Конституция Массачусетса (штат США)

КОНСТИТУЦИЯ МАССАЧУСЕТСА
(1780 г.)
[Извлечения]

ПРЕАМБУЛА
Цель создания, сохранения и деятельности правительственной власти – дать нам действенную политическую организацию, защитить ее и тем самым предоставить лицам, создавшим ее, возможность пользоваться в безопасности и спокойствии принадлежащими им естественными правами и благодеяниями жизни; если же эти великие цели не достигнуты, народ вправе изменить форму правления и предпринять те необходимые меры, которые позволят добиться безопасности, благосостояния и счастья.
Политическая организация учреждается как свободное объединение граждан; это – общественный договор, по которому весь народ штата несет ответственность перед каждым гражданином и каждый гражданин перед всем народом за то, чтобы во имя общего блага над всеми господствовало право. По этой причине обязанностью народа, принимающего Конституцию, устанавливающую форму правления, является создание справедливого порядка принятия законов, равно как и обеспечение беспристрастного толкования и добросовестного исполнения их; это необходимо для того, чтобы каждый человек всегда мог найти в них защиту.
В силу этого мы, народ штата Массачусетс, признавая с благодарностью милость Великого устроителя вселенной за то, что Он по предначертанию Своему дал нам возможность осознанно и мирно, без обмана, насилия и заблуждений заключить с каждым основной, ясно сформулированный и торжественный договор; и принять новую Конституцию о гражданском правлении для нас и будущих поколений; и следуя преданно предначертаниям Его в столь важном свершении, одобряем, устанавливаем и принимаем нижеследующие Декларацию прав и Форму правления как Конституцию Республики Массачусетс.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ МАССАЧУСЕТС
Статья 1. Равенство и естественные права всех людей. [См. Статьи поправок – ст. 106]. (С. 96)
Статья 2. Право и обязанность публичного отправления культа.
Правом и в равной мере обязанностью каждого члена общества являются публичные, совершаемые в установленное время, молитвы Господу Богу, великому Творцу и Хранителю мира. И жизнь, и свобода, и собственность каждого лица не могут подвергаться лишениям, ограничениям либо притеснениям за тот образ и время служения Богу, которые согласно велению совести их наиболее приемлемы для них, а также за их священный сан или религиозные настроения; при условии, что ими не нарушено общественное спокойствие и они не препятствуют в отправлении культа другим. [См. Статьи поправок – ст. 46; 48]. (С. 73; 74)
Статья 3. Предоставление легислатуре права устанавливать санкции за отказ от отправления культа.
(Положения статьи утратили силу с принятием ст. 11 Статьи поправок – с. 71)
Статья 4. Гарантии прав самоуправления.
Только народ Республики имеет исключительное право самоуправления в свободном, суверенном и независимом штате; и обладает, и пользуется ныне и в будущем всеми теми полномочиями, компетенцией и правами, которые непосредственно не переданы им Соединенным Штатам в лице Конгресса США.
Статья 5. Ответственность всех должностных лиц и др.
Вся власть изначально принадлежит народу и исходит от него, и в силу этого все представители власти и должностные лица, которым дана как законодательная, так и исполнительная либо судебная власть, являются его доверенными лицами, представляют его и всегда несут ответственность перед ним.
Статья 6. Услуги, оказанные обществу, – единственное основание для особых привилегий; абсурдность наследственных должностей и их противоестественность.
Ни один человек, ни одна корпорация либо объединение людей не должны иметь каких-либо преимуществ, особых и исключительных привилегий, отличных от тех, которые доступны всему сообществу, если только они не явились признанием особых заслуг перед обществом; эти права не передаются по наследству и не Могут быть уступлены детям либо потомкам или лицам, близким им по крови, поскольку сама идея о том, что человеку суждено от рождения стать представителем власти, законодателем либо судьей абсурдна и противоестественна.
Статья 7. Цели правительственной власти; право народа образовывать и изменять ее.
Правительственная власть образуется для общего блага, для защиты, безопасности, благосостояния и счастья народа; но не для выгоды, почестей либо особых интересов какого-либо лица, семьи или класса людей; поэтому только народу принадлежит неоспоримое, неотъемлемое и нерушимое право образовывать правительственную власть и реформировать, изменять либо полностью упразднять ее, когда того потребуют интересы защиты, безопасности, благосостояния и счастья народа.
Статья 8. Право народа обеспечивать сменяемость должностных лиц.
Для того чтобы устранить опасность превращения тех, кому дана власть, в угнетателей, народу предоставляется право в те сроки и в том виде, которые закреплены Конституцией, устанавливающей форму правления, отстранять должностных лиц от должности, возвращая их к частной жизни и заполняя вакансии посредством установленных и регулярно проводимых выборов и назначений.
Статья 9. Каждое лицо, отвечающее требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность, обладает равным правом быть избранным на должность.
Проведение всех выборов должно быть свободным; и все жители Республики, отвечающие требованиям Конституции, устанавливающей форму правления, имеют равное право избирать должностных лиц и быть избранными на государственные должности. [См. Статьи поправок – ст. 38; 48; 105]. (С. 72; 74; 96)
Статья 10. Взаимообусловленность права на защиту и обязанности нести расходы. Налогообложение на основе согласия. Невозможность изъятия частной собственности для общественных нужд и др.
Каждое лицо может требовать от общества защиты его жизни, свободы и собственности на основе законов постоянного действия. Но как следствие оно должно внести свой вклад в расходы на эту защиту; лично содействовать ей либо при необходимости возместить возникшую потребность в его услугах; однако по справедливости никакая часть его собственности не может быть у него изъята либо употреблена для общественных нужд без его согласия либо согласия органа представительной власти народа. В целом же над народом Республики властвуют лишь те законы, которые приняты с согласия конституционного представительного органа власти. Тогда же, когда изъятия частной собственности для общественных нужд требует общественная необходимость, их собственникам будет предоставлена компенсация, установленная в разумных пределах. [См. Статьи поправок – ст. 48; 51; 97]. (С. 74; 79; 93)
Статья 11. Защита на основе закона является свободной, полной и безотлагательной.
Каждый житель Республики должен найти, обращаясь к законам, соответствующие формы защиты нарушенного права на личную неприкосновенность, собственность и добрую репутацию. Он должен иметь возможность свободно на основе законов восстановить нарушенное право и справедливость, не прибегая к подкупу, в полной мере, не встречая отказа, быстро и без отсрочек.
Статья 12. Регламентация порядка привлечения к ответственности. Право на суд присяжных по уголовным делам и др.
Ни одно лицо не может быть привлечено к ответу за преступление либо правонарушение, если ему не предъявлены обвинения в полной, понятной и доказательной форме; и ни одно лицо не может быть принуждено к самообвинению или даче показаний против себя. И каждому лицу должно быть дано право предоставить доказательства, свидетельствующие в его пользу, допросить свидетелей, дающих показания против него, и свободно выступить в защиту себя либо предоставить свою защиту адвокату, избранному им самим. И ни одно лицо не может быть арестовано и заключено в тюрьму, лишено собственности, прав или привилегий либо поставлено вне закона, сослано, лишено жизни, свободы или состояния без суда равных ему лиц либо в нарушение действующего права.
И легислатура не должна принимать законы, предусматривающие применение смертной казни или позорящие меры наказания, к каким-либо лицам без суда присяжных, кроме тех лиц, которые состоят на службе в армии либо во флоте. [См. Статьи поправок – ст. 48]. (С. 74)
Статья 13. Преступление доказывается на месте его совершения.
При обвинении в уголовном преступлении выяснение обстоятельств по месту совершения преступления является одной из важнейших гарантий неприкосновенности жизни, свободы и собственности граждан.
Статья 14. Порядок проведения обысков и изъятий.
Каждое лицо имеет право на защиту от необоснованных обысков или изъятий, посягающих на неприкосновенность его личности, жилища, документов и всей его собственности. По этой причине ордера не признаются законными, если основания их выдачи не подтверждены предварительно под присягой или заявлением либо если в самом ордере, выданном должностному лицу для проведения обыска в подозрительном месте, ареста одного или нескольких подозреваемых лиц или изъятия принадлежащей им собственности конкретно не указаны те лица или объекты, которые подвергаются обыску, аресту или изъятию; и ни один ордер не может быть выдан иначе как в тех случаях и с соблюдением тех процедур, которые установлены законом. [См. Статьи поправок – ст. 48]. (С. 74)
Статья 15. Право на суд присяжных неприкосновенно и др.
По всем спорам, касающимся собственности, и по всем искам, где сторонами по делу являются двое или большее число лиц, гарантируется право сторон на суд присяжных, кроме тех дел, при Рассмотрении которых сложился иной порядок производства; этот же порядок должен неуклонно соблюдаться, если легислатуpa не сочтет необходимым изменить его для рассмотрения споров, возникших в открытом море и касающихся оплаты труда моряков. [См. Статьи поправок – ст. 48]. (С. 74)
Статья 16. Свобода печати.
(Отменена и заменена ст. 77; см. также Статьи поправок – ст. 48, «Инициатива; II; разд. 2».) (С. 83; 74)
Статья 17. Право на хранение и ношение оружия. Опасность сохранения регулярных армий. Подчинение военной власти гражданской.
Народ штата имеет право в целях своей защиты хранить и носить оружие. Поскольку в мирное время армии представляют опасность для свободы, они не должны сохраняться без согласия легислатуры; военная власть находится в постоянном и строгом подчинении гражданской власти и управляется ею.
Статья 18. Требования к кандидатам на должность, отвечающую нормам морали. Моральные обязательства законодателей и представителей власти.
Частое обращение к основополагающим принципам Конституции и постоянное соблюдение требований благочестия, справедливости, умеренности, сдержанности, трудолюбия и бережливости абсолютно необходимы для сохранения преимуществ свободы и свободной формы правления. Поэтому народ должен особое внимание обращать на то, насколько отвечают указанным принципам избираемые им должностные лица и представители; и поэтому народ имеет право требовать от своих законодателей и представителей власти точного и неуклонного соблюдения законов как при их разработке, так и при их применении, необходимых для должного правления в Республике.
Статья 19. Право народа проводить собрания с соблюдением общественного порядка, давать наказы представителям и подавать петиции легислатуре.
Народ имеет право организованно и с соблюдением общественного порядка проводить собрания для обсуждения общественного блага, давать наказы своим представителям и обращаться к законодательной власти посредством подачи петиций, прошений, ходатайств, касающихся нарушений и притеснений, допущенных в отношении граждан. [См. Статьи поправок – ст. 48, «Инициатива; II; разд. 2»]. (С. 74)
Статья 20. Право приостанавливать действие законов.
Право приостанавливать действие законов либо исполнение законов никогда не должно принадлежать кому-либо, помимо легислатуры и тех органов, образованных легислатурой, которым она предоставит это право в непосредственно предусмотренных ею случаях. [См. Статьи поправок – ст. 48]. (С. 74)
Статья 21. Свобода дебатов и др. и ее обоснование.
Свобода обсуждений, слова и дебатов в каждой из палат легислатуры настолько важна для сохранения прав народа, что пользование свободой предъявлять обвинение или привлекать к ответственности допускается только в легислатуре, а не в каком-либо ином месте или в суде.
Статья 22. Частота проведения сессий и их цели.
Легислатура должна часто проводить свои заседания для ответов на жалобы, для исправления, дополнения и подтверждения действующих законов и принятия новых законов, когда того требует общее благо.
Статья 23. Запрещение налогов без согласия.
Сборы, налоги, пошлины не могут быть установлены, введены либо взысканы, какие бы доводы при этом ни приводились, без согласия народа или его представителей в легислатуре.
Статья 24. Запрещение законов, имеющих обратную силу.
Законы, карающие за действия, которые были совершены до их принятия и не признавались преступлениями по действовавшим ранее законам, считаются несправедливыми, деспотическими и несовместимыми с основополагающими принципами свободной формы правления.
Статья 25. Недопустимость обвинения легислатурой в измене и др.
Ни одно лицо ни при каких обстоятельствах не может быть признано виновным по решению легислатуры в измене либо в тяжком преступлении.
Статья 26. Запрещение чрезмерных залогов или штрафов и жестоких наказаний.
Ни один мировой судья или суд не вправе требовать чрезмерного залога или обеспечения, накладывать чрезмерные штрафы либо назначать жестокие или необычные наказания. [См. Статьи поправок – ст. 48, «Инициатива; II; разд. 2», и ст. 116]. (С. 74; 96)
Статья 27. Запрещение помещать на постой солдат в каком-либо доме и др.
В мирное время ни один солдат не может быть помещен на постой в каком-либо доме без согласия его владельца; в военное время подобный постой допускается только по распоряжению представителя гражданской власти в установленном легислатурой порядке.
Статья 28. Запрещение подвергать граждан наказаниям по военным законам и др.
Ни одно лицо ни при каких обстоятельствах не может быть осуждено по военным законам либо подвергнуто каким-либо наказаниям или лишениям по этим законам, кроме лиц, которые служат в армии или на флоте и, по решению легислатуры, лиц, призванных на действительную службу в милицию штата. [См. Статьи поправок – ст. 48, «Инициатива; II; разд. 2»]. (С 74)
Статья 29. Судьи Верховного суда. Срок полномочий. Жалованье.
Для сохранения прав каждого лица, его жизни, свободы, собственности и доброй репутации необходима беспристрастность в толковании законов и отправлении правосудия. Каждое лицо имеет право на судебное разбирательство, которое будет проводиться судьями свободно, беспристрастно и независимо, насколько это только возможно. Поэтому будет разумной политикой и гарантией прав народа и каждого гражданина, если судьи Верховного суда будут занимать свои должности на время достойного их поведения и если выплачиваться им будет достаточное жалованье, размеры которого установлены законами постоянного действия. [См. Статьи поправок – ст. 48, «Инициатива; II; разд. 2» и «Референдум; III; разд. 2»]. (С. 74; 78)
Статья 30. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.
В государственном правлении Республики законодательная власть не должна выполнять функции исполнительной и судебной властей или какую-либо одну из указанных функций; только в этом случае это будет правление на основании закона, а не по воле людей.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ НАИМЕНОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Народ, населяющий территорию, ранее известную под наименованием Провинции Залива Массачусетс, настоящим торжественно и по взаимному согласию с каждым гражданином создает свободную, суверенную и независимую политическую организацию или штат, наименование которому Республика Массачусетс.
Глава I. Законодательная власть
Раздел I. Генеральное собрание
Статья 1. Законодательная власть.
Законодательная власть формируется в составе двух палат: Сената и Палаты представителей, – каждая из которых вправе отклонить решение другой.
Законодательный орган созывается ежегодно и именуется Генеральным собранием Массачусетса. [См. Статьи поправок – ст. 10]. (С. 71)
Статья 2. Вето губернатора. Преодоление вето при принятии законов и резолюций большинством в две трети голосов в каждой из палат. Вступление в силу законопроектов или резолюций, не возвращенных в течение пяти дней.
Ни один законопроект или резолюция Сената либо Палаты представителей не становятся законом и не приобретают силы закона, пока они не были переданы губернатору для изучения; и если губернатор их одобрит, он ставит свою подпись под ними. Но если у него имеются возражения по какому-либо законопроекту или резолюции, он возвращает их с письменным изложением своих возражений в ту из палат – Сенат или Палату представителей, – от которой они исходили; эта палата заносит в журнал заседаний все представленные губернатором возражения и приступает к повторному рассмотрению указанного законопроекта или резолюции. Но если после повторного рассмотрения законопроект или резолюция вопреки возражениям губернатора будут приняты большинством в две трети голосов какой-либо одной из палат, законопроект или резолюция вместе с возражениями губернатора передаются в другую палату, где также они должны быть повторно рассмотрены, и, если в этой палате они будут одобрены большинством в две трети голосов присутствующих членов, они обретают силу закона; но во всех таких случаях голосование в обеих палатах должно быть поименным в форме ответа «да» или «нет», а имена лиц, голосовавших за или против законопроекта, должны быть занесены в официальные документы Республики. [См. Статьи поправок – ст. 48; 90]. (С. 74; 92)
Статья 3. Учреждение Генеральным собранием апелляционных судов, судов общей юрисдикции и др. Принятие судами присяги.
Генеральное собрание будет всегда обладать полным правом и властью в решении вопросов организации и учреждения апелляционных судов, судов общей юрисдикции и других судов, которые от имени Республики проводят слушание, рассмотрение и разрешение дел по всем видам преступлений и правонарушений, по искам, прошениям, жалобам и ходатайствам, по поводу событий, действий или обстоятельств, имевших место на территории Республики, а также между лицами либо в отношении лиц, которые проживают, находятся либо прибыли на ее территорию, как по уголовным, так и по гражданским делам, независимо от того, караются или не караются преступления смертью, и независимо от того, являются ли предметом иска имущество, личность либо в совокупности то и другое; и суды будут обеспечивать также вынесение приговоров и их исполнение. Упомянутым судам общей юрисдикции и апелляционным судам предоставляется полное право и власть требовать по необходимости принесение присяги либо дачи заявления для того, чтобы вернее найти истину в спорах или в вопросах, ими рассматриваемых. [См. Статьи поправок – ст. 48, «Инициатива; II; разд. 2» и «Референдум; III; разд. 2»]- (С 74; 78)
Статья 4. Принятие Генеральным собранием законов и иных актов, не противоречащих Конституции; установление порядка избрания или назначения должностных лиц и определение их полномочий; введение налогов, пошлин и акцизов для целей обороны, защиты и др. Оценка имущества не реже чем раз в десять лет и др.
И помимо указанного, Генеральное собрание наделяется полным правом и властью принимать, устанавливать и учреждать по необходимости оправданные и обоснованные приказы, законы, статуты и ордонансы, указания и инструкции как с санкциями, так и без них, не нарушающие Конституцию и не противоречащие ей, – акты, которые, как то сочтет Генеральное собрание, должны принести пользу и благоденствие Республике, ее государственному правлению, правопорядку и гражданам и которые необходимы для поддержания и защиты ее правительства; и ежегодно Генеральное собрание должно производить персональные назначения на должности либо посредством соответствующих законов определять порядок назначения гражданских должностных лиц Республики, если только Конституцией, устанавливающей форму правления, не определен иной порядок их избрания; Генеральное собрание должно устанавливать конкретные обязанности, полномочия и ограничения для отдельных гражданских и военных должностных лиц Республики; и принимать от них не нарушающие Конституцию и не противоречащие ей присягу или заявления, которые соответствующим образом должны быть даны ими при вступлении в должность; и устанавливать пропорционально и обоснованно сборы и налоги на всех лиц, проживающих и находящихся в Республике, с имущества, находящегося на ее территории, и взимать их; и устанавливать и взимать обоснованные пошлины и акцизы на любую продукцию, товары, изделия и предметы торговли, которые ввезены на территорию Республики, изготовлены, произведены либо находятся в ней; поступления от сборов, налогов, пошлин и акцизов по распоряжению и за подписью губернатора и по совету и с согласия совета могут быть выделены для общественных нужд в целях необходимой защиты и поддержания государственной власти Республики, а также охраны ее граждан на основе тех актов, которые действуют или будут действовать в Республике.
И пока государственные налоги Республики либо территориальных ее частей взимаются подушно и с имущества так же, как это было прежде и с целью, чтобы такое налогообложение было справедливым, оценка имуществ, находящихся на территории Республики, должна производиться не менее чем раз в десять лет либо чаще, если так будет определено Генеральным собранием. [См. Статьи поправок – ст. 44; 48; 74; 77; 81; 87; 89; 97; 104; 105]. (С. 73; 74; 81; 83; 87; 88; 93; 95; 96)
Раздел II. Сенат
Статья 1. Сенат, его количественный состав и порядок избрания. Графства как избирательные округа и др.
[См. Статьи поправок – ст. 82; 101]. (С. 86; 93-94)
Статья 2. Порядок и сроки избрания сенаторов и советников. Определение слова «житель». Доверенные лица, председательствующие на собраниях таунов. Подсчет голосов. Голосование жителей неинкорпорированных плантаций, платящих налоги. Оповещение сборщиками налогов о проведении выборов и др.
Сенат является первой палатой легислатуры, и сенаторы избираются следующим образом, а именно: проводится собрание жителей каждого тауна в отдельных графствах Республики, созываемое доверенными лицами, которые не менее чем за семь дней в установленном законом порядке извещают о проведении выборов сенаторов и советников. Для того чтобы устранить сомнения в отношении значения употребляемого Конституцией термина «житель», с которым связано право избирать и быть избранным на любые посты или должности в штате, установлено, что каждое лицо считается жителем того тауна, округа или плантации, где оно проживает и имеет жилище. [См. Статьи поправок – ст. 3; 10; 44; 74]. (С. 70; 71; 73; 81)
Доверенные лица каждого тауна проводят такие собрания беспристрастно и допускают к участию в голосовании всех жителей тауна, присутствующих и имеющих право избирать сенаторов; доверенные лица подсчитывают голоса на открытом собрании в присутствии клерка тауна, который в свою очередь в присутствии доверенных лиц составляет на открытом собрании тауна точный протокол голосования, в котором по каждому кандидату указывается количество голосов, поданных за и против него; и точная копия указанного протокола, заверенная доверенными лицами тауна и клерком тауна, запечатывается и отсылается секретарю Республики с пояснениями о его содержании, и эта копия доставляется клерком каждого тауна не менее чем за тридцать дней шерифу графства, и шериф каждого графства доставляет все полученные им протоколы не менее чем за семнадцать дней секретарю штата. [См. Статьи поправок – ст. 10; 82]. (С. 71; 86)
Статья 3. Проверка, подсчет голосов и созыв Сената губернатором и советом.
Для того чтобы обеспечить своевременный созыв сенаторов, губернатор совместно с пятью членами действующего к тому времени совета проверяют по возможности в более сжатые сроки высланные копии протоколов, и по крайней мере за четырнадцать Дней губернатор рассылает извещения избранным лицам о том, что они должны прибыть в определенный день и занять свои места в Сенате; но в первый год указанные протоколы должны быть сверены председателем и пятью членами действующего по прежней Конституции совета; и указанный председатель рассылает извещения избранным лицам о том, что они могут занять свои Места в предусмотренном выше порядке. [См. Статьи поправок – ст. 10; 14]. (С. 71; 72)
Статья 4. Установление Сенатом правомерности проведения выборов своих членов и др. Вакансии, порядок замещения.
Сенат окончательно устанавливает правомерность проведения выборов, результаты их и соответствие членов установленным Конституцией требованиям и определяет и оглашает имена лиц, избранных сенаторами от каждого округа. [См. Статьи поправок – ст. 10; 14]. (С. 71; 72)
Статья 5. Требования к сенаторам.
При том, однако, условии, что ни одно лицо не может быть избрано сенатором, если оно не является жителем Республики в течение последних пяти лет, предшествующих его избранию, и не является на момент проведения выборов жителем того округа, от которого оно избирается. [См. Статьи поправок – ст. 101]. (С. 94)
Статья 6. Ограничение перерыва в заседаниях двумя днями.
Сенат может прервать свои заседания, но каждый перерыв не должен превышать двух дней.
Статья 7. Избрание Сенатом своих должностных лиц и установление правил процедур.
Сенат избирает своего председателя, назначает должностных лиц Сената и устанавливаем правила своих процедур.
Статья 8. Проведение суда импичмента. Присяга. Ограничение наказания.
Сенат наделен всей полнотой власти проведению суда импичмента по обвинениям, представленным Палатой представителей, в отношении любых должностных лиц Республики за нарушения и недостойное исполнение своих обязанностей. Но перед тем, как приступить к суду импичмента, сенаторы должны принять присягу, заявляя о том, что они будут рассматривать и разрешать предъявленные обвинения справедливо и беспристрастно на основании имеющихся доказательств. Приговор, вынесенный ими, не должен устанавливать иных наказаний, кроме отстранения от должности и лишения права занимать какие-либо почетные, ответственные и приносящие доход должности в Республике; однако лицо, осужденное таким образом, может быть в соответствии с законами страны привлечено к ответственности, к суду и подвергнуто наказанию по приговору суда.
Статья 9. Кворум.
[См. Статьи поправок – ст. 33]. (С. 72)
Раздел III. Палата представителей
Статья 1. Представительство народа.
Настоящим в составе легислатуры Республики образуется Палата, которая представляет народ и избирается на основе принципа равного представительства. [См. Статьи поправок – ст. 82: 101]. (С. 86; 94)
Статья 2. Лица, участвующие в выборах представителей. Положения, касающиеся таунов, в которых проживают менее 150 налогоплательщиков. Штрафные санкции на тауны и др. Порядок уплаты дорожных расходов членам Генерального собрания, следующим на сессию и возвращающимся с нее.
Палата представителей имеет право подвергать при необходимости штрафам те тауны, в которых не проведены выборы ее чледов и не представлены их результаты гак, как это предусмотрено Конституцией штата. [См. Статьи поправок – ст. 82; 101]. (С. 86; 94)
Статья 3. Требования к представителям.
Каждый член Палаты представителей избирается по бюллетеням, составленным в письменной форме. [См. Статьи поправок ст. Ю1]. (С. 94)
Статья 4. Требования к избирателям.
[См. Статьи поправок -ст. 3; 74; 100]. (С. 70; 81; 93)
Статья 5. Требования, предъявляемые к кандидатам в Сенат.
[См. Статьи поправок – ст. 101]. (С. 94)
Статья 6. Привлечение к импичменту только Палатой представителей.
Палата представителей является высшим следственным органом Республики; обвинения по импичменту, утвержденные Палатой, рассматривает, и суд по ним осуществляет Сенат.
Статья 7. Финансовые законопроекты, исходящие от Палаты.
Все финансовые законопроекты могут исходить только от Палаты представителей, но Сенат может, как и по другим законопроектам, предлагать к ним свои поправки либо соглашаться на поправки, предложенные Палатой представителей.
Статья 8. Ограничение перерыва в заседаниях двумя днями.
Палата представителей может прервать свои заседания, но каждый перерыв не должен превышать двух дней.
Статья 9. Кворум.
[См. Статьи поправок ст. 33]. (С. 72)
Статья 10. Определение результатов выборов и др.; избрание должностных лиц Палаты и установление правил процедур и др. Наказание за определенные правонарушения. Иммунитет членов Палаты.
Палата представителей устанавливает достоверность протоколов и результаты выборов ее членов, определяет соответствие их установленным Конституцией требованиям; избирает спикера, назначает должностных лиц Палаты и устанавливает правила и нормы, определяющие порядок ее заседаний. Палата имеет право подвергать тюремному заключению за неуважение к Палате каждого, кроме ее членов, кто виновен в нарушении порядка или оскорбительном поведении на заседаниях; либо кто в месте пребывания Генерального собрания и во время его заседаний угрожает членам Палаты или их имуществу за те высказывания или Действия, которые имели в ней место; либо кто совершает насилие над членами Палаты, либо кто подвергает насилию или аресту вызванных на заседания Палаты свидетелей во время следования в Палату или возвращения с ее заседаний, либо кто незаконно освободит из-под ареста лиц, арестованных по приказу Палаты.
И ни один член Палаты представителей не может быть аресто-ван, принужден к выплате залога до вынесения решения суда во время нахождения на сессии или следования на сессию либо возвращения с нее.
Статья 11. Право Сената и губернатора совместно с советом подвергать наказаниям. Общее ограничение. Разбирательство дел комитетом либо иным органом.
Сенат в подобных случаях обладает такими же правами, как и Палата представителей; таким же правом подвергать наказаниям в подобных случаях обладает и губернатор совместно с советом. При этом тюремное заключение по ордеру либо по приказу губернатора и совета, Сената или Палаты представителей за любое из упомянутых нарушений не должно превышать тридцати дней.
Сенат и Палата представителей могут рассматривать и разрешать все дела, которые касаются их прав и иммунитета, если только это допускает Конституция, как через комитеты, так и через иные органы, более подходящие, по их мнению, для этих целей.
Глава II. Исполнительная власть
Раздел I. Губернатор
Статья 1. Губернатор. Форма обращения.
Устанавливается должность высшего представителя исполнительной власти, который именуется губернатором Республики Массачусетс; и форма обращения к нему – Его превосходительство.
Статья 2. Выборы, проводимые ежегодно. Требования к кандидатам.
Губернатор избирается на выборах, и ни одно лицо не может быть избрано, если оно не является жителем Республики в последние семь лет перед выборами. [См. Статьи поправок – ст. 82; 86]. (С.86; 87)
Статья 3. Избрание народом большинством голосов. Порядок избрания при отсутствии большинства голосов.
Те лица, которые имеют право принимать участие в выборах сенаторов и представителей, проводят собрания в каждом из таунов и передают бюллетени председательствующим на этих собраниях доверенным лицам; и клерк тауна в присутствии доверенных лиц на открытом собрании производит подсчет голосов и составляет протокол, в котором по каждому из кандидатов указано число голосов, поданных за и против; и он же регистрирует его в книгах тауна и оглашает результаты голосования на открытом собрании; и копии протоколов, заверенные клерком и доверенными лицами тауна, в присутствии жителей тауна запечатываются и направляются шерифу графства не позднее чем за тридцать дней, и шериф отсылает их секретарю Республики не позднее чем за семнадцать дней до установленного срока; и секретарь Республики направляет указанные копии протоколов для проверки Сенату и Палате представителей; и в случае избрания одного из кандидатов палаты объявляет и публикует его имя. Но если ни один йз кандидатов не наберет необходимого числа голосов, выборы проводит Палата представителей, в которой из четырех или меньшего числа кандидатов, набравших наибольшее число голосов, при голосовании посредством бюллетеней избираются два кандидата; и избранные лица представляются Сенату, где из их числа при голосовании посредством бюллетеней избирается один, который и будет объявлен губернатором. [См. Статьи поправок – ст. 10; 14; 74]. (С. 71; 72; 81)
Статья 4. Право губернатора созывать совет. Совместные права губернатора и совета.
Губернатор имеет право по необходимости и по своему усмотрению созывать и собирать советников Республики; и губернатор совместно с советниками либо по крайней мере с пятью из их общего числа проводит по необходимости заседания совета, решая вопросы организации и управления делами Республики на основе Конституции и законов страны.
Статья 5. Право губернатора и совета прервать или отложить заседание Генерального собрания и созвать его.
Губернатор по согласованию с советом имеет право и власть в период сессии Генерального собрания прервать или отложить его заседание на срок, который сочтут необходимым обе палаты; и в период между сессиями – отложить начало заседаний не более чем на 90 дней и созвать палаты до срока, на который они были прерваны или отложены, когда того потребуют интересы Республики; и перенести его заседание в более удобное и безопасное место на территории штата, если в месте планируемых заседаний возникнет угроза жизни или здоровью членов Генерального собрания по причине враждебных настроений или иных обстоятельств. [См. Статьи поправок – ст. 10]. (С. 71)
Статья 6. Право губернатора совместно с советом прерывать заседания Генерального собрания и др., но не более чем на 90 дней.
В случае разногласий между палатами по поводу необходимости, срочности либо сроков перерыва или отсрочки начала заседаний губернатор по согласованию с советом имеет право прервать либо отложить заседания Генерального собрания на срок, не превышающий 90 дней, если это, по мнению губернатора, послужит общему благу.
Статья 7. Губернатор как главнокомандующий. Ограничения. [См. Статьи поправок – ст. 54]. (С. 79)
Статья 9. Назначение и выборы судей.
Все судьи, генеральный солиситор, коронеры назначаются на Должность губернатором по совету и с согласия совета; и каждое из указанных назначений производится губернатором по крайней мере за семь дней до утверждения их советом. [См. Статьи поправок – ст. 48, «Инициатива; II; разд. 2» и «Референдум; III; разд. 2»]. (С. 74; 78)
Статья 11. Выдача денег из казначейства и др.
Не могут выдаваться из казначейства Республики и использоваться какие-либо денежные средства, за исключением сумм, предназначенных для покрытия долговых обязательств по заемным документам либо распискам казначея, а так же на выплату процентов по ним, иначе как по распоряжению и за подписью губернатора, данного им по совету и с согласия совета на основе актов и резолюций Генерального собрания для возмещения необходимых расходов по обороне, поддержанию Республики, защите и охране ее жителей. [См. Статьи поправок – ст. 48. «Инициатива; II; разд. 2» и «Референдум; III; разд. 2»]. (С. 74; 78)
Статья 12. Ежеквартальное представление отчетов всеми государственными органами и др.
Все государственные органы, суперинтенданты вещевых складов и складских учреждений, принадлежащих Республике, и все коменданты размещенных на ее территории фортов и гарнизонов без напоминаний в установленном порядке представляют раз в три месяца губернатору либо по его требованию в иные определенные им сроки отчеты о всех товарах, складируемых предметах, провизии и амуниции, орудиях, стрелковом вооружении и принадлежностях к ним и всех иных видах государственной собственности, вверенных им на хранение; в отчетах необходимо указывать объем, количество и качество всех видов вверенных им предметов; помимо этого, коменданты представляют данные о состоянии фортов и гарнизонов; и по требованию губернатора направляют ему выверенные и точные планы фортов и прилегающих к нему территорий, морей и гаваней.
Упомянутые органы и все должностные лица по возможности в более сжатые сроки отсылают губернатору полученные ими документы, донесения и секретную информацию, имеющие значение для государства.
Статья 13. Жалованье губернатора. Жалованье судей Верховного суда. Увеличение недостаточных размеров жалованья.
Поскольку государственные интересы требуют, чтобы на губернатора не оказывалось недопустимого влияния со стороны членов Генерального собрания, посредством установления его жалованья, чтобы он был независим в своих действиях во благо Республики, чтобы он не был вынужден заниматься своими финансовыми делами и мог все силы отдавать во благо Республики и поддерживать ее достоинство в качестве высшего представителя ее власти, необходимо, чтобы он имел достойное жалованье, точные размеры которого должны быть определены в законах постоянного действия и которые будут достаточны для обеспечения указанных целей; и одним из первых актов по вступлении Конституции в силу должен стать закон, устанавливающий такое жалованье.
Постоянное и достойное жалованье должно быть установлено законом также для судей Верховного суда.
Если же окажется, что установленные размеры жалованья будут недостаточны, их следует увеличить на ту сумму, которую Генеральное собрание сочтет необходимой. [См. Статьи поправок – ст. 48, «Инициатива; II; разд. 2» и «Референдум; III; разд. 2»]. (С 74; 78)
Раздел II. Лейтенант-губернатор
Статья 1. Лейтенант-губернатор, форма обращения, требования, предъявляемые к кандидатам. Порядок избрания.
На выборах избирается лейтенант-губернатор Республики Массачусетс, форма обращения к которому – Ваша честь; к лейтенант-губернатору предъявляются те же требования в отношении сроков проживания в Республике, что и к губернатору, и такими же, как при избрании губернатора, должны быть сроки, порядок проведения выборов и требования, предъявляемые к избирателям. В таком же порядке происходит подсчет голосов и объявление избранным: если ни один из кандидатов не наберет необходимого числа голосов, выборы проводят Сенат и Палата представителей в том порядке, какой установлен для избрания губернатора в случаях, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов. [См. Статьи поправок – ст. 14; 62; 82; 84; 86]. (С. 72; 80; 86; 87)
Статья 2. Губернатор – председатель совета. Лейтенант-губернатор – член совета и др.
Губернатор, а в отсутствие губернатора – лейтенант-губернатор председательствуют в совете, но не имеют в нем права голоса; и лейтенант-губернатор является постоянным членом совета, если только пост губернатора не становится вакантным.
Статья 3. Исполнение лейтенант-губернатором обязанностей губернатора и др.
Если должность губернатора становится вакантной по причине смерти губернатора, его отсутствия на территории Республики либо по другим причинам, то обязанности губернатора временно исполняет состоящий в должности лейтенант-губернатор – к нему на время вакансии переходят все права и власть, которыми по Конституции наделен и может пользоваться губернатор. [См.Статьи поправок – ст. 55]. (С. 80)
Раздел III. Совет и определение порядка его избрания легислатурой
Статья 1. Совет.
В структуре исполнительной власти учреждается совет, образуемый как совещательный орган при губернаторе в составе (девяти) человек, не считая лейтенант-губернатора; лицо, находящееся в должности губернатора, имеет полное право и власть по своему усмотрению созывать и собирать совет, когда возникнет в том необходимость. Губернатор совместно с советниками либо не менее чем с пятью из них проводит либо может проводить заседания совета, решая вопросы организации и управления делами Республики на основе законов страны. [См. Статьи поправок – ст. 16]. (С. 72)
Статья 2. Число советников и порядок их избрания. Вакансии в Сенате при избрании сенаторов советниками.
[См. Статьи поправок – ст. 16]. (С. 72)
Статья 4. Избрание от каждого округа не более чем двух советников.
[См. Статьи поправок – ст. 16]. (С. 72)
Статья 5. Протоколы заседаний совета.
Резолюции и рекомендации совета заносятся в протоколы совета и подписываются присутствующими членами; и указанные протоколы в любое время могут быть затребованы каждой из палат легислатуры; и каждый член совета может изложить в протоколах свое мнение, противоречащее мнению большинства.
Статья 6. Осуществление советом полномочий губернатора и др.
[См. Статьи поправок – ст. 55]. (С. 72)
Статья 7. Перенос сроков проведения выборов и др. Приказ об этом.
[См. Статьи поправок – ст. 16]. (С. 72)
Раздел IV. Секретарь, казначей, комиссар и иные лица
Статья 1. Порядок избрания секретаря и других лиц. Запрет на переизбрание казначея в течение пяти лет подряд.
[См. Статьи поправок – ст. 82]. (С. 86)
Статья 2. Хранение секретарем государственных документов, посещение им заседаний совета и др.
Государственные документы Республики хранятся в канцелярии секретаря Республики, который может назначить себе заместителей и несет ответственность за их поведение и посещает заседания совета, Сената и Палаты представителей лично, когда того потребуют указанные органы, либо направляет на их заседания своих заместителей.
Глава III. Судебная власть
Статья 1. Сроки пребывания в должности. Пребывание в должности судей в течение времени, пока их поведение остается безупречным. Смещение с должности при обращении.
Сроки пребывания всех должностных лиц на постах, установленных законом, должны быть указаны в документах об их назначении. Все судьи, которые назначены на должность, введены в должность и приняли в установленном порядке присягу, пребывают в этой должности в течение того времени, пока их поведение остается безупречным, за исключением тех судей, в отношении которых установлен Конституцией иной порядок; однако и они при обращении обеих палат легислатуры к губернатору могут быть смещены им с должности с согласия совета. [См. Статьи поправок – ст. 48, «Инициатива; II; разд. 2» и «Референдум; III; разд. 2»]. (С 74; 78)
Статья 2. Дача заключений судьями Верховного суда.
[См. Статьи поправок – ст. 85]. (С. 87)
Статья 3. Мировые судьи, сроки их полномочий.
Чтобы народ не подвергался опасности вследствие долгого пребывания в должности мировых судей, которые не в состоянии умело и преданно исполнять вверенные им важные обязанности, пребывание их в должности прекращается и считается незаконным по истечении семи лет после назначения; и по истечении указанного срока на должность мирового судьи может быть вновь назначено либо то же, либо другое лицо, в зависимости от того, кто в большей мере будет служить на благо Республики.
Статья 4. Положение о судах по делам о наследовании.
Суды по делам о наследовании, рассматривающие законность завещаний и их исполнение, проводят свои заседания в тех местах и в то время, где и когда это будет удобно народу. Легислатура устанавливает по необходимости место заседаний судов; до принятия его решения время и место заседаний судов определяются по усмотрению судей.
Статья 5. Положение о рассмотрении дел о браке, разводе и др.
Тяжбы о браке, разводе, денежном содержании и апелляции на решения судов по делам о наследовании рассматриваются и разрешаются губернатором совместно с советом, пока легислатура в законе не определит иной порядок их разрешения.
Глава IV. Делегаты конгресса
[Утратила силу в связи с одобрением 26 июля 1788 г. Конституции Соединенных Штатов.]
Глава V. Университет в Кембридже и поощрение наук и др.
Раздел I. Университет
Статья 1. Гарвардский колледж. Права и привилегии президента и должностных лиц.
Поскольку нашими мудрыми и благочестивыми предками в одна тысяча шестьсот тридцать шестом году был основан Гарвардский колледж, в котором по милости Божьей многие выдающиеся лица приобрели необходимые им для служения государству и церкви знания и приобщились к искусству; и поскольку Поощрение искусства, наук и всей достойной литературы служит во славу Господа Бога, во благо христианства и благоденствия Республики и иных штатов в составе Соединенных Штатов Америки, настоящим провозглашается, что президент и члены совета Гарвардского колледжа, обладающие правоспособностью юридического лица, и их правопреемники, должностные лица и служащие имеют, сохраняют, применяют и осуществляют все те права и полномочия, свободы, привилегии и льготы, которыми они до сих пор были наделены и которые они могут иметь, сохранять, применять и осуществлять; настоящим вышеуказанное навечно закрепляется и подтверждается за ними.
Статья 2. Подтверждение всех дарений, уступок и др.
Поскольку в разное время различными людьми по актам дарения, наследования или уступки либо льготной аренды были переданы строения, земли, имущество и собственность Гарвардскому колледжу в городе Кембридже в Новой Англии, либо его президенту и членам совета, либо указанному колледжу независимо от его наименования по действовавшим ранее хартиям, настоящим провозглашается: собственность, приобретенная по упомянутым актам дарения, наследования, уступки или льготной аренды навечно закрепляется за президентом и членами совета Гарвардского колледжа и их правопреемниками при условии, что ими будут соблюдены выраженные в актах воля и намерения наследодателя либо наследодателей, дарителя либо дарителей, арендодателя либо арендодателей.
Статья 3. Назначение регентов. Сохранение права легислатуры изменять формы управления.
Предписания настоящей статьи не лишают легислатуру права производить те изменения в управлении делами указанного университета, которые послужат во благо как самого университета, так и просвещенной Республики в той мере, в какой это было правом легислатуры в бывшей Провинции Залива Массачусетс.
Раздел II. Поощрение литературы и др.
Обязанность легислатуры и представителей власти во все будущие времена.
Мудрость и знания, как и добродетели, широко распространенные в народе, необходимы для сохранения его прав и свобод, и, поскольку зависит это от того, насколько доступны возможности и преимущества образования в различных частях страны и среди различных слоев населения, обязанность легислатуры и представителей власти состоит в том, чтобы во все будущие времена, пока существует Республика, проявлялась забота об интересах литературы, науки и тех учебных заведений, в которых они преподаются, и прежде всего в университете Кембриджа, в публичных и начальных школах таунов; легислатура должна поощрять те общества и государственные учреждения, фонды и льготы, которые способствуют развитию сельского хозяйства, искусств, наук, торговли, ремесел и естествознания; все это позволит сохранить и укрепить принципы гуманности и общей благожелательности и благотворительности как со стороны государства, так и со стороны частных лиц, трудолюбия и бережливости, честности я добросовестности в делах, искренности, доброжелательности и все социальные привязанности и благородные устремления в народе. [См. Статьи поправок – ст. 46]. (С. 74)
Глава VI. Присяга; недопустимость совмещения должностей; постановляющая часть законов; пересмотр Конституции и др.
Статья 1. Присяга на верность и присяга при вступлении в должность и др.
[См. Статьи и поправок – ст. 6]. (С. 70)
Статья 2. Недопустимость совмещения должностей губернатором и иными лицами и др. Несовместимые должности. Лишение права занимать должности в случае взяточничества и совершения других преступлений.
Губернатор, лейтенант-губернатор либо судья Верховного суда не могут занимать какие-либо другие должности или посты в Республике, кроме тех, которые они согласно Конституции могут занимать, за исключением судей Верховного суда, которые могут быть в то же время мировыми судьями в штате; но они не могут занимать какие-либо другие посты или должности либо получать пенсии или жалованье от каких-либо других штатов, правительств или властей. [См. Статьи поправок – ст. 8]. (С. 70)
Ни одно лицо не может занимать одновременно более чем одну из нижеуказанных должностей, а именно: судьи по делам о наследовании, шерифа, нотариуса по делам о наследовании и нотариуса по гражданским сделкам; и никоим образом ни одно лицо не должно одновременно занимать более чем две должности, назначения на которые производит губернатор, губернатор совместно с советом, Сенат или Палата представителей, либо те должности, которые избираются населением всего штата либо графства, за исключением офицеров и мировых судей.
Ни одно лицо, занимающее должность судьи Верховного суда, секретаря Республики, генерального атторнея, генерального солиситора, казначея либо главного хранителя казны, судьи по делам о наследовании, генерального комиссара, шерифа, клерка Палаты представителей, нотариуса по делам о наследовании, нотариуса по гражданским делам, секретаря Верховного суда, секретаря низших судов общих исков либо таможенных смотрителей, включая морских офицеров, не может одновременно быть сенатором или членом Палаты представителей; если они будут избраны или назначены на вышеупомянутые должности, это повлечет их отзыв из Сената или Палаты представителей, а вакансии, возникшие по этой причине, должны быть заполнены.
Те же правила действуют при вступлении судей Верховного суда или судей по делам о наследовании на должности советников либо вступления советников на перечисленные выше должности.
Никоим образом ни одному лицу не должно быть позволено занимать место в легислатуре либо занимать какую-либо ответственную или важную должность в Республике, если этому лицу предъявлялось обвинение или оно было осуждено в законном порядке за взяточничество или коррупцию при избрании либо назначении на должность.
Статья 4. Положения, касающиеся назначений на должность.
Приказы о назначении на должность составляются от имени Республики Массачусетс, подписываются губернатором, заверяются секретарем штата либо его заместителем и скрепляются большой государственной печатью Республики.
Статья 5. Положения, касающиеся судебных приказов.
Судебные приказы, исходящие от судов, составляются секретарем суда от имени Республики и скрепляются печатью суда, который их издает; судебные приказы подписываются главным судьей, если только он не является стороной по делу, и заверяются секретарем суда.
Статья 6. Продление действия прежних законов и др.

Pages: 1 2 3

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.