Конституция Мали 1960

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ МАЛИ
28 СЕНТЯБРЯ 1960 Г.
ПРЕАМБУЛА
Малийский народ торжественно провозглашает Республику Мали, основанную на идеалах свободы и справедливости.
Республика Мали создает условия, необходимые для гармоничного развития личности и семьи в рамках современного общества и на основе уважения африканской самобытности.
Республика Мали вновь торжественно подтверждает права и свободы Человека и Гражданина, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.
Она признает за всеми людьми право на труд и отдых, право на забастовку, право объединяться в кооперативные организации или профессиональные союзы по своему выбору для защиты своих профессиональных интересов. Труд является обязанностью каждого гражданина, но никто не может быть принуждаем к определенной работе, за исключением случаев выполнения особых, одинаковых для всех повинностей во имя всеобщих интересов, в соответствии с условиями, определяемыми законом.
Малийский народ, преисполненный сознанием исторических моральных и материальных требований, объединяющих государства Африки, стремясь осуществить политическое, экономическое и социальное единство, необходимое для утверждения африканской самобытности, подтверждает свою решимость продолжать свою деятельность в целях осуществления африканского единства.
ГЛАВА I. О СУВЕРЕНИТЕТЕ
Статья 1. Республика Мали является неделимой, демократической, светской и социальной.
Она обеспечивает всем равенство перед законом независимо от происхождения, расы, пола или религии.
Французский язык является официальным языком.
Девиз Республики: «Один Народ, одна Цель, одна Вера».
Флаг состоит из трех вертикальных полос – зеленого, золотого и красного цветов – одинакового размера.
Закон определяет гимн и печать Республики.
Принцип Республики: правление народа, через народ и для народа.
Статья 2. Суверенитет принадлежит всему народу. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе право осуществления суверенитета.
Народ осуществляет суверенитет через своих представителей, а в некоторых случаях посредством референдума. Избирательное право является всеобщим, равным и тайным. Оно может осуществляться прямо или косвенно в соответствии с условиями, предусмотренными законом.
Избирателями являются в соответствии с условиями, определяемыми законом, все совершеннолетние малийские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами.
Статья 3. Политические партии и группировки обычно содействуют выражению мнений путем голосования.
Они свободно организуются и осуществляют свою деятельность при условии уважения демократических принципов, интересов, законов и регламентов государства.
Статья 4. Любой акт расовой или этнической дискриминации, а также всякая пропаганда регионализма, могущая нанести ущерб государственной безопасности или целостности территории Республики, караются законом.
Статья 5. Учреждениями Республики являются:
– Правительство,
– Парламент,
– Государственный суд,
– Высокая палата правосудия.
Местопребывание учреждений – город Бамако. Оно может быть перенесено в любое другое место в силу закона.
ГЛАВА II. О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
Статья 6. Правительство Республики Мали состоит из Председателя Правительства, Вице-председателя и Министров. Оно ответственно перед Национальным собранием.
Статья 7. В начале каждой легислатуры, а также в тех случаях, когда еще не образовано Правительство, при условии соблюдения положений статей 34, 35 и 36, приведенных ниже, Председатель Национального собрания после консультаций назначает кандидата на должность Председателя Правительства. Назначенное лицо излагает свою программу Национальному собранию, которое предоставляет ему инвеституру абсолютным большинством голосов всех членов Национального собрания. Председатель Правительства избирается на срок, который не может превышать срока легислатуры. Он может быть переизбран.
Статья 8. После получения инвеституры Председатель Правительства назначает посредством декрета Вице-председателя, а также других членов Правительства и определяет их обязанности. В случае вакантности должности Председателя или наличия обстоятельств, препятствующих ему выполнять свои функции, функции Председателя Правительства временно исполняются Вице-председателем.
Посты Председателя Правительства, Вице-председателя и Министров несовместимы с занятием какой-либо государственной должности и с осуществлением профессиональной деятельности в соответствии с условиями, установленными законом.
Статья 9. Председатель Правительства – Глава государства является хранителем Конституции и обеспечивает нормальную деятельность учреждений.
Он является гарантом национальной независимости, целостности территории Республики, соблюдения международных договоров, конвенций и соглашений.
Он председательствует в Совете министров.
Он распоряжается составлением протоколов заседаний и хранит эти протоколы. В случае необходимости его замещает Вице-председатель.
Он назначает в Совете министров членов Государственного суда, чрезвычайных посланников и послов, а также высших гражданских и военных должностных лиц, перечень которых устанавливается законом.
Он подписывает и ратифицирует договоры.
Он аккредитует чрезвычайных послов и посланников в иностранных державах. Чрезвычайные послы и посланники аккредитуются при нем.
Он – глава вооруженных сил.
Он осуществляет в Совете министров право помилования.
Статья 10. Председатель Правительства – Глава государства промульгирует законы в течение пятнадцати дней после их передачи Правительству. До истечения этого срока он может потребовать у Национального собрания нового обсуждения закона или некоторых его статей. Это новое обсуждение является обязательным. В случае если Национальное собрание подтвердит свое прежнее голосование, Правительство может поставить вопрос о доверии в связи с общей политикой. Если вынесен вотум доверия, проект Правительства с принятыми поправками получает силу закона.
В случае срочности, объявленной или установленной Национальным собранием, промульгация и публикация законов должны быть произведены в течение трех дней.
Статья 11. Правительство проводит политику Республики.
Оно распоряжается вооруженными силами. Оно ответственно за национальную оборону.
Председатель Правительства ответствен перед Национальным собранием в соответствии с условиями, предусмотренными настоящей Конституцией.
Министры ответственны перед Председателем Правительства. Он прекращает исполнение ими их функций.
Председатель Правительства руководит деятельностью Правительства. Он обладает законодательной инициативой наряду с членами Национального собрания. Он осуществляет регламентарную власть. Он обеспечивает исполнение законов, регламентов и судебных решений.
Председатель Правительства является верховным главой администрации. Он назначает на все гражданские и военные должности, за исключением тех, назначение на которые производится в Совете министров. Он может делегировать свои полномочия в отношении назначений какому-либо члену Правительства.
На рассмотрение Совета министров в обязательном порядке представляются решения, определяющие общую политику Государства, законопроекты, ордонансы, декреты регламентарного характера.
Статья 12. Акты Председателя Правительства в случае необходимости контрассигнуются Вице-председателем и Министрами, которым поручено их исполнение.
Статья 13. Председатель Правительства может делегировать некоторые из своих полномочий Вице-председателю или какому-либо Министру.
Статья 14. Председатель Правительства подписывает декреты о закрытии очередных и чрезвычайных сессий Национального собрания.
Статья 15. Председатель Правительства может после обсуждения в Совете министров поставить перед Национальным собранием вопрос о доверии Правительству.
ГЛАВА III. О ПАРЛАМЕНТЕ
Статья 16. Парламент состоит из единого собрания, называемого Национальным собранием. Депутаты Национального собрания избираются на пять лет на основе всеобщего и прямого избирательного права.
В случае серьезных беспорядков или наличия внешней угрозы, способных нарушить нормальное проведение выборов, Правительство может с согласия Председателя Национального собрания отсрочить выборы и продлить срок легислатуры.
Статья 17. Закон определяет число депутатов, их вознаграждение, условия избираемости, режим не избираемости и несовместимости должностей.
Закон определяет также условия избрания лиц, призванных занять в случае открытия вакансии места выбывших депутатов до обновления Национального собрания.
Статья 18. Всякий императивный мандат является недействительным.
Право голосования осуществляется депутатами лично. Однако допускается передача голоса в случаях, когда какой-либо депутат отсутствует по болезни, выполняет какую-либо миссию или поручение, возложенные на него Правительством или Национальным собранием, или исполняет свой воинский долг. Никому не может быть делегировано для голосования более одного голоса.
Ни один депутат не может подвергаться преследованию, следствию, аресту, заключению или суду за высказанные им мнения или за голосование при исполнении своих обязанностей,
Ни один депутат в период сессии не может подвергаться преследованию или аресту за уголовное преступление или за проступок, кроме как с разрешения Национального собрания, за исключением случаев задержания на месте преступления.
В период между сессиями Национального собрания ни один депутат не может быть подвергнут аресту, кроме как с разрешения бюро Национального собрания, за исключением случаев задержания на месте преступления или если в отношении него вынесен окончательный приговор.
Заключение или судебное преследование депутата приостанавливается, если этого потребует Национальное собрание.
Статья 19. Национальное собрание принимает законы.
Ежегодно оно собирается по праву на две очередные сессии, созываемое своим Председателем. Однако бюджет должен быть принят до начала бюджетного периода. Продолжительность каждой очередной сессии не должна превышать два месяца.
Статья 20. Национальное собрание созывается своим Председателем на чрезвычайную сессию с заранее определенной повесткой дня по требованию Председателя Правительства или абсолютного большинства депутатов.
Председатель Правительства наделен исключительным правом требовать созыва Национального собрания в течение месяца, который следует за закрытием предшествующей чрезвычайной сессии. Продолжительность чрезвычайных сессий не должна превышать пятнадцати дней.
Статья 21. Национальное собрание устанавливает свой внутренний регламент. Ежегодно после открытия первой очередной сессии Национальное собрание избирает свое бюро и назначает свои комиссии.
Статья 22. Заседания Национального собрания являются открытыми, если оно не решит иначе. Отчет о заседаниях публикуется в «Журналь офисьель де деба».
По требованию Председателя Правительства Национальное собрание может заседать в качестве секретного комитета.
Статья 23. Председатель Правительства, Вице-председатель и Министры могут быть в любое время заслушаны Национальным собранием и его комиссиями. Они могут привлекать к себе в помощь комиссаров Правительства.
ГЛАВА IV. ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ И ПАРЛАМЕНТОМ
Статья 24. В рамках положений настоящей Конституции закон устанавливает правила, касающиеся:
– личных и имущественных обязательств, налагаемых на граждан и иностранцев в интересах национальной обороны и безопасности страны;
– гражданства, гражданских прав, гражданского состояния и правоспособности физических лиц, режима семейных отношений, наследования и дарения, режима собственности, вещных прав, гражданских и торговых обязательств, режима обществ, экспроприации;
– определения составов преступлений и правонарушений, а также налагаемых за них наказаний, уголовного судопроизводства, судебной полиции, выдачи преступников, амнистии, создания новых категорий юрисдикции, статута судебных должностных лиц и адвокатуры;
– общего положения и особых положений о государственной службе;
– порядка эмиссии денег, объектов обложения, ставок и порядка взимания налогов и других обязательных платежей.
Закон определяет основные принципы:
– общей организации национальной обороны;
– трудового права, социального обеспечения, права профессиональных союзов, организации и компетенции профессиональных объединений;
– образования и научных исследований;
– ведения государственного учета;
– создания государственных служб и органов;
– порядка выборов в Национальное собрание и в местные собрания;
– общей организации администрации и безопасности;
– свободного управления местных коллективов, их компетенцию и их средства;
– отчуждения государственной собственности и управления государственным имуществом;
– организации взаимопомощи и сберегательного дела;
– организации производства;
– судебной организации;
– режима исправительных учреждений.
Закон о финансах определяет доходы и расходы государства.
Программные законы определяют цели экономической и социальной деятельности Республики.
Статья 25. Война объявляется по решению Национального собрания.
Статья 26. Осадное положение или чрезвычайное положение объявляется декретом Совета министров. Продление осадного положения или чрезвычайного положения на срок свыше пятнадцати дней должно быть разрешено Национальным собранием.
Статья 27. Вопросы, не входящие в область законодательства, относятся к области регламентарной власти.
Акты, имеющие форму закона, которые были приняты по указанным вопросам до вступления в силу настоящей Конституции, могут быть изменены декретами после получения заключения Государственного суда.
Статья 28. Национальное собрание может законом разрешить Председателю Правительства посредством ордонансов осуществить в течение ограниченного периода времени с целью проведения в жизнь своей программы мероприятия, которые обычно относятся к области законодательства.
Такие ордонансы принимаются в Совете министров после заключения Государственного суда. Они вступают в силу с момента их опубликования, но становятся недействительными, если законопроект об их утверждении не представлен в Национальное собрание до даты, указанной в уполномочивающем законе.
По истечении срока, упомянутого в предыдущем абзаце настоящей статьи, ордонансы могут быть изменены в той их части, которая относится к области законодательства, только законом.
Статья 29. Предложения и поправки, которые не относятся к области законодательства, являются неприемлемыми. Решение об их неприемлемости выносит Председатель Национального собрания в порядке осуществления права, присвоенного ему по должности или по требованию Председателя Правительства. В случае сомнения Председатель Собрания консультируется с Государственным судом.
Статья 30. Депутаты могут вносить предложения и поправки. Однако предложения и поправки, которые в случае их принятия повлекли бы за собой увеличение государственных расходов, не являются приемлемыми, если они не сопровождаются предложениями об эквивалентном увеличении доходов или сокращении расходов.
Статья 31. Правительство также имеет право предлагать поправки. После открытия дебатов Правительство может высказаться против рассмотрения любой поправки, которая ему не была ранее представлена.
Статья 32. Вопрос о срочности проведения голосования какого-либо закона может быть решен Правительством или депутатами. Если вопрос о срочности поставлен по требованию Правительства, срочность признается в обязательном порядке. Если вопрос о срочности поставлен по требованию депутатов, Национальное собрание выносит решение по вопросу о срочности. Во всех случаях, когда принято решение о срочности, законопроект, к которому это относится, рассматривается в порядке приоритета.
Статья 33. Национальное собрание приступает к рассмотрению проекта закона о финансах сразу же после открытия обычной сессии, предшествующей началу бюджетного периода. Проект закона о финансах должен предусматривать доходы, необходимые для полного покрытия расходов.
Если Национальное собрание не приняло решения до начала бюджетного периода или если оно не одобрило сбалансированный бюджет, Правительство в пятнадцатидневный срок вновь направляет проект бюджета в Национальное собрание, созываемое для его рассмотрения на чрезвычайную сессию.
Национальное собрание должно в этом случае принять решение в течение восьми дней. Если это новое обсуждение не приводит к принятию сбалансированного бюджета, последний устанавливается в этом случае Правительством на основе доходов предыдущего финансового года и после консультации с Государственным судом.
Статья 34. Председатель Правительства может после обсуждения в Совете министров поставить вопрос о доверии Правительству в связи с заявлением об общей политике.
Во всех случаях, когда таким образом ставится вопрос о доверии, Национальному собранию могут быть представлены в течение двадцати четырех часов одна или несколько резолюций порицания. Каждая резолюция порицания должна содержать принципы определенной программы правительственной деятельности и указывать фамилию лица, которому, согласно этой резолюции, предлагается предоставить инвеституру.
Если по истечении указанного срока не представлено ни одной резолюции порицания, Председатель констатирует, что Правительству не отказано в доверии. Так же обстоит дело и в том случае, когда ни одна из представленных резолюций порицания не принята.
Статья 35. Голосование резолюции порицания может состояться только по истечении сорока восьми часов, которые следуют за внесением этой резолюции.
Для принятия резолюции порицания необходимо абсолютное большинство голосов всех членов, составляющих Национальное собрание. Учитываются лишь голоса, поданные за отставку Правительства и за инвеституру предложенного Председателя.
Статья 36. Национальное собрание может поставить вопрос о доверии Правительству в связи с общей политикой путем внесения резолюции порицания, подписанной не менее чем одной четвертой частью его членов. В этом случае применяется процедура, идентичная той, которая определена статьями 34 и 35.
Статья 37. Если в течение периода, равного двадцати четырем месяцам, произойдут два министерских кризиса, Национальное собрание должно быть распущено по праву. Бюро Национального собрания обеспечивает непрерывность работы до обновления состава Собрания. Правительство обеспечивает исполнение текущих дел. Всеобщие выборы проводятся не позднее чем в пятое воскресенье после роспуска Национального собрания.
ГЛАВА V. О МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ И СОГЛАШЕНИЯХ
Статья 38. Республика сообразуется с нормами международного права. Мирные договоры, торговые договоры, договоры или соглашения, относящиеся к международной организации, договоры или соглашения, налагающие на государство финансовые обязательства, договоры или соглашения, вносящие изменения в положения законодательного характера, договоры или соглашения, касающиеся гражданских прав лиц, а также договоры или соглашения, касающиеся уступки, обмена или присоединения территории, могут быть ратифицированы или одобрены только в силу закона.
Соглашения, составленные в упрощенной форме, заключенные по тому или другому вопросу, перечисленному в настоящей статье, могут быть одобрены только в силу закона.
Договоры или соглашения вступают в силу только после их ратификации или одобрения.
Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без согласия заинтересованного населения.
Статья 39. Если Государственный суд заявит, что международное обязательство содержит статью, противоречащую Конституции Республики, то разрешение на его ратификацию или на его одобрение может быть дано только после пересмотра Конституции.
Статья 40. Правительство Республики несет ответственность за выполнение международных договоров и соглашений.
ГЛАВА VI. О ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
Статья 41. Территориальными коллективами Республики являются:
– области;
– округа;
– районы;
– кочевые племена;
– коммуны;
– деревни;
– кочевые группы.
Любой другой территориальный коллектив создается законом. Эти коллективы свободно управляются избираемыми советами в соответствии с условиями, предусмотренными законом.
В территориальных коллективах па делегата Правительства возложена обязанность защищать интересы Республики, осуществлять административный контроль и следить за соблюдением законов.
ГЛАВА VII. О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Статья 42. Республика Мали обеспечивает и гарантирует независимость судебной власти, которая является стражем личной свободы и обязана применять в отведенной ей области законы Республики.
ГЛАВА VIII. О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУДЕ
Статья 43. Учреждается Государственный суд в составе Конституционного отделения, Отделения административных споров и Счетного отделения.
Статья 44. Конституционное отделение наблюдает за правильностью проведения референдума и объявляет о его результатах; оно выносит решение в случае оспаривания выборов.
К нему могут обращаться за консультацией по законопроектам и законодательным предложениям, а также проектам регламентов публичной администрации для рассмотрения вопроса об их соответствии Конституции.
Оно дает заключение по просьбе Председателя Правительства или Председателя Национального собрания о конституционности государственных законов, а также международных обязательств.
В этих обоих случаях отделение обязано дать заключение в пятнадцатидневный срок. В случае срочности этот срок может быть сокращен до девяти дней.
Во всех случаях, когда запрошено мнение Конституционного отделения, срок промульгации, предусмотренный статьей 10, продлевается.
Конституционное отделение дает заключение также о конституционности внутреннего регламента Национального собрания.
Статья 45. Закон определяет организацию и порядок деятельности Государственного суда, а также применяемую им процедуру.
ГЛАВА IX. О ВЫСОКОЙ ПАЛАТЕ ПРАВОСУДИЯ
Статья 46. Высокая палата правосудия состоит из депутатов, избираемых Национальным собранием из своего состава после каждого обновления Собрания. Палата избирает председателя из числа своих членов.
Закон устанавливает число членов Высокой палаты правосудия, порядок ее функционирования, а также применяемую ею процедуру.
Статья 47. Высокая палата правосудия правомочна судить Председателя Правительства – Главу государства, Вице-председателя и Министров, представших перед ней по обвинению Национального собрания в действиях, квалифицируемых в качестве преступлений или проступков, которые были совершены ими при исполнении своих обязанностей, а также правомочна судить их сообщников в случае заговора против государственной безопасности.
Решение о предъявлении обвинения принимается открытым голосованием большинством в две трети голосов всех депутатов, составляющих Национальное собрание.
Высокая палата правосудия связана определением состава преступлений и иных правонарушений, а также мерой наказаний, предусмотренных уголовными законами, действующими в момент совершения действий, в связи с которыми возбуждено судебное преследование.
ГЛАВА X. ОБ АФРИКАНСКОМ ЕДИНСТВЕ
Статья 48. Республика может заключить с любым африканским государством соглашения об ассоциации или сообществе, предполагающие частичный или полный отказ от суверенитета, в целях осуществления африканского единства.
ГЛАВА XI. О ПЕРЕСМОТРЕ КОНСТИТУЦИИ
Статья 49. Инициатива пересмотра Конституции принадлежит как Председателю Правительства, так и депутатам.
Проект или предложение о пересмотре принимается Национальным собранием большинством в две трети голосов его членов.
Никакая процедура пересмотра не может быть начата или продолжена при посягательстве на целостность территории.
Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.
ГЛАВА XII. РАЗЛИЧНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 50. Правила применения настоящей Конституции составляют предмет законов, принимаемых Национальным собранием.
Статья 51. Действующее законодательство остается в силе в той части, в какой оно не противоречит настоящей Конституции и не явилось предметом специального решения об отмене.
Статья 52. Настоящая Конституция будет передана на референдум в тридцатидневный срок в случае, если за нее будет подано меньше двух третей голосов депутатов.
В случае одобрения Конституция будет промульгирована в течение десяти дней.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.