Конституционный акт Великого герцогства Баденского 1818

КОНСТИТУЦИОННЫЙ АКТ ВЕЛИКОГО ГЕРЦОГСТВА БАДЕНСКОГО
22 августа 1818 года
Карл, Божьею Милостью, Великий Герцог Баденский, Герцог Церингенский, Ландграф Нелленбургский, Граф Ганауский и проч.
Когда Мы в 1816 году вновь сообщили Нашим подданным о намерении Нашем дать великому герцогству сословно-представительную конституцию, предметом Наших пожеланий и надежд было соглашение всех членов Союза между собою об установлении неизменных и существенных оснований такого общего всем германским народам акта, предоставив им лишь развитие этих оснований в каждом отдельном государстве, сообразно существующим отношениям и руководствуясь их собственными потребностями.
Но так как, судя по последним решениям союзного сейма по этому предмету, еще нельзя предвидеть того времени, когда выработка сословно-представительной конституции сделается предметом общего обсуждения, то Мы видим себя ныне вынужденными осуществить данное Нами Нашим подданным обещание тем способом и порядком, которые отвечают Нашим внутренним и твердым убеждениям.
Проникнутые искренним желанием укрепить узы взаимного доверия между Нами и Нашим народом и усовершенствовать на намеченном Нами пути все Наши государственные учреждения, Мы даровали нижеследующий конституционный акт и торжественно обещаем за Нас и за Наших наследников верно и по совести исполнять его и принуждать к исполнению его других.
I
О Великом Герцогстве и о правительстве вообще
§ 1. Великое герцогство образует составную часть Германского Союза.
§ 2. Все органические постановления союзного собрания, касающиеся государственных отношений Германии или вообще прав германских граждан, образуют составную часть баденского государственного права и обязательны для всех местных подданных после обнародования их главой государства.
§ 3. Территория великого герцогства нераздельна и неотчуждаема во всех своих частях.
§ 4. Правительственная власть страны наследственна в великогерцогской семье согласно декларации 4 октября 1817 г. Декларация эта, как основа фамильного закона, составляет часть настоящей конституции и должна быть рассматриваема, как включенная дословно в настоящий акт.
§ 5. Великий герцог объединяет в своем лице все права государственной власти и осуществляет их согласно конституционным постановлениям.
Его личность священна и неприкосновенна.
§ 6. Великое герцогство имеет основанное на сословном представительстве государственное устройство.
II
Гражданские и политические права баденцев и особые преимущества
§ 7. За исключением точно определенных конституцией случаев, все баденские подданные признаются во всех отношениях равноправными.
Министры великого герцога и все должностные лица ответственны за полное соблюдение конституции.
§ 8. Несение государственных повинностей одинаково обязательно для всех граждан. Никто не может быть освобожден от платежа прямых или косвенных налогов.
§ 9. Все граждане, без различия вероисповедания, имеют одинаковые права на занятие гражданских и военных должностей, а также и церковных должностей своего вероисповедания.
(Каждый иностранец, принимаемый Нами на государственную службу, фактом назначения на должность непосредственно приобретает баденское подданство).
§ 10. Все граждане, без различия религии и происхождения, подлежат воинской повинности, за теми исключениями, которые сделаны союзным актом в пользу бывших владетельных фамилий.
§ 11. Законом установлено будет справедливое вознаграждение за объявленные подлежащими выкупу земельные повинности и барщинные обязанности и за все оброки, вытекающие из крепостной зависимости, ныне уничтоженной.
§ 12. Закон 17 августа 1817 года о свободе передвижения будет рассматриваться как составная часть конституции.
§ 13. Частная собственность и личная свобода баденцев, для всех в равной мере, ставится под охрану конституции.
§ 14. Суды независимы в пределах своей компетенции.
Все решения по гражданским делам должны исходить от обыкновенных судов.
Великогерцогская казна для решения споров, вытекающих из ее гражданских правоотношений, обращается к судебным установлениям страны.
Никто не может быть принуждаем к пожертвованию своим имуществом ввиду общественной пользы, если дело не было обсуждено и решено министерством и если не было выдано предварительного вознаграждения.
§ 15. Никто не может быть по уголовному делу изъят из ведения общего суда.
Никто не может быть арестован иначе, как с соблюдением установленных в законе форм, равно как и задержан в тюрьме долее двух суток, без надлежащего извещения о причинах задержания.
Великий герцог может смягчать наказание и даже вовсе от него освобождать, но он ни в каком случае не может его усиливать.
§ 16. Конфискация имущества должна быть отменена.
§ 17. Свобода печати должна быть установлена в согласии с будущими постановлениями союзного собрания.
§ 18. Каждый житель страны пользуется полной свободой совести и равным покровительством при совершении обрядов своего вероисповедания.
§ 19. Все религиозные исповедания пользуются равными политическими правами.
§ 20. Церковные и частные имущества, доходы учреждений, образовательных и благотворительных установлений не могут быть обращены на другие цели.
§ 21. Имущества, пожертвованные в пользу обоих университетов страны и других высших учебных заведений, будь то недвижимость или доходы, или казенные денежные пособия, должны оставаться неприкосновенными.
§ 22. Все обязательства государства по отношению к кредиторам неприкосновенны.
Организация и функция кассы погашения долгов сохраняются неизменными.
§ 23. Права, предоставленные эдиктом 23 апреля 1818 г. принадлежавшим к великому герцогству, прежним имперским сословиям и членам прежнего непосредственного имперского дворянства, составляют часть конституции государства.
§ 24. Отменен законом 24 июля 1888 года.
§ 25. Отменен законом 24 июля 1888 года.
III
Сословное собрание. Права и обязанности членов сословного собрания
§ 26. Земские сословные чины разделены на две палаты.
§ 27. Первая палата состоит из:
принцев великогерцогского дома;
глав бывших владетельных фамилий;
епископа страны и протестантского духовного лица, пожизненно назначенного великим герцогом с чином прелата;
восьми депутатов земельного дворянства;
двух депутатов от университетов страны;
лиц, назначаемых великим герцогом членами этой палаты независимо от сословия и рождения.
§ 28. Принцы великогерцогского дома и бывшие владетельные господа по достижении совершеннолетия вступают в сословное собрание. В тех бывших владетельных фамилиях, кои распадаются на несколько ветвей, каждый глава такой ветви, обладающий поместьем, является членом первой палаты.
До своего совершеннолетия владелец дворянского поместья не имеет права голоса.
Главы дворянских семей, возведенных великим герцогом в высшее дворянское достоинство, наравне с бывшими владетельными господами вступают в качестве наследственных членов сословных чинов в первую палату. Они должны, однако, состоять, по праву первородства и в порядке прямого наследования, собственниками наследственного родового или феодального поместья, стоимость которого при поземельном и подоходном обложении определяется, за вычетом залогового капитала, по крайней мере, в 300 000 флоринов.
§ 29. При выборе депутатов от земельного дворянства имеют право голоса дворяне-землевладельцы, живущие в пределах страны и достигшие 21 года. Избранным может быть каждый, имеющий право голоса, землевладелец, достигший двадцатипятилетнего возраста. Каждые выборы действительны на восемь лет. Половина депутатов от земельного дворянства выбывает каждые четыре года. Великий герцог может жаловать дворянам-землевладельцам право голоса и право быть избранным на дворянских выборах, если они, по праву первородства и в порядке прямого наследования, владеют родовым или феодальным поместьем, оцениваемым при поземельном и подоходном обложении в 60 000 флоринов, за вычетом залогового капитала.
§ 30. За отсутствием епископа страны, заведующий епископством заступает его место в сословном собрании.
§ 31. Оба университета страны избирают каждый своего представителя на четыре года по желанию из среды профессоров или ученых, или государственных должностных лиц. Право голоса принадлежит только ординарным профессорам.
(Оба депутата от университетов, независимо от того, являются ли они первоначально избранными или выбранными на место этих последних, в случае выхода их до времени правильного обновления состава палаты, покидают палату одновременно с половиною представителей дворянского землевладения).
§ 32. Число назначаемых великим герцогом членов первой палаты не может превышать восьми человек.
§ 33. Вторая палата состоит из 63 депутатов от городов и округов согласно распределению, приложенному к настоящему конституционному акту.
§ 34. Депутаты избираются избранными населением выборщиками.
§ 35. Члены первой палаты по своему личному положению и лица, пользующиеся активным и пассивным избирательным правом при выборах от дворянского землевладения, не могут принимать участия в избрании выборщиков и не могут быть выборщиками и депутатами от городов и округов.
§ 36. Все остальные граждане, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие постоянное местожительство в пределах избирательного округа, за исключением предусмотренных в законе случаев, пользуются правом голоса и могут быть избраны при избрании выборщиков.
§ 37. (Всякий гражданин, независимо от своего местожительства, достигший тридцатилетнего возраста и имеющий право быть выборщиком, может быть избран депутатом).
Государственные, сословные и дворянские должностные лица округа, священники, врачи и другие духовные или светские местные служащие не могут быть избраны в пределах того округа, к которому принадлежит район их деятельности.
§ 38. Депутаты городов и округов избираются на четыре года. Состав их обновляется на половину каждые два года.
§ 39. Каждым новым выборам депутатов, которые делаются необходимыми вследствие роспуска палаты или вследствие выхода какого-либо члена, предшествует избрание новых выборщиков.
§ 40. Каждый выходящий депутат может быть снова выбран.
§ 40-а. В том случае, если избранный член одной из палат принимает оплачиваемую государственную должность или на государственной службе получает новую должность, с которой связан высший член, или большее жалованье, он теряет свое место и голос в палате и может вернуться в ее состав лишь посредством нового избрания.
§ 41. Обе палаты проверяют в случае спора правильность выборов своих членов.
§ 42. Великий герцог созывает палаты, отсрочивает их заседания и распускает их.
§ 43. Роспуск сословных чинов влечет за собой потерю полномочий для всех избранных членов обеих палат, представителей дворянского землевладения, университетов и депутатов от городов и округов.
§ 44. Если роспуск сословных чинов последовал до того, как исчерпаны были предметы обсуждения, то к новым выборам следует приступить не позже, чем через три месяца.
§ 45. Великий герцог в начале каждой сессии назначает президента первой палаты. (Президент второй палаты избирается самой палатой).
§ 46. Сословное собрание созывается каждые два года.
§ 47. Члены обеих палат могут пользоваться принадлежащим им правом голоса только лично.
§ 48. Члены сословного собрания в вопросах, подлежащих их решению, должны вотировать по собственному убеждению. Они не должны принимать от своих избирателей никаких инструкций.
§ 48-а. Члены палат за голос, ими поданный, или за речи, ими произнесенные в палатах, отделениях и комиссиях, не подлежат ответственности иначе, как на основании постановлений устава о делопроизводстве палат.
Точные сообщения о прениях в публичных заседаниях обеих палат свободны от всякой ответственности.
§ 49. Никто из членов сословного собрания не может быть арестован во время сессии без формального согласования палаты, к которой он принадлежит, за исключением случаев задержания на месте совершения уголовного преступления.
§ 50. Обсуждению сословных чинов подлежат вопросы, отнесенные к их ведению настоящим основным законом или специально им предоставленные властью великого герцога.
§ 51. Устанавливается постоянный комитет в составе президента последней сессии, трех членов от первой палаты и шести членов от второй, деятельность которого ограничивается случаями, определенно указанными в настоящем акте, или делами, отнесенными к его ведению последним ландтагом, с согласия великого герцога.
Этот комитет избирается в обеих палатах относительным большинством голосов перед окончанием каждой сессии и при отсрочке заседаний палат. Роспуск ландтага влечет за собой роспуск комитета, хотя бы уже избранного.
§ 52. Палаты не могут собираться собственной властью и, в случаях роспуска или отсрочки заседаний, продолжать собрание и свои работы.
IV
Деятельность сословных чинов
§ 53. Без согласия сословных чинов налоги не могут быть устанавливаемы и взимаемы.
§ 54. Закон о налогах издается по общему правилу на два года. Однако налоги, имеющие непосредственную связь с договорами, заключенными на более продолжительное время, не могут быть изменены до истечения срока действия таких договоров.
§ 55. Одновременно с внесением законопроекта о налогах должен быть представлен государственный бюджет и подробный отчет об израсходовании разрешенных кредитов предыдущего сметного года. Статьи на секретные расходы могут быть внесены в бюджет лишь в том случае, если по каждой из них будет доставлено письменное, контрассигнованное министром, удостоверение великого герцога, что сумма была или будет израсходована в истинных интересах страны.
§ 56. Сословные чины не могут ставить согласие свое на взимание налогов в зависимости от каких бы то ни было условий.
§ 57. Без согласия сословных чинов не может быть заключен ни один заем. Исключаются займы в счет имеющих поступить согласно смете доходов и на покрытие сметных расходов, а равным образом и денежные займы, заключаемые комиссией погашения государственных долгов на основании постановлений закона, учредившего данную комиссию.
С согласия большинства членов комитета, при недостаточности кредитов, вотированных сословиями, может быть заключен денежный заем в случаях чрезвычайной и непредвиденной нужды, расходы на покрытие которой превышают сумму издержек по созыву чрезвычайного собрания сословных чинов. О всех мероприятиях по этому поводу сообщается ландтагу в ближайшую его сессию.
§ 58. Без согласия сословных чинов не могут быть отчуждаемы государственные имущества. Исключаются из этого правила уже произведенные отчуждения для погашения долгов, выкупа ленов, чиншевых, барщинных и оброчных прав, продажа бесполезных зданий, имуществ и доходов, находящихся в пределах соседних государств, и прочие виды отчуждения, предпринимаемые для улучшения земледельческой культуры или в видах уничтожения бесполезных управлений. Вырученные суммы должны быть обращены на новые приобретения или внесены на проценты в комиссию погашения государственных долгов.
Равным образом исключаются мена и отчуждение, предпринимаемые с целью прекращения правовых споров, связанных с правами собственности и сервитутными, а также раздача возвращающихся в казну коронных, дворянских и удельных ленов во время правления того монарха, при котором эти лены были казне возвращены.
Так как этими постановлениями и постановлениями § 57 в полной мере достигается цель прагматических санкций о государственных долгах и отчуждениях 1 октября 1806 года и 18 ноября 1808 года, то обязательность их прекращается с того дня, как конституция вступит в силу.
§ 59. Хотя уделы согласно общепризнанным началам государственного права и права княжеского составляют патримониальную собственность правителя и его семьи, и Мы, в силу долга нашего, как глава царствующего дома, формально подтверждаем за ними такой их характер, тем не менее, Мы желаем, чтобы впредь доходы с удельных имуществ, за вычетом того, что идет на цивильный лист и на иные, лежащие на них обременения, обращались на покрытие государственных расходов, пока посредством финансовой реформы Мы не окажемся в состоянии, согласно нашему горячему желанию, облегчить тягости, лежащие на наших подданных.
Цивильный лист не может быть увеличен без согласия сословных чинов и уменьшен без согласия великого герцога.
§ 60. Каждый финансовый законопроект представляется первоначально во вторую палату и лишь после принятия ею может быть внесен в первую палату, которая решает вопрос о принятии или непринятии его в целом, без всяких изменений.
§ 61. Если большинство первой палаты не присоединяется к решению второй, то складываются вместе положительные и отрицательные голоса обеих палат, и решением сословного собрания признается то, за которое высказалось большинство всей суммы голосов.
§ 62. В том случае, если сословное собрание было распущено до установления бюджета или если обсуждение вопроса в палатах замедлилось, прежние, не имеющие постоянного характера налоги могут быть взимаемы в течение шести месяцев сверх срока, на который они были установлены.
§ 63. При приготовлениях к войне и во время ее ведения великий герцог для быстрого и действительного выполнения своих союзных обязательств может без согласия сословных чинов заключать займы и устанавливать военные налоги. В этом случае сословным чинам предоставляется надзор и участие в следующей форме:
1) комитет, созванный для этой цели, назначает из своей среды двух членов в военное министерство и министерство финансов и комиссара в военную кассу для наблюдения за тем, чтобы военные налоги расходовались исключительно и сполна согласно своему назначению,
2) комитет должен избрать в состав военной комиссии по сбору всякого рода военных налогов столько членов, сколько назначается великим герцогом, не считая президента, для руководства делом походного снабжения и поставок. Комитет, кроме того, имеет право придать в товарищи каждому представителю провинциальной административной власти двух депутатов, избранных из числа членов, живущих в провинции.
§ 64. Все законы, дополняющие, разъясняющие и изменяющие конституционный акт, должны быть приняты большинством двух третей присутствующих в каждой палате членов.
§ 65. Абсолютным большинством голосов членов каждой палаты принимаются прочие общие законы, затрагивающие свободу личности и собственности подданных, равно как и законы, изменяющие существующие законодательные постановления или содержащие аутентическое толкование их.
§ 65-а. Право законодательной инициативы принадлежит как великому герцогу, так и каждой из палат.
§ 66. Великий герцог утверждает и обнародует законы и издает необходимые для их исполнения и приведения в действие распоряжения, регламенты и общие указы, вытекающие из его прав надзора и управления и необходимые для охраны государственной безопасности. Он может своей властью принимать меры, которые по своему значению относятся к компетенции сословного собрания, если они крайне необходимы в видах государственной пользы и если запоздалое принятие их может повредить достижению тех целей, в интересах которых они предпринимаются.
§ 67. Палатам принадлежит право представлений и жалоб. По мотивированной жалобе палат указы, нарушающие их законодательные права, должны быть немедленно отменены. Представляя мотивированные заявления, палаты могут просить великого герцога внести законопроект по определенному вопросу. Они имеют право указывать правительству на административные злоупотребления, доходящие до их сведения.
Жалобы частных лиц, касающиеся нарушения конституционных прав, могут быть представляемы в палату лишь в письменной форме и лишь тогда принимаются, когда жалобщик удостоверит, что он тщетно обращался к компетентным учреждениям и в последней инстанции  к министерству.
Представлять жалобы, в которых содержится обвинение в нарушении конституции и конституционных прав, имеет право только вторая палата. Однако и первой палате принадлежит такое же право представлять жалобы великому герцогу, если нарушены ее конституционные права. Вопрос о подаче таких жалоб решается указанным в § 67-а большинством голосов.
Обе палаты одновременно или каждая в отдельности, могут делать великому герцогу представления, касающиеся и иных предметов.
Просьба о внесении законопроекта может быть представлена палатой великому герцогу лишь в том случае, если просьба эта была предварительно сообщена другой палате, чтобы эта последняя могла высказаться по данному поводу.
IV-а
Об обвинениях против министров
§ 67-а. Вторая палата имеет право возбуждать формальное обвинение против министров и высших должностных лиц за совершенные ими  действиями, упущениями или по грубой небрежности  нарушения конституции или установленных конституцией прав, или за тяжкое нарушение государственной безопасности и благосостояния.
Решения в этом смысле принимаются большинством голосов, установленным § 64 и 74 для конституционных изменений; обвинения могут быть взяты обратно простым большинством голосов.
Право возбуждения обвинений, принадлежащее второй палате, не утрачивается и в случае отречения от должности обвиняемого; безразлично, последовало ли оно до возбуждения обвинения или после него.
Обвинительный приговор должен содержать постановление об отречении от должности обвиненного.
Лишь с согласия или по просьбе сословных чинов такое последствие обвинительного приговора может быть снова отменено.
Решение по вопросу о возмещении убытков не принадлежит государственному суду.
§ 67-в. Суд по обвинениям, упоминаемым в предыдущем параграфе, образуется в качестве государственного суда из первой палаты с прибавлением президента верховного суда и восьми судей, избранных по жребию из среды членов коллегиальных судов.
Обвиняемому и представителям обвинения принадлежит право отвода.
Президент первой палаты председательствует; его заместителем является президент верховного суда.
Обыкновенный закон ближайшим образом определяет состав и производство государственного суда.
§ 67-с. В том случае, если министр или высшее должностное лицо обвиняется, вместе с нарушениями, указанными в § 67-а, или независимо от них, в государственном или общем преступлении, совершенном путем злоупотребления властью, то вторая палата может требовать, чтобы государственный суд передал рассмотрение дела по такому преступлению компетентному общему уголовному суду.
Это требование должно быть принято с соблюдением определенных § 67-а форм и приложено к обвинительному акту, если таковой имеется, а если его нет, то самостоятельно передано государственному суду.
§ 67-d. В случае отсрочки заседаний ландтага или окончания сессии, обвинение, возбужденное второй палатой, поддерживается избранными комиссарами, и первая палата в отношении к этому вопросу не признается распушенной или заседания ее отсроченными.
То же правило соблюдается и при роспуске сословного собрания, но в таком случае окончательное обсуждение и решение по делу об обвинении должно быть отложено до истечения срока, установленного § 44 конституционного акта.
§ 67-е. Если государственный суд к моменту созыва нового сословного собрания не вынесет приговора, то он образуется заново, и вторая палата снова избирает комиссаров, поддерживающих обвинение.
В случае вторичного роспуска, избранная второй палатой комиссия сохраняет свои полномочия для представления обвинения и состав государственного суда не возобновляется.
§ 67-f. Право возбуждать обвинение утрачивается по истечении трех лет с того момента, как ландтаг осведомился о преступном деянии, если вторая палата не оговорила за собой этого права,  хотя бы посредством решения обсудить предложение о возбуждении преследования.
Обвинение не может быть далее возбуждено в том случае, если вторая палата большинством голосов одобрила указанное деяние.
§ 67-g. Правительственные и административные указы и распоряжения великого герцога должны быть подписаны в подлиннике согласными с этой мерой высшими государственными должностными лицами и только тогда приводятся в действие, если копия к исполнению контрассигнована одним из министров.
V
Открытие заседаний сословных чинов; порядок обсуждения дел
§ 68. Каждая сессия открывается и закрывается лично великим герцогом или назначенным им комиссаром в общем, в данном случае, заседании обеих палат.
§ 69. При открытии сессии вновь вступившие в состав палат члены приносят следующую присягу:
«Клянусь быть верным великому герцогу, подчиняться законам, исполнять и охранять государственную конституцию и голосовать в сословном собрании по внутреннему моему убеждению, преследуя лишь общую пользу и общее благо страны, невзирая на интересы отдельных сословий или классов: в том да поможет мне Бог».
§ 70-73. (Отменены ст. закона 21 декабря 1869 года и заменены следующей статьей).
В обеих палатах законопроекты, представляемые правительством, принимаются или отвергаются после предварительного обсуждения в специальной комиссии или и без такого обсуждения,  последнее, однако, лишь под условием двукратного обсуждения и голосования, разделенного промежутком, по крайней мере, в три дня. Законопроекты и всякого рода предложения, не затрагивающие финансовых вопросов, переданные одной палатой в другую, могут быть последней возвращены обратно с проектами изменений.
§ 74. За исключением определенным образом указанных случаев, для действительности решения палаты требуется абсолютное большинство голосов действительного по числу присутствующих членов собрания. В случае равенства голосов, голос президента дает перевес. В том случае, когда в финансовых вопросах складываются голоса обеих палат, голос президента второй палаты дает перевес при их равенстве.
(За исключением установленного § 51 конституционного акта, правила, число членов и порядок производства при происходящих в палатах выборах определяется уставом о делопроизводстве).
Заседания считаются по числу присутствующих действительными при наличности десяти членов в первой палате и тридцати пяти членов во второй, считая и председателей. Для действительности решения об изменениях конституции требуется в каждой палате присутствие трех четвертей общего числа ее членов. Члены первой палаты земских чинов, перечисленные в ч. 1, 2, 3 § 27 конституционного акта, должны приниматься во внимание при исчислении состава палаты, необходимого согласно § 71 для действительности решения об изменении конституции, лишь постольку, поскольку они участвуют в данной сессии.
§ 75. (Палаты не могут соединяться в одно целое; отношения между ними ограничиваются взаимным сообщением принятых решений).
Палаты находятся в непосредственных деловых сношениях лишь с великогерцогским министерством; они не могут издавать указов и опубликовывать каких бы то ни было манифестов.
Для посылки депутаций великому герцогу от каждой из палат в отдельности требуется предварительное разрешение.
§ 76. Министры, члены министерства и комиссары великого герцога могут во всякое время присутствовать как на открытых, так и на тайных заседаниях обеих палат и должны быть выслушаны по их требованию во всех происходящих прениях.
При предварительном обсуждении законопроекта в специальной комиссии и для первоначальных объяснений по проекту совместно с комиссией заседают комиссары всякий раз, как это признано будет необходимым той или другой стороною. Без предварительного обсуждения в таком совещании с комиссарами великого герцога не может быть внесено в законопроект сколько-нибудь существенных изменений.
§ 77. Читать речи по записке могут лишь комиссары великого герцога и члены комиссии; всем другим лицам дозволены лишь устные объяснения.
§ 78. Заседания обеих палат публичны. Они могут происходить при закрытых дверях по требованию комиссаров великого герцога при сообщениях, для которых они считают необходимой тайну, или по требованию трех членов палаты, с которыми относительно необходимости тайного обсуждения после удаления публики согласится четверть членов палаты.
§ 79. После полного обновления состава палаты, предусмотренного § 43 конституционного акта, в ближайшую же сессию должен быть впредь до следующего полного обновления определен по жребию порядок выхода депутатов от дворянского землевладения, от городов и округов.
(Из депутатов от городов и округов в первый период выходит 31, во второй период  32 члена)
Частичное обновление происходит 1 июля второго года бюджетного периода, а после полного обновления палат первый частичный выход депутатов от дворянского землевладения  1 июля четвертого года, и первый частичный выход депутатов от приходов и округов  1 июля второго года, в том, впрочем, предположении, что в этот день палаты не собраны ни в очередной, ни в чрезвычайной сессии.
Принадлежащий к предыдущему периоду ландтаг ни в коем случае не может вотировать бюджет на следующий период, а для этого должен быть созван наполовину обновленный очередной ландтаг. В том случае, если роспуск сословного собрания последовал до установления бюджета текущего периода, время, в течение которого происходили его заседания, присчитывается к вновь созванной сессии, так что первая половина депутатов от дворянского землевладения и членов второй палаты выходит 30 июня того года, в течение которого должна была выйти соответствующая часть членов распущенных палат.
В том случае, если роспуск последовал после принятия бюджета, время, остающееся до ближайшего очередного обновления, не присчитывается к вновь созываемому сословному собранию; полномочия этого последнего продолжаются столько времени, как если бы оно созвано было в день очередного (частичного) обновления.
§ 80. При первых выборах все споры о действительности таковых решаются правительственной центральной комиссией, которая облечена будет первым выполнением конституционного закона.
§ 81. Время открытия первой сессии назначается на 1 февраля 1819 года.
§ 82. Действующие при вступлении конституции в силу, ко времени открытия первой сессии, положения во всех отраслях управления и законодательства сохраняют свою силу до тех пор, пока ландтаг в пределах отведенной ему компетенции не внесет в них соответственных изменений.
В частности, первый бюджет остается в силе до соглашения с сословными чинами.
§ 83. Настоящая конституция ставится под гарантию Германского союза.
Дано за собственной Нашей подписью и с приложением большой государственной печати. Грисбах, 22 августа 1818 года.
(Binding, Deutsche Staatsgrundgesetze, VIII, 1, Leipzig, 1899.)