Православный катихизис

ЕПИСКОП АЛЕКСАНДР (СЕМЕНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ)
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТИХИЗИС
ЧАСТЬ 1. БОГ-ТРОИЦА
1. Христиане славят Бога-Троицу
«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» – вот слова, которые постоянно повторяются в Церкви. «Благословено Царство Отца и Сына и Святого Духа», – возглашает священнослужитель в начале Божественной литургии.
В Святой Церкви мы живем в Царстве Пресвятой Троицы. И в Пресвятой Троице – наша жизнь. Поэтому неудивительно, что наша высшая радость, ощущение и сознание полноты жизни выражаются хвалою Пресвятой Троице. Если же мы не всегда радуемся, вознося эту хвалу, то потому, что мы далеки от полноты совершенной жизни и недостаточно сознаем, что источник ее есть Пресвятая Троица.
2. Две тайны: Бог-Троица и Бог-Любовь
Единому Богу поклоняются многие, в частности иудеи и магометане, а Богу Пресвятой Троице только христиане, и в этом их великое преимущество. Тайну, что Бог, хотя и Один, но Троичен в Лицах, открыл нам Иисус Христос. Он открыл нам и то, что «Бог есть Любовь» (1Ин.4:8). Одна великая тайна помогает нам приблизиться к другой: Бог есть Любовь, потому что Он Троичен в Лицах; и Бог Троичен в Лицах, потому что Он – Любовь.
Даже человеческая несовершенная любовь соединяет людей между собою как бы в одно существо, например супругов, семью, друзей. Относительно людей – это больше слова, чем действительность. Но Любовь Божественная безмерна, и потому Лица Пресвятой Троицы, по всемогуществу Их взаимной Любви, суть, действительно, Один Бог, имеющий Одну Сущность и живущий одной жизнью.
3. Бог-Троица есть совершенное единство в Любви
Люди, которые верят только в единоличного Бога, представляют Его нередко суровым и деспотичным. Действительно, если Бог был бы одиноким, откуда зародилась бы в Нем любовь? Любовь там, где есть кому любить и кого любить. И любовь тем более совершенна, чем совершеннее те, кто любит и кого любят. А в Пресвятой Троице как Любящие, так и Любимые есть само совершенство, так как каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог. И Отец – Бог, и Сын – Бог, и Дух Святой – Бог. Пресвятую Троицу можно назвать самым совершенным единством в любви, или союзом любви, потому что совершенны Любящие и совершенна Их Любовь.
4. Жизненное значение догмата Пресвятой Троицы
Мы славим Пресвятую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа, потому что целью сотворения и жизни человека является уподобление Богу в любви, или обожение. Божественная благодать открывает путь к объединению людей и возрастанию любви между ними, по образу Лиц Пресвятой Троицы. Догмат Пресвятой Троицы – догмат о вечно осуществляемом и осуществленном торжестве любви – дает нам твердое основание верить, что, стремясь к единству всех на земле, мы, христиане, гонимся не за утопической мечтой, а стремимся к тому, что от века существует и чт.е. самый принцип подлинной жизни. Зная, что Сам Бог есть высшее единство в любви, бояться ли нам кого-нибудь, кто ненавидит, кто разъединяет, кто хочет убить или разлучить? Таково жизненное значение для нас догмата о троичности Бога.
«Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».
5. Бога можно знать, поскольку Он Сам нам открывается
Познать Бога по-настоящему, проникнуть до конца в тайну Пресвятой Троицы мы не можем. Если сердце человека и загорается на время чистой любовью, ему не вместить в полной мере пламени Божественной любви, которая пылает неослабно и вечно. Бог познается сердцем, потому что сердцем познается любовь. Но если сердце не может до конца вместить и познать Божественную любовь, тем менее это может сделать разум; он разбирается только в том, в чем уже удостоверилось сердце. Если все же мы знаем что-либо о Боге, то потому только, что Бог Сам нам открывается. Мы знаем о Боге из Божественного Откровения, которое есть излучение Божественной любви, ее свет.
6. «Я есмь Сущий»
Из Божественного Откровения мы постигаем, что Бог есть Сущий. Это означает, что только Бог существует самым полным и совершенным образом. Бог есть Сущий, или Тот, Кт.е.; так Сам Бог назвал Себя Моисею (Исх.3:14). По-древнееврейски это Имя Божие есть Ягве. Называя Себя Сущим, Бог тем самым указывает нам, что Он есть Бог являемый и познаваемый, что Он есть Свет и Жизнь.
7. Совершенство Божие. Его единство и простота
Совершенство Божие означает прежде всего, что Бог ни в чем не нуждается, что Он ничего не лишен. Бог – это полнота всех качеств, и каждое Его качество совершенно, а вместе они сочетаются в полной гармонии. В этом заключается полное единство Божие, Божия простота. Святые люди, в сердце своем переживавшие близость Божию, единогласно утверждают, что Бог прост. Однако простота Бога не означает отсутствие в Нем богатства, или множества, свойств. В сотворенном мире предметы, как образы Прекрасного, дают нам примеры такого единства во множестве, или простоты при богатстве. Так, в хорошем музыкальном произведении имеется большое богатство звуков и их сочетаний, а все-таки оно воспринимается как единое и простое целое. И чем больше мы ощущаем это единство и простоту, тем охотнее мы называем его гениальным и даже божественным. И в этом не ошибаемся, так как именно Бог бесконечно богат Своими качествами, но всегда Един и Прост.
8. Как надо думать о различных свойствах Божиих
Мы, христиане, исповедуем еще, что Бог, как совершенный, есть Дух вечный, вездесущий, всеведущий, всемогущий, всеблагой, всеправедный, неизменяемый и всеблаженный. Бог обладает всеми этими свойствами сразу и всегда. Бог никак не может быть, например, всемогущим и всезнающим, не будучи всеблагим. Все свойства Божий, как солнечные лучи, исходят от Триединого Бога. Потому Бог превыше единства и простоты. Он Един в Троице, и Троица во Единице.
9. Бог личен
Поистине и до конца жизни личен только Бог. В Нем нет ничего, что было бы дано Ему извне, чего бы Он не желал, чего бы Он не знал, что не есть Он Сам. Бог всегда есть то, чем Он хочет быть.
Называя Бога Лицом, Личностью, Ипостасью, мы не должны забывать, что личное бытие есть высшее бытие. Все, что не имеет личного бытия, есть бытие несовершенное и несамостоятельное. В своей низшей форме неличное бытие есть вещь.
Личность всегда оригинальна, и все, что происходит от нее, носит ее особую печать. Личность способна соединяться с другими личностями для взаимного восполнения. Но до конца определить, что такое личность, нельзя. Она есть самый основной, самый глубокий и самый сокровенный корень бытия.

10. Сущность Божия, или содержание Его Личности
Мы исповедуем еще, что три Лица Божий единосущны, т.е. каждое Божественное Лицо имеет в полноте ту же сущность и каждое Лицо передает двум другим Свою сущность, выражая этим полноту Своей любви. Сущность (усия) – это то, что составляет содержание личности. Например, у ребенка в содержание его личности, в значительной мере, входит игра и обучение. Содержанием личности композитора, кроме множества общих всем людям переживаний, является еще целый мир звуков.
Сущность Божия, или содержание Его Личности, для нас непознаваема. Но все же мы можем сказать, что к Его сущности относятся: истина, любовь, красота, святость. Таким образом, Бог открывает Свое содержание, или Свою сущность, в Своих Божественных свойствах, или энергиях.
11. Мы верим в Бога живого
Наш Бог, Единый в Трех Лицах, не отвлеченное понятие. Священное Писание открывает нам взаимную любовь Лиц Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа; а также и то, что Божественная любовь распространяется на всю тварь. Эти Божественные отношения, или Божественная деятельность, и проистекающая отсюда слава Божия в сотворенном мире являются откровением о Божественной жизни, общей для Трех Лиц Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, действующих всегда совместно.
Проявления Божественной жизни в Священном Писании, т.е. предвечной Божией деятельности, или энергии, свидетельствуют о Божием совершенстве, проистекающем из самой Божественной сущности.
12. Бог-Отец
Бог-Отец безначален. Его Личность, сущность и жизнь никем не обусловлены, ни из какого другого начала, кроме Самого Бога-Отца, не происходят. Он имеет совершенную любовь, а предметом совершенной любви может быть только другое совершенное лицо. Но любовь двух лиц как бы носит в себе опасность противопоставления. Совершенная любовь Божия превосходит противостояние двух в предвечном и всеобъемлющем единстве Трех Божественных Лиц.
Бог-Отец, предвечно личный, предвечно рождает Бога Сына и предвечно изводит Святого Духа. В предвечном рождении Сына Божия и изведении Святого Духа выражается бесконечная любовь Бога-Отца: Отец ничего не хранит для Себя, но все Свое отдает Своему Сыну и Святому Духу. Божественная сущность также происходит от Бога-Отца, и в этом смысле богословие говорит о «монархии» Бога-Отца (от греческого: единственный принцип, или единственное начало).
Бог-Отец раскрывает Свою сущность и Свою жизнь в подобных Себе двух других Личностях, или Ипостасях. В Сыне Своем Бог-Отец выражает Свою сущность, и потому Бог-Сын именуется Словом Божиим, Логосом, или Образом Отца. Дух Святой выражает жизнь Бога-Отца и потому зовется дыханием Отца, или Духом Отца.
О тайне предвечного рождения Сына Божия от Отца говорится в первых строках Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога».
13. Бог-Сын, Бог-Слово
Сын Божий всецело является образом Отца и Его Словом. Он имеет Свое начало в Отце, но нельзя ни на мгновение помыслить, что когда-либо Сына Божия не было. Бог живет не во времени, а в вечности, где нет ни прошлого, ни будущего, где все пребывает в неизменном настоящем. Нельзя помыслить и того, что Бог-Сын в какой-либо мере неравен Отцу, например, что у Него иная сущность, чем у Отца, или что Он несовершенная личность. Он есть «Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного».
14. Ересь Ария
Не умея представить себе вечность, думая, что вечность есть как бы бесконечно длящееся время, пресвитер IV века Арий учил, что Сын Божий не совечен Отцу, но что Он особое высшее творение. Он думал, что если Сын Божий рождается от Отца, значит было время, когда Его не было. Он не мог себе представить, что если Отец от века безначален, то Сын от века имеет началом Отца. Отец является всегда Отцом, потому что у Него всегда есть Сын.
Учение Ария вызвало долгую церковную смуту. Святой Афанасий Великий показал, что если Сын Божий был сотворен, то, воплотившись, Он не мог бы нас спасти. Если не Бог стал человеком, то и человек не может обожиться, не может спастись, не может соединиться с Богом.
15. Попытка путем аналогии пояснить предвечное рождение Сына Божия
В мире сотворенном трудно найти пример, который помог бы нам представить предвечное рождение Бога Слова от Отца. Так, человеческая мысль, выраженная в ярком художественном слове или образе, не есть самостоятельное живое существо. Также ребенок, рождаясь, принимает только частично некоторые свойства отца, при этом принимает их бессознательно, как и отец бессознательно передает их ребенку; кроме того, у ребенка есть мать. Поэтому не подобает представлять тайну происхождения Божественных Ипостасей наподобие человеческого родства. Отдаленную аналогию некоторые богословы находят в духовном влиянии учителя на своего последователя, иначе говоря, в духовном отцовстве и сыновстве. В этом смысле апостол Павел пишет: «Я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19).
16. Святой Дух
Бог-Отец не только предвечно рождает Сына, Он также предвечно изводит Святого Духа, «Который от Отца исходит» (Ин.15:26).
В Священном Писании и в творениях святых отцов можно найти много удивительных слов о Святом Духе и множество Его именований. Дух Святой является как бы Дыханием Отца, когда Отец произносит Свое Предвечное Слово. Дух Святой есть также как бы порыв любви или сила любви Отца, отдающего все Свое Сыну. Это вдохновение Отца, открывающего Себя в Сыне – Слове Своем. Он же именуется Красотой или Светом Божественной Истины, воссиявшей в Сыне, носящем образ Отца. Он же и Слава Божия, Слава Божественной любви и гармонии, царствующей в Святой Троице, или блаженство Божественной любви. Еще называют Святого Духа Благоуханием и Цветом Божества; наконец, Жизнью Отца, Жизнью Сына, Божественною Жизнью, олицетворенной в Третьем Лице Святой Троицы. Он есть «жизни Податель», Дух Животворящий и Утешитель. Таким образом Святой Дух является личным выражением жизни.
17. Божественность Святого Духа
Так же как Бог-Слово, Дух Святой есть Бог, равный Отцу. Он вечен, как вечен Бог-Отец и как вечен Сын Божий. Будучи как бы олицетворенной жизнью и дыханием Отца, Он и Сам в Себе имеет полноту Божественной жизни. И если Он есть Любовь Отца и Любовь Сына, Он и Сам в Себе есть Любовь. Сущность Духа Святого и все содержание Его личности те же, что у Отца и Сына. Как и Сын Божий, Свою Божественную сущность Святой Дух принимает от Отца. Святой Дух открывает Божественную жизнь Отца через Сына – Божие Слово.

18. Аналогии, поясняющие тайну Святой Троицы
Иногда для пояснения тайны Пресвятой Троицы отцы Церкви прибегают к образам, заимствованным из материальной жизни. Например, огонь, порождаемый им свет и исходящее от него тепло. Пользуются они и образами душевно-телесными, как-то: мысль, выраженная словом и передаваемая звуком, при помощи дыхания.
19. Пути познания Бога
Утверждая и высказывая что-либо о Боге, надо всегда помнить, что Бог настолько превосходит все сотворенное, что все наши понятия и слова к Нему по-настоящему неприложимы. Наши слова относятся к сотворенному предметному миру, но Бог вовсе не предмет. Все предметы, которые мы изучаем, являются частью некоего целого, а Бог не является частью этого целого, ни даже самим этим целым. Учители Церкви настаивают, что, говоря о Боге, было бы правильнее не утверждать, что Бог есть то или это, а, напротив, говорить, что Бог не есть ни то, ни это.
«Бог бесконечен и непостижим, – пишет святой Иоанн Дамаскин, – и собственно единственное, что нам дано понять, – это Его бесконечность и непостижимость». А святой Григорий Палама писал: «Мы не можем ни представить, ни описать сверхъестественную природу Бога». Святой Василий Великий напоминает, что наше познание Бога тем более ограничено, что ограничено и наше знание сотворенного мира.
Богословие, в котором говорится о Боге в отрицательных терминах, называется апофатическим.
Размышления о том, что Бог не есть ни это, ни то, а что Он всегда выше всякого нашего представления, помогает нам духовно к Нему приблизиться. Это не простая игра ума, а некоторое его приспособление смирением приблизиться к высшему познанию, т.е. личному приобщению к Богу, Который, вочеловечившись, по Своей любви выходит из Своей непостижимой сущности, открывается нам, беседует с нами и отдается нам в Святых Таинствах. Апофатическое богословие есть приглашение для постижения Бога отрешиться от всего земного не только умом, но и сердцем, так как, по слову Самого Господа, только «чистые сердцем Бога узрят» (Мф.5:8).
Поскольку человек крещен, миропомазан и живет во Христе, в него вселяется Дух истины и он получает познание Бога.

ЧАСТЬ 2. БОГ ТВОРЕЦ И СПАСИТЕЛЬ МИРА
А. БОГ ТВОРЕЦ И МИР СОТВОРЕННЫЙ
1. Почему Бог сотворил мир?
Исповедуя веру в Бога Отца, Творца неба и земли, люди ставят себе обычно три вопроса: почему, для чего и как Бог сотворил мир?
На первый вопрос отцы Церкви отвечают, что у Бога, совершенного и ни в чем не нуждающегося, не было необходимости творить мир, но сотворение мира имеет смысл, так как Бог разумен и мудр. Будучи Сам Любовью, Бог творит мир по любви и даже по преизбытку любви. Божественная любовь находит уже полное удовлетворение в совершенном единстве Лиц Святой Троицы, но чаша Божественной любви как бы переливается через край, и Бог вызывает из небытия Свое творение, чтобы оно причастилось блаженству Его любви. В этом ответ и на второй вопрос: для чего Бог творит мир?
Уча так, отцы Церкви строго предупреждают, что нельзя думать (как думали некоторые еретики), что мир есть продолжение или порождение Божественной жизни, или эманация Божества. Природа мира иная: она подвержена порче, в мире возможно падение. Но в Боге все свято; и если бы Бог имел ту же природу, что мир, то не был бы Богом. Бог творит мир из ничего. Только это учение позволяет мыслить о Боге как всесовершенстве, а о мире, с одной стороны, как ничтожном, а с другой – как имеющем печать Божества.
2. Время и вечность
Нередкий вопрос: что было до сотворения мира? – лишен смысла, так как самое время сотворено вместе с миром. Вне мира и вне времени есть только вечный Бог и Божественная вечность. Там нет ни прошлого, ни будущего, а одно вечно-настоящее.
Какова вечность, мы по-настоящему, живя во времени, знать не можем. Но Господь нас призывает к Вечной Жизни; Он сказал: «Сия же есть Жизнь Вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3).
Став человеком, Господь Иисус Христос жил нашей временной жизнью, по Своему же Божеству пребывал в вечности. Через Господа Иисуса Христа мы познаем в некоторой мере вечность. Духовный опыт показывает, что высокие переживания и, в особенности, пламенная христианская любовь, делающая нас причастными Христу, заставляет забывать время, как бы выходить из него; а достигшие высших духовных состояний святые в некоторые мгновения переживали такую полноту жизни, которая представляется невместимой ни в какой земной срок. Вечно то, что бесконечно ценно, вечно то, что достойно вечности. Мы уже и теперь должны, сколь можем, учиться вечной жизни, и мы приближаемся к ней, когда отдаем свое время все более и более ценным переживаниям, в особенности Богу.
3. Бог в отношении мира
В отношении мира сверхсущий и неприступный Бог имеет особый образ бытия, который выражается в том, что Бог творит мир, промышляет о нем и открывается ему. Чтобы мир мог воспринять Божественное Откровение и причаститься Божественной блаженной жизни (для чего он и создан), мир сотворен в некоторой богообразности – он имеет на себе Божественную печать. Бог сотворил мир как бы по некоторому плану, и всему сотворенному соответствуют Божественные образы, особые Божии мысли. Впрочем, это не только мысли, но и слова Божии, и потому они имеют творческую силу, так как Словом Божиим мир сотворен. Слово Божие – Логос – это Сын Божий. В отношении сотворенного мира Слово Божие есть Слово всех слов, Смысл всех смыслов, Премудрость Божия, так как в Нем заключены мысли о всем творении.
Таким образом, исповедуя веру в Бога Отца, Творца неба и земли, мы исповедуем, что мир сотворен Его творческим Словом, а также Его животворящим Дыханием, т.е. Духом Святым. Иначе говоря, мы верим, что вся Святая Троица участвует в сотворении мира и в промышлении о нем. Творческие слова, которыми Бог вызывает из небытия Свои творения (это некоторые Божии воления, или веления), неразлучны с животворящими силами и энергиями Божества; созидая мир, они навсегда пребывают в нем. Мир не только творится, но и содержится словами Божиими, поэтому печать Божественной красоты и смысла неотъемлема от него.
4. Естественное откровение
Божественная печать отмечает также человеческую личность и, следовательно, человеческое знание и искусство. Однако только Бог обладает полным знанием, Он один знает Свое творение. Другие разумные существа, Ангелы и люди, могут иметь познание в той мере, в какой они приобщаются Божественному Разуму. Таким образом, человек может познавать Бога, мир и самого себя через изучение всего сотворенного. Такое знание можно назвать естественным откровением. Но такое косвенное познание Бога всегда несовершенно, как несовершенна и сама природа, в особенности после того, как она была испорчена грехом. Естественное познание, таким образом, уподобляется видению «сквозь тусклое стекло», о чем говорит апостол Павел (1Кор.13:12). Однако естественное познание есть все же познание Бога и может с Его помощью приблизить нас к Богу.
Во всяком познании Бог присутствует не только как отраженный в природе, но и как сокрытая Истина. Если бы человек не пал, естественное откровение могло бы ему открыть многое. Но на протяжении человеческой истории оно все более искажалось грехом. Следствием этого искажения стало появление языческих религий и домыслов языческих философов (Рим.1:20-25). Поэтому истинное познание мира возможно лишь путем личного Откровения Божия. Это и есть Откровение, запечатленное в Ветхом и Новом Заветах, особенно в последнем. В свете Откровения Нового Завета смысл естественного откровения решительно меняется. Философия и искусство античности сохраняют некоторую ценность, поскольку они могут быть преображены истиной Нового Завета. Научное исследование сохраняет свою свободу и после Евангелия Христа, но лишь поскольку оно не навязывает метафизику, противоречащую Божественному Откровению и собственной сущности, которая есть преимущественно вопрошание.
Христианское искусство обязательно отличается от нехристианского, поскольку Христос (Богочеловек) налагает на него Свою печать. Это искусство литургическое, в нем приоткрывается свет Божиего Царства. Иначе говоря, после Христа естественное откровение имеет силу, поскольку оно освещено светом Божественного Откровения.
5. Цель сотворения мира
Мир имеет не только бытие, но и задание, и цель: стать богоподобным, достойным Божественной Славы и блаженства. Некоторые учители Церкви поясняют, что высшая красота есть песнь Божественной любви и что мир сотворен, чтобы стать такой песнью – некоторой божественной симфонией, хвалой Богу.
Но, поставленный во главе творения, человек впал в грех и тем самым отдал мир во власть лукавого духа. Таким образом мир стал ареной борьбы между добром и злом.
Добро, красота и истина были восстановлены Крестными Страданиями и смертью Христа. Бог ждет теперь, чтобы человек вернулся к Нему свободно, следуя по пути Христа, в Котором восстанавливается все истинное первоначальное назначение мира. По словам апостола Павла, «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне… в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим.8:20-22).
6. Ангелы
Сотворенный Богом невидимый мир, или небо, – это Ангелы. Они являются орудиями Божия Промысла и вестниками Божией воли. Священное Писание раскрывает их действие в решительные для человеческого спасения моменты истории. Ангелы – это могучие бестелесные духи, личности, или умы. Они сотворены иерархически; вместе они составляют единство, или Собор, а разделяются они на «воинства». Ангелы называются также «вторыми светами».
Предполагают, что каждое творение, и роды, и виды его, имеют своего Ангела, например Церкви, народы, семьи, природные стихии. Ангел отдельного человека называется Ангелом-Хранителем. Он помогает человеку в деле его спасения и оберегает его. Церковь знает целые службы Ангелам и отдельные к ним молитвы. Ангелы «с нами невидимо служат» во время Божественной литургии. Там, где неверующие видят счастливый случай, а верующие – проявление Промысла Божия, там легче всего опознается воздействие светлых Сил. Это раскрывается, например, в книгах Товита и Деяний апостольских.
Ангелы света не могут творить зла; они всецело определены к добру и ему служат, но вполне свободно, сами избирая наилучшие пути к осуществлению воли Божией.
К невидимому миру принадлежат также падшие ангелы, или духи зла. В нашем грешном мире их воздействие постигается отчетливее; но более других их реальность сознают верующие люди.
7. Сотворение видимого мира
Видимый мир сотворен после мира невидимого. Сначала был сотворен свет, потом была сотворена некая первоматерия, постепенно принимавшая, по Слову Божию и содействием Святого Духа, определенные формы. Бог творит мир прекрасным и радуется сотворенному. По Божию повелению земля сама производит растения и животных. Венцом творения является человек.
8. Сотворение человека
Бог создал человека из праха земного по образу Своему и подобию (Быт.1:26), вдунув в него дыхание жизни (Быт.2:7). Таким образом человек двойствен по своему составу: по телу, и отчасти по душевному устройству, он принадлежит к природному миру, но возвышается над ним по своим устремлениям и духовным способностям. Многие научные гипотезы могут быть вполне согласуемы с истиной библейского повествования. В Книге Бытия речь идет не о судьбе человека как феномена зоологии, но о его религиозном предназначении.
9. Образ Божий в человечестве
Истина о сотворении человека по образу и по подобию Божию постигается полнее после того, как образ Божий воссиял во всей своей чистоте в Богочеловеке, Господе Иисусе Христе. Христианская антропология (учение о человеке) возможна лишь в связи с учением о Христе (христологией).
Господь пришел даровать людям единство в любви, по образу единства Лиц Святой Троицы. Поэтому за образ Божий в человеке в его множественности (в человечестве) надо почитать стремление к единству всех. Созданные едиными по природе (единосущными), люди должны были, с помощью Божией, все более уподобляясь Богу, совершенствовать свое единство. Но грех разделил людей.
Став человеком и победив грех, Господь вновь открыл людям возможность осуществлять богоподобное единство. Он подает людям объединяющую любовь – этот высший дар Святого Духа. Богоподобное единство людей достигается через Христа в Церкви. Христос – центр истинного единения человечества, Он его Собиратель, Он – Глава Церкви.
Преподобный авва Дорофей выразил это в геометрической притче: Бог – центр круга, мир – круг, а люди – точки в любом месте круга. Чтобы сблизиться всем точкам, наикратчайший путь – движение по радиусам к центру, т.е. к Богу.
10. Образ Божий в человеке
Люди в своей множественности могут осуществлять образ Божий, потому что каждый человек имеет его в себе. В отдельном человеке, по учению святых отцов, образ Божий есть преимущественно самое стремление к Богу, а также способность воспринимать Божественную любовь и стремиться к единству с Богом и другими людьми. Этим обусловлены и другие богообразные черты в человеке. Из них учители Церкви особенно отмечают: свободу человека, так как без нее нет личности и нет любви, творческие способности человека, его царственное положение в отношении всей твари и его стремление к совершенству во всех областях. Последнее свойство дает человеку возможность быть причастным к всемогуществу и всеведению Божиим (достаточно вспомнить научные и технические достижения человека).
Высшее творчество человека есть устроение своей личности и всей своей жизни, иначе говоря, духовная жизнь, невозможная без помощи свыше. Она заключается в том, что человек очищает свою душу и жизнь от всего злого и воспринимает, сколь может, свет Божественной любви. В связи с изучением духовной жизни отцы различают в человеке дух, душу и тело. Дух – это то начало, которое управляет душой и телом, а также общается с Богом. Некоторые же отцы различают лишь душу и тело, но подразумевая, что в душе есть и дух.
Отмечая в человеке наличие тела, души и духа, надо иметь в виду, что это различение имеет более всего методологический характер. На деле человек есть единое существо, во многом очень отличное от животных. Отметим в теле человека только некоторые более важные отличия от животных: вертикальное положение; голая кожа (нет ни шерсти, ни перьев, ни чешуи); головной мозг по весу и сложности превосходит мозг любого животного; возможность иметь или, по желанию, не иметь половые сношения во всякое время (вне особых циклов).
Душа (имеющаяся у животных и растений) необычайно сложна. Она имеет мыслительную способность, выражаемую словом. Поэтому человек называется словесным существом, в отличие от бессловесных.
Дух есть прежде всего способность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Если выбор в этой области сделан, то дух стремится подчинить своему решению душу и тело. Преимущественно через свой дух человек общается с другими духами и, конечно, с Богом. Без общения с Богом дух человека не способен найти настоящий критерий для определения высших ценностей, так как только Бог, Который Сам есть абсолютное благо, истина и красота, может верно указать решение человеку. Указанные высшие ценности неразделимы, и предпочтение одной из них ведет либо к уродливому морализму (фарисейство, законничество и прочее), либо к неблагому эстетизму (позерству), или ко лжи вместо истины, которая включает в себя и благо, и красоту.
Кроме тела, души и духа, человек является еще личностью. У каждого человека есть своя несравнимая личность, почему она и неопределима, так как определение достигается путем сравнений. Тем не менее личность более всего познается интуитивно. На деле личен только Бог. Его действия не определены ничем извне. Бог безусловно свободен, и Его свобода выражается в бескорыстной любви, царствующей в Святой Троице. Человек же тем более личен (является личностью), чем более он исполняет волю Божию, и тем самым способен к общению в бескорыстной любви. Но свобода человека все же всегда ограничена, так как человек является частью космоса и космические силы влияют на него извне и изнутри. Путь к свободе и полноте личного существования тем не менее указан ему Богочеловеком Иисусом Христом.
11. Мужчина и женщина
Сотворив человека, Бог создал мужчину и женщину и дал им заповедь плодиться и множиться, дабы отдельный человек приближался к Богу не в одиночестве, а в любовном общении с подобными себе. Единый образ Божий в человеке отражается в нем по-разному, в зависимости от пола и от возраста.
Все люди равны в своем достоинстве, но мужчина имеет некоторое первенство в творчестве и ответственности, а женщина сотворена как помощница и вдохновительница мужчины. Адам сотворен первым, ему дана власть именовать животных и ему же дана заповедь возделывать райский сад. По грехопадении Бог вопрошает сперва Адама. У ветхозаветных патриархов и в избранном народе мужчина главенствует в семье и священнодействует. В Новом Завете первенство в творчестве и ответственности мужчины продолжает раскрываться. Сын Божий, Творец мира, вочеловечился в мужском роде и, став «Новым Адамом», творит новую тварь, восстанавливая образ Божий в человеке. К мужскому роду принадлежат святой Иоанн Креститель и апостолы. Мужскому роду вверено новозаветное священство.
С другой стороны, превыше всякой твари почтена Богом Его Матерь Приснодева Мария. Первая Ева вдохновила на зло; «Вторая Ева» – Богородица – низводит на землю благодать Святого Духа – это высшее вдохновение в строительстве святой христианской жизни. В Своем приснодевстве Она дает вдохновляющий образ высочайшей целостности и гармонии, к которому должен стремиться весь мир. Как Матерь Божия и как Матерь всего обновленного человечества, «Вторая Ева» – Приснодева Мария, дав миру пищу бессмертия – плоть Сына Своего, Своим универсальным жертвенным материнством указывает путь всякой матери-христианке – путь заботы об умножении, питании, хранении и преображении всего живущего.
Наравне со святыми мужами Бог прославил в Церкви множество святых жен, некоторые из них почитаются «равноапостольными».
12. Зло
Все существующее, как созданное сверхразумным Богом, осмысленно и потому объяснимо. Но Бог зла не сотворил, и потому оно не имеет смысла и как бессмыслица – необъяснимо. Не будучи сотворенным, зло, собственно, и не существует. Это как бы мнимая величина, или небытие, которое, Божиим попущением, может как-то проявляться. Зло – это уклон бытия к небытию, движение к мнимой цели, извращение, ложь, болезнь бытия. Как сила, направленная к небытию, зло всегда разрушительно. По мнению святых отцов, Бог попустил бытию уклоняться к небытию, чтобы оно свободно утверждалось в своем бытии, так как настоящее бытие – это свободное бытие, свободно желающее быть бытие.
3ло – это неправильно понятая свобода и неверно направленная воля, иначе говоря злая воля. Она может проявляться, поскольку имеется личность, которой принадлежит. Этой личностью прежде всего является злой дух, или диавол. Конечно, и он был создан благим, так как Бог ничего злого не создавал. Только сам этот, ранее благой дух мог уклониться ко злу и пасть. Святая Церковь учит о падении светлого духа, ставшего диаволом.
13. Падение Денницы
Ангелы и люди, созданные для любви и для общения с Богом и между собою, как личности подобны сообщающимся сосудам, которые должны, постоянно наполняясь, передавать свое содержание друг другу. Сама жизнь есть общение в любви, и прежде всего с источником ее – Богом.
По необъяснимой прихоти, первая по близости к Богу сотворенная Им личность, высший Ангел – Денница, или Люцифер (носитель света), захотел иметь все лишь для себя, ничего никому не отдавая. По словам святых отцов, он залюбовался собою и стал как бы самозамкнутым пустым сосудом. Этот первогрех называется то гордостью, то себялюбием, а теперь эгоизмом. Суть его в своекорыстном повороте внимания на самого себя или такой исключительный интерес к самому себе, что собственное «я» ставится в центре мироздания. Он делается кумиром для самого себя, а все остальное – средством к его ублажению, теряющим свою самоценность. Бескорыстный интерес к Богу и к миру по этой причине увядает, и самозамкнувшаяся личность все более опустошается. Но личность, как и природа, не терпит пустоты и начинает заполняться плодами своего воображения (суррогатами). Отсюда рождаются страсти, т.е. влечение ко множеству разных идолов. Потеряв связь с Богом, падший дух ищет способ забыться в чем попало.
У самого изобретателя зла пустота и холод одиночества обернулись завистью. Неистребимое в живом существе желание любви и единения в его самозамкнутой личности стало силой ненависти и разрушения. Невозможность более достигать единства в полноте бытия превратилась в стремление достигнуть этого во всеобщем уничтожении. Но такое обнаженное предельное зло нелегко может найти исполнителя среди тех, кто носит печать Творца, и поэтому, чтобы соблазнить, зло прикидывается добром, т.е. прибегает к обману и лжи.
Господь говорит, что сатана «человекоубийца от начала и… отец лжи» (Ин.8:44).
Обманом же, вероятно, диавол увлек в бездну других духов; путем лжи и клеветы он добился грехопадения первых людей.
14. Грехопадение человека
Библейский рассказ о грехопадении человека – это образ всякого человеческого искушения и падения. Вникая в него, мы видим:
1) Человек, согрешая, бывает не единственным виновником греха; он бывает обманут и впадает в самообман.
2) Искушаясь, человек сохраняет свободу выбора (Ева колеблется, спорит со змием).
3) Искушение начинается с соблазнительного представления.
4) Оно попускается Богом, чтобы испытать и утвердить человеческую свободу. Предупреждение Божие об опасности вкушения от древа «познания добра и зла» – это голос Божественной любви. Поверив ему, человек утвердился бы в свободе, так как свобода осуществляется в любви. Поступать свободно – значит поступать по любви.
5) Не поступающий по любви к Богу впадает в грех и теряет свободу. Первые люди, согрешив, стали рабами греха; свидетельство этому в цепи последующих падений (прячутся от Бога, сваливают вину один на другого и т.д.).
6) Обман и самообман в грехе – это неправильно понятая свобода, вера в клевету. Клевета в том, что зов Божественной любви понят как насилие. Бог не ставит Себя в положение начальника, а человека в положение подчиненного. Он – Отец и хочет, чтобы человек был Ему сыном и по сыновней любви следовал за Ним.
15. Последствия греха
В грехе первых людей был и чувственный момент: предпочтение прекрасного на вид плода исполнению воли Божией. Тут нарушение необходимого для здоровья личности поста и присущее всякому греху подчинение высшего низшему. Последствие греха – потеря рая. Прежде всего это то состояние внутреннего опустошения, о котором сказано выше. Кроме того, для человека как существа не только духовного, но и телесного, имеются и другие горькие последствия. В частности, искажается его родовая жизнь, порождаемая различными страстями. Роды становятся для женщины мучительными. Труд то и дело теряет творческую радость. Среди людей вместо единства в любви начинается раздор и даже убийство. Сама личность человека, утратившая всецелую любовь, которая ее объединяла, разрывается множеством пожеланий, теряет свою целостность, целомудрие. За болезнью личности и ее разложением следуют болезни души и тела и, наконец, смерть. Для заболевшей личности бессмертие было бы невыносимо, и Бог, не допустивший согрешившего человека вкусить от древа жизни (бессмертия), оказывает человеку милость.
16. Первородный грех
Грехопадением первых людей – Адама и Евы – «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим.5:12). Расположение ко греху и все последствия греха, включая смертность, стали наследственными. Но образ Божий, хотя и ослабленный и потемненный, не был утрачен человеком, и для него осталась возможность спасения, возможность как бы вновь начать жизнь, к которой он был призван в раю. Человек пал и изменился, но Бог и любовь Божия неизменяемы; и Бог приходит на помощь своему падшему творению. Книги Ветхого Завета включают в себя историю постоянно возобновляемого Богом обещания спасения и его подготовки.
17. Как Бог мог попустить грех?
Возможность для человека грешить и тем самым вызывать все последствия греха нередко порождает мучительное недоумение, а то и прямое сомнение в благости Божией и даже в Его существовании. Нередко можно услышать: «Если Бог благ, Он не может допустить зла, а если Он его допускает, то значит Он не благ или не всемогущ, а потому и не Бог или же просто Его и нет». На это Божественное Откровение нам отвечает:
1) если бы человек не был создан свободным, он не был бы богообразной личностью (а был бы механизмом);
2) дав человеку возможность грешить, Бог предвечно взял ответственность за грех человека на Себя.
За грех человека Бог платит бесконечной жертвенной любовью, отдавая для искупления и спасения человека Своего Сына. Временно лишив человека бессмертия, Бог Сам принимает смерть, чтобы дать человеку Вечную Жизнь. Но совершая этот величайший акт милосердия, Бог и здесь сохраняет за человеком свободу – принять или не принять это высшее выражение Божественной любви, вкусить или не вкусить от плодов нового «древа жизни», к которому Бог вновь допускает человека. Это древо жизни, возвращенное человеку, есть Крест Господень – древо жертвенной любви.
18. Апологетика
Апологетика – богословская наука, опровергающая нападки на нашу веру, – пыталась в прежнее время согласовать данные исторических и естественных наук с библейскими. В наше время она ограничивается указанием на то, что истины Библии и науки, как относящиеся к разным областям знания, не могут друг другу противоречить. Библия свидетельствует о действии Бога в мире, а наука исследует самый мир. К религиозным истинам Ветхого Завета, недоступным науке, относятся главным образом истины о единобожии, о сотворении мира из ничего, о богообразности человека и единстве человеческого рода, о грехопадении и об обещании и подготовлении явления Спасителя. Все остальное подсудно науке, и, приводимые в Библии без научных целей, сведения о природе мира современная апологетика, в соответствии с данными других наук, считает лишь записью обычных представлений древних семитских племен.
19. Значение Ветхого Завета
Открываясь людям через людей же – святых пророков, полноту Своего Откровения Бог явил в Богочеловеке Иисусе Христе. Подготавливающий Его явление Ветхий Завет есть предвоплощение Божественного Слова еще не в человеке, а в человеческом слове и потому имеющем не только Божественную, но и человеческую сторону.
Единственно правильный духовный подход к Библии заключается в умении видеть Божественное сквозь человеческое и вечное сквозь временное. Нельзя забывать еще, что до Христа Божественная истина открывалась постепенно, почему к событиям Ветхого Завета неприменимы оценки, вытекающие из полноты Христовой истины.
Верующий, утвердившийся в таком духовном подходе к Библии, уже не будет смущаться тем, что библейские представления о физических явлениях мира не совпадают с современными (тоже всегда относительными), что некоторые книги Ветхого Завета составлялись не в те годы, как думали раньше, или что многие поступки ветхозаветных праведников не соответствуют христианской этике.
Несмотря на все это, оба Завета – это единое Божественное Откровение. Величие Ветхого Завета остается непоколебимым; его суть в неуклонном и все более полном раскрытии Божественной истины, в непрерывном приготовлении ко Христу, несмотря на упорно проявляющуюся немощь и сопротивление падшего, «ветхого» человека.
Б. УЧЕНИЕ О ХРИСТЕ
1. Милосердный Бог приходит на помощь падшему человеку
Бог есть Любовь, и это значит, что ничего не может нарушить Его любви. Поэтому Бог не перестает помогать падшему человеку исполнять свое предназначение, избавляя его прежде всего от рабства диаволу и греху. Милостиво способствуя этому, Бог не отнимает у человека и прежних даров Своей любви, и среди них раз и навсегдадарованной свободы. Человек пал по своей воле, по своей воле он должен и встать.
Чтобы это стало возможным, при наличии совершенно необходимой Божественной помощи, Бог возжелал Сам приблизиться к отпавшему от Него человеку так, чтобы тот, не устрашась Его, мог бы вновь свободно совершить свой выбор и вернуться к Богу.
Сын Божий соделался Сыном Человеческим для того, чтобы сделать сынов человеческих сынами Божиими. Бог стал человеком, чтобы человек стал богом по благодати. Бессмертный принимает образ смертного, чтобы дать бессмертие.

2. Богочеловек
Бог-Слово стал человеком Иисусом Христом. Имя Иисус означает «Бог спасает», или, короче, «Спаситель». Христос значит «Помазанник». Господь Иисус Христос – не только Бог, являющий в человеческой жизни Свою Божественную жизнь, не только Превечное Слово Божие, возвещающее Божественные тайны человеческим языком, не только Божественный Учитель или Образ Божий, явленный в совершенном человеке, а Богочеловек.
3. Богочеловек-Спаситель
В лице Иисуса Христа Божественная природа соединилась с человеческой, чтобы человеческое естество причастилось Божественному.
Правда, всякое творение Божие создано и существует потому, что оно уже причастно Божественному Слову, т.е. Божественной мысли и смыслу, но через Воплощение Бога Слова человек возвышается на новую ступень, делается «новой тварью», которая способна жить не только своей, но и Божественной, Вечной Жизнью. После Боговоплощения каждый человек может, вступая в Церковь, жить одной жизнью со Христом. Каждый человек призван стать храмом Святого Духа и быть усыновленным Богу-Отцу. Это и есть восстановление образа Божия в человеке.
4. Апостолы – свидетели Божественности Христа
Святые апостолы сперва узнали в своем Учителе обещанного Спасителя, Мессию, а потом и Самого воплотившегося Бога. Эту веру от лица апостолов исповедал апостол Петр, и Господь ответил ему, что «не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мф.16:17). С тех пор апостолы жили этим совершенно новым, небывалым, страшным и бесконечно радостным сознанием, что перед ними и с ними живет Сам Бог, ставший Человеком. Трепетом этого сознания полны все апостольские писания, в особенности же апостола Иоанна: «О том… что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам сию Вечную Жизнь, которая была у Отца и явилась нам… И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1Ин.1:1-4).
Для апостолов было очевидностью, что Иисус есть Бог, ставший Человеком; только созерцая Христа, они узнали, что Бог есть свет и Любовь и что нет в Нем никакой тьмы (1Ин.1:5; 4:8).

5. Лжеучения о Христе и Халкидонский догмат
Уже начиная с апостольского века некоторые люди стали искажать учение о Господе Иисусе Христе.
Так, докеты учили, что Христос был лишь Богом и только казался человеком. Арий учил, что Сын Божий – Второе Лицо Пресвятой Троицы – есть только творение, каковым Он остается и воплотившись. Позже Несторий утверждал, что от Девы Марии родился лишь человек, с которым Бог соединился и обитал в Нем, как в храме. Поэтому Несторий называл Деву Марию не Богородицей, а Христородицей. Исходя из этих положений, Несторий Разделял Божественную и человеческую природы во Христе так, что видел в Нем как бы двух лиц, соединившихся лишь для общего действия, преимущественно в силу нравственного усилия Иисуса Христа как человека. В противоположность Несторию, умалявшему Божественность Христа, монофизиты учили, что в Иисусе Христе человеческое естество было поглощено Божественным, тем самым умаляя человечество Христа. При обоих уклонениях от истины само Боговоплощение, жертвенная жизнь и смерть Господа, как и последующее Воскресение, перестают быть спасительными для человека. Только если истинный Бог приобщен во Христе всему человеческому, то может спастись и каждый человек, приобщаясь Христу верою, жизнью и через святые таинства.
Православное учение о соединении во Христе Божественной и человеческой природ было изложено в 451 году на IV Вселенском Соборе в Халкидоне. В этом определении говорится, что Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек, единосущный Богу-Отцу по Божеству и единосущный нам по человечеству, во всем подобный нам, кроме греха, рожденный прежде веков от Бога Отца по Божеству и от Марии Девы по человечеству, и что оба естества в Нем соединены неслитно, неизменно, не раздельно и неразлучно, сохраняя всегда свои особенности при едином Лице, или Ипостаси. Это означает, что человечество во Христе не имеет своего отдельного лица, а Сама Божественная Личность Сына Божия облекается в человеческую природу, чем и достигается всецелое ее освящение. Тем не менее человеческая природа (естество) во Христе имеет свою волю, отдельную от воли Божества, хотя эта воля всегда свободно подчиняется воле Божественной. Учение о двух волях во Христе было закреплено в 680 году на VI Вселенском Соборе в опровержение лжеучения монофелитов, которые, желая примирить православных с монофизитами, утверждали, что, при двух естествах, в Иисусе Христе действует только Божественная воля.
6. Свидетельства о Божественности Христа
При всей кажущейся невероятности того, что Бог стал Человеком, это чудо Боговоплощения для чистых сердцем апостолов и других ближайших учеников Христа не могло не быть очевидным. Прежде всего Господь Сам сознавал Себя Богом и Человеком и об этом учил. Притом такое небывалое откровение исходило из уст Человека, в Котором всегда обнаруживались величайшая правдивость, необыкновенная премудрость и полное бескорыстие. Об истинности учения Христа о Нем Самом, таким образом, прежде всего свидетельствует Его Личность, а потом и само учение, в своей стройности являющее такое единство, приняв часть его, трудно не принять его и в целом.
Для уверовавших или даже только начинавших в Него Христос являл и другие свидетельства Богочеловечества. К ним принадлежат чудеса Христовы а также неоднократное свидетельство Бога-Отца и го Духа. О том же свидетельствует тайна зачатия и Рождения Христа, возвещенная евангелистами всем христианам.
Но окончательное удостоверение в Божественности своего Учителя апостолы получили в силу Крестной смерти и Воскресения Христа. После сошествия Святого Духа эта вера стала для них истинной, всецело определяющей всю их жизнь. При всем том в признании Божественности Иисуса Христа не было, нет и не может никакого внешнего принуждения, так как эта истина постигается прежде всего сердцем, движимым любовью, любовь же всегда свободна.
На вопрос Господа апостолам, не хотят ли и они (по неверию) покинуть Его, апостол Петр ответил: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы Вечной Жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живого» (Ин.6:68-69).
7. Промыслительное значение основных событий жизни Господа. Зачатие, Рождество и первые годы жизни Спасителя
Вся глубина Божественного промышления о нашем спасении раскрывается более всего в основных событиях жизни Господа Иисуса Христа.
Зачатие и рождение Господа от Приснодевы Марии и самый образ Пречистой Богородицы указывают, какая чистота и бесстрастность, смирение и жажда Бога требуются для совершенной меры облагодатствования. Одновременно этим свидетельствуется истинность Божества Спасителя. Само же Воплощение Христа обнаруживает предельное Его смирение и самоограничение. Неразрывность любви и смирения была возвещена Пресвятой Девой Марией в Ее песни: «Величит душа Моя Господа». Нищета Вифлеемской пещеры и яслей также показывает, что величие Божественной любви не связано со славою мира сего и что, бесконечно дорожа свободой человека, Господь влечет его к Себе, не поражая его воображение внешним величием. Но пастухам и мудрецам Востока было дано откровение о Новорожденном Богомладенце, первым – за смирение, вторым – за жажду познания истины.
Тайна эта была открыта также Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице за их тревогу о духовной судьбе своего народа и человечества, для которых они ждали Избавителя.
Детство, отрочество и молодость Господа Иисуса Христа почти сокрыты от нас, но то малое, что известно, – жизнь в семье ремесленника, отроческое послушание при сознании уже в 12 лет Своего предназначения – являют все то же Его смирение.
8. Иоанн Креститель и Крещение Господне
Иоанн Креститель завершает ветхозаветное приготовление к принятию Спасителя. Явление Предтечи свидетельствует о священной необходимости преемственного стремления к правде многих поколений, или, иначе, об осмысленности истории, а также о присущих ей священных рубежах и сроках. Бог отмечает их особыми чудесными явлениями, например явлением Ангелов или пророков.
Самое Крещение Господа есть впервые явленное людям в лице Иоанна Предтечи Откровение о Святой Троице, и отсюда название праздника – «Богоявление»; а также это прообраз Таинства Крещения. Для Самого же Господа Крещение являлось посвящением на Его служение.
9. Искушение Господа

Pages: 1 2 3 4 5 6

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.