Временный устав Патриаршего собора УКГЦ

Временный Устав
Патриаршего Собора
Украинской Греко-Католической Церкви
Преамбула
Патриарший Собор Украинской Греко-Католической Церкви является собранием представителей Церкви, которая объединяет дух и динамизм древнего экклезиального института Киевской традиции.
Собор действует в духе молитвы и размышлений. Он провозглашает и празднично отмечает великие вещи, которые Бог дал Церкви и через Церковь. Собор пытается восстановить и воплотить в жизнь высокий идеал Апостольской Церкви, в которой есть только сердце и душа. Путем взаимного обмена идеями, опытом и духовными дарами (1 Кор. 12: 4,28; Еф. 4:11) Собор ищет тесную интеграцию и сотрудничество между различными членами Церкви, направляя их на строительство Тела Христова (Еф. 4:12,13). Собор осознает миссию Церкви провозглашать Евангелие и способствовать единству христиан в плюралистической религиозной и церковной среде как на Украине, так и в диаспоре. Он стремится к лучшему пониманию и сотрудничеству с другими Церквами как внутри, так и вне католического общения через диалог межрелигиозный, межцерковный и внутрицерковный. Собор рассматривает различные участки церковного апостолата и служения в мире и исследует более эффективные способы, чтобы Царство Божье могло убедительно охватить человеческое общество.
Таким образом, в признании власти Иисуса Христа, Патриарший Собор стремится к возрождению Церкви и тесному общению друг с другом (1 Ин. 1:3). Такой рост, который от Бога (Кол. 1:19), продолжит более глубокое общение Церкви с Тем, кто составляет божественную Троицу  Отец, Сын и Дух Святой.
Патриарший Собор является органом церковной консультации, его решения, которые полностью проникнуты Духом Святым и действительно отвечают чувствам верующих и оживляют Церковь, могут быть учтены и реализованы компетентной властью.
Артикул 1. Цель, задания и компетенция.
§ 1. Патриарший Собор Украинской Греко-Католической Церкви (далее  Собор) является совещательным органом Украинской Греко-Католической Церкви в важнейших ее делах и миссии. Собор стремится помогать Патриарху  Верховному Архиепископу, Синоду Епископов, Епархиям и другим общинам или организациям УГКЦ лучше познавать реальность жизни своих верующих, приспосабливать различные формы апостолата, их методы и церковную дисциплину к современным условиям, ложа в основу общее благо УГКЦ (как на Украине, так и в диаспоре) и Вселенской Церкви.
§ 2. Патриарший Собор действует в единстве и под руководством Синода Епископов УГКЦ и Патриарха – Верховного Архиепископа – Главы и Отца Церкви.
§ 3. Задача Собора:
1. Рассматривать и определять основные направления деятельности Церкви во всех сферах жизни своих верующих;
2. Предлагать Патриарху – Верховному Архиепископу, Синоду Епископов, Епархии и другим институтам УГКЦ возможные пути решения различных вопросов Церкви и ее верующих;
3. Отыскивать знаки времени для постоянной евангелизации мира;
4. Проводить поиск компонентов для лучшей интеграции Церкви в освященном обществе.
§ 4. Собор осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом партикулярного права, Кодексом Канонов Восточных Церквей и настоящим Уставом.
Артикул 2. Созыв.
§ 1. Патриарший Собор созывается Патриархом – Верховным Архиепископом не менее чем один раз в 5 лет.
§ 2. Решение о созыве Собора принимается не позднее, чем за 18 месяцев, а уведомление направляется не позднее, чем за 15 месяцев, до дня его открытия.
§ 3. Внеочередной Собор может быть созван Патриархом – Верховным Архиепископом, когда он считает это необходимым или полезным, с согласия Постоянного Синода или Синода Епископов УГКЦ.
§ 4. Решение о созыве Внеочередного Собора принимается не позднее, чем за 2 месяца, а уведомление направляется не позднее, чем через неделю после принятия такого решения.
Артикул 3. Делегаты Собора.
§ 1. В Патриаршем Соборе в качестве делегатов обязаны принимать участие следующие лица:
1. Епархиальные епископы и другие местные иерархи УГКЦ как на территории Украины, так и за ее пределами. Сюда входят экзархи, апостольские, патриаршие или верховно-архиепископские администраторы; в случае их отсутствия, те, кто временно являются законными их преемниками в управлении или считаются местными иерархами, а также протосинкелы и синкелы;
2. Титулярные епископы, включая епископов-коадъюторов, епископов-помощников и епископов-пенсионеров;
3. Протоигумен мужских и женских институтов посвященной жизни, включая религиозные чины и конгрегации, общества совместной жизни на подобие монашеских, религиозных общин и обществ апостольской жизни;
4. Игумены монастырей своего права и монашеских конфедераций;
5. Ректоры церковных научных университетов, академий, институтов, а также деканы факультетов богословия и канонического права, принадлежащие УГКЦ;
6. Ректоры высших семинарий УГКЦ.
§ 2. На Собор в качестве делегатов от каждой епархии, независимо того, проживают ли они на территории Церкви или вне ее, созываются следующие лица:
1. Один пресвитер, который должен быть священником, с каждой епархии, в случае если есть более 300 пресвитеров, принадлежащих к одной епархии, то эта епархия может делегировать еще одного пресвитера, с расчетом один кандидат на каждые последующие 300 пресвитеров;
2. Один делегат от монахов / монахинь или членов обществ апостольской жизни, живущих в данной епархии;
3. Двое мирян из каждой епархии; рекомендуется, чтобы это были мужчина и женщина в возрасте от 30 до 65 лет, один представитель от молодежи (в возрасте до 30 лет). Если есть более чем 1 000 000 верующих в епархии, то эта епархия имеет право делегировать еще одно лицо из расчета один представитель на каждые дополнительные 500 000 верующих. Максимальное количество мирян-делегатов от епархии может быть 5.
§ 3 Патриарх – Верховный Архиепископ, проконсультировавшись с членами Постоянного Синода, может выдвинуть отдельных лиц в качестве делегатов или гостей, но не более 10 человек, для участия в пленарных заседаниях Собора.
§ 4. Епархиальный епископ является ответственным за участие делегатов из своей епархии в Патриаршем Соборе. В связи с тем:
1. Широко информировать всех своих верующих о Соборе и организовать в каждом приходе обсуждение соборных тем;
2. Задачей епархиального епископа является созыв собрания для выбора епархиальных делегатов в месте и во время, которые им определяются;
3. Он председательствует на этом собрании лично или через другое назначенное им лицо;
4. Он должен направить в Секретариат Собора, не позднее чем за два месяца до начала Собора, имена и адреса делегатов от епархии, а также возможных их заместителей.
§ 5. При определении делегатов от епархий должны соблюдаться следующие нормы:
1. Делегаты от приходского духовенства избираются Пресвитерским Советом епархии;
2. Делегаты от институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни избираются представителями этих институтов на собрании, созванном с этой целью епархиальным епископом;
3. Делегаты-миряне избираются светскими представителями епархиального церковного совета.
§ 6. На этих же собраниях и таким же способом выбираются также и заместители епархиальных делегатов, на случай если кто-то из делегатов не сможет принять участия в Соборе.
§ 7. Епархиальные епископы, в случае уважительной причины, могут отправить доверенное лицо, которое должны назначить лично.
§ 8. Делегаты и их заместители избираются по крайней мере за 3 месяца до открытия сессии Собора.
§ 9. Все, кто был созван на Патриарший Собор, должны принять участие в нем, если только важная причина не препятствует этому. В таком случае они должны заранее сообщить об этом епархиальному епископу, который также должен сообщить Секретариату Собора о замене.
§ 10. Все сказанное в этих уставах, что касается епархий или епархиальных епископов, относится также и к экзархатам, и экзархам, если такие есть, хотя с согласия Патриарха – Верховного Архиепископа экзархаты и небольшие епархии могут высылать меньшее количество делегатов.
Артикул 4. Коллегиальные органы Собора.
§ 1. Для обеспечения надлежащего прохождения Собора в начале первого пленарного заседания формируется Президиум Собора, в состав которого входят: Патриарх – Верховный Архиепископ в качестве Председателя, его Заместитель и Секретарь Собора.
§ 2. В обязанности членов Президиума входит:
1. Организация пленарных заседаний Собора;
2. Открытие и закрытие пленарных заседаний Собора и председательство на них;
§ 3. Председательствующий на Соборе:
1. Руководит заседаниями, следит за соблюдением порядка дня и регламента выступлений;
2. Предоставляет слово в порядке очереди, лишает слова, если выступление не касается предмета обсуждения и не является формальным предложением;
3. Вне очереди предоставляет слово делегатам, которые выступают с формальным предложением;
4. Объявляет результаты голосования.
§ 4. Заместитель Председателя Президиума Собора избирается Патриархом – Верховным Архиепископом из числа епископов УГКЦ.
§ 5. Секретарь Собора назначается отдельным решением Синода Епископов УГКЦ и декретом Патриарха – Верховного Архиепископа одновременно с решением о созыве Собора.
Во время пленарных заседаний Секретарь Собора обеспечивает ведение протокола заседания, который должен содержать:
1. Список присутствующих участников Собора, принятый порядок дня;
2. Описание хода Собора с указанием фамилий выступающих, содержания внесенных предложений и результатов голосования по каждому отдельному предложению;
3. Результаты выборов в различные органы Собора;
4. Тексты представленных Собору отчетов;
5. В качестве приложений: протоколы комиссий и групп, созданных Собором.
§ 6. Составленный протокол Собора подписывают председатель и секретарь. С протоколом могут ознакомиться в Секретариате Собора все делегаты.
§ 7. На Соборе могут создаваться различные коллегиальные органы: комиссии, группы.
§ 8. Комиссии и группы являются вспомогательными подразделениями Собора, которые призваны облегчить рассмотрение и решение вопросов, которые на нем рассматриваются.
1. Комиссии и группы создаются и действуют только во время Собора;
2. В состав комиссий и групп входят только делегаты Собора;
3. На заседание комиссии (группы) могут быть приглашены отдельные специалисты по тем вопросам, которые рассматриваются. Решение о приглашении этих специалистов принимается секретарем Собора;
4. Секретарь действует еще год после окончания Собора и отвечает за надлежащее архивирование, издание и распространение материалов, представление их Синоду.
5. Председатели комиссий (групп) избираются на пленарном заседании Собора по предложению секретаря Собора;
6. Секретарь комиссии (группы) избирается на заседании группы из числа ее членов. Секретарь обязан вести протокол заседания комиссии (группы);
7. Председатель и секретарь комиссии (группы) организуют ее работу и отчитываются о деятельности комиссии (группы) Собора.
§ 9. Работа в комиссиях (группах) сводится к обсуждению предложенных тем и представлению предложений:
1. Предложения должны быть сформулированы и записаны руководителями комиссий (групп) четко и ясно, соблюдая формы: предлагаем …, призываем …, считаем целесообразным …, просим …, выражает обеспокоенность … и т.д.;
2. Поскольку единственным законодателем на Соборе является Патриарх – Верховный Архиепископ, и до подписания постановлений и решений Собора Патриархом – Верховным Архиепископом они не имеют силы, то нужно избегать повелительного тона в представленных комиссиями (группами) предложениях.
§ 10. Для проработки предложений Собор создает редакционную комиссию.
Задачей редакционной комиссии является собрание всех предложений в один документ, избегая повторений или правовой неграмотности. Обсуждение находится не в их компетенции.
Предложения руководителей комиссий (групп) должны быть четко сформулированы и понятны.
§ 11. Руководители комиссий (групп) представляют в редакционную комиссию свои предложения:
1. Если предложение также есть в другой комиссии (группе) (дополнение к предложениям), то оно записывается как одно предложение с соответствующим дополнением;
2. Редакционная комиссия отмечает при каждом предложении, какая комиссия (группа) его представила (на обсуждении председатель комиссии (группы) разъясняет его, если возникают какие-то вопросы);
3. Предложения записываются редакционной комиссией в соответствии с аспектами, которые были представлены.
§ 12. Редакционная комиссия может отклонить некоторые предложения, если:
1. Данное предложение не относится к тематике Собора;
2. Предложение не относится к обсуждаемому аспекту.
§ 13. Предложения комиссии (группы) на пленарном заседании происходят следующим образом:
1. Руководитель редакционной комиссии зачитывает все предложения комиссии (группы) по вопросу, который рассматривается;
2. После согласования целого документа председательствующий зачитывает отдельно каждое предложение, которое принимается;
3. Председатель не имеет права сам объяснять предложения, а лишь в случае вопросов к предложению предоставляет слово или руководителю комиссии (группы), от которой вышла предложение или, как исключение, делегату, который внес предложение.
§ 14. Свои мысли (за, против, дополнения) может высказать каждый делегат после того, как председательствующий на заседании предоставит ему слово:
1. Выкрики с мест не протоколируются и на них не отвечают;
2. В случае чрезмерной активности делегата, который препятствует работе целого Собора, председательствующий на Соборе после двух предупреждений может лишить делегата права участвовать в заседании;
3. Делегат формулирует свое мнение сжато до трех минут;
4. Председательствующий предоставляет слово поочередно;
5. Делегат имеет право высказать свои мысли «за» и «против», внести предложения или сформулировать четко дополнение к предложению;
6. Если делегат отметил, что поданное им в редакционную комиссию предложение не попало в решение Собора, то он имеет право узнать причину, по которой оно не попало на рассмотрение (если объяснение его не удовлетворило, он может настаивать, чтобы предложение все-таки было принято на голосование (подав основательное его объяснение).
7. Президиум может решить, что предложения всегда подаются в письменной форме.
§ 15. Голосование предложения происходит следующим образом:
1. Ставится на голосование предложение, которое выносится редакционной комиссией;
2. Если предложение не набрало 50% + 1 голос и было предложение «снять», тогда вторым ставится на голосование «снять», которое набрало 50% +1, тогда ни за одну из поправок уже не голосуют;
3. Если предложение набрало 50% + 1 голос, (или не набрало за 50% + 1 голос, но и предложение снять не набрало 50% + 1) – голосуются поправки по порядку их представления;
4. Поправка принимается при 50% + 1 голос;
5. Если предложение не набрало 50% + 1 голос в редакции редакционной комиссии и было снято с голосования, а набрало 50% + 1 голос с поправкой, принимается данное предложение с поправкой;
6. За каждую поправку необходимо проголосовать, за исключением случая, когда тот, кто инициировал предложение, снимает данную поправку с голосования;
7. Если поправка предыдущая и последующая взаимоисключаются, то голосование «за» за первую поправку снимает с голосования следующую поправку (разве что делегат настаивать и сможет объяснить, каким образом следующая поправка дополняет и не противоречит предыдущей);
8. Если не было голосования «снять» или было голосование «снять» и не проголосовало 50% + 1, но и само предложение не набрало 50% + 1 ни в редакционной комиссии, ни с поправками – предложение не принимается.
§ 16. Для подсчета голосов Секретариат Собора определяет двух или более счетоводов.
§ 17. Протоколист записывает ход обсуждения и голосования за предложения и дополнения, отмечая суть выступления и подробно отмечая все дополнения к предложению. (Секретариат Собора перед заседанием подготавливает текст предложения, которое должно быть у председательствующего, протоколиста и секретаря Собора).
§ 18. Протоколы голосования хранятся в архиве Секретариата Собора.
§ 19. Если голосов «за» и «против» за предложение одинаковое количество, то добавляется дополнительно 5 минут на обсуждение данного предложения и происходит повторное голосование.
§ 20. Предложение, за которое проголосовали «против», не может быть поставлено на голосование вторично.
§ 21. При каждом голосовании обязательна полная форма голосования – «за», «против», «воздержался». Причем, если визуальное большинство голосует, то не обязательно перечислять все голоса, записав в соответствующую графу «большинство». Однако, голоса меньшинства необходимо посчитать и сказать, учитывая уважение к делегатам, которые, хотя и в меньшинстве, имеют право на свое мнение и позицию.
§ 22. После принятия всех предложений в первом чтении предложения группируются Редакционной комиссией Собора согласно рассмотренным аспектам того или иного вопроса.
§ 23. В начале предложения каждого аспекта представляется комментарий от того, кто его вносит.
§ 24. Голосование проходит по всем предложениям, которые были приняты на Соборе.
§ 25. Предложения зачитываются в порядке их поступления:
1. Сначала все предложения, а также комментарии одного вопроса, потом каждое предложение с обсуждением, при необходимости, и голосованием;
2. В случае необходимости все предложения Собора должны быть отпечатаны и розданы всем делегатам;
3. Возможные коррективы, изменения и поправки к отдельным предложениям принимаются отдельным голосованием;
4. После принятия решений Собора делегаты обсуждают и принимают обращения, которые непосредственно к тематике Собора не относятся;
5. Решения Патриаршего Собора касаются дел всей Церкви. Предложения Синоду Епископов, Патриарху и т.д. формулируются в обращениях Собора или в решениях и постановлениях Собора, которые затем направляются соответствующим лицам.

Артикул 5. Отдельные полномочия Патриарха — Верховного Архиепископа.
§ 1. В случае отсутствия Патриарха – Верховного Архиепископа на пленарном заседании председательствует кто-то из президиума Собора, предварительно получив на это благословение Патриарха – Верховного Архиепископа.
§ 2. Патриарх — Верховный Архиепископ имеет власть переносить заседания, объявлять перерыв в работе, временно приостанавливать или распускать Собор.
§ 3. В случае если престол Патриарха — Верховного Архиепископа становится вакантным, то Собор временно прекращает свою работу, пока новый Патриарх – Верховный Архиепископ не примет решение по этому вопросу.
Артикул 6. Гости и наблюдатели Собора
§ 1. На Патриарший Собор в качестве гостей могут быть приглашены:
1. Лица из другой Церкви своего права, религиозной общины, чтобы поощрять взаимное церковное понимание и содействие пасторальному сотрудничеству;
2. Предстоятели традиционных христианских Церквей Украины или уполномоченные ими епископы;
3. Уполномоченный представитель Папы Римского;
4. Ректоры межобрядовых семинарий и университетов, деканы факультетов богословия и канонического права, которые расположены на территории Украинской Греко-Католической Церкви и принадлежат другим Церквам;
5. Один официальный представитель от каждой из всемирных украинских церковных мирянских организаций.
§ 2. Патриарх — Верховный Архиепископ может пригласить специальных наблюдатели из других Церквей или некатолических церковных общин, чтобы поощрять и способствовать эккуменическому взаимопониманию и сотрудничеству.
§ 3. Гости и наблюдатели не могут участвовать в голосовании на Соборе.
Артикул 7. Порядок дня.
§ 1. Все верующие УГКЦ могут предлагать темы для обсуждения, чтобы они были внесены в повестку дня Собора через избранных делегатов или через секретариат Собора.
§ 2. Темы на повестку дня определяются Патриархом — Верховным Архиепископом после консультации с членами Постоянного Синода, в течение 15 месяцев до начала Собора, разве что к тому времени выбор был сделан Синодом Епископов УГКЦ.
§ 3. Определенные темы нельзя менять, если до начала первого пленарного заседания остается 12 месяцев.
Артикул 8. Эксперты, должностные лица и комиссии (группы).
§ 1. Патриарх — Верховный Архиепископ должен следить, чтобы в результате работы соответствующих подготовительных комиссий (групп) и консультаций все темы повестки дня были должным образом исследованы и изучены, и чтобы участники Собора были своевременно проинформированы или непосредственно, или через соответствующие публикации, присланные им.
§ 2. Патриарх — Верховный Архиепископ после обсуждения с членами Постоянного Синода может назначить нескольких экспертов и дополнительных лиц для помощи в проведении Собора, его Секретариата и его соборных комиссий (групп).
§ 3. Патриарх — Верховный Архиепископ может создавать комиссии (группы) по вопросам литургическим, евангелизации, инкультурации, образования, связи и СМИ, эккуменизма, катехизиса, благотворительности, прав человека и христиан в Церкви, семейного социального апостолата, других апостолатов.
Артикул 9. Процедура.
§ 1. Патриарший Собор не является парламентом или законодательным органом УГКЦ, он является форумом для обсуждения и выражения мнений и пожеланий в духе христианской свободы и ответственности. Задачей пастырей Церкви является распознать их и воплотить в пастырскую деятельность.
§ 2. Когда выносится на голосование выяснение мнения Собора по данному спорному вопросу, то епископы исключаются из голосования.
§ 3. Решение, принятое Собором, может приобрести силу закона, если оно ратифицировано Синодом Епископов УГКЦ и Патриархом — Верховным Архиепископом.

Артикул 10. Акты Собора.
§ 1. Вопросы, которые открыто обсуждаются, и решения, которые приняты на Соборе, могут свободно распространяться и стать известными верующим через средства массовой информации, однако публикация официальных актов Собора оговаривается с Патриархом — Верховным Архиепископом.
Артикул 11. Язык Собора
§ 1. Официальным языком Патриаршего Собора УГКЦ является украинский. Все документы печатаются на украинском языке.
Артикул 12. Финансирование.
§ 1. Финансировать Патриарший Собор обязаны все епархиальные епископы и главные настоятели монашеских конгрегаций УГКЦ в сумме и в срок, определенные Синодом Епископов УГКЦ.
Артикул 13. Принятие, внесение изменений и дополнений.
§ 1. Устав Патриаршего Собора должен быть принят Синодом Епископов УГКЦ.
§ 2. Провозглашенный Устав приобретает силу Партикулярного права.
§ 3. Изменения и дополнения в Устав вносятся Синодом Епископов УГКЦ.