Конституция Румынии 1923

КОНСТИТУЦИЯ РУМЫНСКОГО КОРОЛЕВСТВА
(29 МАРТА 1923 Г.)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. О ТЕРРИТОРИИ РУМЫНИИ
Статья 1. Румынское королевство есть, единое и неделимое государство.
Статья 2. Территория Румынии неотчуждаема.
Границы государства могут быть изменены или исправлены лишь на основании закона,
Статья 3. Территория Румынии не может быть колонизирована народностями чуждой расы.
Статья 4. Румыния в административном отношении подразделяется на департаменты, а департаменты на коммуны.
Их число, размеры и территориальные подразделения будут установлены в порядке, определенном законами об административном устройстве.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О ПРАВАХ РУМЫН
Статья 5. Румыны, без различия народности, языка или религии, пользуются свободой совести, свободой обучения, свободой печати, свободой собраний, свободой союзов, а равно всеми свободами и правами, установленными законом.
Статья 6. Настоящая конституция и другие законы, касающиеся политических прав, определяют, каковы сверх румынского гражданства те условия, которые необходимы для осуществления этих прав.
Особыми законами, принятыми большинством в 2/5 голосов, будут определены условия, при которых женщины получат возможность осуществлять политические права.
Гражданские права женщин будут установлены на основе полного равенства обоих полов.
Статья 7. Различия религиозной веры, исповедания народности и языка не служат в Румынии препятствием ни к приобретению гражданских и политических прав, ни к их осуществлению.
Только натурализация уравнивает иностранца с румыном в отношении осуществления политических прав.
Натурализация предоставляется в индивидуальном порядке советом министров, после того как комиссия, составленная из первого председателя и председателей апелляционного суда столицы страны, установит, что ходатайствующий удовлетворяет требованиям закона.
Особый закон определит условия и порядок получения натурализации иностранцами.
Натурализация не имеет обратной силы. Натурализация мужа или отца распространяется в условиях, предусмотренных законом, на жену и несовершеннолетних детей.
Статья 8. В государстве не существует никаких различий происхождения или социальных классов.
Все румыны, без различия народности, языка или религии, равны перед законом и одинаково обязаны нести государственные налоги и повинности.
Они одни допускаются к публичным, гражданским и военным должностям и чинам.
Для государственной службы особые законы определят условия допущения и продвижения.
Иностранцы могут допускаться к публичным должностям лишь в исключительных и особо определенных законом случаях.
Статья 9. Всякий иностранец, находящийся на территории Румынии, пользуется той защитой, которую законы устанавливают общим образом для лиц и имуществ.
Статья 10. Все, какие бы то ни были, классовые привилегии, льготы и монополии навсегда запрещаются в Румынском государстве.
Дворянские титулы недопустимы в Румынском государстве. Иностранные ордена румыны могут носить лишь с разрешения короля.
Статья 11. Личная свобода гарантируется.
Никто не может подвергаться преследованию или обыску иначе как в предусмотренных законом случаях и в предписанном им порядке.
Никто не может содержаться под стражей или быть арестованным иначе как на основании мотивированного судебного приказа, который должен быть арестованному сообщен в момент ареста или не позднее, чем в ближайшие 24 часа.
В случае захвата на месте преступления задержание или арест могут иметь место немедленно, но приказ должен быть отдан в течение 24 часов и сообщен в соответствии с предыдущим разделом.
Статья 12. Никто не может быть против своей воли изъят из подсудности тому судье, который указан ему законом
Статья 13. Жилище неприкосновенно.
Никакой осмотр жилища не может производиться иначе как соответствующими властями, в предусмотренных законом случаях и предписанном им порядке.
Статья 14. Никакое наказание не может устанавливаться и применяться иначе как в силу закона.
Статья 15. Наказание конфискацией имущества не может устанавливаться.
Статья 16. Смертная казнь не может быть восстановлена за исключением случаев, предусмотренных в военно-уголовном кодексе во время войны.
Статья 17. Собственность всякого рода, а также государственные долговые обязательства гарантируются.
Публичная власть может в силу закона утилизировать в целях работ общегосударственного значения недра всякой недвижимости с обязательством уплаты возмещения за все повреждения, причиненные на поверхности имеющимся строениям и работам. При отсутствии полюбовного соглашения размер вознаграждения определяется судом.
Никто не может быть лишен собственности иначе как в общественно-полезных целях и за установленное судом справедливое и предварительно выплачиваемое вознаграждение. Особый закон определит виды общественной пользы, порядок и способ отчуждения.
Помимо отчуждений ради путей сообщения, дела народного здравия, национальной защиты и ради работ общего значения, предпринимаемых государством и публичными управлениями, другие случаи наличия общественной пользы должны быть установлены законами, принятыми большинством в 2/3 голосов.
Существующие законы о выпрямлении и расширении публичных дорог в общинах, а также о берегах вод, которые их пересекают или протекают вдоль них, остаются в полной силе на всем протяжении королевства.
Статья 18. Только румыны и натурализованные румыны могут приобретать по любому правооснованию сельские недвижимости и владеть ими в Румынии. Иностранцы имеют право лишь на стоимость этих недвижимостей.
Статья 19. Рудные залежи, а также всякие другие ископаемые богатства являются собственностью государства. Исключаются обыкновенные горнокаменные породы, каменоломни строительных материалов и залежи торфа без ущерба для прав, приобретенных государством в силу прежних законов.
Особый закон о копях установит правила и условия оценки этих имуществ, определит возмещение собственникам поверхности, и укажет одновременно возможность и пределы их участия в эксплуатации ископаемых богатств.
Будут приняты во внимание приобретенные права, поскольку они соответствуют оценке недр и сообразно различиям, которые будут установлены в особом законе.
Концессии на эксплуатацию копей, установленные или предоставленные согласно действующим законам, будут признаваться в течение срока, на который они были даны, а имеющиеся разработки копей, производимые собственниками, – только в течение того времени, пока они их эксплуатируют. Бессрочные концессии даваться не могут. Все концессии и разработки, предусмотренные в предшествующем разделе, должны, однако, согласоваться с правилами, предписанными в том законе, который установит максимум продолжительности указанных концессий и разработок, не превышающий 50 лет, считая со дня обнародования этой конституции.
Статья 20. Пути сообщения, воздушные пространства и воды, годные для судоходства и сплава, составляют часть публичного достояния.
К публичной собственности принадлежат те воды, которые могут быть источником двигательной силы, и те, которые могут быть использованы в общих интересах.
Приобретенные права будут соблюдаться или выкупаться путем отчуждения в общественно-полезных целях за справедливое и предварительно выплачиваемое вознаграждение.
Особые законы определят те пределы, в которых пользование всеми указанными выше правами может быть сохранено за их обладателями, способы эксплуатации, а также вознаграждение, предоставляемое за использование поверхности и за существующие сооружения.
Статья 21. Все факторы производства пользуются одинаковым покровительством.
Государство может вмешиваться в законодательном порядке во взаимоотношения между этими факторами, чтобы предупреждать экономические или социальные конфликты.
Свобода труда будет охраняться.
Закон нормирует социальное страхование трудящихся от болезней, несчастных случаев и т. д.
Статья 22. Свобода совести абсолютна.
Государство гарантирует всем культам равную свободу и покровительство, поскольку их отправление не затрагивает общественного порядка, добрых нравов и органических законов государства.
Православная христианская церковь и церковь греко-католическая являются румынскими церквами.
Православная румынская религия, будучи религией большинства румын, является господствующей церковью Румынского государства; церковь же греко-католическая стоит лишь на первом месте в отношении других культов.
Православная румынская церковь является и остается независимой от всякой иностранной церковной власти, сохраняя вместе с тем свое единство со вселенской восточной церковью, поскольку то касается догматов.
Во всем Румынском королевстве православная христианская церковь будет иметь однородное устройство с участием всех образующих элементов, духовных и мирских.
Особый закон определит основные принципы этого единого устройства, а также те способы, посредством которых церковь будет нормировать, направлять и вести через свои собственные органы и под контролем государства свои дела, касающиеся религии, обучения, вкладов и опитропий.
Вопросы духовного и канонического порядка православной румынской церкви будут разрешаться единой центральной синодальной церковной властью. Митрополиты и епископы православной румынской церкви будут избираться в порядке, определенном особым законом.
Взаимоотношения между различными культами и государством будут регламентироваться законом.
Статья 23. Акты гражданского состояния определяются гражданским законодательством.
Совершение этих актов всегда должно предшествовать их религиозному освещению.
Статья 24. Обучение свободно в условиях, определенных особыми законами, и поскольку оно не противоречит добрым нравам и общественному порядку.
Первоначальное обучение обязательно. В государственных школах оно дается бесплатно.
Государство, департаменты и коммуны будут оказывать помощь нуждающимся учащимся на всех ступенях обучения в пределах и способами, которые предусмотрены законом.
Статья 25. Конституция гарантирует всякому лицу свободу высказывания и опубликования своих мыслей и своих мнений – устного, письменного или печатного, причем каждый является ответственным за злоупотребление этой свободой в случаях, указанных уголовным кодексом, который ни в каком случае не может вводить ограничений самого этого права.
Никакой исключительный закон не может быть издан по этому предмету. Не может быть введено ни цензуры, ни иных предупредительных мер против выпуска, продажи или распространения каких бы то ни было изданий.
Не требуется предварительного разрешения какой бы то ни было власти для печатания какого бы то ни было издания.
Никакого залога не может требоваться с журналистов, писателей, издателей, типографов и литографов.
Печать никогда не будет подвергаться режиму предупреждений.
Никакие журналы или издания не могут приостанавливаться или запрещаться.
Всякого рода периодическое издание должно иметь ответственного директора, а при отсутствии последнего – ответственного редактора. Имя директора указывается на видном месте и постоянно на заглавном листе издания.
До выхода периодического издания его собственник обязан сообщить свое имя коммерческому суду.
Санкции этим постановлениям будут предусмотрены особым законом.
Статья 26. В отношении непериодических изданий автор ответствен за написанное им, а при отсутствии автора, директора и редактора в порядке этого перечисления, ответствен, когда директор и издатель не установлены.
Ответственность за периодические издания падает на, автора, директора и редактора в порядке этого перечисления. Во всех случаях собственник несет солидарную ответственность при оплате гражданских убытков.
Преступления печати судятся судом присяжных за исключением перечисленных ниже случаев, разбираемых обычными судами по общему праву:
а) преступления, совершенные против верховного главы, наследного принца, членов королевской семьи и династии, глав иностранных государств и их представителей:
б) прямые призывы к убийству и мятежу, в том случае если они не привели к их осуществлению;
в) клевета, оскорбление и диффамация, направленные против частных или должностных лиц, затрагивающих их частную жизнь или личную честь.
Предварительное задержание по делам печати запрещается.
Статья 27. Тайна писем, телеграмм и телефонных переговоров неприкосновенна.
Особый закон установит, в каких случаях судебная власть в интересах уголовного следствия будет иметь право устанавливать исключения из этого постановления.
Тот же закон определит ответственность государственных агентов и частных лиц за нарушение тайны писем и телеграфных и телефонных сообщений.
Статья 28. Румыны, без различия народности, языка или религии, имеют право собираться без какого-либо предварительного разрешения мирно и без оружия, сообразуясь с законами об осуществлении этого права, для обсуждения всяких вопросов.
Собрания под открытым небом разрешаются всюду за исключением общественных дорог и площадей.
Собрания, процессии и манифестации на общественных дорогах и площадях подчинены законам о полиции.
Статья 29. Румыны, без различия народности, языка или религии, имеют право объединяться в союзы, сообразуясь с законами об осуществлении этого права.
Право свободного образования союзов не содержит само по себе права создания юридических лиц.
Условия, при которых разрешается создание юридических лиц, устанавливаются особым законом.
Статья 30. Каждый имеет право обращаться к государственным властям с петициями, подписанными одним или несколькими лицами, но с правом ходатайства лишь от имени подписавшихся.
Только оформленные органы имеют право обращаться с петициями от имени коллективов.
Статья 31. Не требуется никакого предварительного разрешения для возбуждения потерпевшей стороной преследований против публичных должностных лиц за их служебные действия без нарушения, однако, особых правил, касающихся министров.
Случаи и порядок преследования будут определены особым законом.
Особые постановления уголовного кодекса определят кары за злоупотребление правом преследования.
Статья 32. Ни один румын не может без разрешения правительства поступить на службу к иностранному государству, без того чтобы не утратить тем самым своего гражданства.
Выдача политических эмигрантов запрещается.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЛАСТЯХ
Статья 33. Вся власть в государстве исходит от нации, которая не может осуществлять ее иначе как в порядке делегирования и согласно принципам и правилам, определенным настоящей конституцией.
Статья 34. Законодательная власть осуществляется совместно королем и национальным представительством.
Национальное представительство подразделяется на два собрания: сенат и палату депутатов.
Всякий закон требует согласия трех ветвей законодательной власти.
Ни один закон не может быть представлен на королевскую санкцию, если он не был обсужден и свободно принят большинством голосов обоих собраний.
Статья 35. Законодательная инициатива принадлежит каждой из трех ветвей законодательной власти.
Однако всякий закон, относящийся к государственным доходам или расходам или контингенту армии, должен быть вотирован в первую очередь палатой депутатов.
Статья 36. Аутентическое толкование законов принадлежит лишь законодательной власти.
Статья 37. Обнародование законов, принятых обеими палатами, совершается через посредство министерства юстиции, которое хранит один из оригиналов принятых законов; второй оригинал хранится в государственном архиве.
Министр юстиции является также хранителем большой государственной печати.
Каждый год министерство юстиции будет опубликовывать собрание законов, и постановлений, в котором законы будут помещаться с их порядковым номером по дате опубликования.
Статья 38. Ни один закон, ни одно административное распоряжение–общее, департаментское или коммунальное – не имеют обязательной силы до опубликования в порядке, установленном законом.
Статья 39. Исполнительная власть вверена королю, который ее осуществляет в соответствии с конституцией.
Статья 40. Судебная власть осуществляется ее органами. Их решения произносятся в силу закона и приводятся в исполнение именем короля.
Статья 41. Исключительно департаментские или коммунальные интересы регулируются департаментскими или коммунальными советами, согласно принципам, установленным конституцией и особыми законами.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ
Статья 42. Члены собраний представляют нацию.
Статья 43. Заседания палат публичны.
Их наказы определяют порядок и случаи, в которых эти заседания могут быть объявлены закрытыми.
Статья 44. Каждая палата проверяет полномочия своих членов и разрешает споры, которые возникают по этому поводу.
Ни одно избрание не может быть признано недействительным иначе как 2/3 голосов присутствующих членов.
Статья 45. Никто не может быть одновременно членом обеих палат.
Статья 46. Члены; той или другой из палат, назначенные исполнительной властью на платную должность, которую они принимают, теряют тем самым свой мандат представителей нации.
Это постановление не относится к министрам и государственным секретарям.
Избирательный закон указывает случаи несовместимости.
Статья 47. В начале каждой легислатуры и каждой очередной сессии палата депутатов и сенат избирают из своей среды председателей, вице-председателей и членов бюро согласно своим наказам.
Статья 48. Всякое решение принимается абсолютным большинством голосов, за исключением тех случаев, в которых конституцией, законами или наказами законодательных учреждений требуется большое число голосов,
В случае разделения голосов обсуждаемое предложение считается отклоненным.
Палаты заседают с правом принимать решения при наличии половины числа членов плюс один, значащихся по именному списку.
Статья 49. Подача голосов производится посредством вставания, ответом вслух или закрытыми записками.
Законопроект может быть принят лишь после того, как он проголосован постатейно.
Статья 50. Каждая палата имеет право производить анкеты.
Статья 51. Палаты имеют право изменять и разделять на части предложенные статьи и поправки.
Статья 52. Всякий член той или другой из палат имеет право обращаться с запросами к министрам, на которые эти последние обязаны отвечать в течение предусмотренного наказом срока.
Статья 53. Всякое лицо имеет право обращаться с петициями в палаты через посредство бюро или одного из его членов.
Каждая из палат имеет право отсылать министрам петиции, которые ей адресованы. Министры обязаны давать объяснения по поводу их содержания всякий раз, как палата того требует.
Статья 54. Никто из членов той или другой из палат не может привлекаться к ответственности или исключаться за мнения, высказанные им, и за вотумы, поданные им в порядке осуществления им своих полномочий.
Статья 55. Никто из членов той или другой из палат не может, пока длится сессия, ни преследоваться, ни арестовываться за наказуемое деяние без согласия собрания, к которому он принадлежит, за исключением случая захвата на месте преступления.
Если он подвергся предварительному задержанию или судебному преследованию в перерыв между сессиями, то следствие или арест должны быть представлены на утверждение той палаты, членом которой он является, тотчас же после открытия сессии законодательных учреждений.
Задержание или судебное преследование члена той или другой из палат приостанавливается на все время сессии, если палата того требует.
Статья 56. Каждая палата определяет своим наказом порядок, в котором она осуществляет свои полномочия.
Статья 57. Каждая палата обсуждает и принимает свои постановления отдельно, за исключением случаев, точно указанных в настоящей конституции.
Статья 58. Всякое заседание одной из палат не во время сессии другой палаты совершенно недействительно.
Статья 59. Каждая из палат имеет исключительное право поддерживать свой собственный порядок через посредство своего председателя, который один только может, с уполномочия палаты, давать распоряжения дежурной охране.
Статья 60. Никакая вооруженная сила не может ставиться у дверей или вокруг здания той или другой из палат без ее согласия.
Статья 61. Избирательный закон устанавливает все условия, требуемые для того, чтобы быть избирателем в палату депутатов и сенат, случаи неспособности и дисквалификации, а также избирательную процедуру.
Статья 62. Члены обеих палат избираются на 4 года.
Статья 63. Вознаграждение депутатов и сенаторов определяется законом.
ОТДЕЛ I. О ПАЛАТЕ ДЕПУТАТОВ
Статья 64. Палата депутатов составляется из депутатов, избранных совершеннолетними румынскими гражданами всеобщим, равным, прямым, обязательным и тайным голосованием на основе представительства меньшинства.
Статья 65. Избрание депутатов производится по избирательным округам. Избирательный округ не может быть больше департамента.
Избирательный закон определяет случаи неспособности, подлежащих избранию в каждом округе, пропорционально численности населения.
Статья 66. Чтобы обладать правом быть избранным в палату депутатов, нужно:
а) быть румынским гражданином;
б) обладать гражданскими и политическими правами:
в) иметь полных 25 лет от роду;
г) иметь местожительство в Румынии.
Избирательный закон определяет случаи неспособности.
ОТДЕЛ II. О СЕНАТЕ
Статья 67. Сенат составляется из сенаторов избираемых и сенаторов по праву.
Статья 68. Все румынские граждане, достигшие полных 40 лет, избирают по избирательным округам, которые не могут быть больше департамента, обязательным, равным, прямым и тайным голосованием определенное число сенаторов.
Число сенаторов, избираемых в каждом округе, который не может быть больше департамента, устанавливается избирательным законом пропорционально численности населения.
Статья 69. Выборные, члены советов департаментов и коммун городских и сельских, объединенные в одну коллегию, избирают путем обязательного, равного и тайного голосования одного сенатора от каждого департамента.
Статья 70. Члены палат торговых, промышленных, труда и сельского хозяйства, собравшись отдельными коллегиями, выбирают из своей среды одного сенатора от каждой категории и от каждого избирательного округа.
Эти особые избирательные округа устанавливаются избирательным законом; их число не может быть больше шести.
Статья 71. Каждый университет голосованием своих профессоров избирает из своей среды одного сенатора.
Статья 72. Являются по праву членами сената в силу их высокого положения в государстве или церкви:
а) наследник престола, когда ему исполнилось 18 лет; однако он будет пользоваться решающим голосом лишь с того времени, как ему исполнится 25 лет;
б) митрополиты страны;
в) епархиальные епископы православной румынской и греко-католической церквей, поскольку они избраны согласно законам страны;
г) главы вероисповеданий, признанных государством, по одному от каждого вероисповедания, если они избраны или назначены согласно законам страны и представляют количество верующих, превосходящее 200 000, а также высший представитель мусульман королевства;
д) президент Румынской академии.
Полномочия этих сенаторов прекращаются одновременно с саном или должностью, на которых они основывались.
Статья 73. Становятся сенаторами по праву:
а) бывшие председатели совета министров, если они занимали эту должность не менее 4 лет, и бывшие министры, служившие в одном или нескольких правительствах не менее 6 лет;
б) бывшие председатели законодательных учреждений, занимавшие этот пост, по меньшей мере, в течение 8 очередных сессий;
в) бывшие сенаторы и депутаты, избиравшиеся, по меньшей мере, в течение 10 легислатур, независимо от их продолжительности;
г) бывшие первые председатели верховной кассационной и судебной палаты, занимавшие эту должность или должность председателя кассационной палаты в течение 5 лет;
д) генералы в резерве или в отставке, которые:
1) по должности командовали действовавшей против неприятеля армией и занимали эту должность не менее 3 месяцев,
2) исполняли обязанности начальника главного штаба или генерального инспектора армии (командующего армией) в мирное время, по меньшей мере, в течение 4 лет. Число генералов второй категории не должно превышать, четырех; они назначаются в порядке старшинства по мере открытия вакансий;
е) бывшие председатели национальных собраний в Кишиневе, Черновице и Альбе Юлии, провозгласивших объединение земель.
Статья 74. Проверка наличия условий, требуемых для сенаторов по праву, производится комиссией, составленной из председателей верховной кассационной и судебной палаты под председательством ее первого председателя.
Проверка производится ex officio в силу требования председателя сената или тех, кто имеет соответствующее право.
Председатель сената составляет список допущенных комиссией сенаторов по праву.
Сенат может рассматривать и указывать комиссии для исправления констатированные им при установлении прав ошибки.
Статья 75. Чтобы иметь право быть избранным в сенат, надлежит:
а) быть румынским гражданином;
б) пользоваться гражданскими и политическими правами;
в) иметь полных 40 лет от роду;
г) иметь место жительства в Румынии.
Эти условия, за исключением того, которое касается возраста, равно требуются от сенаторов по праву.
ОТДЕЛ III. О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ СОВЕТЕ
Статья 76. Учреждается законодательный совет, назначение которого помогать в качестве совещательного органа при выработке и согласовании законов, возникающих как но инициативе исполнительной власти, так и по парламентской инициативе, а также при редактировании общих распоряжений, касающихся осуществления законов.
Заслушание мнения законодательного совета обязательно по всем законопроектам, за исключением тех, которые содержат бюджетные кредиты; однако если в указанный законом срок он не сообщит своего мнения, то палаты могут приступить к обсуждению и утверждению проектов.
Особый закон определит устройство и порядок действия законодательного совета.

ГЛАВА ВТОРАЯ. О КОРОЛЕ И МИНИСТРАХ
ОТДЕЛ I. О КОРОЛЕ
Статья 77. Конституционные полномочия короля наследственны по прямой нисходящей и законной линии от е. в. короля Карла I Гогенцоллерн-Зигмаринген от мужчины к мужчине в порядке первородства и при постоянном исключении женщин и их нисходящих.
Потомки его величества будут воспитываться в восточно-православной религии.
Статья 78. При отсутствии нисходящих по прямой линии от е. в. короля Карла I Гогенцоллерн-Зигмаринген наследование трона перейдет к самому старшему из его братьев или к нисходящим этого последнего согласно правилам, определенным в предыдущей статье.
Если не имеется в живых ни одного из его братьев или нисходящих этих последних или если они ранее объявили, что трона не примут, то король может указать, своего наследника из одной из царствующих в Европе династий с согласия национального представительства, данного в порядке, предписанном в статье 79.
Если не произойдет ни то, ни другое, то трон является вакантным.
Статья 79. В случае вакантности трона палаты тотчас же и даже без созыва объединяются в единое собрание и самое позднее через 8 дней после их объединения избирают короля из династии, царствующей в Западной Европе.
Для производства этого избрания необходимо наличие 3/4 членов, составляющих каждую из обеих палат, и большинство – 2/3 – присутствующих членов.
Если это собрание не соберется в тот срок и в тех условиях, которые были определены выше, то на девятый день, в полдень, оно должно произвести избрание, каково бы ни было число присутствующих членов и по абсолютному большинству голосов.
Если к моменту вакантности трона палаты распущены, то будет исполнено согласно указаниям следующей статьи.
Во время вакантности трона объединенные палаты назначают королевское наместничество в составе трех лиц, которое будет осуществлять королевские полномочия до восшествия короля на престол.
Во всех указанных выше случаях голосование является тайным.
Статья 80. После смерти короля палаты собираются даже без созыва, самое позднее через 10 дней после объявления о смерти.
Если они были распущены ранее и созыв новых палат был отнесен в акте о роспуске ко времени позднейшему, чем эти 10 дней, то палаты прежнего состава собираются до собрания тех палат, которые должны занять их место.
Статья 81. Со дня смерти короля и до принесения присяги его преемником конституционные полномочия короля осуществляются от имени румынского народа министрами, объединенными в совет, и под их ответственностью.
Статья 82. Король является совершеннолетним с достижением 18-летиего возраста.
При восшествии на престол он произносит перед объединенными палатами следующую присягу:
«Я клянусь блюсти конституцию и законы румынского народа, охранять его национальные права и неприкосновенность его территории».
Статья 83. Король при жизни может назначить регентство в составе трех лиц, которое после смерти короля будет осуществлять королевские полномочия во время малолетства наследника трона. Это назначение должно совершаться с согласия национального представительства, данного в порядке, предписанном в статье 79 настоящей конституции.
Регентство одновременно будет осуществлять опеку над королем-преемником в течение малолетства этого последнего.
Если к моменту смерти короля регентство не будет назначено и если наследник престола является несовершеннолетним, то обе палаты, объединившись, назначат регентство, следуя порядку, предписанному в статье 79 настоящей конституции.
Члены регентства вступают в исполнение обязанностей лишь после торжественного принесения перед обеими соединенными палатами присяги, предписанной статьей 87 настоящей конституции.
Статья 84. Если король окажется в состоянии неспособности к правлению, то министры, установив законным порядком это состояние неспособности, немедленно созывают палаты.
Эти последние избирают регентство, которое одновременно осуществляет опеку.
Статья 85. Во время регентства не может вноситься никаких изменений в конституцию.
Статья 86. Король не может быть одновременно главой другого государства без согласия палат.
Ни одна из палат не может иметь суждения по этому предмету, если не присутствует, по крайней мере, 2/3 составляющих ее членов, и решение, не может быть принято иначе, как только 2/3 голосов присутствующих членов.
Статья 37. Личность короля неприкосновенна. Его министры несут ответственность.
Ни один акт короля не может иметь обязательной силы, если он не скреплен министром, который тем самым становится ответственным за него.
Статья 88. Король назначает и увольняет министров.
Он санкционирует и обнародует законы.
Он может отказать в своей санкции.
Он имеет право амнистии по политическим делам.
Он имеет право отменять или смягчать кару по уголовным делам, за исключением того, что установлено в отношении министров,
Он не может ни приостанавливать ход судебного преследования или течение судебного процесса, ни вмешиваться каким бы то ни было образом в управление судебным делом.
Он назначает на публичные должности или утверждает в них согласно законам.
Он не может создавать новых должностей без особого закона.
Он издает указы, необходимые для исполнения законов, но никогда не имеет права изменять или приостанавливать самые законы и никого не может освобождать от их исполнения.
Он – глава вооруженных сил.
Он дает военные чины согласно закону.
Он жалует румынские ордена согласно особому закону.
Он имеет право чеканить монету согласно особому закону.
Он заключает с иностранными государствами конвенции о торговле, судоходстве и другие договоры подобного рода, но они приобретают обязательную силу лишь по одобрении их палатами.
Статья 89. Закон определяет цивильный лист короля на время каждого царствования.
Статья 90. 15 октября каждого года палата депутатов и сенат собираются без созыва, если король не созвал их ранее.
Продолжительность каждой сессии 5 месяцев.
Король открывает сессию посланием, на которое палаты дают свой ответ.
Король постановляет о закрытии сессии.
Он имеет право созывать палаты на чрезвычайную сессию.
Он имеет право роспуска палат – либо обеих вместе, либо порознь.
Акт о роспуске должен содержать назначение выборов в течение двух месяцев, и созыв палат в. течение трех, месяцев.
Король может отсрочить заседания палат; однако отсрочка не может ни превышать одного месяца, ни повторяться в течение одной и той же сессии без согласия палат.
Статья 91. Король имеет лишь те полномочия, которые ему даны конституцией.
ОТДЕЛ II. О МИНИСТРАХ
Статья 92. Правительство осуществляет исполнительную власть от имени короля в соответствии с постановлениями конституции.
Статья 93. Министры в совокупности образуют совет министров, возглавляемый тем из них, которому король поручил образовать правительство и который носит титул председателя совета министров.
Министерства и государственные секретариаты могут быть созданы или уничтожены лишь посредством закона.
Статья 94. Министром может быть лишь румын или лицо, которое приобрело натурализацию.
Статья 95. Ни один из членов королевской семьи не может быть министром.
Статья 96. Министры, не являющиеся членами палат, всегда могут участвовать в обсуждении законов, но не в голосовании их.
Присутствие при обсуждении дел в палатах, по меньшей мере, одного министра является необходимым.
Палаты могут требовать присутствия министров на их заседаниях.
Статья 97. Ни в каком случае устный или письменный приказ короля не может освободить министра от его ответственности.
Статья 98. Каждая из обеих палат и король имеют право потребовать преследования министров и отдачи их под суд верховной кассационной и судебной палаты, которая в совместном присутствии всех отделений является единственно правомочной судить их, с соблюдением того, что закон установил касательно учинения гражданского иска потерпевшей стороной и преступлений и правонарушений, совершенных министрами вне осуществления ими их функций.
Предание суду министров законодательными собраниями может быть, решено лишь большинством 2/3 наличных членов.
Следствие будет вести комиссия верховной кассационной палаты в составе 5 членов, определяемых по жребию из среды объединенных отделений. Эта комиссия имеет также правомочия квалифицировать деяния и выносить заключения о продолжении или прекращении преследования.
Обвинение перед верховной кассационной и судебной палатой поддерживается прокурорским надзором.
Закон о министерской ответственности определит случаи ответственности министров и применимые к ним кары.
Статья 99. Всякая сторона, которая считает себя потерпевшею от указа или акта, подписанного или скрепленного министром и нарушающего точный текст конституции или какого-либо закона, может требовать от государства в общем порядке денежного возмещения за причиненный ущерб.
И во время хода процесса и после произнесения приговора министр может быть привлечен по требованию государства в итоге вотума одной из законодательных палат к обыкновенному суду, к гражданской ответственности за ущерб, причиненный или считающийся причиненным государству.
Незаконный акт министра освобождает лишь в том случае от солидарной ответственности должностное лицо, которое его скрепило, если это лицо в письменной форме обратило внимание министра на незаконность совершаемого.
Статья 100. Могут быть созданы государственные секретариаты.
Государственные секретари могут участвовать в прениях законодательных учреждений под ответственностью министров.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Статья 101. Ни одно судебное учреждение не может быть создано, иначе как в силу особого закона.
Не могут учреждаться под каким бы то ни было названием и под каким бы то ни было предлогом, ни для определенных категорий процессов, гражданских и уголовных, ни для суда над определенными лицами чрезвычайные комиссии или трибуналы.
Статья 102. Для всей Румынии существует одна единая кассационная и судебная палата.
Статья 103. Только кассационная палата в соединенном присутствии всех отделений имеет право судить о конституционности законов и объявлять неприменимыми те, которые противны конституции. Суждения о не конституционности законов должны ограничиваться только лишь случаем, стоящим на рассмотрении суда.
Кассационная палата разбирает, как и прежде, споры о ведомственной компетенции.
Право принесения кассационной жалобы является правом конституционного порядка.
Статья 104. Судьи несменяемы согласно тем особым условиям, которые будут установлены законом.
Статья 105. Суд присяжных учреждается для всех уголовных дел, для политических преступлений и для преступлений печати кроме случаев, установленных настоящей конституцией.
Иск об убытках, являющихся следствием преступлений печати, может быть вчинен лишь перед судом, компетентным судить за преступления.
Статья 106. Военная юстиция организуется согласно особому закону.
Статья 107. Не может быть создано никаких особых властей с полномочиями по административной юстиции.
Административная юстиция относится к ведению судебной власти согласно особому закону.
Всякий, кто потерпел ущерб в своих правах либо от административных действий власти, либо от действий хозяйственных, совершенных с нарушением законов и регламентов, либо от злонамеренного нежелания административных властей дать движение его просьбе, относящейся к какому-либо праву, может искать перед судебными инстанциями защиты этих своих прав,
Органы судебной власти решают вопрос, является ли действие незаконным; они могут признать его лишенным силы или мерами принуждения добиться восстановления нарушенного права, а также могут выносить судебные решения по требованиям о возмещении убытков, направленным как против Привлеченного к суду административного органа, так и против виновных должностных лиц.
Судебная власть некомпетентна судить ни акты управления, ни акты командования военного характера.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТСКИЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ
Статья 108. Учреждения департаментов и коммун определяются законами.
Основой этих законов будет административная децентрализация.
Члены департаментских и коммунальных советов избираются румынскими гражданами всеобщим, равным, прямым тайным, обязательным голосованием с представительством меньшинства, в предусмотренном законом порядке.
К этим членам могут быть добавлены на основании закона члены по праву и члены по кооптации. В числе этих последних могут быть равным образом совершеннолетние женщины.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. О ФИНАНСАХ
Статья 109. Ни один налог какого бы то ни было рода не может устанавливаться и взиматься, иначе как в силу закона.
Статья 110. Налоги могут устанавливаться законом лишь в пользу государства, департаментов, коммун или обслуживающих государство публичных учреждений.
Статья 111. Ни один налог или сбор, департаментский или коммунальный, не может быть установлен иначе как с разрешения департаментских или коммунальных советов и в указанных законом пределах.
Статья 112. Не может устанавливаться привилегий в области налогов.
Ни одно изъятие или снижение налогов не может устанавливаться иначе, как в силу закона,
Монополии могут учреждаться только в силу закона и исключительно в интересах государства, департаментов и коммун.
Статья 113. Не может устанавливаться никаких отягощающих государственное казначейство пенсий или наград иначе как в силу закона,
Статья 114. Каждый год палата депутатов утверждает отчетность и вотирует бюджет.
Все доходы и расходы государства должны вноситься в бюджет и отчетность по нему.
Если бюджет не вотирован в надлежащее время, то исполнительная власть снабжает средствами публичные службы на основании бюджета предыдущего года, но не применяя этот бюджет долее чем один год сверх того года, на который он был вотирован.
Статья 115. Предварительный контроль и контроль исполнения всех государственных доходов и расходов будет осуществляться государственной контрольной палатой, которая будет ежегодно представлять палате депутатов общий доклад, сводящий отчеты по проведению старого бюджета и отмечающий в то же время неправильности, допущенные министрами при исполнении росписи.
Заключение счетов должно представляться палате депутатов не позднее чем через два года по окончании каждого бюджетного года.
Статья 116. Для всей Румынии существует единая контрольная палата.
Статья 117. Все суммы из особых касс, которыми правительство располагает на различных основаниях, должны включаться в общий государственный бюджет доходов и расходов.
Статья 118. Финансовые законы опубликовываются в «Официальном вестнике», как и другие законы и распоряжения по государственному управлению.
ЧАСТЬ ПЯТАЯ. О ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ
Статья 119. Всякий румын без различия народности, языка или религии участвует в одном из элементов, составляющих вооруженную силу, согласно особым законам.
Вооруженные силы составляются из действующей армии с ее постоянными кадрами, из резерва и ополчения.
Статья 120. Военные могут быть лишены их чинов, орденов и пенсий лишь на основании судебного приговора и в случаях, установленных законом.
Статья 121. Контингент армии вотируется на каждый, год обеими законодательными палатами.
Статья 122. Будет учрежден высший совет обороны с постоянным назначением применять меры, необходимые для организации национальной обороны.
Статья 123. Никакая иностранная воинская часть не может быть допущена на службу государства и не может вступить на территорию Румынии или пройти через нее иначе как в силу особого закона.
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 124. Цвета флага Румынии: голубой, желтый и красный, расположенные вертикально.
Статья 125. Столица Румынии является резиденцией правительства.
Статья 126. Румынский язык – официальный язык румынского государства.
Статья 127. Никакая присяга не может быть потребована с кого-либо, иначе как в силу закона, который устанавливает также ее формулу.
Статья 128. Действие настоящей конституции не может быть приостановлено ни в целом, ни в части.
В случае опасности для государства может быть объявлено общее или местное осадное положение.
ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. О ПЕРЕСМОТРЕ КОНСТИТУЦИИ
Статья 129. Конституция может быть пересмотрена в целом или в части по инициативе короля или того или другого из законодательных собраний.
Как следствие этой инициативы оба собрания решают порознь абсолютным большинством голосов, должен ли иметь место пересмотр конституционных постановлений.
Как скоро необходимость пересмотра признана, так оба законодательных собрания избирают из своей среды смешанную комиссию, которая предложит подлежащие пересмотру тексты конституции.
После того как доклад этой комиссии будет дважды прочитан в каждом из собраний с промежутком в 15 дней, оба собрания, собравшись вместе под председательством старейшего из обоих председателей и при наличии по меньшей мере 2/3 всего числа составляющих их членов, устанавливают окончательно большинством 2/3 голосов, какие статьи подлежат пересмотру.
После этого голосования собрание по закону распускается, и избирательный корпус созывается для выборов в установленный конституцией срок.
Статья 130. Новые палаты принимают в согласии с королем постановления по подлежащим пересмотру пунктам.
В этом случае палаты не могут вести обсуждения иначе как при наличии 2/3 составляющих их членов, и ни одно изменение не может быть одобрено, если оно не соберет, по меньшей мере, 2/3 голосов.
Собрания, избранные для пересмотра конституции, являются таковыми на общий конституционный срок и вне пересмотра конституций функционируют так же, как очередные законодательные собрания.
Если собрания, избранные для пересмотра, не могут выполнить своей миссии, то новые палаты будут носить тот же характер.
ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ПЕРЕХОДНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 131. Имеют и сохраняют на будущее время конституционный характер постановления аграрных законов, относящихся к землям, пригодным для обработки, лесам и прудам, которые могут быть отчуждены в целом или в. части, к их юридическому положению, к недрам, к их оценке, способу оплаты и т. д., как то определено в тех нижеследующих, статьях каждого из аграрных законов, которые в своей совокупности являются составною частью настоящей конституции и как таковые не могут быть изменены, иначе как, в порядке, установленном для пересмотра конституции, а именно:
а) статья 1, раздел: 2, статья 2, статья 3, раздел 1, статьи 4, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 16, 18, 21, 23, 32, 36 и 69 закона об аграрной реформе в Олтении, Мутении, Молдавии и Добрудже (Старой Румынии) от 17 июля 1921 г.;
б) статьи 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 16, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и 53 закона об аграрной реформе в Бессарабии от 13 марта 1920 г.;
В) статьи: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 18, 13, 14, 16, 18, 212, 24, 32, 50 и 85 закона об аграрной реформе в Трансильвании, Банате, Кризане и Мармуреше от 30 июля 1921 г.;
г) статьи 2, 3, 4, 5, пункт «а» раздела 1, статьи 6, 7, 9, 10, 12, 13, 29, 31, и 55 закона об аграрной реформе в Буковине от 30 июля 1921 г.
Статья 132. В целях обеспечения нормальных потребностей в лесном материале для отопления: и построек сельского населения Старого королевства, Бессарабии и Буковины государство обязано указать свои леса, расположенные в равнинах, на увалах и горах, пространства, отведенные для этой цели.
В Старом королевстве и в Буковине, там, где не оказалось бы лесов, в радиусе 12 километров вокруг коммуны, государство для удовлетворения вышеуказанных потребностей и в отмену статьи 7 пункта «в» и статьи 8 пунктов «а», «б» и «в» закона об аграрной реформе в. Олтении, Мутении, Молдавии и Добрудже от 17 июля 1921 г. и статьи 5 пункта «а», раздел IV и статей б и 7 закона об аграрной реформе в Боковине от 30 июля 1921 г. будет иметь право отчуждать те принадлежащие юридическим лицам – публичным или частным – леса, которые окажутся в пределах указанного радиуса, и только при отсутствии их оно будет отчуждать пропорциональные части лесов частных собственников, находящиеся в указанном радиусе, но исключительно в границах этих потребностей и во всех случаях с сохранением неприкосновенной поверхности 100 гектаров в каждом имении.
Не могут отчуждаться, кто бы ни являлся их собственником, леса насаженные или насаждаемые.
Те договоры на продажу под эксплуатацию подлежащих отчуждению лесов, которые окажутся в силе к моменту отчуждения, будут приняты во внимание.
Леса, отчужденные указанным образом, останутся собственностью государства и будут управляться и эксплуатироваться им так, чтобы удовлетворялись согласно закону и в первую очередь указанные выше потребности.
Отчуждение этих лесов будет производиться за справедливое и предварительное вознаграждение, определяемое судом.
Способ отчуждения будет установлен особым законом.
Статья 133. Подтверждаются следующие декреты и законы:
№ 3902 от 29 декабря 1918 г., опубликованный в № 223 «Официального вестника» от 30 декабря 1918 г. и относящийся к дарованию прав, гражданства; № 2035 от 22 мая 1919 г., опубликованный в № 33 «Официального вестника» от 28 мая 1919 г., и № 3464 от 12 августа 1919 г., опубликованный в № 93 «Официального вестника» от 13 августа 1919 г. и относящийся к натурализации евреев, проживающих в Старом королевстве.
Точно так же подтверждаются все декреты-законы об индивидуальной натурализации, которые были изданы ранее декретов, поименованных выше.
Евреи, проживающие в Старом королевстве и не осуществлявшие своих прав на натурализацию в течение срока, предусмотренного декретом-законом № 3464 от 12 августа 1919 г., могут подать заявления о натурализации согласно декрету-закону № 2085 от 22 мая 1919 г. в 3-месячный срок, считая от обнародования настоящей конституции.
Статья 134. Впредь до выработки закона об организации предусмотренного настоящей конституцией законодательного совета представление законопроектов законодательным собраниям будет по-прежнему производиться в согласии с ныне действующими законами и указами.
Статья 135. До обнародования особого закона, основанного на принципах настоящей конституции, законы, относящиеся к устройству и отправлению административной юстиции, остаются в силе.
Статья 136. Особый закон определяет цивильный лист первого короля объединенной Румынии.
Статья 137. Будут пересмотрены все кодексы и законы, существующие в различных частях Румынского государства, для согласования с настоящей конституцией и в видах упрочения законодательного единства. До того времени они остаются в силе.
Со дня обнародования конституции положения, которые содержатся в законах, декретах, распоряжениях и всяких других актах и которые оказались бы противоречащими положениям настоящей конституции, отменяются.
Статья 138. Ныне действующие национальные собрания могут функционировать после обнародования настоящей конституции до истечения срока их законных полномочий.
В течение этого срока они должны выработать, держась принципов этой конституции, избирательный закон. До выработки этого закона избирательные декреты-законы останутся в силе.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.