Конституция королевства Марокко 1962

КОНСТИТУЦИЯ КОРОЛЕВСТВА МАРОККО
7 декабря 1962 г.
ПРЕАМБУЛА
Королевство Марокко – суверенное мусульманское государство, официальным языком которого является арабский язык; оно составляет часть Великого Магриба.
Являясь африканским государством, оно, кроме того, ставит одной из своих целей осуществление африканского единства.
Сознавая необходимость включения своей деятельности в рамки международных организаций, активным и динамичным членом которых оно стало, Королевство Марокко обязуется соблюдать принципы, права и обязанности, вытекающие из уставов указанных организаций.
Королевство Марокко подтверждает также свою решимость трудиться для сохранения мира и безопасности во всем мире.
ГЛАВА І. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Об основных принципах
Статья 1. Марокко является конституционной, демократической и социальной монархией.
Статья 2. Суверенитет принадлежит Нации, которая осуществляет его непосредственно путем референдума и косвенно при помощи конституционных учреждений.
Статья 3. Политические партии содействуют организации и представительству граждан. В Марокко запрещается однопартийный режим.
Статья 4. Закон является высшим выражением воли Нации. Все обязаны подчиняться ему. Закон не может иметь обратной силы.
Статья 5. Все марокканцы равны перед законом.
Статья 6. Ислам является религией государства, которое гарантирует всем свободу отправления культов.
Статья 7. Эмблемой Королевства является красный флаг, в центре которого находится зеленая пятиконечная звезда.
Девиз Королевства: «Бог, Родина, Король».
О политических правах граждан
Статья 8. Мужчины и женщины пользуются равными политическими правами. Избирателями являются все совершеннолетние граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами.
Статья 9. Конституция гарантирует всем гражданам: свободу передвижения и жительства во всех частях Королевства, свободу мнений, свободу выражения во всех его формах и свободу собраний, а также свободу объединений и свободу вступления в любые профессиональные и политические организации по своему выбору.
Осуществление этих свобод может быть подвергнуто ограничениям только в силу закона.
Статья 10. Никто не может быть арестован, лишен свободы или наказан, кроме как в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Жилище неприкосновенно. Обыски или проверки могут производиться только в условиях и в порядке, предусмотренных законом.
Статья 11. Тайна переписки гарантируется.
Статья 12. Все граждане на равных условиях имеют доступ к государственным должностям и службам.
Об экономических и социальных правах граждан
Статья 13. Все граждане имеют равное право на образование и труд.
Статья 14. Право на забастовку гарантируется.
Органический закон уточнит условия и формы, в которых может осуществляться это право.
Статья 15. Право собственности гарантируется. Закон может ограничить ее размеры и пользование ею, если необходимость этого будет продиктована требованиями планового экономического и социального развития Нации.
Экспроприация может проводиться только лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Статья 16. Все граждане принимают участие в обороне Родины.
Статья 17. Все несут пропорционально своим податным возможностям бремя государственных налогов, которые могут быть установлены и распределены только законом в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией.
Статья 18. Все солидарно несут бремя повинностей, вызванных национальными бедствиями.
ГЛАВА II. О КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ
Статья 19. Король «Амираль-Муминин» (повелитель правоверных) – символ единства Нации, гарант постоянства и непрерывности существования государства – следит за соблюдением Ислама и Конституции. Он является защитником прав и свобод граждан, социальных групп и коллективов.
Он гарантирует независимость Нации и целостность территории Королевства в его подлинных границах.
Статья 20. Корона Марокко и ее конституционные права являются наследственными и передаются по прямой нисходящей линии в порядке первородства потомкам мужского пола Его Величества короля Хасана II. В случае, если нет наследников мужского пола по прямой линии, право на престол передается наиболее близкой боковой мужской линии и при соблюдении тех же условий.
Статья 21. Король считается несовершеннолетним до достижения им полных восемнадцати лет. В период несовершеннолетия Короля власть и конституционные права Короны осуществляются Регентским советом.
Председателем Регентского совета является родственник короля мужского пола по наиболее близкой боковой мужской линии, достигший 21 года. В состав Совета входят также председатель Верховного суда, ректор Университета и председатели Палаты представителей и Палаты советников.
Функции члена Регентского совета несовместимы с министерскими функциями.
Правила функционирования Регентского совета устанавливаются органическим законом.
Статья 22. Королю предоставляется цивильный лист.
Статья 23. Личность Короля неприкосновенна и священна.
Статья 24. Король назначает Премьер-министра и Министров. Он прекращает исполнение ими их функций либо по своей собственной инициативе, либо вследствие их индивидуальной или коллективной отставки.
Статья 25. Король председательствует в Совете министров.
Статья 26. Король промульгирует закон. Он может передать его на референдум или на новое чтение в соответствии с условиями, предусмотренными Главой V.
Статья 27. Король может распустить Палату представителей королевским декретом в соответствии с условиями, предусмотренными статьями 77 и 79 Главы V.
Статья 28. Король может направлять послания Парламенту и Нации. Содержание посланий не может быть предметом парламентских дебатов.
Статья 29. Король осуществляет регламентарную власть в тех областях, которые в прямо выраженной форме резервированы за ним Конституцией.
Декреты Короля, за исключением тех, которые предусмотрены статьями 24, 35, 72, 77, 84, 91, 101, контрассигнуются Премьер-министром.
Статья 30. Король является верховным главнокомандующим Королевскими вооруженными силами. Он назначает на гражданские и военные должности и может делегировать это право.
Статья 31. Король аккредитует послов в иностранных державах и международных организациях. Послы или представители международных организаций аккредитуются при нем.
Он подписывает и ратифицирует договоры.
Однако договоры, налагающие на государство финансовые обязательства, не могут быть ратифицированы без предварительного одобрения Парламента.
Договоры, могущие затронуть положения Конституции, одобряются в соответствии с процедурой, предусмотренной для пересмотра Конституции.
Статья 32. Король председательствует в Высшем совете национального развития и планирования.
Статья 33. Король председательствует в Высшем совете магистратуры и назначает судей в соответствии с условиями, предусмотренными статьей 84.
Статья 34. Король осуществляет право помилования.
Статья 35. В случае, если территориальной целостности государства угрожает опасность или если происходят события, способные нарушить функционирование конституционных учреждений, Король может после консультации с председателями обеих Палат Парламента и обращения с посланием к Нации объявить королевским декретом исключительное положение. В силу этого он облекается правомочиями, независимо от каких-либо постановлений о противном, принимать меры, необходимые для защиты территориальной целостности и возобновления нормальной деятельности конституционных учреждений.
Исключительное положение отменяется в том же порядке, как и объявляется.
ГЛАВА III. О ПАРЛАМЕНТЕ
Организация Парламента
Статья 36. Парламент состоит из Палаты представителей и Палаты советников.
Статья 37. Члены Парламента получают свои мандаты от Нации. Право голосования осуществляется лично и не может быть делегировано.
Статья 38. Ни один член Парламента не может подвергаться преследованию или следствию, аресту, заключению или суду за высказанные мнения или за голосование при исполнении своих обязанностей. Ни один член Парламента в период сессии не может подвергаться преследованию или аресту за уголовное преступление или за проступок, кроме как с разрешения Палаты, членом которой он является, за исключением случаев задержания на месте преступления.
Ни один член Парламента в период между сессиями не может быть подвергнут аресту, кроме как с разрешения бюро той Палаты, членом которой он является, за исключением тех случаев, когда он задержан на месте преступления, когда имеется разрешение на преследование или когда в отношении него вынесен окончательный приговор. Лишение свободы или преследование члена Парламента приостанавливается, если этого потребует Палата, членом которой он является.
Статья 39. Парламент ежегодно собирается на две сессии. Король председательствует при открытии обеих сессий. Первая сессия начинается 18 ноября. Вторая сессия открывается в последнюю пятницу апреля.
Если Парламент заседает, по меньшей мере, два месяца в течение каждой сессии, о закрытии сессии может быть объявлено декретом.
Статья 40. Парламент может быть созван на чрезвычайную сессию либо по требованию одной трети членов Палаты представителей, либо декретом.
Чрезвычайные сессии Парламента проводятся по определенной повестке дня. Когда повестка дня исчерпана, сессия закрывается декретом.
Статья 41. Министры имеют доступ в обе Палаты и в их комиссии. Они могут привлекать к себе в помощь назначаемых ими комиссаров.
Статья 42. Заседания обеих Палат являются открытыми. Полные отчеты о прениях публикуются в «Бюллетень офисьель». Каждая Палата может заседать в качестве секретного комитета по требованию Премьер-министра или одной десятой части своих членов.
Статья 43. Каждая Палата вырабатывает и принимает свой регламент. Однако он может начать применяться только после одобрения Конституционной палатой Верховного суда.
Статья 44. Члены Палаты представителей избираются сроком на четыре года на основе всеобщего и прямого избирательного права. Они именуются представителями. Число представителей и порядок их выборов, условия их избираемости и режим несовместимости должностей определяются органическим законом. Председатель и члены бюро избираются ежегодно в начале ноябрьской сессии. Бюро избирается на основе пропорционального представительства групп.
Статья 45. Палата советников состоит на две трети из членов, избираемых в каждой префектуре и провинции коллегиями, в состав которых входят члены префекторальных и провинциальных собраний и члены советов общин, а на одну треть – из членов, избираемых сельскохозяйственными палатами, торговыми и промышленными палатами, ремесленными палатами, а также представителями профессиональных союзов. Избранными могут быть только кандидаты, являющиеся членами коллегий, палат или профессиональных союзов, перед которыми они отчитываются.
Члены Палаты советников избираются сроком на 6 лет. Состав Палаты обновляется наполовину каждые три года. Места, подлежащие обновлению в первый раз, определяются путем жеребьевки. Члены Палаты советников носят звание советников; условия избираемости и режим несовместимости должностей устанавливаются органическим законом.
Статья 46. Палата советников заседает в то же время, что и Палата представителей.
О полномочиях Парламента
Статья 47. Законы принимаются Парламентом. Парламент может разрешать Правительству в течение ограниченного периода времени и для достижения определенных целей принимать путем декретов, обсуждаемых в Совете министров, меры, которые обычно относятся к области законодательства. Декреты вступают в силу с момента их опубликования, но по истечении периода времени, установленного уполномочивающим законом, они должны быть представлены на одобрение Парламента. Уполномочивающий закон становится недействительным, если Палата представителей распущена.
Статья 48. К области законодательства, помимо вопросов, в прямо выраженной форме отнесенных к ней другими статьями Конституции, относятся:
индивидуальные и коллективные права, перечисленные в главе I настоящей Конституции,
основные принципы гражданского и уголовного права,
организация судебных органов Королевства,
основные гарантии, предоставляемые гражданским и военным должностным лицам государства.
Органический закон может уточнить и дополнить настоящие положения.
Статья 49. Вопросы, не входящие в область законодательства, относятся к области регламентарной власти.
Статья 50. Акты, принятые в форме закона до промульгации настоящей Конституции, могут быть изменены декретом после вынесения соответствующего заключения Конституционной палаты Верховного суда в тех случаях, когда они касаются области, отнесенной к компетенции регламентарной власти.
Статья 51. Война объявляется с разрешения Парламента.
Статья 52. Осадное положение может быть объявлено декретом, принятым в Совете министров, на период, равный тридцати дням. Этот период может быть продлен законом.
Статья 53. Парламент принимает закон о финансах в соответствии с условиями, предусмотренными органическим законом.
Расходы на капиталовложения, связанные с выполнением плана, ставятся на голосование только один раз, а именно при утверждении плана Парламентом. Они автоматически включаются в бюджет на протяжении всего периода осуществления плана. Только Правительство полномочно вносить законопроекты, имеющие своей целью изменение принятой в таком порядке программы.
Если к 31 декабря бюджет не утвержден Парламентом, Правительство декретом открывает кредиты, необходимые для деятельности государственных служб и выполнения ими своих задач, в соответствии с бюджетными предложениями, представленными на утверждение.
Статья 54. Предложения и поправки, предлагаемые членами Парламента, являются неприемлемыми, если следствием их принятия явилось бы, по сравнению с законом о финансах, либо сокращение государственных доходов, либо установление новых или увеличение уже установленных государственных расходов.
О деятельности парламентских учреждений
Статья 55. Законодательная инициатива принадлежит как Премьер-министру, так и членам Парламента.
Законопроекты вносятся, прежде всего, в бюро Пенаты представителей.
Если Палата представителей отвергает законопроект в первом чтении, Правительство может его направить в Палату советников.
Статья 56. Правительство может заявить о неприемлемости любого предложения или поправки, которые не относятся к области законодательства.
В случае разногласий Конституционная палата Верховного суда по требованию Палаты или Правительства выносит решение в течение восьми дней.
Статья 57. Законопроекты и законодательные предложения направляются на изучение в комиссии, которые продолжают свою деятельность в период между сессиями.
Статья 58. В период между сессиями Парламента Правительство может с согласия соответствующих комиссий принимать декреты-законы, которые должны быть представлены на одобрение Парламента в течение следующей очередной сессии.
Статья 59. Повестка дня каждой Палаты составляется бюро данной Палаты. Она включает в первую очередь и в порядке, установленном Правительством, обсуждение законопроектов, внесенных Правительством, а также законодательных предложений, получивших его одобрение.
Одно заседание в неделю отводится в порядке первоочередности вопросам членов Парламента и ответам на них Правительства.
Статья 60. Обсуждение законопроектов в первом чтении происходит на основе текста, представленного Правительством. Палата, в которую представлен другой Палатой текст законопроекта, проводит обсуждение переданного ей текста.
Статья 61. Члены парламента и Правительство имеют право вносить поправки. После открытия дебатов Правительство может выступить против рассмотрения любой поправки, которая предварительно не была направлена в соответствующую комиссию.
Если этого потребует Правительство, соответствующая Палата путем однократного голосования выносит свое решение в отношении обсуждаемого текста в целом или какой-либо его части, принимая во внимание только поправки, предложенные Правительством или получившие его одобрение.
Статья 62. Каждый законопроект или законодательное предложение последовательно рассматривается в обеих Палатах с целью принятия идентичного текста.
В случае если законопроект или законодательное предложение не одобрены после двух чтений каждой из Палат или если Правительство объявляет их срочными после проведения одного чтения в каждой из Палат, то законопроект или законодательное предложение снова представляются на рассмотрение Палаты представителей, которая либо одобряет их, либо отвергает большинством в две трети голосов.
В случае принятия акт передается на решение Королю.
Статья 63. Органические законы принимаются и изменяются в соответствии со следующими условиями: проекты или предложения представляются на обсуждение и одобрение первой Палаты, в которую они внесены, лишь по истечении десятидневного срока с момента их внесения. Процедура, предусмотренная абзацем вторым статьи 62, не применяется.
Органические законы могут быть промульгированы только после того, как они были представлены на одобрение Конституционной палаты Верховного суда.
ГЛАВА IV. О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
Статья 64. Правительство состоит из Премьер-министра и Министров.
Статья 65. Правительство ответственно перед Королем и перед Палатой представителей.
После назначения членов Правительства Королем Премьер-министр предстает перед обеими Палатами и излагает им программу, которую он намеревается осуществить.
Статья 66. Правительство следит за исполнением законов. Оно руководит администрацией.
Статья 67. Премьер-министр обладает законодательной инициативой. Ни один законопроект не может быть внесен им в бюро Палат, прежде чем Совет министров не обсудит его на своем заседании.
Статья 68. Премьер-министр осуществляет регламентарную власть, за исключением вопросов, в прямо выраженной форме отнесенных Конституцией к компетенции регламентарной власти Короля.
Акты Премьер-министра регламентарного характера контрассигнуются Министрами, ответственными за их исполнение.
Статья 69. Премьер-министр может делегировать некоторые из своих полномочий Министрам.
ГЛАВА V. ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ВЛАСТЯМИ. ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ КОРОЛЕМ И ПАРЛАМЕНТОМ
Статья 70. Когда законодательное предложение представлено на подпись, Король может потребовать от Парламента нового чтения.
Статья 71. Требование о новом чтении излагается в послании, контрассигнованном Премьер-министром.
Статья 72. Король может посредством королевского декрета передать любой законопроект или законодательное предложение на одобрение путем референдума.
Статья 73. Если речь идет о законопроекте, то он может быть передан на референдум только после его обсуждения обеими Палатами.
Статья 74. Результаты референдума обязательны для всех.
Статья 75. Если народ посредством референдума одобрил законопроект, отвергнутый Парламентом, то имеет место роспуск Палаты представителей.
Статья 76. Никакое законодательное предложение или законопроект, предусматривающие изменение Конституции, не могут быть промульгированы, если они предварительно не одобрены посредством референдума.
Статья 77. Король после консультации с председателем Конституционной палаты и обращения с посланием к Нации может королевским декретом распустить Палату представителей.
Статья 78. Выборы новой Палаты представителей должны состояться не позднее чем через двадцать дней после роспуска.
Статья 79. Если Палата представителей была распущена, то следующий состав Палаты может быть распущен лишь спустя год после избрания новой Палаты.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ПАРЛАМЕНТОМ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
Статья 80. Премьер-министр может после обсуждения в Совете министров поставить перед Палатой представителей вопрос об ответственности Правительства, потребовав голосования Палатой доверия Правительству в связи с декларацией Премьер-министра по вопросу об общей политике или в связи с представлением на одобрение Палаты какого-либо проекта.
Решение об отказе в доверии Правительству или об отклонении данного проекта может быть принято только абсолютным большинством голосов членов, составляющих Палату представителей.
Голосование по вопросу о доверии Правительству может состояться лишь через три полных дня после постановки этого вопроса.
Отказ в доверии влечет за собой коллективную отставку Правительства.
Статья 81. Палата представителей может поставить вопрос об ответственности Правительства путем принятия резолюции порицания. Такая резолюция может быть поставлена на обсуждение только в том случае, если она подписана не менее чем одной десятой частью членов, составляющих Палату.
Резолюция порицания считается одобренной Палатой представителей только в том случае, если за нее проголосовало абсолютное большинство членов, составляющих Палату. Голосование может состояться лишь через три полных дня после внесения резолюции порицания.
Принятие резолюции порицания влечет за собой коллективную отставку Правительства.
Если Палата выразила Правительству порицание, никакая резолюция порицания не может быть поставлена на обсуждение в течение одного года.
ГЛАВА VI. О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Статья 82. Судебная власть независима от законодательной власти и исполнительной власти.
Статья 83. Приговоры выносятся и исполняются от имени Короля.
Статья 84. Судьи назначаются королевским декретом по представлению Высшего совета магистратуры.
Статья 85. Судьи несменяемы.
Статья 86. Король председательствует в Высшем совете магистратуры. Кроме него, в состав Высшего совета магистратуры входят:
министр юстиции, являющийся вице-председателем;
первый председатель Верховного суда;
генеральный прокурор при Верховном суде;
председатель первой палаты Верховного суда;
два представителя, избранные из своего состава членами Апелляционного суда;
два представителя, избранные из своего состава членами областных судов;
два представителя, избранные из своего состава судьями садада .
Статья 87. Высший совет магистратуры следит за осуществлением гарантий, предоставленных судьям, в отношении их продвижения по службе и их дисциплины.
ГЛАВА VII. О ВЫСОКОЙ ПАЛАТЕ ПРАВОСУДИЯ
Статья 88. Члены Правительства несут уголовную ответственность за преступления и иные правонарушения, совершенные ими при исполнении своих обязанностей.
Статья 89. Членам Правительства может быть предъявлено обвинение Палатой представителей, и они могут быть преданы Высокой палате правосудия.
Статья 90. Палата представителей выносит решение тайным голосованием большинством в две трети голосов членов, составляющих Палату, за исключением тех ее членов, которые призваны принять участие в возбуждении судебного преследования, следствии или судебном разбирательстве.
Статья 91. Высокая палата правосудия состоит из членов, избираемых из своего состава на паритетных началах обеими Палатами. Председатель Высокой палаты правосудия назначается королевским декретом.
Статья 92. Органический закон устанавливает число членов Высокой палаты правосудия, порядок их выборов, а также применяемую ею процедуру.
ГЛАВА VIII. О МЕСТНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
Статья 93. Местными коллективами Королевства являются префектуры, области и коммуны. Все они создаются законом.
Статья 94. Они избирают собрания, которые уполномочены демократическим путем управлять своими делами, в соответствии с условиями, предусмотренными законом.
Статья 95. В префектурах и провинциях губернаторы исполняют решения префекторальных и провинциальных собраний. Они также координируют деятельность административных органов и следят за исполнением законов.
ГЛАВА IX. О ВЫСШЕМ СОВЕТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ
Статья 96. Учреждается Высший совет национального развития и планирования.
Статья 97. Председателем Высшего совета национального развития и планирования является Король. Органический закон определяет состав этого совета.
Статья 98. Высший совет национального развития и планирования разрабатывает проект плана и определяет сумму соответствующих расходов.
Статья 99. Проект плана представляется на одобрение Парламента после его принятия в Совете министров.
ГЛАВА Х. О КОНСТИТУЦИОННОЙ ПАЛАТЕ ВЕРХОВНОГО СУДА
Статья 100. В составе Верховного суда учреждается Конституционная палата.
Председателем этой Палаты является первый председатель Верховного суда.
Статья 101. В состав Конституционной палаты, кроме того, входят:
один судья Палаты административных споров Верховного суда и один профессор юридического факультета, назначаемые королевским декретом сроком на 6 лет;
два члена, назначаемые соответственно Председателем Палаты представителей и Председателем Палаты советников в начале каждой легислатуры или после каждого частичного обновления.
Статья 102. Органический закон определяет правила организации и деятельности Конституционной палаты.
Статья 103. Конституционная палата осуществляет обязанности, возложенные на нее статьями Конституции.
Кроме того, она выносит решения о правильности избрания членов Парламента и проведения референдумов.
ГЛАВА XI. О ПЕРЕСМОТРЕ КОНСТИТУЦИИ
Статья 104. Инициатива пересмотра Конституции принадлежит Премьер-министру и Парламенту.
Статья 105. Проект пересмотра Конституции вырабатывается Советом министров и подлежит обсуждению в обеих Палатах.
Статья 106. Предложение о пересмотре Конституции должно быть одобрено в каждой Палате абсолютным большинством голосов членов, составляющих данную Палату.
Статья 107. Пересмотр Конституции является окончательно утвержденным после одобрения его референдумом.
Статья 108. Монархическая форма государства, равно как и положения, относящиеся к мусульманской религии, не могут быть предметом пересмотра Конституции.
ГЛАВА XII. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 109. Парламент должен быть созван не позднее чем через пять или шесть месяцев, считая с момента промульгации настоящей Конституции.
Для образования других учреждений, предусмотренных Конституцией, устанавливается срок в один год.
Статья 110. До созыва Парламента законодательные и регламентарные меры, необходимые для образования конституционных учреждений и для руководства государственными делами, будут приняты Его Величеством Королем.