Решение коллегии КГБ 1977

Совершенно секретно

ПРИКАЗ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
за 1977 год
_________________________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ:
№ 0180 Объявляется решение Коллегии КГБ при СМ СССР от 4 марта 1977 года
_________________________________________________________________________________________
№ 0180 4 апреля 1977 г. г. Москва
Объявляется для руководства и исполнения решение Коллегии Комитета госбезопасности от 4 марта 1977 года «О дальнейшем совершенствовании взаимодействия в работе оперативных и следственных подразделений органов государственной безопасности».
С приказом и решением Коллегии ознакомить оперативных и следственных работников подразделений центрального аппарата КГБ при Совете Министров СССР, органов КГБ на местах и руководящий состав разведаппаратов погранвойск.

Председатель Комитета государственной безопасности
при Совете Министров СССР
АНДРОПОВ
СЕКРЕТНО
Приложение
к приказу КГБ при СМ СССР
№ 0180 от 4 апреля 1977 года

РЕШЕНИЕ
Коллегии КГБ при Совете Министров СССР
от 4 марта 1977 года
О дальнейшем совершенствовании взаимодействия в работе
оперативных и следственных подразделений органов государ-
стенной безопасности
Обсудив вопрос «О дальнейшем совершенствовании взаимодействия в работе оперативных и следственных подразделений органов государственной безопасности», Коллегия отмечает, что успешное выполнение задач, поставленных XXV съездом КПСС по обеспечению безопасности нашей Родины, установок майского (1975 г.) совещания руководящего состава органов и войск КГБ возможно при активных, умело организованных усилиях всех подразделений, комплексном использовании оперативных сил и средств, при творческом их применении.
Одним из факторов, определяющих успех в деятельности органов КГБ по выявлению, предупреждению и пресечению подрывных акций спецслужб, идеологических центров противника и враждебных элементов, является слаженная работа оперативных и следственных подразделений, их тесное взаимодействие.
В последние годы взаимодействие оперативных и следственных подразделений значительно улучшилось, что положительно сказалось на качестве проводимых оперативных мероприятий и предварительного следствия. На высоком профессиональном уровне осуществлена разработка и расследование ряда дел, имевших важное политическое и оперативное значение.
Вместе с тем в современных условиях взаимодействие оперативных и следственных подразделении еще не отвечает предъявляемым требованиям. В ходе разработки враждебных элементов и проведении следствия допускаются ошибки и упущения при легализации и использовании оперативных материалов, выводе из разработки агентуры и зашифровке применяемых оперативно-технических средств; при документировании преступных проявлений мало используются возможности криминалистики.
После возбуждения уголовный дел следственные и оперативные подразделения не всегда активно и целенаправленно организуют совместную работу по глубокому исследованию преступной деятельности обвиняемых и выявлению их связей. Все это отрицательно сказывается на полноте и сроках расследования, снижает воспитательное воздействие предварительного и судебного следствия, а в ряде случаев не способствует решению контрразведывательных задач.
В целях дальнейшего совершенствования взаимодействия оперативных и следственных подразделений органов КГБ, повышения уровня их работы
КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:
1. Руководителям органов КГБ на местах, начальникам Второго главного, Третьего, Пятого управлений, ГУПВ и Следственного отдела КГБ при Совете Министров СССР:
– принять меры к устранению недостатков в организации взаимодействия оперативных и следственных подразделений и его дальнейшему совершенствованию. Всестороннее и четкое взаимодействие этих подразделений рассматривать как одно из важных условий своевременного предотвращения и пресечения особо опасных и иных государственных преступлений при строгом соблюдении социалистической законности и прав граждан, гарантированных Конституцией СССР.
Состояние взаимодействия обсуждать соответственно на коллегиях, советах и оперативных совещаниях:
– при организации взаимодействия оперативных и следственных подразделении учитывать необходимость строгого разграничения их функциональных обязанностей.
2. Руководителям оперативных и следственных подразделений на основе тесного делового сотрудничества оперативных работников и следователей обеспечить глубокую разработку лиц, проходящих по делам оперативного учета, и высокое качество предварительного следствия.
Оперативным подразделениям в процессе изучения разрабатываемых и проверяемых, выявления их преступной деятельности и связей шире использовать помощь следственных подразделений. В этих целях:
– по делам оперативного учета, по которым получены достоверные оперативные данные о преступных проявлениях лиц, проходящих по этим делам, следственным подразделениям оказывать оперативным подразделениям помощь в решении правовых вопросов при документировании, легализации материалов, а также в применении криминалистических средств;
– при решении вопросов об окончании ведения дел оперативного учета совместно с работниками следственных подразделений анализировать и оценивать добытые материалы; работникам следственных подразделений давать в случае необходимости рекомендации о проведении дополнительных мероприятий, высказывать мнения о способах реализации дел, наличии оснований для привлечения разрабатываемых к уголовной ответственности;
– реализацию дел оперативного учета путем возбуждения уголовных дел оперативным и следственным подразделениям производить по совместным планам, в которых предусматривать меры по зашифровке агентуры, использованию в интересах следствия оперативной информации, сроки и порядок производства неотложных следственных действий; обращать особое внимание на координацию действий при проведении захватов с поличным, арестов и обысков.
Вопрос о передаче соответствующих материалов органам прокуратуры и МВД для возбуждения уголовных дел о преступлениях, не относящихся к компетенции органов КГБ, предварительно согласовывать со следственными подразделениями:
– по наиболее сложным делам, намеченным к реализации, оперативным работникам составлять обзорные справки с кратким изложением фактов преступных проявлений разрабатываемых источников оперативной информации об этих фактов, а также характерных особенностей личности, наклонностей и интересов разрабатываемых, подлежащих привлечению к уголовной ответственности.
3. В ходе расследования уголовных дел следователям при активной помощи оперативных работников всесторонне исследователь преступную деятельность обвиняемых, выявлять их сообщников, причины и условия, способствующие совершенствованию преступлений. В этих целях:
– использовать в интересах полноты и объективности расследования дел весь комплекс находящихся на вооружении органов КГБ сил и средств; оперативно-разыскные мероприятия по уголовным делам, проводимые оперативными подразделениями по поручению или с ведома следственных подразделений, разрабатывать, как правило, совместно;
– при расследовании дел о шпионаже, диверсии, терроре и сложных дел о других особо опасных государственных преступлениях выделять на период следствия оперативных работников, на которых возлагать организацию и проведение во взаимодействии со следователями необходимых оперативно-розыскных мероприятий;
– следственным подразделениям своевременно информировать оперативных работников об установленных в ходе следствия обстоятельствах, которые не были вскрыты в процессе разработки, и нуждаются в проверке оперативным путем; о выявленных фактах неправильного поведения агентуры, расшифровки проводившихся оперативно-технических и иных негласных мероприятий информировать заинтересованные подразделения немедленно;
– при расследовании дел на арестованных агентов спецслужб противника и эмиссаров зарубежных антисоветских организаций следственным и оперативным подразделениям, используя процессуальные возможности и оперативные средства, создавать условия для завязывания оперативных игр с противником, выявлять его замыслы, готовить и проводить мероприятия по захвату вражеских разведчиков и эмиссаров с поличным, решать другие контрразведывательные задачи; в целесообразных случаях использовать материалы, полученные следственным и оперативным путем для публичного разоблачения подрывных акций разведок империалистических государств и зарубежных антисоветских центров, предупреждения политических спекуляций противника по поводу применяемых органами КГБ оперативных и уголовно-процессуальных мер;
– оперативным подразделениям при необходимости оказывать помощь следователям в организации и проведении внутрикамерной разработки обвиняемых: осуществлять подбор агентов, совместно со следователями отрабатывать им задания, линии поведения и легенды прикрытия;
– по делам о нераскрытых государственных преступлениях оперативным и следственным подразделениям в тесном контакте проводить активные оперативно-розыскные мероприятия и процессуальные действия, направленные на установление и изобличение лиц, причастных к совершению преступлений; за каждым делом о нераскрытом преступлении закреплять до установления виновных лиц ответственных оперативных и следственных работников; совместно планировать работу по делам этой категории, периодически обсуждать ход и результаты исполнения мероприятий;
– оперативным и следственным подразделениям разрабатывать и осуществлять меры по предупреждению и своевременному пресечению возможных антиобщественных проявлений со стороны враждебных элементов в период подготовки и проведения судебных процессов по делам, расследованным органами КГБ; проводить совместный анализ законченных уголовных дел, результаты которого использовать для дальнейшего совершенствования агентурно-оперативной работы и повышения качества предварительного расследования.
4. Оперативным и следственным подразделениям в тесном контакте принимать участие в работе по оказанию воспитательного воздействия на лиц, осужденных за особо опасные государственные преступления, с целью склонения их к отказу от продолжения враждебной Советскому государству деятельности. Руководителям следственных подразделении информировать соответствующие оперативные подразделения о полученных в период следствия данных, касающихся личности преступников, их связей, убеждений, мотивов, побудивших встать на преступный путь, и других вопросах, имеющих значение для выработки мер по их перевоспитанию.
5. Руководителям органов КГБ активнее привлекать следственных работников к подготовке и проведению профилактических мероприятий.
Оперативные материалы, готовящиеся к реализации путем профилактики с привлечением общественности, а также материалы, по которым намечено применение официального предостережения, при необходимости предварительно рассматривать совместно со следственными работниками.
6. На основе тесного взаимодействия оперативных и следственных подразделений, квалифицированного проведения расследования настойчиво добиваться установления действительных причин чрезвычайных происшествий на объектах народного хозяйства и в Вооруженных Силах, сосредоточивать при этом усилия на выявлении возможных подрывных акции со стороны спецслужб противника и враждебных элементов внутри страны.
7. Следственным подразделениям оказывать систематическую помощь оперативным подразделениям, наделенным правами органов дознания, в проведении неотложных следственных действий.
Органам дознания пограничных войск, оперативным подразделениям и следователям КГБ при расследовании уголовных дел на нарушителей государственной границы СССР оказывать взаимную помощь в выяснении вопросов, относящихся к установлению личности нарушителей, целей и мотивов нарушения границы, возможной принадлежности к спецслужбам империалистических государств и КНР и иных вопросов, имеющих значение для разведывательной и контрразведывательной деятельности.
8. Оперативным и следственным подразделениям взаимно согласовывать вопросы, относящиеся к возбуждению ходатайств об освобождении граждан от уголовной ответственности и помилованию лиц, осужденных за государственные преступления, направлению информации по следственным материалам в другие организации и ведомства.
Оперативным подразделениям при проведении острых оперативных мероприятий (в связи с выдворением, выездом за границу и т. п.) в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности органами КГБ, а также при подготовке публикаций в открытой печати – учитывать мнение соответствующих следственных подразделений.
9. В органах госбезопасности, не имеющих штатных переводчиков, оперативным подразделениям оказывать содействие следователям, работающим с иностранцами – гражданами капиталистических государств и КНР, в подборе и проверке квалифицированных переводчиков.
Управлению кадров, ГУПВ и Следственному отделу КГБ в шестимесячный срок внести на рассмотрение руководства Комитета госбезопасности предложении по обеспечению потребности следственных аппаратов и органов дознания пограничных войск в штатных переводчиках.
10. Признать целесообразным проведение, начиная с 1977 года, стажировки оперативного и руководящего состава вторых, третьих и пятых подразделений, а также разведаппаратов погранвойск в следственных подразделениях органов КГБ.
Практиковать обмен кадрами между оперативными и следственными подразделениями.
Управлению кадров совместно со 2 Главным управлением, ГУПВ, 3, 5 Управлениями и Следственным отделом КГБ подготовить и в трехмесячный срок доложить руководству Комитета госбезопасности конкретные предложения по этим вопросам.
11. Управлению кадров разработать и внести в учебные и научно-исследовательские планы Высшей Краснознаменной школы КГБ при СМ СССР им. Ф. Э. Дзержинского и других учебных заведении КГБ темы, относящиеся к организации и практическому осуществлению взаимодействия оперативных и следственных подразделений органов госбезопасности.
___________________
Коллегия Комитета госбезопасности выражает уверенность в том, что дальнейшее совершенствование взаимодействия оперативных и следственных подразделений, их дружная и согласованная работа, проникнутая духом взаимной требовательности, принципиальности и партийной ответственности за состояние дела, будут способствовать обеспечению высокого профессионального уровня проводимых мероприятий, повышению эффективности борьбы органов государственной безопасности с подрывной деятельностью спецслужб и идеологических центров противника в соответствии с политической линией партии, определенной решениями XXV съезда КПСС.

Председатель АНДРОПОВ

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.