Конституция Мадагаскара 1960

КОНСТИТУЦИЯ МАЛЬГАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
28 июня 1960 г.
(С изменениями и дополнениями от 6 июня 1962 г. и от 27 декабря 1962 г.)
ПРЕАМБУЛА
Подтверждая свою веру в Бога и убеждение в наивысшем достоинстве человеческой личности,
Решив гарантировать основные права человека,
Стремясь к экономическому, социальному и культурному прогрессу страны и каждого из ее жителей,
Воодушевленный Всеобщей декларацией прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций,
Мальгашский народ торжественно провозглашает, что:
все люди независимо от их происхождения, расы, религии или мнений равны в своих правах и обязанностях. Мальгашское государство стремится обеспечить каждому из своих граждан равные возможности в осуществлении полного развития их способностей и их индивидуальности;
каждому индивидууму гарантируется свобода и безопасность при единственном условии, что он не совершит никакого действия, которое по своей природе может нанести вред государству, или посягнуть на свободу или безопасность других;
никто не может быть объектом произвольного вмешательства в его частную жизнь, семью, жилище или переписку, либо объектом посягательств на его честь и репутацию. Каждый имеет право на защиту закона от таких вмешательств и посягательств;
никто не может быть осужден иначе, чем по закону, вступившему в силу до совершения действия. Приговор по уголовному делу может быть вынесен только судьей. Никто не может быть произвольно лишен свободы.
всякая суровость и принуждение, не являющиеся необходимыми для ареста лица или содержания его в заключении, равно как и моральное давление или физическая жестокость запрещаются;
каждый индивидуум имеет право на свободу передвижения и выбора местожительства на территории государства при условии соблюдения законных предписаний, относящихся к гигиене и публичному порядку.
свобода выражения мнений, свобода собраний, свобода объединений и профессиональных союзов гарантируется с соблюдением условий, предусмотренных законом;
семья представляет собою естественную основу человеческого общества. Государство охраняет семью и содействует ее укреплению;
родители имеют право и обязаны растить своих детей, обеспечивая им наилучшее нравственное, физическое и умственное воспитание;
каждый ребенок имеет право на образование и обучение, обеспечиваемые родителями или избранными ими учителями;
государство организует публичное обучение. Оно признает право на частное преподавание и гарантирует свободу обучения, при условии соблюдения установленных законом требований гигиены, нравственности и квалификации;
государство и территориальные коллективы могут в общих интересах и в рамках их бюджетной ответственности помогать социальной деятельности и частному преподаванию;
всем гарантируется свобода мысли, совести и исповедания религии при условии уважения нравственности и публичного порядка. Государство охраняет свободное отправление культов.
Собственность является неприкосновенным правом для всех: мальгашей и иностранцев. Никто не может быть лишен этого права, если только этого не потребует общественная необходимость, установленная в законных формах и при условии справедливого и предварительного вознаграждения, за исключением случаев, когда речь идет об имуществе, не находящемся в эксплуатации или заброшенном, которое снова переходит государству с соблюдением условий, установленных законом. Государство признает должным образом установленное право собственности, восходящее к предкам.
Оно гарантирует свободу капиталов и капиталовложений, которые предназначаются для выполнения про грамм, установленных или одобренных государством в соответствии с его международными соглашениями.
Каждый индивидуум должен стремиться защищать, охранять, улучшать или эксплуатировать в общих интересах почву, недра, леса и естественные богатства Мадагаскара.
Всякая эксплуатация человека человеком запрещается навсегда.
Труд является правом и обязанностью каждого. Будучи делом чести человека и важным фактором процветания страны, он является священной обязанностью каждого, кому не мешает возраст и физическая непригодность.
Никто не может быть ограничен в труде или в занятиях по соображениям происхождения, политических воззрений или верований.
Право на забастовку признается, если оно осуществляется для защиты прав и профессиональных интересов трудящихся в рамках регламентирующих его законов.
Государство стремится обеспечить всем, особенно детям, матерям и престарелым работникам, охрану здоровья и материальную обеспеченность.
Права каждого осуществляются согласно условиям, установленным соответствующими законами и регламентами, подвергаясь ограничениям, необходимым в целях обеспечения соблюдения прав других и удовлетворения законных требований нравственности, публичного порядка и незыблемости государства.
Для обеспечения разделения властей закон гарантирует независимость судебной власти и несменяемость судей.
Никто не может злоупотреблять правами, признанными Конституцией или законом, во вред территориальной целостности государства, республиканскому строю и демократии либо с целью нарушения настоящей Конституции.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Народ Мадагаскара создает независимое государство.
Это государство является Республикой и называется Мальгашской Республикой.
Статья 2. Мальгашская Республика является единой, неделимой, демократической и социальной. Она заявляет о своем нейтралитете в отношении различных религий. Государство и церкви пользуются автономией в своих соответствующих областях. Каждому из них запрещается всякое вмешательство в не принадлежащую ему область.
Ее принципом является: правление народа, через народ и для народа.
Ее девиз – «Свобода, Родина, Прогресс».
Национальной эмблемой является трехцветный бело красно-зеленый флаг, состоящий из трех прямоугольных полос равного размера: первая полоса вертикальная, со стороны древка, белого цвета; две другие полосы – горизонтальные: верхняя – красная, нижняя – зеленая.
Национальным гимном является: «Ри таниндрацанай Малала о!»
Государственная печать и герб Республики будут определены законом.
Официальными языками Мальгашской Республики являются мальгашский и французский.
Статья 3. Национальный суверенитет принадлежит народу.
Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присваивать себе право осуществления суверенитета.
Органы власти, на которые возложено руководство государством, получают свои полномочия от народа посредством выборов, проводимых на основе всеобщего, прямого или косвенного избирательного права.
Голосование является равным и тайным. Условия его проведения определяются законом.
Статья 4. Учреждениями Республики являются:
– Президент Республики, он же глава Правительства;
– Национальное собрание;
– Сенат;
– Высший совет конституционных учреждений.
– Национальное собрание и Сенат образуют Парламент.
Статья 5. Закон устанавливает размер, условия и порядок выплаты вознаграждения Президенту Республики, членам Правительства, депутатам и членам Сената.
Никто не может получать по совместительству двух вознаграждений.
Однако мэры, сельские мэры и их помощники могут получать по совместительству высшую ставку и половину наиболее низкой ставки.
Никакая другая выборная должность, за исключением должностей мэров, сельских мэров и их помощников, не дает права на иное, вознаграждение, кроме возмещения возможных расходов по переездам.
Положения настоящей статьи не применяются в отношении вознаграждений, которые должны быть вручены делегатам Мадагаскара в собраниях или в международных советах.
Статья 6. Политические партии и группировки содействуют выражению мнений путем голосования. Они свободно организуются и осуществляют свою деятельность в рамках закона. Они обязаны уважать демократические принципы и целостность государства.
ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ И ПРАВИТЕЛЬСТВО
Статья 7. Правительство Республики состоит из Президента Республики, Вице-председателя Правительства, Министров и Государственных секретарей.
Статья 8. Президент Республики избирается на основе всеобщего и прямого избирательного права.
Функции Президента Республики несовместимы с любой другой выборной государственной должностью.
Кандидаты на должность Президента Республики должны пользоваться гражданскими и политическими правами и достичь к моменту избрания сорокалетнего возраста.
Статья 9. Президент избирается сроком на семь лет; он может быть переизбран.
Избрание происходит в первом туре голосования абсолютным большинством голосов. Если такого большинства не получено, то Президент избирается во втором туре относительным большинством голосов.
Избиратели созываются на выборы Правительством не позднее, чем за тридцать, и не ранее, чем за сто двадцать дней, до истечения срока полномочий Президента, состоящего в должности.
Прежде чем приступить к осуществлению своих функций, Президент Республики приносит присягу перед Парламентом, созываемым специально для этой цели в качестве Конгресса, и делает на обоих официальных языках следующее заявление:
«Я торжественно клянусь перед Богом, предками и людьми лояльно выполнять доверенные мне высокие функции, строго соблюдать правила и принципы, установленные Конституцией, руководствоваться исключительно общими интересами и посвятить все свои силы достижению и защите общественного блага».
Если должность Президента по какой-либо причине оказывается вакантной, функции Президента Республики в отношении ведения текущих дел временно исполняются Вице-президентом Правительства; тот же порядок действует при наличии обстоятельств, временно препятствующих Президенту выполнять свои функции, что устанавливается Высшим советом конституционных учреждений. Голосование по выборам нового Президента происходит не ранее чем через тридцать и не позднее чем через сто двадцать дней после открытия вакансии или после того, как обстоятельства, препятствующие Президенту исполнять свои функции, будут признаны Высшим советом конституционных учреждений окончательными по своему характеру.
Статья 10. Президент Республики назначает членов Правительства и избирает из их числа Вице-президента Правительства. Он прекращает исполнение ими их функций.
Статья 11. Президент Республики проводит государственную политику в соответствии с общими директивами, установленными в Совете министров.
Он руководит деятельностью Правительства.
Он осуществляет регламентарную власть и обеспечивает исполнение законов.
Он осуществляет право помилования, при этом он может консультироваться с Высшим советом конституционных учреждений.
В распоряжении Президента находятся административные органы.
Он является главой всех вооруженных сил и несет ответственность за национальную оборону.
Он является главой внутренних полицейских сил.
Он обеспечивает поддержание порядка и общественной безопасности.
Он производит назначения на государственные должности и может делегировать эти полномочия членам Правительства с правом последующего делегирования.
Он аккредитует чрезвычайных послов и посланников в иностранных державах; иностранные чрезвычайные послы и посланники аккредитуются при нем.
Он награждает знаками отличия Мальгашской Республики.
Статья 12. В Совете министров Президент Республики:
– определяет общую политику Республики;
– утверждает законопроекты, которые должны быть представлены Палатам;
– издает ордонансы, предусмотренные статьями 40-43;
– объявляет, когда этого требуют обстоятельства, после получения согласованного заключения председателей Национального собрания и Сената чрезвычайное положение, при котором он наделяется особыми полномочиями, объем и срок действия которых устанавливаются законом;
– назначает высших должностных лиц, перечень которых устанавливается законом;
– осуществляет другие обязанности, в отношении которых в силу настоящей Конституции или специальных законов обязательна консультация Совета министров.
Статья 13. Президент Республики промульгирует законы в течение пятнадцати дней после передачи ему закона, окончательно одобренного Национальным собранием.
Он может до истечения этого срока потребовать от Национального собрания нового обсуждения закона или некоторых его статей. В таком новом обсуждении не может быть отказано.
Закон или статьи закона, переданные на новое рассмотрение, являются принятыми, если за них проголосовало абсолютное большинство членов, присутствовавших при начале голосования соответственно в Национальном собрании и в Сенате.
Статья 14. Президент Республики ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их.
Договоры о союзе, торговые договоры, договоры или соглашения, относящиеся к международной организации, договоры или соглашения, налагающие на государство финансовые обязательства, договоры или соглашения, вносящие изменения в постановления законодательного характера, договоры или соглашения, относящиеся к положению личности, мирные договоры, а также договоры, касающиеся уступки, обмена или присоединения территории, могут быть ратифицированы или одобрены только в силу закона. Они вступают в силу только после ратификации или одобрения.
Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без согласия заинтересованного населения.
Если Высший совет конституционных учреждений, запрошенный Президентом Республики или председателем одного из Собраний, заявит, что какое-либо международное обязательство содержит положение, противоречащее Конституции, то разрешение на его ратификацию или одобрение может быть дано только после пересмотра Конституции.
Договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют с момента их опубликования преимущественную силу перед законами при условии соблюдения каждого из этих соглашений или договоров другой стороной.
Статья 15. Президент Республики может принять в Совете министров решение о роспуске Национального собрания после получения соответствующего заключения Сената, принятого двумя третями голосов составляющих его членов, и после консультации с Председателем Национального собрания.
Выборы происходят не ранее чем через двадцать и не позднее чем через пятьдесят дней после роспуска.
Национальное собрание собирается во второй вторник после своего избрания. Если это заседание происходит не в периоды, предусмотренные для очередных сессий, то по праву открывается чрезвычайная сессия продолжительностью в пятнадцать дней.
Новый роспуск может иметь место не ранее чем через двенадцать месяцев после этих выборов.
Статья 16. Президент Республики может делегировать некоторые из своих полномочий Вице-президенту Правительства и Министрам.
Статья 17. Акты Президента Республики контрассигнуются Министрами, которым поручено их исполнение.
В конце подлинного текста этих актов ставится государственная печать.
Статья 18. Президент Республики и члены Правительства несут уголовную ответственность за действия, которые были совершены ими при исполнении своих обязанностей и которые в момент их совершения квалифицировались как преступления или правонарушения.
Обвинение против них может быть выдвинуто идентичным решением Национального собрания и Сената, принятым посредством открытого голосования абсолютным большинством членов, составляющих эти Собрания.
В голосовании не могут принимать участия члены того и другого Собрания, которые призваны участвовать в преследовании, следствии или вынесении решения.
Эти лица обладают привилегией быть подсудными Апелляционному суду Тананариве и быть судимыми этим судом, образующим Высокий суд под председательством первого председателя Апелляционного суда, который, помимо него, состоит из двух председателей судебных палат, определяемых по жребию, и восьми членов Парламента, избранных в следующем соотношении: пять человек от Национального собрания и три человека от Сената.
Органический закон определяет порядок назначения членов и должностных лиц Высокого суда, а равно применяемые им процессуальные правила.
Во всех случаях суд связан определениями состава преступлений и правонарушений, а также мер наказаний, предусмотренных уголовными законами, действовавшими в момент совершения соответствующих действий.
Однако привилегия подсудности не распространяется на действия, которые относились в момент их совершения к компетенции военных трибуналов.
ГЛАВА III. НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
Статья 19. Члены Национального собрания избираются сроком на пять лет на основе всеобщего и прямого избирательного права. Они носят звание депутатов.
Число депутатов, порядок их избрания, условия не избираемости и режим несовместимости должностей определяются законом.
Статья 20. Ни один депутат не может подвергаться преследованию, следствию, аресту, заключению или суду за высказанные им мнения или за голосование при исполнении своих обязанностей.
Ни один депутат не может во время сессии подвергаться преследованию или аресту за уголовные преступления или проступки без разрешения Национального собрания, за исключением случаев, когда он задержан на месте преступления.
Ни один депутат не может в период между сессиями быть арестован без разрешения бюро Собрания, в состав которого он входит, за исключением случаев, когда он задержан на месте преступления, когда имеется разрешение на его преследование или когда в отношении него вынесен окончательный приговор.
Заключение или преследование депутата приостанавливается, если этого потребует Национальное собрание, но на срок, не превышающий продолжительность текущей сессии.
Статья 21. Национальное собрание ежегодно собирается по праву на две очередные сессии.
Первая сессия начинается в первый вторник мая и заканчивается в первую пятницу июня.
Вторая сессия начинается в первый вторник октября и заканчивается в первую пятницу декабря.
Статья 22. Национальное собрание собирается на чрезвычайную сессию с заранее определенной повесткой дня по инициативе Президента Республики или по требованию большинства членов, составляющих Национальное собрание.
Чрезвычайные сессии открываются и закрываются Президентом Республики.
Если внеочередная сессия созывается по требованию депутатов, то декрет о ее закрытии издается сразу же после того, как исчерпана повестка дня, для рассмотрения которой было созвано Национальное собрание, но не позже чем через двенадцать дней после первого заседания.
Национальное собрание не может быть созвано на чрезвычайную сессию по требованию его членов в течение месяца, следующего за закрытием сессии.
Статья 23. Всякий императивный мандат является недействительным.
Право голосования осуществляется членами Национального собрания лично.
Однако разрешается делегирование этого права в случае отсутствия депутата на Мадагаскаре. Закон определяет условия и порядок этого делегирования.
Статья 24. Президент и члены Правительства имеют доступ в Национальное собрание. Они должны быть заслушаны по их требованию.
Они могут привлекать себе в помощь комиссаров Правительства.
Статья 25. Председатель и члены бюро Национального собрания избираются сроком на один год. Они могут быть переизбраны.
Статья 26. Заседания Национального собрания являются открытыми. Ведется протокол заседаний, опубликование которого обеспечивается в соответствии с условиями, предусмотренными законом.
Национальное собрание может заседать в качестве секретного комитета по требованию Правительства или одной четвертой части его членов.
ГЛАВА IV. СЕНАТ
Статья 27. При Правительстве и Национальном собрании учреждается совет коллективов. Он называется Сенатом, а его члены носят звание Сенаторов.
Сенат рассматривает все законопроекты и законодательные предложения.
Правительство может консультироваться с Сенатом по экономическим и социальным вопросам и по вопросам административно-территориальной организации.
Статья 28. Сенат состоит на две трети из членов, избираемых в равном числе от каждой провинции представителями провинциальных, муниципальных и сельских коллективов, и на одну треть из членов, представляющих экономические, социальные и культурные интересы и назначаемых Правительством частично по рекомендации наиболее представительных групп, частично в силу их особой компетентности.
Статья 29. Сенат обновляется наполовину каждые три года по каждой из обеих категорий его членов. Срок действия мандата его членов шесть лет.
Порядок деятельности Сената, его состав и порядок назначения его членов устанавливаются законом.
Статья 30. Сенат собирается по праву в период сессии Национального собрания.
Он может равным образом собраться на специальную сессию по созыву Правительства. При этом его повестка дня ограничивается вопросами, определяемы ми декретом о созыве.
В период, когда Национальное собрание не заседает, Сенат может обсуждать только вопросы, которые Правительство передает ему на заключение, исключая любые проекты законодательного характера.
Статья 31. В отношении Сената применяются положения статей 20, 23, 24, 25 и 26 Конституции.
Мандат члена Сената и мандат члена Национального собрания являются несовместимыми.
ГЛАВА V. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ И ПАРЛАМЕНТОМ
Статья 32. Закон принимается Парламентом в соответствии с условиями, предусмотренными настоящей главой.
Помимо вопросов, отнесенных к области законодательства другими статьями Конституции,
I. Закон устанавливает правила, касающиеся:
– государственной принадлежности, гражданства и гражданских прав;
– основных гарантий, предоставляемых отдельным лицам и группировкам для пользования правами и для выполнения обязанностей, упомянутых в Преамбуле;
– личных и имущественных обязательств, налагаемых национальной обороной;
– создания новых судебных органов, и их соответствующей компетенции, норм гражданского и торгового судопроизводства, статуса судей Мальгашского государства и гарантий их независимости;
– определения состава преступлений и правонарушений, а также налагаемых за них наказаний; уголовно-процессуальных норм, амнистии;
– правового режима собственности, вещных прав и условий, при которых имущество может быть объектом экспроприации или реквизиции по мотивам публичной необходимости или по причине того, что оно снова перешло государству в связи с тем, что оно является заброшенным или не эксплуатируется;
– правового режима гражданских и торговых обязательств;
– семейных отношений, гражданского состояния и правоспособности лиц, наследования и дарения, а также в общей форме установления, кодификации или изменений обычаев, относящихся к гражданскому состоянию;
– установления категорий государственных учреждений.
II. Закон определяет основные принципы:
– статуса государственных должностных лиц, территориальных коллективов и государственных учреждений;
– организации национальной обороны и статуса военнослужащих;
– правовых отношений между нанимателями и работниками и прав, регулирующих деятельность профессиональных союзов;
– образования и профессионального обучения;
– организации свободных профессий.
III. Правила, относящиеся к деятельности Национального собрания и Сената, устанавливаются в отношении их общих принципов законом, а порядок их применения – внутренними регламентами каждого Собрания.
Правила, относящиеся к порядку выборов, общей организации и деятельности муниципальных и сельских собраний, устанавливаются законом.
IV. Закон устанавливает объекты обложения, ставки и порядок взимания всякого рода налогов в пользу государства, порядок эмиссии денег в соответствии с достигнутыми в этой области соглашениями.
Закон определяет условия, пределы и формы, в которых территориальные коллективы могут создавать финансовые и иные ресурсы и устанавливать в случае необходимости назначение этих средств.
Закон определяет условия совершения займов, он решает вопрос о возможности создания резервных фондов и разрешает изъятие наличности из касс.
Закон о бюджете устанавливает доходы и расходы государства; он обсуждается и принимается на основании статьи 40.
V. Программные законы определяют цели деятельности государства в экономической, социальной и строительной областях.
VI. Закон определяет организацию судебной системы и процессуальные нормы, применяемые при рассмотрении административных споров.
VII. Война может быть объявлена только на основании закона, изданного Парламентом.
VIII. Осадное положение может быть введено декретом Совета министров. Продление осадного положения на срок свыше пятнадцати дней может иметь место лишь с разрешения Парламента по мере возможности его созыва.
Статья 33. Вопросы, не входящие в область законодательства, относятся к области регламентарной власти, и это действует во всех случаях.
Акты, имеющие форму закона, которые были приняты по этим вопросам, могут быть изменены декретом, принятым после получения заключения Высшего совета конституционных учреждений.
Статья 34. Законодательная инициатива принадлежит как Президенту Республики, так и членам Национального собрания и Сената.
Законопроекты обсуждаются в Совете министров. Они вносятся в бюро того или другого Собрания, за исключением проектов законов, предусматривающих доходы и расходы государства, которые вносятся в первую очередь в бюро Национального собрания.
Законодательные предложения передаются Правительству до их рассмотрения Национальным собранием или Сенатом.
Президент Республики может по согласованному предложению Национального собрания и Сената, принятому при раздельном голосовании абсолютным большинством членов, их составляющих, передать на референдум любой законопроект, касающийся организации государственной власти или относящийся к применению принципов, содержащихся в Преамбуле Конституции, или затрагивающий деятельность учреждений.
Если законопроект одобрен референдумом, Президент Республики промульгирует его в срок, предусмотренный статьей 13.
Статья 35. Предложения и поправки, внесенные членами Собраний, которые в случае их принятия повлекли бы за собой либо сокращение государственных доходов, либо установление новых или увеличение уже установленных государственных расходов, являются неприемлемыми. Это распространяется также на предложения и поправки, не относящиеся к области законодательства.
Статья 36. Обсуждение законопроекта в Собрании, которое первым рассматривает его, происходит на основе текста, представленного Правительством. Обсуждение текста в Собрания, которое рассматривает его после того, как он был принят другим Собранием, происходит на основе текста, переданного этим другим Собранием.
Статья 37. Члены Собрания и Правительство имеют право вносить поправки в соответствии с условиями, установленными законом и регламентами каждого Собрания.
Статья 38. Правительство может потребовать от каждого Собрания принятия решения посредством проведения единого голосования в отношении всего обсуждаемого текста в целом или в отношении какой-либо части этого текста:
1) во время чрезвычайных сессий при условии, что эти тексты были переданы за сорок восемь часов до открытия данной сессии;
2) в течение последних восьми дней каждой очередной сессии.
Статья 39. Любой законопроект или любое законодательное предложение рассматривается в первую очередь Собранием, в которое оно внесено, а затем передается другому Собранию.
Законопроекты или законодательные предложения, принятые Национальным собранием, рассматриваются Сенатом в течение двадцати дней с момента их передачи ему. Если Сенат в этот срок не примет решения, то считается, что он высказался положительным образом в отношении переданного ему текста.
Если законопроект или законодательное предложение возвращено в Национальное собрание после не менее чем двух чтений в Сенате, то Национальное собрание может прекратить обсуждение текста, потребовав принятия окончательного решения в третьем чтении.
Статья 40. Проекты законов о финансах, устанавливающие доходы и расходы государства, принимаются в порядке, предусмотренном статьей 39, при условии соблюдения следующих положений.
Национальное собрание должно рассмотреть законопроект в первом чтении в течение тридцатидневного срока с момента его внесения. Если за это время решение не принято, то считается, что Национальное собрание одобрило законопроект, и он передается в Сенат.
При тех же условиях Сенату предоставляется для первого чтения пятнадцатидневный срок, считая с момента передачи ему законопроекта, и каждому Собранию – пятидневный срок для последующих чтений.
Если одно из Собраний не примет решения в надлежащий срок, то считается, что оно высказалось положительным образом в отношении переданного ему текста.
Если после того, как применены положения предыдущей статьи, в течение шестидесятидневного срока после первого внесения законопроекта не было принято окончательного решения, то его постановления могут быть введены в силу посредством ордонанса, включая одну или несколько поправок, одобренных обоими Собраниями.
Статья 41. Повестка дня Собраний предусматривает в первую очередь и в порядке, устанавливаемом Правительством, обсуждение законопроектов, внесенных Правительством, и законодательных предложений, приоритет которых им признан.
Однако проекты законов о финансах, устанавливающие доходы и расходы государства, могут, по решению заинтересованного Собрания, обсуждаться в порядке приоритета.
Статья 42. После обсуждения в Совете министров Президент Республики может поставить вопрос об ответственности Правительства в связи с общей политической программой. Таким образом, он ставит вопрос о доверии. Голосование может состояться не ранее чем через двадцать четыре часа после того, как поставлен вопрос о доверии.
Помимо этого, Правительство может, если того потребуют обстоятельства или в случае крайней необходимости, сопроводить вопрос о доверии требованием о делегировании ему полномочий в связи с одним или несколькими пунктами общей политической программы, объявленными существенно важными для реализации основных задач, определенных резолюцией одобрения.
Такое требование о делегировании полномочий должно быть поставлено на голосование специально, и Национальное собрание должно выразить свое согласие абсолютным большинством голосов всех членов, составляющих Национальное собрание.
Это согласие означает, что Правительству разрешается в течение времени, определенного Национальным собранием, осуществлять посредством ордонансов мероприятия общего характера, которые могут отменять, изменять или заменять действующие законодательные акты.
Статья 43. Национальное собрание может поставить вопрос об ответственности Президента Республики посредством принятия резолюции порицания в связи с общей политикой Правительства. Такая резолюция является неприемлемой, если она не подписана, по крайней мере, одной пятой частью членов Национального собрания. Голосование может состояться лишь через сорок восемь часов с момента внесения резолюции. Резолюция порицания считается принятой только в том случае, если за нее проголосовало абсолютное большинство всех членов, составляющих Национальное собрание.
Если резолюция отклонена, то подписавшие ее не могут внести новую резолюцию до истечения годичного срока.
Никакая резолюция порицания не может быть внесена в течение года после избрания Президента Республики или в течение двенадцати месяцев, следующих за одобрением общей политической программы Правительства.
Статья 44. В случае отказа в одобрении программы Правительства в соответствии с условиями, предусмотренными в первом абзаце статьи 42, или в случае одобрения резолюции порицания Министры вручают Президенту Республики заявление об отставке.
Президент Республики может немедленно проконсультироваться с Сенатом по вопросу о необходимости поддержки или изменения программы Правительства. Сенат располагает в этом случае трехдневным сроком для представления своего мнения.
Не позднее чем через десять дней после вынесения вотума недоверия Президент Республики формирует новое Правительство и открывает обсуждение в Национальном собрании, излагая перед ним общую политическую программу Правительства, выработанную Правительством в Совете министров, и просит об ее одобрении. Голосование может состояться лишь через двадцать четыре часа после того, как закончилось обсуждение требования об одобрении.
В случае отказа в одобрении программы нового Правительства Национальное собрание распускается по праву, и производятся новые всеобщие выборы не ранее, чем через двадцать, и не позднее, чем через сорок дней после роспуска.
До образования нового Собрания Правительство может выполнять только текущие дела. В течение этого периода Совет министров пополняется Председателем и двумя первыми Вице-председателями Сената. Акты Президента Республики, Вице-председателя Правительства и Министра внутренних дел должны быть контрассигнованы Председателем Сената.
Новое Национальное собрание собирается по праву на чрезвычайную сессию во второй вторник после своего избрания. Сразу же после избрания бюро Собрания Президент Республики представляет ему программу своего Правительства с просьбой об ее одобрении. Эта программа должна быть такой же, как программа, отказ в одобрении которой повлек роспуск Собрания.
Голосование может состояться лишь через двадцать четыре часа после предъявления просьбы об одобрении.
В случае отказа в одобрении программы Президент Республики немедленно прекращает исполнение своих функций, Совет министров распускается по праву и приступают к новым выборам Президента Республики; голосование происходит через тридцать дней в соответствии с условиями, установленными статьей 8. Президент, отрешенный от должности, не может быть переизбран на этих выборах.
До избрания нового Президента Республики функции главы Правительства осуществляются Председателем Сената и министерская ответственность, ограничивающаяся ведением текущих дел, распределяется между Вице-председателями обоих Собраний. Председатель Национального собрания выполняет функции Вице-председателя.
ГЛАВА VI. ВЫСШИЙ СОВЕТ КОНСТИТУЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. АРБИТРАЖНАЯ ПРОЦЕДУРА И КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ
Статья 45. Контроль за соответствием законов и ордонансов настоящей Конституции осуществляется Высшим советом конституционных учреждений в соответствии с условиями, предусмотренными нижеследующими статьями.
Статья 46. Высший совет конституционных учреждений состоит из пяти лиц, из которых не менее трех выбираются в силу их компетентности в юридических вопросах. Два члена назначаются Президентом Республики, два – Председателем Национального собрания и один – Председателем Сената.
Председатель Высшего совета конституционных учреждений назначается Президентом Республики; в случае разделения голосов поровну его голос является решающим.
Члены Высшего совета конституционных учреждений назначаются на семь лет, и их мандат не возобновляется.
Отправление функций члена Высшего совета конституционных учреждений несовместимо с осуществлением функций члена Правительства, с каким бы то ни было выборным мандатом или занятием какой-либо частной профессией.
Закон определяет условия, в соответствии с которыми Президент Республики может возложить на члена Высшего совета конституционных учреждений какие-либо публичные функции или миссии.
Члены Высшего совета конституционных учреждений получают установленное законом вознаграждение по ставкам одной из категорий высших должностных лиц.
Помимо пяти упомянутых выше членов, в Высший совет конституционных учреждений пожизненно по праву входят бывшие Президенты Республики.
Статья 47. Законы, до того как они промульгированы, могут быть переданы Высшему совету конституционных учреждений Президентом Республики, Председателем Национального собрания или Председателем Сената.
Передача закона на рассмотрение Высшего совета конституционных учреждений откладывает срок его промульгации. Высший совет конституционных учреждений должен вынести решение в месячный срок. Однако в случае срочности, объявленной Президентом Республики, Высший совет конституционных учреждений должен вынести решение в восьмидневный срок.
Ордонансы, в частности принятые в порядке применения статьи 42 Конституции, до их промульгации должны быть в обязательном порядке переданы Президентом Республики Высшему совету конституционных учреждений, который должен вынести решение в восьмидневный срок.
Не могут быть промульгированы положения закона, признанные Высшим советом конституционных учреждений неконституционными. Президент Республики вправе вынести решение либо о промульгации остальных положений закона, либо о передаче их на новое обсуждение Собраний, либо о том, чтобы считать их недействительными.
После промульгации закона Высшему совету конституционных учреждений в любой момент может быть представлено мотивированное ходатайство Президента Республики, принятое в Совете министров, с просьбой аннулировать какое-либо положение закона, определяемое как неконституционное. Если Высший совет конституционных учреждений, мнение которого запрошено в таком порядке, сочтет это положение закона неконституционным, то оно по нраву признается потерявшим силу.
Статья 48. Внутренние регламенты Собраний до их вступления в силу могут быть переданы Высшему совету конституционных учреждений, который в месячный срок проверяет их соответствие Конституции и законам.
Заключение Высшего совета конституционных учреждений может быть запрошено либо посредством мотивированного ходатайства, подписанного не менее чем пятьюдесятью членами Собрания, регламент которого оспаривается, либо Президентом Республики.
Правила процедуры, содержащие неконституционные положения, не могут быть введены в действие.
Статья 49. В случае разногласий между Правительством и Председателем Собрания, заинтересованного в применении положений статьи 34, Высший совет конституционных учреждений по просьбе того или другого из них выносит решение в восьмидневный срок.
Статья 50. Помимо полномочий, упомянутых в предыдущих статьях, Высший совет конституционных учреждений в случае оспаривания решает вопрос о правильности избрания Президента Республики, депутатов и сенаторов.
Статья 51. Решения Высшего совета конституционных учреждений должны быть мотивированными и никакому обжалованию не подлежат.
Они обязательны для всех административных и судебных органов государства.
Статья 52. Правительство может обратиться в Высший совет конституционных учреждений за консультацией по вопросу о конституционности любого законопроекта или декрета.
Правительство может потребовать от Высшего совета конституционных учреждений заключения по вопросу о толковании любого положения закона.
Статья 53. Закон определяет порядок организации и деятельности Высшего совета конституционных учреждений, соблюдаемую им процедуру и, в частности, сроки подачи ему протестов.
ГЛАВА VII. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
Статья 54. Создание или ликвидация территориальных коллективов, равно как и относящиеся к этому нормы, определяется законом.
ГЛАВА VIII. ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ
Статья 55. Инициатива пересмотра Конституции принадлежит как Президенту Республики, действующему после обсуждения в Совете министров, так и членам Национального собрания и Сената. В последнем случае предложение о пересмотре является приемлемым только в том случае, если оно представлено не менее чем одной четвертой частью членов, составляющих Собрание, от которого оно исходит.
Проект или предложение о пересмотре Конституции рассматриваются в первую очередь Национальным собранием и должны быть приняты в идентичной редакции обоими Собраниями.
Пересмотр Конституции считается одобренным только в том случае, если за него проголосовало большинство в две трети всех членов, составляющих Национальное собрание, и большинство в три пятых всех членов Сената.
Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.
ГЛАВА IX. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 56. Настоящий закон отменяет Конституционный закон № 1 от 14 октября 1958 г. Он должен исполняться как Конституция Мальгашской Республики.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.