Регламент Национального собрания Франции

РЕГЛАМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
(Принят 3 июня 1959 г.)
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОБРАНИЯ
ГЛАВА I. БЮРО СТАРЕЙШИН
Статья 1. 1. Старейший по возрасту депутат Национального собрания председательствует на первом заседании легислатуры до избрания Председателя.
2. Шесть самых молодых присутствующих депутатов выполняют функции секретарей до избрания бюро Собрания.
3. Пока председательствует старейший по возрасту депутат, дебаты не проводятся.
ГЛАВА II. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ДЕПУТАТСКИХ ПОЛНОМОЧИЙ.
АННУЛИРОВАНИЕ. ВАКАНТНЫЕ МЕСТА
Статья 2. При открытии первого заседания легислатуры старейший по возрасту депутат сообщает Национальному собранию фамилии избранных лиц, переданные ему правительством. Он дает распоряжение о немедленной публикации фамилий избранных и полного отчета о заседании.
Статья 3. Сообщение об оспаривании результатов выборов и о решениях Конституционного Совета, отклонивших эти жалобы, делается старейшим по возрасту депутатом или Председателем Собрания согласно статье 2 в начале первого заседания, следующего за получением сообщения об этих решениях.
Статья 4. 1. Сообщение о решениях Конституционного Совета, влекущих либо изменение объявленного результата выборов, когда депутатский мандат передается на законных основаниях другому кандидату, либо аннулирование всех результатов оспоренных выборов, делается в начале первого заседания, следующего за получением соответствующего извещения, и включает в себя указание тех избирательных округов и фамилий лиц, чье избрание было признано недействительным.
2. При объявлении избранным другого кандидата, его фамилия сообщается Собранию немедленно по получении решения Конституционного Совета.
3. Если решение Конституционного Совета об аннулировании выборов сообщено Председателю Собрания в период между сессиями, то Председатель констатирует это путем публикации извещения в Официальном вестнике и затем информирует Собрание на первом заседании следующей сессии.
4. Такие же правила применяются при утрате права быть депутатом или при обязательной отставке, подтвержденной Конституционным Советом.
Статья 5. В случае аннулирования выборов, инициатива, исходившая от депутата, чье избрание признано недействительным, рассматривается как утратившая силу, если только она не была поддержана депутатом Национального собрания в течение восьми полных дней с момента сообщения Национальному собранию об аннулировании избрания или публикации извещения, предусмотренного абзацем 3 статьи 4 настоящего Регламента.
Статья 6. 1. Депутат может сложить с себя полномочия по истечении десятидневного срока, предусмотренного для оспаривания результатов выборов, если это не было, а если избрание было обжаловано, то после получения решения Конституционного Совета об отклонении жалобы.
2. Заявление об отставке направляется Председателю, который сообщает об этом Собранию на ближайшем заседании и уведомляет об этом правительство.
Статья 7. 1. О вакансиях, открывшихся по основаниям, перечисленным в статье L.О.176 Избирательного кодекса, Председатель информирует Собрание. О фамилиях депутатов, чьи места стали вакантными, он уведомляет правительство, и просит его сообщить фамилии избранных на вакантные места.
2. Фамилии вновь избранных депутатов сообщаются в Национальном собрании при открытии первого заседания, следующего за получением соответствующего уведомления правительства.
3. Таким же образом объявляются фамилии депутатов, избранных в результате частичных выборов.
4. В период между сессиями до момента объявления вновь избранных в порядке, предусмотренном предыдущим абзацем, Председатель констатирует получение сообщения о фамилиях вновь избранных депутатов согласно абзацу 3 статьи 4.
ГЛАВА III. БЮРО НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ: СОСТАВ, ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ
Статья 8. Бюро Национального собрания состоит из:
 одного председателя,
 шести вице-председателей,
 трех квесторов,
 двенадцати секретарей.
Статья 9. 1. На первом заседании легислатуры сразу же после сообщений, предусмотренных статьями 2 и 3 настоящего Регламента, старейший по возрасту депутат предлагает Национальному собранию избрать своего Председателя.
2. Председатель Национального собрания избирается тайным голосованием на трибуне. Если в первых двух турах выборов никто не получит абсолютного большинства поданных голосов, то в третьем туре для избрания достаточно относительное большинство, а в случае равенства голосов – считается избранным старший по возрасту кандидат.
3. Счетчики голосов, назначаемые посредством жеребьевки, определяют результаты выборов, которые объявляются старейшим по возрасту депутатом.
4. Старейший по возрасту депутат приглашает Председателя немедленно занять свое место.
Статья 10. 1. Другие члены бюро избираются в начале каждой легислатуры на заседании, следующем за выборами Председателя; они переизбираются ежегодно на заседании, открывающем вторую очередную сессию. Председателю помогают шесть самых молодых членов Собрания, выполняющих функции секретарей.
2. Выборы вице-председателей, квесторов и секретарей проводятся таким образом, чтобы бюро отражало политический состав Собрания.
3. Список кандидатов на различные должности в бюро представляется в том виде, как это определит совместное собрание председателей фракций.
4. Кандидатуры должны быть представлены в генеральный секретариат Собрания не позднее чем за полчаса до того, как будет проводиться назначение или начинаться каждый тур голосования.
5. Если число кандидатов на должности в бюро не превышает числа замещаемых мест, то применяются правила абзаца 2 статьи 26.
6. В ином случае или если отсутствует список, указанный в абзаце 3, назначение проводится отдельно по каждой должности путем голосования нескольких кандидатур по мажоритарной системе.
7. Бюллетени, предоставляемые в распоряжение депутатов в каждом туре голосования, не могут содержать фамилий больше, чем замещаемых постов.
8. Действительными являются поданные в конвертах бюллетени, в которых указано не больше фамилий, чем замещаемых постов.
9. В первом и во втором турах голосования избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное большинство, и среди них те, за кого подано больше голосов.
10. Если число кандидатов, получивших абсолютное большинство и равное число голосов, превышает число замещаемых постов, проводится новое голосование. В третьем туре достаточно получить относительное большинство голосов. При равенстве голосов избранным считается старший по возрасту кандидат.
11. Счетчики голосов, назначаемые жеребьевкой, определяют результаты выборов, которые объявляются Председателем.
12. При открытии вакансий замещение постов проводится при соблюдении указанной процедуры.
Статья 11. 1. В отсутствие Председателя Собрания его замещает вице-председатель. Порядок замещения определяет бюро.
2. Если вице-председатели и квесторы избраны путем голосования, то их старшинство определяется днем и туром выборов, в которые они были избраны; если они были избраны в одном и том же туре, – то числом полученных ими голосов. При равенстве голосов в одном и том же туре старшинство принадлежит старшему по возрасту.
3. Если избрание проведено согласно процедуре, установленной абзацем 2 статьи 26, то распределение постов вице-председателей и квесторов определяется местом кандидата в списке, представленном председателями фракций.
Статья 12. После избрания бюро Председатель Собрания извещает о его составе Президента Республики, Премьер-министра и Председателя Сената.
ГЛАВА IV. БЮРО НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ: ПОЛНОМОЧИЯ
Статья 13. 1. Бюро обладает всеми полномочиями, необходимыми для руководства дебатами в Собрании, организации и управления всеми службами согласно настоящему Регламенту.
2. Собрание в силу статьи 7 Ордонанса № 58–1100 от 17 ноября 1958 г. обладает финансовой автономией.
3. Деятельность финансовых и административных служб возложена на квесторов, действующих под высоким руководством бюро. Ни один новый расход не может быть произведен без их предварительного заключения.
4. Председатель и квесторы имеют местожительство в Бурбонском дворце.
Статья 14. 1. Расходы Собрания устанавливаются на финансовый год. В начале легислатуры и ежегодно на втором заседании очередной сессии в апреле на основе пропорционального представительства фракций согласно процедуре, предусмотренной статьей 25, Собрание назначает специальную комиссию из пятнадцати членов, на которую возлагается обязанность проверки счетов. Комиссия представляет квесторам расчеты, касающиеся управления ими, и направляет отчет Собранию.
2. Члены бюро Собрания не могут входить в состав названной комиссии.
3. Правила бухгалтерского учета устанавливаются бюро.
Статья 15. 1. Бюро своим внутренним регламентом определяет организацию и порядок работы служб Собрания, правила применения, толкования и исполнения различными службами положений настоящего Регламента, а также статус персонала и отношения между администрацией Собрания и профессиональными организациями персонала.
2. Деятельность служб Национального собрания осуществляется персоналом, назначаемым при соблюдении условий, установленных бюро. Соответственно запрещается постоянное сотрудничество государственных служащих управленческих органов, не подчиненных Собранию, за исключением гражданского и военного персонала, направляемого правительством в распоряжение Комиссии по национальной обороне и делам вооруженных сил и Комиссии финансов, общих проблем экономики и плана.
Статья 16. Председатель обязан заботиться о внутренней и внешней безопасности Собрания. Он определяет, какие вооруженные силы необходимы для этой цели; эти силы подчиняются его приказам.
Статья 17. 1. Сообщения, исходящие от Национального собрания, делаются его Председателем.
2. Сообщения правительству направляются на имя Премьер-министра.
Статья 18. Депутации членов Собрания образуются посредством жеребьевки, проводимой квесторами; они устанавливают численный состав таких депутаций.

ГЛАВА V. ФРАКЦИИ
Статья 19. 1. Депутаты могут образовывать фракции по своим политическим приверженностям; фракция не может состоять менее чем из 30 депутатов, не считая присоединившихся депутатов на основании условий, предусмотренных в нижеследующем абзаце 4.
2. При своем образовании фракции представляют в канцелярию Председателя политическую декларацию, подписанную членами фракции, с приложением списка членов, присоединившихся депутатов и с указанием фамилии председателя фракции. Эти документы публикуются в Официальном вестнике.
3. Депутат может быть членом только одной фракции.
4. Депутаты, которые не принадлежат к фракциям, могут присоединиться к какой-либо из них по своему выбору с согласия бюро этой фракции. Такие депутаты учитываются при распределении мест, предоставляемых фракциям в Комиссиях на основании статей 33 и 37 настоящего Регламента.
Статья 20. Фракции, образованные согласно положениям предыдущей статьи, могут проводить свою внутреннюю работу с помощью административного секретариата, порядок комплектования и оплаты которого устанавливают фракции; статус и условия материального обеспечения таких секретариатов и положения о доступе и о передвижении персонала этих секретариатов в Бурбонском дворце устанавливаются бюро Собрания на основании предложений квесторов и председателей фракций.
Статья 21. Изменения в составе фракций сообщаются Председателю Собрания путем подачи заявления, подписанного или соответствующим депутатом, если речь идет о его выходе, или председателем фракции, если речь идет об исключении депутата из фракции, или депутатом и председателем фракции, если речь идет о вступлении во фракцию либо о присоединении к ней. Сведения о внесенных изменениях публикуются в Официальном вестнике.
Статья 22. После образования фракций Председатель Собрания совместно с их представителями проводит разделение зала заседаний на столько секторов, сколько имеется фракций, и определяет места в зале для депутатов, не входящих во фракции.
Статья 23. 1. В порядке, установленном статьей 19, не могут быть образованы фракции, защищающие частные, местные или профессиональные интересы.
2. Запрещается также образование в составе Национального собрания и деятельность в пределах Бурбонского дворца постоянных группировок, как бы они ни назывались, имеющих целью защиту названных интересов и влекущих для их членов принятие императивного мандата.
3. Депутатам запрещается под угрозой дисциплинарных наказаний, предусмотренных в главе XIV настоящего раздела, присоединяться к какой-либо ассоциации или группировке, защищающих частные, местные или профессиональные интересы, или принимать обязательства в отношении своей парламентской деятельности, поскольку такое присоединение или принятие ведет к наличию императивного мандата.
ГЛАВА VI. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ: ОБЩИЕ УСЛОВИЯ
Статья 24. Когда на основании конституционных, законодательных или регламентарных положений Собрание должно выступить в качестве избирательного органа по выборам какого-либо другого представительного учреждения, какой-либо комиссии, органа или членов какого-либо органа, то применяются правила, предусмотренные в настоящей главе, за исключением случаев, когда в учредительных актах предусмотрены иные положения и особые правила.
Статья 25. 1. Если согласно учредительному акту назначение производится на основе пропорционального представительства фракций, Председатель Собрания определяет срок, в течение которого председатели фракций представляют ему фамилии предлагаемых кандидатов.
2. По истечении этого срока кандидатуры, представленные Председателю Собрания, указываются в афише и публикуются в Официальном вестнике. Назначение считается состоявшимся сразу же после указанного опубликования; о назначении сообщается Собранию на ближайшем его заседании.
Статья 26. 1. В иных, чем указано в статье 25, случаях Председатель информирует Собрание о назначениях, которые оно должно произвести, и устанавливает срок для представления кандидатур.
2. Если по истечении этого срока число кандидатов не будет превышать числа замещаемых мест и если учредительный акт не оговаривает проведение голосования, то применяются положения абзаца 2 статьи 25.
3. Если число кандидатов превышает число замещаемых мест или учредительный акт предусматривает голосование, то в день, назначенный совещанием председателей, Собрание производит назначение путем выборов, которые, в зависимости от обстоятельств, могут быть либо униноминальными либо плюриноминальными, а голосование может проводиться либо на трибуне, либо в залах, соседних с залом заседания Собрания.
4. Бюллетени, содержащие фамилии или списки кандидатов, обеспечиваются службой Председателя Собрания.
5. Действительными являются бюллетени, поданные в конвертах и не содержащие фамилий больше, чем должно быть назначено членов.
6. Абсолютное большинство требуется в первых двух турах голосования; в третьем туре достаточно относительное большинство; при равенстве голосов считается назначенным старший по возрасту кандидат.
7. Когда проводится второй или третий туры голосования, то бюллетени содержат фамилии тех кандидатов, кто оставлен или выдвинут в срок, установленный Председателем Собрания.
8. Если учредительный акт не уточняет условий назначения лиц Собранием или представления кандидатов, поименно назначаемых комиссиями, то Председатель Собрания предлагает поручить представить кандидатуры одной или нескольким постоянным комиссиям.
9. Возражение на это предложение Председателя может быть сделано в течение одного полного дня председателем фракции, председателем постоянной комиссии или не менее чем тридцатью депутатами, список которых ne varietur и публикуется в Официальном вестнике. Собрание выносит решение по этому возражению в день, установленный Совещанием председателей.
10. При отсутствии возражений или после вынесения решения Собранием назначение производится в соответствии с положениями абзацев 1-7 настоящей статьи.
Статья 27. 1. Если учредительный акт предусматривает, что назначение производится какой-либо комиссией Собрания, то Председатель Собрания, запрошенный заинтересованным органом, передает просьбу в полномочную комиссию.
2. Фамилии назначенных депутатов доводятся до сведения заинтересованного органа через Председателя Собрания.
Статья 28. Представители Национального собрания, находящиеся в составе органов, указанных в статье 24, не менее чем раз в год представляют в полномочную комиссию письменный доклад о своей деятельности. Этот информационный доклад отпечатывается и распространяется.
ГЛАВА VII. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ:
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА В ОТНОШЕНИИ ЕВРОПЕЙСКИХ АССАМБЛЕЙ
Статья 29. 1. Представители Национального собрания в парламентской ассамблее Европейских сообществ и в Консультативной ассамблее Европейского совета назначаются в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 26. Для избрания членов и заместителей членов Консультативной ассамблеи Европейского совета применяется раздельное и последовательное голосование.
2. Представители Национального собрания совместно представляют в Комиссию по иностранным делам ежегодный письменный доклад о деятельности Европейской ассамблеи, членами которой они являются. Этот информационный доклад отпечатывается и распространяется.
ГЛАВА VIII. СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМИССИИ: СОСТАВ И ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ
Статья 30. 1. Специальные комиссии для рассмотрения законопроектов и законодательных предложений, предусмотренные статьей 43 Конституции, образуются по инициативе либо правительства, либо Собрания.
2. Специальная комиссия, образуемая по требованию правительства, становится таковой по праву. Это требование должно сопровождать направление законопроектов в Национальное собрание, а в отношении законодательных предложений должно быть сформулировано в течение двух полных дней, следующих за распространением текстов последних.
Статья 31. 1. Собрание может принять решение об образовании специальной комиссии по предложению либо председателя постоянной комиссии, либо председателя фракции, либо не менее чем 30 депутатов, список которых ne varietur и публикуется в Официальном вестнике вслед за полным отчетом о заседании. Такое предложение должно быть представлено в течение двух полных дней, следующих за распространением текста законопроекта или законодательного предложения. Если правительство заявляет о неотложности, этот срок сокращается до одного полного дня.
2. Предложение о создании специальной комиссии немедленно объявляется в афише и сообщается правительству, председателям фракций и постоянных комиссий.
3. Оно считается принятым, если до второго заседания, следующего за объявлением в афише, Председатель Собрания не получит возражения со стороны правительства, председателя какой-либо постоянной комиссии или председателя какой-либо фракции.
4. Если возражение было сделано с соблюдением условий, указанных в предыдущем абзаце, то обсуждение вопроса в обязательном порядке включается в повестку первого дня заседания, следующего за сообщением о возражении, сделанном в Собрании. В ходе обсуждения могут выступать в рамках пятиминутного регламента только представитель правительства, автор возражения, автор предложения или первый его подписавший и председатели заинтересованных постоянных комиссий.
Статья 32. За исключением случаев, когда речь идет о финансовых законопроектах, проектах законов о направлениях экономического и социального развития и планирования, а также о договоре или соглашении, указанных в статье 128 настоящего Регламента, или когда Собрание уже отказало в образовании какой-либо специальной комиссии, во всех иных случаях создание комиссии по инициативе Собрания является таковым по праву, при условии, что соответствующее предложение было внесено одним или несколькими председателями фракций, общая численность которых составляет абсолютное большинство Собрания, и в сроки, предусмотренные абзацем 1 статьи 31.
Статья 33. 1. Специальные комиссии состоят из 31 члена, назначаемых на основе пропорционального представительства фракций в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 34. Специальные комиссии не могут включать более 15 членов, состоящих в момент их образования в какой-либо из постоянных комиссий.
2. Специальные комиссии могут включать не более двух членов из числа депутатов, не состоящих в какой-либо фракции.
Статья 34. 1. Если согласно статьям 30-32 настоящего Регламента имеются основания для создания специальной комиссии, то Председатель Собрания объявляет об этом в афише и уведомляет председателей фракций о требовании правительства или о решении Собрания, предлагающих создать такую комиссию, указав при этом название законопроекта или законодательного предложения, по поводу которого учреждается комиссия.
2. Председатель Собрания устанавливает председателям фракций срок для представления ему фамилий предлагаемых ими кандидатов. Этот срок не может превышать двух полных дней в период сессии и пяти дней – в период между сессиями.
3. Фамилии членов комиссии, предложенные председателями фракций, объявляются в афише и публикуются в Официальном вестнике. Назначение вступает в силу сразу вслед за указанным опубликованием.
4. Депутат, выбывший из фракции, в которую он входил при назначении в состав специальной комиссии, автоматически перестает быть членом этой комиссии.
5. Если по какой-либо причине во время сессии или в период между сессиями происходит замещение представителей фракции в составе специальной комиссии, то фамилии заместителей от соответствующей фракции объявляются в афише и публикуются в Официальном вестнике. Замещение вступает в силу, как только об этом будет сделана публикация.
Статья 35. Каждая специальная комиссия полномочна до тех пор, пока по законопроекту или законодательному предложению, вызвавших ее создание, не будет принято окончательного решения.
ГЛАВА IX. ПОСТОЯННЫЕ КОМИССИИ: СОСТАВ И ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ
Статья 36. 1. Национальное собрание на публичном заседании образует шесть постоянных комиссий.
2. Названия этих комиссий и их компетенция следующие:
1. Комиссия по делам культуры, семьи и социальным проблемам: преподавание и исследования; профессиональное обучение, социальное развитие; молодежь и спорт; деятельность в области культуры; информация; труд и занятость; здравоохранение, семья, население; социальное обеспечение и помощь; гражданские, военные пенсии, выход в отставку и нетрудоспособность.
2. Комиссия по иностранным делам: международные отношения; внешняя политика, сотрудничество, международные договоры и соглашения.
3. Комиссия по делам национальной обороны и вооруженных сил: общие проблемы организации обороны; политика сотрудничества и помощи в военной области; долгосрочные планы развития армии; авиационная, космическая промышленность и производство вооружений; военные учреждения и арсеналы; военное имущество; национальная служба и законы о комплектовании армии; гражданский и военный персонал вооруженных сил; жандармерия и военная юстиция.
4. Комиссия финансов, общих проблем экономики и плана: доходы и расходы государства; исполнение бюджета; деньги и кредит; внутренняя и внешняя финансовая деятельность; финансовый контроль за государственными предприятиями; государственное имущество.
5. Комиссия конституционных законов, законодательства и общего управления Республикой: конституционные, органические и избирательные законы; регламентарные акты; судебная организация; гражданское, административное и уголовное законодательство; петиции; общее управление территориями Республики и местными коллективами.
6. Комиссия производства и обмена: сельское хозяйство и рыболовство; энергия и промышленность; технические исследования; потребление; внутренняя и внешняя торговля; таможни; средства связи и туризм; развитие территории и урбанизм, снабжение и общественные работы, жилище и строительство.
Максимальный состав Комиссий равен для:
1. Комиссии по делам культуры, семьи и социальным проблемам и для Комиссии производства и обмена, соответственно, – две восьмых состава Собрания;
2. Комиссии по иностранным делам, Комиссии по делам национальной обороны и вооруженных сил, Комиссии финансов, общих проблем экономики и плана и для Комиссии конституционных законов, законодательства и общего управления Республикой, соответственно, – одна восьмая часть состава Собрания.
Полученная таким образом численность комиссии округляется до ближайшего большего числа.
Статья 37. 1. Члены постоянных комиссий назначаются в начале легислатуры и ежегодно в начале очередной сессии в апреле месяце в соответствии с процедурой, установленной статьей 25.
2. Фракции, надлежащим образом образованные согласно статье 19, располагают в комиссиях количеством мест, пропорциональным их численности по отношению к числу членов, составляющих Собрание.
3. Места, оставшиеся вакантными после этого распределения, предоставляются депутатам, не входящим в какую-либо фракцию. Кандидатуры на эти места при отсутствии соглашения определяются на основе преимущественного выбора по возрастному критерию.
Статья 38. 1. Депутат может быть членом только одной постоянной комиссии.
2. Депутаты Европейских ассамблей в период деятельности этих ассамблей и их комиссий, а также депутаты – члены какой-либо специальной комиссии по их просьбе, могут быть освобождены от присутствия в постоянной комиссии, в которую они входят. В таком случае эти депутаты замещаются другим членом комиссии.
3. Депутат, выбывший из фракции, в состав которой он входил при назначении в постоянную комиссию, автоматически перестает быть членом этой комиссии.
4. Замещение вакантных мест из числа предоставленных фракций в постоянной комиссии производится согласно абзацу 5 статьи 34 настоящего Регламента.
ГЛАВА X. РАБОТА КОМИССИЙ
Статья 39. 1. После своего образования комиссии созываются Председателем Национального собрания для формирования бюро, а когда речь идет о специальных комиссиях – для назначения докладчиков.
2. Бюро постоянной комиссии включает, помимо председателя, одного вице-председателя и одного секретаря на каждые тридцать членов этой комиссии с учетом ее общей численности. Комиссия финансов, общих проблем экономики и плана назначает одного генерального докладчика. Однако число вице-председателей и секретарей не может быть меньше трех.
3. Бюро других комиссий включает: одного председателя, двух вице-председателей и двух секретарей.
4. Бюро комиссий избирается тайным голосованием по должностным категориям.
5. Если в первых двух турах не получено абсолютного большинства голосов, то в третьем туре достаточно относительное большинство; а в случае равенства голосов избранным считается старший по возрасту кандидат.
6. Между вице-председателями не существует какого-либо старшинства. Порядок замещения устанавливается председателем комиссии.
7. Выполнение обязанностей председателя специальной комиссии несовместимо с выполнением таких же обязанностей в постоянной комиссии.
Статья 40. 1. Комиссии созываются по просьбе Председателя Национального собрания, когда этого требует правительство.
2. В период сессии комиссии созываются также их председателями.
3. В период между сессиями комиссии могут созываться либо Председателем Собрания, либо председателями комиссий с согласия бюро комиссии. Однако заседание отменяется или переносится, если не менее чем за сорок восемь часов до заседания того потребует более половины членов комиссии.
4. В период сессии о созыве комиссии должно быть объявлено не менее чем за сорок восемь часов до начала ее работы; в порядке исключения этот срок может быть сокращен, если того требует повестка дня Собрания. Срок в сорок восемь часов увеличивается до одной недели в период между сессиями. При созыве должна быть определена повестка дня.
5. При соблюдении Конституции, органических законов и настоящего Регламента каждая комиссия сама определяет порядок своей работы.
Статья 41. 1. В период сессий для работы постоянных комиссий отводится раз в неделю одно утро. Это время отводится согласно абзацу 3 статьи 50.
2. Если в это время проходит заседание всего Собрания, то комиссии могут собираться только для обсуждения вопросов, направленных Собранием для срочного рассмотрения или для обсуждения вопросов повестки дня Собрания.
3. Назначение докладчиков проводится комиссией только во время утреннего заседания, отведенного для работы комиссий, кроме случаев, когда такое назначение связано с повесткой дня Собрания или когда правительство потребовало применения срочной процедуры.
Статья 42. 1. Присутствие членов комиссий на заседаниях обязательно.
2. Фамилии присутствующих членов, а также членов, отсутствовавших по уважительным причинам либо по основаниям, указанным в Ордонансе № 58–1066 от 7 ноября 1958 г., либо вследствие непреодолимых препятствий, а также фамилии тех членов, которые замещены на законном основании, публикуются в Официальном вестнике на следующий день после каждого заседания комиссии. В таком сообщении упоминается также о переносе голосования из-за отсутствия кворума.
3. О члене комиссии, пропустившем более трети ее заседаний в период одной и той же очередной сессии без уважительных причин, указанных в предыдущем абзаце, и без его замещения согласно статье 38 Регламента, бюро комиссии информирует Председателя Собрания, который констатирует отставку этого члена. Последний замещается и не может в течение года входить в состав другой комиссии. Его депутатское вознаграждение сокращается на одну треть до открытия следующей очередной сессии.
Статья 43. В период между сессиями кворум, то есть присутствие большинства членов, является необходимым для проведения заседаний постоянных комиссий, за исключением случая, когда они проводятся по требованию правительства.
Статья 44. 1. Если того требует третья часть присутствующих членов, кворум во всех случаях необходим для действительности голосования.
2. Если голосование не может состояться из-за отсутствия кворума, то голосование проводится на следующем заседании, которое не может состояться ранее, чем через три часа, и признается действительным, независимо от числа присутствующих членов.
3. Голосование в комиссии проводится поднятием руки или бюллетенями.
4. Голосование бюллетенями проводится по праву, если того требует не менее чем десятая часть членов комиссии, или один член комиссии, когда рассматривается вопрос о персональном назначении.
5. При соблюдении положений статьи 38 Регламента члены комиссии могут делегировать свое право голоса только другому члену этой же комиссии и лишь в случаях и при соблюдении условий, предусмотренных Ордонансом № 58–1066 от 7 ноября 1958 г. О делегировании права голоса уведомляется председатель комиссии. К таким случаям применимы положения статьи 62 настоящего Регламента.
6. Председатели комиссий не обладают правом решающего голоса. Если голоса разделились поровну, решение считается не принятым.
Статья 45. 1. Министры имеют доступ в комиссии; они должны быть выслушаны, когда того пожелают. Они не могут присутствовать при голосовании.
2. Председатель комиссии может настаивать на заслушивании члена правительства; такое требование передается Председателем Собрания Премьер-министру.
3. Комиссия может требовать через Председателя Собрания выступления докладчика экономического и социального совета, когда рассматриваются акты, по которым он давал заключения.
Статья 46. 1. О заседаниях комиссий составляется протокол. Протоколы носят конфиденциальный характер. Члены Собрания могут пользоваться, но только на месте, протоколами комиссий, а также связанными с ними документами. В конце легислатуры протоколы и документы сдаются в архивы Собрания.
2. После каждого заседания комиссии публикуется коммюнике для прессы с отчетом о работе и о голосованиях в комиссиях.
3. При условии согласия выступавших бюро комиссии может принять решение об опубликовании в Официальном вестнике или каким-либо другим способом отчета о всем слушании или о его части.
4. Еженедельно публикуется Бюллетень комиссий, в котором указываются результаты голосований, проходивших в течение недели в комиссиях, фамилии голосовавших, а также другие сведения о работе комиссий, степень освещения которых определяется бюро каждой из комиссий.
ГЛАВА XI. ПОВЕСТКА ДНЯ СОБРАНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕБАТОВ
Статья 47. В повестку дня Собрания включаются:
 законопроекты и законодательные предложения в порядке очередности, установленной с соблюдением правил статьи 89;
 устные вопросы с соблюдением правил статьи 134;
 другие дела с соблюдением правил, указанных в следующей статье.
Статья 48. 1. Вице-председатель Собрания, председатели постоянных комиссий, генеральный докладчик Комиссии финансов, общих проблем экономики и плана и председатели фракции еженедельно созываются Председателем Собрания в день и час, им установленный, для обсуждения порядка работы Собрания и внесения предложений по повестке дня в дополнение к вопросам, установленным правительством в приоритетном порядке.
2. Председатели специальных комиссий могут быть приглашены на это Совещание по их просьбе.
3. Правительство уведомляется Председателем Собрания о дне и часе проведения Совещания. Оно может направить на него представителя.
4. При открытии сессии или после сформирования правительства Совещание определяет повестку дня на две первые недели в дополнение к делам, внесенным в приоритетном порядке на основании статьи 48 Конституции. На своем следующем заседании оно определяет повестку дня на третью неделю и поступает таким же образом еженедельно.
5. В голосованиях на Совещании по внесенным предложениям председателям фракций предоставляется число голосов, равное числу членов их фракций за вычетом других членов Совещания председателей.
6. Повестка дня, установленная Совещанием, немедленно объявляется в афише и сообщается правительству и председателям фракций.
7. В начале заседания, следующего за Совещанием, Председатель представляет его предложения Собранию. Поправки не принимаются. Собрание выражает свое мнение по повестке дня в целом. Выступать могут только представители правительства и для разъяснения мотивов голосования по пять минут максимум председатели комиссий или их уполномоченные, присутствовавшие на Совещании председателей, а также по одному оратору от фракции.
8. Повестка дня, принятая Собранием, может быть в дальнейшем изменена лишь тогда – с соблюдением положений статьи 50 – когда речь идет о внесении вопроса, принимаемого в приоритетном порядке согласно статье 48 Конституции и при соблюдении условий, предусмотренных статьей 89 Регламента. В порядке исключения в повестку дня могут быть внесены изменения после нового Совещания председателей.
Статья 49.1 Совещание может определить порядок общей дискуссии по проектам, переданным в Собрание.
2. Совещание может принять решение о том, чтобы общая дискуссия проводилась согласно абзацам 2 и 3 статьи 132 Регламента.
3. В других случаях Совещание председателей устанавливает лишь общую продолжительность общей дискуссии в рамках, объявленных повесткой дня заседаний. Это время распределяется Председателем Собрания между фракциями таким образом, чтобы обеспечить каждой из них в зависимости от продолжительности дебатов одинаковое минимальное время. Депутаты, не входящие в какую-либо фракцию, располагают в пределах общей продолжительности дискуссии временем для выступлений пропорционально их численности. Оставшееся время распределяется Председателем между фракциями пропорционально их численности.
4. За исключением случаев обсуждения годичных бюджетных законов Совещание председателей может устанавливать продолжительность выступлений в пределах времени, предоставленного каждой фракции.
5. Запись для выступлений производят председатели фракций, которые сообщают Председателю Собрания, в каком порядке желательно предоставить слово ораторам, а также продолжительность их выступлений, которая не может быть менее пяти минут.
6. С учетом этих пожеланий Председатель Собрания определяет порядок выступлений. Однако по требованию председателей фракций в приоритетном порядке слово предоставляется оратору, который выступает от имени своей фракции.
ГЛАВА XII. ПРОВЕДЕНИЕ ПЛЕНАРНЫХ ЗАСЕДАНИЙ
Статья 50. 1. Публичные заседания Собрания проводятся еженедельно после полудня во вторник, среду, четверг и пятницу по предложению Совещания председателей.
2. Собрание может в любой момент приостановить действие абзаца 1.
3. Если того требует повестка дня, Совещание председателей может предложить Собранию провести другие заседания, но не в утреннее время, отводимое еженедельно для работы комиссий. Это утреннее время отводится в среду или четверг по решению Совещания председателей, принимаемому в начале сессии на всю ее продолжительность.
4. Премьер-министр имеет право требовать проведения таких заседаний Собрания.
5. Председатель заседания и председатель заинтересованной комиссии в целях своевременного обсуждения также могут предъявить требования. В последнем случае Собрание выносит решение после дебатов, в которых могут выступать только авторы инициативы, один возражающий ему оратор, правительство и председатель или докладчик комиссии, рассматривающей дело по существу.
6. При применении статей 18, 35, 36 и 49 Конституции, обсуждении финансовых законов или в период внеочередных сессий Собрание может проводить заседание в утро, отведенное для работы комиссий.
7. Заседания не могут продолжаться после полуночи, за исключением случая, когда того потребует правительство или когда Собрание по совету своего Председателя без дебатов примет такое же решение.
Статья 51. 1. По требованию Премьер-министра или десятой части членов палаты Собрание без дебатов ясно выраженным голосованием может вынести решение заседать в качестве секретного комитета. Десятая часть исчисляется исходя из числа действительных замещенных мандатов. При получении долей число округляется до ближайшей более высокой полной цифры. Подписи депутатов должны ставиться на один список. Со времени представления этого списка ни одна подпись не может быть ни отозвана, ни добавлена и процедура должна соблюдаться до принятия Собранием решения. Список подписавшихся, который ne varietur, публикуется в Официальном вестнике после полного отчета о заседании.
2. С устранением повода для заседания в качестве секретного комитета Председатель советует Собранию вернуться к публичному заседанию.
3. В последующем Собрание принимает решение о возможном опубликовании полного отчета о дебатах и в качестве секретного комитета. По требованию правительства это решение принимается, когда Собрание заседает в таком качестве.
Статья 52. 1. Председатель открывает заседание, руководит обсуждением, следит за регламентом и поддерживает порядок, в любой момент он может прервать или закрыть заседание.
2. Меры по поддержанию порядка в Собрании осуществляет Председатель от своего имени.
3. Секретари следят за составлением протокола, фиксируют голосование поднятием руки, вставанием или поименное голосование и определяют его результаты; они контролируют голосование по делегации; присутствие в бюро не менее двух из секретарей обязательно. Если этого нет или мнения секретарей разделились поровну, решение принимает Председатель.
Статья 53. До того, как перейти к повестке дня, Председатель доводит до сведения Собрания касающиеся его сообщения; Собрание может распорядиться об их опубликовании.
Статья 54. 1. Член Собрания обязан попросить и получить у Председателя слово, даже если выступающий оратор в порядке исключения разрешил этому члену его прервать. В этом случае приостановка выступления оратора не должна превышать пяти минут.
2. Депутаты, желающие выступить, должны записаться у Председателя, который определяет порядок выступлений.
3. Вне дебатов, лимитированных Регламентом, Председатель может разрешить дать разъяснение мотивов голосования из расчета по одному оратору от фракции по пять минут каждому.
4. Оратор говорит с трибуны или со своего места; Председатель может пригласить оратора подняться на трибуну.
5. Если Председатель считает, что Собрание получило достаточную информацию, он может попросить оратора закончить выступление. В равной мере в интересах обсуждения он может продлить выступление сверх предоставленного оратору времени.
6. Оратор не должен отклоняться от предмета обсуждения; в противном случае Председатель напоминает ему об этом. Если оратор не воспринимает это напоминание или говорит, не получив на то разрешения, или намерен продолжать свое выступление после того, как ему предложили его закончить, а равно, когда оратор читает свою речь, Председатель может лишить его слова. В этом случае Председатель распоряжается не включать сказанное оратором в протокол, независимо от того, будут ли применены дисциплинарные наказания, предусмотренные в главе XIV настоящего раздела, или нет.
Статья. 55. 1. Во всех дебатах с лимитом времени выступлений ораторы ни в коем случае не должны превышать время, предоставленное их фракции.
2. Если время для выступлений превышено, Председатель применяет положения абзацев 5 и 6 статьи 54.
3. Если фракция исчерпала свое время для выступлений, ее членам должно быть в них отказано.
4. Если поправка вносится или была внесена членом фракции, чье время для выступлений исчерпано, эта поправка зачитывается Председателем и ставится на голосование без обсуждения.
5. Председатель фракции, исчерпавшей свое время для выступлений, более не может требовать открытого голосования, кроме голосования в целом по какому-либо проекту или предложению.
6. Если в ходе дебатов обнаружится недостаток времени, Собрание по предложению Председателя может без обсуждения принять решение об увеличении времени для обсуждения.
Статья 56. 1. Министры, председатели и докладчики комиссий, рассматривавшие данный вопрос, получают слово, когда они его потребуют.
2. В равной мере комиссарам правительства, назначенным декретом, предоставляется слово по просьбе члена правительства, который присутствует на заседании.
3. Председатель может разрешить оратору ответить правительству или комиссии.
4. Председатели и докладчики комиссий могут предложить присутствовать во время обсуждения на публичном заседании служащему Собрания.
Статья 57. 1. Если не менее чем два оратора выступили с противоположным мнением в общей дискуссии, при обсуждении какой-либо статьи или по мотивам голосования, то либо по решению Председателя, либо по предложению члена Собрания эта стадия обсуждения может быть тотчас прекращена, за исключением случаев, когда дебаты проводятся согласно статье 49 настоящего Регламента. Однако выступление по мотивам голосования по акту в целом не может быть прекращено, пока не смогли высказаться ораторы от всех фракций.
2. Если прекратить общую дискуссию предлагает член Собрания, то слово для выступления против такого прекращения может быть предоставлено только одному оратору и длительностью не свыше пяти минут. При этом преимущественным правом выступить пользуется первый из ораторов, записанный для участия в общей дискуссии, а при его отсутствии следующий после него; при отсутствии записавшихся слово для выступления против прекращения общей дискуссии предоставляется первому запросившему его депутату.
3. Когда вопрос о прекращении ставится вне общей дискуссии, то решение Собрания об этом принимается без дебатов.
4. При голосовании о прекращении прений официальный подсчет голосов не проводится. Председатель советуется с депутатами Собрания, которые голосуют поднятием рук. Если результаты голосования не ясны Председателю, то проводится голосование путем вставания депутатов. Если у Председателя остаются сомнения, то дискуссия продолжается.
Статья 58. 1. Заявления по регламенту и порядку заседания приоритетны по отношению к рассматриваемому вопросу и приостанавливают дискуссию. Каждый депутат, потребовавший слово для такого заявления, получает его либо немедленно, либо по окончании выступления оратора, находившегося на трибуне.
2. Если заявление депутата не имеет отношения к регламенту или порядку заседания либо ставит под вопрос установленную повестку дня, Председатель лишает такого депутата слова.
3. Приостановление заседания происходит по решению Собрания, а также по требованию правительства, председателем или докладчиком комиссии, изучавшей вопрос по существу, лично либо по решению фракции – председателем фракции или его уполномоченным, о фамилии которого Председатель предварительно уведомляется.
4. Слово по личному вопросу предоставляется депутату только в конце заседания.
5. В случаях, указанных в настоящей статье, слово предоставляется не более чем на пять минут.
6. Запрещаются выпады личного характера, обращение с вопросом депутата к депутату, любые действия, нарушающие порядок.
Статья 59. 1. Перед тем как закрыть заседание Председатель сообщает Собранию дату и повестку дня следующего заседания.
2. О каждом публичном заседании составляется официальный аналитический отчет, который помещается на афише и распространяется, и полный отчет, публикуемый в Официальном вестнике.
3. Полный отчет является протоколом заседания. Он становится окончательным, если в течение 24 часов после его опубликования в Официальном вестнике Председателю Собрания не будут переданы в письменном виде какие-либо возражения или требования об уточнении. Протесты передаются в бюро Собрания, которое решает, заслуживают ли они внимания после того, как автор протеста будет выслушан Собранием в течение времени, не превышающего пяти минут.
4. Если бюро принимает протест, уточнение к протоколу Председатель передает Собранию в начале следующего заседания, которое выносит решение без обсуждения.
Статья 60. 1. Председатель констатирует закрытие очередных сессий в конце последнего заседания, установленного по предложению Совещания председателей, и не позднее полуночи восьмидесятого или девяностого дня, считая со дня открытия сессии, смотря по тому, идет ли речь о первой или второй очередной сессии.
2. После зачтения декрета о закрытии внеочередной сессии согласно абзацу второму статьи 29 и статьи 30 Конституции, Председатель не может предоставлять слово какому-либо оратору и немедленно закрывает заседание.
ГЛАВА XIII. СПОСОБЫ ГОЛОСОВАНИЯ
Статья 61. 1. Для проведения Собранием обсуждения и установления повестки дня кворум не требуется.
2. Голосования, проводимые Собранием, действительны, независимо от числа присутствующих депутатов, если председатель какой-либо фракции лично не потребовал от бюро до начала голосования проверить кворум, подтвердив присутствие в Бурбонском дворце абсолютного большинства депутатов от общего числа замещенных мандатов.
3. Если голосование не может быть проведено из-за отсутствия кворума, то заседание закрывается и Председатель объявляет о переносе голосования в повестку дня следующего заседания, которое не может состояться ранее, чем через час; голосование является действительным, независимо от численности присутствующих депутатов.
Статья 62. 1. Депутаты голосуют лично.
2. Однако это право может быть делегировано при соблюдении условий Ордонанса № 58–1066 от 7 ноября 1958 г., содержащего органический закон, разрешающий парламентариям в исключительных случаях делегировать свое право голосовать.
3. Право голоса делегируется на личной основе, то есть конкретно поименованному депутату. Последний может передавать его с предварительного согласия делегирующего другому депутату. Председатель должен быть уведомлен о делегации до начала голосования или до первого из голосований, к которым переданное право относится.
4. Если срок, на который передается право голоса, не определен, то делегация автоматически прекращается по истечении восьми полных дней с момента ее установления.
5. Делегирование и уведомление могут в случае срочности осуществляться по телеграфу, о чем Председатель Собрания уведомляется официальным лицом. Это уведомление должно сопровождаться удостоверением этого же органа об отправке подтверждения, предусмотренного Ордонансом, указанным в упомянутом абзаце 2.
Статья 63. 1. Голосование проводится либо поднятием руки, либо вставанием, либо обычным голосованием бюллетенями, либо открытым голосованием бюллетенями на трибуне.
2. Во всех случаях персональных назначений проводится тайное голосование.
3. По сложным вопросам, кроме случаев, предусмотренных в статьях 44 и 49 Конституции, может быть потребовано раздельное голосование по отдельным частям обсуждаемого акта. Автор требования должен указать части акта, по которым он требует отдельного голосования.
4. Голосование по отдельным частям акта проводится по праву, когда этого требует правительство или комиссия, рассматривавшая дело по существу. В других случаях председатель заседания после проведения возможной консультации с правительством или с комиссией решает, проводить или не проводить голосование по отдельным частям акта.
Статья 64. 1. Обычный способ голосования в Собрании по всем вопросам, кроме персональных назначений, осуществляется поднятием руки.
2. В случае сомнения в результатах голосования, проведенного путем поднятия руки, проводится голосование вставанием; если сомнения остаются, то по праву проводится обычное открытое голосование бюллетенями.
3. Председатель может принять решение о проведении обычного открытого голосования бюллетенями и после первого вызвавшего сомнения голосования поднятием руки.
4. Никому не может предоставляться слово в период между голосованиями разными способами.
Статья 65. 1. Открытое голосование проводится по праву:
1) по решению Председателя или по требованию правительства или комиссии, рассматривавшей дело по существу;
2) по письменному требованию, исходящему лично либо от председателя какой-либо фракции, либо от уполномоченного им депутата, фамилия которого предварительно названа Председателю;
3) когда по Конституции требуется квалифицированное большинство или же речь идет об ответственности правительства.
2. В случаях применения п. 1 и 2, голосование проводится обычным путем, а при применении п. 3 – на трибуне.
Статья 66. 1. Когда проводится открытое голосование, то объявление об этом делается во всех помещениях Бурбонского дворца. Все дебаты прерываются. Через пять минут после объявления Председатель предлагает депутатам – если это нужно – вернуться на свои места. Затем он объявляет о начале голосования.
2. При обычном открытом голосовании применяются электронные устройства.

Pages: 1 2 3

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.