Закон Литвы о судебной системе

З А К О Н

ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 31 мая1994 г. № I-480

Вильнюс

 

О СУДАХ

 

(С изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 20 октября 1994 г. № I-609, Законом от 8 ноября 1994 г. № I-633, Законом от 8 декабря 1994 г. № I-687, Законом от 14 февраля 1995 г. № I-792, Законом от 21 марта 1995 г. № I-827, Законом от 18 июня 1996 г. № I-1387, Законом от 4 июля 1996 г. № I-1432, Законом от 17 сентября 1996 г. № I-1524, Законом от 24 сентября 1996 г. № I-1543, Законом от 13 марта 1997 г. № VIII-143, Законом от 10 июня 1997 г. № VIII-253, Законом от 8 апреля 1998 г. № VIII-696, Законом от 10 октября 1998 г. № VIII-912, Законом от 14 января 1999 г. № VIII-1032, Законом от 9 февраля 1999 г. № VIII-1043, Законом от 11 февраля 1999 г. № VIII-1073, Законом от 4 мая 1999 г. № VIII-1162, Законом от 20 мая 1999 г. № VIII-1192, Законом от 4 ноября 1999 г. № VIII-1381, Законом от 10 февраля 2000 г. № VIII-1535, Законом от 10 октября 2000 г. № VIII-1994, Законом от 28 ноября 2000 г. № IX-44, Законом от 10 июля 2001 г. № IX-443, Законом от 24 января 2002 г. № IX-732 (новая редакция Закона), Законом от 2 июля 2002 г. № IX-1014, Законом от 21 января 2003 г. № IX-1302, Законом от 28 января 2003 г. № IX-1322, Законом от 3 апреля 2003 г. № IX-1450, Законом от 8 апреля 2003 г. № IX-1490, Законом от 17 апреля 2003 г. № IX-1508, Законом от 18 мая 2004 г. № IX-2240, Законом от 22 ноября 2005 г. № X-414; Законом от 23 мая 2006 г. № X-611, Законом от 1 июня 2006 г. № X-635; Законом от 19 апреля 2007 г. № X-1099; Законом от 3 июля 2008 г. № X-1685, Законом от 6 ноября 2008 г. № X-1772; Законом от 28 апреля 2009 г. № XI-240, Законом от 3 декабря 2009 г. № XI-523, Законом от 21 декабря 2009 г. № XI-587; Законом от 13 мая 2010 г. № XI-810, Законом от 18 ноября 2010 г. № XI-1145, Законом от 22 декабря 2010 г. № XI-1243; Законом от 26 мая 2011 г. № XI-1423)

 

Закон Литовской Республики о судах определяет судебную систему Литовской Республики, компетенцию судов, систему, принципы организации, деятельности, администрирования и самоуправления судов, статус судей, процедуры отбора претендентов на должность судьи, их назначения на должность судьи, карьеры, ответственности судей, социальные гарантии судей, иные связанные с судами вопросы.

Определенное настоящим Законом правовое регулирование организации и деятельности судов, статуса судей и связанных с ними отношений основано на закрепленных в Конституции Литовской Республики, в других законах и международных договорах Литовской Республики общепризнанных принципах права: принципе уважения прав и свобод человека, в том числе на праве лица на правовую защиту, праве на открытое и справедливое разбирательство дела любого лица независимым и беспристрастным судом, на принципе разделения государственной власти, в соответствии с которым правосудие в Литовской Республике осуществляется только судами, на принципах верховенства права, независимости судов и судей, организационной самостоятельности судов, их финансовой независимости от других органов государственной власти и решений должностных лиц, саморегуляции и самоуправления судов, на иных принципах упорядочения судов, статуса судей и судебного производства.

ЧАСТЬ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ I

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ

 

Статья 1. Осуществление правосудия

1. Правосудие в Литовской Республике осуществляется только судами.

2. Решения по делам суды принимают именем Литовской Республики.

3. Принятые судами по делам решения могут быть пересмотрены только судом и лишь в установленном законодательством порядке.

 

Статья 2. Независимость судов

Суды при осуществлении правосудия являются независимыми от других органов государственной власти, должностных лиц, политических партий, политических и общественных организаций, а также иных лиц.

 

Статья 3. Независимость судей

1. Гарантии независимости судей и статус судей устанавливаются Конституцией Литовской Республики, настоящим и другими законами, а также иными правовыми актами.

2. Судьи при осуществлении правосудия действуют беспристрастно и подчиняются только закону.

3. Судьи при осуществлении правосудия являются независимыми от других участников процесса, администрации судов, других судей, органов государственной власти, должностных лиц, а также иных лиц. На судей не может оказываться какое бы то ни было политическое, экономическое, психологическое, социальное давление или иное незаконное воздействие, могущее повлиять на их решения.

4. Никто не вправе требовать от судьи отчета о решении, принятом по конкретному делу.

5. Судьям предоставляются социальные гарантии, соответствующие их статусу и обеспечивающие их независимость.

 

Статья 4. Право на судебную защиту

1. Граждане Литовской Республики имеют право на судебную защиту от посягательства на закрепленные в Конституции и законах Литовской Республики, в международных договорах Литовской Республики их права и свободы. В установленных законодательством случаях они вправе получать гарантируемую государством юридическую помощь.

2. Иностранцы и лица без гражданства имеют право на судебную защиту наравне с гражданами Литовской Республики, если законами и международными договорами Литовской Республики не установлено иначе.

3. Правом на судебную защиту обладают также предприятия, учреждения, организации и другие органы.

 

Статья 5. Право на независимый, беспристрастный и оперативный суд

1. Лицо имеет право на справедливое рассмотрение его дела независимым и беспристрастным судом, образованным в соответствии с законодательством.

2. Суд посредством всей своей деятельности должен обеспечить рассмотрение дел в условиях равенства и гласности в кратчайший, по возможности, срок.

 

Статья 6. Равенство перед законом и судом

1. Все лица равны перед законом и судом.

2. Не допускается ограничение прав человека или предоставление ему привилегий в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, социального положения, вероисповедания, убеждений, взглядов или по иным основаниям.

 

Статья 7. Гласность

1. Разбирательство дел в судах является открытым, за исключением установленных законодательством случаев.

2. Принятые по делам судебные решения провозглашаются публично.

 

Статья 8. Язык судопроизводства

1. Судопроизводство в Литовской Республике ведется на государственном языке.

2. Лицам, не владеющим государственным языком, право на участие в судопроизводстве обеспечивается через переводчика.

 

Статья 9. Обязательность судебных решений

1. Вступившие в законную силу решения судов Литовской Республики являются обязательными для всех органов государственной власти, должностных лиц и служащих, предприятий, учреждений, организаций, других юридических и физических лиц и подлежат исполнению на всей территории Литовской Республики.

2. Порядок признания и исполнения решений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей на территории Литовской Республики определяется законодательством Литовской Республики и международными договорами Литовской Республики.

Статья 10. Самоуправление судов

1. Независимость судов определяет их организационную самостоятельность, которое осуществляется через самоуправление судов.

2. Самоуправление судов основывается на представительстве, выборности, подотчетности его исполнительных органов, а также на ответственности органов самоуправления судов за надлежащее выполнение порученных функций.

3. Органы самоуправления судов периодически отчитываются за свою деятельность перед высшим органом самоуправления – Общим собранием судей.

Статья 11. Финансовые и материальные гарантии судебной деятельности

1. Самостоятельность и независимость судов обеспечивается гарантируемыми настоящим Законом финансовыми и материальными гарантиями.

2. Материально-техническое обеспечение судов должно соответствовать научно-техническому прогрессу с учетом экономических возможностей государства.

3. Ухудшение предусмотренных законодательством финансовых и материально-технических условий судебной деятельности запрещается. В случае существенного ухудшения экономического и финансового положения государства Сейм может пересмотреть финансовые и материальные условия судебной деятельности.

ЧАСТЬ II

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

И КОМПЕТЕНЦИЯ СУДОВ

 

РАЗДЕЛ II

СУДЫ ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Статья 12. Судебная система Литовской Республики и создание судов

1. Судебная система и компетенция судов определяются Конституцией, настоящим и другими законами Литовской Республики. Суды Литовской Республики создаются законом.

2. Единую судебную систему Литовской Республики составляют суды общей компетенции и специализированные суды.

3. Верховный Суд Литвы, Апелляционный суд Литвы, окружные и участковые суды являются судами общей компетенции, рассматривающими гражданские и уголовные дела. Участковые суды рассматривают также дела об административных правонарушениях, отнесенные законодательством к их компетенции. Суд общей компетенции при рассмотрении гражданского дела одновременно может принять решение и относительно законности индивидуального административного акта.

Редакция части 3 с 1 января 2011 г.:

3. Верховный Суд Литвы, окружные и участковые суды являются судами общей компетенции, рассматривающими гражданские, уголовные дела и дела об административных правонарушениях, Апелляционный суд Литвы является судом общей компетенции, рассматривающим гражданские и уголовные дела. Суд общей компетенции при рассмотрении гражданского дела одновременно может принять решение и относительно законности индивидуального административного акта.

4. Высший административный суд Литвы и окружные административные суды являются специализированными судами, рассматривающими дела по спорам, возникающим из административных правовых отношений.

5. Для рассмотрения трудовых, семейных дел, дел о несовершеннолетних, дел о банкротстве и дел иных категорий могут создаваться и другие специализированные суды.

6. Суды, наделенные особыми полномочиями, в мирное время в Литовской Республике не могут создаваться.

7. Действие Верховного Суда Литвы, Апелляционного суда Литвы и Высшего административного суда Литвы распространяется на всей территории Литовской Республики. Количество других судов и территории их деятельности устанавливаются законодательством.

8. Количество судей Верховного Суда Литвы устанавливается Сеймом по представлению Президента Республики при наличии предложения председателя Верховного Суда Литвы.

9. Количество судей Высшего административного суда Литвы устанавливается Президентом Республики по предложению председателя Высшего административного суда Литвы.

10. Количество судей других судов устанавливается Президентом Республики по совету Совета судей.

11. Любой суд является юридическим лицом и имеет печать с изображением Государственного герба Литвы.

 

            Статья 13. Реорганизация и ликвидация судов

            1. Суды реорганизуются или ликвидируются только законом.

2. Суд не может быть реорганизован или ликвидирован, если отнесенные к его компетенции функции по осуществлению правосудия не были переданы в юрисдикцию другого суда.

РАЗДЕЛ III

СУДЫ ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

УЧАСТКОВЫЕ СУДЫ

 

Статья 14. Участковый суд

1. Участковый суд состоит из председателя этого суда, заместителя (-ей) председателя и других судей. Заместитель председателя суда может назначаться в суде, в составе которого имеется не менее десяти судей. В участковом суде, в составе которого имеется свыше двадцати судей, могут назначаться два заместителя председателя.

2. При участковом суде в установленном законодательством порядке может создаваться Ипотечный отдел.

 

Статья 15. Компетенция участкового суда

1. Участковый суд является первой инстанцией:

1) по гражданским делам, отнесенным законодательством к его компетенции;

2) по уголовным делам, отнесенным законодательством к его компетенции;

3) по делам, отнесенным к компетенции ипотечных судей;

4) по делам об административных правонарушениях, отнесенным законодательством к его компетенции;

Редакция пункта 4 с 1 января 2011 г.:

4) по делам об административных правонарушениях;

 

5) по делам, связанным с исполнением решений и приговоров.

2. В установленных законодательством случаях судьи участкового суда исполняют функции судьи досудебного расследования, исполнительного судьи, а также иные функции, отнесенные законодательством к компетенции участкового суда.

 

Статья 16. Ипотечный отдел при участковом суде

1. Ипотечный отдел при участковом суде (в дальнейшем – Ипотечный отдел) создается в порядке, установленном Законом об учреждении Ипотечного регистра, а также другими законами.

2. Территория деятельности Ипотечного отдела может не совпадать с территорией деятельности участкового суда, при котором создан этот Ипотечный отдел. Территория деятельности Ипотечного отдела устанавливается министром юстиции.

3. Деятельность Ипотечного отдела регламентируется Законом об учреждении Ипотечного регистра, Положением об Ипотечном регистре и иными правовыми актами.

4. Ипотечный отдел имеет печать с Государственным гербом Литвы и счет в банке.

 

Статья 17. Функции ипотечного судьи

1. Ипотечный судья в установленном законодательством порядке рассматривает дела о регистрации договорной и принудительной ипотеки, залога, иных вещных прав, юридических фактов и вещей в регистрах, которыми распоряжается Ипотечный отдел, об аресте заложенного имущества, обращении взыскания на заложенное имущество, распределении взысканных сумм между взыскателями, а также выполняет другие возложенные на него законодательством полномочия.

2. Судья участкового суда, выполняющий функции ипотечного судьи, может выполнять и другие функции, отнесенные к ведению судьи участкового суда.

 

ГЛАВА ВТОРАЯ

ОКРУЖНЫЕ СУДЫ

 

Статья 18. Окружной суд

1. Окружной суд состоит из председателя этого суда, председателей отделов и других судей.

2. В окружном суде имеются Отдел по гражданским делам и Отдел по уголовным делам.

3. Судьи в Отдел по гражданским делам и в Отдел по уголовным делам окружного суда назначаются председателем окружного суда с учетом трудовой нагрузки судей в отделах.

 

Статья 19. Компетенция окружного суда

Окружной суд:

1) является первой инстанцией по гражданским делам, отнесенным законодательством к его компетенции;

2) является первой инстанцией по уголовным делам, отнесенным законодательством к его компетенции;

3) является апелляционной инстанцией в отношении решений, приговоров, определений, постановлений и приказов участковых судов;

4) выполняет другие функции, отнесенные законодательством к его компетенции.

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ЛИТВЫ

 

Статья 20. Апелляционный суд Литвы

1. Апелляционный суд Литвы (в дальнейшем – Апелляционный суд) состоит из председателя этого суда, председателей отделов и других судей.

2. В Апелляционном суде имеются Отдел по гражданским делам и Отдел по уголовным делам.

3. Судьи в Отдел по гражданским делам и в Отдел по уголовным делам Апелляционного суда назначаются председателем Апелляционного суда с учетом трудовой нагрузки судей в отделах.

4. Местопребывание Апелляционного суда находится в столице Литовской Республики Вильнюсе.

 

Статья 21. Компетенция Апелляционного суда

Апелляционный суд:

1) является апелляционной инстанцией в отношении решений, приговоров, определений, постановлений и приказов окружных судов;

2) рассматривает ходатайства относительно признания и выполнения решений иностранных и международных судов и арбитражей в Литовской Республике;

3) выполняет другие функции, отнесенные законодательством к его компетенции.

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЛИТВЫ

 

Статья 22. Верховный Суд Литвы

1. Верховный Суд Литвы (в дальнейшем – Верховный Суд) состоит из председателя Верховного Суда, председателей отделов и других судей.

2. В Верховном Суде имеются Отдел по гражданским делам и Отдел по уголовным делам.

3. Судьи в Отдел по гражданским делам и в Отдел по уголовным делам Верховного Суда назначаются председателем Верховного Суда с учетом трудовой нагрузки судей в отделах.

4. В Верховном Суде образуется Сенат Верховного Суда.

5. Вопросы организации и деятельности Верховного Суда регулируют настоящий Закон и утвержденный законом устав Верховного Суда.

6. Местопребывание Верховного Суда находится в столице Литовской Республики Вильнюсе.

 

Статья 23. Компетенция Верховного Суда

1. Верховный Суд является единственным судом кассационной инстанции для пересмотра вступивших в законную силу решений, приговоров, определений, постановлений и приказов судов общей компетенции.

Редакция части 1 с 1 января 2011 г.:

1. Верховный Суд является единственным судом кассационной инстанции для пересмотра вступивших в законную силу решений, приговоров, определений, постановлений (за исключением постановлений по делам об административных правонарушениях) и приказов судов общей компетенции. Верховный Суд рассматривает ходатайства о возобновлении производства по закрытым делам об административных правонарушениях.

 

2. Верховный Суд формирует единообразную практику судов общей компетенции в части толкования и применения законов и иных правовых актов. С этой целью Верховный Суд:

1) оглашает определения пленарных сессий отделов, а также определения коллегий в составе трех судей и расширенных коллегий в составе семи судей, оглашение которых было одобрено большинством судей соответствующего отдела. Разъяснения по применению законов и иных правовых актов, имеющиеся в опубликованных в бюллетене Верховного Суда определениях, учитываются судами, государственными и другими органами, а также иными лицами при применении тех же законов и иных правовых актов;

2) анализирует судебную практику по вопросам применения законов и иных правовых актов, а также дает разъяснения рекомендательного характера;

3) может консультировать судей по вопросам толкования и применения законов и иных правовых актов.

3. Верховный Суд, исходя из разъяснений судебных органов Европейского Союза, анализирует и обобщает практику судов общей компетенции по вопросам применения правовых норм Европейского Союза, а также дает рекомендации относительно сотрудничества судов Литвы общей компетенции и судебных органов Европейского Союза при обеспечении единообразного толкования и применения правовых актов Европейского Союза в Литовской Республике.

4. Верховный Суд выполняет и другие функции, отнесенные законодательством к его компетенции.

Статья 24. Состав Сената Верховного Суда

1. В состав Сената Верховного Суда входят председатель Верховного Суда, председатели Отдела по гражданским делам и Отдела по уголовным делам, а также по семь судей Отдела по гражданским делам и Отдела по уголовным делам, имеющих самый большой стаж работы в качестве судьи Верховного Суда.

2. Председателем Сената Верховного Суда является председатель Верховного Суда.

3. Сенат Верховного Суда из числа своих членов на четырехлетний срок избирает секретаря Сената.

 

Статья 25. Компетенция Сената Верховного Суда

Сенат Верховного Суда:

1) утверждает обзоры обобщения судебной практики применения законов и иных правовых актов при рассмотрении отдельных категорий дел и дает разъяснения рекомендательного характера;

2) рассматривает необходимость опубликования материалов в бюллетене Верховного Суда, за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 1 и 2 статьи 23 настоящего Закона;

3) решает другие вопросы, отнесенные законодательством к компетенции Сената;

4) по представлению председателя Верховного Суда решает другие вопросы деятельности этого суда.

 

Статья 26. Заседания Сената Верховного Суда

1. Заседания Сената Верховного Суда созываются председателем Сената.

2. В заседаниях Сената Верховного Суда с правом совещательного голоса вправе участвовать судьи Верховного Суда, не являющиеся членами Сената.

3. На заседания Сената Верховного Суда приглашаются председатель Комитета Сейма по вопросам права и правопорядка, министр юстиции, председатель Высшего административного суда Литвы, генеральный прокурор, председатель Совета адвокатов, а в случае необходимости и другие лица. Если указанные лица не могут участвовать в заседании Сената, в нем могут участвовать заместитель председателя Комитета Сейма по вопросам права и правопорядка, вице-министр юстиции, заместитель председателяВысшего административного суда Литвы, заместитель генерального прокурора, заместитель председателя Совета адвокатов.

4. В заседаниях Сената Верховного Суда могут участвовать председатели других судов, их заместители, председатели отделов и иные судьи.

5. О повестке дня заседания Сената Верховного Суда члены Сената, другие судьи Верховного Суда, председатели Апелляционного суда, Высшего административного суда Литвы, окружных судов, окружных административных судов и участковых судов, председатель Комитета Сейма по вопросам права и правопорядка, министр юстиции, генеральный прокурор, председатель Совета адвокатов, а в случае необходимости и другие лица уведомляются, копии и проекты документов им рассылаются не позднее чем за десять дней до заседания Сената.

6. Председательствует на заседании Сената Верховного Суда председатель Верховного Суда, а в его отсутствие – исполняющий обязанности председателя Верховного Суда председатель отдела этого суда.

7. Заседание Сената Верховного Суда является правомочным при участии в нем не менее двух третей членов Сената. Постановления Сената принимаются путем голосования. Постановление считается принятым, если за него проголосовало более половины участвовавших в заседании членов Сената. При распределении голосов поровну решающим является голос председателя Сената.

8. Постановления Сената Верховного Суда подписываются председателем и секретарем Сената.

 

Статья 27. Бюллетень Верховного Суда

1. Верховным Судом издается бюллетень «Судебная практика». В бюллетене периодически публикуются:

1) определения и рекомендации, предусмотренные в пункте 1 части 2 и в части 3 статьи 23 настоящего Закона;

2) утвержденные Сенатом обзоры обобщения судебной практики применения законов и иных правовых актов при рассмотрении отдельных категорий дел и разъяснения рекомендательного характера;

3) иные материалы, необходимость опубликования которых признаются Сенатом.

2. Издание бюллетеня Верховного Суда финансируется за счет государственного бюджета и полученных от его продажи средств. Суды и судьи Литовской Республики получают бюллетень бесплатно.

РАЗДЕЛ IV

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СУДЫ ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ОКРУЖНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СУДЫ

Статья 28. Окружной административный суд

Окружной административный суд состоит из председателя этого суда, заместителя (-ей) председателя и других судей. Заместитель председателя суда может быть назначен в суде, в составе которого имеется не менее десяти судей. В окружном административном суде, в составе которого имеется более двадцати судей, могут быть назначены два заместителя председателя.

 

Статья 29. Компетенция окружного административного суда

Окружной административный суд:

1) является первой инстанцией по административным делам, отнесенным законодательством к его компетенции;

2) выполняет другие функции, отнесенные законодательством к его компетенции.

 

ГЛАВА ВТОРАЯ

ВЫСШИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД ЛИТВЫ

 

Статья 30. Высший административный суд Литвы

1. Высший административный суд Литвы (в дальнейшем – Высший административный суд) состоит из председателя этого суда, заместителя председателя и других судей.

2. Местопребывание Высшего административного суда находится в столице Литовской Республики Вильнюсе.

 

Статья 31. Компетенция Высшего административного суда

1. Высший административный суд является:

1) первой и конечной инстанцией по административным делам, отнесенным законодательством к его компетенции;

2) апелляционной инстанцией по делам относительно решений, постановлений и определений окружных административных суд судов;

3) апелляционной инстанцией по делам об административных правонарушениях в отношении определений участковых судов;

Пункт 3 утрачивает силу с 1 января 2011 г.:

 

4) инстанцией, в установленном законодательством порядке рассматривающей ходатайства о возобновлении производства по закрытым административным делам, включая дела об административных правонарушениях.

Редакция пункта 4 с 1 января 2011 г.:

4) инстанцией, в установленном законодательством порядке рассматривающей ходатайства о возобновлении производства по закрытым административным делам.

 

2. Высший административный суд формирует единообразную практику административных судов по толкованию и применению законов и иных правовых актов. С этой целью Высший административный суд:

1) оглашает решения, постановления и определения пленарной сессий этого суда, решения, постановления и определения коллегий в составе трех судей и расширенных коллегий в составе пяти судей, оглашение которых было одобрено большинством судей этого суда, а также все решения относительно законности нормативных административных актов. Разъяснения по применению законов и иных правовых актов, имеющиеся в опубликованных в бюллетене Высшего административного суда решениях, постановлениях и определениях, учитываются судами, государственными и другими органами, а также иными лицами при применении тех же законов и иных правовых актов;

2) анализирует практику административных судов по применению законов и иных правовых актов, а также дает разъяснения рекомендательного характера;

3) может консультировать судей административных судов по вопросам толкования и применения законов и иных правовых актов.

3. Высший административный суд, исходя из разъяснений судебных органов Европейского Союза, анализирует и обобщает практику административных судов по вопросам применения правовых норм Европейского Союза, а также дает рекомендации относительно сотрудничества административных судов Литвы и судебных органов Европейского Союза при обеспечении единообразного толкования и применения правовых актов Европейского Союза в Литовской Республике.

4. Высший административный суд выполняет и другие функции, отнесенные законодательством к его компетенции.

 

Статья 32. Бюллетень Высшего административного суда

1. Высший административный суд издает бюллетень «Практика административных судов». В бюллетене периодически публикуются:

1) решения, постановления, определения и рекомендации, предусмотренные в пункте 1 части 2 и в части 3 статьи 31 настоящего Закона;

2) обзоры обобщения судебной практики применения законов и иных правовых актов при рассмотрении отдельных категорий дел и разъяснения рекомендательного характера;

3) иные материалы, опубликование которых одобрено большинством судей этого суда.

2. Издание бюллетеня Высшего административного суда финансируется за счет государственного бюджета и полученных от его продажи средств. Суды и судьи Литовской Республики получают бюллетень бесплатно.

 

РАЗДЕЛ V

РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ДЕЛ В СУДАХ

 

Статья 33. Правовые источники разбирательства дел

1. При разбирательстве дел суды руководствуются Конституцией Литовской Республики, настоящим и другими законами, международными договорами Литовской Республики, постановлениями Правительства, иными действующими в Литовской Республике правовыми актами, которые не противоречат законодательству.

2. При разбирательстве дел суды также руководствуются официально опубликованными постановлениями Конституционного Суда Литовской Республики, а также принимают во внимание опубликованные в бюллетене Верховного Суда определения этого суда и опубликованные в бюллетене Высшего административного суда решения, постановления и определения этого суда.

3. Суды при разбирательстве дел применяют правовые нормы Европейского Союза и руководствуются решениями судебных органов Европейского Союза, а также их преюдиционными решениями по вопросам толкования и действия правовых актов Европейского Союза.

4. Суды при вынесении решений по делам соответствующих категорий находятся в зависимости от созданных ими самими правил толкования права, сформулированных в аналогичных или похожих по сути делах. Суды нижестоящей инстанции при вынесении решений по делам соответствующих категорий находятся в зависимости от правил толкования права судов вышестоящей инстанции, сформулированных в аналогичных или похожих по сути делах. Практика судов по делам соответствующих категорий должна быть изменена и новые правила толкования права в аналогичных или похожих по сути делах могут создаваться только в тех случаях, когда это является неизбежным или необходимым с объективной точки зрения.

 

Статья 34. Основные принципы разбирательства дел в судах

1. Суды рассматривают дела с соблюдением принципов равноправия сторон процесса, права на правовую помощь, права на надлежащее, оперативное, экономное производство, права быть выслушанным, состязательности, презумпции невиновности, беспристрастности суда, открытости судебного процесса, непосредственности и запрета на злоупотребление процессуальными правами. Другими законами могут быть предусмотрены и неуказанные в настоящем Законе принципы.

2. Если судья является стороной процесса по делу, а данное дело подсудно суду, в котором он или его супруг, дети (приемные дети), родители (приемные родители), братья, сестры (сводные братья, сестры), а также дети (приемные дети), родители (приемные родители), братья, сестры (сводные братья, сестры) его супруга работают судьей (за исключением Верховного Суда, Апелляционного суда и Высшего административного суда), председатель вышестоящего суда передает это дело на рассмотрение другому суду того же уровня. Данное правило применяется и в том случае, если стороной процесса по делу являются указанные в настоящей части родственники судьи.

3. Ипотечный судья не может рассматривать дело, одной из сторон по которому является он сам или указанные в части 2 настоящей статьи его родственники, производить действия, связанные с обращением взыскания на его имущество или имущество этих лиц. Если в Ипотечном отделе работает один ипотечный судья, председатель участкового суда поручает выполнение этих действий другому судье того же суда.

4. В судах может быть установлена специализация судей для рассмотрения дел определенных категорий. Описание порядка и основания установления специализации судей утверждаются Советом судей.

 

Статья 35. Символика зала судебных заседаний и отличительные знаки участников судебного заседания

1. В зале судебного заседания должны находиться Государственный флаг Литвы и Государственный герб Литвы.

2. При рассмотрении дел судьи заседают в мантиях и имеют знаки с изображением Государственного герба Литвы.

3. Во время судебного заседания адвокаты и прокуроры облачаются в мантии.

 

Статья 36. Состав суда

1. В участковом суде рассмотрение дел осуществляется единолично судьей, наделенным всеми предусмотренными процессуальным законодательством судебными полномочиями. В установленных законодательством случаях рассмотрение дел в участковом суде может осуществляться коллегией в составе трех судей.

2. В окружном административном суде, в окружном суде рассмотрение дел осуществляется коллегией в составе трех судей, а установленных законодательством случаях – судьей единолично.

3. В Высшем административном суде рассмотрение дел осуществляется коллегией в составе трех судей, расширенной коллегией в составе пяти судей или пленарной сессией Высшего административного суда.

4. В Апелляционном суде рассмотрение дел осуществляется коллегией в составе трех судей.

5. В Верховном Суде рассмотрение дел осуществляется коллегией в составе трех судей, расширенной коллегией в составе семи судей или пленарной сессией Верховного Суда.

6. Председатели окружных судов, Апелляционного суда и Верховного Суда могут рассматривать дела в коллегиях судей любого отдела соответствующего суда, а председатель Верховного Суда – также на пленарной сессии любого отдела Верховного Суда.

7. На пленарной сессии Высшего административного суда председательствует председатель данного суда, а в случае, если он не участвует в заседании пленарной сессии данного суда, – заместитель председателя. Заседание пленарной сессии суда является правомочным при участии в нем не менее двух третей судей этого суда. Решение принимается большинством голосов судей, участвующих в заседании пленарной сессии. При распределении голосов поровну решающим является голос председателя заседания сессии.

8. На пленарной сессии отдела Верховного Суда председательствует председатель Верховного Суда, а в случае, если он не участвует в заседании пленарной сессии отдела, – назначенный председателем председатель отдела, в котором рассматривается дело. В случае, если председатель Верховного Суда и председатель отдела, в котором рассматривается дело, не участвуют в заседании пленарной сессии отдела, на пленарной сессии отдела председательствует назначенный председателем Верховного Суда один из судей отдела, в котором рассматривается дело. Заседание пленарной сессии отдела Верховного Суда является правомочным при участии в нем не менее двух третей судей этого отдела. В пленарной сессии отдела Верховного Суда, рассматривающего дело, производство по которому возобновлено, по распоряжению председателя Верховного Суда могут участвовать судьи другого отдела. Решение принимается большинством голосов судей, участвующих в заседании пленарной сессии. При распределении голосов поровну решающим является голос председателя заседания сессии.

            9. Распределение дел между судьями и коллегиями судей во всех случаях осуществляется так, чтобы было обеспечено право сторон процесса и участников процесса на независимый и беспристрастный суд.

10. Распределение дел между судьями и образование коллегий судей осуществляются с помощью компьютерной программы, созданной в соответствии с утвержденными Советом судей Правилами распределения дел между судьями и образования коллегий судей.

11. Правила распределения дел между судьями и образования коллегий судей должны обеспечить распределение дел между судьями и образование коллегий судей с учетом специализации, равномерности рабочей нагрузки судей, сложности дел, ротации состава коллегий судей, максимальной продолжительности деятельности коллегии судей в одном и том же составе, предусмотренных законодательством запретов на рассмотрение судьей конкретного дела, замены судьи или изменения состава коллегии судей, обстоятельств отстранения или самоотстранения, случаев временной нетрудоспособности, отпуска или командировки судей.

 

Статья 37. Разрешение споров о подсудности

1. Споры суда общей компетенции и административного суда относительно подсудности в порядке письменного производства решаются специальной коллегией судей, в состав которой входят председатель Отдела по гражданским делам Верховного Суда, заместитель председателя Высшего административного суда и по одному судье, назначенному председателями этих судов.

2. Суды общей компетенции подают мотивированные просьбы или определения относительно решения вопросов подсудности через Верховный Суд, административные суды – через Высший административный суд.

3. На заседаниях специальной коллегии судей председательствует председатель Отдела по гражданским делам Верховного Суда. Решение принимается единодушно или большинством голосов членов коллегии. При распределении голосов поровну решающим является голос председателя заседания коллегии. Определение о подсудности дела обжалованию не подлежит.

 

Статья 38. Фиксирование хода и результатов рассмотрения дел в судах

1. В предусмотренных процессуальным законодательством случаях ход судебного заседания протоколируется (стенографируется) секретарем судебного заседания.

2. Содержание протокола судебного заседания, порядок составления протокола устанавливаются процессуальным законодательством.

3. Для фиксирования хода судебного заседания в установленном процессуальным законодательством порядке производится аудиозапись. Для фиксирования и исследования доказательств в установленном процессуальным законодательством порядке суд может производить видеозапись, кино- и фотосъемку или использовать иные технические средства.

4. Стороны процесса при осуществлении своих процессуальных прав в установленном процессуальным законодательством порядке могут производить звукозапись судебного заседания.

5. Другим лицам кино- и фотосъемка, производство аудио- или видеозаписи, а также использование иных технических средств во время судебного заседания запрещаются. К лицам, нарушившим запрет на использование во время судебного заседания технических средств, применяется установленная законодательством ответственность.

6. После рассмотрения дела суд принимает решение. Содержание и порядок принятия судебного решения устанавливаются процессуальным законодательством.

 

Статья 39. Официальное оглашение судебных решений

1. Заключительные акты судов, особые определения и годовые обзоры практики Верховного Суда и Высшего административного суда обнародуются на сайте Национальной администрации судов в Интернете в установленном Советом судей порядке, кроме установленных законодательством случаев.

2. В публично оглашаемом заключительном судебном акте должны быть изложены все аргументы, на которых основывается данный акт, кроме установленных процессуальным законодательством случаев. Заключительным судебным актом считается судебный акт, которым дело завершается по существу.

3. Заключительные акты указанных в части 1 настоящей статьи судов, особые определения и годовые обзоры судебной практики обнародуются без нарушения требований по защите личных данных, охране государственной, служебной, коммерческой, профессиональной и иных охраняемых законодательством тайн, а также с соблюдением иных предусмотренных законодательством ограничений и запретов.

4. На указанном в части 1 настоящей статьи сайте Интернета также оглашаются составленные на литовском языке или переведенные на литовский язык решения, преюдициальные решения, заключения по делам, участвующие в которых лица являются гражданами, постоянными жителями Литовской Республики, юридическими лицами Литовской Республики или Литовским государством, Европейского суда по правам человека, судебных органов Европейского Союза и других международных судебных органов, другие процессуальные решения указанных в настоящей части органов, необходимость оглашения которых признается Верховным Судом или Высшим административным судом, а в установленном Советом судей порядке – и другие материалы.

5. Доступ к оглашаемой в Интернете в установленном настоящей статьей порядке информации является открытым и бесплатным. Базы данных должны быть обеспечены электронными средствами поиска.

 

Статья 40. Сношение судов по вопросам правовой помощи

Суды Литовской Республики, которым для рассмотрения дел необходима информация или правовая помощь другого государства, осуществляют сношение с иностранными судами или другими зарубежными учреждениями либо международными организациями в установленном законодательством Литовской Республики и международными договорами Литовской Республики порядке.

 

Статья 40(1). Обращение судов к судебным органам Европейского Союза

1. Суд, у которого в ходе применения правовых норм Европейского Союза возник вопрос относительно толкования или действия правовых актов Европейского Союза, рассмотрение которого является обязательным для принятия решения по делу, вправе обратиться в компетентный судебный орган Европейского Союза с ходатайством о представлении предварительного постановления.

2. Верховный Суд и Высший административный суд, а также суд, являющийся конечной инстанцией по рассматриваемому делу (когда решение не подлежит дальнейшему обжалованию), в указанном в части 1 настоящей статьи случае должны ходатайствовать у компетентного судебного органа Европейского Союза о предварительном постановлении по вопросу толкования или действия правовых актов Европейского Союза.

ЧАСТЬ III

СУДЬИ

РАЗДЕЛ VI

СТАТУС СУДЕЙ. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ПОЛНОМОЧИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕЙ

Статья 41. Полномочия судьи

1. Судья является государственным должностным лицом и имеет предусмотренные настоящим и иными законами полномочия государственной власти.

2. Требования судьи, связанные с осуществлением правосудия, являются обязательными для всех органов государственной власти, должностных лиц и служащих, предприятий, учреждений, организаций, других юридических и физических лиц. Ответственность за невыполнение требований судьи возлагается в установленном законодательством порядке.

 

Статья 42. Отличительные знаки судей

1. Символами судейской власти при осуществлении правосудия являются мантия и знак с изображением Государственного герба Литвы.

2. Назначенному судье выдается удостоверение судьи. Оно подписывается Президентом Республики или Председателем Сейма.

3. Эталоны символов власти судей, образцы удостоверения судьи, описание порядка их выдачи и действия утверждаются Президентом Республики по предложению Совета судей.

 

Статья 43. Обязанности судьи

1. Судья обязан соблюдать Конституцию и иные законы Литовской Республики, выполнять требования Правил судейской этики.

2. Наряду с осуществлением правосудия судья выполняет иные обязанности, отнесенные законодательством к компетенции суда, в котором он работает.

3. Судья обязан в письменном виде известить председателя суда о судебном процессе, в котором этот судья участвует как сторона процесса. Судья также обязан в письменном виде известить председателя суда о судебном процессе, в котором супруг, дети (приемные дети), родители (приемные родители), братья, сестры (сводные братья, сестры) этого судьи, а также дети (приемные дети), родители (приемные родители), братья, сестры (сводные братья, сестры) его супруга участвуют как сторона процесса, если дело подсудно суду, в котором он работает в качестве судьи.

4. Судья обязан постоянно повышать профессиональную квалификацию.

5. Судья обязан осуществлять проверку здоровья в установленном статьей 531 настоящего Закона порядке.

6. За невыполнение обязанностей судьи судья несет ответственность в установленном настоящим Законом порядке.

 

Статья 44. Права и свободы судьи

1. Судья обладает предусмотренными Конституцией и законами Литовской Республики правами и свободами гражданина Литовской Республики.

2. Процессуальные права судьи устанавливаются процессуальным законодательством.

3. Судьи имеют право на свободное объединение в ассоциации судей или иные неполитические организации, защищающие права судей, представляющие их интересы и удовлетворяющие их профессиональные нужды.

4. Судья вправе представлять в суде свои интересы, интересы своих несовершеннолетних детей, а также лиц, опекуном или попечителем которых он является.

 

ГЛАВА ВТОРАЯ

ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ

 

Статья 45. Неизменность полномочий судьи

1. Назначение, перевод, освобождение или отстранение судьи от должности разрешается только по установленным Конституцией Литовской Республики и настоящим Законом основаниям и в установленном ими порядке.

2. На должность судьи лицо назначается на установленный срок.

3. Установленный для назначенного на должность судьи срок полномочий не может быть сокращен.

4. Назначение судьи на должность судьи в нижестоящий суд разрешается только с согласия судьи, за исключением случаев назначения лица на должность судьи в нижестоящий суд в качестве меры дисциплинарной ответственности.

5. Перевод судьи в другой суд того же уровня или в суд другой юрисдикции либо в нижестоящий суд разрешается только с согласия судьи, за исключением случаев, предусмотренных в частях 3, 5 и 6 статьи 63 настоящего Закона.

 

Статья 46. Запрет на оказание воздействия на судью

1. Запрещается оказывать незаконное воздействие на судью в целях оказания влияния на ход или исход дела.

2. Митинги, пикеты и иные действия отдельных лиц или их групп ближе 75 метровот здания суда и в суде в случае, если этим преследуется цель оказывать воздействие на судью иди суд, являются вмешательством в деятельность судьи или суда.

3. Лица, своими действиями или бездействием препятствующие суду в осуществлении правосудия, оказывающие незаконное воздействие на ход или исход дела, несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Статья 47. Иммунитет судьи

1. Судья может нести ответственность в уголовном порядке, может быть заключен под стражу или свобода судьи может быть ограничена только с согласия Сейма, а в период между сессиями Сейма – с согласия Президента Республики, кроме случаев, когда судья застигается на месте совершения преступного деяния (in flagranti).

Pages: 1 2 3 4

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.