренной Конституцией. В случае временного освобождения поста Премьер-министра действующий Премьер-министр назначается временно.
Статья 126 новая (ранее статья 107)
Любой член Королевского правительства подлежит наказанию за преступление и проступок, совершенные им в ходе исполнения служебных обязанностей.
В этом случае, а также тогда, когда им было совершено тяжкое преступление, Национальное собрание решает вопрос о направлении обвинения против него для рассмотрения компетентным судом.
Национальное собрание решает данный вопрос путем тайного голосования простым большинством голосов присутствующих депутатов.
Статья 127 новая (ранее статья 108)
Организация и деятельность Совета министров регламентируются законом.
ГЛАВА XI. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 128 новая (ранее статья 109)
Судебная власть является независимой ветвью власти.
Судебная власть гарантирует и поддерживает беспристрастность и защиту прав и свобод граждан.
Все судебные дела, включая административные, рассматриваются судебными органами.
Полномочиями судебной власти наделены Верховный суд и нижестоящие суды на всех уровнях.
Статья 129 новая (ранее статья 110)
Правосудие осуществляется от имени камбоджийского народа в соответствии с юридической процедурой и действующими законами.
Только судьи вправе осуществлять правосудие. Судья выполняет свои обязанности, строго соблюдая законы, беззаветно и осознанно.
Статья 130 новая (ранее статья 111)
Ветви законодательной и исполнительной власти не могут осуществлять правосудие.
Статья 131 новая (ранее статья 112)
Обвинение по уголовным делам вправе поддерживать только государственная прокуратура.
Статья 132 новая (ранее статья 113)
Король является гарантом независимости судебной власти. Верховный совет магистратуры осуществляет помощь Королю в поддержании судебной независимости.
Статья 133 новая (ранее статья 114)
Судьи не могут быть уволены. Верховный совет магистратуры рассматривает дела о дисциплинарной ответственности судей за любые правонарушения.
Статья 134 новая (ранее статья 115)
Верховный совет магистратуры возглавляет Король. Король может назначить представителя председательствовать в Верховном совете магистратуры.
Верховный совет магистратуры вносит предложения Королю о назначении судей и прокуроров во все суды.
Жалобы на действия судей или прокуроров рассматриваются Верховным советом магистратуры на заседаниях во главе с Председателем Верховного суда и Генеральным прокурором Верховного суда.
Статья 135 новая (ранее статья 116)
Статус судей и прокуроров, порядок функционирования органов судебной власти определяются отдельными законами.
ГЛАВА XII. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ
Статья 136 новая (ранее статья 117, в редакции от 6 марта 1999 года)
Конституционный совет обязан соблюдать Конституцию, толковать Конституцию и законы, принятые Национальным собранием и окончательно пересмотренные Сенатом.
Конституционный совет вправе получать на рассмотрение споры, касающиеся избрания депутатов и выборов членов Сената, и выносить по ним решения.
Статья 137 новая (ранее статья 118)
Конституционный совет состоит из девяти членов с девятилетним мандатом. Одна треть членов Совета сменяется каждые три года. Три члена Совета назначаются Королем, три члена – Национальным собранием, оставшиеся три члена – Верховным советом магистратуры.
Председатель Конституционного совета выбирается его членами. В случае разделения голосов поровну Председатель Совета имеет решающий голос.
Статья 138 новая (ранее статья 119)
Члены Конституционного совета выбираются из числа видных деятелей, имеющих высшее образование в области права, управления, дипломатии и значительный опыт работы.
Статья 139 новая (ранее статья 120, в редакции от 6 марта 1999 года)
Исполнение полномочий члена Конституционного совета несовместимо с исполнением полномочий члена Сената, депутата, члена Королевского правительства, судьи, государственного служащего любого уровня, председателя или заместителя председателя политической партии или профессионального союза.
Статья 140 новая (ранее статья 121, в редакции от 6 марта 1999 года)
Король, Премьер-министр, Председатель Национального собрания, одна десятая часть депутатов Национального собрания, Председатель Сената или одна четвертая часть членов Сената имеют право направить законопроект, одобренный Национальным собранием для его обнародования, в Конституционный совет для проверки.
Регламенты Национального собрания, Сената и иные акты организационного характера подлежат направлению в Конституционный совет для их проверки перед принятием. Конституционный совет в течение 30 дней решает вопрос о соответствии названных актов и регламентов Национального собрания и Сената законодательству и Конституции.
Статья 141 новая (ранее статья 122, в редакции от 6 марта 1999 года)
После вступления в силу любого закона Король, Председатель Сената, Председатель национального собрания, Премьер-министр, одна четвертая часть членов Сената, одна десятая часть депутатов Национального собрания или суды могут обратиться в Конституционный совет с запросом о проверке конституционности этого закона.
Камбоджийские граждане имеют право обжаловать неконституционность любого закона через своих представителей либо Председателя Национального собрания, Председателя Сената и его членов в порядке, установленном выше.
Статья 142 новая (ранее статья 123)
Любые положения, признанные Конституционным советом противоречащими Конституции, не могут вступать в силу или применяться. Решения Конституционного совета являются окончательными.
Статья 143 новая (ранее статья 124)
Король консультируется с Конституционным советом по всем вопросам, связанным с изменением Конституции.
Статья 144 новая (ранее статья 125)
По вопросам организации и деятельности Конституционного совета издается органический закон.
ГЛАВА XIII. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Статья 145 новая (ранее статья 126)
Территория Королевства Камбоджа разделена на провинции и города. Провинции разделены на уезды, уезды – на районы. Города разделены на районы, районы – на кварталы.
Статья 146 новая (ранее статья 127)
Управление провинциями, городами, районами, общинами и кварталами осуществляется в соответствии с органическим законом.
ГЛАВА XIV. НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС
Статья 147 новая (ранее статья 128)
Национальный конгресс созывается в целях прямого информирования граждан по различным вопросам, представляющим государственный интерес и возникающим в связи с запросами к государственной власти.
Камбоджийские граждане обоих полов имеют право участвовать в Национальном конгрессе.
Статья 148 новая (ранее статья 129)
Национальный конгресс созывается один раз в год в начале декабря по предложению Премьер-министра.
Национальный конгресс проводится под председательством Короля.
Статья 149 новая (ранее статья 130)
Национальный конгресс принимает рекомендации Сенату, Национальному собранию и исполнительной ветви власти для рассмотрения.
Организация и деятельность Национального конгресса регламентируется законом.
ГЛАВА XV. ВСТУПЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ В СИЛУ, ПЕРЕСМОТР И ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
Статья 150 новая (ранее статья 131)
Настоящая Конституция является Верховным законом Королевства Камбоджа.
Законы и решения государственных учреждений должны строго соответствовать Конституции.

Статья 151 новая (ранее статья 132)
Инициатива пересмотра или изменения Конституции является прерогативой Короля, Премьер-министра и Председателя Национального собрания по предложению одной четвертой числа всех депутатов Национального собрания.
Конституция может быть пересмотрена или изменена путем издания конституционного закона, одобренного двумя третями голосов депутатов Национального собрания.
Статья 152 новая (ранее статья 133)
Запрещается пересмотр Конституции или изменение ее положений в период чрезвычайного положения, введенного в соответствии со статьей 86.
Статья 153 новая (ранее статья 134)
Запрещается пересмотр Конституции или изменение ее положений с целью оказания влияния на систему либеральной и многопартийной демократии, а также конституционный монархический строй.
ГЛАВА XVI. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 154 новая (ранее статья 135)
Настоящая Конституция после принятия немедленно вводится в силу Королем Камбоджи.
Статья 155 новая (ранее статья 136)
После вступления в силу настоящей Конституции Учредительное собрание становится Национальным собранием.
Регламент Национального собрания вступает в силу после одобрения его Национальным собранием.
До начала работы Национального собрания Председатель Учредительного собрания, его первый и второй заместители принимают участие в деятельности Тронного совета, если того требует обстановка в стране.
Статья 156 новая (ранее статья 137, в редакции от 6 марта 1999 года)
После вступления в силу настоящей Конституции избирается Король Камбоджи в соответствии со статьями 13 (новой) и 14.

Статья 157 новая (ранее статья 138, в редакции от 6 марта 1999 года)
После вступления в силу настоящей Конституции и в течение первого созыва законодательного органа Король Королевства Камбоджа с согласия Председателя и двух заместителей Председателя Национального собрания назначает первого Премьер-министра и второго Премьер-министра для формирования Королевского правительства.
Оба Премьер-министра, действующие до принятия настоящей Конституции, продолжают действовать в качестве членов Комитета и Тронного совета, как предусмотрено статьями 11 и 13 выше.
Первый срок полномочий Сената длится пять лет и заканчивается после того, как новый Сенат приступит к работе.
В течение первого срока работы Сената в его состав входит 61 член.
Король назначает двух членов, включая Председателя, первого заместителя, второго заместителя Председателя Сената.
Один член Сената назначается Королем по предложению Председателя Сената и Председателя Национального собрания из членов политических партий, имеющих места в Национальном собрании.
Совместные заседания Национального собрания и Сената проводятся их председателями.
Статья 158 новая (ранее статья 139)
За исключением предписаний, противоречащих духу настоящей Конституции, законы и иные нормативные акты Королевства Камбоджа, обеспечивающие сохранность государственной собственности, соблюдение прав, свобод и право частной собственности в строгом соответствии с государственными интересами, продолжают действовать вплоть до внесения в них изменений или их отмены в связи с принятием новых текстов.

[1] На официальном сайте Камбоджи, где размещен текст Конституции, приложения к Конституции не приводятся. – Прим. пер.