Закон об устройстве государственного управления Латвии

Сейм принял и Президенг государства

провозгласил следующий закон:

Закон об устройстве государственного управления Латвии

Глава I

Общие положения 

Статья 1. Термины, используемые в законе

В законе использованы следующие термины:

1) публичное лицо — Латвийская Республика как первичное юридическое лицо публичного права и образованные публичные лица. Они действуют в соответствии с принципами публичного права;

2) образованное публичное лицо— самоуправление или другое публичное лицо, созданное законом или на основании закона. Ему законом присвоена своя автономная компетенция, включающая также формирование и утверждение своего бюджета. Это лицо может иметь свое имущество;

3) учреждение — институция, которая действует от имени публичного лица и для которой нормативным актом установлена компетенция в государственном управлении, выделены финансовые средства для реализации ее деятельности и имеется свой персонал;

4) орган публичного лица — учреждение или должностное лицо, компетенция и право которого на реализацию правовой воли публичного лица установлены основным юридическим актом соответствующего публичного лица или законом, регламентирующим его деятельность;

5) прямое управление — учреждения и должностные лица Латвийской Республики, как первичногопубличного лица;

6) опосредованное управление — учреждения и должностные лица образованных публичных лиц;

7) решение управления — индивидуальный правовой акт, направленный на создание, изменение, констатацию или прекращение действия правовых последствий в сфере государственного управления. Решение управления регулирует конкретные публично-правовые отношения с другим учреждением или должностным лицом (распоряжение и др.) или частным лицом (особенно – административный акт). Внутреннее решение, которое в рамках служебных или трудовых отношений направлено на подготовку, процессуальное продвижение решения управления или на иную внутреннюю деятельность учреждения, решением управления не является;

8) должностное лицо — физическое лицо, которое вообще или в конкретном случае уполномочено принимать или подготавливать решение управления;

9) политическое должностное лицо — должностное лицо, которое избирают или назначают на основании политических критериев;

10) должностное лицо управления — должностное лицо, которое является чиновником гражданской службы или работником учреждения и которое назначают на должность или принимают на работу на основании профессиональных критериев;

11) частное лицо — физическое лицо или юридическое лицо частного права.

Статья 2. Цель закона

Цель настоящего закона – обеспечение демократичного, правового, эффективного и доступного для общества государственного управления.

Статья 3. Сфера действия закона

(1) Настоящий закон определяет институционную систему подчиненного Кабинету министров государственного управления и основные правила деятельности государственного управления.

(2) Правила настоящего закона распространяются также и на частное лицо, которое выполняет в установленном законом порядке делегированные или переданные ему полномочиями задания государственного управления.

(3) Принципы государственного управления и прочие правила настоящего закона распространяются также на учреждения, которые не подчиняются Кабинету министров, если только специальными правовыми нормами других законов не определено иначе.

Статья 4. Деятельность публичного лица

(1) Латвийская Республика, как первичное публичное лицо, в сфере государственного управления действует при посредничестве учреждений прямого и опосредованного управления.

(2) Образованное публичное лицо в сфере государственного управления действует при посредничестве учреждений опосредованного управления.

Статья 5. Ответственность публичного лица за свои учреждения

(1) Учреждения прямого управления представляют Латвийскую Республику. Латвийская Республика отвечает за деятельность учреждений прямого управления.

(2) Учреждения опосредованного управления, действуя в сфере, переданной законом в автономную компетенцию образованного публичного лица, представляют это публичное лицо. Образованное публичное лицо отвечает за деятельность учреждений опосредованного управления.

(3) Учреждение опосредованного управления может выполнять отдельные задания государственного управления, которые входят в компетенцию Латвийской Республики, но выполнение которых передано соответствующему образованному публичному лицу или самому учреждению. В этом случае учреждение представляет Латвийскую Республику. Латвийская Республика отвечает за деятельность этого учреждения в рамках переданных ему заданий, если соответствующее учреждение опосредованного управления находится в подчинении учреждения прямого управления.

(4) Если существуют обоснованные сомнения в причислении учреждения к конкретному публичному лицу, то есть – о том, какое публичное лицо в соответствующем случае учреждение представляет, считают, что оно представляет Латвийскую Республику, и за его деятельность отвечает Латвийская Республика.

Статья 6. Единство государственного управления

Государственное управление организовано в единой иерархической системе. Ни одно учреждение или должностное лицо управления не может находиться вне этой системы.

Статья 7. Подчиненность государственного управления

(1) Подчиненность реализуется Кабинетом министров через организацию государственного управления (институциональная подчиненность) и выполнение функций государственного управления (функциональная подчиненность).

(2) Подчиненность реализуется Кабинетом министров в лице отдельного члена Кабинета министров. Членом Кабинета министров подчиненность осуществляется непосредственно или через учреждение прямого управления, его структурное подразделение или должностное лицо.

(3) Подчиненность реализуется в форме подчинения или надзора.

(4) Подчинение означает право вышестоящего учреждения или должностного лица давать распоряжения нижестоящему учреждению или должностному лицу, а также отменять решения нижестоящего учреждения или должностного лица.

(5) Надзор означает право вышестоящего учреждения или должностного лица проверять правомочность решения нижестоящего учреждения или должностного лица и отменять противоправное решение, а также, в случае противоправного бездействия, давать распоряжение о принятии решения.

(6) Определяя форму и содержание институциональной подчиненности учреждения в рамках одного публичного лица, принимают во внимание характер переданных учреждению функций или заданий государственного управления, эффективность их выполнения, соображения обеспечения правомерности и демократического контроля.

(7) Форму и содержание функциональной подчиненности учреждения определяют нормативные акты, согласно которым оно выполняет соответствующие функции или задания государственного управления.

Статья 8. Подчиненность образованных публичных лиц

(1) Форму и содержание институциональной подчиненности образованных публичных лиц определяет закон, которым или на основании которого создано соответствующее образованное публичное лицо. Если законом не определено иначе, соответствующее образованное публичное лицо находится под надзором Кабинета министров.

(2) Форму и содержание функциональной подчиненности образованных публичных лиц определяют нормативные акты, согласно которым выполняются соответствующие функции или задания государственного управления.

(3) Если выполнение отдельного задания прямого управления передают образованному публичному лицу или его конкретному учреждению (часть третья статьи 5), соответствующая институция определяет форму и содержание функциональной подчиненности при выполнении данного задания. Если эта институция не определила иначе, то при выполнении данного задания образованное публичное лицо или конкретное учреждение находятся в подчинении соответствующей институции.

(4) Самоуправление при выполнении функций государственного управления, которые согласно закону переданы в автономную компетенцию самоуправления, находится под надзором Кабинета министров в порядке и объеме, установленном законом “О самоуправленияx”.

Статья 9. Функции государственного управления

Государственное управление под руководством Кабинета министров выполняет административные функции исполнительной власти (функции государственного управления), которые состоят из отдельных заданий управления и ответственности за их выполнение.

Статья 10. Принципы государственного управления

(1) Государственное управление подчиняется закону и праву. Оно работает в рамках компетенции, определенной нормативными актами. Государственное управление может использовать свои полномочия только в соответствии со смыслом и целью присвоения полномочий.

(2) Государственное управление в своей деятельности соблюдает права человека.

(3) Государственное управление работает в интересах общества. К интересам общества относится также соразмерное соблюдение прав и правовых интересов частного лица.

(4) Государственное управление, отдельное учреждение или должностное лицо при реализации функций государственного управления не имеет своих интересов.

(5) Государственное управление в своей деятельности соблюдает принцип хорошего управления. Он включает в себя открытость по отношению к частному лицу и обществу, защиту данных, справедливую реализацию процедур в течение разумного времени и другие правила, целью которых является соблюдение государственным управлением прав и правовых интересов частного лица.

(6) Государственное управление в своей деятельности постоянно проверяет и улучшает качество услуг, предоставляемых обществу. Его обязанностью является упрощение и улучшение процедур в интересах частного лица.

(7) Обязанность государственного управления – информировать общество о своей деятельности. Особенно это относится к той части общества и к тем частным лицам, права или правовые интересы которых затрагивает или может затронуть реализуемая или планируемая деятельность.

(8) Государственное управление организуют, по возможности, удобно и доступно для частного лица.

(9) Государственное управление организуют с соблюдением принципа субсидиарности.

(10) Государственное управление организуют, по возможности, эффективно. Институциональную систему государственного управления постоянно проверяют и, при необходимости, совершенствуют.

(11) Государственное управление в своей деятельности соблюдает также и другие, в данной статье не упомянутые, правовые принципы, которые открыты, образованы и развиты в практике учреждений или судебной практике, а также в правоведении.

Статья 11. Применение принципов государственного управления

(1) Принципы государственного управления применяют:

1) при интерпретации настоящего закона и других нормативных актов;

2) при проверке (также и в суде) правомерности и целесообразности действий учреждений и должностных лиц;

3) при проверке и оценке качества работы учреждений и должностных лиц управления.

(2) Если правовые принципы, упомянутые в частях пятой, седьмой и восьмой статьи 10 настоящего закона, не соблюдены, частное лицо, права и правовые интересы которого затронуты, имеет право в порядке административного процесса требовать их соблюдения.

Статья 12. Договор публичного права

(1) Для обеспечения эффективного выполнения функций государственного управления подведомственное учреждение в установленном законом порядке заключает в сфере государственного управления следующие договоры публичного права:

1) договор о сотрудничестве (статья 61);

2) административный договор (глава Х);

3) договор делегирования (глава V);

4) договор об участии (глава VI).

(2) Договор публичного права заключают в письменной форме, соблюдая правила Гражданского закона и ограничения, установленные нормативными актами.

(3) Законом могут быть определены другие виды договоров публичного права и условия, не упомянутые в данной статье.

Глава II

Институциональная система прямого управления 

Статья 13. Создание институциональной системы прямого управления

Институциональную систему прямого управления создает и организацию ее работы определяет Кабинет министров.

Статья 14. Учет учреждений прямого управления

(1) Для обеспечения прозрачности и эффективности институциональной системы прямого управления создают базу данных об учреждениях прямого управления.

(2) Базу данных об учреждениях прямого управления создает, ведает ею и упорядочивает определенное Кабинетом министров учреждение прямого управления.

(3) В базу данных включается следующая публично доступная информация:

1) название учреждения, подчиненность, компетенция;

2) место нахождения учреждения, телефон и другие средства связи, время приема посетителей;

3) структура учреждения;

4) положение об учреждении и его регламент;

5) список должностных лиц;

6) обязывающие для учреждения и изданные им внутренние нормативные акты;

7) список внешних нормативных актов, непосредственно регулирующих деятельность учреждения в конкретной сфере;

8) публичные отчеты.

(4) Кабинет министров или соответствующий член Кабинета министров может дополнительно определить для включения в базу данных публично доступную информацию, не упомянутую в части третьей настоящей статьи.

(5) Опубликованная в интернете база данных имеет публичную достоверность.

Статья 15. Создание, реорганизация и ликвидация учреждения прямого управления

(1) Кабинет министров создает, реорганизует и ликвидирует учреждение прямого управления на основании закона или по своей инициативе, соблюдая принципы государственного управления.

(2) Кабинет министров, создавая учреждение прямого управления, определяет члена Кабинета министров, в подчинении которого находится соответствующее учреждение прямого управления.

(3) Учреждение прямого управления реорганизуют:

1) путем присоединения его к другому учреждению прямого управления – в результате присоединяемое учреждение прекращает существование;

2) путем объединения его с другим учреждением прямого управления или несколькими другими учреждениями прямого управления – в результате объединяемые учреждения перестают существовать и на их базе создают новое учреждение прямого управления;

3) путем передачи одной его структурной единицы или нескольких структурных единиц другому учреждению прямого управления, – в результате разделяемое учреждение продолжает существование;

4) путем разделения всех его структурных единиц между другими учреждениями прямого управления, – в результате разделяемое учреждение прекращает существование.

Статья 16. Положение об учреждении прямого управления

(1) Деятельность учреждения прямого управления регламентирует утвержденное Кабинетом министров положение.

(2) В положении указывают:

1) название учреждения;

2) члена Кабинета министров, в подчинении которого учреждение находится;

3) функции, задачи и компетенцию;

4) порядок подачи отчетов о выполнении учреждением функций и использовании средств;

5) механизм обеспечения правомерности деятельности учреждения;

6) учреждение или должностное лицо управления, в котором частное лицо может оспорить административный акт или фактическое действие;

7) другие вопросы, которые Кабинет министров считает важными.

Статья 17. Руководитель учреждения прямого управления

(1) Руководитель учреждения прямого управления организует выполнение функций учреждения и отвечает за их выполнение, руководит административной работой учреждения, обеспечивая ее непрерывность, целесообразность и правомерность.

(2) Если нормативным актом не определено иначе, руководитель учреждения:

1) управляет финансовыми ресурсами учреждения, персоналом и другими ресурсами;

2) утверждает штатное расписание учреждения;

3) определяет обязанности должностных лиц и работников учреждения управления;

4) назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц, принимает на работу и увольняет с работы работников;

5) обеспечивает разработку очередного годового плана деятельности учреждения и разработку бюджетной заявки учреждения;

6) создает систему внутреннего контроля учреждения;

7) определяет порядок предварительной и последующей проверки.

(3) Руководитель учреждения прямого управления выполняет задания, выданные соответствующим членом Кабинета министров, исполняет обязанности, определенные положением об учреждении, а также исполняет функции, установленные другими нормативными актами, и отвечает за их выполнение.

Статья 18. Министерство

(1) Министерство – это ведущее (высшее) учреждение соответствующей отрасли государственного управления. Министерство организует и координирует реализацию законов и других нормативных актов, оно участвует в разработке отраслевой политики.

(2) Министерство подчиняется непосредственно министру.

Статья 19. Компетенция министра в министерстве

(1) Министр руководит работой министерства.

(2) Министр:

1) без предоставления особых полномочий представляет министерство;

2) дает распоряжения государственному секретарю;

3) дает распоряжения должностным лицам и работникам управления министерства, которые информируют об этом вышестоящее должностное лицо;

4) может отменить изданные государственным министром, парламентским секретарем государственным секретарем и другими должностными лицами управления министерства внутренние нормативные акты, решения и распоряжения, за исключением административных актов;

5) может сам реализовывать компетенцию административного руководителя министерства.

(3) Министр также выполняет установленные другими нормативными актами функции, не упомянутые в части второй настоящей статьи.

(4) Если министр, как административный руководитель учреждения, полностью или частично перенимает в свою компетенцию дело, находящееся в компетенции должностного лица, а также в случае, упомянутом в части второй пункта 5 данной статьи, на него распространяются правила статей 37, 38 и 39 настоящего закона о перенятии полномочий.

Стаья 20. Компетенция члена Кабинета министров в учреждениях прямого управления

(1) Компетенцию члена Кабинета министров в отрасли государственного управления определяет Кабинет министров.

(2) Президент министров, товарищ Президента министров или другой член Кабинета министров в непосредственно подчиненном ему учреждении государственного управления имеют такую же компетенцию, как и министр в министерстве (статья 19), если нормативными актами не определено иначе.

Статья 21. Компетенция государственного министра в учреждениях прямого управления

(1) Компетенцию государственного министра в структурных единицах или учреждениях переданного в его подчинение министерства определяет Кабинет министров.

(2) Государственный министр в рамках своей компетенции имеет такие же права, как и министр.

Статья 22. Компетенция парламентского секретаря в учреждениях прямого управления

(1) Парламентский секретарь обеспечивает связь между членом Кабинета министров и Сеймом.

(2) Парламентский секретарь по заданию члена Кабинета министров представляет члена Кабинета министров.

(3) Для выполнения своих обязанностей и выполнения определенных законом функций в рамках установленной членом Кабинета министров компетенции парламентский секретарь:

1) дает распоряжения государственному секретарю или другим должностным лицам (работникам) государственного управления, которые информируют об этом вышестоящее должностное лицо;

2) может давать распоряжения руководителю учреждения, находящегося в подчинении члена Кабинета министров и – в отдельных случаях – другим должностным лицам (работникам) управления, которые информируют об этом вышестоящее должностное лицо;

3) выполняет обязанности, определенные другими нормативными актами.

Статья 23. Государственный секретарь

(1) Государственный секретарь является административным руководителем министерства.

(2) Государственный секретарь подчиняется министру.

(3) Государственный секретарь организует передачу новому министру делопроизводства и документов, переданных государственному секретарю прежним министром.

(4) Если учреждение прямого управления, не являющееся министерством, находится в прямом подчинении какого-либо члена Кабинета министров, Кабинет министров может определить, что руководитель соответствующего учреждения является должностным лицом с правами государственного секретаря.

Статья 24. Консультативные должностные лица, работники и бюро члена Кабинета министров

(1) Для обеспечения своей деятельности член Кабинета министров на время своих полномочий может принять на работу консультативных должностных лиц и работников и создать бюро. Компетенцию консультативных должностных лиц в учреждении прямого управления, особенно право давать распоряжения должностным лицам управления, определяет член Кабинета министров.

(2) Бюро министра является структурной единицей министерства. Бюро Президента министров и товарища Президента министров является структурной единицей Государственной канцелярии. Бюро министра по особым поручениям является структурной единицей министерства или другого учреждения прямого управления.

Статья 25. Статус консультативных должностных лиц и работников

(1) Трудовой договор с консультативным должностным лицом или работником член Кабинета министров заключает на время своих полномочий.

(2) После прекращения действия трудового договора консультативное должностное лицо или работник в течение установленного трудовым договором времени, но не более 3 месяцев, получает предусмотренное вознаграждение. Это не распространяется на случаи, когда чиновник использовал право, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи.

(3) Член Кабинета министров может расторгнуть договор с консультативным должностным лицом или работником в любое время, не указывая причин расторжения.

(4) Если член Кабинета министров в качестве консультативного должностного лица выбирает чиновника, этот чиновник имеет право, после завершения выполнения должностных обязанностей, вернуться на предшествующую или равноценную должность чиновника.

(5) У члена Кабинета министров могут быть внештатные консультативные работники, статус и компетенцию которых предусматривают правила Кабинета министров. Они не являются должностными лицами в понимании настоящего закона и закона “Об устранении конфликта интересов в деятельности государственных должностных лиц”, если не получают вознаграждения или других материальных благ.

Статья 26. Государственная канцелярия

(1) Государственная канцелярия находится в прямом подчинении Президента министров.

(2) Государственной канцелярии могут быть подчинены другие учреждения прямого управления.

(3) Административным руководителем Государственной канцелярии является директор Государственной канцелярии.

(4) Директор Государственной канцелярии для обеспечения выполнения функций Государственной канцелярии может давать распоряжения государственному секретарю, который информирует об этом соответствующего министра. Если распоряжение директора Государственной канцелярии противоречит распоряжению министра, в силе остается распоряжение министра.

(5) Государственная канцелярия:

1) организационно обеспечивает работу Кабинета министров, особенно – организуя заседания Кабинета министров, обеспечивая подготовку документов Кабинета министров в соответствии с установленным нормативными актами процессуальным порядком, управляет делопроизводством Кабинета министров;

2) в рамках основных политических направлений Кабинета министров и по его заданию участвует в планировании политики правительства;

3) по заданию Президента министров координирует и надзирает за выполнением решений Кабинета министров и Президента министров;

4) информирует общество о работе Кабинета министров;

5) управляет бюджетными средствами Кабинета министров;

6) выполняет функции, определенные другими нормативными актами, и задания, выданные Кабинетом министров и Президентом министров.

Глава III

Институциональная система опосредованного управления

Статья 27. Создание интитуциональной системы опосредованного управления

Институциональную систему опосредованного управления и организацию ее работы согласно закону и правилам Кабинета министров определяет соответствующее образованное публичное лицо, соблюдая при этом принципы государственного управления.

Статья 28. Положение об учреждении опосредованного управления

Орган образованного публичного лица, создавая учреждение опосредованного управления, издает положение об учреждении. На положение об учреждении опосредованного управления распространяются правила части второй статьи 16 настоящего закона.

Статья 29. Подчинение учреждения опосредованного управления

Орган образованного публичного лица реализует подчинение учреждения опосредованного управления самостоятельно или при посредничестве отдельного учреждения или должностного лица.

Стаья 30. Законы, регламентирующие деятельность учреждения опосредованного управления

(1) Правила настоящего закона (за исключением правил главы II) применяют в отношении учреждения опосредованного управления, если специальными правовыми нормами других законов не определено иначе.

(2) В отношении учреждения опосредованного управления применяют положения части третьей статьи 15 и частей первой и второй статьи 17 настоящего закона.

Глава IV

Иерархический порядок государственного управления

Статья 31. Иерархия учреждений

(1) Учреждения находятся в единой иерархической системе, в которой одно учреждение подчиняется другому учреждению. Учреждения могут образовывать многоуровневую систему подчиненности.

(2) Высшим учреждением является министерство или другое учреждение прямого управления, непосредственно подчиненное члену Кабинета министров.

(3) Нормативным актом может быть определено, что фунциональную подчиненность над учреждением одного публичного лица реализует учреждение другого публичного лица.

(4) Иерархию совместного учреждения различных публичных лиц определяют нормативным актом, указав в нем вышестоящее учреждение.

Статья 32. Иерархия должностных лиц

(1) Должностные лица в государственном управлении включены в единую иерархическую систему, в которой одно должностное лицо подчиняется другому должностному лицу. Должностное лицо действует в рамках своей компетенции и самостоятельно выполняет свои обязанности и реализует права.

(2) Член Кабинета министров является вышестоящим должностным лицом по отношению к должностным лицам учреждения, находящегося в его подчинении. Следующими высшими должностными лицами являются государственный министр, парламентский секретарь и государственный секретарь.

(3) Должностное лицо прямого управления является вышестоящим должностным лицом по отношению ко всем подчиненным ему должностным лицам прямого управления нижестоящих уровней иерархии.

(4) Должностное лицо опосредованного управления является вышестоящим должностным лицом по отношению ко всем подчиненным ему должностным лицам опосредованного управления нижестоящих уровней иерархии.

(5) Если нормативным актом не установлено иначе, подчиненность должностных лиц в рамках одного публичного лица реализуется в форме подчинения.

(6) Иерархию тех должностных лиц, которые работают в учреждениях различных публичных лиц (часть третья статьи 31), определяют нормативные акты. Если соответствующим нормативным актом форма подчиненности не определена, она соответствует форме подчиненности, определенной для конкретной функции.

Статья 33. Замещение в государственном управлении

(1) Руководителя учреждения замещает следуещее за ним в иерархии должностное лицо, если нормативным актом не определено иначе. Руководитель учреждения утверждает порядок замещения должностных лиц управления.

(2) Если должностное лицо управления не выполняет своих обязанностей или отсутствует, вышестоящее должностное лицо управления для обеспечения непрерывности работы учреждения незамедлительно назначает заместителя этого должностного лица. Вышестоящее должностное лицо может отступить от утвержденного руководителем учреждения порядка замещения, особо обосновав это отступление.

Статья 34. Право на получение информации

Вышестоящее учреждение или должностное лицо может потребовать и получить от нижестоящего учреждения или должностного лица имеющуюся в распоряжении этого учреждения или лица информацию, соблюдая при этом определенные законами ограничения по доступу к информации.

Статья 35. Право на служебную проверку

(1) Член Кабинета министров, руководитель учреждения или другое определенное нормативными актами должностное лицо управления может организовать и провести служебную проверку в своем учреждении или в нижестоящих учреждениях для выяснения фактов или оценки действий соответствующих должностных лиц управления.

(2) Должностное лицо управления обязано сотрудничать с должностным лицом, проводящим упомянутую в части первой настоящей статьи проверку, отвечать на вопросы, а также предоставлять всю имеющуюся в распоряжении информацию, необходимую для соответствующей служебной проверки.

Статья 36. Право на возбуждение дисциплинарного дела

(1) Должностное лицо может возбудить дисциплинарное дело в отношении нижестоящего должностного лица управления. Возбужденное дело отсылают руководителю учреждения, если нормативным актом не определено иначе.

(2) Если возбуждение дисциплинарного дела не входит в компетенцию должностного лица, оно информирует о возбуждаемом дисциплинарном деле должностное лицо управления, в непосредственную компетенцию которого входит возбуждение такого дисциплинарного дела.

Статья 37. Право на перенятие полномочий

(1) Вышестоящее учреждение или должностное лицо может перенять в свою компетенцию дело, находящееся в делопроизводстве подчиненного учреждения или должностного лица управления.

(2) В исключительном случае вышестоящее учреждение или должностное лицо может перенять в свою компетенцию дело, находящееся в делопроизводстве поднадзорного учреждения прямого управления или должностного лица управления. В этом случае учреждение или должностное лицо, желающее реализовать это право, может реализовать его только с письменного согласия своего вышестоящего учреждения или должностного лица. Согласие не является необходимым, если право перенятия полномочий использует член Кабинета министров.

(3) Если учреждение опосредованного управления выполняет функцию управления, входящую в его автономную компетенцию (часть вторая статьи 5), учреждение прямого управления или должностное лицо управления может перенять в свою компетенцию дело, находящееся в делопроизводстве учреждения опосредованного управления или должностного лица управления, если это предусмотрено внешним нормативным актом. Если учреждение опосредованного управления выполняет функцию прямого управления (часть третья статьи 5), то применяют положения части второй настоящей статьи.

(4) В рамках административного процесса упомянутое в частях первой, второй и третьей настоящей статьи право на перенятие полномочий имеет такое должностное лицо управления, административный акт которого можно оспорить, если нормативными актами не определено иначе.

(5) Определенного частями первой, второй и третьей настоящей статьи права на перенятие полномочий нет, если:

1) в рамках административного процесса согласно закону или правилам Кабинета министров коллегиальная институция в случае конкурса, экзамена, аттестации, лицензирования и подобных случаев издает административный акт или принимает решение о фактическом действии;
2) согласно закону или правилам Кабинета министров коллегиальная институция принимает решение о заключении договора в связи с закупками для государственных нужд;
3) решение принимает коллегиальная институция, члены которой при выполнении своих обязанностей являются независимыми и не подчиняются распоряжениям или иному влиянию в отношении своего решения, и решение институции принимается согласно процедуре, предусмотренной законом или правилами Кабинета министров, в которой применяют принципы доказательства, характерные для судебного процесса.

(6) Если было использовано предусмотренное настоящей статьей право на перенятие полномочий, вышестоящее учреждение или должностное лицо принимает решение по соответствующему делу.

Статья 38. Право на частичное перенятие полномочий

(1) Право на частичное перенятие полномочий заключается в праве вышестоящего учреждения или должностного лица распоряжением в письменном виде принять решение по отдельному аспекту дела, не перенимая все дело в свою компетенцию.

(2) Если использовано право на частичное перенятие полномочий, первоначально подчиненное учреждение или должностное лицо управления принимает окончательное решение, соблюдая решение вышестоящего учреждения или должностного лица по аспекту дела и принимая решение по другим аспектам.

(3) Если право на частичное перенятие полномочий использовано в рамках административного процесса, на это указывают в обосновании административного акта.

(4) На частичное перенятие полномочий распространяются все условия перенятия полномочий (статья 37).

Статья 39. Ответственность за перенятие полномочий

(1) При полном перенятии в свою компетенцию дела, находящегося в делопроизводстве подчиненного учреждения или должностного лица управления (статья 37), вышестоящее учреждение или должностное лицо одновременно берет на себя ответственность за принятое решение.

(2) Вышестоящее учреждение или должностное лицо, которое использовало право частичного перенятия полномочий (статья 38), несет ответственность за тот аспект дела, по которому оно приняло решение.

Глава V

Делегирование отдельных заданий управления

Статья 40. Основные положения делегирования

(1) Публичное лицо может делегировать частному лицу или другому публичному лицу (далее – уполномоченное лицо) такое задание управления, которое включает в себя принятие решений. Такое задание управления может быть делегировано только в том случае, если уполномоченное лицо может эффективнее выполнить соответствующее задание.

(2) Частному лицу задание управления может быть делегировано законом, а также, в установленных законом случаях, изданным публичным лицом внешним нормативным актом или договором.

(3) Другому публичному лицу задание управления может быть делегировано в установленных законом случаях. В этом случае применяют правила настоящей главы, если специальными правовыми нормами других законов не определено иначе.

Статья 41. Предмет делегирования

(1) Публичное лицо может делегировать задания управления, выполнение которых входит в компетенцию этого публичного лица или его учреждений. При делегировании заданий управления за выполнение функции в целом отвечает соответствующее публичное лицо.

(2) Нельзя делегировать следующие задания управления:

1) планирование и утверждение отраслевой политики и стратегии развития;

2) координация деятельности отрасли;

3) надзор за учреждениями и должностными лицами управления;

4) утверждение бюджета публичных лиц, распределение финансовых ресурсов на уровне программ и подпрограмм, контроль финансовых ресурсов.

(3) Частному лицу, в дополнение к указанному в части второй настоящей статьи, нельзя делегировать:

1) издание административных актов, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом;
2) задания, связанные с выполнением функции внешней и внутренней безопасности государства, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом или правилами Кабинета министров;
3) другие задания, которые по своей сути могут выполнять только учреждения.

Статья 42. Условия делегирования для частного лица

(1) Частное лицо должно быть правомочно выполнять соответствующее задание управления. Принимая решение о делегировании задания управления частному лицу, учитывают его опыт, репутацию, ресурсы, квалификацию персонала, а также другие критерии.

(2) Принимая решение о делегировании задания управления объединению, оценивают, не представляет ли оно интересы отдельных материально или иным образом заинтересованных групп.

Статья 43. Подчиненость уполномоченного лица

(1) При делегировании задания управления законом или правилами Кабинета министров, определяют учреждение, в подчинении которого находится уполномоченное лицо в отношении выполнения конкретного задания.

(2) При делегировании задания управления договором, уполномоченное лицо в отношении выполнения конкретного задания находится в подчинении того учреждения, которое заключает договор.

(3) Надзор за выполнением задания управления должен быть полным и эффективным.

(4) Конкретную форму и содержание подчиненности определяют, принимая во внимание содержание делегированного задания управления и другие соображения. Уполномоченное лицо, которому делегировано право издания административных актов, находится в функциональной подчиненности, если внешним нормативным актом не определено иначе.

(5) Учреждение, в подчинении которого находится уполномоченное лицо, отвечает за правомерное и целесообразное выполнение делегированного задания. Это учреждение является учреждением, в котором оспаривают изданные уполномоченным лицом административные акты, если внешним нормативным актом не определено другое учреждение.

(6) Уполномоченное лицо подает учреждению, в подчинении которого находится, информацию, которую учреждение требует в связи с выполнением делегированного задания.

Статья 44. Возмещение убытков в случае делегиpования

(1) Имущественные убытки и персональный ущерб, нанесенный третьему лицу, возмещают:

1) из государственного бюджета, когда делегирование определено законом или правилами Кабинета министров;

2) из бюджета того публичного лица, к которому принадлежит делегирующий, в случае, когда делегирование определено договором.

(2) Уполномоченное лицо в регрессивном порядке возмещает убытки соответствующему публичному лицу, если:

1) убытки возникли в результате противоправной деятельности или бездеятельности уполномоченного лица;

2) уполномоченное лицо не выполняет или не выполняет должным образом делегированное задание.

Статья 45. Процедура договорного делегирования

(1) Решение о делегировании заданий управления, находящихся в компетенции учреждения прямого управления, на срок до трех лет принимает член Кабинета министров, в подчинении которого находится учреждение, заключающее договор.

(2) Решение о делегировании заданий учреждений опосредованного управления принимает орган соответствующего образованного публичного лица, информирующий учреждение прямого управления, в подчинении которого находится соответствующее образованное публичное лицо. Если срок делегирования превышает год и срок полномочий депутатов самоуправления, договор делегирования согласуют с учреждением прямого управления.

(3) В решении о делегировании констатируют допустимость делегирования и регламентируют правила делегирования.

Статья 46. Содержание договора делегирования

В договоре делегирования указывают:

1) стороны;

2) делегированное задание управления и нормативный акт, которым соответствующее задание передано в компетенцию делегирующего;

3) порядок и сроки выпонения делегированного задания управления;

4) конкретную ответственность сторон;

5) критерии оценки качества выполнения задания, а если предметом договора является разовое задание, — также и достигаемые результаты;

6) порядок взаимных расчетов, правила присвоения финансовых и других ресурсов;

7) порядок подачи регулярных отчетов и сообщений;

8) порядок надзора за деятельностью уполномоченного лица;

9) порядок вступления договора в силу;

10) срок действия договора;

11) другие существенные условия договора.

Статья 47. Прекращение договора делегирования

(1) Договор делегирования прекращается по окончании срока, на который он заключен.

(2) Если срок делегирования превышает три года, каждая из сторон может его расторгнуть, соблюдая срок расторжения в один год.

(3) В договоре могут быть предусмотрены более короткие сроки расторжения, чем предусмотрено частью второй настоящей статьи.

(4) Договор может быть расторгнут без соблюдения сроков расторжения, если вторая сторона грубо нарушила положения договора или существуют другие важные причины, которые не позволяют продолжать договорные отношения.

(5) Договор расторгают, если более не существует основных условий его заключения (статья 40) или специальных условий делегирования частному лицу (статья 42).

Глава VI

Участие общества в государственном управлении

Статья 48. Виды участия общества

(1) Для достижения целей настоящего договора учреждение вовлекает в свою деятельность представителей общества (представителей общественных организаций и других организованных групп, отдельных компетентных лиц), включая их в рабочие группы, консультативные советы или попросив дать заключение.

(2) По важным для общества вопросам учреждение обязано организовать публичное обсуждение. Если учреждение принимает решение, которое не соответствует точке зрения значительной части общества, оно особо обосновывает это решение.

(3) Учреждение (далее также – уполномачивающий), соблюдая положения настоящей главы, может уполномочить частное лицо на выполнение заданий государственного управления.

(4) Для обеспечения участия общества в своей деятельности учреждение может использовать виды вовлечения общества, определенные другими нормативными актами, не упомянутые в настоящей статье.

(5) Решение о вовлечении представителей общества в деятельность учреждения и его видах принимает руководитель учреждения, если нормативным актом не определено иначе.

Статья 49. Условия присвоения полномочий

(1) Частное лицо внешним нормативным актом или договором об участии (статья 50) может быть уполномочено на выполнение задания управления, не содержащего принятия или подготовки решения управления, если:

1) это направлено на благо общества (в некоммерческих целях);

2) это целесообразно для вовлечения общества в государственное управление, и

3) это дает, по меньшей мере, такой же эффект.

(2) На присвоение полномочий, соблюдая положения настоящей главы, распространяются положения части первой статьи 42. При выборе частного лица учреждение применяет объективные критерии, соблюдая условия, упомянутые в части первой настоящей статьи. При заключении договора об участии уполномачивающий, при необходимости, обосновывает выбор. Обоснование вместе с проектом договора (часть третья статьи 50) является публично доступным.

Статья 50. Условия заключения договора об участии

(1) На договор об участии распространяются положения статьи 46 настоящего закона.

(2) О намерении заключить договор об участии уполномачивающий информирует вышестоящее учреждение и, в установленных нормативными актами случаях, – также и высшее учреждение (часть вторая статьи 31).

(3) Проект договора об участии должен быть публично доступен по меньшей мере 10 дней до момента подписания. За публичную доступность проекта договора отвечает уполномачивающий.

(4) Если договором предусмотрено выделение бюджетных средств, на использование этих средств и финансовый отчет об этом распространяются такие же условия, как и на заключившее договор учреждение.

(5) Порядок заключения договора об участии учреждением прямого управления определяет Кабинет министров.

(6) Учреждение опосредованного управления заключает договор об участии в случаях и порядке, определенных органом образованного публичного лица. Если этот порядок не определен, договор об участии заключает орган образованного публичного лица.

Статья 51. Публичность договора об участии

Договор об участии является публично доступным. Порядок публикования договора определяет Кабинет министров.

Статья 52. Ответственность уполномачивающего

(1) Уполномачивающий отвечает за надлежащее выполнение задания.

(2) Уполномачивающий, как в акте присвоения полномочий, так и в дальнейшем, при надзоре за деятельностью частного лица, должен обеспечить надлежащее выполнение задания.

Статья 53. Возмещение ущерба в случае передачи полномочий

(1) Имущественные убытки и персональный ущерб, причиненные третьему лицу при выполнении задания управления, возмещают из бюджета того публичного лица, к которому принадлежит уполномачивающий.

(2) Уполномоченное лицо в регрессивном порядке возмещает убытки публичному лицу, если убытки возникли в результате противоправной деятельности или бездеятельности уполномоченного лица. 

Глава VII

Сотрудничество в государственном управлении

Статья 54. Основные положения сотрудничества

(1) Учреждения, между которыми нет иерархических отношений, сотрудничают для выполнения своих функций и заданий.

(2) Учреждение, получившее соответствующее предложение от другого учреждения, может отказать в сотрудничестве только в том случае, если имеются причины отказа, предусмотренные статьей 56 настоящего закона.

(3) Сотрудничество учреждений осуществляется бесплатно, если внешним нормативным актом не определено иначе.

(4) Учреждения могут сотрудничать как в отдельном случае, так и постоянно. При постоянном сотрудничестве учреждения могут заключить межведомственное соглашение (статьи 58 – 60).

(5) Публичные лица при сотрудничестве могут заключить договор о сотрудничестве (статья 61).

Статья 55. Предмет сотрудничества учреждений

(1) Учреждение может предложить другому учреждению обеспечить участие отдельных должностных лиц управления в выполнении конкретных задач управления.

(2) Учреждение, соблюдая определенные нормативными актами ограничения, может предложить другому учреждению предоставить информацию, имеющуюся в распоряжении этого учреждения.

(3) Учреждение может предложить другому учреждению предоставить ему заключение по вопросу, входящему в компетенцию учреждения, дающего заключение.

(4)Нормативным актом могут быть определены другие предметы сотрудничества .

Статья 56. Отказ в сотрудничестве

(1) Учреждение может отказать в сотрудничестве, в письменном виде обосновав отказ, если:

1) сотрудничество невозможно по фактическим причинам;

2) сотрудничество невозможно по правовым причинам;

3) в сотрудничество может быть вовлечено другое учреждение с меньшим потреблением ресурсов;

4) необходимое потребление ресурсов превышает потребность предложившего сотрудничество учреждения в этом сотрудничестве.

(2) Учреждение, получившее отказ в сотрудничестве, может предложить вышестоящему учреждению отказавшего учреждения оценить обоснованность отказа.

Статья 57. Недостаточное сотрудничество

Если учреждение считает, что цель предложенного сотрудничества не достигнута из-за деятельности или бездеятельности второго учреждения (сотрудничество недостаточно или не обеспечено надлежащим образом), оно может проинформировать об этом вышестоящее учреждение второго учреждения.

Статья 58. Межведомственное соглашение

(1) Для обеспечения постоянного сотрудничества учреждения, находящиеся в подчинении различных членов Кабинета министров (принадлежащие к разным ведомствам), могут в письменном виде заключить межведомственное соглашение.

(2) Межведомственное соглашение учреждения могут заключить и в том случае, если они принадлежат одному публичному лицу или разным публичным лицам.

(3) Межведомственным соглашением нельзя делегировать или изменить определенную нормативными актами компетенцию учреждений.

(4) Межведомственное соглашение не является обязывающим для вышестоящих учреждений соответствующих учреждений. Оно не ограничивает иерархические права вышестоящих учреждений.

Статья 59. Согласование и выполнение межведомственного соглашения

(1) Перед подписанием межведомственного соглашения учреждение согласует проект с вышестоящим учреждением. Если вышестоящее учреждение в течение месяца со дня отсылки проекта не дало письменного ответа, соглашение считается согласованным.

(2) Если межведомственное соглашение не выполняется должным образом, учреждение информирует об этом вышестоящее учреждение того учреждения, которое не выполняет соглашение.

(3) Учреждение не может требовать от другого учреждения выполнения соглашения, если невыполнение соглашения является последствием действий вышестоящего учреждения .

(4) Нельзя подавать в суд иск о невыполнении межведомственного соглашения, а также о возмещении убытков.

Статья 60. Прекращение межведомственного соглашения

Межведомственное соглашение прекращает действие, если:

1) закончился срок, на который оно заключено;

Pages: 1 2

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.