Формы религиозной общности в исламе

ГАЛЕЕВ АЛЬБЕРТ
ФОРМА РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩНОСТИ В ИСЛАМЕ
Идеальное мусульманское общество счастливо,
его не тревожат столкновения или сомнения,
оно сильно, монолитно и успешно, ибо призывает к добру,
приказывает то, что справедливо,
и запрещает все неправедное.
Абдулла Йусуф Али
Возникновение ислама как структурно и содержательно уникального для политической культуры этносов, населявших Аравийский полуостров в VII в., явления имеет в основании, по существу, два фактора. Во-первых, появление религии подобного масштаба в языческом обществе непременно является результатом интеллектуального прорыва. Во-вторых, вариант реорганизации политического устройства, предлагаемый исламом, оказывается качественно иным, наднациональным. Для данного исследования представляется более актуальным именно содержание социально-политического аспекта ислама. Не отличавшееся оседлостью и постоянством, ослабевшее в междоусобных войнах, население Аравийского полуострова к концу VI в. начинает испытывать потребность в появлении объединяющей идеи. На юге это проявляется в грезах о всемирной империи, на севере – в рассказах о «победных днях арабов» . В силу разных обстоятельств, которые в данном случае следует оставить за скобками, ни одна из вышеназванных религий, ни какое-либо политическое учение не стали интегрирующей силой. Принимая во внимание лишь результат исламизации Аравии (появление единого «арабского» государства, выход мусульман за пределы полуострова и завоевание территорий, никогда ранее не входивших в ареал расселения арабов), можно говорить о политической эффективности ислама. Одной из составляющих этой эффективности является идея исламской общины, или уммы.
Значение термина «умма» складывалось в ходе проповеднической деятельности Мухаммада и формирования социального организма, обозначаемого Священным Кораном этим термином . С помощью этого термина в Коране обозначаются людские сообщества, составлявшие в своей совокупности мир людей (та же логика была у греков, называвших весь известный им мир людей ойкуменой; позже понятие «ойкумена» стало обозначать совокупность верующих христиан). Отдельное сообщество было объединено общей религией, Писанием или отсутствием Писания, ниспосланного в прошлом (в отличие от христиан и иудеев – «людей Писания» – ахл аль-китаб). Оно называлось по имени духовного прародителя, который мог быть и кровным предком. Так, в аяте 120 суры 16 Корана говориться о пророке Ибрахиме: «Поистине, Ибрахим был примером покорности Аллаху и (ханифом), и он был не из тех, кто придает Аллаху идолов». В арабском тексте слово «умма» означает «образец», «пример». К тому же многие толкователи Корана, считают, что Ибрахим «воплощал в себе все добродетели» (Асад) и «был общиной сам по себе» (Йусуф Али, Маудуди). Таким образом, мусульманская община представляет собой пример для сомневающихся и «неверных», а каждый праведник авторитетен в той мере, в какой авторитетна община.
Термин «умма» содержал в себе еще и представление о духовной преемственности. «История человечества в Коране – это последовательная смена одной религиозной общины другой, все они составляли некогда единую умму людей, объединенных общей религией (умма Ибрахим, миллат Ибрахим)» . В комментарии к 68 аяту 3 суры Священного Корана Сайид Кутб пишет: «Со времен Ибрахима Исламская община образует одно целое, не имеющее ни географических, ни этнических границ. Она существовала из поколения в поколение как союз преданных Аллаху (мусульман), которых различают не по родству, родственной принадлежности или расе, а исключительно и единственно по их вере. Эта вера привела к тому, что последователи Ибрахима – да будет мир с ним! И позднее Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) сблизились и стали близкими к Ибрахиму» .
В мединских сурах термин «умма» стал обозначать, главным образом, мединскую общину и ее составляющие – уммы мусульман и иудеев . Анализ коранических текстов и мединского договора («Мединской конституции») показывает, что основой социальной организации мединской уммы являлись отношения зависимости / покровительства, или вала’дживар, которые приобрели, в отличие от доисламского, условного, новый, абсолютный характер. Все члены уммы находились под покровительством «верховного» маула (вали) – Аллаха (см. аят 68 суры 3: «Самые близкие к Ибрагиму люди, конечно, те, которые за ним последовали, и этот пророк, и те, которые уверовали. А Аллах – покровитель верующих»). Покровителем членов уммы стал и сам Мухаммад.
К концу жизни Мухаммада в умму было включено практически все население Аравии, а после его смерти и прекращения «непосредственного вмешательства» Аллаха в жизнь общины умма аль-ислам стала земным носителем верховного суверенитета. В ходе арабских завоеваний и последующей исламизации покоренных народов термин аль-Умма стал обозначать все сообщество мусульман, хотя без артикля мог употребляться и в отношении всего «сообщества не мусульман» – населения дар аль-харб.
В течение VII в. произошло отождествление общины мусульман (умма аль-ислам) с местом их обитания (дар аль-ислам) и Халифатом. При этом сохранялось представление о том, что мусульманин, даже живущий вне пределов Халифата, принадлежит к аль-Умме. Представления о национальном гражданстве появились в мусульманских странах лишь в конце XIX в. До этого мусульмане различных государств юридически считались членами одной общины мусульман .
«Исламская община зиждется на двух основаниях», – писал в своем толковании Корана Сайид Кутб. Одним из них является столп веры и богобоязненности, другим – братство по вере . Последнее представляет собой нововведение, которое в доисламской Аравии племен и родов было немыслимо. Обращение в ислам превращает человека в мусульманина и это, согласно Священному Корану и Достоверной Сунне, высшая форма идентификации человека. Однако абсолютный примат религиозного над родовым или племенным действовал лишь в период хиджры, т.е. переселения Мухаммада и первых мусульман в Ясриб. Кутб, комментируя 72 аят 8 суры, пишет: «…Каждый, исповедовавший исламскую веру в Мекке, отделялся от своей семьи, рода и племени и от вождей курайшитов. Пророк породнил друг с другом всех сторонников новой религии. Он сделал из них новую общину и заменил узами веры узы крови и родства» . И далее: «Побратимство было введено исламом…, чтобы облегчить состояние переселенцев (мухаджиров), оставивших в Мекке свои семьи и имущество. Но оно было направлено и на поддержку новых мусульман в Медине, связи которых с семьями, вследствие принятия ими ислама оказались прерванными… Это побратимство было единственной в своем роде связью в истории солидарности между сторонниками веры, которое приравнивалось к кровной связи» . По всей видимости, когда противники ислама несколько смягчили свою позицию, стало возможным и даже необходимым воссоединение родов в рамках исламской общины. В том же аяте сказано: «Пророк ближе к верующим, чем они сами, а супруги его – их матери». «…Данный аят указывает и на высшее проявление духовности: проявление, существующее между посланником Аллаха, вдохновленным Аллахом, и тем, кто добровольно решился последовать ему. Говорят, посланник Аллаха произнес следующее: «Никто из вас не уверует в действительности, пока я не стану для него ближе родного отца, ребенка и всего человечества» . Таким образом, в умме нет разделения по племенному или этническому признаку, нет избранных родов или народов, но благочестие и богобоязненность невозможны без уважения к роду и отправления своих обязательств по отношению к своим кровным родственникам. Вместе с тем «Коран сделал многое, чтобы ослабить старые арабские генеалогические иерархии» . Коранический принцип «самый знатный среди вас есть самый благочестивый перед Богом» предполагает появление новой иерархии. К тому же складывающиеся отношения «посланник Аллаха – мусульманин» обладают приоритетом над этническими и кровными .
Здесь необходимо подробнее остановиться на роли руководителя общины и организации властных отношений после смерти Пророка Мухаммада. Обозначенный выше принцип покровительства уммы посланником Аллаха должен был привести и привел к сакрализации личности Пророка и всего, что с ним было связано, в первую очередь, его близких. Коран, требуя проявления к Пророку уважения, большего, чем уважение к родителю, тем не менее однозначен в том, что среди людей нет совершенного, а определение степени праведности каждого остается за Аллахом в день Страшного Суда. В действительности дело обстояло иначе: «преодоление эндогенных норм, чему особенно благоприятствовала мощная социальная динамика первых веков Хиджры, достаточно быстро компенсировалось длительным процессом нового утверждения генеалогического принципа: возникает новая социополитическая иерархия, на вершине которой размещаются «члены семьи Пророка» (ахл аль-байт), которые требуют признания своего духовного главенства и приоритета в управлении Исламским государством» . Еще при жизни Пророк являлся непререкаемым авторитетом для членов уммы и то, что до сих пор для арабов масштаб его личности не имеет равных, свидетельствует об исключительной роли посланника Аллаха в формировании мусульманской и в частности арабской политической культуры.
Вопрос о границах уммы остается открытым в той мере, в какой остается открытым вопрос о конце религиозной экспансии ислама. Отказ от примата племенной и этнической принадлежности (ассабийя), отторжение идеи «избранного народа» , универсальность идеи заключения договора (сульх) с жителями покоренных территорий , выход к 750 г. войск Халифата к современному Бискайскому заливу на северо-западе, Дагестану – на северо-востоке, Узбекистану и Пакистану – на востоке, Ливии и Марокко – на юге и юге-востоке, современная положительная динамика увеличения количества верующих мусульман в самых разных концах света не позволяют говорить о том, что мусульманская община раз и навсегда обрела устойчивые границы. К тому же легкость обращения в ислам и демократичность устоев, на основе которых организована умма, потенциально означают и дальнейший рост числа прозелитов ислама.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.