Конституция Афганистана 1964

КОНСТИТУЦИЯ АФГАНИСТАНА
текст конституции, опубликованный в Кабуле в русском переводе
(см. «Конституция Афганистана», Kabul, Education Press, 1964)
9 мизана 1343 года  1 октября 1964 года
ПРЕАМБУЛА
Во имя Бога милостивого и милосердного!
Во имя Бога всемогущего и справедливого!
С целью: упорядочения национальной жизни Афганистана в соответствии с требованиями времени и на основе исторической действительности и национальной культуры;
с целью: обеспечения справедливости и равенства;
с целью: установления политической, экономической и социальной демократии;
с целью: упорядочения престижа и столпов государства для обеспечения свободы и благополучия людей и сохранения общественного порядка;
с целью: гармонического развития всех областей жизни Афганистана и, наконец,
с целью: создания процветающего и развивающегося общества на основе социальной взаимопомощи и охраны человеческого достоинства.
Мы, народ Афганистана, сознавая исторические перемены, происшедшие в нашей жизни как отдельной нации и как составной части всего человечества, и при этом рассматривая вышеуказанные блага как право всего человеческого общества, под руководством Его Величества Мухаммада Захир Шаха – Короля и Вождя национальной жизни Афганистана, подготовили данную Конституцию для себя и своих потомков.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО
Статья 1
Афганистан – конституционно-монархическое, независимое, единое и неделимое государство.
Национальный суверенитет в Афганистане принадлежит нации. Афганская нация состоит из всех лиц, которые в соответствии с предписаниями Закона имеют подданство афганского государства. Каждый из указанных выше людей является афганцем.
Статья 2
Религией Афганистана является священная религия Ислам. Государство выполняет религиозные обряды в соответствии с предписаниями Ислама ханифитского толка. Те члены нации, которые не являются последователями Ислама, свободны в отправлении своих религиозных обрядов в пределах Законов, регламентирующих нормы поведения и обеспечивающих общественное спокойствие.
Статья 3
Из всех языков Афганистана официальными языками являются пушту и дари.
Статья 4
Флаг Афганистана состоит из трех равных частей: черного, красного и зеленого цветов, соединенных между собой вертикально и слева направо. Ширина каждого цвета равна половине его длины. Посредине помещается изображения Михраба [ниша во внутренней стене мечети, указывающая направление к Мекке] и Мимбара [кафедра в мечети] белого цвета, по углам которых укреплены два флага, окаймленные двумя колосьями пшеницы.
Статья 5
Столицей Афганистана является город Кабул.
ГЛАВА II. КОРОЛЬ
Статья 6
В Афганистане Король является воплощением национального суверенитета.
Статья 7
Король является защитником основ священной религии Ислам, хранителем независимости и целостности страны, стражем Конституции и средоточием национального единства Афганистана.
Статья 8
Король должен быть подданным Афганистана, мусульманином и последователем ханифитского вероисповедания.
Статья 9
Король имеет следующие права и обязанности:
1. Верховное командование армией Афганистана.
2. Объявление войны и заключение перемирия.
3. Созыв и открытие Большой джирги («Лойя джирга»).
4. Открытие обычных сессий Парламента.
5. Созыв и открытие чрезвычайных сессий Парламента.
6. Роспуск Парламента и издание Указа о новых выборах. Новые выборы должны состояться в течение трех месяцев со дня роспуска Парламента.
7. Утверждение законов и объявление о вступлении их в силу.
8. Издание законодательных указов.
9. Предоставление полномочий для заключения международных договоров в соответствии с предписаниями Закона.
10. Утверждение международных договоров.
11. Назначение Премьер-министра и принятие его отставки; назначение Министров по предложению Премьер-министра и принятие их отставки.
12. Назначение не избираемых членов Джирги старейшин («Мышрано джирга») и назначение из их числа Председателя джирги.
13. Назначение Верховного судьи и членов Верховного суда.
14. Назначение и отставка судей, назначение и отставка высших гражданских и военных чиновников в соответствии с предписаниями Закона.
15. Назначение глав дипломатических представительств Афганистана в иностранных государствах, назначение постоянных представителей Афганистана при международных организациях и принятие верительных грамот иностранных дипломатических представителей
16. Введение чрезвычайного положения и отмена его.
17. Смягчение наказаний и помилование.
Статья 10
Чеканка монет производится от имени Короля.
Статья 11
Имя Короля упоминается во время «Хутбы» [праздничное моление в мечети].

Статья 12
Награждение орденами производится Королем в соответствии с предписаниями Закона. Награждение орденом не влечет за собой никаких материальных привилегий.
Статья 13
Королевские расходы определяются государственным бюджетом в соответствии с законом о королевских расходах.
Статья 14
Использование прерогатив, указанные в данной главе, осуществляется в пределах, определяемых предписаниями данной Конституции.
Статья 15
Король не ответствен перед кем-либо и должен быть уважаемым всеми. Король в присутствии королевской семьи, правительства и членов Верховного суда на совместном заседании обеих палат Парламента принимает следующую присягу:
«Во имя Бога милостивого и милосердного!
Во имя великого Бога я клянусь все свои дела и поступки совершать как перед Господом Богом, защищать основы священной религии Ислам, охранять Конституцию, независимость родины, целостность территории, государственные законы и права народа. И, взывая к помощи Всевышнего, в соответствии с предписаниями конституции Афганистана буду осуществлять королевскую власть и свои усилия направлю на счастье и прогресс народа Афганистана».
Статья 16
Королевская власть передается в семье Его Величества Шахида [здесь: титул человека, павшего за родину (букв.: «мученик за веру»)] Мухаммада Надир Шаха в соответствии с положениями настоящей Конституции.
Статья 17
Если Король изъявит желание отречься от престола, то он об этом сообщает на заседании, созываемом в составе Председателя Народной джирги («Улуси джирга»), Председателя Джирги старейшин, Премьер-министра, Верховного судьи и Министра двора; затем в течение семи дней созывает Большую джиргу и лично или через Министра двора объявляет джирге о своем отречении. В случае если Большая джирга подтвердит, что отречение исходит от Короля, то оно считается вступившим в силу с момента его подтверждения.
Статья 18
В случае отречения от престола или смерти Короля королевская власть передается старшему сыну.
Если старший сын Короля не обладает необходимыми качествами, которые в соответствии с данной Конституцией предъявляются к Королю, тогда королевская власть передается второму по возрасту сыну и т. д.
Статья 19
В случае смерти или отречения Короля и отсутствия сына, который обладал бы необходимыми для Короля качествами, королевская власть передается старшему брату Короля.
Если старший брат не будет обладать необходимыми для Короля качествами, тогда королевская власть передается второму по возрасту брату и т. д.
В случае отсутствия у Короля брата, обладающего необходимыми для Короля качествами, Королем избирается один из потомков сыновей Его Величества Шахида Мухаммада Надир Шаха. В этом случае избрание Короля происходит на заседании, созываемом в ее ставе Большой джирги, правительства и членов Верховного суда. Данное заседание созывается Премьер-министром в случае смерти Короля в течение 15 дней со дня его смерти, а в случае его отречения – в течение семи дней со дня вступления его в силу. Решение данного заседания принимается большинством голосов присутствующих членов и после согласия лица, избранного Королем, считается вступившим в силу.
Со дня смерти Короля или вступления в силу его отречения и до избрания нового Короля функции Короля выполняются Министром двора.
Статья 20
При решении Короля выехать за границу он назначает одного или нескольких человек в качестве исполняющего или исполняющих его функции. В отсутствие Короля указанное лицо или лица по его поручению выполняют королевские функции в пределах предоставленных Королем полномочий в соответствии с предписаниями настоящей Конституции.
В качестве исполняющих функции Короля не могут быть назначены следующие лица:
1. Премьер-министр.
2. Председатель Народной джирги.
3. Председатель Джирги старейшин.
4. Верховный судья.
Статья 21
В случае смерти Короля если его наследник будет моложе двадцати лет, то до достижения указанного возраста регентство берет на себя Королева.
Если не будет Королевы, то заседание, упомянутое в статье 19, избирает в качестве Регента одного из потомков сыновей Его Beличества Шахида Мухаммада Надир Шаха.
Статья 22
В случае отречения Короля, если его наследник будет моложе двадцати лет, то до достижения указанного возраста, заседанием упомянутым в статье 19, в качестве Регента избирается один из потомков сыновей Его Величества Шахида Мухаммада Надир Шаха.
Статья 23
Регент и лицо, исполняющее функции Короля, должны обладать качествами, указанными в статье 8.
Регент выполняет королевские функции в соответствии с положениями настоящей Конституции.
В тех случаях, когда регентство исполняется Королевой, то она, используя прерогативы, указанные во втором пункте 9-й статьи, советуется с правительством.
Регент во время выполнения своих регентских обязанностей не имеет права заниматься другой деятельностью.
Лицо, назначенное в соответствии со статьями 21 и 22 настоящей Конституции в качестве Регента, никогда не может быть избрано Королем Афганистана.
В период регентства статьи о наследовании, относящиеся к главе «Король» данной Конституции, изменению не подлежат.
Статья 24
Семья Короля включает сына, дочь, брата и сестру Короля, их мужей и жен, сыновей и дочерей, а также дядю Короля по линии отца и его сыновей.
При официальных государственных церемониях члены королевской семьи занимают места после Короля и Королевы.
Расходы королевской семьи определяются бюджетом королевских расходов.
Титулы определяются исключительно для королевской семьи и устанавливаются в соответствии с предписаниями Закона.
Члены королевской семьи не могут участвовать в политических партиях и выполнять следующие обязанности:
1. Премьер-министра и Министров.
2. Членов Парламента.
3. Членов Верховного суда.
Члены королевской семьи сохраняют свое положение в качестве членов королевской семьи до конца своей жизни.
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА НАРОДА
Статья 25
Весь народ Афганистана без всякой дискриминации и привилегий имеет равные права и обязанности перед Законом.
Статья 26
Свобода – естественное право человека. Это право ничем другим не ограничивается, кроме как свободой для других и интереса ми народа, закрепленными Законом.
Свобода и достоинство человека гарантированы от всяких посягательств и неотделимы друг от друга. Государство обязано уважать и защищать свободу и достоинство человека.
Никакое действие не считается преступлением за исключением действий, предусмотренных Законом, который имел силу до его совершения.
Никого нельзя наказать иначе, как по приговору правомочного суда, который выносится после открытого судебного разбирательства в присутствии обвиняемого.
Никого нельзя наказать иначе, как в соответствии с положениями Закона, который имел силу до совершения действия, которое преследуется.
Никого нельзя преследовать или арестовать иначе, как в соответствии с положениями Закона.
Никого нельзя арестовать иначе, как в соответствии с приговором правомочного суда и предписаниями Закона.
Презумпция невиновности является главным принципом. Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока суд не вынес ему окончательного приговора.
Преступление есть действие личного характера. Преследование, арест или содержание обвиняемого под арестом, вынесение ему наказания не распространяется на другое лицо.
Мучить и пытать человека не разрешается. Никто не может, даже в целях установления истины, мучить другого или распорядиться сделать это, если даже этот человек преследуется, арестован, находится под арестом или приговорен к определенному наказанию.
Установление наказания, противоречащего человеческому достоинству, не разрешается. Показания, полученные от обвиняемого или какого-либо другого лица с помощью насилия, не имеют силы.
Признание виновности заключается в том, что обвиняемый на основе полной добровольности, в нормальном умственном состоянии признается в совершении преступления, законно приписываемого е в присутствии правомочного суда.
Любое лицо имеет право назначить адвоката с целью опровержения обвинений, законно выдвинутых против него.
Долговая зависимость одного лица от другого не может служить причиной лишения или ограничения свободы должника. Способы и средства возвращения долгов устанавливаются Законом.
Каждый афганец имеет право свободного передвижения по государственной территории и выбора места жительства, за исключением районов, запрещенных Законом. Каждый афганец имеет право в соответствии с положениями Закона совершать поездки за пределы Афганистана и возвращаться на родину.
Никто из афганцев не может быть выслан в другие части страны и за пределы Афганистана.
Статья 27
Никто из афганцев, обвиняемых в совершении какого-либо преступления, не передается иностранному государству.

Статья 28
Жилище каждого защищается от посягательств. Никто, в том числе и Государство, не может без разрешения владельца жилища или решения правомочного суда входить в его дом, производи обыск, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
В случае явного преступления должностное лицо может под свою ответственность входить в жилище кого-либо или обыскать его без разрешения этого лица или предварительного разрешения суда. Вышеупомянутое лицо после пребывания в жилище или после обыска его обязано в течение времени, определенного Законом, получить на это решение суда.
Статья 29
Собственность гарантируется от посягательства.
Без разрешения Закона и решения правомочного суда собственность любого лица не может быть конфискована.
Реквизиция чьей-либо собственности разрешается только в целях обеспечения интересов народа за предварительный справедливый выкуп в соответствии с положениями Закона.
Никому не запрещается приобретать и владеть собственностью, но в пределах, определенных Законом. С целью обеспечения интересов народа способы использования собственности регулируются и направляются Законом.
Проверка личных богатств и их оглашение производятся только в соответствии с Законом.
Иностранные государства и иностранные подданные не имеют права владеть в Афганистане недвижимой земельной собственностью, Продажа земельных участков дипломатическим представительствам иностранных государств разрешается на основе взаимности, а международным организациям, членом которых является Афганистан,- по соглашению с правительством.
Статья 30
Корреспонденции населения при помощи переписки, телефона, телеграфа и других средств гарантированы от посягательств.
Государство не имеет права контроля корреспонденции населения, кроме как в соответствии с решением полномочного суда и в соответствии с положениями Закона.
В случаях, не терпящих отлагательства, которые предусмотрены Законом, ответственные должностные лица могут без предварительного разрешения суда под свою ответственность контролировать корреспонденцию. Вышеуказанные должностные лица обязаны после осуществления контроля в сроки, установленные Законом, получить на это решение суда.
Статья 31
Гарантируется свобода мысли и слова. Каждый афганец в соответствии с предписаниями Закона имеет право выражать свои мысли устно, письменно, изобразительно и т. п.
Каждый афганец имеет право в соответствии с предписаниями Закона печатать различные материалы без предварительного предъявления их государственным органам.
Разрешение и право на создание общественных типографий и на издание печатных материалов предоставляется только подданным Афганистана и Афганскому Государству в соответствии с предписаниями Закона.
Право строительства и эксплуатации широковещательных радио станции и телецентров принадлежит исключительно Государству.
Статья 32
Подданные Афганистана имеют право устраивать собрания без оружия для обеспечения дозволенных и мирных целей в соответствии с предписаниями Закона и без предварительного разрешения Государства.
В целях обеспечения материальных и духовных потребностей подданные Афганистана имеют право в соответствии с предписания ми Закона создавать различные общества.
Подданные Афганистана имеют право в соответствии с предписаниями Закона создавать политические партии, но при следующих условиях:
1. Задачи и деятельность партий, идеи, на которых построены партии, не должны противоречить положениям данной Конституции.
2. Организационная структура партий и их финансовые источники должны быть открытыми.
Партия, созданная в соответствии с предписаниями Закона, не может быть распущена без законных на то оснований и решения Верховного суда.

Статья 33
Каждый человек, которому без оснований нанесен ущерб какой-либо организацией, имеет право требовать возмещения ущерба и может предъявить иск через суд.
Государство не может без разрешения полномочного суда, кроме случаев, предусмотренных Законом, предпринимать меры по расширению своих прав.
Статья 34
Образование – право всех граждан Афганистана и обеспечивается бесплатно со стороны Государства и граждан Афганистана. Цель Государства в этой области заключается в том, чтобы достичь такого этапа, на котором для всех граждан Афганистана были бы созданы благоприятные условия для получения образования в соответствии с предписаниями Закона. Государство обязано разработать и осуществить эффективную программу для гармонического распространения просвещения по всему Афганистану.
Руководство и контроль за образованием является обязанностью Государства.
Начальное образование для всех детей тех районов, где Государством созданы условия для его получения, является обязательным.
Создание и управление высшими и общими учебными заведениями является исключительным правом и обязанностью Государства. Вне этого подданные Афганистана имеют право организовывать специальные школы и школы по ликвидации неграмотности. Условия создания, программа обучения и условия обучения в таких школах определяются Законом.
Правительство в соответствии с предписанием Закона может разрешить иностранным подданным создание частных школ. Этими школами могут пользоваться только иностранные граждане.
Статья 35
Государство обязано составить и претворить в жизнь эффективную программу для развития и укрепления национального языка пушту.
Статья 36
Государство обязано в пределах своих возможностей гармонически обеспечить всех афганцев средствами профилактики болезней и их лечения. Цель Государства в этой области сводится к тому, чтобы достичь такого положения, при котором для всех граждан Афганистана были бы созданы благоприятные медицинские условия.
Статья 37
Труд – право и обязанность каждого афганца, который обладает способностью трудиться.
Главная цель Законов, которые издаются для упорядочения труда, заключается в том, чтобы достичь такого этапа, на котором бы обеспечивались права и интересы трудящихся сословий, были бы созданы благоприятные условия труда, а отношения между рабочими и работодателями основывались бы на справедливых и прогрессивных принципах.
Подданные Афганистана принимаются на службу Государства в соответствии с их способностями и с предписаниями Закона.
Выбор работы и ремесла в рамках условий, установленных За коном, является свободным.
Принудительный труд, в том числе и для Государства, запрещается. Запрещение принудительного труда не мешает осуществлению Законов, которые издаются в целях упорядочения групповой деятельности для обеспечения интересов народа.
Статья 38
Каждый афганец обязан платить Государству налоги и пошлины. Ни один вид пошлин и налогов не может быть установлен без предписания Закона. Размеры налогов и пошлин и порядок их уплаты устанавливаются Законом с соблюдением общественной справедливости. Это положение касается также иностранцев.
Статья 39
Защита родины является священной обязанностью всех подданных Афганистана. Все подданные Афганистана обязаны в соответствии с предписанием Закона проходить военную службу.
Статья 40
Выполнение предписаний Конституции, преданность и уважение к Королю, повиновение Законам, соблюдение порядка и безопасности народа, защита интересов родины и участие в национальной жизни является обязанностью всего народа Афганистана.

ГЛАВА IV ПАРЛАМЕНТ
Статья 41
Парламент Афганистана является выразителем воли народа и представляет всю нацию.
Через Парламент народ Афганистана принимает участие в политической жизни страны.. Каждый член Парламента, являясь избранником определенного округа, во время голосования руководствуется общими интересами Афганистана.
Статья 42
Парламент состоит из двух палат: Народная джирга и Джирга старейшин.
Статья 43
Депутаты Народной джирги избираются народом Афганистана в соответствии с предписанием Закона путем свободных, всеобщих, тайных и прямых выборов. С этой целью Афганистан делится на избирательные округа. Количество и границы округов определяются Законом. От каждого округа избирается один депутат. Кандидат в депутаты, собравший в соответствии с Законом в своем избиратель ном округе наибольшее число голосов, признается депутатом.
Статья 44
Депутаты Народной джирги избираются сроком на четыре года, который считается одной законодательной сессией. Если в соответствии с предписаниями настоящей Конституции Парламент распускается, то избирается новая Народная джирга на период одной законодательной сессии. Дата окончания ее определяется таким образом, чтобы последующая Народная джирга могла открыться в сроки, установленные в статье 59 данной Конституции.
Статья 45
Члены Джирги старейшин назначаются и избираются в следующем порядке:
1. Одна треть ее членов назначается Королем сроком на пять лет из умудренных и опытных людей.
2. Остальные две трети членов избираются следующим образом:
а) каждая провинциальная джирга выбирает из своего состава одного человека в Джиргу старейшин сроком на три года;
б) жители каждой провинции путем свободных, всеобщих, тайных и прямых выборов избирают одного члена Джирги старейшин сроком на четыре года.
Статья 46
Права и обязанности избирателей определяются избирательным Законом. Лица, которые назначаются или избираются в Парламент, кроме всех качеств избирателей, должны обладать дополнительно еще следующими качествами:
1. Получить подданство Афганистана по меньшей мере за 10 лет до назначения или избрания в Парламент.
2. Не быть за преступления лишенными по суду политических прав после принятия настоящей Конституции.
3. Уметь читать и писать.
4. Депутатам Народной джирги к моменту избрания их в Парламент должно исполниться 25 лет, а членам Джирги старейшин к моменту назначения или избрания – 30 лет.
Статья 47
Глава правительства, члены правительства, судьи, офицеры, личный состав армии, чиновники и другие работники управленческого аппарата при исполнении своих обязанностей не могут быть назначены или избраны в Парламент.
Статья 48
Одно и то же лицо не может быть одновременно членом обеих палат.
Статья 49
При соблюдении предписаний данной Конституции выборы происходят в соответствии с избирательным Законом.
Предложения по изменению избирательного Закона не могут включаться в повестку дня ни одной из двух палат Парламента в течение двух последних лет деятельности законодательной сессии Народной джирги.
Статья 50
Полномочия депутатов обеих палат проверяются самими палатами. Порядок проверки полномочий определяется процедурными правилами каждой палаты.
Статья 51
Никто из депутатов Парламента не преследуется в судебном порядке за голосование или высказывание своей точки зрения во время исполнения обязанностей в Парламенте и вне его.
Если какой-либо депутат Парламента обвиняется в совершении какого-либо преступления, то тогда ответственное должностное лицо сообщает об этом в ту палату Парламента, членом которой является обвиняемый, и после того как палата большинством в две трети голосов разрешит преследование обвиняемого, он преследуется в судебном порядке. Палата может также большинством в две трети голосов аннулировать свое разрешение.
В случае явного преступления ответственное должностное лицо может преследовать в судебном порядке и задерживать преступника без разрешения палаты Парламента, депутатом которой он является.
Если судебное следствие в соответствии с Законом потребует ареста обвиняемого, то ответственное должностное лицо обязано немедленно сообщить об этом соответствующей палате, и в случае, если палата разрешит, обвиняемый может быть арестован. В случае, если обвинение депутата будет иметь место во время каникул Парламента, разрешение на арест обвиняемого депутата получают у Президиума Парламента. Решение Президиума выносится на утверждение первого последующего заседания Парламента.
Статья 52
Депутаты Парламента не могут заниматься никакой другой деятельностью. Это положение не включает в себя занятие сельским хозяйством и другие свободные профессии.
Статья 53
Для депутатов Парламента в соответствии с предписаниями закона назначается соответствующее жалованье.
Статья 54
Каждый депутат Парламента имеет право в соответствующей палате Парламента высказывать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам в соответствии с процедурными правилами.
Статья 55
Заседания обеих палат производятся раздельно в одно и то время.
Для обсуждения проекта государственного бюджета во время каникул Народной джирги Джирга старейшин может созвать чрезвычайное заседание своей палаты.
Когда законодательная или ежегодная сессия Парламента открывается Королем, то проводится объединенное заседание обеих палат.
Статья 56
Правительство может участвовать в заседаниях каждой из двух палат.
Каждая из палат может потребовать присутствия на своем заседании Главы или Членов правительства.
Статья 57
Дебаты на заседаниях обеих палат проходят открыто, если только правительство, председатель палаты или не менее десяти членов палаты не потребуют проведения закрытого заседания и это требование не будет принято палатой. Палата большинством в две трети голосов может закрытое заседание вновь объявить открытым.
Ход прений в обеих палатах протоколируется.
Никто не может тайно проникнуть в Парламент. Нарушители наказываются в соответствии с предписаниями Закона.
Статья 58
Кроме случаев, четко оговоренных в настоящей Конституции, решение каждой палаты принимается большинством голосов присутствующих депутатов.
Статья 59
Каждая палата проводит ежегодно одну очередную сессию, которая открывается двадцать второго мизана. Количество сессий может быть увеличено Законом. В этом случае дата начала сессии продолжительность ее устанавливаются Законом.
Продолжительность работы каждой палаты составляет семь месяцев в году. При необходимости каждая палата может продлить срок своей работы.
Чрезвычайная сессия Парламента созывается в период каникул по Указу Короля, по требованию правительства или председателя одной из палат, или одной пятой числа членов одной из палат.
Окончание чрезвычайной сессии определяется Указом Короля, который издается после консультации с председателями обеих палат.
Статья 60
Председатель Джирги старейшин назначается Королем из числа ее членов.
Председатель Народной джирги избирается самой палатой из числа ее депутатов.
Каждая палата из числа депутатов избирает первого заместите ля председателя, второго заместителя председателя, одного секретаря и одного заместителя секретаря.
Из этих лиц создается Президиум палаты.
Президиум Народной джирги избирается в начале работы законодательной сессии. Заместители председателя, секретарь и заместитель секретаря Джирги старейшин избираются в начале работы ежегодной сессии сроком на один год.
Председатель палаты руководит ходом дебатов на заседаниях палаты и принимает необходимые меры по установлению порядка и безопасности в резиденции палаты. Другие обязанности председателя палаты определяются процедурными правилами палаты. В отсутствие председателя палаты его обязанности выполняет первый заместитель, а в отсутствие первого заместителя – второй заместитель.
Секретарь каждой палаты протоколирует дебаты и руководит делами секретариата палаты. В отсутствие секретаря его обязанности исполняет заместитель секретаря.
Статья 61
Для глубокого и тщательного изучения обсуждаемых вопросов каждая палата в соответствии со своими процедурными правилами назначает комиссии.
Статья 62
Каждая палата вырабатывает свои процедурные правила.
Статья 63
Указом Короля Парламент может быть распущен.
В случае, указанном в статье 121, роспуск Парламента обязателен. Роспуск Парламента распространяется также и на не избираемых членов Джирги старейшин.

Статья 64
В целях урегулирования жизненно важных для Афганистана вопросов Парламент в соответствии с положениями Конституции принимает Законы. Никакой Закон не должен противоречить священным принципам религии Ислам и другим принципам, изложенным в этой Конституции.
К полномочиям Парламента относятся: ратификации государственных договоров; посылка частей армии Афганистана за границу; предоставление концессий, имеющих значение для национальной экономики, в том числе права на монополию; выдача разрешения на эмиссию денег и получение займов. Предоставление концессий, входящее в полномочия Парламента, определяется Законом.
Статья 65
Правительство ответственно перед Народной джиргой.
Статья 66
Депутаты Народной джирги могут делать запросы правительству. Обсуждение данного правительством разъяснения зависит от решения палаты.
Статья 67
Депутаты Парламента могут задавать вопросы Премьер-министру или Министрам относительно определенных проблем.
Лица, которым был задан вопрос, обязаны дать устный или письменный ответ. Этот ответ обсуждению не подлежит.
Статья 68
Народная джирга полномочна назначать по предложению од трети своих депутатов комиссию для проверки и изучения деятельности правительства.
Состав и метод работы ревизионной комиссии определяется процедурными правилами палаты.
Статья 69
За исключением случаев, при которых Конституцией предписываются особые действия, Законом считается решение, принятое обеими палатами и утвержденное Королем. При условиях такого решения, Законом считаются положения юриспруденции шариата ислама ханифитского толка.

Статья 70
Законопроекты вносятся в Парламент правительством или членами Парламента, а если они касаются упорядочения судебных дел, то Верховным судом. Предложения о принятии Закона по бюджету и финансовым делам вносятся правительством.
Статья 71
Законопроекты, вносимые правительством или Верховным дом, могут представляться в одну из двух палат Парламента.
Статья 72
В том случае, когда законопроект предлагается членами од из палат, обсуждение его включается в повестку дня при поддержке десятью членами той палаты, которой он был представлен.
Если предлагаемый законопроект содержит в себе положение ведущие к новым затруднениям или к сокращению доходов государства, то обсуждение его включается в повестку дня только : условии, что в тексте законопроекта будет предусмотрено возмещение этих убытков. Это положение не распространяется на законопроекты, вносимые Верховным судом.
Статья 73
Когда обсуждение законопроекта включено в повестку дня од ной из палат, то сначала этот законопроект передается в соответствующую комиссию и после того, как комиссия составит свое мнение о нем, законопроект вместе с мнением комиссии читается и обсуждается в палате. Затем проводится голосование по каждой статье и после осуществления второго чтения законопроекта проводится голосование по принятию или отклонению законопроекта в целом.
Статья 74
Если решение одной палаты отклонено другой палатой, то в соответствии с предписаниями Закона для принятия общего решения создается смешанная комиссия, в состав которой в равной пропорции назначаются члены от обеих палат. Решение комиссии приобретает силу после утверждения его Королем. В случае, если смешанная комиссия не может прийти к общему решению, это решение палаты считается отклоненным, и если Народной джиргой будет принято решение, то законодательная сессия Народной джирги нового созыва может принять его большинством голосов членов палаты. Это решение без его передачи в Джиргу старейшин считается вступившим в силу после его утверждения Королем.
Если разногласия двух палат касаются проекта финансовых Законов, и в том случае, если смешанная комиссия не смогла прийти к общему решению, то Народная джирга может одобрить данный проект большинством голосов на последующих заседаниях палаты. Проект считается Законом без рассмотрения Джиргой старейшин после его утверждения Королем.
Статья 75
Бюджет государства через Джиргу старейшин вместе с его рекомендациями представляется Народной джирге. Председатель Народной джирги направляет бюджет и мнения Джирги старейшин в соответствующую комиссию. После этого бюджет вместе с мнениями Джирги старейшин и мнениями соответствующей комиссии рассматривается в Народной джирге и по нему принимается решение. Это решение считается вступившим в силу после утверждения его Королем без передачи его в Джиргу старейшин. Это предписание также распространяется на правительственный план развития при обсуждении его Народной джиргой.
Если по каким-либо причинам бюджет не будет принят до начала финансового года, то до момента принятия бюджета на новый год применяется бюджет прошлого года.
Правительство обязано не позднее чем за месяц перед вручением проекта бюджета представить Народной джирге полный отчет об исполнении бюджета за прошедший год.
Статья 76
Если Джирга старейшин по истечении шести месяцев с момента поступления решения, одобренного Народной джиргой, не вынесла о нем своего суждения, то это решение считается принятым. В указанный срок не входит время каникул.
Статья 77
Во время каникул или роспуска Парламента правительство может для решения вопросов, не терпящих отлагательства, руководствуясь пунктом первым статьи 64, издавать законодательные Указы. Эти законодательные Указы после утверждения их Королем приобретают силу Закона. Законодательные Указы должны быть представлены Парламенту в течение 30 дней с момента созыва его первого заседания, и в случае отклонения их Парламентом утрачивают силу.
ГЛАВА V БОЛЬШАЯ ДЖИРГА
Статья 78
Большая джирга состоит из членов Парламента и руководителей провинциальных джирг. При роспуске Парламента члены его сохраняют свои полномочия в качестве членов Большой джирги до открытия нового Парламента.
Статья 79
Руководствуясь положениями статей 19, 21 и 22, Большая джирга созывается в соответствии с Указом Короля.
Статья 80
Во время созыва Большой джирги на ее членов распространяются положения статьи 51.
Статья 81
Заседания Большой джирги проводятся открыто, кроме случаев, когда правительство или 20 ее членов потребуют проводить закрытые заседания и Большая джирга примет это требование.
Статья 82
Председатель Народной джирги, а при его отсутствии – председатель Джирги старейшин руководит заседаниями Большой джирги. Большая джирга на первом своем заседании из числа своих членов выбирает секретаря.
Статья 83
За исключением случаев, четко оговоренных в данной Конституции, решение Большой джирги принимается большинством голосов присутствующих ее членов.
Руководствуясь предписаниями данной Конституции, Большая джирга строит свою работу в соответствии с Законом.
Статья 84
Большая джирга обладает полномочиями, которые определены в данной Конституции.
ГЛАВА VI ПРАВИТЕЛЬСТВО
Статья 85
В состав правительства Афганистана входят Премьер-министр и Министры. Премьер-министр является главой Министров – членов правительства.
Количество Министров и их обязанности определяются Законом.
Статья 86
Любое лицо, имеющее в соответствии с предписаниями данной Конституции право быть избранным в члены Народной джирги, может быть назначено главой правительства или его членом.
Глава правительства должен быть афганцем по происхождению. Глава и члены правительства могут быть назначены из состава членов Парламента или же из числа лиц, не входящих в него. Любой член Парламента, который назначен Главой или же членом правительства, лишается права быть членом Парламента.
Статья 87
Премьер-министры и Министры во время исполнения своих обязанностей не могут заниматься другой деятельностью.
Статья 88
Премьер-министру и членам правительства назначается в соответствии с Законом определенное денежное содержание.
Статья 89
Правительство формируется лицом, которое Король назначает в качестве Премьер-министра.
Члены и программа правительства представляются Народной джирге Премьер-министром. Народная джирга после обсуждения принимает решение о доверии правительству. В случае получения вотума доверия издается королевский Указ о назначении Главы и членов правительства.
После этого Премьер-министр представляет программу правительства Джирге старейшин.
Статья 90
Если во время роспуска Парламента правительство прекратит свою деятельность по причине смерти или отставки Премьер-министра, то Указом Короля назначается новое правительство. В начале новой законодательной сессии Премьер-министр представляет Народной джирге членов правительства и его программу и просит вотума доверия.
Статья 91
Правительство прекращает свою деятельность в следующих случаях:
1. В случае отставки или смерти Премьер-министра.
2. В случае недоверия правительству со стороны Народной джирги.
3. В случае обвинения главы или всех членов правительства в национальной измене в соответствии с положениями статьи 93.
4. В случае роспуска Парламента,
5. В случае окончания работы законодательной сессии.
В двух последних случаях правительство прекращает свою деятельность одновременно с началом работы первой сессии новой Народной джирги.
В случае отставки Премьер-министра правительство прекращает свою деятельность после того как Король утвердит эту отставку.
В случае смерти Премьер-министра один из Министров по указанию Короля исполняет обязанности Премьер-министра до сформирования нового правительства.
В случае, если правительство прекратит свою деятельность причине обвинения в национальной измене в соответствии с положениями статьи 93, то лицо, назначенное Королем на пост Премьер-министра, может после решения Большой джирги по поводу указанного обвинения выполнять обязанности Премьер-министра вплоть до первого заседания Народной джирги и получения вотума доверия.
В других случаях правительство, уходящее в отставку, выполняет свои обязанности до сформирования нового правительства.
Статья 92
Голосование вотума недоверия правительству должно быть ясно выраженным и прямым и принимается в отношении тех правительств, которые придут к власти в течение двух первых законодательных сессий после принятия данной Конституции большинством в две трети голосов, а в отношении последующих правительств – большинством голосов.
Статья 93
Если более одной трети членов Народной джирги потребует суда над Премьер-министром, всеми членами правительства или его большинством на основе обвинения в национальной измене, а Народная джирга примет это требование большинством в две трети голосов своих членов, то правительство распускается и созывается Большая джирга для назначения комиссии по расследованию. Если Большая джирга после изучения доклада комиссии большинством в две трети голосов своих членов признает необходимым судебное разбирательство, то она поручает одному лицу из состава членов Народной джирги предъявить иск против обвиняемого в Верховном суде.
Вышеуказанное предписание применяется и в том случае, если в национальной измене будут обвинены один или несколько Министров, но не больше половины всех членов правительства, в результате этого обвинения обвиняемый освобождается от своих обязанностей, но правительство не распускается.
Статья 94
Осуществление предписаний данной Конституции и всех Законов, осуществление окончательных приговоров судов, принятие необходимых мер для установления порядка и всеобщей безопасности, урегулирование материального положения государства и охрана народного богатства, развитие социального, культурного и экономического положения народа, сохранение независимости, защита территориальной целостности, защита интересов и престижа Афганистана на международной арене – являются обязанностью правительства.
Правительство с целью выполнения своих обязанностей на основе Законов издает постановления. Эти постановления не должны противоречить букве и духу любого Закона.
Статья 95
Совет Министров определяет основные линии политики правительства и принимает постановления, относящиеся к компетенции правительства.
Премьер-министр председательствует на заседании Совета Министров, направляет работу правительства и обеспечивает согласованность в его работе. Обязанностью Премьера является также обеспечение связи правительства с Королем и Парламентом.
Министры выполняют свои обязанности в качестве начальников административных органов и в качестве членов правительства под началом и руководством Премьер-министра в пределах, определяемых Конституцией и Законом.

Статья 96
Премьер-министр и Министры несут перед Народной джиргой совместную ответственность за общую политику правительства и персональную ответственность за выполнение своих конкретных обязанностей.
Премьер-министр и Министры также ответственны за те действия правительства, на осуществление которых они в соответствии с предписаниями данной Конституции получают Указ Короля.
ГЛАВА VII СУД
Статья 97
Судебная власть является независимым органом государства и осуществляет свои обязанности наряду с законодательной и исполнительной властями.
Статья 98
Судебные органы состоят из Верховного суда и других судов, количество которых определяется Законом.
В компетенцию судебной власти входит рассмотрение всех исковых дел, которые ставятся перед ней в соответствии с положением Закона и при которых в качестве истца или ответчика выступают физические или юридические лица, включая и Государство.
Никакой Закон при любых обстоятельствах не может исключить из компетенции судебных органов Государства какой-либо вопрос или сферу деятельности, как это определено в настоящей главе, и передать их в другой орган. Это положение не мешает созданию военных судов. Однако сфера деятельности военных судов ограничивается только разбирательством преступлений, относящихся к армии Афганистана, Создание и компетенция военных судов регулируется Законом.
Статья 99
Судьи назначаются Королем по предложению Верховного судьи. Если какой-либо судья совершит преступление, то Верховный суд проводит расследование обстоятельств дела и после заслушивания его защиты может вручить Королю предложение о снятии с должности этого судьи.
Если Король подтвердит указанное предложение, то судья отстраняется от должности. Перемещение, повышение по службе, наказание и предложение об отставке судей входит в соответствии с предписаниями Закона в компетенцию Верховного суда.
Судьям согласно Закону назначается соответствующее жалованье.
Судьи во время исполнения своих обязанностей не могут заниматься другой деятельностью.
Статья 100
В судах Афганистана судебное разбирательство проводится открыто, и каждый человек в соответствии с Законом имеет право присутствовать на нем.
В исключительных случаях, оговоренных Законом, суд может заседать при закрытых дверях. Однако объявление приговора суда должно во всех случаях быть открытым.
Суд обязан в своем решении указать причины выносимого приговора.
Статья 101
Все окончательные решения судов обязательны к исполнению, за исключением смертных приговоров, решение о которых подлежит утверждению Королем.
Статья 102
Суды при рассмотрении судебных дел руководствуются предписаниями данной Конституции и Законами Государства. Если в Конституции и в Законах Государства не будет соответствующих положений для судебного рассмотрения какого-либо дела, тогда суды выносят решения в соответствии с всеобщими принципами ханифитской юриспруденции шариата Ислама в пределах, установленных данной Конституцией. При этих условиях суды выносят приговоры, которые, по их мнению, могли бы самым наилучшим образом обеспечить справедливость.
Статья 103
Расследование преступлений ведется прокурором, являющимся частью исполнительной власти Государства, в соответствии с предписаниями Закона.
Статья 104
Правила организации и деятельности судов и работа судей определяются Законом при соблюдении предписаний данной Конституции. Главной целью этих Законов является единство судебной процедуры и организационной структуры, полномочий и методов работы судов.
Статья 105
Верховный суд состоит из девяти членов, назначаемых Королем. Король назначает членов Верховного суда из числа людей, которые обладают следующими качествами:
1. Достигли возраста тридцати пяти лет.
2. В соответствии с положениями статьи 46 имеют право быть избранными в Парламент.
3. Быть достаточно осведомленными в вопросах юриспруденции, национальных целях, праве и правовой системе Афганистана.
Король назначает Верховным судьей одного судью из числа членов Верховного суда, возраст которого не меньше сорока и не более шестидесяти лет.
Король может пересмотреть назначение Верховного судьи и членов Верховного суда по истечении десяти лет со дня их назначения на указанные посты. При соблюдении этого предписания и предписания статьи 106 Верховный судья и члены Верховного суда никаким другим путем не могут быть смещены со своих постов.
За исключением положения, зафиксированного в статье 106, Верховный судья и члены Верховного суда после окончания своей службы пользуются до конца жизни финансовыми привилегиями периода своей службы.
Верховный судья и члены Верховного суда после окончания периода своей службы не могут быть главой или членом правительства, членом Парламента или государственным должностным лицом. Верховный судья и члены Верховного суда во время своей службы и после нее не могут участвовать в политических партиях.
Статья 106
Если больше одной трети членов Народной джирги потребует суда над Верховным судьей или над одним или несколькими членами Верховного суда по обвинению их в совершении служебных преступлений и Народная джирга большинством в две трети голосов примет это требование, то обвиняемый отстраняется от выполнения своих обязанностей и созывается Большая джирга для назначения комиссии по расследованию.
Если Большая джирга после изучения доклада комиссии большинством в две трети членов найдет нужным произвести судебное разбирательство дела обвиняемого, тогда она из состава своих членов назначает комиссию из восьми человек для приведения судебного разбирательства и одного человека для предъявления иска.
Эта комиссия под председательством Председателя Джирги cтарейшин производит над обвиняемым суд в соответствии с процедурой уголовного суда, принятой в Верховном суде, и если преступление обвиняемого будет доказано, то снимает его с поста и подвергает наказанию.
Статья 107
Верховный суд является конечной судебной инстанцией Афганистана.
Верховный суд определяет организационную структуру судов и их деятельность и организует судебную деятельность Государства в соответствии с предписаниями данной Конституции и Законами.
Верховный суд принимает необходимые меры для упорядочения административной деятельности судов.
Бюджет судебной власти разрабатывается Верховным судьей по согласованию с правительством и после одобрения его со стороны Верховного суда представляется Парламенту в качестве составной части бюджета Государства.
Применение бюджета судебной власти входит в компетенцию Верховного суда. На должностных лиц и остальных административных работников судебной власти распространяются положения Законов о государственных должностных лицах и других административных работниках. Однако назначение, повышение по службе, увольнение, наказание и отставка их производятся Верховным судом в соответствии с Законом.
ГЛАВА VIII УПРАВЛЕНИЕ
Статья 108
Управление Афганистаном основывается на принципе централизации в соответствии с предписаниями данной главы.
Центральное управление согласно Закону делится на ряд административных единиц, во главе которых стоит Министр.
Местной административной единицей является провинция.
Количество, территория, административное деление и устройство провинций определяются Законом.
Статья 109
В каждой провинции создается провинциальная джирга. Члены провинциальной джирги избираются жителями провинции основе свободных, всеобщих, прямых и тайных выборов.
Провинциальная джирга из состава своих членов избирает председателя.
Провинциальная джирга, как это зафиксировано в Законах, принимает участие в обеспечении целей развития Государства. Провинциальная джирга также дает советы провинциальным властям по вопросам улучшения дел и общего развития провинций,
Провинциальная джирга выполняет свои обязанности при сотрудничестве с провинциальными властями. Членам провинциальных джирг устанавливается денежное содержание в соответствии с Законом.
Статья 110
С целью организации деятельности местных органов власти вводятся Законы в соответствии с предписаниями, содержащимися в данной главе. Одной из целей этих Законов является распространение джирг до селений включительно и обеспечение все большего участия их в местном управлении.
Статья 111
Для управления делами городов организуются городские управы. Советы городских управ создаются путем свободных, всеобщих, прямых и тайных выборов. При соблюдении предписаний данной главы деятельность городских управ организуется в соответствии с Законом.
Статья 112
Административные обязанности выполняются должностными лицами и другими административными работниками.
Для должностных лиц и других административных работников устанавливается по Закону соответствующее жалованье.
Права и обязанности должностных лиц и других административных работников определяются Законом.

ГЛАВА IX ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Статья 113
Если страна вследствие войны, угрозы войны, опасных волнений и тому подобного будет подвергнута опасности и защита независимости и национальной жизни теми средствами, которые определены в Конституции, будет невозможна, то Король объявляет чрезвычайное положение.
Если чрезвычайное положение будет продолжаться более трех месяцев, то для его продления необходимо согласие Большой джирги.
Статья 114
При чрезвычайном положении Король может все или часть полномочий Парламента передать правительству.
Статья 115
При чрезвычайном положении правительство по согласованию с Верховным судом может законодательными Указами приостановить действие следующих предписаний данной Конституции или наложить ограничения на них;
1. Предписание первого абзаца статьи 28.
2. Предписание третьего абзаца статьи 29.
3. Предписание второго абзаца статьи 30.
4. Предписание первого абзаца статьи 32.
5. Предписание первого абзаца статьи 33.
Статья 116
При чрезвычайном положении Король может временно перенести столицу из города Кабул в другое место.
Статья 117
Если законодательная сессия Народной джирги или период полномочий части членов Джирги старейшин окончатся во время чрезвычайного положения, то Король может отложить новые выборы и продлить законодательную сессию Народной джирги и период полномочий указанных членов Джирги старейшин до окончания чрезвычайного положения. Выборы проводятся незамедлительно после окончания чрезвычайного положения.
Статья 118
При чрезвычайном положении поправки в Конституцию не вносятся.
Статья 119
При окончании чрезвычайного положения сразу же теряют законную силу все меры, принятые на основе статьи 115. Меры, принятые правительством на основании статьи 114, после окончания чрезвычайного положения в течение одного месяца со дня созыва первого заседания Парламента передаются на рассмотрение Парламента. И если Парламент отвергнет эти меры, то они теряют законную силу.
Если в период чрезвычайного положения будет сформировано правительство, которое в результате применения статьи 114 не получит вотума доверия Народной джирги, то вопрос о доверии правительству ставится в Народной джирге незамедлительно после окончания чрезвычайного положения и по нему принимается решение.
ГЛАВА X ПОПРАВКИ
Статья 120
Не подлежит исправлению принцип приверженности догматам Ислама, основы конституционной монархии в соответствии с предписаниями данной Конституции и Ценности, зафиксированные в статье 8.
Внесение поправок в остальное содержание Конституции осуществляется по предложению Совета Министров или одной трети Народной джирги или Джирги старейшин в соответствии с предписаниями данной главы.
Статья 121
Большая джирга изучает предложения о внесении поправок. Если большинство членов Большой джирги признает необходимость внесения поправок, то она назначает из числа своих членов комиссию для выработки проекта поправок. Данная комиссия по согласованию с Советом Министров и Верховным судом подготавливает проект поправок и представляет его Большой джирге.
Если Большая джирга большинством голосов своих членов примет проект поправок, то он представляется Королю. Король распускает Парламент, обнародует проект поправок и объявляет дату новых выборов. Выборы проводятся в течение четырех месяцев со дня роспуска Парламента.
Статья 122
Король вслед за открытием Парламента и сформированием правительства созывает Большую джиргу. Большая джирга, изучив проект поправок, принимает или отвергает его. Решение принимается Большой джиргой большинством в две трети ее членов и после утверждения его Королем приобретает законную силу.
ГЛАВА XI ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 123
В соответствии с положениями данной главы предписания настоящей Конституции приобретают силу со дня утверждения и объявления ее Королем.
Статья 124
После того как Король огласит данную Конституцию, обе палаты – Народный совет и сенат, считаются распущенными.
Статья 125
Новый Парламент будет открыт 22 мизана 1344 года хиджры по солнечному календарю [14 октября 1965 г.].
Промежуток времени между днем объявления данной Конституции и открытием нового Парламента считается переходным периодом.
Полномочия Парламента на переходный период передаются правительству.
Законодательные Указы, изданные в течение переходного периода, согласно предписаниям этой главы в соответствии со статьей 77 представляются Парламенту.
Если в переходный период возникнет такая ситуация, которая по предписаниям данной Конституции потребует присутствия Большой джирги, тогда созываются распущенные палаты Парламента – Народный совет и сенат, и в соответствии со статьей 78 собирается Большая джирга, так как ко времени возникновения указанной ситуации еще не будут созданы провинциальные джирги, то Большая джирга созывается без председателей провинциальных джирг.
Статья 126
В переходный период на правительство возлагаются следующие задачи:
1. Разработать законоположение о выборах, основной организационной структуре печати и организации и полномочиях судебных органов и представить их на утверждение Короля.
2. Разработать проекты Законов о политических партиях и провинциальных джиргах и представить их Парламенту, который будет созван после окончания переходного периода.
3. Принять необходимые меры с целью подготовки почвы для осуществления предписаний данной Конституции.
Статья 127
Верховный суд будет образован 22 мизана 1346 года хиджры по солнечному календарю [14 октября 1967 г.].
Если в переходный период возникнет необходимость применить статьи 15, 17, 19, 21, 22 и 115 данной Конституции, то положения указанных статей будут применяться без Верховного суда или Верховного судьи. Во время между принятием данной Конституции и образованием Верховного суда Король может принимать необходимые меры для обеспечения выполнения обязанностей Верховного суда.
Статья 128
Законы, изданные до вступления в силу данной Конституции, считаются действительными при условии, если они не противоречат ее положениям и не аннулируют ее новых Законов.