Конституция Камбоджи 1947

КОНСТИТУЦИЯ КАМБОДЖИ
6 мая 1947 года
Текст, пересмотренный и принятый Национальным собранием 6 декабря 1955 г. и промульгированный крамом 14 января 1956 г.
Мы, Преа Бат Самдек Преа Нородом Сианук Варман Риек Харивонг Упхатхо Сучиэт Високхипонг Акеамохаборос Никародом Тхоммок Мохариекчеттхириек Баромныт Баромбопыт Преах Чаы Крунг Кампучия Тхиппадей, Король Камбоджи, независимого и суверенного государства, даруем нашему народу Конституцию, текст которой ниже следует:
ГЛАВА I. ПРИРОДА И ФОРМА ГОСУДАРСТВА
Статья 1
Камбоджа является монархией.
Статья 2. (измененная)
Официальным языком является камбоджийский язык.
ГЛАВА II. СВОБОДЫ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КАМБОДЖИЙЦЕВ
Статья 3
Свобода есть возможность делать все, что не наносит ущерба правам другого. Условия осуществления свободы определяются законом.
Никто не может быть принуждаем делать то, что не предписано законом.
Статья 4
Никто не может подвергаться преследованию, аресту или заключению, иначе как в случаях, установленных законом, и в том порядке, который предписывает закон.
Никто не может содержаться в заключении, если об аресте не доведено до сведения судьи и законность его не подтверждена мотивированным решением судьи в срок, установленный законом.
Всякое неоправданное принуждение или жестокость при аресте, всякое моральное давление или физическое насилие по отношению к заключенному, установление любого режима, отягощающего наказание, на законном основании применяемое к осужденному, запрещаются законом и влекут за собой личную ответственность виновных, инициаторов или сообщников.

Статья 5
Каждый обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока он не объявлен виновным.
Наказания в виде лишения или ограничения свободы должны иметь своей целью перевоспитание виновного.
Статья 6
Камбоджийцы не могут быть высланы с камбоджийской территории. Им нельзя запретить пребывание в какой-либо местности или принудить к поселению в определенном месте, за исключением случаев, установленных законом.
Статья 7
Собственность находится под защитой закона. Никто не может быть лишен своей собственности иначе, чем по мотивам общественной пользы в случаях, установленных законом, и при условии предоставления справедливого и предварительного возмещения.
Статья 8
Свобода совести не ограничивается, так же как и свобода культов, которая не подвергается никаким ограничениям, за исключением ограничений, необходимых для того, чтобы не был нарушен публичный порядок.
Буддизм является государственной религией.
Статья 9.
Каждый камбоджиец пользуется свободой слова, письма, печатания и издания. Он может через печать или иным способом выражать, распространять, защищать любое мнение, поскольку он не злоупотребляет этим правом и не нарушает публичный порядок.
Никакое выражение мнения не может быть навязано.
Статья 10
Все камбоджийцы имеют право свободно объединяться, если только их объединение не наносит или не имеет целью нанести ущерб свободам, гарантированным настоящей Конституцией.
За ними признается также свобода собраний.
Статья 11
Жилище неприкосновенно. Никто не может проникнуть в него, за исключением случаев, предусмотренных законом, и в порядке, установленном законом.
Статья 12
Тайна переписки неприкосновенна, за исключением временных отступлений, специально предусматриваемых законом, когда этого требуют высшие интересы нации.
Статья 13
Все камбоджийцы имеют в равной степени доступ ко всем государственным должностям; при этом предпочтение может отдаваться исключительно их заслугам и компетентности.
Статья 14
Каждый камбоджиец имеет право обращаться с письменной петицией к органам власти о том, чтобы были поставлены на рассмотрение вопросы, представляющие интерес для отдельного лица или группы лиц.
Статья 15
Осуществление прав, гарантированных настоящей Конституцией, не может быть приостановлено. Однако если нация объявлена в опасности, права, изложенные в статьях 4, 9 (абзац первый), 10 (абзац второй) и 12, могут быть приостановлены в пределах и в порядке, установленных законом.
Эта мера может быть принята на срок не свыше шести месяцев, который возобновляется в том же порядке.
Всякий, кто использует эту меру с целью произвольного нарушения материальных или моральных прав других, несет в связи с этим личную ответственность.
По истечении периода чрезвычайного положения всякий, кто сочтет, что ему лично или его имуществу произвольно нанесен ущерб, может потребовать через суд моральное или материальное возмещение.
Статья 16
Каждый камбоджиец обязан верностью Королю. Он обязан уважать законы, защищать страну и помогать Правительству уплатой налогов и всеми другими способами, предусмотренными законом.

ГЛАВА III. ЗАКОН И ВЛАСТЬ
Статья 17
Закон есть выражение воли нации. Он применяется ко всем – защищает ли он, карает или обязывает.
Гарантируя всем камбоджийцам пользование свободами и правами, перечисленными в предыдущей главе, закон ни в коем случае не должен наносить им ущерб.
Статья 18
Закон обеспечивает всем право обращаться в суд, и недостаток средств не служит для этого препятствием.
Статья 19
Закон не может иметь обратной силы, за исключением специальных положений, особо предусматриваемых этим законом.
Однако никто не может быть судим и наказан, кроме как за правонарушение, предусмотренное законом, промульгированным и вступившим в силу до совершения этого правонарушения.
Статья 20
Закон вводится в действие в Пном-Пене через сутки после его опубликования в «Журналь офисьель», а в остальных местах, на территории каждого срока , через пять суток после того, как номер «Журналь офисьель» с опубликованным в нем текстом закона получен в саласроке .
Однако в случае срочности, объявленной в законе, последний вводится в действие в Пном-Пене с того момента, когда его текст вывешен в муниципалитете, а в каждом сроке – сразу же после того, как его текст вывешен в саласроке.
Статья 21
Вся власть исходит от Короля. Она осуществляется в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Статья 22
Законодательная власть осуществляется от имени Короля Национальным собранием.
Законодательная инициатива принадлежит Королю, Совету министров, а также членам Национального собрания и Совета Королевства.
Статья 23
Исполнительная власть осуществляется от имени Короля министрами.
Статья 24
Судебная власть осуществляется от имени Короля судами различных инстанций и юрисдикции.
ГЛАВА IV. КОРОЛЬ
Статья 25
Престол Камбоджи наследуется потомками Короля Анг-Дуонга мужского пола.
Статья 26
Король правомочен, после того как собрался Совет Короны, назначить наследника престола, так же как и аннулировать это назначение.
Статья 27
Если престол является вакантным, а наследник не был назначен Королем, то назначение нового монарха производится Советом Короны большинством голосов ; при разделении голосов голос Председателя является решающим.
Статья 28
В состав Совета Короны входят:
– – Председатель Фамильного совета королевской семьи,
– Председатель Национального собрания,
– Председатель Совета Королевства,
– Председатель Совета министров,
– главы обоих религиозных орденов,
– Председатель Высшего суда. Председательствование в этом Совете возлагается на Председателя Фамильного совета королевской семьи.

Статья 29
Совершеннолетие Короля наступает по достижении им восемнадцатилетнего возраста. В случае несовершеннолетия Короля или в случае его неспособности осуществлять свои прерогативы, последние осуществляются Регентом.
Такая неспособность устанавливается Советом Короны, который назначает в этом случае Регента из числа членов королевской семьи.
Статья 30
В случае вакантности престола и при отсутствии назначенного наследника Совет Короны собирается в обязательном порядке в течение трех дней после события, в результате которого престол оказался вакантным, в целях назначения нового монарха, а также Регента, если новый Король не достиг совершеннолетия.
Такое собрание Совета Короны созывается его Председателем, или, если Председатель его не созывает, оно имеет место на третий из упомянутых в предыдущем абзаце дней.
Если речь идет об установлении неспособности правящего монарха, Совет Короны созывается его Председателем либо по его собственной инициативе, либо по требованию не менее двух членов Совета в целях вынесения решения в отношении этой неспособности и, если она будет установлена, также в целях назначения Регента.
Статья 31
В течение недели с момента смены царствования Национальное собрание собирается в обязательном порядке для принятия присяги Короля или Регента.
Статья 32
Перед принятием королевских полномочий Король приносит перед Национальным собранием следующую присягу:
«Клянусь соблюдать Конституцию и законы Королевства и посвятить себя служению на благо Государства и Народа».
Статья 33
Регент приступает к выполнению своих функций только после принесения в Национальном собрании присяги, предписанной предыдущей статьей, добавляя к ней слова: «и быть верным Королю».
Статья 34
С того момента, когда престол оказался вакантным, и до принесения присяги новым Королем или Регентом полномочия главы государства осуществляются Председателем Национального собрания, под его личную ответственность.
Если Король временно отсутствует в Камбодже или временно лишен возможности осуществлять свои полномочия, он передает их Совету, Председателя и членов которого он назначает из числа лиц, не входящих в состав Правительства.
Статья 35
Король является верховным главой государства. Его особа священна и неприкосновенна.
Статья 36
Король промульгирует законы в порядке, установленном статьей 83 настоящей Конституции.
В течение срока, установленного для промульгации, Король может в мотивированном послании потребовать от Национального собрания и Совета Королевства нового обсуждения, в чем ему не может быть отказано.
Статья 37. (измененная)
Король сносится с Национальным собранием, Советом Королевства и Народными собраниями кхетов и столицы путем посланий.
Он может представить Национальному собранию, Совету Королевства и Народным собраниям кхетов и столицы выдающихся лиц, имеющих доложить этим собраниям и Совету свою точку зрения или сделать сообщение особой важности.
Статья 38
Король созывает Национальное собрание в соответствии с положениями статей 59 и 60 настоящей Конституции. Он имеет право распустить Национальное собрание по предложению Совета министров. Роспуск Национального собрания не может иметь место более одного раза в силу одной и той же причины.
В случае роспуска Национального собрания новые выборы должны иметь место не позднее чем через два месяца.

Статья 39
Король назначает по своему выбору Председателя Совета министров, а также министров, предложенных этим Председателем.
Статья 40
Король имеет право председательствовать в Совете министров. Он получает протоколы заседаний этого Совета.
Статья 41
Каждый акт Короля, за исключением актов, касающихся внутреннего распорядка королевского дворца, должен быть скреплен подписью Председателя Совета министров, а также подписью одного или нескольких министров.
Статья 42
Король учреждает и присваивает гражданские и воинские звания. Он является гроссмейстером всех орденов Королевства и награждает этими орденами.
Статья 43
Король назначает судей по предложению Высшего совета магистратуры.
Статья 44
Король имеет право помилования и право смягчения наказаний.
Статья 45
Король является Верховным главнокомандующим вооруженных сил Королевства.
Статья 46. (измененная)
Король подписывает договоры и соглашения с иностранными государствами и ратифицирует их в соответствии с решением Национального собрания.
Статья 47. (новая)
Король назначает и аккредитует чрезвычайных послов и посланников при иностранных державах; иностранные чрезвычайные послы и посланники аккредитуются при Короле.
Статья 48. (бывшая статья 47)
Король может делегировать свои полномочия в отношении присвоения гражданских и воинских званий и подписания договоров.
ГЛАВА V. НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
Статья 49. (бывшая статья 48, измененная)
Избирателем является каждый камбоджийский гражданин, независимо от пола, достигший двадцатилетнего возраста, если он не лишен политических прав и отвечает условиям, предусмотренным избирательным законом.
Лица, находящиеся на действительной военной службе, не могут избирать и быть избранными. Это относится также к монахам в силу догм буддизма.
Статья 50. (бывшая статья 49, измененная)
Избранными могут быть избиратели обоего пола, достигшие двадцатипятилетнего возраста. Случаи лишения права быть избранным устанавливаются избирательным законом.
Мандат депутата несовместим с любой государственной службой, за исключением случаев прекращения служебной деятельности.
Статья 51. (бывшая статья 50, измененная)
Депутаты Национального собрания избираются сроком на четыре года путем всеобщих и прямых выборов.
Полномочия Собрания прекращаются в момент, когда новое Собрание приступает к исполнению своих обязанностей. В случае, если обстоятельства не позволяют в конце легислатуры провести новые выборы, Король может продлить срок этой легислатуры на один год.
В случае смерти, отставки или лишения мандата депутата должны быть приняты меры для его замены в порядке, установленном избирательным законом.
В тех случаях, когда абсолютное большинство избирателей какого-либо округа обращается к Королю с просьбой о персональном отозвании представителя народа в Национальном собрании, в указанном округе должны быть организованы новые выборы, если в результате предварительного опроса, проведенного Правительством с участием четырех членов, назначаемых Национальным собранием, установлено, что просьба о персональном отозвании действительно исходит от требуемого числа избирателей округа.
Статья 52. (бывшая статья 51)
Прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей, Национальное собрание должно в обязательном порядке произвести проверку полномочий своих членов.
Статья 53. (бывшая статья 52)
В начале каждой легислатуры, прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей, члены Национального собрания, мандаты которых признаны действительными, приносят в зале заседаний в присутствии Короля следующую присягу:
«Клянусь быть верным Королю и Конституции и отдавать все свои силы, трудясь на благо моей страны».
Депутаты, избранные в период легислатуры, мандат которых признан действительным, приносят присягу Королю во время очередного праздника Танг Ток , одновременно с должностными лицами.
Статья 54. (бывшая статья 53)
Депутаты Национального собрания являются представителями всей камбоджийской нации, а не только тех, кто их избрал. Они не могут быть связаны никаким императивным мандатом.
Статья 55. (бывшая статья 54)
Никто из депутатов не может подвергаться преследованию, дознанию, аресту, заключению и суду за высказанные им мнения или за голосование при исполнении своих обязанностей.
Положения предыдущего абзаца составляют парламентскую неприкосновенность.
Статья 56. (бывшая статья 55)
Ни один депутат в период действия своего мандата не может подвергаться преследованию или аресту по уголовному делу, кроме как с согласия Национального собрания, за исключением случаев задержания на месте преступления. Задержание или преследование депутата приостанавливается, если Национальное собрание потребует этого большинством голосов четырех пятых своих членов.
Статья 57. (бывшая статья 56)
Каждый депутат, который в период действия его мандата подвергается наказанию, влекущему за собой лишение права быть избранным, перестает быть членом Национального собрания.
Постановление о лишении депутатского мандата выносится Национальным собранием.
Статья 58. (бывшая статья 57, измененная)
Депутаты получают вознаграждение, устанавливаемое в соответствии с жалованьем должностных лиц высшей категории.
Статья 59. (бывшая статья 58, измененная)
Национальное собрание созывается на обычную сессию не менее двух раз в год. Каждая из этих сессий длится минимум три месяца.
На обычную сессию Собрание созывается Королем.
Статья 60. (бывшая статья 59)
Национальное собрание созывается на чрезвычайную сессию своим Бюро либо по приказу Короля, либо по предложению Совета министров, либо по требованию не менее одной трети депутатов.
Порядок дня этих сессий объявляется одновременно с датой созыва.
Статья 61. (бывшая статья 60)
Сессии Национального собрания происходят в столице Королевства, в специально отведенном для этого помещении, если только в акте о созыве не было иного решения, принятого в силу обстоятельств.
Статья 62. (бывшая статья 61)
За исключением случаев, предусмотренных в предыдущих статьях, любое заседание Национального собрания не в установленном месте и не в установленное время является незаконным и неправомочным.
Статья 63. (бывшая статья 62)
При открытии каждой сессии Король зачитывает сам послание к Национальному собранию или поручает это другому лицу.
Статья 64. (бывшая статья 63)
Национальное собрание само устанавливает свой внутренний регламент.
Статья 65. (бывшая статья 64)
Только Национальное собрание принимает законы. Оно не может делегировать это право.
Статья 66. (бывшая статья 65)
Амнистия может быть предоставлена только законом.
Статья 67. (бывшая статья 66, измененная)
Национальное собрание принимает государственный бюджет и утверждает административный отчет по заслушании заключения Народных собраний кхетов и столицы.
Оно утверждает также государственные займы по заслушании заключения Народных собраний.
Однако инициатива в расходовании средств на содержание государственного аппарата принадлежит только Правительству. С другой стороны, Национальное собрание не правомочно обсуждать сумму кредитов, выделяемых в виде субсидий из государственного бюджета в бюджет Короны.
Статья 68. (новая)
Национальное собрание может по требованию не менее половины своих членов пригласить высокопоставленную особу высказать свое мнение по вопросу особой важности.
Статья 69. (новая)
Национальное собрание участвует в оздоровлении администрации в порядке, предусмотренном главой VII.
Кроме того, оно может по требованию одного из Народных собраний либо по требованию одной четвертой части депутатов рассмотреть случай серьезного нарушения служебного долга, совершенного каким-либо должностным лицом и могущего вызвать последствия, наносящие ущерб интересам народа.
Статья 70. (новая)
Национальное собрание абсолютным большинством голосов своих членов может вынести решение о санкции, которую Правительство должно применить в отношении указанного должностного лица. Решение Национального собрания не является окончательным и приводится в исполнение только после соответствующего решения Совета Королевства, принимаемого также абсолютным большинством голосов его членов.
Статья 71. (бывшая статья 67)
Заседания Национального собрания являются действительными лишь в том случае, если на них присутствуют две трети его членов.
Статья 72. (бывшая статья 68)
Заседания Национального собрания являются открытыми. Однако Национальное собрание может по требованию Правительства, Председателя Собрания или не менее пяти своих членов вынести решение о проведении закрытого заседания.
Отчеты о дебатах во время открытых заседаний печатаются в «Журналь Офисьель».
Статья 73. (бывшая статья 69)
Если в течение восемнадцати месяцев происходит два министерских кризиса при обстоятельствах, предусмотренных статьями 101 и 102 настоящей Конституции, Совет министров по заслушивании заключения Председателя Собрания может принять решение о роспуске Национального собрания. В этом случае роспуск объявляется Королем в соответствии с этим решением.
Положения предыдущего абзаца применимы лишь по истечении первых восемнадцати месяцев легислатуры.
ГЛАВА VI. СОВЕТ КОРОЛЕВСТВА
Статья 74. (бывшая статья 70)
Совет Королевства состоит из назначаемых членов и членов, избираемых на основе ограниченного избирательного права. Членами Совета могут быть лица не моложе 40 лет.
Мандат советника Королевства несовместим с мандатом депутата.
Статья 75. (бывшая статья 71)
Назначаемых членов Совета Королевства два. Их назначает Король из числа членов королевской семьи.
Статья 76. (бывшая статья 72)
Два члена Совета Королевства избираются Национальным собранием относительным большинством голосов из числа лиц, не являющихся его депутатами.
Статья 77. (бывшая статья 73, измененная)
Восемь членов Совета Королевства, каждый из которых представляет свой район или город Пном-Пень, избираются на основе ограниченного избирательного права путем косвенных выборов; представители районов избираются Народными собраниями кхетов, представитель города Пном-Пень – Народным собранием столицы.
Восемь районов, призванных таким образом избрать каждый своего представителя, образуются следующим образом:
Первый район: город Пном-Пень.
Второй район: провинция Компонг-Чам.
Третий район: провинция Кандал.
Четвертый район: провинции Баттамбанг и Сьемреап.
Пятый район: провинции Кампот и Такео.
Шестой район: провинции Прей-Венг и Свай-Риенг.
Седьмой район: провинции Компонг-Спе, Компонг-Чнанг и Пурсат.
Восьмой район: провинции Компонг-Тхом, Кратье и Стунг-Тренг.
Статья 78. (бывшая статья 74, измененная)
Восемь членов Совета Королевства, представляющих различные профессии, избираются путем прямых выборов.
Порядок проведения этих выборов устанавливается законом.
Это относится и к четырем членам Совета Королевства, представляющим должностных лиц.
Статья 79. (бывшая статья 75)
Организация Совета Королевства, порядок и условия назначения и избрания его членов устанавливаются особым законом.
Статья 80. (бывшая статья 76)
Срок действия мандата советника Королевства четыре года.
Совет Королевства созывается и заседает одновременно с Национальным собранием.
Статья 81. (бывшая статья 77, измененная)
Статьи 49 (абзац второй), 50 (абзац второй), 51 (абзацы второй и третий), 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 61, 64, 68, 71 и 72 Конституции применимы к Совету Королевства.
В тех случаях, когда абсолютное большинство заинтересованных избирателей, занесенных в последние по времени списки избирателей, обращается к Королю с просьбой о персональном отозвании члена Совета Королевства, должны быть организованы новые выборы с тем, чтобы обеспечить замещение должности отозванного члена, если в результате предварительного опроса, проведенного Правительством с участием четырех членов, назначаемых Советом Королевства, установлено, что просьба о персональном отозвании обоснована и действительно исходит от требуемого числа избирателей.
Статья 82. (новая)
Совет Королевства участвует в оздоровлении администрации в порядке, предусмотренном главой VII в отношении Народных собраний кхетов и столицы и статьями 69 и 70 в отношении полномочий Национального собрания.
Статья 83. (бывшая статья 78, измененная)
Совет Королевства с целью вынесения заключений рассматривает законопроекты и законодательные предложения, принятые Национальным собранием в первом чтении, а также все вопросы, представленные на его рассмотрение Правительством.
Совет Королевства дает свои заключения в отношении законопроектов и законодательных предложений, равно как и в отношении закона о бюджете, в срок, не превышающий один месяц. В случае срочности этот срок сокращается до пяти дней.
Если заключение Совета Королевства является положительным или если оно не было вынесено в течение установленного срока, закон промульгируется в том виде, в каком его приняло Национальное собрание, в десятидневный срок. В случае срочности этот срок может быть сокращен до двух дней.
Если Совет Королевства предлагает поправки, Национальное собрание немедленно рассматривает их во втором чтении. Собрание выносит решение только относительно поправок, предложенных Советом Королевства, принимая или отклоняя их целиком либо частично.
Правило челнока , действующее в отношениях между обеими Палатами, ограничивается сроком в один месяц (сокращенным до 15 дней, если речь идет о бюджете и финансовых законах, и до двух дней в случае объявления срочности).
Если Национальное собрание превышает или продлевает срок рассмотрения, которым оно располагает, то срок, предусматриваемый для достижения согласия между обеими Палатами, соответственно увеличивается.
В случае полного отклонения Советом Королевства законопроекты и законодательные предложения не могут быть рассмотрены Национальным собранием во втором чтении ранее, чем через два месяца (этот срок сокращается до одного месяца, если речь идет о бюджете и финансовых законах, и до четырех дней в случае объявления срочности).
Текст, принятый во втором чтении открытым голосованием и абсолютным большинством голосов членов Национального собрания, промульгируется в течение десяти дней. Этот срок может быть сокращен до двух дней в случае срочности.
ГЛАВА VII. НАРОДНЫЕ СОБРАНИЯ КХЕТОВ И СТОЛИЦЫ
Статья 84. (новая)
В центре каждого кхета и в столице создается Народное собрание, состоящее из представителей всех сроков каждого кхета и всех кварталов столицы.
Члены этих Народных собраний избираются путем всеобщих и прямых выборов камбоджийскими гражданами обоего пола, достигшими двадцатилетнего возраста и проживающими в соответствующем сроке или квартале.
Эти собрания заседают в центре кхета или в столице в специально отведенных для этого помещениях в порядке, предусмотренном статьей 61.
Статья 85. (измененная)
Все граждане обоего пола, достигшие двадцатипятилетнего возраста, могут быть избраны в Народные собрания.
Срок действия их мандата 2 года. Однако срок действия мандата может быть прекращен в порядке, установленном статьей 51.
Статья 86. (новая)
Члены Народных собраний несут те же обязанности, что и депутаты Национального собрания, и пользуются теми же правами, включая парламентскую неприкосновенность. Однако они получают менее значительное вознаграждение, устанавливаемое законом в соответствии с жалованьем должностных лиц средней категории.
Статья 87. (измененная)
Состав Народного собрания кхета или столицы устанавливается законом, определяющим также порядок работы этих собраний.
Статьи 49 (абзац второй), 50 (абзац второй), 51 (абзацы второй, третий и четвертый), 52, 53, 55, 56, 57, 64, 68, 71 и 72 применимы к Народным собраниям кхетов и столицы.
Статья 88. (новая)
Заключения Народных собраний кхетов или столицы в отношении одобрения государственного бюджета, административных отчетов и проектов правительственных займов запрашиваются в обязательном порядке. Точно так же в обязательном порядке должно запрашиваться их заключение относительно договоров с иностранными государствами.
Народные собрания должны дать свое заключение в течение срока, не превышающего одного месяца, начиная с момента передачи соответствующих документов на их рассмотрение. В случае срочности, установленной путем голосования в Национальном собрании, этот срок может быть сокращен до трех полных дней, за исключением случаев утверждения административных отчетов.
Статья 89. (новая)
Народные собрания кхетов и столицы принимают провинциальные и муниципальные бюджеты, а также бюджеты кхумов в сфере их компетенции и утверждают административные отчеты этих публичных коллективов.
Они решают вопросы введения или отмены налогов на территории кхетов или муниципалитета в сфере их компетенции в рамках законов, принятых Национальным собранием.
Статья 90. (новая)
Народные собрания могут предлагать вниманию Национального собрания и Правительства свои пожелания относительно ведения государственных дел в общенациональном масштабе.
Они следят за ведением государственных дел в своей провинции или в столице.
Статья 91. (новая)
Народные собрания имеют право обращаться с запросами к должностным лицам.
Если Народное собрание большинством голосов трех четвертей своих членов выражает недоверие човай-кхету , или губернатору столицы, или председателю сала дамбонг в сфере своей компетенции, его решение должно быть представлено Совету Королевства, который должен высказаться по этому решению в течение срока, не превышающего одного месяца, считая со дня получения им соответствующего дела. Если Совет Королевства также большинством голосов трех четвертей своих членов выражает недоверие данному должностному лицу, то Правительство должно в обязательном порядке перевести это должностное лицо из соответствующей провинции или из столицы.
Перемещение по службе всех других должностных лиц производится Правительством, если соответствующее Народное собрание большинством трех четвертей голосов своих членов выносит им вотум недоверия, подтвержденный вотумом недоверия Совета Королевства, вынесенным лишь абсолютным большинством его членов.
Если должностное лицо трижды перемещалось по службе в указанном выше порядке в течение двухлетнего периода своей служебной деятельности, его дело передается в Национальное собрание, которое решает вопрос о своевременности его увольнения из Администрации.
Решение Национального собрания об увольнении должностного лица может быть принято лишь абсолютным большинством голосов его членов. Если такого большинства не достигнуто, Правительство должно в обязательном порядке восстановить указанное должностное лицо в должности.
ГЛАВА VIII . НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС
Статья 92. (новая)
Национальный конгресс дает возможность народу непосредственно знакомиться с делами общенационального значения.
Все камбоджийские граждане обоего пола могут участвовать в работе Конгресса.
Статья 93. (новая)
Национальный конгресс проводится не менее двух раз в год. Он созывается Председателем Совета министров.
Национальный конгресс избирает своего Председателя.
Статья 94. (новая)
Национальный конгресс принимает пожелания в адрес Правительства и резолюции в адрес Национального собрания.
Организация и порядок работы Конгресса определяются законом.
Статья 95. (новая)
Национальное собрание может проводить референдум по вопросам, являющимся предметом резолюций Конгресса.
ГЛАВА IX. МИНИСТРЫ
Статья 96. (бывшая статья 79, измененная)
Совет министров является Королевским Правительством. Он состоит не более чем из шестнадцати членов, включая государственных секретарей.
Пост министра совместим с парламентским мандатом. Министрами могут быть как члены Парламента, так и не члены Парламента.
Статья 97. (бывшая статья 80, измененная)
В начале каждой легислатуры или после отставки Кабинета Король, после консультаций с Председателем Национального собрания, Председателем Совета Королевства и лидерами партий, представленных в Национальном собрании или в Совете Королевства, намечает Председателя Совета министров, который подбирает остальных министров.
Министры назначаются и приступают к исполнению своих обязанностей только после вотума доверия Национального собрания, полученного открытым голосованием и при абсолютном большинстве голосов.
Статья 98. (бывшая статья 81)
Министры несут коллективную ответственность перед Национальным собранием за общую политику Кабинета, и каждый из них несет индивидуальную ответственность перед Председателем Совета министров за свои личные действия.
Статья 99. (бывшая статья 82)
Министры не могут ссылаться на какой-либо письменный или устный приказ в целях уклонения от ответственности.
Статья 100. (бывшая статья 83)
Министры отчитываются перед Национальным собранием за работу своих департаментов по требованию одного или нескольких депутатов, предъявленному в виде устных или письменных вопросов или в форме интерпелляции.
Статья 101. (бывшая статья 84)
Вопрос о доверии может быть поставлен только после его обсуждения в Совете министров. Он может быть поставлен только Председателем Совета.
Голосование по вопросу о доверии может иметь место только спустя сутки после того, как вопрос о доверии был поставлен перед Национальным собранием. Голосование должно быть открытым.
Резолюция об отказе Кабинету в доверии может быть вынесена только абсолютным большинством голосов членов Национального собрания.
Этот отказ влечет за собой коллективный уход Кабинета в отставку.
Статья 102. (бывшая статья 85)
Принятие Национальным собранием резолюции порицания влечет за собой коллективный уход Кабинета в отставку.
Голосование резолюции порицания может иметь место только спустя сутки после внесения резолюции. Голосование должно быть открытым.
Резолюция порицания может быть вынесена только абсолютным большинством голосов членов Национального собрания.
Статья 103. (новая)
Независимо от положений статей 98-101 и 102, Национальное собрание может лишить доверия каждого из министров или каждого из государственных секретарей индивидуально или принять резолюцию порицания в отношении каждого из них. В том и в другом случаях данный министр или государственный секретарь должен выйти из состава Кабинета.
Если глава Правительства возражает против ухода указанного министра или государственного секретаря, он должен поставить перед Национальным собранием вопрос о доверии.
Статья 104. (бывшая статья 86)
Совет министров собирается еженедельно либо на пленарные заседания под председательством Короля или своего Председателя, либо на подготовительные заседания.
Статья 105. (бывшая статья 87, измененная)
Министры имеют доступ в Национальное собрание и в Совет Королевства, равно как и в их комиссии. Они должны быть выслушаны тогда, когда они этого потребуют.
Во время обсуждений они могут прибегать к помощи назначаемых с этой целью представителей.
Статья 106. (бывшая статья 88)
Председатель Совета министров может делегировать свои полномочия министру.
Статья 107. (бывшая статья 89)
В случае вакантности поста Председателя Совета министров имеет место назначение нового Кабинета в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией, если освобождение этого поста является окончательным, или имеет место назначение Советом министров временного Председателя, если этот пост освобожден лишь на время.
Статья 108. (бывшая статья 90)
В случае роспуска Национального собрания Кабинет, за исключением Председателя Совета министров и министра внутренних дел, продолжает исполнять свои функции для отправления текущих дел.
В этом случае Король поручает Председателю Национального собрания временно принять на себя функции Председателя Совета министров. Этот последний назначает нового министра внутренних дел по согласованию с Бюро Национального собрания.
Статья 109. (бывшая статья 91)
Министры, не являющиеся членами Парламента, пользуются привилегиями, предусмотренными статьями 55 и 56 настоящей Конституции.
Статья 110. (бывшая статья 92)
Министры несут уголовную ответственность за преступления и проступки, совершенные ими при исполнении своих обязанностей.
В этом случае и в случае тяжелых ошибок, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, Национальное собрание может решить о передаче дела в Высший суд.
Национальное собрание выносит решение по этому вопросу тайным голосованием и абсолютным большинством голосов членов, входящих в его состав, за исключением тех членов, которые примут участие в преследовании, следствии или в судебном разбирательстве.
Статья 111. (бывшая статья 93)
Высший суд состоит из пяти членов, двое из которых являются лицами, занимающими высшие судебные должности, один избирается Национальным собранием и два – Советом Королевства.
Выборные члены избираются в начале каждой легислатуры на срок легислатуры.
Статья 112. (бывшая статья 94)
Порядок назначения и срок полномочий двух членов Высшего суда из числа лиц, занимающих высшие судебные должности, а также организация этого суда и его процедура определяются особым законом.
ГЛАВА X. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 113. (бывшая статья 95)
Судебная организация определяется особым законом.
Статья 114. (бывшая статья 96, измененная)
Высший совет магистратуры обеспечивает в соответствии с законом дисциплину и независимость судей.
Этот Совет, Председателем которого является Его Величество Король, состоит из:
– Министра юстиции;
– заместителя Председателя;
– двух членов, назначаемых Его Величеством Королем;
– двух членов, избираемых Национальным собранием;
– двух членов, избираемых судьями.
Если Его Величество Король не председательствует на заседании Совета, председателем является Заместитель председателя, если только Его Величество в прямо выраженной форме не назначит для председательствования на данном заседании одного из членов Высшего совета Короля.
Решения Высшего совета магистратуры принимаются большинством голосов; в случае разделения голосов голос Председателя является решающим.
Организация этого Совета регламентируется особым законом.
ГЛАВА XI. ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 115. (бывшая статья 97)
Положения, относящиеся к монархической форме государства, представительному характеру строя и принципам свободы и равенства, гарантируемым настоящей Конституцией, не могут быть предметом какого-либо предложения о пересмотре.
Статья 116. (бывшая статья 98)
Никакой пересмотр не может повлечь за собой ограничения прав, резервируемых настоящей Конституцией за королевской властью.
Статья 117. (бывшая статья 99)
Инициатива пересмотра Конституции принадлежит Королю, Председателю Совета министров и Председателям Национального собрания и Совета Королевства, причем эти последние действуют лишь после положительного голосования соответствующей Палаты, проводимого по требованию не менее одной четвертой части ее членов.
Статья 118. (бывшая статья 100)
Порядок пересмотра Конституции тождествен порядку, предусмотренному для принятия обычных законов. Однако в этом случае требуется большинство трех четвертей членов Собрания и не может быть объявлена срочность.
Статья 119. (бывшая статья 101)
Право толкования конституционных текстов принадлежит в последней инстанции Национальному собранию.
Статья 120. (бывшая статья 102)
При определении абсолютного большинства членов Собрания в расчет не принимаются умершие, вышедшие в отставку, лишенные мандата, а также члены, мандат которых был признан недействительным, так же как и члены, входящие в состав Правительства или находящиеся в отъезде в связи с каким-либо поручением.
Статья 121. (бывшая статья 103)
Все правовые акты, не противоречащие настоящей Конституции, остаются в силе.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.