Наказ Сейма Финляндии

Наказ Сейма Финляндии 1).
Принять и утвержден Сеймом на сессии 1907 года, с изменениями, внесенными 3 Апреля 1908 года и 26 Мая 1910 года.
Учредительные мероприятия.
§ 1. При открытии на другой день после начала сессии общего собрания Сейма, старший по возрасту член Сейма занимает место Тальмана и производит перекличку при содействии того, кто назначен им для ведения протокола.
На первом общем собрании после новых выборов члены Сейма занимают места по избирательным округам в том порядке, как последние перечислены в Законе о выборах. Этот порядок соблюдается до тех пор, пока Сейм не постановит о сем иначе.
§ 2. После сего производится избрание закрытыми записками Тальмана и Вице-Тальманов, причем, если при первой баллотировке никто не получит большинства голосов, то производится новая баллотировка. Если и после второй баллотировки никто не получит такого безусловного перевеса голосов, то производится третья баллотировка, причем избранным объявляется тот, кто при сем получит наибольшее число голосов. Если при третьей баллотировке голоса разделятся поровну, то вопрос решается жребием.
Об исходе выборов доносится Государю Императору и Великому Князю.
Тальман и Вице-Тальманы составляют президиум Сейма.
§ 3. На первом общем собрании Сейм учреждает Канцелярскую Коммисию, в составе: Тальмана, Вице-Тальманов и четырех членов Сейма. Если Сейм при учреждении сей Коммисии не придт к соглашению относительно членов, то выборы откладываются и производятся согласно приложенным к сему наказу правилам о производстве пропорциональных выборов.
На обязанность Канцелярской Коммисии возлагается:
Объявление соисканий на вакантные канцелярские должности, а равно должности Библиотекаря и Эконома, и замещение сих должностей, а также наем необходимого числа служителей; и
Наблюдение за деятельностью должностных лиц Сейма и представление по сему необходимых предположений Сейму, а равно подаче заключений по вопросу о распределении между членами Сейма мест в зале общих заседаний.
При общей канцелярии Сейма состоит Нотариус и Канцелярист; при стенографической канцелярии – Заведующий финскими протоколами и два помощника при нем, Заведующий финскими протоколами и необходимое число стенографистов; при шведском отделении канцелярии – Заведующий и Нотариус.
В случае надобности в большем числе должностных лиц, Канцелярская Коммисия входит о сем с предложением в Сейм.
______________
1) См. примечание составителя к § 72 Сеймового Устава 1906 года.
Поименованные в сем параграфе должностные лица назначаются по усмотрению Канцелярской Коммисии на срок не долее избирательного периода или впредь до отказа.
§ 4. О соискании на вакантную должность Секретаря объявляется Тальманом. Замещение должности Секретаря производится на общем собрании Сейма, по представлении отзыва Канцелярской Коммисии о соискателях. Если соискателей несколько, то должность замещается голосованием, при каковом соблюдается порядок, установленный для избрания Тальмана.
Полномочия Секретаря продолжаются до начала следующей сессии Сейма.
В промежуток времени между двумя сессиями, Секретарь Сейма исполняет обязанности Секретаря Экспедиционной Коммисии, распоряжается канцелярскими и типографскими работами, а также наблюдает за деятельностью Библиотекаря и Эконома.
О выборщиках и Коммисиях.
§ 5. Немедленно после открытия, Сейм, по предложению президиума, постановляет о том, какое число выборщиков надлежит избрать для производства выборов в сеймовые Коммисии.
По предложению президиума, Сейм определяет также, какое число членов должно быть избрано в каждую из поименованных в п. 1 § 35 Сеймового Устава Коммисий. Президиум предлагает также Сейму об избрании таких особых Коммисий, надобность в коих обнаружится уже в начале сессии.
§ 6. Избрание выборщиков и членов Большой Коммисии, а также, в случаях, предусмотренных § 36, членов других Коммисий, производится на основании особых правил, приложенных к сему Наказу.
Первое собрание выборщиков созывается старшим по возрасту выборщиком; он же руководит собранием до избрания Председателя.
§ 7. Член Сейма, избранный уже в две Коммисии, может отказаться от избрания в другие Коммисии, кроме Большой. Сейму принадлежит право входить в обсуждение основательности других причин, коими мотивируется отказ от избрания в члены Коммисии.
§ 8. Каждая Коммисия на первом же заседании избирает Председателя и Вице-Председателя порядком, указанным в § 2 для избрания Тальмана. Прочие выборы в Коммисиях производятся закрытими записками, если не состоится единогласное решение о другом способе выборов. Голосования по прочим делам совершаются ответами «да» и «нет», или другим способом по усмотрению Коммисии; но открытое поименное голосование должно производиться, если Председатель найдет это нужным, или если этого потребует кто-либо из членов Коммисии. При одинаковом числе голосов вопрос решается жребием.
О результате выборов Председателя и Вице-Председателя сообщается общему собранию Сейма.
§ 9. Коммисия может предоставить приглашенным ею экспериментам право участия в обсуждении известных дел, но не в постановке по оным решений.
§ 10. Если член Коммисии, без уважительных причин или без особого разрешения, трижды не явится на заседание Коммисии, то о сем доводится до сведения Сейма, который принимает меры, какие по обстоятельствам окажутся необходимыми.
Если выборщик три раза не явится на собрание выборщиков без уважительных причин, или без особого разрешения, то применяется правило предыдущего пункта.
§ 11. Если Сейм постановит, чтобы известное дело, в целом или в части, рассматривалось двумя Коммисиями, то последние, если они желают дать по делу общее заключение, должны собраться с таковой целью для совместного обсуждения вопроса, или поручить составление заключения особым, избранным из числа членов Коммисий, делегатам.
§ 12. На заседаниях Коммисий члены оных могут употреблять финский или шведский язык. Коммисии сами постановляют о том, имеется ли надобность в переводах и в какой именно форме и мере.
§ 13. Заключения Коммисий по рассмотренным ими делам должны составляться кратко. Заключения заканчиваются пунктами, содержащими в себе проекты Коммисий.
На заседаниях Большой Коммисии ведется, сверх того, краткий протокол, в который вносятся возбужденные в Коммисии проекты, предложения о голосовании и постановления.
§ 14. Заключения Коммисий проверяются или Коммисией в полном составе, или особо избранными для сего лицами.
Исходящие бумаги подписываются от имени Коммисии Председателем.
§ 15. Большая Коммисия созывается через публикации в газетах. О порядке дня каждого заседания вывешивается заблаговременно объявление в прихожей комнате помещения, в коем происходят заседания Коммисии.
Кроме того, что вообще о Коммисиях предписано, при обсуждении дел в Большой Коммисии соблюдается, в применимых частях, порядок, установленный для общих собраний Сейма.
На заседаниях Большой Коммисии члены оной говорят стоя, с места, испросить предварительно слово у Председателя.
Буде Председатель Большой Коммисии пожелает принять участие в прениях, то он уступает свое место Вице-Председателю.
О Тальманском Совещании.
§ 16. Тальманскому Совещанию надлежит: вносить предложения об образовании особых Коммисий, сверх указанных в § 5; предлагать изменения в Наказ Сейма; подавать заключения по таковым изменениям, предпринятым по почину сеймового депутата; делать вообще необходимые представления относительно Наказа и программы рассмотрения сеймовых дел.
§ 17. Проект программы рассмотрения сеймовых дел, предусмотренный § 73 Сеймового Устава, составляется на ближайшее время Тальманским Совещанием и представляется Сейму. Проект программы печатается и раздается членам Сейма.
Если Тальманское Совещание найдет нужным, по обнаружившимся впоследствии обстоятельствам, внести изменение в программу, то оно представляет о сем Сейму.
Об общих собраниях.
§ 18. Общие собрания созываются посредством объявлений, вывешиваемых в прихожей помещения для общих собраний, а также через объявления в наиболее распространенных ежедневных газетах главного города. Помянутые объявления вывешиваются по возможности не позже 6 часов вечера, накануне дня, назначенного для общего собрания.
Если, вследствие ранее состоявшегося решения, назначено производство выборов или предстоит постановка окончательного решения, о котором говорится в п. 5 § 57 Сеймового Устава, то о сем должно быть указано в помянутом объявлении.
§ 19. Порядок дня, заключающий в себе перечень всех вопросов, подлежащих обсуждению на общем собрании, а также относящихся к сему актов и документов, составляется заблаговременно и выставляется в Канцелярии Сейма.
Краткая сводка порядка дня вывешивается перед общим собранием на видных местах, а также выдается по требованию в Канцелярии членам Сейма.
§ 20. Моции и проекты петиций излагаются письменно и передаются Секретарю.
Член Сейма, желающий предложить на обсуждение общего собрания какой-либо вопрос, должен заблаговременно сделать о сем Тальману письменное заявление, в коем вкратце излагается как сущность дела, так и самое предложение.
Лишь в исключительных случаях разрешается ставить на обсуждение вопросы, без предварительного заявления, согласно предыдущему пункту.
§ 21. Если Тальман признает какое-либо дело не подлежащим, по свойству своему, обсуждению в открытом заседании, или если двадцать пять членов Сейма потребуют рассмотрения какого-либо дела в закрытом заседании, то Тальман делает распоряжение об удалении посторонних лиц с хор и ставит вопрос о том, должно ли дело рассматриваться в открытом или в закрытом заседании, на обсуждение Сейма.
Порядок дня закрытого заседания не публикуется ни чрез вывешивание объявлений, ни иным способом.
§ 22. Общее собрание начинается поименной перекличкой.
Член Сейма, не явившийся на общее собрание через 15 минут после производства переклички, отмечается в протоколе отсутствующим.
§ 23. Во время произнесения речей, заявления о предоставлении слова делаются членами Сейма, а также членами Сената, не иначе, как письменно, подачею именных записок Нотариусу. Для членов Сейма должны иметься наготове надлежащие бланки для вписывания фамилий.
По окончании каждой речи, Нотариус объявляет поступившие во время произнесения речи письменные заявления о желании получить слово.
§24. Получивший слово говорить стоя с имеющейся для этой цели в зале собраний кафедры. Желающий сделать краткое заявление, не требующее более двух минут времени, может говорить с места; если оратор пожелает продолжить свою речь сверх указанного времени, то Тальман приглашает его войти на кафедру.
§ 25. Ораторы должны держаться обсуждаемого вопроса. Уклонившимся в сторону Тальман предлагает вернуться в вопросу.
§26. Заключительные пункты произносимых на общих собраниях речей на шведском языке переводятся, непосредственно по произнесении речи, на финский язык.
Речи, произносимые на финском языке, переводятся, по желанию депутатов из говорящего по-шведски простонародья, на шведский язык особо.
Сообщения Тальмана и вопросы, предлагаемые на голосование, излагаются на обоих языках.
§ 27. Шумные изъявления одобрения или неодобрения на общих собраниях Сейма не допускаются.
§ 28. Если во время прений будет заявлено требование о том, чтобы дело было отложено, а также если будет внесено предложение, одобрение коего прервет обсуждение дела по существу, прения приостанавливаются впредь до разрешения сего вопроса.
§ 29. Оратор, вносящий новое предложение, которое он желает подвергнуть голосованию, передает Тальману, в случае если последний сие потребует, через Секретаря письменно изложенные заключительные пункты своего предложения.
Если член Сейма, намеревающийся предложить изменение в проекте Коммисии, пожелает, чтобы его предложение было напечатано, то он должен письменно, без мотивов, изложить свое предложение и передать таковое в Канцелярию Сейма столь заблаговременно, чтобы оно могло быть напечатано и роздано до окончательного решения дела.
Предложение, не встретившее поддержки, голосованию не подвергается.
§ 30. Общее собрание не должно продолжаться позже 11 часов вечера, за исключением случаев, когда Тальман найдет нужным, по особым обстоятельствам, продолжить заседание сверх указанного срока, или когда о сем состоится решение Сейма.
§ 31. Объявив законченными прения, вызванные объяснением члена Сената по запросу, сделанному на основании § 32 Сеймового Устава, Тальман предлагает на одобрение Сейма следующую формулу перехода к очередным делам: «выслушав объяснение, Сейм переходит к порядку дня».
Если такой простой переход к порядку дня не будет одобрен, то дело передается в Коммисию Основных Законов, или, если по существу дела сие окажется необходимым, в другую Коммисию Сейма, которая составляет предложение мотивированного перехода к порядку дня.
§ 32. При производстве голосования или выборов через закрытые записки, четыре члена Сейма, назначенные для сего Тальманом, занимают место у тальманского стола, причем двое из них содействуют Тальману при вскрытии записок и поверке их, а двое отмечают совместно с Секретарем поданные голоса.
Во время производства переклички каждый член Сейма подает свою записку, когда произносится его фамилия. Подача записок в другом порядке не допускается. Сейм может постановить о производстве переклички одновременно в двух местах зала заседаний.
§ 33. Для поверки протоколов общих собраний, Канцелярская Коммисия назначает четырех членов Сейма, каждый раз на одну неделю.
§ 34. Стенографическая Канцелярия посылает ораторам произнесенные ими речи переписанными на пишущей машине для поверки. Оратор, получив речь, делает, буде это окажется нужным, поправки на экземпляре, переписанном на пишущей машине, и отсылает оный обратно в Стенографическую Канцелярию не позже, как через 12 часов по получении. В удостоверение произведенной поверки, он скрепляет полученный экземпляр своею подписью. Если в течение указанного срока речь не поступит обратно, то она считается одобренною.
Если оратор внесет в речь изменения по существу, и в особенности, если такие изменения касаются пунктов, против которых были сделаны возражения, то лица, поверяющие протокол, должны обратить на это обстоятельство внимание оратора и, в случае когда дело не может быть решено иначе, представлять о сем Сейму.
§ 35. Кратко составленный протокол состоявшихся на общем собрании определений немедленно передается членам Сейма, упомянутым в § 33, для поверки.
Особые правила.
§ 36. Заключения Коммисий, всеподданнейшие представления Сейма Государю Императору и Великому Князю и свод определений Сейма составляются на обоих языках. Прения на общих собраниях основываются на финском тексте. Шведский текст составляется или по распоряжению соответственной Коммисии, или в образованном для сей цели отделе Канцелярии, под надзором одного из членов соответственной Коммисии, причем Экспедиционная и Поверочная Коммисии решают, на правах Сейма, об окончательной редакции шведских текстов.
Примечание составителя. § 36 не соответствует законам, приведенным в Приложениях 18 и 21. См. примечание к § 50 Сеймового Устава 1906 года и Приложение 35.
§ 37. Если Сейм, согласно § 28 Сеймового Устава, постановит о подаче адреса, то окончательная редакция такового одобряется Сеймом. В других случаях исходящие бумаги поверяются помянутой в § 76 Сеймового Устава Поверочной Коммисиею, если Сейм по какому-либо делу не пожелает сам воспользоваться своим правом поверки.
Исходящие бумаги и свод определений Сейма составляются и отправляются по назначению Экспедиционною Коммисиею, согласно состоявшимся определениям Сейма. На обязанности Экспедиционной Коммисии лежит ассигнование средств, по окончании Сейма, на типографские и прочие сеймовые расходы, на выдачу вознаграждения членам Экспедиционной и Поверочной Комиссий и на прочие расходы сих Коммисий.
Поверочная Коммисия наблюдает за точным согласованием составляемых Экспедиционною Коммисиею бумаг и свода сеймовых определений с решениями Сейма. Буде Поверочная Коммисия не одобрит содержания исходящей бумаги, или ее редакции, то она возвращает оную в Экспедиционную Коммисию с объяснением причин и прилагает проект изменений, найденных ею необходимыми. Если таким путем Коммисии к соглашению не придут, то дело решается на общем заседании обеих Коммисий, где прениями руководит Председатель Поверочной Коммисии.
Деятельность экспедиционной и поверочной коммисий продолжается, согласно 4-му пункту §43 и § 76 Сеймового Устава, до окончания возложенных Сеймом на сии Коммисии поручений.
§ 38. Член Сейма, желающий получать отпуск, заявляет о сем Сейму с указанием уважительных причин. За исключением особо важных случаев, отпуски даются на срок не свыше одной недели.
§ 39. Денежные штрафы, налагаемые, согласно § 15 Сеймового Устава, на членов Сейма за неявку на заседание, помещаются на хранение по распоряжению Тальмана и употребляются на цели, о коих постановляет Сейм.
§40. Посторонние лица, занимающие во время заседаний Сейма места на хорах, обязаны точно следовать действующим правилам относительно соблюдения должного порядка, а также правилам, впредь устанавливаемым Сеймом. Таковые правила вывешиваются на видных местах.
В случае возникновения беспорядка, Тальман может распорядиться удалением с хор всех посторонних лиц.
§ 41. Настоящий Наказ служит к руководству до изменения или дополнения его решением Сейма. Таковое решение вступает в силу немедленно.
Член Сейма, желающий внести по собственной инициативе проект изменения Наказа, делает о сем письменное представление, каковое, если оно не будет отвергнуто Сеймом, передается на заключение Тальманского Совещания.
Правила о производстве выборов на Сейме по пропорциональной системе 1).
Принятые и утвержденные Сеймом на сессии 1907 года, с изменениями от 3 Апреля 1908 года.
§ 1. Избрание выборщиков и членов Большой Коммисии производится под руководством Тальмана. При производстве выборов присутствуют для содействия, кроме Секретаря Сейма, приглашаемые для сего один или два эксперта.
§ 2. Списки кандидатов передаются Секретарю Сейма не позже 12 часов дня накануне выборов.
Кандидаты вносят в кандидатский список в определенном порядке, с обозначением имен или инициалов, если это окажется нужным для избежания недоразумения; список подписывается не меньшим числом избирателей, чем в списке кандидатов; сверх того список должен быть снабжен доверенностью на право предъявления его одним из избирателей в качестве уполномоченного и на производство изменений, упомянутых в § 3.
§ 3. Если одно и то же лицо внесено в несколько кандидатских списков, и если лица,
______________
1) См. примечание составителя к § 72 Сеймового Устава 1906 года.
подписавшие список, пожелают, на основании сего, вычеркнуть фамилию этого кандидата, или заменить его другим, то о сем заявляется Секретарю не позже 3 часов пополудни вышеупомянутого дня.
§ 4. После внесения упомянутых в §3 изменений, все заявленные кандидатские списки, снабженные номером по порядку, соединяются, в порядке их поступления, в одну избирательную записку, которая печатается; при выборах употребляются одни лишь эти избирательные записки.
§ 5. Избиратель отмечает чертою тот кандидатский список, в пользу которого он желает подать голос. Он имеет право вычеркнуть из этого списка фамилии кандидатов и менять порядок их расположения выставлением перед фамилиями цифр, обозначающих место, которое он желает отвести кандидату. Если цифры выставлены только перед некоторыми фамилиями, то остальные считаются составленными в том порядке, как они напечатаны в списке.
§ 6. Избирательная записка, сложенная таким образом, чтобы нельзя было видеть ее содержание, передается избирателем Тальману.
Относительно недействительности избирательных записок соблюдается, в применимых частях, сказанное об избирательных записках в Законе о выборах сеймовых депутатов. Вопрос о недействительности записок решается Тальманом и Вице-Тальманами сообща.
§ 7. По окончании выборов, места, подлежащие замещению, распределяются по кандидатским спискам соразмерно числу поданных в пользу каждого списка избирательных записок. Для сего число избирательных записок, полученное каждым кандидатским списком, делится последовательно на 1, 2, 3, 4 и т.д., сколько нужно. Полученные частные располагаются по величине, начиная с самого большого, и из полученного таким образом ряда отделяется, начиная с начала, столько частных, сколько имеется мест. Каждый кандидатский список получает столько мест, сколько вышеуказанным способом отделено частных. Если два или несколько частных одинаковы, то вопрос решается жребием.
§ 8. Из каждой избирательной записки, поданной за кандидатский список, прочитывается в порядке, указанном избирателем, столько фамилий кандидатов, сколько по §7 кандидатскому списку предоставлено мест, причем первым пяти по порядку кандидатам зачитывается 1, ½, 1/3, ¼, 1/5 голоса, а каждому из следующих по 1/6 голоса. Избранными считаются, по числу причитающихся кандидатскому списку мест, кандидаты, получившие наибольшее число голосов. При равенстве голосов решает номер по порядку, выставленный перед фамилией кандидата на печатном кандидатском списке.
§9. Если одно лицо будет избрано по нескольким кандидатским спискам, то оно считается представителем списка, имеющего наименьшее частное из оставшихся незанятыми после назначения от списка представителей; вместо этого лица назначается от каждого из оставшихся сих списков дополнительно еще один представитель.
Буде вышесказанное применяется к двум или нескольким кандидатам, то начинают с кандидата, избранного по списку, за который подано наибольшее число избирательных записок, а если таковых кандидатов несколько, то с кандидата, избранного первым по порядку. Такой же порядок соблюдается также относительно следующих кандидатов.
§10. Когда таким образом будет определено число подлежащих избранию от каждого списка дополнительных представителей, то по каждой избирательной записке, поданной за список, прочитывается сверху, по порядку их расположения, столько фамилий кандидатов, из оставшихся неизбранными, сколько причитается от списка дополнительных представителей, причем пропускаются фамилии уже ранее избранных лиц, и каждому дополнительному кандидату засчитывается такое количество голосов, какое ему, согласно §8, причитается по месту, занимаемому в ряду всех прочитанных из избирательной записки фамилий. Представителями от кандидатского списка, по числу незанятых мест, считаются те из еще неизбранных кандидатов, которые при этом и предшествующем чтении получат в общей сложности наибольшее число голосов.
Группы избирательных записок, поданные за кандидатские списки, упомянутые в предыдущем пункте, проходятся в порядке числа записок таким образом, что прежде проходится группа, имеющая наибольшее число таковых.
§ 11. После сего от каждого кандидатского списка избираются кандидаты к выборщикам в числе одной четверти, с округлением дробей до единицы, общего числа мест, выпавших на долю кандидатского списка, согласно § 7. Для сего такое именно число фамилий, из числа оставшихся кандидатов, прочитывается по каждой избирательной записке, поданной за список, причем голоса засчитываются и в остальном поступают, как сказано в § 10. Те из неизбранных еще кандидатов, кои при этом и предшествующем чтении получили в общей сложности наибольшее число голосов, избираются в указанном выше числе кандидатами к выборщикам по порядку количества полученных ими голосов. При одинаковом количестве голосов решает место, занимаемое кандидатом в печатном кандидатском списке.
§ 12. В случаях, предусмотренных в § 36 Сеймового Устава, выборы членов Коммисий по пропорциональной системе производятся выборщиками под руководством Председателя выборщиков.
При сем соблюдается сказанное в предыдущих параграфах с нижеследующими отступлениями:
Кандидатские списки передаются Председателю выборщиков не позже как за 4 часа до начала выборов.
Об изменениях, упомянутых в § 3, заявляется Председателю выборщиков не позже как за 2 часа до выборов.
Избирательные записки не печатаются, но таковыми служат копии с заявленных кандидатских списков.
Буде Председатель усомнится в действительности избирательной записки, то он передает решение сего вопроса на усмотрение выборщиков. Так же поступается в случаях, когда до производства подсчета записок выборщик потребует передачи вопроса о недействительности записки, одобренной Председателем, на усмотрение выборщиков.
Кандидаты к членам Коммисии избираются в числе одной трети, с округлением дробей до единицы, общего числа мест, причитающихся кандидатскому списку, согласно § 7. Независимо сего избирается такое число кандидатов к членам Экспедиционной и Поверочной Коммисий, какое бцдет определено Сеймом по предложению Тальманского Совещания.
Если потребуется большее число кандидатов к членам других Коммисий, то Тальманское Совещание представляет о сем Сейму.
§ 13. В случае выбытия из состава Большой Коммисии одного из членов оной, вместо выбывшего вступает из числа внесенных в список, от коего избран выбывший, тот оставшийся неизбранным кандидат, у которого окажется наибольшее число голосов при дополнительном чтении и расчете, производимом на основании §11.
Наказ Большой Коммисии 1).
Одобрен 22 марта 1910 года.
Сверх сказанного в Наказе Сейма о производстве дел в Большой Коммисии, последняя определила относительно порядка своей работы нижеследующее:
1. Для стенографирования заседаний Большой Коммисии, назначаются два стенографа для финского и один для шведского языка.
2. При подсчете голосов во время открытого голосования Секретарю содействуют два назначенных для сего Председателем члена Большой Коммисии.
3. По предложению Председателя Большая Коммисия избирает, сроком каждый раз на одну неделю, двух членов Коммисии для поверки, совместно с Председателем, протоколов.
4. Лица, избранные, согласно предыдущему пункту, для проверки протокола, проверяют совместно с Председателем все те заключения Большой Коммисии, которые содержат в себе лишь краткие извещения о том, что Коммисия предлагает одобрить проект закона или постановления без изменений или с небольшими изменениями.
5. Член Большой Коммисии, не явившийся на заседание спустя 15 минут после переклички, отмечается отсутствующим.
6. Послеобеденные заседания Большой Коммисии не должны продолжаться позже 11 часов вечера, если о сем в известных случаях не будет постановлено Коммисиею иначе.
7. Члены Сената имеют право присутствовать на заседаниях Большой Коммисии и принимать участие в прениях, буде Коммисия в известных случаях не постановит иначе.
8. Член Большой Коммисии, желающий, для раздачи какого-либо проекта членам Коммисии, подвергнуть оный предварительно тиснению, представляет проект Секретарю Коммисии заблаговременно и не позже одного часа до заседания. Тиснение проектов, поданных во время заседания, производится Канцеляриею переписчиков на пишущей машине, по мере возможности.
9. По прекращении прений и после сообщения Председателя о поступивших во время прений проектах, членам Коммисии, предложения коих исключены или неверно переданы, предоставляется делать о сем заявления, причем исключенные предложения, если они найдут
______________
1) См. примечание составителя к §72 Сеймового Устава 1906 года.
поддержку, подвергаются голосованию, а неверные изложения исправляются. Засим сообщение подтверждается ударом молотка, после чего заявление об изменениях не принимаются, буде Коммисия не выскажется единогласно за принятие.
10. При производстве голосования в Большой Коммисии, не разрешается подавать голос после того, как названа фамилия следующего члена Коммисии.
11. Дела, передаваемые в Большую Коммисию, подвергаются двукратному чтению, если Коммисия не решит ограничиться при обсуждении какого-либо дела одним чтением.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.