Чеченцы и ингуши

ЧЕЧЕНЦЫ И ИНГУШИ: ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР.
АННА КУЗНЕЦОВА
Общим названием для чеченцев и ингушей служит этноним вайнах (или нах), что буквально означает «наш человек»: вай – наш, нах – человек (чеч.). Племена вайнахов (или нахов) начали встречаться в произведениях древних историков за несколько столетий до новой эры. Прежде всего, это были произведения греческих историков, а также грузинские, армянские, а впоследствии русские летописи. В те времена племена вайнахов назывались микгизы, буртели, шашане, нахчаматьяне, шабутяне, кисты, дзурдзуки, джейрахи, цори, тушины, панкисцы и др. По вопросу об этнониме вайнах в настоящее время ведется острая полемика между чеченскими и ингушскими языковедами, историками и этнографами. В частности, указывают на то, что в дореволюционной научной литературе не существовало понятия «вайнах» или «вайнахский язык», и сам термин не существовал даже в быту. Впервые термин «вайнах» появился в 1923 г. Однако еще в то время ингушские лингвисты отказывались признавать этот термин, утверждая, что общего названия у чеченцев и ингушей не существует. (З.К. Мальсагов «Культурная работа в Чечне и Ингушетии в связи с унификацией алфавитов», 1923 г.). Чеченский и ингушский языки называть вайнахскими предложил Н.Ф. Яковлев, что впоследствии было официально утверждено. (Султан Патиев. К вопросу о «вайнахских языках»). Ингушские языковеды и некоторые этнографы (С. Патиев, И. Сампиев) придерживаются мнения, что сам чеченский этнос сложился в 16 в. под влиянием миграции ингушских племен, карабулаков на современную чеченскую плоскость, где они, попав под влияние русской, кабардинской, кумыцкой и ногайской культур, а также гребенских казаков образовали новую культуру и новый язык – чеченский (там же). В связи с этим чеченский язык рассматривается всего лишь как диалект ингушского, в то время как среди чеченских ученых и, что немаловажно, в широком общественном сознании, все обстоит как раз наоборот: доходит до того, что ингушей считают субэтносом чеченцев, а ингушский язык – диалектом чеченского языка. Несомненно только одно, что чеченцы и ингуши не являются одним народом или субэтносами друг друга, а их языки, хотя и принадлежат к одной – нахской – группе, не являются диалектами друг друга и частично взаимонепонимаемы.
Кроме того, чеченцы и ингуши происходят от разных неолитических культур – каякентско-хорочоевской и кобанской. В антропологическом отношении чеченцы ближе к аварцам Дагестана, нежели к ингушам и представляют собой большее разнообразие антропологических типов. Композитива «вайнах» (вай – местоимение, нах – существительное) не зафиксировано в ингушском языке (там же). На бытовом уровне «наш человек» на ингушском языке звучит как «вей саг ва из».
Подобная полемика обострилась в конце 1980-х годов с началом политического расхождения чеченцев и ингушей еще внутри единой Чечено-Ингушской АССР и приобрела еще большую остроту, когда зашла речь об объединении Чечни и Ингушетии в единый субъект федерации, чему ингушская сторона решительно противится.
У чеченцев и ингушей существуют как общепринятые названия (чеченцы и ингуши), так и самоназвания (нохчий и галгай).
Этноним нохчий восходит к чеченскому слову нехч, что означает «сыр» или, по другим гипотезам к слову нашхо, что означает «род» , а также к словам нох (народ) и нахчо (пахарь) .
Этноним галгай гипотетически происходит от слова гiала (город, крепость, башня). Это подтверждается существованием топонима Гiаланчож (Ущелье башен) в высокогорном районе Ингушетии .
Современное название – чеченцы известно со времен монголо-татарского нашествия на Кавказ (т.е. ХШ в.) и происходит от топонима Чечен-Аул, которое, в свою очередь, некоторые исследователи выводят из имени монгольского царевича по имени Сэчен, который, согласно, преданию, останавливался в Чечен-Ауле, названном впоследствии в его честь.
Этноним ингуши произошел от одного из древнейших поселений ингушей – аула Ангушт в Тарской долине (современное село Тарское в Пригородном районе Республики Северная Осетия – Алания). Название Ангушт в переводе на русский язык означает «место, откуда виден горизонт». В русский язык название ингуш пришло от кабардинцев, у которых появилось в ХVШ в.
К нахам относятся также кистины, бацбийцы и несуществующее ныне племя карабулаки .
Европейским исследователям нахи стали впервые известны из работ академика И. Гюльденштодта (I.D. Guldenstadt. Reisen durch Rusland und in Kakasischen bebirge. T.2. SPb., 1791, с.255). Также о этнографии, истории и языке чеченцев и ингушей писали: Г. Клапрот (G.Klaproth. Reise in den Kaukasus und nach Georgien, unternommenden in Jahren 1807 und 1808. Bd.2. 1814), Р. Эркерт (R.Erckert. Die Sprachen des kaukasishen Stammes. Wien. 1895; с иллюстрациями, фотографиями и этнографической картой Кавказа).
Древнейшее население Северного Кавказа, в том числе современной Чечни и Ингушетии, ведет свое начало от Кобанской и Каякентско-Хорочоевской культур, эпохи позднего камня и ранней бронзы. В конце I тысячелетия до новой эры Северный Кавказ подвергся нашествию сарматских племен, во главе которых стояло племя аланы, которые вступили в контакт с предками аборигенного населения Кавказа – племенами адыги, осетины, чеченцы, ингуши, а также некоторыми народами Дагестана . В последующие века через Кавказ прошли иранцы (IV в.), гунны (IV в.), болгары-кутургуры, утургуры, савары, куманы, авары (VI в.). Эти племена не только смешивались с местными, но также оставляли следы в их материальной и духовной культуре. Однако такие исследователи, как Джавахашвили, Крупнов, Ламтиадидзе и др., придавали большее значение местному кавказскому субстрату. В высокогорных районах Чечни и Ингушетии эти племена вообще не появлялись .
В 733 году на Кавказе появились арабы; с Х по ХШ вв. северная часть северокавказских степей была занята тюркским племенем половцев. Это привело к отюречиванию местных племен – балкарцев, карачаевцев, кумыков . С ХШ века на Кавказе появляются войска Чингисхана, что привносит в местный этногенез и культуру также монгольский и тюркский элементы. Один из современных народов Северного Кавказа – ногайцы – выделяются из государства Чингисхана (Золотой Орды) в 1263 г. и начинают кочевать на Кавказе. С 1386 по 1402 гг. Кавказ подвергается нашествию войск Тимура, который проходит через Осетию, оттеснив к востоку черкесов, и дальше в Грузию и Дагестан. В Чечне, недалеко от Грозного в память о нем остается мост «Аксан Темыра», по которому Тимур, согласно легенде, переправлялся .
Во время монгольского нашествия с р. Кубань на р. Терек продвигаются кабардинцы, и в начале ХVI века они занимают часть современной Ингушетии – бассейны рек Камбилеевка и Сунжа . По данным А. Генко, в конце ХVI века они уходят оттуда, столкнувшись с карабулаками, кумыками и чеченцами, и территория вокруг Яндырки, вниз по р. Сунжа остается свободной вплоть до 1781 г., когда туда заселяются ингуши и карабулаки, заняв ущелье в верховьях р. Сунжа и основав там ряд поселений .
В начале ХVШ века ингуши и осетины усилились настолько, что вытесняют кабардинцев на север, освобождая для себя территорию современного Владикавказа, Назрани и Ачалуков .

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.