Вера святых. Катехизис восточной православной церкви

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ (ВЕЛИМИРОВИЧ)
ВЕРА СВЯТЫХ. КАТЕХИЗИС ВОСТОЧНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ВВЕДЕНИЕ. О ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЕ
В чем суть христианской веры?
Христианская вера зиждется на том, что Иисус Христос является свидетелем самых важных тайн бытия и обладателем знаний о жизни. Люди не могут овладеть этими знаниями своими собственными усилиями, но постигают их лишь верой в Него.
Каковы же эти самые важные тайны бытия и жизни, о которых только Христос имеет истинное знание?
Самые важные тайны бытия и жизни таковы:
Тайна невидимых реалий: Бога, Ангелов, души человека;
Тайна сотворения мира и конца света;
Тайна промысла Божьего, ведущего человека и человечество к определенной цели по Его премудрости и всемогуществу;
Тайна грехопадения человека и его спасения через боговоплощение;
Тайна Царствия Божия как конечной цели земной жизни человека и верного пути, ведущего к этой цели.
Тайна воскресения из мертвых, Страшного Суда и вечной жизни.
А не пытались ли какие-либо другие учителя веры, мыслители и философы объяснить эти тайны?
Да, многие пытались найти объяснение этим тайнам. Однако они опирались лишь на ограниченные силы человеческого разума и свои размышления о мире и природе человека. Все их упорные попытки проникнуть в эти тайны заканчивались лишь различными предположениями и целыми теориями, противоречившими одна другой.

В чем же тогда состоит преимущество знания Иисуса Христа?
Преимущество Христа в том, что Он – очевидец. Он свидетельствует: Я говорю то, что видел у Отца Моего (Ин.8:38); и в другом месте: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин.3:13). Учителям веры своего времени Он говорил: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира (Ин.8:23). Одному из начальников иудейских Он сказал: истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели (Ин.3:11). Затем Он еще раз повторил: Я есмь хлеб, сошедший с небес (Ин.6:41). И многое другое на эту тему Он сказал с авторитетом свидетеля, видевшего все тайны неба и земли, поэтому люди изумлялись Его науке, ибо никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин.7:46).
Действительно, и в повседневной жизни мы больше верим очевидцу, чем какому-то теоретику или философу. Однако были и другие учителя веры, которые утверждали, что учение свое приняли от неких ангелов, но ангелы тоже – очевидцы великих тайн. Как это понимать?
Верно, иногда Господь Бог посылал Своих ангелов к отдельным людям, чтобы научить их и направить на путь истинный. Но гораздо чаще люди испытывали ложные видения, то есть им являлись духи зла в облике ангелов. Однако в случае Иисуса Христа дело обстоит по-другому. Ангелы Его и не учили, и не указывали Ему путь. Напротив, Он сам приказывал ангельскому воинству и изгонял злых духов из людей. Ангелы служили Ему, а бесы в ужасе трепетали перед ним.
Должны ли мы, в таком случае, думать, что христианство выше всех остальных религий мира?
Христианскую веру не следовало бы сравнивать с другими религиями и, строго говоря, не следовало бы называть «религией» в языческом понимании этого слова. Ибо она – не какая-то одна из разнообразных религий, но она есть ВЕРА ВО ХРИСТА И ОТКРОВЕНИЕ ХРИСТОВО. Христианская вера – это личное, единственное в своем роде и полное раскрытие Бога перед людьми ради их просвещения и спасения. Другого Откровения Господь Бог больше не даст до самого конца света, и не следует ожидать пришествия другого мессии, кроме Иисуса Христа.
Как тогда следует относиться к некоторым попыткам наших современников приравнять христианскую веру ко всем остальным религиям?
Эти попытки ошибочны, ибо кровь Сына Божьего не может быть приравнена к чернилам литератора. Это – опасный эксперимент, ибо Бог поругаем не бывает (Гал.6:7). И хотя мы, как члены древней Восточной Церкви, снисходительны ко всякому человеческому существу, нам строжайше запрещено приравнивать истину Откровения, переданную нам Богом, к религиям и философиям, созданным людьми.
Какими средствами следует бороться против попыток уравнивания христианской веры с другими религиями?
В первую очередь – углублением нашего знания о нашей православной вере, использованием веры в повседневной жизни, погружением в веру до самозабвения, как ученый всего себя отдает своему открытию. Во-вторых, мудрыми и благородными усилиями (ни в коем случае не силой), помогая людям подниматься с самых нижних ступеней к высотам нашей современной веры, а не опускаться до несовершенных верований и смешиваться с ними ради какой-то договоренности.
Почему нашу веру мы называем животворящей?
Потому, что ВЕРА и ЖИЗНЬ связаны неразрывно, как причина и следствие. Господь Иисус Христос сказал: верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин.3:36). Кроме того, было сказано: праведник верой жив будет (Евр.10:38).
ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ
Откуда происходит наша православная вера?
Из Божьего Откровения.
Из каких источников мы можем черпать осознание веры или Божьего Откровения?
Из двух источников: Священного Писания и Священного Предания.
1.1. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
Что такое Священное Писание?
Сборник священных книг Ветхого и Нового Завета называется Священным Писанием, или Библией.
Почему Писание называется Священным?
Потому что Пресвятой Господь Бог наш вдохновил святых людей на создание этих книг и руководил их трудами с целью научить нас святой жизни.
Что значит слово Библия?
Это слово греческое и означает книги. Однако слово это употреблено здесь не в смысле «сборник», но в смысле «качество», то есть значение слова относится не к множеству книг, но к Книге книг, к вершине пирамиды изо всех книг на свете.
1.1.1. КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
Как делятся книги Ветхого Завета?
На четыре группы: книги законов, исторические, нравоучительные и пророческие.
Какие книги Ветхого Завета относятся к книгам законов?
Это пять книг Моисея, а именно:
Бытие – книга о сотворении;
Исход – книга о переселении;
Левит – книга о духовенстве и приношении жертв;
Числа – книга о числах;
Второзаконие – книга о повторении законов.
Чему учит нас книга Бытия?
В первую очередь она убеждает нас во Всемогуществе Бога и Премудрости Его при сотворении мира созидательным Словом Божиим. Во-вторых, говорит нам, с какой великой Любовью Господь создавал человека по Своему образу и подобию. В-третьих, напоминает нам о совершенной правде Бога, изгнавшего из Рая наших прародителей Адама и Еву, которые, обманутые сатаной, отвернулись неблагодарно от Творца своего и поверили губителю своему, что привело к трагедии человеческого рода.
Чему нас учат книги законов Ветхого Завета?
Они показывают, как Бог учил людей с помощью неизбежного закона Правды, чтобы подготовить их к усвоению закона Любви через Спасителя Иисуса Христа.
Какие книги Ветхого Завета являются историческими?
Книга Иисуса Навина, Книга Судей израилевых, Четыре книги Царств, Книги Паралипоменон, Первая книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфири.
Чему нас учат эти исторические книги?
Из них мы узнаем об активном участии во всех значительных событиях Бога, Который из самых добрых побуждений исправляет и излечивает греховную природу человеческую, чтобы уберечь людей от сатанинских сетей идолопоклонничества и обратить их к Себе – Единому Истинному и Человеколюбивому Богу.
Какие книги Ветхого Завета являются нравоучительными?
Книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Книга Экклезиаста или Проповедника, Песнь песней Соломона.
Чему мы учимся, читая эти нравоучительные книги?
Эти книги учат нас, как следует относиться ко всяческим событиям повседневной жизни и как вести себя на зигзагах жизненных дорог, не теряя при любых обстоятельствах из виду Господа Бога нашего и Его Заповеди.
Какие книги Ветхого Завета являются пророческими?
Книги четырех великих пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила.
Книги двенадцати малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софронии, Аггея, Захарии, Малахии.
Кроме того, в Церкви используются: Книга Премудрости Соломона, Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова.
Является ли такое разделение книг Ветхого Завета строго определенным?
Нет, не является. В книгах законов и пророческих можно встретить множество исторических фактов, а в книгах исторических есть и пророчества. Среди всех книг особое место занимает Псалтирь. Хотя Книгу псалмов обычно относят к нравоучительным книгам, псалмы полны пророчеств о Христе. Кроме того, Псалтирь – самый лучший молитвенник во всей Библии.
1.1.2. КНИГИ НОВОГО ЗАВЕТА
Сколько книг в Новом Завете?
Новый Завет, практически, представляет собой одну книгу, ибо весь он, от первой до последней страницы, посвящен одной центральной теме.
Какова центральная тема Нового Завета?
В центре Нового Завета стоит одна исключительная личность, то есть наш Господь и Спаситель Иисус Христос.
Из какого количества малых книг состоит великая Книга Нового Завета?
Новый Завет состоит из двадцати семи частей.
Можно ли каждую из этих малых частей назвать «книгой»?
Можно, если судить не по ее объему, а по ее важности. Среди них есть Послания апостолов, содержащие всего одну печатную страницу.
Какие книги входят в Новый Завет?
1. Четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, Луки, от Иоанна;
2. Деяния святых апостолов;
3. Семь Соборных посланий: от Иакова – 1, от Петра – 2, от Иоанна – 3, от Иуды – 1;
4. Четырнадцать посланий апостола Павла;
5. Откровение (Апокалипсис) апостола Иоанна Богослова.
Что означает слово «Евангелие»?
«Евангелие» происходит от греческого слова евангелион, что означает благая весть, добрая весть.
Почему оно так названо?
По личности Иисуса Христа, Который суть совершенная доброта и совершенная новизна в истории человечества.
Кто первый употребил слово Евангелион в Новом Завете?
Сам Господь Иисус Христос, Который в первой Своей проповеди сказал людям: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15).
Что мы узнаем из Четвероевангелия?
Мы узнаем, что исполнились все обещания, которые Бог дал людям в Ветхом Завете, и что все пророчества, от дней Адама и далее, исполнились в лице Иисуса Христа.
Чему еще учит нас Четвероевангелие?
Мы узнаем, с одной стороны, о совершенном характере Иисуса Христа, гораздо более совершенном, чем кто-либо из нас может себе представить; о Его благородстве и исключительной любви к людям; о Его готовности прощать и помогать; о Его смиренности и внешней бедности одежд; о Его жертве и страданиях ради людей. Кроме того, мы узнаем о Его совершенном Божественном происхождении, о Его сверхъестественном рождении, сверхъестественных чудесах, сверхъестественной премудрости, силе и любви, о Его чудесном воскресении и чудесном вознесении.
Чему еще?
Коротко говоря, из Евангелий мы постигаем все основные истины о нашем Спасителе и о спасении.
Как бы мы тогда могли назвать Евангелия по сравнению с остальными книгами Нового Завета?
Евангелия можно назвать Книгами основных истин.
Что мы узнаем из Деяний апостолов и Посланий апостолов?
Мы узнаем о схождении Святого Духа на апостолов, о неустанной деятельности апостолов в деле проповедования Благой вести о Христе, об организации Церкви, сотворении чудес именем Иисуса Христа, а также узнаем о жизни первых христиан и христианских общин.
Как тогда можно было бы назвать Книгу Деяний апостольских по сравнению с Евангелиями?
Деяния апостолов можно было бы назвать книгой практического применения основных истин, содержащихся в Евангелиях.
Что мы узнаем из Посланий апостолов?
Мы находим там объяснение основных истин, содержащихся в Евангелиях.
Как бы тогда следовало бы назвать эти Послания по сравнению с Евангелиями?
Послания следовало бы назвать Книгами объяснения основных истин учения Иисуса Христа.
Что мы узнаем из книги Откровения св. апостола Иоанна Богослова?
Мы узнаем о тяжкой борьбе Церкви против всех зверей света и ада, а также о конечном триумфе Иисуса Христа, Агнца Божьего, о победе Его над всеми силами тьмы.
Как бы тогда следовало назвать книгу Откровения по отношению к Евангелиям?
Откровение св. Иоанна Богослова следовало бы назвать Книгой об окончательной победе основных истин, содержащихся в Евангелиях, которая свершится в конце мировой драмы, главным героем которой с самого начала был Иисус Христос, наш Господь и Спаситель.
1.2. СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ
Что такое Священное Предание?
Это все то духовное наследие, полученное нами от наших святых предков, которое совершенно согласуется со Священным Писанием и помогает нам правильно понимать Библию.
Что древнее: Священное Писание или Священное Предание?
Священное Предание.
А что обширнее?
Священное Предание. Святой евангелист Иоанн Богослов подтверждает это словами: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг(Ин.21:25).
Что охватывает Священное Предание в первую очередь?
Священное Предание охватывает:
1. Краткое и точное изложение нашей православной веры;
2. Учение о семи святых таинствах и обрядах, связанных с ними;
3. Апостольские правила (каноны);
4. Правила (каноны) семи вселенских соборов:
I – Никея, 325 год по Р.Х., 318 Святых Отцов,
II – Царьград, 381 год по Р.Х., 150 Свв. Отцов,
III – Эфес, 431 год по Р.Х., 200 Свв. Отцов,
IV – Халкидон, 451 год по Р.Х., 630 Свв. Отцов,
V – Царьград, 553 год по Р.Х., 160 Свв. Отцов,
VI – Царьград, 680 год по Р.Х., 170 Свв. Отцов,
VII – Никея, 787 год по Р.Х., 367 Свв. Отцов.
(В этих семи вселенских соборах приняли участие всего около двух тысяч представителей Христианской Церкви из разных стран мира).
5. Каноны и правила некоторых поместных соборов;
6. Правила о церковной дисциплине святого Василия Великого и других святителей;
7. Творения Святых Отцов Церкви;
8. Богослужебные книги;
9. Жития христианских святых и мучеников;
10. Обычаи веры, знамения и символы как выразители нашей веры, надежды и любви.
Можно ли отделять Священное Предание от Священного Писания?
Нет, они нераздельны, ибо в свете Священного Предания мы правильно понимаем Священное Писание, а в свете Священного Писания ценим и любим Священное Предание.
Каковы были бы последствия отделения Священного Предания от Священного Писания?
Последствия такого отделения пагубны и выражаются в ошибочных толкованиях Библии, ересях, расколах и, в конце концов, в разделении Вселенской Церкви.
Кто призван хранить и не допускать искажений текста Священного Писания и чистоту Священного Предания?
Церковь, которая, по словам апостола Павла, есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15). В первую очередь, это обязанность церковной иерархии.
ГЛАВА 2. ХРИСТИАНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ
В чем изложена суть православного вероисповедания?
Суть христианской веры в вероисповедании Восточной Православной Церкви кратко изложена в Символе Веры.
Существуют ли другие образцы вероисповедания кроме Символа Веры?
Есть несколько образцов вероисповедания, как например, Апостольский символ, Символ св. Афанасия Великого и св. Григория Неокесарийского. Однако в Православной Церкви чаще всего употребляется Символ веры, составленный на двух Вселенских Соборах: в Никее (325 г.) и в Царьграде (381 г.).
Из чего состоит Символ Веры?
Символ Веры состоит из двенадцати членов:
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша;
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася;
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна;
5. И воскресшаго в третий день по писанием;
6. И восшедшаго на небеса, и сидяща одесную Отца;
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, и Его же царствию не будет конца;
8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки;
9. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых;
12. И жизни будущаго века. Аминь.
2.1. ТОЛКОВАНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ
2.1.1. ПЕРВЫЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ
Как звучит первый член Символа Веры?
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
Почему мы веруем в единственного Бога?
Потому что лишь единственный Бог есть истинный Бог.
Каково самое существо Бога?
Бог есть дух, беспредельный, неизменяемый, недостижимый, непостижимый, вечный, безначальный и бескрайний.
Каковы существенные свойства Божии?
Бог – пресвятой, всеблагий, всеправедный, всемогущий, премудрый, многомилостивый, долготерпеливый, вездесущий, всеведующий и вседовольный Дух.
Почему мы называем Бога – Отцом?
Потому что Он – отец Иисуса Христа, Своего единородного Сына, а так же точно и всех тех, которые становятся чадами Его, переродившись через Иисуса Христа.
Почему мы называем Бога – Создателем?
Потому что Он сотворил все видимое и невидимое Своей силой и премудростью, и ничто не возникло и не существует без Него. Бог есть Создатель, Творец и Вседержитель.
Что подразумевается под небесами?
Небеса – это невидимый духовный мир, к которому принадлежат неисчислимое число Ангелов.
Кто такие Ангелы?
Ангелы – духи бесплотные и невидимые.
Похожи ли Ангелы на людей?
Да. Как и люди, Ангелы суть личности, одаренные разумом, чувствами, могуществом и личным именем. Как и люди, они находят благость в Боге.
Чем Ангелы отличаются от людей?
Ангелы бесплотны и бессмертны.
Кто такие Ангелы хранители?
Это те из Ангелов, которым вменено в обязанность охранять и защищать каждого из людей в отдельности. Сам Христос подтвердил это следующими словами: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф.18:10).
Все ли Ангелы одинаковы?
Все Ангелы одинаковы по природе своей, но различаются славой, могуществом и делами своими. Существует девять ангельских чинов: Престолы, Херувимы, Серафимы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы.
Как по-другому в Библии названы Ангелы?
Очень часто их называют Небесным воинством, Воинством Господним.
Почему их называют воинством?
Потому что они – божественная сила, противостоящая злым духам, которые против Бога и нападают на людей.
Кто такие злые духи?
Злые духи – это ангелы, отпавшие от Бога и ставшие врагами и Бога, и людей.
Как по-другому называют злых духов?
Злых духов иначе называют диаволами.
Что означает слово диавол?
Оно значит: клеветник или обольститель. Диаволы непрестанно клевещут на Бога и людей.
На какие злые дела диаволы непрестанно наводят людей?
Они внушают людям все грешные желания и наводят их на дурные дела, которые противны Заповедям Божьим, в основном, это – ненависть, ложь и насилие. Об этом Иисус Христос говорит неверующим иудеям, гонителям Своим: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин.8:44).
Как узнать, что некоторые люди соблазнены диаволом?
Об этом говорит их ненависть к Богу и людям, а также их злоба, обман и насилие.
Чего больше всего боятся диаволы?
Имени Господа нашего Иисуса Христа.
Чье имя больше всего ненавидят безбожники?
Имя Господа нашего Иисуса Христа.
2.1.2. ВТОРОЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ
Как читается второй член Символа Веры?
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша;
Что означает имя Иисус Христос?
Иисус означает Спаситель, ибо Он пришел спасти человеков от сатаны, греха и смерти. Христос означает Помазанник (как издревле называют Царей, Первосвященников и Пророков).
Как понимать, что Иисус – Сын Божий?
Это следует понимать так, что Он один только есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, а не сотворенный Богом.
А велика ли разница между словами «рожденный» и «сотворенный»?
Да, очень велика. Подобно тому, как человек рождает свое дитя одной с ним природы, но, в то же время, может создать, к примеру, механизм, который другой природы, так и Бог породил Своего Сына из Своего вечного существа, и потому Сын Божий наделен таким же Божеским естеством от Бога Отца. Но Бог сотворил также бесчисленное множество животных и предметов, которые не обладают божественной сущностью.
Почему Сын Божий назван Светом от Света?
Бог Отец есть вечный Свет мудрости и любви, поэтому логично, что Сын, рожденный от Такого Отца, есть Свет от Света.
Что означают слова: Бога истинна от Бога истинна?
Сын Божий называется Богом в том же истинном смысле, как Бог Отец. Иисус Сам подтвердил это словами: Я и Отец – одно (Ин.10:30).
Почему мы говорим: Имже вся быша?
Бог Отец все на небе и на земле сотворил Сыном Своим, что подтверждает Библия: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1:3).
2.1.3. ТРЕТИЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ
Как читается третий член Символа Веры?
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася;
Для чего Сын Божий сошел с небес, то есть из Своей вечной славы и блаженства сошел на этот свет страданий?
Он сошел ради людей и для их спасения.
По какой причине Он покинул небеса? Что его побудило к этому?
Его милосердие и безмерная любовь к людям.
Он пришел на землю ради всех людей?
Да, Он пришел предложить спасение всем людям земли. Однако спаслись только те, что уверовали в него и которые на Его любовь ответили своей любовью.
Что означают слова: воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы?
Воплотился означает, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую. Пресвятая Дева Мария зачала Его сверхъестественным путем, чудесным образом, когда сошел на Нее Дух Святый.
Как могло случиться, что Дева родила Сына, не зная мужа?
Всемогущему Богу все возможно. Своим могуществом сотворил Он в начале первых мужчину и женщину, Адама и Еву. Так и здесь, сила Вышняго осенила Ее, и Дева Мария зачала Иисуса Христа, совершенного Человека и совершенного Бога.
В чем Иисус Христос такой же, как и остальные люди?
Он имел тело и душу, как любой другой человек, но был безгрешен. Он был совершенным человеком, человеком без греха и порока.
Чем Иисус Христос отличается от всех других людей в истории земли?
В одной Его личности соединились два естества, Божеское и человеческое. Люди есть люди, а Он был Богочеловек.
Почему мы называем Пресвятую Деву Марию Матерью Господа, Богородицей?
Потому что два естества нашего Спасителя, божеское и человеческое, были соединены в самом зачатии. Так Бог и человек в одно время рожден был от Нее в одном лице.
Почему мы называем Богородицу Приснодевой?
Потому что Она пребыла и пребывает Девою прежде рождения, во время рождения и после рождения Иисуса Христа; Она осталась навеки Девою.
Почитает ли Православная Церковь Богородицу как Святую?
Да, Она почитается превыше всех других Святых, и даже превыше Ангелов, ибо Бог избрал Ее быть орудием спасения человечества через рождение Спасителя.
Почему мы называем Иисуса Христа Спасителем?
Потому что Он сошел с небес, чтобы спасти людей от сатаны, греха и смерти, ибо сатана вызвал грех, а за грехом пришла смерть.
Когда случился первый грех?
В Раю, когда Адам и Ева преступили заповедь Божию и покорились сатане.
Как связаны остальные люди с грехом Адама?
Все люди унаследовали тот грех от своих первых предков. Мы получили в наследство грех от прародителей людского рода точно так же, как получаем наследственные болезни от своих родителей.
Был ли тот первый грех единственным, когда Иисус пришел спасать людей?
Нет, к тому первому греху прибавилось бесчисленное множество других грехов, и люди под их бременем полностью подпали под власть сатаны.
Почему Бог не возвысил какого-либо человека, гения, до свершения миссии Иисуса Христа, чтобы тем самым пощадить Своего Сына?
Потому что все люди были грешны и смертны, даже и самые великие и самые лучшие. Весь мир лежал в грехе. Сатана и смерть владели миром, пока не сошел с небес единственный всемогущий Спаситель, безгрешный и бессмертный, сильнее сатаны, принесший людскому роду освобождение и спасение.
2.1.4. ЧЕТВЕРТЫЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ
Как звучит четвертый член Символа Веры?
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
Кто оклеветал и осудил Иисуса Христа?
Иудейские старейшины и фарисеи, завидовавшие Христу, потому что народ тянулся более к Нему, творившему великие чудеса, а они не могли этого делать.
Кто был тот судия, что осудил Иисуса Христа на смерть?
Понтий Пилат, римский наместник Палестины, представитель римского императора.
Для чего специально подчеркивается имя Понтия Пилата?
Чтобы исторически подтвердить момент смерти Иисуса Христа. Точно так же в Евангельской притче о Его рождении упоминается император Август.
За какой грех или какое преступление Пилат осудил Христа на смерть?
Ни за какой. Пилат лично подтвердил перед старейшинами и народом Иудеи: я не нахожу никакой вины в этом человеке (Лк.23:4). Потом он еще раз сказал: я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его (Лк.23:14). Затем повторил в третий раз: я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины (Ин.19:4). Однако, убоявшись иудеев, кричавших: если отпустишь Его, ты не друг кесарю (Ин.19:12), Пилат выдал Его иудеям на распятие.
Как Господь Бог мог допустить, чтобы Иисус умер такой жестокой смертью, будучи полностью невиновным?
Иисус умер не из-за своего греха, но из-за наших грехов. Вечная правда Божия принесла такую невинную и неоценимую жертву во искупление греха Адама и наших грехов.
А нужна ли была такая огромная жертва?
Да. Этой жертвой Господь Бог показал Свою безграничную любовь к людям: Он (Бог) возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1Ин.4:10).
Почему мы называем Иисуса Христа Искупителем?
Потому, что Иисус Христос Своим страданием и Своей крестной смертью искупил наш грех и избавил нас от проклятия и смерти.
Как Он мог умереть, будучи бессмертным Богом?
Он умер не как Бог, но как человек. Его Божественная сущность и Его душа никогда не испытали смерти.
В чем неповторимость и величие жертвы Христа?
Во-первых, в Его абсолютной невиновности; во-вторых, в Его безграничной любви к людям и Его покорности воле Отца; и, в-третьих, в Его добровольном желании умереть за грешников, чтобы спасти их.
2.1.5. ПЯТЫЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ
Как звучит пятый член Символа Веры?
И воскресшаго в третий день по писанием;
Какое событие стало величайшей победой Христа?
Его воскресение из мертвых.
Что более всего подтвердило, что Он есть Всемогущий Бог?
Опять же, Его воскресение из мертвых.
Какое событие свидетельствует о победе Христа над сатаной?
Его схождение во ад.
Что такое ад?
Царство тьмы кромешной, где сатана владеет державой смерти. Христос смог Своей смертью лишить силы имеющего державу смерти (Евр.2:14), то есть диавола.
Для чего Иисус Христос нисходил во ад?
Своим сошествием во ад Он заставил сатану трепетать и бежать от лица Его. Мириады душ человеческих, томившихся там, Он обрадовал Своим пришествием.
Что Иисус Христос сделал для страдающих в аду душ людских?
Он проповедал Свое Евангелие – Благую весть о победе над смертью и подтвердил Свою победу над сатаной и над смертью. И после того как многие поверили Ему, они были спасены.
Когда произошло воскресение Иисуса Христа?
На третий день после Его смерти, то есть точно так, как Он много раз предрекал Своим ученикам. Иисус Христос умер в пятницу и воскрес в воскресенье.
Кто первым узнал о воскресении Иисуса Христа?
Воины, которым иудеи велели стеречь гроб Его.
Кого они известили о воскресении Иисуса Христа?
Иудейских первосвященников и старейшин.
Как старейшины и первосвященники восприняли это известие?
Они испугались и забеспокоились, подкупили стражей, дав им довольно денег, и велели объявить всем, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали (Мф.28:13).
Кто из почитателей Иисуса Христа первым узнал о Его воскресении?
Женщины, следовавшие за Ним из Галлилеи. Ангелы, представшие перед ними у Его гроба, сказали: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес (Лк.24:5-6).
Как и кому Иисус Христос неопровержимо доказал, что Он воскрес из мертвых?
Он доказал, что жив телесно Своим ученикам и последователям, причем не один раз, а многократно, в течение сорока дней являясь им живым, о чем свидетельствуют Евангелия, Деяния апостолов, Послания апостолов и Откровение.
Что Иисус Христос делал в течение 40 дней от Своего воскресения до Своего вознесения на небеса?
Он в продолжение сорока дней продолжал говорить ученикам Своим о величайших тайнах Царствия Божия.
Почему говорится, что Иисус Христос воскрес на третий день по писанием?
Потому, что о Его воскресении были пророческие слова еще в Ветхом Завете (например, Пс.15:9-10; Ис.53). Сам Иисус Христос сравнивал Себя с пророком Ионой, говоря: как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф.12:40). И еще раз, после Своего воскресения Он говорил апостолам: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день (Лк.24:46).
2.1.6. ШЕСТОЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ
Как звучит шестой член Символа Веры?
И восшедшаго на небеса, и сидяща одесную Отца;
Когда Господь вознесся с земли на небо?
На сороковой день после Своего воскресения.
Как мы называем этот день?
День Вознесения.
С какого места Господь вознесся на небо?
С горы Елеон.
Кто был очевидцем Его вознесения?
Все Его верные ученики.
Почему Господь вознесся на небо?
Потому что Он завершил Свою службу людям и после этого восшел в Свое вечное местопребывание.
Он вознесся на небеса в человеческом облике?
Да, в обличии настоящего человека, тело которого воскресло из мертвых.
Для чего вознесение Его было видимым многим свидетелям?
Чтобы убедить всех, в Него поверивших, что и они так же вознесутся на небеса после всеобщего воскресения мертвых.
Что означают слова: сидит одесную Отца?
Это означает, что Иисус Христос имеет с Богом Отцом одинаковое величие, славу и власть. Перед Своим вознесением Он подтвердил это Своим ученикам, сказав: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф.28:18).
2.1.7. СЕДЬМОЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ
Как звучит седьмой член Символа Веры?
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, и Его же царствию не будет конца;
Чему нас учит седьмой член Символа Веры?
В нем говорится:
о будущем пришествии Христа;
о будущем суде Его над живыми и мертвыми;
о том, что исполнится Его вечное Царство Небесное.
Будет ли второе пришествие Христа отличаться от первого?
Второе пришествие будет совершенно другим. В Свое первое пришествие Он был в уничижении, с готовностью служить людям и пострадать за них. А во второй раз Он придет в величии и славе Своей, чтобы судить людей, живых и мертвых.
Как Он Сам говорит о Своем втором пришествии?
Он сказал: когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов (Мф.25:31-32). И после этого Он станет судить праведных и грешных по делам их.
Существует ли какое-нибудь описание Его второго пришествия?
Существует несколько. Например, апостол Павел, утешая тех, кто горюет о своих умерших, говорит: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (1Сол.4:16).
А есть ли еще некое свидетельство с неба о Его втором пришествии?
Есть. При Его вознесении появились два ангела, которые сказали апостолам: что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.1:11).
Что нам еще открыто о последнем суде?
Христос Сам сказал, что, когда он вернется в силе и славе Своей, Он воздаст каждому по делам его (Мф.16:27).
Что Он тогда скажет верующим и добродетельным?
Тогда скажет Царь… приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф.25:34).
А что Он скажет неверующим и грешным?
…идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф.25:41).
И что будет в конце?
Добродетельные получат вечную жизнь и блаженство, а грешники – вечное мучение.
Каким будет второе пришествие Господне?
Молниеносным! Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф.24:27).
Когда будет второе пришествие, и страшный Суд, и конец света?
Нам не открыто время этих поразительных событий. Только наш Господь напомнил нам, чтобы мы были всегда готовы встретить Его: потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий (Мф.24:44).
Как же приготовиться к этому страшному дню?
Правильным мышлением, правильными чувствами и праведными делами, творимыми по Его науке, по советам Церкви и по примеру Святых Божиих.
Упоминал ли Иисус Христос о каких-то знамениях, говорящих о приближении конца света?
Да. Он упоминал, что такими знамениями будут: войны, революции, землетрясения, мятежи, голод, чума, рабство, лжепророки, предательства, возрастание ненависти и уменьшение любви, странные знамения на небе, картины ужасных бедствий, вражда между народами и так далее.
Веруем ли мы, что Иисус Христос преодолеет все эти невзгоды?
Твердо верим. Во всех этих бедах и несчастьях наш Господь и Спаситель приобретет все спасенные души, как Он предвидел в начале драмы мира. Ни один из тех, кто верует в Него и призывает Его имя, не погибнет.
2.1.8. ВОСЬМОЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ
Как звучит восьмой член Символа Веры?
И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланаема и сславима, глаголавшаго Пророки;
Почему Дух Святый называется Господом?
Он называется так с полным правом, так же, как Господом называются Бог Отец и Сын Божий.
Святой Дух – это Бог?
Конечно, Бог, Истинный Бог от истинного Бога, только Он не родится от Отца, как Сын, но исходит от Отца.
Как же тогда можно говорить, что мы веруем в единого Бога?
Мы действительно веруем в единого Бога, великую тайну о Котором открыл нам Христос. Он открыл нам тайну о полном согласии трех Божеских ипостасей одного и того же существа Бога. Поэтому мы говорим о Триедином Боге, или о Святой Троице, как об одном Боге.
Открыл ли Господь Себя в Ветхом Завете как Пресвятую Троицу?
Не совсем ясно. Пророк Исаия в своем видении слышал, как серафимы воспевали Бога на престоле: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф (Ис.6:3). Трижды повторенное слово свят соответствует трем ипостасям Бога.
Почему Господь не открыл Себя в Ветхом Завете как Пресвятую Троицу?
Подобно тому, как человек не открывает душу свою слугам и чужакам, но поверяет свои сокровенные тайны своим детям, так и Бог открыл тайну Своего бытия не «чужим» людям, которые были слугами и рабами Закона, но задержал Откровение для Своих чад, детей Любви, провозглашенной в Новом Завете.
Насколько приоткрыта тайна Пресвятой Троицы в Новом Завете?
Лишь настолько, сколько человек может вместить, будучи в теле своем. Архангел Гавриил объявил Пресвятой Деве: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим (Лк.1:35). Следовательно, здесь упомянута вся Троица: Дух, Отец и Сын.
А есть ли другой пример?
Есть и другой. Во время крещения Иисуса в Иордане, отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение(Лк.3:21-22).
А еще есть?
Святой Евангелист Иоанн ясно указывает: ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1Ин.5:7). Под Словом апостол Иоанн подразумевает Сына и говорит об этом в своем Евангелии: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, как Единородного от Отца (Ин.1:14).
А еще пример?
Господь Иисус Христос повелел Своим ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19).
Почему Дух Снятый называется Животворящим?
Потому что настоящей жизни без Духа Святого нет ни на небе, ни на земле.
Почему Православная Церковь учит, что Дух Святый исходит только лишь от Отца (в отличие от неправославных, которые утверждают, что Дух Святый исходит и от Отца и от Сына)?
Потому, что Православная Церковь рассуждает логически и полагает, что Бог о Себе знает лучше, чем люди знают о Нем. И наш Господь Бог Иисус Христос, объявивший о тайне Божественной сущности, открыл Своим ученикам о Святом Духе, что Дух исходит от Отца, сказав: Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин.15:26).
Почему говорится, что устами Пророков говорил Дух Святый?
Потому, что это – неоспоримый факт. Святой апостол Петр пишет: никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2Пет.1:20-21).
Были ли Апостолы тоже вдохновлены и движимы Духом Святым?
Конечно! Однако об Апостолах в Символе Веры не упоминается, потому что при составлении Символа Веры в этом никто не сомневался. Упомянуты лишь Пророки, поскольку в те времена еретики отрицали тот факт, что Ветхий Завет создан по богодухновению Духа Святого.
Являлся ли когда-нибудь Дух Святый в видимом образе?
Он явился в обличии голубя во время крещения Иисуса. Кроме того, Он появился в облике разделяющихся языков огненных и сошел на Апостолов в Духов день, на Пятидесятый день по Воскресению Христову.
Может ли любой христианин стать причастным Духа Святаго?
Истинный христианин может, ибо это следует из слов Иисуса Христа, полных укоризны: Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него(Лк.11:13). Святой апостол Павел писал: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1Кор.3:16)
Какие дары получаем мы, удостоившись Духа Святаго?
Всевозможные дары добродетели: мудрость, разумение, познание, страх Божий, храбрость, скромность, благочестие и другие.
Как можно удостоиться Духа Святаго и Его даров?
Через строгий контроль за своим сердцем и языком; через усердную молитву и любовь; через Таинства.
2.1.9. ДЕВЯТЫЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ
Как звучит девятый член Символа Веры?
Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Что есть Церковь?
Церковь есть совершенно особое общество людей за всю историю человечества, ибо по сути это – семья Божия, созданная Словом и Кровью Иисуса Христа и ведомая Богом Отцом и вдохновляемая Духом Святым.
Что Христос сказал о Церкви?
Иисус Христос сказал: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18).
Кто есть глава Церкви?
Вечно живой Христос, Который сказал: Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20). И апостол Павел говорил, как Отец Небесный прославил Своего Сына Иисуса Христа и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его (Еф.1:22-23).
Как соотносятся меж собою Христос и члены Его Церкви?
Апостол Павел выразил это совершенно ясно в своих словах: все вместе вы – тело Христово, а порознь – члены (1Кор.12:27).
Кто такие – члены Церкви?
Люди, мужчины и женщины, все те, что объединены истинной верой, одинаковой надеждой, связаны одним Законом Божиим о любви, освящены одними и теми же Святыми Таинствами, и которыми руководят епископы и духовенство.
Чем Церковь отличается от всех других мирских общественных организаций?
Отношением к своим членам, ибо даже умершие остаются членами Церкви, чего нет ни в одной светской организации.
Каким образом?
Когда член Церкви заканчивает свой жизненный путь на земле, он расстается лишь со своим телом, но не расстается с Церковью. Его душа отходит в Небесную Церковь. Вот почему существуют два крыла Церкви: Церковь видимая и Церковь невидимая.
Кто принадлежит к видимой Церкви?
Все те христиане, которые живут на земле в видимых телах и борются за христианское совершенство.
Кто принадлежит к невидимой Церкви?
Все те христиане, которые скончались в истинной вере во Христа за последние двадцать столетий, а также ветхозаветные праведники, которых Господь спас во время Своего сошествия во ад.
Принадлежат ли к невидимой Церкви наши умершие родители, братья, сестры, дети, родные и друзья?
Конечно, но при условии, что они жили и умерли, как христиане.
Какая из Церквей многочисленнее: видимая или невидимая?
Невидимая Церковь гораздо многочисленнее, и число ее членов непрестанно растет.
Существует ли связь между видимой Церковью, пребывающей на земле, и Церковью невидимой, пребывающей на небесах?
Существует. Мы прибегаем к помощи Святых, принадлежащих к Церкви небесной.
В чем выражается эта связь?
В молитвах живущих членов Церкви за умерших и в делах милосердия, с одной стороны, и в молитвах и заботах умерших о живых, с другой стороны.
Каковы главные особенности Христовой Церкви?
Церковь Христова – единая, святая, вселенская и апостольская.
Почему мы говорим, что Церковь едина?
Потому, что она представляет собой единое тело духовное, глава которого – Иисус Христос, с единым Духом Святым, пребывающим в ней. Апостол Павел, говоря о семикратном единстве Церкви, сказал: одно тело и один дух… один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех (Еф.4:4-6).
Как следует понимать, что в единой Православной Церкви существуют независимые Церкви?
Независимость частных Церквей, то есть частей единой Вселенской Церкви, выражается в употреблении языка своего народа или в некоторых внешних отличиях, подчиняющихся Каноническим правилам. Другими словами, эти Церкви суть члены единого тела Церкви Вселенской, и они, как ветви одного дерева, питаются от одного корня одними и теми же соками.
Какие в Православной Церкви существуют самостоятельные Церкви?
Константинопольская, Иерусалимская, Александрийская, Антиохийская, Элладская, Кипрская, Синайская, Сербская, Болгарская, Русская, Румынская, Грузинская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии.
Одинаковы ли они меж собой?
Они родственны, поэтому и называются Церквами-сестрами. Кроме того, Русская и балканские Церкви называют Константинопольскую Церковь Матерью Церковью, потому что приняли христианство от Царьграда.
Кто управляет Восточной Православной Церковью?
Вселенский Собор, который состоит из представителей всех самостоятельных Церквей-сестер.
Кто возглавляет поместные Церкви?
Патриарх, Митрополит или Архиепископ с Собором епископов.
Может ли человек спастись без Церкви?
Нет, не может, ибо Церковь есть ризница Божьей благодати, без которой никто не может спастись, как не может жить рука, отсеченная от тела.
Почему Церковь называют святой?
Потому, что она освящена святостью ее Основателя, Иисуса Христа, Его святым Словом, делами, жертвой и страданиями с единственной целью спасти людей и привести их к святости. Кроме того, Церковь дала и постоянно дает множество новых святых и еще больше мучеников.
Как в Библии говорится о святости Церкви?
Вот один пример: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф.5:25-27).
Порочат ли Церковь грешники, принадлежащие к Ней?
Грешники порочат себя, а не всю Церковь, как дым из трубы не может загрязнить весь воздух земли.
Помогает ли Церковь грешникам исправиться?
Очень помогает. Это и есть весьма важная задача Церкви – очищение грешников от их грехов, чтобы сделать их праведными членами святой семьи Божией.
Что делает Церковь с грешниками, упорно отказывающимися прийти на покаяние?
Нераскаянных грешников Церковь отсекает от своего тела, как мертвые члены. Господь говорил так: если согрешивший церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник (Мф.18:17).
Почему Церковь зовется Вселенской?
Потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, ни языком. Она обращается ко всему человечеству. Воскресший Господь направил Своих апостолов учить все народы.
По какой еще причине Церковь называют Вселенской?
Она называется Вселенской еще и потому, что включает в себя все истины и все средства, необходимые для спасения каждой души человеческой на всем свете.
Почему Церковь называют Апостольской?
Потому, что дух, учение и труды Апостолов Христа полностью сохранены в Церкви.
Должна ли Церковь во всем подчиняться Апостолам?
Должна подчиняться во всем.
Почему?
Потому, что Христос Сам избрал апостолов и наделил их властью говорить и трудиться во имя Его. Напутствуя, Он сказал им: вы будете свидетельствовать, потому что вы от начала со Мною (Ин.15:27).
Должны ли мы слушаться Апостолов, как мы слушаемся Иисуса Христа?
Должны, ибо Он сказал апостолам: кто принимает вас, Меня принимает (Мф.10:40). Даже более того, Он пригрозил городам, которые не примут апостолов, грозными словами: истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому (Ин.10:15).
Какую особую власть дал Господь Своим апостолам?
Власть связывать и разрешать от греха. Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф.18:18). И было сказано еще по этому же поводу: кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин.20:23).
Что такое преемство апостольское?
Это сохранение законной иерархией Церкви учения апостолов и принятие благодати даров Духа Святаго и передача их через непрерывную цепь церковной власти от апостолов к епископам, от епископов к священникам и диаконам через рукоположение.
Сохранила ли наша древняя Православная Церковь преемство апостольское?
Да, сохранила.
Следует ли считать то, что мы рождены и взращены в лоне Православной Церкви, счастьем и великой честью?
Разумеется. Мы должны быть благодарны за это Богу и своим родителям.
2.1.10. ДЕСЯТЫЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ
Как звучит десятый член Символа Веры?
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Что такое крещение?
Это торжественное святое Таинство, через которое мы становимся законными членами Церкви.
Сколько всего Таинств существует в Православной Церкви?
Семь: 1. Крещение; 2. Миропомазание; 3. Причащение; 4. Покаяние; 5. Священство; 6. Брак; 7. Елеосвящение.
Почему в Символе Веры упоминается, только таинство Крещения?
Прежде всего потому, что через святое таинство Крещения мы принимаем благодать как новорожденные чада Божьи, чтобы стать христианами. Только после этого нам дозволено приступить ко всем другим таинствам ради нашего духовного возрастания.
А есть ли еще какая-то причина?
Причина есть, и она в том, что во времена составления Символа Веры разгорелись споры между православными Отцами Церкви и некими еретиками по вопросу таинства Крещения, а о других таинствах никаких споров не было.
Почему мы говорим едино крещение?
Потому, что таинство Крещения вершится над одним лицом только один раз и не может быть повторено. Физически мы рождаемся лишь однажды, поэтому и духовное рождение может произойти лишь однажды.
2.1.11. ОДИННАДЦАТЫЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ
Как звучит одиннадцатый член Символа Веры?
Чаю воскресения мертвых;
Что значит здесь воскресение мертвых?
Это значит, что Бог Своей волей сделает бессмертными не только наши души, но и наши тела. Поэтому любая бессмертная душа обретет свое бессмертное тело согласно делам своим.
Какие бывают тела?
По словам апостола Павла, есть тело душевное, есть тело и духовное (1Кор.15:44).
По воскресении, умершие восстанут в тех же телах, в которых они были погребены?
Нет, ибо тела умерших тленны. Они воскреснут в духовных телах, которые бессмертны и нетленны.
Как Господь Бог воскресит мертвых?
Своим Словом, точно так же, как Он словом Своим сотворил мир, точно так же, как Он словом Своим воскресил и умершую девушку, и умершего юношу, и Лазаря. То же самое произойдет в случае всеобщего воскресения: мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин.5:25).
Что произойдет с живыми в момент воскресения мертвых?
Их тела мгновенно изменятся и станут духовными и бессмертными, но в соответствии с их делами и нравом.
Когда будет всеобщее воскресение мертвых?
При конце света, когда Господь Бог посчитает, что число спасенных и избранных исполнилось.
В каком состоянии находятся до всеобщего воскресения души умерших?
В том состоянии, какое соответствует их делам во время пребывания в своих телах на земле, то есть либо в состоянии предвкушения вечного блаженства, либо в состоянии предвкушения вечных мук.
Каким судом осуждена душа на временное блаженство или на временное мучение?
Так называемым отдельным, предварительным судом.
Когда бывает отдельный суд?
Тотчас после смерти личности.
На каком суде будет решено, что ожидает душу: вечное блаженство или вечные муки?
На последнем всеобщем суде, который называют также Страшным Судом.
Когда будет Страшный Суд?
При конце света, после воскресения мертвых.
Чем отличается отдельный суд от последнего суда?
На отдельном суде судят только души отдельных лиц, а на всеобщем последнем суде будут осуждены вместе и души, и тела.
Почему души праведников не получают тотчас после отхода из этой жизни вечного блаженства в Царстве Небесном?
Потому, что они будут ждать всех нас, остальных, о которых они всегда помнят и за которых всегда горячо заступаются.
А еще по какой причине?

Pages: 1 2 3

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.