Законопроект России о военной полиции

Проект
N 96018301-2

Внесен депутатом
Государственной Думы
В.Н. Волковым

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ

В настоящем Законе определяются понятие, задачи, принципы организации и деятельности, структура, права и обязанности органов военной полиции в Российской Федерации, а также правовое положение ее сотрудников и устанавливается механизм гражданского контроля за ее деятельностью.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Военная полиция в Российской Федерации

Военная полиция в Российской Федерации – единая система федеральных правоохранительных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации контроль за исполнением в Вооруженных Силах и других привлекаемых для выполнения задач в области обороны страны войсках (далее – Вооруженные Силы) законодательства Российской Федерации, а также обеспечивающих присущими им средствами и методами защиту от противоправных посягательств прав и интересов военнослужащих, членов их семей и других граждан.
Военная полиция выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Статья 2. Правовые основы деятельности военной полиции

Деятельность военной полиции осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом “Об основах деятельности правоохранительных органов в Вооруженных Силах и других привлекаемых для выполнения задач в области обороны страны войсках”, иными федеральными законами и изданными в их развитие нормативно – правовыми актами.
На военную полицию не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных действующим законодательством.

Статья 3. Задачи военной полиции

В своей деятельности органы военной полиции руководствуются задачами укрепления законности и правопорядка в Вооруженных Силах (далее также – в войсках) и предупреждения посягательств на их боеспособность и боеготовность, а также предупреждения и пресечения нарушений прав и законных интересов военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных и членов семей этих лиц, гражданского персонала Вооруженных Сил и других граждан.

Статья 4. Основные направления деятельности военной полиции

Свою деятельность органы военной полиции осуществляют по следующим направлениям:
– охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в связи с функционированием Вооруженных Сил;
– выявление правонарушений и расследование уголовных дел о преступлениях, в том числе проведение в связи с этим оперативно – розыскной деятельности;
– пресечение правонарушений, организация и осуществление розыска и конвоирования правонарушителей;
– предупреждение правонарушений и проведение воспитательной профилактической работы;
– учет преступности в Вооруженных Силах.
Военная полиция оказывает помощь другим федеральным и местным правоохранительным органам в организации работы по борьбе с правонарушениями и участвует в координации предупреждения правонарушений в Вооруженных Силах.

Статья 5. Принципы деятельности военной полиции

Военная полиция осуществляет свои полномочия в Вооруженных Силах (далее также – в войсках) в пределах своей компетенции независимо от федеральных и местных органов власти, общественных и политических организаций, объединений и движений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации и ее субъектов законами.
В своей деятельности военная полиция руководствуется также общепризнанными нормами международного права, принципами гуманизма и социальной справедливости, неотвратимости ответственности за правонарушения, уважения прав и свобод граждан, личной ответственности, невмешательства в политическую деятельность.
Руководители всех звеньев военной полиции строят свою работу на основе планового подхода и в зависимости от состояния преступности и законности в данном регионе и на конкретном объекте. Она осуществляется во взаимодействии с другими правоохранительными и государственными органами, а также общественными объединениями и гражданами.
О результатах своей деятельности, состоянии законности и преступности руководители органов военной полиции систематически сообщают в государственные и общественно – политические структуры, информируют население.

Статья 6. Организационное строение органов военной полиции

Органы военной полиции строятся на основе принципов территориально – региональной дислокации, вертикального подчинения вышестоящим органам, вплоть до федеральных, а также структурной обособленности от войсковых формирований, в которых они действуют.

Статья 7. Обязательность взаимодействия в деятельности по предупреждению правонарушений в войсках

Органы военной полиции в своей деятельности обязаны организовывать тесное взаимодействие с командованием, другими правоохранительными органами, а также соответствующими структурами иных федеральных и местных органов власти.
При осуществлении такого взаимодействия органы военной полиции вправе запрашивать в государственных учреждениях необходимую информацию, требовать оказания содействия при организации и проведении следственных, оперативно – розыскных и иных мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений.

Статья 8. Участие в правотворческой деятельности

Руководители органов военной полиции вправе вносить в законодательные органы и субъектам законодательной инициативы соответствующего и нижестоящего уровней, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативно – правовых актов.
Такое же право предоставляется указанным лицам в отношении нормативно – правовых актов соответствующих структур федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем составе воинские формирования.

Статья 9. Работа органов военной полиции с обращениями граждан и должностных лиц

В органах военной полиции в соответствии с их компетенцией рассматриваются письма, заявления, жалобы и иные обращения граждан и должностных лиц по поводу нарушений интересов Российской Федерации в сфере обороны, а также прав и законных интересов военнослужащих и членов их семей.
По этим же вопросам органами военной полиции организуется прием посетителей.
Поступающие в органы военной полиции обращения рассматриваются в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством.

Статья 10. Гражданский контроль за деятельностью военной полиции

Руководители органов военной полиции в целях предоставления органам федеральной законодательной и исполнительной власти объективной и полной информации дважды в течение календарного года предоставляют отчеты о состоянии правопорядка в Вооруженных Силах, а также принимаемых по предупреждению правонарушений мерах Президенту Российской Федерации и председателям каждой из палат Федерального Собрания Российской Федерации.
При этом руководители органов военной полиции организуют взаимодействие с Уполномоченным Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по правам человека и Комитетами Государственной Думы по обороне и по безопасности, а также с Уполномоченным по правам человека при Президенте Российской Федерации по вопросам своевременного и в полном объеме информирования высших органов государственной представительной и исполнительной власти о состоянии правопорядка в Вооруженных Силах, а при необходимости и для совместных выездов в войска с целью ознакомления с состоянием дел и проверки обращений граждан по вопросам предупреждения правонарушений, соблюдения законных прав и интересов военнослужащих и других граждан.
В состав Коллегии Федеральной службы военной полиции включаются с правом совещательного голоса персонально председатели соответствующих Комитетов по вопросам обороны и по вопросам безопасности государства обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. Право присутствовать на заседаниях Коллегии Федеральной службы военной полиции предоставляется также руководителям фракций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
За исполнением законодательства в деятельности Федеральной службы военной полиции осуществляется прокурорский надзор Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему военными прокурорами.
Действия должностных лиц Федеральной службы военной полиции могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

Статья 11. Взаимодействие органов военной полиции с общественными организациями

Руководители и должностные лица органов военной полиции тесно контактируют в своей работе с общественными организациями родителей военнослужащих и другими объединениями, имеющими в качестве уставных целей защиту прав и законных интересов военнослужащих и членов их семей, предупреждение преступлений и происшествий в Вооруженных Силах.
При этом на основании мотивированной просьбы руководства этих общественных организаций и по решению руководителя органа военной полиции допускается совместное с ним ознакомительное посещение лицами, уполномоченными названными общественными организациями, воинских частей и подразделений, беседы с командованием и личным составом, а также совместное с командованием подведение итогов этих мероприятий и принятие совместных решений.

Статья 12. Организация предупредительно – профилактической и правовоспитательной работы в войсках

Всей своей деятельностью сотрудники органов военной полиции способствуют воспитанию военнослужащих, должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения конституционных обязанностей, действующего законодательства, моральных норм и правил.
Должностные лица органов военной полиции участвуют в проводимых командованием мероприятиях по правовому воспитанию военнослужащих, организуют собственную работу по предупреждению правонарушений в войсках. В этих целях проводятся коллективные и индивидуальные занятия, организовывается прием посетителей, правоинформационная, консультационная работа и другие мероприятия.

Статья 13. Международное сотрудничество военной полиции

В целях предупреждения правонарушений в Вооруженных Силах и других российских войсках, укрепления международной безопасности Федеральная служба военной полиции устанавливает необходимые контакты и взаимодействует с соответствующими службами и ведомствами зарубежных государств, а также международными организациями.

Глава 2. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ

Статья 14. Система Федеральной службы военной полиции

Органы Федеральной службы военной полиции создаются на правах самостоятельной, централизованной структуры с подотчетностью вышестоящим органам и подчинением непосредственно Президенту Российской Федерации.
Систему Федеральной службы военной полиции составляют Департамент Федеральной службы военной полиции (на правах Государственного Комитета Российской Федерации), региональные управления Федеральной службы военной полиции и действующее на правах регионального специальное управление Федеральной службы военной полиции по Ракетным войскам Стратегического назначения, Академия и Центральный госпиталь Федеральной службы военной полиции, являющиеся юридическими лицами и имеющие в своем оперативном управлении объекты социально – бытового и хозяйственного назначения, а также территориальные отделы военной полиции.
Создание, реорганизация и ликвидация учреждений военной полиции осуществляется Директором Федеральной службы военной полиции.

Статья 15. Организация военной полиции

Военная полиция строится по единому территориальному принципу по схеме: центральное федеральное управление (Департамент) – региональное звено (управления) – территориальное звено (отделы).
Не допускается создание структур военной полиции в каких-либо федеральных органах исполнительной власти, видах (за исключением Ракетных войск стратегического назначения) и родах Вооруженных Сил, а также в войсковых объединениях.
В состав органов военной полиции входят служба инспекторов, следственные подразделения, структуры оперативного назначения, а также кадров и обеспечения.
Организационные вопросы деятельности органов Федеральной службы военной полиции регламентируются Положением о Федеральной службе военной полиции, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Статья 16. Структура органов военной полиции

Органы военной полиции возглавляет Директор Федеральной службы военной полиции при Президенте Российской Федерации, который имеет первого заместителя, заместителей, советников, старших помощников и помощников.
Центральным органом Федеральной службы военной полиции является Департамент Федеральной службы военной полиции.
Региональные и специальное управление Федеральной службы военной полиции по Ракетным войскам Стратегического назначения возглавляет соответствующий начальник, имеющий первого заместителя и заместителя, старших помощников и помощников.
Территориальный отдел Федеральной службы военной полиции возглавляется соответствующим начальником, который имеет заместителя, старшего помощника и помощников.
В Департаменте, региональных управлениях (специальном управлении) и территориальных отделах Федеральной службы военной полиции имеются соответственно главные инспектора, старшие инспектора и инспектора военной полиции, а также следственный аппарат.
Положения о Департаменте Федеральной службы военной полиции, региональных управлениях Федеральной службы военной полиции и о территориальном отделе Федеральной службы военной полиции утверждаются Директором Федеральной службы военной полиции.

Статья 17. Департамент Федеральной службы военной полиции

Деятельностью органов военной полиции руководит Директор Федеральной службы военной полиции (в ранге председателя Государственного Комитета Российской Федерации), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Директор Федеральной службы военной полиции имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Директора Федеральной службы военной полиции, а также советников, старших помощников и помощников.
В Департаменте Федеральной службы военной полиции имеются Главные управления: следственное, по обеспечению общественной безопасности и антитеррористической деятельности, оперативно – розыскной деятельности, организации контрольных и инспекционных мероприятий, информационно – аналитическое, а также Главное управление кадров, приемная, медицинский, обязательного государственного страхования и инженерно – технический отделы, канцелярия и другие обеспечивающие деятельность службы.
Главные управления департамента Федеральной службы военной полиции возглавляют начальники, имеющие заместителя.
Начальники Главных управлений департамента Федеральной службы военной полиции по должности являются старшими помощниками Директора Федеральной службы военной полиции, а их заместители и начальник приемной – помощниками Директора Федеральной службы военной полиции.
В Главных управлениях и приемной Департамента Федеральной службы военной полиции устанавливаются также должности главных инспекторов Федеральной службы военной полиции, а в Главном следственном управлении – следователей по особо важным делам при Директоре Федеральной службы военной полиции.
Назначение должностных лиц Департамента Федеральной службы военной полиции, за исключением специально оговоренных в настоящей статье должностей, производится Директором Федеральной службы военной полиции по представлениям руководителей соответствующих подразделений.
В штат Департамента Федеральной службы военной полиции включается также личный состав отдельной бригады специального назначения.
В Департаменте Федеральной службы военной полиции создается Научно – Консультативный Совет, являющийся научным консультационно – методическим органом при Директоре Федеральной службы военной полиции. Положение о Научно – Консультативном Совете Федеральной службы военной полиции утверждается Директором Федеральной службы военной полиции.
В целях информирования государственных и общественных организаций, а также населения о результатах своей деятельности, состоянии законности и преступности в войсках при Департамента Федеральной службы военной полиции создаются Пресс – центр и редакционно – издательский отдел.

Статья 18. Коллегия Федеральной службы военной полиции

При Директоре Федеральной службы военной полиции создается Коллегия, которая является совещательным органом и на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы деятельности органов военной полиции, а также состояния правопорядка в Вооруженных Силах.
В состав Коллегии Федеральной службы военной полиции входят по должности Директор Федеральной службы военной полиции, его первый заместитель и заместители, руководители Главных управлений Департамента Федеральной службы военной полиции, а также другие сотрудники органов военной полиции, назначаемые персонально Директором Федеральной службы военной полиции.
Кроме того, на заседания Коллегии Федеральной службы военной полиции приглашаются председатели Комитетов обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации по обороне и по безопасности, которые имеют право совещательного голоса, а также руководители фракций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Принимаемые Коллегией решения утверждаются Директором Федеральной службы военной полиции.
Решения и материалы Коллегии по вопросам, затрагивающим обеспечение боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил, незамедлительно докладываются Президенту Российской Федерации.

Статья 19. Региональное (специальное) управление Федеральной службы военной полиции

В соответствии с организацией Федеральной службы военной полиции и в целях обеспечения контроля за выполнением на местах требований законодательства создаются региональные управления, а также специальное (на правах регионального) управление Федеральной службы военной полиции в Ракетных войсках стратегического назначения (в дальнейшем – региональные территориальные управления).
Территориальная юрисдикция соответствующего регионального управления Федеральной службы военной полиции устанавливается Директором Федеральной службы военной полиции.
Региональное управление Федеральной службы военной полиции возглавляет начальник, имеющий первого заместителя и заместителя. Начальники региональных управлений Федеральной службы военной полиции назначаются на должность и освобождаются от нее Директором Федеральной службы военной полиции, а первые заместители и заместители начальников региональных управлений Федеральной службы военной полиции – Директором Федеральной службы военной полиции по представлению начальников региональных управлений Федеральной службы военной полиции.
В региональном управлении Федеральной службы военной полиции имеются аналогичные структурной схеме Главных управлений Департамента Федеральной службы военной полиции отделы, а также общий отдел, приемная, канцелярия и обеспечивающие службы.
Отделы региональных управлений Федеральной службы военной полиции возглавляются соответствующими начальниками, которые по должности являются старшими помощниками, а их заместители и начальник приемной – помощниками начальника регионального управления Федеральной службы военной полиции.
В штат региональных управлений Федеральной службы военной полиции входят также старшие инспектора Федеральной службы военной полиции, старшие следователи и следователи по особо важным делам региональных (специального) управлений Федеральной службы военной полиции, личный состав отдельного батальона Федеральной службы военной полиции специального назначения.
Должностные лица аппарата регионального управления Федеральной службы военной полиции, за исключением специально оговоренных в настоящей статье, назначаются на должности и освобождаются от нее начальником регионального управления Федеральной службы военной полиции.

Статья 20. Территориальный отдел Федеральной службы военной полиции

Для обеспечения выполнения задач, возложенных на Федеральную службу военной полиции непосредственно в войсковом звене, на местах создаются территориальные отделы Федеральной службы военной полиции.
Юрисдикция территориальных отделов Федеральной службы военной полиции распространяется в пределах территорий, как правило, одноименного субъекта Российской Федерации (административно – территориального района) и устанавливается начальником регионального управления Федеральной службы военной полиции.
Территориальный отдел Федеральной службы военной полиции возглавляет начальник, имеющий заместителя, старших помощников и помощников. В штат территориального отдела Федеральной службы военной полиции входят также инспектора Федеральной службы военной полиции, следователи, старшие следователи и личный состав отдельной роты Федеральной службы военной полиции специального назначения.
Начальник территориального отдела Федеральной службы военной полиции и его заместитель назначаются на должность и освобождаются от нее Директором Федеральной службы военной полиции.
Старшие помощники, а также помощники начальника территориального отдела Федеральной службы военной полиции, инспектора, старшие следователи и следователи территориального отдела Федеральной службы военной полиции и военнослужащие отдельной роты специального назначения территориального отдела Федеральной службы военной полиции назначаются на должность и освобождаются от нее начальником соответствующего регионального управления Федеральной службы военной полиции.

Статья 21. Оперативные структуры Федеральной службы военной полиции

Для выполнения возложенных на Федеральную службу военной полиции задач по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности, а также пресечению правонарушений, розыску и конвоированию правонарушителей и других при территориальных отделах Федеральной службы военной полиции создаются отдельные роты специального назначения, при региональных управлениях Федеральной службы военной полиции – отдельные батальоны специального назначения, при Департаменте Федеральной службы военной полиции – отдельная бригада специального назначения.
Состав, вооружение и организация оперативных структур Федеральной службы военной полиции определяется Положением, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ

Статья 22. Права военной полиции

В целях обеспечения выполнения возложенных на нее обязанностей военной полиции предоставляются следующие права:
1) требовать от военнослужащих, а при необходимости и от других граждан прекращения правонарушений и решительно пресекать их, задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступлений, составлять протоколы об административных и дисциплинарных правонарушениях, осуществлять административное и дисциплинарное задержание и применять другие, предусмотренные уголовно – процессуальным законодательством, а также законодательством об административных правонарушениях и Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации меры в отношении военнослужащих и призванных на военные сборы лиц. При этом должностные лица военной полиции действуют независимо от служебного и должностного положения, а также воинских званий правонарушителей и не связаны в своих действиях решениями соответствующего военного командования;
2) проверять у военнослужащих и других граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления, административного или дисциплинарного правонарушения;
3) получать у военнослужащих, граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки и документы, вызывать их по делам и материалам, находящимся в производстве военной полиции, подвергать в установленных законодательством случаях приводу лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову в военную полицию, а также в органы суда и прокуратуры;
4) осуществлять предварительное следствие по делам, отнесенным законодательством к ведению федеральных органов военной полиции. При этом, помимо расследования уголовных дел в отношении военнослужащих Вооруженных Сил и других российских войск, под юрисдикцию органов военной полиции подпадают также уголовные дела о правонарушениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил и других российских войск на территории воинских частей, либо в рабочее время, а также – с согласия соответствующего территориального прокурора – в отношении гражданских лиц, совершивших преступления в отношении военнослужащих, либо членов их семей, или направленные на подрыв обороноспособности государства, а также любые другие уголовные дела по поручению Президента Российской Федерации, либо палат Федерального Собрания Российской Федерации;
5) проводить проверки по вопросам состояния боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил, соблюдения в войсках действующего федерального законодательства и не противоречащих им законов субъектов Российской Федерации, а также других нормативно – правовых актов, в том числе федеральных органов исполнительной власти общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, установленных законом прав и интересов военнослужащих и членов их семей, исполнения действующего законодательства военнослужащими, а также должностными лицами Вооруженных Сил;
6) доставлять в медицинские учреждения либо в военные комендатуры и содержать в них до вытрезвления военнослужащих, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, а находящихся в жилище – по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для здоровья, жизни и имущества окружающих;
7) в соответствии с законом возбуждать производства о дисциплинарном либо административном правонарушении, а также вносить руководителям государственных органов, учреждений, организаций, заведений, предприятий всех форм собственности и общественных организаций обязательные для рассмотрения представления об устранении причин и условий совершения правонарушений, выносить предостережения о недопустимости неправомерного поведения и предписания об устранении выявленных нарушений;
8) осуществлять в соответствии с законодательством оперативно – розыскную деятельность;
9) беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на все территории, в помещения, и на объекты, занимаемые воинскими частями вне зависимости от их подчиненности, а также занимаемые другими предприятиями, учреждениями, организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. Сотрудники военной полиции уведомляют военного прокурора о случаях проникновения в жилище граждан против их воли в течение 24 часов;
10) производить с санкции военного прокурора административные выселения;
11) производить оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий, проведении карантинных мероприятий, а также при сопровождении особо опасных и режимных грузов, розыске совершивших правонарушения военнослужащих и военнообязанных, призванных на военные сборы, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также для предупреждения правонарушений и в иных предусмотренных законодательством случаях;
12) осуществлять при необходимости досмотр транспортных средств и личный досмотр граждан;
13) осуществлять преследование и розыск лиц, подозреваемых, либо обвиняемых в совершении правонарушений, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыск отсутствующих без вести военнослужащих;
14) временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты в целях защиты их жизни, здоровья и имущества, проведения следственных и розыскных действий;
15) запрещать эксплуатацию воздушных, морских, речных, автомобильных и других транспортных средств (в том числе боевых и специальных), принадлежащих воинским частям и подразделениям Вооруженных Сил (в дальнейшем воинские транспортные средства), техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям, останавливать воинские транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на воинское транспортное средство и перевозимый груз, осуществлять осмотр этих транспортных средств и грузов, производить досмотр воинских и других транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях, отстранять от управления водителей всех транспортных средств, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеют документов на право управления или пользования транспортным средством с последующей передачей материалов в органы государственной автомобильной инспекции;
16) беспрепятственно, как правило с участием специалистов, осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других видов оружия массового уничтожения, проверять санитарно – эпидемиологическое и противопожарное состояние объектов Вооруженных Сил, а также состояние объектов, представляющих повышенную опасность для окружающих (аэродромы, порты, склады вооружения, стрельбища), и других объектов, работа которых и на которых связана с риском для жизни и здоровья военнослужащих и других граждан; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные предписания воинским должностным лицам и гражданам об устранении этих нарушений и запрещать деятельность соответствующих объектов и производств;
17) использовать транспортные средства Вооруженных Сил, других предприятий, учреждений, общественных организаций или граждан для проезда к месту происшествия, стихийного бедствия, при преследовании лиц, совершивших преступления, с отстранением при необходимости, водителей от управления этими средствами;
18) беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими Вооруженным Силам, а также предприятиям, учреждениям, заведениям всех форм собственности, общественным организациям и гражданам;
19) безвозмездно получать от юридических и физических лиц необходимую служебную информацию и использовать возможности средств массовой информации для установления обстоятельств преступления, лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывающихся от дознания, следствия и суда, а также лиц, без вести пропавших;
20) привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству, объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его, поощрять граждан, оказавших помощь военной полиции в выполнении возложенных на нее обязанностей.

Статья 23. Обязанности военной полиции

В соответствии с возложенными на нее задачами военная полиция обязана:
1) предотвращать и пресекать правонарушения, выявлять причины, способствующие их совершению и, в пределах своих прав, принимать меры к устранению этих обстоятельств;
2) выявлять и раскрывать преступления, возбуждать и расследовать в объеме своих полномочий уголовные дела;
3) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать предупредительные меры, предусмотренные действующим законодательством;
4) вести государственный учет преступлений, совершенных военнослужащими, а также гражданским персоналом Вооруженных Сил в рабочее время, либо на территории воинских частей и учреждений;
5) обеспечивать правопорядок на территории воинских частей и военных городков, а также населенных пунктов по месту их дислокации;
6) оказывать помощь гражданам, пострадавшим от правонарушений и происшествий, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
7) принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра;
8) разыскивать военнослужащих и приданных на сборы военнообязанных, совершивших правонарушения и скрывающихся от правоохранительных органов, а также без вести пропавших;
9) осуществлять розыск утраченного оружия, боеприпасов и других предметов военного назначения представляющих повышенную опасность для окружающих;
10) исполнять в пределах своей компетенции определения военных судов и постановления военных судей, письменные поручения военных прокуроров и следователей по вопросам, связанным с расследованием уголовных дел и проведением проверок, оказывать им содействие в проведении следственных действий и проверок;
11) охранять и конвоировать задержанных и лиц, заключенных под стражу;
12) осуществлять привод в учреждения здравоохранения военнослужащих, страдающих заболеваниями, требующими систематического медицинского наблюдения, либо стационарного лечения;
13) осуществлять охрану помещений воинских правоохранительных органов, а, при необходимости, воинских баз, аэродромов и других объектов военного назначения;
14) обеспечивать порядок во время судебных заседаний;
15) осуществлять сопровождение оборонных грузов и военных транспортов государственной важности;
16) осуществлять экскортирование и охрану должностных лиц, имеющих соответствующие права;
17) осуществлять патрулирование и несение постовой службы;
18) принимать предусмотренные законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других участников процесса, а также членов их семей и близких, если здоровье, жизнь или имущество данных лиц находятся в опасности.

Статья 24. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Военная полиция вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом.
Сотрудники военной полиции обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник военной полиции обязан:
предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в их применении создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан, или может повлечь иные тяжкие последствия, или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;
стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого сопротивления, к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;
обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомить в возможно более короткий срок их родственников;
уведомить военного прокурора о всех случаях смерти или ранения.
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой установленную законом ответственность.

Статья 25. Применение физической силы

Сотрудники военной полиции вправе применить физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на них обязанностей.

Статья 26. Применение специальных средств и огнестрельного оружия

Сотрудники военной полиции вправе применять имеющиеся на вооружении специальные средства и огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты от нападения на граждан и сотрудников военной полиции, а также для пресечения попыток завладения их оружием;
2) для пресечения оказываемого сотруднику военной полиции сопротивления;
3) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а равно в отношении которого имеются все основания полагать, что оно намерено оказать вооруженное сопротивление;
4) для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, служебные помещения воинских частей или других государственных учреждений;
5) для пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц;
6) для доставления задержанных лиц в правоохранительные органы, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег, либо причинить вред окружающим или себе или оказывают противодействие сотруднику военной полиции;
7) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника военной полиции остановиться;
8) для выявления лиц, совершивших преступления.
Кроме того, сотрудники военной полиции имеют право на применение огнестрельного оружия:
– для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться, несмотря на требование сотрудника военной полиции;
– для защиты граждан от угрозы нападения опасных животных;
– для предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
В качестве специальных средств сотрудниками военной полиции могут применяться:
резиновые палки и слезоточивый газ, а также светозвуковые средства отвлекающего воздействия и служебные собаки – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 6 настоящей статьи;
наручники – в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5, 6 настоящей статьи;
средства принудительной остановки транспорта – в случаях, предусмотренных пунктами 3 – 5 и 7 настоящей статьи.
Запрещается применять огнестрельное оружие и специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного, группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.
В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник военной полиции при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.
О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник военной полиции в течение суток с момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа военной полиции по месту своей службы или по месту его применения.
Перечень специальных средств, огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, находящихся на вооружении военной полиции, утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 27. Осуществление органами военной полиции оперативно – розыскной деятельности

Органы военной полиции осуществляют оперативно – розыскную деятельность на основаниях и в порядке, установленном Законом Российской Федерации “Об оперативно – розыскной деятельности в Российской Федерации”.

Статья 28. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника военной полиции

Сотрудник военной полиции вправе привести оружие в готовность к применению, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные статьями 23, 25 настоящего Закона условия и основания для его применения.
Попытки лица, задерживаемого сотрудником военной полиции с изготовленным к применению огнестрельным оружием, приблизиться к нему или не подчиниться его обусловленным ситуацией законным требованиям, предоставляют сотруднику военной полиции право применить огнестрельное оружие в соответствии со статьей 25 настоящего Закона.

Глава 4. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ

Статья 29. Обязательность проведения предварительного расследования

Установление обстоятельств гибели или насильственной смерти военнослужащих, а также причинения им тяжких или менее тяжких телесных повреждений производится только в процессе предварительного следствия.
По уголовным делам о преступлениях, последствиями которых явились смерть или причинение потерпевшему телесных повреждений, впредь до принятия федерального закона “Об ответственности за вред, причиненный повреждением здоровья или лишением жизни потерпевшего” органы военной обеспечивают предъявление от имени государства регрессного иска к виновному в размере выплаченной государством суммы страхового и единовременного пособия потерпевшему, либо членам его семьи.

Статья 30. Проведение проверок органами военной полиции

Органы военной полиции в целях предупреждения правонарушений и их выявления, а также осуществления контроля за состоянием законности и правопорядка осуществляют как самостоятельно, так и по поручению Президента Российской Федерации или палат Федерального Собрания Российской Федерации проверки исполнения в Вооруженных Силах и других российских войсках законодательства Российской Федерации, нормативно – правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также не противоречащего федеральному законодательства субъектов Российской Федерации.
Проверки органами военной полиции осуществляются, как правило, с участием специалистов необходимой квалификации, в плановом порядке, либо на основании полученной информации о правонарушениях.

Статья 31. Обязательность проведения проверок

В обязательном порядке органами военной полиции проводятся в войсках проверки по вопросам предупреждения травматизма и несчастных случаев с людьми, состояния боеготовности, а также обеспечения личного состава положенными видами довольствия.

Статья 32. Право сотрудников военной полиции на беспрепятственное посещение объектов Вооруженных Сил

Сотрудники военной полиции вправе беспрепятственно посещать территории находящихся в районе их ответственности воинских частей и военных объектов, включая особо режимные, в любое время и без предварительного уведомления командования.
Отказ в пропуске на территорию воинской части или военного объекта сотрудника военной полиции, а равно задержка такого посещения на срок, свыше необходимо для изучения предъявленного служебного удостоверения, рассматривается как воспрепятствование законной деятельности этих органов и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законодательством.

Статья 33. Недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника военной полиции

При выполнении возложенных на него обязанностей сотрудник военной полиции подчиняется только непосредственному и прямым начальникам.
При получении противоправного приказа или указаний, сотрудник военной полиции обязан руководствоваться законом.

Статья 34. Обязательность исполнения законных требований сотрудника военной полиции

Требования сотрудников Федеральной службы военной полиции, предъявляемые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения военнослужащими, должностными лицами Вооруженных Сил и других российских войск, а также другими гражданами.
Невыполнение законных требований сотрудника военной полиции и действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке.
Сотрудники военной полиции не несут ответственности за физический, материальный и моральный вред, причиненный правонарушителю применением в соответствии с действующим законодательством физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Требования органа военной полиции об устранении выявленных в ходе предварительного следствия либо проверки нарушений законодательства, а также о принятии мер по предупреждению правонарушений и привлечению к ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности виновных лиц, обязательны для исполнения в десятидневный срок, о чем сообщается инициатору требования.
Правомочное командование Вооруженных Сил обязано учитывать мнение соответствующего руководителя органа военной полиции при назначении должностного лица на должность от командира воинской части и выше.

Статья 35. Меры реагирования, осуществляемые органами военной полиции

В целях реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий и обеспечения исполнения возложенных на них обязанностей органам военной полиции для устранения выявленных нарушений законодательства предоставляется право вносить правомочным должностным лицам представления, а также выносить постановления о возбуждении дисциплинарного либо административного производства в отношении лица, совершившего дисциплинарный проступок либо административное правонарушение, предостережения о недопустимости неправомерного поведения и предписания об устранении нарушения законодательства.
Право применения предусмотренных частью 1 настоящей статьи мер реагирования, имеют в соответствии со своей компетенцией руководители соответствующих органов военной полиции и их заместители, а также уполномоченные на это должностные лица вышестоящих органов военной полиции в пределах правомочий подчиненного органа.
Право применения предостережений о недопустимости неправомерного поведения и предписания об устранении нарушений законодательства в пределах своей компетенции имеют также главные инспектора, старшие инспектора и инспектора всех органов военной полиции, военной полиции.

Глава 5. ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ

Статья 36. Комплектование органов военной полиции

Комплектование органов военной полиции производится на контрактной основе.
Особенности комплектования органов военной полиции в переходный период регламентируются настоящим Законом.
Количественный состав органов военной полиции определяется Президентом Российской Федерации пропорционально численности войск, в которых они осуществляют свою деятельность, из расчета не менее одного сотрудника на сто военнослужащих.
Численность центрального аппарата (Департамента) Федеральной службы военной полиции не должна превышать пяти процентов от общей штатной численности органов военной полиции.

Статья 37. Сотрудник военной полиции

Сотрудником военной полиции является лицо, поступившее на военную службу в органы Федеральной службы военной полиции, назначенное на соответствующую должность, которому присвоено специальное воинское звание военнослужащего Федеральной службы военной полиции.
Для подтверждения полномочий сотрудникам Федеральной службы военной полиции выдаются служебные удостоверения и нагрудные знаки установленного образца.
Сотрудники Федеральной службы военной полиции имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств после прохождения соответствующей подготовки, о чем делается запись в подтверждающих их личность документах.
Сотрудники Федеральной службы военной полиции имеют специальные знаки различия и единую форму служебной одежды, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 38. Требования, предъявляемые к лицам назначаемым на должности в органы Федеральной службы военной полиции

Сотрудником Федеральной службы военной полиции может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование (для офицеров оперативных структур – высшее образование), обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами и способный по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
При назначении на первичные должности в органы Федеральной службы военной полиции правомочным лицом может устанавливаться срок стажировки продолжительностью до одного года. В этот период данное лицо считается проходящим службу (работающим) в органах военной полиции в качестве стажера в соответствующей должности.
При неудовлетворительной оценке деятельности стажера контракт (трудовой договор) о прохождении им военной службы (работе) в органах военной полиции не заключается.

Статья 39. Правовое положение сотрудников органов Федеральной службы военной полиции

Лица, в установленном порядке поступившие или призванные на военную службу в органы Федеральной службы военной полиции, являются военнослужащими. На них распространяются все права и льготы, предусмотренные действующим законодательством для данной категории граждан.

Статья 40. Особенности прохождения военной службы сотрудниками Федеральной службы военной полиции

Призыв и поступление граждан на военную службу в органы военной полиции, их увольнение в запас и в отставку, производятся по представлениям руководителей этих органов в порядке, определяемом Законом Российской Федерации “О воинской обязанности и военной службе”.
Общие правила и порядок прохождения военной службы личным составом органов Федеральной службы военной полиции определяются Федеральным законом Российской Федерации “О воинской обязанности и военной службе”, другими законодательными и нормативно – правовыми актами Российской Федерации.
Особенности прохождения военной службы личным составом действующих в войсках органов военной полиции определяются настоящим Федеральным законом.
При переводе сотрудника органов военной полиции для дальнейшего прохождения службы в органы прокуратуры, государственной безопасности и внутренних дел, а равно при переводе сотрудника указанных структур, а в переходный период также военнослужащих Министерства обороны и других органов федеральной государственной власти, имеющих воинские формирования, для дальнейшего прохождения службы в органы военной полиции, стаж их предыдущей службы засчитывается в стаж службы в указанных органах.

Статья 41. Кадровый состав органов военной полиции

Pages: 1 2

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.