Кахетинское царство

Написано Пашковым Р. В.
КАХЕТИНСКОЕ ЦАРСТВО
Я, Георгий Второй Багратиони, повелел для своего царства по праву владетеля и христианской веры следующее.
Комментарий:
Данные законы были приняты монархом Кахетии в тот момент, когда Грузия находилась в кризисе, а Кахетия была самостоятельным царством. Законы были подарены царем, народ же свое согласие на них не давал. Они известны как Список Багратиони.
Часть 1. Основы страны.
Комментарий:
Часть первая посвящена основам страны Кахетии как христианского царства древней традиции веры на Кавказе. Исходя из этого и надо понимать средневековую Кахетию. Она была всего лишь обломком былого величия грузинского царства.
Статья 1.
Кахетия есть суверенное христианское царство на грузинской земле и владеют им потомки Багратиони.
Кахетия является исторической частью грузинского царства.
Кахетия стремится объединить грузинский народ.
Комментарий:
Кахетия была, прежде всего, суверенным государством, заключающим международные союзы и ведущим войны. Царями по наследству становились потомки Багратиони. Ярко выражено интегристское устремление к объединению былой Грузии, желание выступить ядром такого объединения. Кахетия выражала себя как хранитель грузинской государственности, являясь, по сути, небольшим феодальным княжеством.
Статья 2.
Высший суверенитет принадлежит Богу, и мы находимся под его заботой.
Бог охраняет нашу землю.
Комментарий:
Высший суверенитет принадлежит Богу, чья длань простирается над нами – таково понимание суверенитета в то время, только христианское. Все помыслы в битве обращались к Богу, и все победы были одержаны благодаря покровительству его. Неудачи же объяснялись грехами, тем, что Бог отвернулся в этот день от Грузии. Вера в это была горячей и искренней.
Статья 3.
Забота о Кахетии есть высший долг и обязанность грузин.
Все грузины по праву рождения могут быть нашими подданными.
Комментарий:
Кахетия, выступая объединительным центром, стремилась стать центром в сознании грузин. Поэтому каждый грузин мог стать подданным царя Кахетии автоматически. Таким образом, кахетинское царство распространяло свое влияние на все грузинские земли, вбирая в себя весь грузинский народ.
Статья 4.
Кахетия есть колыбель Грузии, несущая духовные сокровища грузинского народа через века.
Кахетия сохраняет традиции грузинской государственности.
Дела Кахетии неприкосновенны и никто не вправе вмешиваться в управление данной страной.
Комментарий:
Кахетия выступила наследником традиций грузинской государственности, старательно оберегая свои права. Кахетия сознавала себя государством, миссия которого – объединение. Этому были подчинены все государственные институты и внешняя политика Кахетии. И, в конце концов, это сработало. Суверенитет Кахетии были неприкосновенен и никакие внешние силы не могли влиять на царя Кахетии.
Статья 5.
Кахетия – это христианская земля и правят в ней по добрым христианским традициям.
Вера христова есть лучшая в земле грузинской по заветам предков.

Комментарий:
Кахетия всегда была именно христианским царством с христианским миропониманием и политической традицией. В основе правления царя лежало соглашение с народом о правлении по добрым традициям. Соглашение это было неписаным и строго соблюдалось. Христова вера всегда охранялась на грузинской земле, к ней было особое почтение. На ней строилась вся грузинская культура.
Статья 6.
Вера Христова есть свет божий для грузинского народа и достояние Грузии.
Церковь бережет наследие народа.
Монастырям принадлежит право десятины.
Комментарий:
Христианская церковь выступала как средоточие культуры и науки. Отсюда и особые права и статус. Это нашло свое отражение и в своде высших законов. Авторитет церкви был незыблем, и патриарх грузинской православной церкви всегда сохранял церковное единство страны даже в самые тяжелые времена. Многие монастыри имели вековую историю и их права почитались, в том числе и право на десятину.
Статья 7.
Земля Кахетии священна и неделима.
Земля Кахетии не может быть предметом соглашения даже царя.
Кахетия не может быть разделена и заложена на основании ленного права.
Комментарий:
Данная статья закрепляла единство Кахетии. Она не могла быть разделена по наследству или заложена. Любое соглашение об этом было недействительно перед лицом народа. Только все или ничего переходило по наследству. Никакие договоры не позволяли отчуждать даже в случае проигрыша в войне.
Статья 8.
Кахетии принадлежит право суверенности в отношении своей территории и власти.
Царь обнимает своей властью каждого подданного.
Связь подданного с царством не прекращается за пределами Кахетии.
Комментарий:
Кахетия имеет полный суверенитет над любой частью своей территории, и царь имеет правовую связь с каждым своим подданным. Эта связь не прерывается никогда, пока подданный признает власть кахетинского царя. Каждый кахетинец находился под защитой царя и всегда ощущал связь с домом вне пределов страны.
Статья 9.
Царь заботится о семье и доме каждого своего подданного.
Каждый может обратиться к скорому и справедливому суду.
Царь защищает свой властью каждого.
Комментарий:
Царь защищал своей властью всякого, кто к нему обращался. Каждый мог обратиться к скорому и справедливому суду, включая суд царя. Изъятия не было, но в значительной степени это было декларативно. Понятно, что права крестьянина и феодала неравны. В случае бедствия царь мог раздавать свои запасы народу для его выживания.
Часть 2. Царь Кахетинский.
Комментарий:
Эта часть была одной из ключевых и второй по значению. Царь был центральной фигурой в государственном управлении. Он обладал высшим сюзеренитетом, правом высшего суда, сбора войска, заключения договоров и распоряжения казной.
Статья 10.
Царь кахетинский есть владетель земель и отец своих подданных.
Царь обладает мудростью веков и веры.
Его действия нельзя подвергать сомнению.

Комментарий:
Царь кахетинский официально был владетелем всей земли и отцом всех подданных, подчеркивая личный характер отношений с каждым подданным. Царь обладал непререкаемой мудростью от бога. Его действия нельзя было подвергать никакому сомнению. Сам факт сомнения влек за собой кару.
Статья 11.
Царь кахетинский правит по божьему промыслу и только богу он подотчетен в делах и поступках своих.
Царь есть помазанник божьей веры христовой.
Комментарий:
Царь отвечал в своих поступках только перед богом. Он был неподсуден никому, включая католикоса. Царь официально провозглашался правителем по велению бога. В своих действиях царь официально руководствовался божьим промыслом и его велением.
Статья 12.
Царь есть верховный сюзерен в земле Кахетинской.
Все преклоняют колено перед царем и силой царства.
Царь олицетворяет собой историю грузинского народа и выступает хранителем традиций.
Комментарий:
Царь был верховным сюзереном, все владения были в его ведении, он мог лишить владения любого по своему усмотрению. Все преклоняли колено перед царем, выражая почтение к верховной власти. Царь официально выступал хранителем традиций и нес за это ответственность.
Статья 13.
Царь вправе образовывать ведомства двора для управления страной.
Он утверждает двор.
Царь стремиться объединить страну на добрых началах.
Комментарий:
Царь по своему решению образовывал ведомства по управлению страной. Он утверждал свой двор и вел дворцовые дела. Снова отражен факт объединения страны и то, что это находится под личной ответственностью царя, составляя все его помыслы.
Часть 3. Дворянство и церковь.
Комментарий:
В данной части объединены права дворян и церкви. Это были два важнейших института средневековой феодальной монархии. Церковь обладала духовной монополией, дворянство – монополией на государственную службу. Эти два института были предметом постоянной заботы царя и их права тщательно соблюдались.
Статья 14.
Дворянство является основой государства и находится под защитой царя.
Дворянство состоит из лучших представителей в государстве по крови.
Комментарий:
Дворянство признавалось основой государства и пользовалось защитой царя. Дворянами были лучшие представители по праву крови, хотя допускалось и пожалование в дворянский чин за выдающиеся заслуги, но это было редко. Дворянство выступало основным государственным сословием по управлению страной.
Статья 15.
Дворянин не может быть подвергнут наказанию, отдан в рабство; он первый друг и советчик царя в делах государственных.
Комментарий:
Каждый дворянин имел право на личный прием у царя по государственным делам. Он не мог быть отдан в рабство ни за какие долги. Личность дворянина была неприкосновенной и его достоинство не могло унижаться. Каждый дворянин мог написать обращение к царю и оно должно было быть рассмотрено.
Статья 16.
Дворянин придерживается кодекса чести и неукоснительно выполняет его при любых обстоятельствах.
Только дворянин может занимать высшие должности в государстве и отправлять правосудие от имени царя в суде царя или князя.
Комментарий:
Дворянство держалось на соблюдении кодекса чести, отступления не допускались, иначе следовало лишение сана дворянина и перевод в разряд свободных крестьян. Царь часто жаловал выдающимся людям звание дворянина. Только дворянин мог заседать в суде царя или князя.
Статья 17.
Церковь есть объединительное начало грузинского народа и символ единства.
Церковь независима в своих действиях от воли царя.
Комментарий:
Церковь выступала как символ единства страны и пользовалась этим, добившись этого права в законах царства. Царь не мог указывать католикосу ни по каким вопросам, он мог только просить. Эти просьбы выполнялись не всегда, хотя принимались во внимание католикосом.
Статья 18.
Епископ назначается католикосом с согласия царя. Он является первым священником в сатавадо после католикоса по делам церковным.
Епископу подчиняются монастыри и духовные заведения.
Князья и царь не вправе вмешиваться в дела духовные.
Комментарий:
Епископ сатавадо назначался католикосом с согласия царя, все-таки оно было нужно. Это правило соблюдалось, но епископ был независим от царя, соблюдая внешнюю лояльность. Епископу подчинялись при определенной автономии монастыри, хотя были монастыри, подчинявшиеся католикосу. Князья и царь не имели права вмешиваться в дела церкви.
Часть 4. Суд.
Комментарий:
Данная глава рассматривает суд в Кахетинском царстве. Право было христианским и особенно широки были права церкви, развито было церковное право. Судебная система была трехуровневой: суд старейшин, суд князя и суд царя.

Статья 19.
Суд царя есть высший суд в царстве по светским делам, а суд католикоса всех грузин – по делам церковным.
Царь судит по доброму нраву и обычаям царства.
Комментарий:
В царстве было разделение высшего суда: церковное право регулировалось высшим судом католикоса, а светское – судом царя. Католикос в принципе выступал как общегрузинская инстанция по церковным делам, а полномочия царя распространялись только в пределах царства. Царь при спорах в земле судил по законам земли на основании общих правил. В исключительных случаях он мог обращаться к общегрузинскому праву, в отличие от князя, который мог судить по общегрузинскому праву сразу.
Статья 20.
Каноническое право подлежит безусловному применению на всей территории царства и церковные суды независимы от царя, подчиняясь католикосу.
Комментарий:
Церковные суды независимы от царя, подчиняются католикосу. Налицо параллельность – царь не мог никак вмешиваться в решения церковных судов, если они были приняты по церковному праву.
Статья 21.
Первым судом является суд старейшин по обычаям грузинского народа, для чего надлежит обратиться к князю.
Князь назначает селение, старейшины которого будут судить, и день суда.
Комментарий:
Первой инстанцией был суд старейшин, для чего было необходимо соблюдать процедуру и уведомить об этом князя, который выбирал селение, где будут судить, и назначал день. Несоблюдение уведомления делало суд незаконным и влекло наказание для судей и для обеих сторон.
Статья 22.
Князь по сложным и государственным делам судит по доброму разуму именем царя.
Суд сатавадо безусловен по отношению к интересам князя и является в таком случае первым, а суд царя – вторым и высшим.
Комментарий:
Князь по сложным делам судил по доброму разуму именем царя, то есть применял толкование при помощи юристов. Суд князя был первым, если затрагивались интересы сатавадо в целом, в этом случае последней инстанцией был царь. Это правило было неизменным на протяжении веков.
Статья 23.
Царь вправе принять любой вопрос к своему рассмотрению.
Царь творит суд сам, объезжая свои владения.
Комментарий:
Царь вправе решать любое дело в царстве, принимая его к своему рассмотрению. Никто не может противиться этому. Решение царя является окончательным. Царь творил суд сам, а материалы готовит его канцелярия. Отдельно следует отметить, что царь мог творить суд при объезде своих владений или просто при выезде в резиденцию.
Статья 24.
Суд в царстве совершается по обычаям и законам народа грузинского.
Иностранцы судятся согласно своему праву.
Комментарий:
Суд совершался по общегрузинскому праву. Это говорит о единстве правовой системы страны при ее феодальной раздробленности. Особенно это касалось церкви. Иностранцы судились по праву своей страны, на них право царства в области гражданских и уголовных дел не распространялось.
Часть 5. Сатавадо.
Комментарий:
Пятая часть посвящена региональному делению Кахетинского царства. Кахетия состояла из сатавадо – наследственных княжеств. Князья не могли открыто враждовать друг с другом, нередки были случаи и лишения сатавадо.

Статья 25.
Сатавадо есть автономная область в царстве, управляемая князем – вассалом царя.
Сатавадо обладает автономией в делах управления по праву наследования князей, а они правят от имени царя.
Комментарий:
Сатавадо есть автономная область, княжество в составе царства. Князь правит от имени царя и его именем выносит решения. Сатавадо обладало автономией в делах управления, хотя царь очень часто определял ее по своему смотрению, пользуясь вассалитетом. Все князья были вассалами царя и признавали его реальную власть.
Статья 26.
Князя сатавадо утверждает царь и он же вправе лишить его области в случае дурного поведения.
Князем сатавадо становятся по наследованию. Царь может назначить с правом владения лучших людей князьями при выплате отступного прежним.
Комментарий:
Князя сатавадо утверждал царь, он же мог его снять в случае «дурного поведения». Такая формулировка давала широкий простор для толкования, включая произвол. Царь мог просто назначить нового князя, выплатив отступное прежнему князю в случае отсутствия его провинности. Таким могло быть его решение. В случае вины князь оставался без выплаты, с лишением титула и владения.
Статья 27.
Князь сатавадо имеет право на свой герб, суд и дружину.
Наследование княжеского титула происходит по мужской линии старшего сына.
Комментарий:
Князь сатавадо имел право на наследственный герб. Он также обладал правом на постоянную небольшую дружину из дворян. Наследовал титул князя старший сын, наследование было неделимым – все или ничего. Таким образом сохранялся лен и административно-территориальное деление Кахетинского царства.

Статья 28.
К делам сатавадо относится благоустройство дорог и крепостей, забота о сиротах, взимание пошлин, казна сатавадо, суд сатавадо, помощь церкви.
Царь вправе поручать князю выполнение поручений.
Комментарий:
Предметы ведения сатавадо были не так уж и определены. Это обороноспособность, призрение сирот, взимание пошлины, казна сатавадо, право на суд, помощь церкви в случае бедствия. Царь мог возложить на сатавадо дополнительные обременения. Отказаться от них князь не имел права, так как каждое такое поручение носило личный характер.
Статья 29.
Князь вправе учреждать в сатавадо свой двор и управлять там по доброму нраву, придерживаясь грузинских законов в своей деятельности.
Комментарий:
Князь сатавадо был вправе учреждать двор и творить суд. Но он был связан законами царства и не мог издавать своих законов. Канцелярия царя строго следила за этим, поправляя решения князей и докладывая о них царю. Пределы компетенции князя были четко очерчены; оставаясь в них, он был под защитой царя.
Статья 30.
Каждое сатавадо является неотъемлемой частью Кахетинского царства.
Князь сатавадо не может вступать во внешние сношения без ведома царя.
Комментарий:
Сатавадо не могло вступать в сепаратные переговоры и вести какие-либо договоренности с другими странами. Такое поведение немедленно каралось царем. Каждое сатавадо было неделимо и принадлежало царю по праву короны. Внешние сношения были возможны только с разрешения царя.