Конституция Китая 1923

КОНСТИТУЦИЯ КИТАЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
10 октябри 1923 г.
Учредительный Конгресс Китайской Республики, с целью поднять национальное величие, укрепить границы государства, увеличить благосостояние общества и утвердить уважение к принципам гуманности, установил настоящую Конституцию. Он обнародывает ее во всей стране, чтобы возложить на всех ее исполнение и упрочить ее на вечные времена.
ГЛАВА I. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
Статья 1. Китайская Республика будет навсегда объединенной республикой.
ГЛАВА II. ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ (СУВЕРЕНИТЕТ)
Статья 2. Верховная власть Китайской Республики вверена всему народу в целом.
ГЛАВА III. ТЕРРИТОРИЯ
Статья 3. Территория Китайской Республики состоит из всех стран, принадлежащих Китаю. Территория и пределы провинций могут быть изменены только законами.
ГЛАВА IV. ПРАВА ГРАЖДАНИНА
Статья 4. Всякое лицо, законно принадлежащее в силу своей национальности к Китайской Республике, является гражданином Китайской Республики.
Статья 5. Все граждане Китайской Республики равны без различия рас, классов и религий.
Статья 6. Граждане Китайской Республики не могут быть арестованы, подвергнуты заключению, судимы или наказаны, иначе как согласно закону.
Всякий арестованный гражданин может по закону обратиться в суд для судебного рассмотрения оснований ареста
Статья 7. Нельзя ни войти, ни подвергнуть обыску жилище гражданина Китайской Республики, иначе как согласно закону.
Статья 8. Письма и корреспонденция граждан Китайской Республики не могут быть вскрыты, иначе как согласно закону.
Статья 9. Граждане Китайской Республики свободны выбирать свое место жительства и профессию, без установления каких бы то ни было ограничений, иначе как согласно закону.
Статья 10. Граждане Китайской Республики имеют право собираться и образовывать общества, без установления каких бы то ни было ограничений, иначе как согласно закону.
Статья 11. Граждане Китайской Республики пользуются полной свободой говорить, писать и издавать свои сочинения без установления каких бы то ни было ограничений, иначе как согласно закону.
Статья 12. Граждане Китайской Республики имеют полную свободу почитать Конфуция или исповедовать всякую другую религию без установления каких бы то ни было ограничений, иначе как согласно закону.
Статья 13. Граждане Китайской Республики имеют нерушимое право на обладание собственностью, и всякая экспроприация в интересах публичной пользы должна производиться согласно закону.
Статья 14. Свободы, предоставленные гражданам Китайской Республики помимо упомянутых в настоящей главе и не нарушающие принципа конституционного правления, признаются властью.
Статья 15. Граждане Китайской Республики имеют право возбуждать процессы перед судом согласно закону.
Статья 16. Граждане Китайской Республики имеют право подавать петиции Правительству и Парламенту и излагать свои жалобы согласно закону.
Статья 17. Граждане Китайской Республики имеют право выбирать и быть избранными согласно закону.
Статья 18. Граждане Китайской Республики имеют право состоять на гражданской службе согласно закону.
Статья 19. Граждане Китайской Республики обязаны платить налоги согласно закону.
Статья 20. Граждане Китайской Республики обязаны служить в армии согласно закону.
Статья 21. Граждане Китайской Республики обязаны получать элементарное образование согласно закону.

ГЛАВА V. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВЛАСТИ
Статья 22. Те из национальных полномочий Китайской Республики, которые принадлежат Нации , будут осуществляться согласно постановлениям настоящей Конституции, а принадлежащие провинциям будут осуществляться согласно настоящей Конституции и согласно различным законам, относящимся к автономному управлению провинций.
Статья 23. Нация устанавливает и исполняет все относящееся:
1. к международным отношениям;
2. к национальной обороне;
3. к гражданству;
4. к уголовным, гражданским и коммерческим законам;
5. к тюремному управлению;
6. к мерам протяжения, емкости и веса;
7. к денежной системе и национальным банкам;
8. к таможенным пошлинам, налогу на соль, гербовому сбору, налогам на табак, вино и предметы роскоши, всем остальным пошлинам и налогам по всей стране, ставки которых будут всюду установлены одинаковые;
9. к почте, телеграфу и воздухоплаванию;
10. к национальным железным дорогам и другим большим дорогам;
11. к национальным имуществам;
12. к национальным долгам;
13. к монополиям и специальным торговым разрешениям;
14. к испытаниям, назначениям, контролю и должностным преимуществам гражданских чиновников и военнослужащих страны;
15. и ко всем другим предметам, подлежащим ведению государства, согласно постановлению настоящей Конституции.
Статья 24. Нация устанавливает законы, которые вводятся в действие или ей самой, или, смотря по обстоятельствам, местными властями относительно следующих предметов:
1. земледелия, промышленности, рудников и лесов;
2. вопросов школы;
3. уставов банков и валютных бирж;
4. навигации и рыбной ловли;
5. надзора за плотинами и водными путями, в которых заинтересованы две или более провинции;
6. общих постановлений о городском управлении;
7. реквизиций в интересах общественной пользы;
8. национальных переписей и статистики;
9. колонизации и расчистки новых земель;
10. постановлений о полиции;
11. санитарных законов;
12. обеспечения отставных служащих, пенсий и регулирования вопросов безработицы;
13. охраны древних книг, рукописей или памятников, имеющих историческую ценность или художественное значение.
По перечисленным выше предметам провинции могут вырабатывать особые законы, если эти законы не будут в противоречии с законами Нации.
В том, что касается параграфов 1, 4, 10, 11, 12 и 13 настоящей статьи, впредь до выработки Нацией законов по этим вопросам, провинции могут применять свои собственные законы.
Статья 25. Провинции издают законы, которые вводятся в действие или ими самими, или, смотря по обстоятельствам, их «сянь» (округами) относительно следующих предметов:
1. провинциального просвещения, промышленности и сообщения;
2. управления и использования имущества провинции;
3. управления торговлей провинции;
4. управления плотинами и общественными работами;
5. поземельных налогов, пошлин с контрактов и других провинциальных налогов;
6. долгов провинции;
7. банков провинции;
8. провинциальной полиции и вопросов, относящихся к общественной безопасности;
9. вопросов благотворительности и других вопросов, имеющих общий интерес для провинции;
10. самоуправления низших ступеней;
11. других предметов, указанных национальными законами.
Когда предметы, упомянутые в вышеизложенных параграфах, имеют отношение к двум или больше провинциям, то дело разрешается этими провинциями совместно, исключая случаи, для которых законом оговорено иное. Если средства, находящиеся в распоряжении провинций, недостаточны, возможно получение субсидии от национальной казны с одобрения Парламента.
Статья 26. Все предметы, не упомянутые в статьях 23, 24 и 25, но касающиеся Нации, подлежат ведению Нации, и все предметы, касающиеся провинций, подлежат ведению провинций. Если по этому поводу возникает спор, то этот спор разбирается и решается Верховным Судом.
Статья 27. Во избежание всяких злоупотреблений или в интересах общественного блага, нация может в законодательном порядке установить ограничения, какие найдет нужным, как в отношении самих нижеупомянутых налогов, так и в отношении способа их взимания:
1. налогов, наносящих ущерб доходам Нации или международной торговле;
2. налогов, создающих двойное обложение;
3. чрезмерных пошлин, взимаемых на общественных дорогах или других путях сообщения, если они наносят ущерб самому сообщению;
4. покровительственных (для местных продуктов) пошлин, устанавливаемых провинциями или различными местностями на предметы ввоза и вывоза;
5. транзитных пошлин, наложенных на предметы, перевозимые по самой провинции или из одной местности в другую.
Статья 28. Провинциальные законы недействительны, если они противоречат национальным законам.
Если возникает конфликт между законами провинции и законами Нации, этот конфликт разбирается и разрешается Верховным Судом.
Предшествующее правило относится и к законам провинциальной автономии .
Статья 29. В случае дефицита национального бюджета или в случае необходимости принятия безотлагательных финансовых мер, провинции с санкции Парламента распределяют между собой это финансовое отягощение пропорционально своим годовым доходам.
Статья 30. В случае недостаточности средств в какой-либо местности или в случае какого-либо чрезвычайного бедствия, эта местность может получить субсидию от национальной казны, если эта субсидия санкционирована Парламентом.
Статья 31. Деловые споры между провинциями разбираются и решаются Сенатом.
Статья 32. Организация национальной государственной армии имеет основой обязательную воинскую повинность всех граждан. Помимо исполнения постановлений, относящихся к воинской службе, провинции в мирное время не несут никаких обязанностей по военному делу. Граждане, подлежащие обязательной воинской повинности, призываются и обучаются периодически по подразделениям для воинской повинности всей страны.
Место пребывания постоянных войск ограничивается особыми зонами национальной обороны.
Ежегодные военные расходы Нации не должны превышать одной четверти всех ее годовых расходов, однако это правило не будет применяться в случае войны с иностранной державой.
Контингент национальной армии определяется Парламентом.
Статья 33. Ни одна провинция не может заключать союзов или политических соглашений.
Ни одна провинция не может предпринимать чего-либо в ущерб другой провинции или в ущерб какой-либо области.
Статья 34. Ни одна провинция не может иметь своей собственной армии, ни учреждать военной академии или арсенала.
Статья 35. Всякая провинция, не исполняющая обязанностей, установленных национальными законами, или отказывающая им в повиновении, после предупреждения со стороны правительства может быть принуждаема к повиновению силами, находящимися в распоряжении Нации.
Вышеупомянутые меры прекращают свое действие, как только Парламент не одобрит их применение.
Статья 36. Если одна провинция атакует другую вооруженной силой, правительство имеет право вмешаться, как указано в предыдущей статье.
Статья 37. В случае изменения формы правления или в случае ущерба, нанесенного какой-либо из основ конституционной организации, провинции должны делать все необходимое, чтобы восстановить эту организацию, до ее установления в первоначальной форме.
Статья 38. Постановления, содержащиеся в этой главе и относящиеся к провинциям, применяются и к областям, где существуют «сянь» (округа) вместо провинций.
ГЛАВА VI. ПАРЛАМЕНТ
Статья 39. Законодательная власть Китайской Республики принадлежит Парламенту.
Статья 40. Парламент состоит из Сената и Палаты Депутатов.
Статья 41. Сенат состоит из сенаторов, выбранных местными высшими собраниями и другими избирательными единицами, определенными законом.
Статья 42. Палата Депутатов состоит из депутатов, избранных различными избирательными округами пропорционально населению.
Статья 43. Порядок избрания членов обеих палат устанавливается законом.
Статья 44. Никто ни в каком случае не может быть одновременно членом обеих палат.
Статья 45. Ни один член какой-либо из палат не может вместе с тем занимать официальную должность – гражданскую или военную.
Статья 46. Квалификация членов, принадлежащих к одной из палат, определяется палатой, в которой член состоит.
Статья 47. Срок пребывания в должности для члена Сената шесть лет. Полномочия одной трети членов возобновляются каждые два года.
Статья 48. Срок пребывания в должности для члена Палаты Депутатов – три года.
Статья 49. Члены Парламента освобождаются от должностей, установленных в статьях 47-48, накануне открытия сессии следующего вновь избранного Парламента.
Статья 50. Каждая палата назначает своего председателя и вице-председателя, которые выбираются из числа ее членов.
Статья 51. Парламент сам созывает, открывает и заканчивает свои сессии. Но чрезвычайные сессии могут быть созваны в следующем порядке:
1. По общей просьбе не менее чем трети членов каждой палаты.
2. Приказом о созыве, исходящем от Президента Республики.
Статья 52. Обычные сессии Парламента начинаются в первый день восьмого месяца каждого года.
Статья 53. Продолжительность обычной сессии – четыре месяца. Сессия может быть продлена, но срок продления не должен превышать продолжительности обычной сессии.
Статья 54. Открытие и закрытие Парламента имеет место для обеих палат одновременно.
Если одна палата отсрочивает свои заседания, то другая обязана сделать то же. Если Палата Депутатов распускается, то заседания Сената в то же самое время должны быть отсрочены.
Статья 55. Обе палаты должны вести свои суждения отдельно, один и тот же законопроект не может быть одновременно вносим в обе палаты.
Статья 56. Ни одно дело не может быть рассмотрено в той или другой палате иначе, как при наличии в заседании более чем половины членов.
Статья 57. Всякий вопрос, обсужденный в той или другой палате, решается большинством голосов присутствующих членов; председатель имеет право голоса, дающего перевес при разделении голосов поровну.
Статья 58. Решение, вынесенное Парламентом, должно быть принято в обеих палатах.
Статья 59. Заседания обеих палат происходят публично, но по просьбе Правительства или согласно решению, вынесенному заинтересованной палатой, могут иметь место закрытые заседания.
Статья 60. Если Палата Депутатов считает, что Президент или Вице-президент совершил измену, то он может быть предан суду согласно решению, принятому большинством более чем двух третей присутствующих членов, причем присутствие более чем двух третей всех членов палаты необходимо для кворума.
Статья 61. Если Палата Депутатов считает, что министры кабинета нарушили закон, то вопрос о предании их суду решается утвердительным голосованием более чем двух третей присутствующих членов.
Статья 62. Палата Депутатов может выразить недоверие министрам кабинета.
Статья 63. Сенату принадлежит право судить Президента или Вице-президента, или министров кабинета, преданных суду палатой. Никакое решение Сената по делу, производимому в силу предания суду, не выносится без одобрения более двух третей присутствующих членов. Если вынесен обвинительный приговор Президенту или Вице-президенту, то осужденный лишается своей должности, но наказание, которое он должен понести, определяется Верховным Судом.
Когда обвинительный приговор вынесен министру кабинета, то он лишается своей должности и может быть лишен своих гражданских прав. Если он совершил другие преступления, помимо нарушения закона, он привлекается к ответственности перед судом.
Статья 64. Каждая палата имеет право особым посланием потребовать от Правительства назначения следствия над поступками должностного лица, обвиненного в нарушении закона или в неисполнении своих обязанностей.
Статья 65. Каждая палата имеет право делать представления Правительству.
Статья 66. Каждая палата имеет право принимать и рассматривать прошения граждан.
Статья 67. Члены каждой палаты могут интерпеллировать министров кабинета и требовать, чтобы они давали ответ перед палатой, к которой принадлежит внесший запрос.
Статья 68. Члены Парламента не ответственны вне Парламента за выраженные мнения или за подачу голоса в самом парламенте.
Статья 69. Члены Парламента не могут быть ни арестованы, ни подвергнуты заключению без разрешения палаты, в состав которой они входят, исключая случаи, когда они застигнуты на месте преступления.
Когда член какой-либо палаты задержан на месте преступления, Правительство немедленно доводит этот факт до сведения палаты, в состав которой входит арестованный член, но каждая палата имеет право требовать, если будет внесено и принято соответственное предложение, чтобы судебное преследование было прекращено и арестованный член отослан в распоряжение палаты, к которой принадлежит.
Статья 70. Суммы, ежегодно назначаемые в вознаграждение членам обеих палат, как и другие ассигновки на их расходы, определяются законом.
ГЛАВА VII. ПРЕЗИДЕНТ
Статья 71. Исполнительная власть в Китайской Республике осуществляется Президентом при содействии министров кабинета.
Статья 73. Всякий гражданин Китайской Республики не моложе 40 лет от роду, пользующийся всеми своими гражданскими правами и живущий в стране не менее десяти лет, может быть избран Президентом.
Статья 73. Президент избирается Президентской Избирательной Коллегией, состоящей из всех членов обеих палат Парламента.
Для этих выборов необходимо присутствие, по крайней мере, двух третей избирателей. Голосование тайное. Кандидат, получивший три четверти общего количества голосов, будет избран, но если результат не достигнут после второй баллотировки, то голосуются еще раз две кандидатуры, получившие наибольшее число голосов при второй баллотировке. Кандидат, получивший большинство, считается избранным.
Статья 74. Срок пребывания в должности Президента – пять лет, но если он переизбран второй раз, он может прослужить второй срок.
За три месяца до окончания срока пребывания Президента в должности, члены Парламента сами созывают и организуют Избирательную Коллегию для избрания Президента на следующий срок.
Статья 75. Президент, вступая в должность, приносит следующую присягу:
«Я торжественно клянусь соблюдать Конституцию и добросовестно, по крайней моей возможности, выполнять обязанности Президента».
Статья 76. Если пост Президента окажется вакантным, Вице-президент замещает его до окончания срока должности Президента.
Если Президент почему-либо неспособен исполнять свои обязанности, Вице-президент исполняет их за него.
Если Вице-президент оставит свою должность при наличии президентской вакансии, то кабинет исполняет обязанности Президента, но в таком случае члены Парламента должны до истечения трех месяцев собраться и организовать Избирательную Коллегию для выборов Президента на следующий срок.
Статья 77. Президент освобождается от своих обязанностей в конце своего срока пребывания в должности. Если новый Президент еще не избран или если прежний переизбран, но неспособен вступить в должность, и если Вице-президент также неспособен действовать в качестве Президента, то Президента заменяет кабинет.
Статья 78. Избрание Вице-президента согласно законам, устанавливающим порядок президентского избрания, должно иметь место одновременно с избранием Президента. В случае, если вице-президентура окажется вакантной, новый Вице-президент должен быть избран.
Статья 79. Президент обнародует законы и заботится об их проведении в жизнь.
Статья 80. Президент издает декреты для обеспечения исполнения законов или на основании особых полномочий, данных ему законом.
Статья 81. Президент назначает и смещает должностных лиц гражданских и военных, но в случае особых постановлений по вопросу в Конституции или в других законах должен строго им следовать.
Статья 82. Президент является высшим начальником армии и флота Республики и имеет над ними команду.
Организация армии и флота устанавливается законом.
Статья 83. В сношениях с иностранными державами Президент является представителем Республики.
Статья 84. Президент, с согласия Парламента, может объявить войну, но в случае принятия им мер для защиты от нападения другой страны, он может получить санкцию Парламента после объявления войны.
Статья 85. Президент заключает договоры, но мирные договоры и договоры, которые затрагивают внутреннее законодательство, становятся действительными только после избрания Парламента.
Статья 86. Президент может объявить военное положение согласно закону, но если Парламент сочтет, что нет необходимости в сохранении этого положения, то Президент должен немедленно снять военное положение.
Статья 87. Президент может с согласия Верховного Суда даровать помилование, смягчать наказания и восстанавливать в гражданских правах, но в отношении приговора, вынесенного после предания суду Парламентом, Президент не может даровать восстановления прав иначе, как с согласия Сената.
Статья 88. Президент может объявить перерыв сессии той и другой палаты, но никакая сессия не может быть приостановлена больше двух раз, и срок приостановки не должен превышать десяти дней.
Статья 89. При принятии вотума недоверия по отношению к министрам кабинета, Президент может освободить министров кабинета от их обязанностей или распустить Палату Депутатов, но Палата Депутатов может быть распущена только с одобрения Сената.
Второй роспуск палаты не может иметь места во время осуществления министерской власти тех же министров кабинета или в течение одной и той же сессии.
Президент, распуская Палату Депутатов, немедленно распоряжается произвести новые выборы и созывает новую Палату в определенный срок в течение пяти месяцев, чтобы продолжать сессию.
Статья 90. За исключением обвинения в государственной измене, никакого уголовного обвинения не может быть предъявлено Президенту Республики до оставления им должности.
Статья 91. Оклад содержания Президента и Вице-президента определяется законом.
ГЛАВА VIІІ. КАБИНЕТ
Статья 92. Кабинет состоит из министров кабинета.
Статья 93. Премьер-министр и министры, стоящие во главе различных министерств, называются министрами кабинета.
Статья 94. Назначение премьер-министра производится с согласия Палаты Депутатов.
Если премьер-министр оставляет свою должность во время перерыва заседания Парламента, Президент может временно назначить премьер-министра, но назначение следующего премьер-министра должно быть поставлено на одобрение Палаты Депутатов в течение семи дней после открытия новой сессии Парламента.
Статья 95. Министры кабинета помогают Президенту в несении ответственности перед Палатой Депутатов.
Декреты Президента и другие официальные документы, относящиеся к государственным делам, кроме назначения и увольнения премьер-министра, не действительны без скрепы министров кабинета.
Статья 96. Министры кабинета имеют право присутствовать и брать слово на заседаниях обоих палат. В случае необходимости давать объяснения по предложенному ими проекту, они могут посылать за себя уполномоченных представителей.
ГЛАВА IX. СУД
Статья 97. Судебная власть Китайской Республики осуществляется судами.
Статья 98. Организация судов и необходимая квалификация судебных чиновников устанавливается законом.
Назначение председателя Верховного Суда производится с согласия Сената.
Статья 99. Суды ведают все тяжебные дела гражданские, уголовные, административные и иные, за исключением специально указанных в Конституции или особых законах.
Статья 100. Дела в судах производятся публично, но те процессы, которые могут повредить общественному спокойствию или порядку, или нравственности, могут рассматриваться в закрытых заседаниях.
Статья 101. Судебные чиновники независимы в своих суждениях; никто не может вмешиваться в судебные дела.
Статья 102. Ни один судебный чиновник в течение срока пребывания в своей службе не может быть подвергнут уменьшению жалования, увольнению или перемещению иначе, как согласно с законом. В течение срока своей службы ни один судебный чиновник не может быть лишен своей должности, если только он не уличен в преступлении или в проступках, предусмотренных законом. Исключаются, однако, случаи реорганизации судов или установления новой квалификации для судебных чиновников.
Дисциплинарные меры, применимые к судебным чиновникам, устанавливаются законом.
ГЛАВА X. ЗАКОН
Статья 103. Проекты законов могут быть представляемы как членами обеих палат, так и Правительством, но если закон о проекте будет отвергнут одной из палат, то он не может быть снова внесен в течение той же сессии.
Статья 104. Всякий закон, принятый Парламентом, обнародуется Президентом в течение пятнадцати дней после того, как закон ему передан.
Статья 105. Если Президент не одобряет закона, принятого Парламентом, он должен в течение срока, указанного для обнародования, изложить Парламенту мотивы своего неодобрения и просить его пересмотреть этот закон. Если обе палаты настаивают на своем первоначальном решении, закон должен быть обнародован немедленно.
Если закон, которого не одобрит Президент, не будет возвращен Парламенту с просьбой о новом рассмотрении и если срок его обнародования истек, то этот закон вступает в силу. Но это не имеет места, если сессия Парламента закрыта или если Палата Депутатов распущена до истечения срока обнародования.
Статья 106. Никакой закон не может быть изменен или отменен иначе, как другим законом.
Статья 107. Если решение, поставленное после обсуждения, вновь предлагается Парламенту для пересмотра, то к этому случаю применяются правила, относящиеся к законам.
Статья 108. Закон, противный Конституции, не действителен.
ГЛАВА XI. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
Статья 109. Введение новых налогов и изменение налоговых ставок устанавливается законом.
Статья 110. Согласие Парламента необходимо для заключения национальных займов или договоров, увеличивающих обязательства казны.
Статья 111. Всякий финансовый закон, увеличивающий платимые народом налоги, рассматривается сначала Палатой Депутатов.
Статья 112. Смета ежегодных расходов и доходов должна быть заранее составлена Правительством в форме бюджета и предложена Палате Депутатов в течение 15 дней после открытия сессии Парламента.
Если Сенат изменяет или отвергает бюджет, принятый Палатой Депутатов, он должен просить согласия Палаты Депутатов на исправление или отклонение бюджета. Если это согласие не будет дано, бюджет в том виде, как он первоначально был принят Палатой Депутатов, входит в действие на годичный срок.
Статья 113. Правительство может заранее определить в бюджете срок, на который предусматривается повторный расход по специальным предметам.
Статья 114. Для заполнения возможных пробелов или пополнения недостаточных кредитов в бюджете, Правительство может включить в бюджет условные кредиты. Употребление израсходованных таким порядком сумм представляется на утверждение Палаты Депутатов в следующую сессию.
Статья 115. Без одобрения Правительства Парламент не имеет права отменять или сокращать ни одного из следующих расходов:
1) расходы, являющиеся по закону обязательствами государства;
2) расходы, необходимые для выполнения договоров;
3) расходы, ставшие необходимыми в силу постановления закона;
4) повторные расходы на известный период.
Статья 116. Парламент не может увеличивать годовых расходов, исчисленных в бюджете.
Статья 117. В промежуток между днем, начинающим финансовый год, и днем принятия бюджета, месячные расходы будут равняться одной двенадцатой всех расходов, установленных бюджетом предыдущего года.
Статья 118. В случае внешней войны или подавления восстания внутри страны, или необходимости оказания помощи вследствие чрезвычайного бедствия и при недостатке времени для созыва Парламента, Правительство может принять неотложные меры, требуемые положением вещей; но на эти мероприятия должна быть затем испрошена санкция Парламента в течение семи дней после начала ближайшей сессии.
Статья 119. Ордера на оплату годовых расходов Нации должны быть предварительно рассмотрены и одобрены счетной палатой.
Статья 120. Окончательные расчеты по годовым расходам и доходам Нации обсуждаются и утверждаются ежегодно счетной палатой, с соответствующим докладом Правительства Парламенту.
Если отчет по выполнению бюджета или просьба об утверждении этого выполнения задним числом отвергаются Палатой Депутатов, то министры кабинета считаются ответственными.
Статья 121. Организация счетной палаты, квалификация и специальные знания, требуемые от ее членов, устанавливаются законом.
Во время пребывания в должности члены счетной палаты не могут быть подвергнуты уменьшению жалования, устранению от должности или смещению.
Дисциплинарные меры, применимые к членам счетной палаты, устанавливаются законом.
Статья 122. Председатель счетной палаты избирается Сенатом.
Председатель может присутствовать на заседаниях обеих палат Парламента для освещения вопроса о выполнении бюджета и имеет право брать слово в Парламенте.
Статья 128. Бюджет и отчет по его выполнению, представленные на одобрение Парламента и принятые им, опубликовываются Президентом после их получения.
ГЛАВА XII. МЕСТНОЕ УСТРОЙСТВО
Статья 124. Административные деления бывают двух родов: провинция (чен) и округ (сянь).
Статья 125. Каждая провинция, как установлено ст. 22 гл. V в настоящей Конституции, сама издает законы, относящиеся к автономному правлению провинции, но эти законы не должны противоречить Конституции или национальным законам.
Статья 126. Законы автономной провинции составляются законодательной конференцией провинциального самоуправления, состоящей из делегатов, избранных провинциальным собранием, окружными собраниями и различными профессиональными корпорациями всей провинции, установленными законом.
Число вышеупомянутых делегатов, избранных провинциальным собранием, независимо от избранных по одному на округ каждым окружным собранием, не должно превышать половины общего числа делегатов, избранных окружными собраниями. Это постановление относится также к делегатам, избранным различными профессиональными организациями.
Делегаты, избранные провинциальным и окружным собраниями, не должны непременно быть членами этих собраний.
Избирательные законы, применимые к этим выборам, устанавливаются в порядке провинциального законодательства.
Статья 127. Нижеследующее относится ко всем провинциям:
1. Каждая провинция имеет провинциальное собрание, состоящее из представителей народа, выбираемых путем прямых выбором.
2. Каждая провинция имеет административный провинциальный совет, который является исполнительным комитетом провинциального самоуправления; он состоит из членов в числе от пяти до девяти, выбранных непосредственно населением провинции. Срок их пребывания в должности – четыре года. До наступления возможности произвести прямые выборы, разрешается, применительно к предыдущей статье, созвать избирательную коллегию для избрания совета; но военнослужащие не могут быть избраны раньше, чем через год после освобождения от своих обязанностей.
3. Административный провинциальный совет имеет председателя. Этот председатель избирается членами названного совета и должен принадлежать к их числу.
4. Граждане Китайской Республики, живущие в провинции, по крайней мере, в течение года, приравниваются к гражданам, родившимся или давно живущим в провинции, и пользуются в ней всеми гражданскими правами.
Статья 128. Нижеследующее применимо ко всем округам.
1. В каждом округе окружное собрание имеет право законодательства по всем вопросам автономного управления в пределах территории округа.
2. Во главе округа стоит должностное лицо, непосредственно выбранное населением, являющееся главой исполнительной власти. Это должностное лицо ведает автономную администрацию округа с помощью окружных советов. Однако этот порядок неприменим до установления независимой судебной организации и до завершения организации самоуправления низшей ступени.
3. Из падающих на него сумм провинциальных налогов округ имеет право отчисления доли, не превышающей 40% всей взимаемой суммы.
4. Провинциальное правительство не может располагать имуществом, принадлежащим округу, и средствами его автономной администрации.
5. В случае стихийного бедствия или других событий и недостаточности средств автономной администрации, округ может обратиться за помощью к провинциальному совету; он может, с одобрения провинциального собрания, получить субсидию из провинциальной казны и просить у нее дополнительной поддержки.
6. Округ обязан следить за исполнением законов и постановлений Нации и провинций.
Статья 129. Распределение провинциальных налогов и окружных налогов устанавливается после специального обследования провинциальным собранием.
Статья 130. Провинция не может ни устанавливать, ни вводить в действие особых законов в одном или в нескольких округах. Это запрещение не применимо к законам, касающимся общественных интересов, ни к мероприятиям, направленным против злоупотреблений, могущих нанести ущерб провинции.
Статья 131. Округ имеет полноту исполнительной власти в вопросах, касающихся его самоуправления; провинция не может вмешиваться в дела исполнительной власти округа, за исключением дел о наказаниях и штрафах, предусмотренных провинциальными законами.
Статья 132. Дела общегосударственной администрации ведутся в провинциях и округах чиновниками, назначенными национальным правительством. Эти дела могут также быть переданы чиновникам, принадлежащим к автономной администрации провинции или округа.
Статья 133. Если чиновник, принадлежащий к автономной администрации провинции или округа, при исполнении своих административных обязанностей по общегосударственной администрации совершает противозаконные поступки, национальное правительство может подвергнуть его наказанию, определенному законом.
Статья 134. Настоящая глава применима также и в местностях, где существуют только округа и нет провинций.
Статья 135. Внутренняя и внешняя Монголия, Тибет и Ку-ку-нор могут, если их население того пожелает, быть разделены на области двух ступеней, а именно: провинции и округа. Тогда к ним будут применяться все постановления настоящей главы. До организации провинций и округов в этих странах, их административное устройство должно быть установлено особым законом.
ГЛАВА XVIII. ПЕРЕСМОТР, РАЗЪЯСНЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ
Статья 136. Парламенту принадлежит инициатива законов, изменяющих Конституцию.
Эта инициатива, однако, не может иметь последствий, если она не одобрена более чем двумя третями членов каждой палаты.
Если соответственное предложение не скреплено четвертью или более четверти общего числа членов той палаты, в которую оно внесено, ни один член той иди другой палаты не может настаивать на его принятии.
Статья 137. Изменение Конституции вырабатывается Учредительным Конгрессом.
Статья 138. Каково бы ни было предложенное изменение, форма правления никогда не должна быть предметом обсуждения.
Статья 139. Если возникнут сомнения в понимании текста Конституции, этот текст разъясняется Учредительным Конгрессом.
Статья 140. Учредительный Конгресс состоит из всех членов Парламента.
Если нет налицо кворума, превышающего две трети общего числа членов Парламента, Учредительный Конгресс не может иметь места, и если более чем три четверти присутствующих членов не голосуют за предложенное изменение, это изменение не может быть принято. Однако когда дело идет о разъяснении только одной фразы или одного сомнительного места Конституции, числа голосов более двух третей присутствующих членов будет достаточно для решения.
Статья 141. Конституция никогда не утратит своей законной силы, кроме как в частях, измененных согласно постановлений настоящей главы, какие бы перемены и события не происходили.
Обнародовано 10-го дня 10-го месяца (октября)
Двенадцатого года Республики.