Конституция Польши 1952

КОНСТИТУЦИЯ ПОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Принята Законодательным Сеймом Польской Республики 22 июля 1952г.
Единый текст в редакции Закона об изменении Конституции Польской Народной Республики, принятого Сеймом ПНР 10 февраля 1976 г., опубликован 16 февраля 1976 г.
Польская Народная Республика – республика трудового народа.
Польская Народная Республика продолжает благороднейшие прогрессивные традиции Польской Нации и осуществляет освободительные идеи польских трудящихся масс.
Польский трудовой народ под водительством героического рабочего класса, опираясь на рабоче-крестьянский союз, десятки лет боролся за освобождение от национального порабощения, навязанного прусскими, австрийскими и русскими захватчиками-колонизаторами, и точно так же боролся за ликвидацию эксплуатации со стороны польских капиталистов и помещиков.
В период оккупации Польская Нация вела непримиримую героическую борьбу с кровавым гитлеровским нашествием. Историческая победа Союза Советских Социалистических Республик над фашизмом освободила польские земли, дала польскому трудовому народу возможность завоевать власть и создала условия для национального возрождения Польши в новых, справедливых границах. На вечные времена возвратились к Польше Воссоединенные Земли.
Претворяя в жизнь памятные указания Манифеста Польского Комитета Национального Освобождения от 22 июля 1944 г. и развивая его программные принципы, народная власть, благодаря самоотверженным и творческим усилиям польского трудового народа, в борьбе с ожесточенным сопротивлением разгромленных приверженцев старого, капиталистическо-помещичьего строя осуществила великие социальные преобразования. В итоге революционных битв и перемен была свергнута власть капиталистов и помещиков, упрочилось государство народной демократии, формируется и крепнет новый общественный строй, отвечающий интересам и чаяниям широчайших народных масс.
Правовые принципы этого строя устанавливает Конституция Польской Народной Республики.
Основу нынешней народной власти в Польше образует союз рабочего класса с трудовым крестьянством. В этом союзе руководящая роль принадлежит рабочему классу как передовому классу общества, опирающемуся на революционные достижения польского и международного рабочего движения, на исторический опыт победоносного социалистического строительства в Союзе Советских Социалистических Республик – первом государстве рабочих и крестьян.
Выполняя волю Польской Нации и в соответствии со своим назначением, Законодательный Сейм Польской Республики торжественно принимает настоящую Конституцию как основной закон, которым Польская Нация и все органы власти польского трудового народа должны руководствоваться в целях:
– укрепления народного государства как основной силы, обеспечивающей самый полный расцвет Польской Нации, ее независимость и суверенность,
– ускорения политического, экономического и культурного развития Родины, а также роста ее сил,
– углубления патриотических чувств, единства и сплоченности Польской Нации в борьбе за дальнейшее улучшение общественных отношений, за полную ликвидацию эксплуатации человека человеком, за осуществление великих идей социализма,
– укрепления дружбы и сотрудничества между народами, опирающихся на союз и братство, которые объединяют сегодня Польскую Нацию с миролюбивыми нациями мира в стремлении к общей цели – недопущению агрессии и упрочению мира во всем мире.
РАЗДЕЛ 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
Статья 1.
1. Польская Народная Республика есть социалистическое государство.
2. В Польской Народной Республике власть принадлежит трудовому народу города и деревни.
Статья 2
(В редакции Закона от б мая 1987 г.. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. Трудовой народ осуществляет государственную власть через своих представителей, избираемых в Сейм Польской Народной Республики и в Национальные советы посредством всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании.
2. Представители народа в Сейме Польской Народной Республики и в Национальных советах ответственны перед своими избирателями и могут быть ими отозваны.
3. Государственную власть трудовой народ осуществляет также выражением воли путем референдума. Принципы и порядок проведения референдума определяются законом.
Статья 3
(В редакции Закона от 20 июля 1983 г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. Ведущей политической силой общества в строительстве социализма является Польская объединенная рабочая партия.
2. Союз и сотрудничество Польской объединенной рабочей партии с Объединенной крестьянской партией и Демократической партией в строительстве социализма, а также их взаимодействие со стоящими на почве принципов общественного строя Польской Народной Республики общественными организациями и объединениями образуют основу Патриотического движения национального возрождения.
3. Патриотическое движение национального возрождения есть платформа объединения общества на благо Польской Народной Республики, а также взаимодействия политических партий, общественных организаций и объединений и граждан независимо от их мировоззрения в делах функционирования и укрепления социалистического государства, а также всестороннего развития страны.
Статья 4.
1. В Польской Народной Республике основной целью деятельности государства является всестороннее развитие социалистического общества, развитие творческих сил нации и каждого человека, все лучшее удовлетворение потребностей граждан.
2. Польская Народная Республика осуществляет общенациональные стремления рабочего класса, использует его достижения и активность, расширяет участие рабочих в решении дел государства, общества и хозяйства и укрепляет рабоче-крестьянский союз.
Статья 5.
Польская Народная Республика:
1) охраняет и развивает социалистические завоевания польского трудового народа города и деревни, его власть и свободу,
2) обеспечивает гражданам участие в управлении и поддерживает развитие разных форм самоуправления трудящихся,
3) развивает производительные силы и экономику страны путем планового использования и обогащения ее материальных ресурсов, рациональной организации труда, а также постоянного прогресса науки и техники,
4) укрепляет общественную собственность как главную основу экономической мощи страны и благосостояния нации,
5) осуществляет принципы социальной справедливости, ликвидирует эксплуатацию человека человеком и противодействует нарушению принципов социального общежития,
6) создает условия для постоянного роста благосостояния и постепенного стирания различий между городом и деревней, между физическим и умственным трудом,
7) заботясь о развитии нации, окружает попечением семью, материнство и воспитание молодого поколения,
8) заботится о состоянии здоровья общества,
9) развивает и распространяет просвещение,
10) обеспечивает всестороннее развитие науки и национальной культуры.
Статья 6.
Польская Народная Республика в своей политике:
1) руководствуется интересами Польской Нации, ее суверенности, независимости и безопасности, волей к миру и сотрудничеству между нациями,
2) продолжает благородные традиции солидарности с силами свободы и прогресса, укрепляет дружбу и сотрудничество с Союзом Советских Социалистических Республик и другими социалистическими государствами,
3) основывает отношения с государствами, имеющими иной общественный строй, на принципах мирного сосуществования и сотрудничества.
Статья 7.
Польская Народная Республика осуществляет и развивает социалистическую демократию.

Статья 8.
1. Законы Польской Народной Республики являются выражением интересов и воли трудового народа.
2. Точное соблюдение законов Польской Народной Республики есть основная обязанность каждого органа государства и каждого гражданина.
3. Все органы государственной власти и администрации действуют на основе предписаний права.
Статья 9.
Все органы государственной власти и администрации опираются в своей деятельности на сознательное, активное содействие широчайших народных масс и обязаны:
1) представлять нации отчет о своей деятельности,
2) внимательно рассматривать и учитывать справедливые предложения, жалобы и пожелания граждан согласно действующим законам,
3) разъяснять трудящимся массам принципиальные цели и установки политики народной власти в отдельных областях государственной, хозяйственной и культурной деятельности.
Статья 10.
Вооруженные Силы Польской Народной Республики стоят на страже суверенности и независимости Польской Нации, ее безопасности и мира.
РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ
Статья 11.
1. Основу социально-экономического строя Польской Народной Республики образует социалистическая система хозяйства, опирающаяся на обобществленные средства производства и социалистические производственные отношения.
2. Польская Народная Республика развивает экономическую и культурную жизнь страны на основе национального социально-экономического плана.
3. Принципиальной целью социально-экономической политики Польской Народной Республики являются систематическое улучшение бытовых, социальных и культурных условий общества, постоянное развитие производительных сил страны, укрепление мощи, обороноспособности и независимости Родины.
4. Государство обладает монополией внешней торговли.
Статья 12.
1. Общенациональное достояние, и в частности: минеральные месторождения, основные источники энергии, государственные земли, воды, государственные леса, шахты, государственные промышленные, сельскохозяйственные и торговые предприятия, государственные коммунальные учреждения, банки, государственный жилищный фонд, дороги, государственные средства сообщения, транспорта и связи, радио, телевидение и кино, государственные социальные, просветительные, научные и культурные учреждения – подлежит особой заботе и охране государства, а также всех граждан.
2. Польская Народная Республика обеспечивает охрану и рациональное формирование природной среды, представляющей собой общенациональное благо.
Статья 13.
Государственные предприятия, рационально распоряжаясь вверенной им частью общенационального достояния, планомерно выполняют экономические и социальные задачи. Коллективы предприятий участвуют в управлении предприятиями.
Статья 14.
1. Польская Народная Республика планомерно укрепляет хозяйственную смычку между городом и деревней на основе братского сотрудничества рабочих и крестьян.
2. С этой целью Польская Народная Республика обеспечивает неуклонный рост продукции государственной промышленности, служащей всестороннему удовлетворению производственных и потребительских нужд сельского населения, планомерно влияя в то же время на постоянный рост товарной сельскохозяйственной продукции, которая обеспечивает промышленность сырьем, а городское население – продовольствием.
Статья 15
(В редакции Закона от 20 июля 1983 г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. Польская Народная Республика, заботясь о питании нации:
1) создает сельскому хозяйству условия, обеспечивающие постоянный рост сельскохозяйственной продукции, благоприятствующие социалистическому преобразованию деревни, а также повышению благосостояния земледельцев,
2) заботится о надлежащем использовании земли как общенационального блага,
3) окружает заботой индивидуальные семейные земледельческие хозяйства трудящихся крестьян, гарантирует стабильность этих хозяйств, оказывает им помощь в увеличении продукции и повышении агротехнического уровня, поддерживает развитие земледельческого самоуправления, в особенности сельскохозяйственных кружков и кооперативов, поддерживает развитие кооперирования и специализации производства, расширяет связи индивидуальных земледельческих хозяйств с социалистическим народным хозяйством,
4) оказывает поддержку и помощь возникающим на принципе добровольности коллективным земледельческим хозяйствам, а особенно земледельческим производственным кооперативам,
5) развивает и укрепляет государственные земледельческие хозяйства, представляющие собой форму высокопродуктивного социалистического хозяйствования в земледелии, внедряющие агротехнический прогресс и благотворно влияющие на развитие всего сельского хозяйства.
Статья 16.
Польская Народная Республика поддерживает развитие различных форм кооперативного движения в городе и деревне и оказывает ему всестороннюю помощь в выполнении его задач, а кооперативной собственности как собственности общественной обеспечивает особую заботу и охрану.
Статья 17.
Польская Народная Республика признает и охраняет на основе действующих законов индивидуальную собственность и право наследования земли, строений и других средств производства, принадлежащих крестьянам, ремесленникам и кустарям.
Статья 18.
Польская Народная Республика гарантирует полную охрану и право наследования личной собственности граждан.

Статья 19.
1. Труд есть право, обязанность и дело чести каждого гражданина. Своим трудом, соблюдением трудовой дисциплины, трудовым соревнованием и совершенствованием методов труда трудовой народ города и деревни укрепляет силу и могущество Родины, повышает благосостояние нации и ускоряет полное осуществление социалистического строя.
2. Передовики и ветераны труда окружены всеобщим уважением нации.
3. Польская Народная Республика все полнее проводит в жизнь принцип: «от каждого – по его способности, каждому – по его труду».
РАЗДЕЛ 3. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Статья 20.
1. Верховным органом государственной власти является Сейм Польской Народной Республики.
2. Сейм как верховный выразитель воли трудового народа города и деревни осуществляет суверенные права нации.
3. Сейм издает законы, принимает постановления, определяющие основные направления деятельности государства, и осуществляет контроль за деятельностью иных органов государственной власти и администрации.
Статья 21.
1. Сейм состоит из 460 депутатов.
2. Действительность избрания депутата утверждается Сеймом.
3. Депутат не может быть привлечен к судебной уголовной ответственности или арестован без согласия Сейма, а в период, когда Сейм не заседает, – без согласия Государственного Совета.
Статья 22.
1. Сейм заседает во время сессий. Сессии Сейма созываются Государственным Советом не менее двух раз в год. Государственный Совет обязан созвать сессию также по письменному предложению одной трети общего числа депутатов.
2. Первая сессия вновь избранного Сейма должна быть созвана в течение месяца со дня выборов.
Статья 23.
1. Сейм избирает из своего состава Маршала, вице-маршалов и комиссии.
2. Маршал или замещающий его вице-маршал руководит заседаниями и следит за ходом работ Сейма.
3. Заседания Сейма – открытые. Сейм может постановить о проведении закрытых заседаний, если этого требует благо государства.
4. Порядок работ Сейма, род и число комиссий определяются Регламентом, принятым Сеймом.
Статья 24.
1. Сейм принимает национальные социально-экономические планы на периоды в несколько лет.
2. Сейм ежегодно принимает бюджет государства.
3. Сейм утверждает отчет Правительства об исполнении бюджета и о выполнении национального социально-экономического плана за предыдущий год.
Статья 25.
1. Законодательная инициатива принадлежит Государственному Совету, Правительству и депутатам.
2. Законы, принятые Сеймом, подписывают Председатель Государственного Совета и его Секретарь. Об опубликовании закона в «Дзенник Устав» распоряжается Председатель Государственного Совета.
Статья 26.
Сейм может назначить комиссию для расследования определенного дела. Полномочия и порядок деятельности комиссии устанавливаются Сеймом.
Статья 27.
Председатель Совета Министров или отдельные министры обязаны дать ответ на интерпелляцию депутата в срок и в порядке, которые устанавливаются Сеймом.
Статья 28.
1. Сейм избирается сроком на четыре года. 2. Выборы в Сейм назначает Государственный Совет не позднее, чем за месяц до истечения срока полномочий Сейма, устанавливая дату выборов на нерабочий день в пределах двух месяцев по истечении срока полномочий Сейма.
Статья 29.
1. Сейм избирает на первом заседании из своей среды Государственный Совет в составе:
Председателя Государственного Совета, четырех заместителей Председателя, Секретаря Государственного Совета, одиннадцати членов.
2. Маршал Сейма и вице-маршалы могут быть избраны в Государственный Совет в качестве заместителей Председателя или членов.
3. По истечении срока полномочий Сейма Государственный Совет действует вплоть до выборов Государственного Совета вновь избранным Сеймом.
Статья 30
(В редакции Закона от 26 марта 1982 г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. Государственный Совет:
1) назначает выборы в Сейм,
2) созывает сессии Сейма,
3) дает общеобязательное толкование законов,
4) издает декреты с силой закона,
5) назначает и отзывает полномочных представителей Польской Народной Республики в других государствах,
6) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при Государственном Совете дипломатических представителей других государств,
7) ратифицирует и денонсирует международные договоры,
8) назначает на гражданские и военные должности, предусмотренные законами,
9) награждает орденами, присваивает отличия и почетные звания,
10) осуществляет право помилования,
11) выполняет иные функции, предусмотренные для Государственного Совета в Конституции или переданные ему законами.
2. Государственный Совет подчиняется во всей своей деятельности Сейму.
3. Государственный Совет действует на принципе коллегиальности.
4. Государственный Совет представляет Председатель или его заместитель.

Статья 31.
1. В периоды между сессиями Сейма Государственный Совет издает декреты с силой закона. Государственный Совет представляет декреты Сейму на ближайшей сессии для утверждения.
2. Декреты, изданные Государственным Советом, подписываются Председателем Государственного Совета и его Секретарем. Об опубликовании декрета в «Дзенник Устав» распоряжается Председатель Государственного Совета.
Статья 32.
Государственный Совет осуществляет высший надзор над Национальными советами. Подробно полномочия Государственного Совета в этой области определяются законом.
Статья 33
(В редакции Закона от 20 июля 1983 г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. Постановление о состоянии войны может быть принято только в случае совершения вооруженного нападения на Польскую Народную Республику или когда из международных договоров вытекает необходимость совместной обороны от агрессии. Такое постановление принимается Сеймом, а когда Сейм не заседает – Государственным Советом.
2. Государственный Совет может ввести военное положение на части или на всей территории Польской Народной Республики, если этого требуют интересы обороноспособности или внешняя угроза безопасности государства. По тем же самым основаниям Государственный Совет может объявить частичную или общую мобилизацию.
3. Государственный Совет, а в случаях, не терпящих отлагательства, – Председатель Государственного Совета может ввести на установленное время исключительное положение на части или всей территории страны, если подверглась угрозе внутренняя безопасность государства или в случае стихийного бедствия.
4. Условия и правовые последствия, а также порядок введения состояния войны, военного положения и исключительного положения определяются законами.

РАЗДЕЛ 4. КОНСТИТУЦИОННЫЙ ТРИБУНАЛ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТРИБУНАЛ, ВЕРХОВНАЯ ПАЛАТА КОНТРОЛЯ
(Заголовок в редакции Закона от 26 марта 1982г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
Статья 33-а
(Включена Законом от 26 марта 1982г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. Конституционный Трибунал выносит решения о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов высших, а также центральных государственных органов.
2. Решения Конституционного Трибунала о несоответствии законов Конституции подлежат рассмотрению Сеймом.
3. Решения Конституционного Трибунала о несоответствии Конституции или законам иных нормативных актов обязательны. Конституционный Трибунал применяет средства, необходимые для устранения этого несоответствия.
4. Членов Конституционного Трибунала избирает Сейм из числа лиц, отличающихся правовыми познаниями.
5. Члены Конституционного Трибунала независимы и подчиняются только Конституции.
6. Компетенция, организация и производство Конституционного Трибунала определяются законом.
Статья 33-б
(Включена Законом от 26 марта 1982г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. Государственный Трибунал выносит решения об ответственности лиц, занимающих определенные в законе самые высокие государственные должности, за нарушение Конституции и законов.
2. Государственный Трибунал может выносить решения об уголовной ответственности лиц, привлеченных к ответственности, указанной в абз. 1, за преступления, совершенные в связи с занимаемой должностью.
3. Государственный Трибунал избирается Сеймом из своего состава и на срок своих полномочий.
4. Председателем Государственного Трибунала является Первый председатель Верховного Суда.
5. Судьи Государственного Трибунала независимы и подчиняются только законам.
6. Компетенция, организация и производство Государственного Трибунала определяются законом.
Статья 34
(В редакции Закона от 8 октября 1980г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. Верховная Палата Контроля призвана осуществлять контроль хозяйственной, финансовой и организационно-административной деятельности органов государственной администрации, а также подчиненных им предприятий и иных организационных единиц с точки зрения законности, экономичности, целесообразности и добросовестности.
2. Верховная Палата Контроля может также проводить контроль в отношении кооперативных организаций и союзов, общественных организаций, а равно единиц необобществленного хозяйства в объеме, определенном в законе.
Статья 35
(В редакции Закона от 8 октября 1980г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. Верховная Палата Контроля подчиняется Сейму.
2. Верховная Палата Контроля представляет Сейму замечания по отчетам Совета Министров о выполнении национального социально-экономического плана и анализ исполнения бюджета государства.
3. Верховная Палата Контроля ежегодно представляет Сейму отчет о своей деятельности.
4. Объем компетенции Государственного Совета в отношении Верховной Палаты Контроля определяется законом.
Статья 36
(В редакции Закона от 8 октября 1980 г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. Председателя Верховной Палаты Контроля назначает и отзывает Сейм.
2. Верховная Палата Контроля действует на принципах коллегиальности. Организация и порядок деятельности Верховной Палаты Контроля определяются законом.
РАЗДЕЛ 5. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Статья 37.
1. Сейм назначает и отзывает Правительство Польской Народной Республики – Совет Министров или отдельных его членов.
2. В период между сессиями Сейма Государственный Совет по представлению Председателя Совета Министров назначает и отзывает членов Совета Министров. Государственный Совет представляет свои постановления Сейму на ближайшей сессии для утверждения.
Статья 38.
1. Совет Министров является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти.
2. Совет Министров ответствен перед Сеймом и подотчетен ему в своей деятельности, а когда Сейм не заседает – ответствен перед Государственным Советом, которому подотчетен.
Статья 39
(В редакции Закона от 8 октября 1980 г. об изменении Конституции Польской Народной Республики).
1. В состав Совета Министров входят:
– Председатель Совета Министров как его глава,
– вице-председатели Совета Министров,
– министры,
– председатели определенных в законе комиссий и комитетов, выполняющих функции высших органов государственной администрации.
2. Председатель и вице-председатели Совета Министров образуют Президиум Правительства. Совет Министров может ввести из своей среды других членов в состав Президиума Правительства.

Статья 40.
1. Председатель Совета Министров руководит работами Совета Министров и Президиума Правительства.
2. Председатель Совета Министров на основе законов и в целях их исполнения издает распоряжения и приказы.
Статья 41.
Совет Министров:
1) координирует деятельность министерств и иных подчиненных ему органов, а также дает направление их работе,
2) ежегодно утверждает и представляет Сейму проект бюджета государства, утверждает и представляет Сейму проект национального социально-экономического плана на период в несколько лет,
3) утверждает годовые национальные социально-экономические планы,
4) обеспечивает исполнение законов,
5) следит за выполнением национального социально-экономического плана и бюджета государства,
6) ежегодно представляет Сейму отчет об исполнении бюджета государства,
7) обеспечивает охрану общественного порядка, интересов государства и прав граждан,
8) на основе законов и в целях их исполнения издает распоряжения, принимает постановления, а также следит за их исполнением,
9) осуществляет общее руководство в области отношений с другими государствами,
10) осуществляет общее руководство в области обороноспособности страны и организации Вооруженных Сил Польской Народной Республики, а также ежегодно определяет контингент граждан, призываемых на действительную военную службу,
11) руководит работой местных органов администрации.
Статья 42.
1. Министры руководят определенными сферами государственной администрации. Должность министра создается путем принятия закона.
2. Министры на основе законов и в целях их исполнения издают распоряжения и приказы.
3. Совет Министров может отменить распоряжение или приказ, изданные министром.
РАЗДЕЛ 6. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И АДМИНИСТРАЦИИ
Статья 43.
1. Местными органами государственной власти и основными органами общественного самоуправления трудового народа города и деревни в общинах, городах, районах больших городов и воеводствах являются Национальные советы.
2. Органом государственной власти и общественного самоуправления в двух разных единицах территориального деления одной и той же ступени может быть общий Национальный совет.
3. Срок полномочий Национальных советов отдельных ступеней определяется законом.
Статья 44.
Национальные советы выражают волю трудового народа, а также развивают его творческую инициативу и активность в целях умножения сил, благосостояния и культуры нации.
Статья 45.
Национальные советы укрепляют связь государственной власти с трудовым народом города и деревни, привлекая все более широкие массы трудящихся к участию в управлении государством, а также взаимодействуют с самоуправлением жителей.
Статья 46.
Национальные советы руководят всем социально-экономическим и культурным развитием, а также воздействуют на все административные и хозяйственные организации на своей территории, направляют и координируют их деятельность и осуществляют за ними контроль. Национальные советы увязывают потребности мест с общегосударственными целями и задачами.
Статья 47.
Национальные советы постоянно заботятся о повседневных нуждах и интересах населения, борются с любыми проявлениями произвола и бюрократического отношения к гражданину, осуществляют и развивают общественный контроль за деятельностью ведомств, предприятий, заведений и учреждений.

Статья 48.
Национальные советы заботятся о поддержании общественного порядка и следят за соблюдением народной законности, охраняют общественную собственность, обеспечивают права граждан, содействуют укреплению обороноспособности и безопасности государства.
Статья 49.
1. Национальные советы используют все ресурсы и возможности территории для ее всестороннего хозяйственного и культурного развития, для все лучшего удовлетворения потребностей населения в области снабжения и услуг, а также для расширения сети коммунальных, просветительных, культурных, санитарных и спортивных учреждений и сооружений.
2. Национальные советы по предложению местных органов администрации принимают социально-экономические планы и бюджеты воеводств, городов, городских районов и общин.
Статья 50.
1. Национальные советы заседают во время сессий. 2. Национальные советы избирают из своего состава президиумы для руководства подготовкой сессий и проведения заседаний, координации работ комиссий, а также оказания помощи членам Советов в осуществлении мандата.
Статья 51.
1. Местными органами государственной администрации, а также исполнительными и распорядительными органами Национальных советов являются воеводы, президенты или начальники городов, начальники городских районов и начальники общин.
2. Местный орган государственной администрации подчиняется органу государственной администрации вышестоящей ступени, а в сфере выполнения заданий, установленных Национальным советом, – компетентному Национальному совету.
Статья 52.
1. Воеводы, президенты или начальники городов, начальники городских районов и начальники общин выполняют задачи государственной администрации на основе предписаний права, а также согласно директивам, установленным вышестоящими органами.
2. Воеводы и президенты городов воеводской ступени являются представителями Правительства на своей территории.
Статья 53.
Национальные советы образуют комиссии по отдельным отраслям своей деятельности. Комиссии Национальных советов поддерживают постоянную и тесную связь с населением, мобилизуют его на содействие реализации задач Совета, осуществляют от имени Совета общественный контроль, а также выступают с инициативой перед Советом и его органами.
Статья 54.
Национальный совет отменяет постановление Национального совета нижестоящей ступени, если постановление противоречит праву или не согласуется с принципиальной линией политики государства.
Статья 55.
Подробности относительно состава, а также сферы и порядка деятельности Национальных советов и их органов определяются законом.
РАЗДЕЛ 7. СУД И ПРОКУРАТУРА
Статья 56.
1. Правосудие в Польской Народной Республике осуществляют Верховный Суд, воеводские суды, районные суды и специальные суды.
2. Дела о проступках разрешаются коллегиями по делам о проступках.
3. Организация, компетенция и производство судов, а также коллегий по делам о проступках определяются законами.
Статья 57.
Суды выносят решения именем Польской Народной Республики.
Статья 58.
Суды стоят на страже общественного строя Польской Народной Республики, защищают завоевания польского трудового народа, охраняют народную законность, общественную собственность и права граждан, наказывают преступников.
Статья 59.
1. Рассмотрение и разрешение дел в судах производится с участием народных заседателей, за исключением случаев, определенных в законе.
2. При разрешении дел в судах народные заседатели имеют равные права с судьями.
3. Народные заседатели избираются Национальными советами.
4. Порядок выборов заседателей воеводских, районных и специальных судов, а также срок их полномочий определяются законом.
Статья 60.
1. Судьи назначаются и отзываются Государственным Советом.
2. Порядок назначения и отзыва судей определяется законом.
Статья 61.
1. Верховный Суд является высшим судебным органом и осуществляет надзор за деятельностью всех иных судов в отношении выносимых ими решений.
2. Порядок осуществления надзора Верховным Судом определяется законом.
3. Верховный Суд назначается Государственным Советом сроком на пять лет.
4. Государственный Совет из числа судей Верховного Суда назначает Первого председателя и председателей Верховного Суда, а также отзывает их с этих должностей.
Статья 62.
Судьи независимы и подчиняются только законам.
Статья 63.
1. Рассмотрение дел всеми судами Польской Народной Республики производится открыто. Закон может установить исключения из этого принципа.
2. Обвиняемому гарантируется право на защиту. Обвиняемый может иметь защитника по выбору или по назначению.
Статья 64.
1. Генеральный прокурор Польской Народной Республики охраняет народную законность, следит за охраной общественной собственности, обеспечивает уважение прав граждан.
2. Генеральный прокурор в особенности следит за преследованием преступлений, посягающих на общественный строй, безопасность и независимость Польской Народной Республики.
3. Сфера и порядок действий Генерального прокурора определяются законом.

Статья 65.
1. Генерального прокурора Польской Народной Республики назначает и отзывает Государственный Совет.
2. Порядок назначения и отзыва прокуроров, подчиненных Генеральному прокурору, а также принципы организации органов прокуратуры и производства дел в них определяются законом.
3. Генеральный прокурор представляет отчет Государственному Совету о деятельности прокуратуры.
Статья 66.
Органы прокуратуры подчиняются Генеральному прокурору Польской Народной Республики и в осуществлении своих функций независимы от местных органов.
РАЗДЕЛ 8. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
Статья 67.
1. Польская Народная Республика, упрочивая и умножая завоевания трудового народа, укрепляет и расширяет права и свободы граждан.
2. Граждане Польской Народной Республики имеют равные права независимо от пола, рождения, образования, занятия, национальности, расы, вероисповедания, а также социального происхождения и положения.
3. Граждане Польской Народной Республики должны добросовестно выполнять свои обязанности перед Родиной и способствовать ее развитию.
Статья 68.
1. Граждане Польской Народной Республики имеют право на труд, что означает право на получение работы с вознаграждением по количеству и качеству труда.
2. Право на труд обеспечивают: социалистическая система хозяйства, планомерное развитие производительных сил, рациональное использование всех факторов производства, постоянное внедрение научно-технического прогресса в народное хозяйство, а также система получения и повышения профессиональной квалификации. Надлежащую реализацию права на труд обеспечивает социалистическое трудовое законодательство.

Статья 69.
1. Граждане Польской Народной Республики имеют право на отдых.
2. Право на отдых работникам обеспечивают: законодательное сокращение рабочего времени путем осуществления восьмичасового рабочего дня и более короткого рабочего времени в случаях, предусмотренных законами, законодательно установленные нерабочие дни, ежегодные оплачиваемые отпуска.
3. Организация досуга, развитие туризма, здравниц, спортивных сооружений, домов культуры, клубов, светлиц (разновидность клубных учреждений в Польше), парков и иных учреждений отдыха создают возможности здорового и культурного отдыха для все более широких масс трудового народа города и деревни.
Статья 70.
1. Граждане Польской Народной Республики имеют право на охрану здоровья, а также на помощь в случае болезни или нетрудоспособности.
2. Все более полному осуществлению этого права служат:
1) развитие социального страхования на случай болезни, старости или нетрудоспособности, а также расширение различных форм социальной помощи.
2) развитие организованной государством охраны здоровья, а также повышение уровня состояния здоровья населения, бесплатная врачебная помощь для всех трудящихся и их семей, постоянное улучшение условий безопасности, охраны и гигиены труда, широкое развитие профилактики заболеваний и борьба с ними, забота об инвалидах,
3) расширение сети больниц, санаториев, поликлиник, здрав-пунктов и санитарных учреждений.
Статья 71.
Граждане Польской Народной Республики имеют право на пользование благами природной среды и несут обязанность ее охраны.
Статья 72.
1. Граждане Польской Народной Республики имеют право учиться.
2. Право учиться все шире обеспечивают:
1) бесплатное школьное обучение,
2) всеобщее и обязательное посещение основных школ,
3) распространение обучения в средней школе,
4) развитие высшей школы,
5) помощь государства в повышении квалификации граждан, работающих на промышленных предприятиях и в иных трудовых организациях в городе и деревне,
6) система государственных стипендий, расширение сети бурс (разновидность интернатов для учащихся в Польше), интернатов и студенческих общежитии, а также иных форм материальной помощи детям рабочих, трудящихся крестьян и интеллигенции.
Статья 73.
1. Граждане Польской Народной Республики имеют право на пользование достижениями культуры и на творческое участие в развитии национальной культуры.
2. Это право все шире обеспечивают: развитие библиотек, книгоиздания, печати, радио, кино, театров, музеев и выставок, домов культуры, клубов, светлиц и обеспечение доступа к ним трудовому народу города и деревни, всесторонняя поддержка и поощрение культурного творчества народных масс и развитие творческих талантов.
Статья 74.
Польская Народная Республика заботится о всестороннем развитии науки, опирающейся на передовые достижения человеческой мысли и прогрессивной польской мысли, – науки на службе нации.
Статья 75.
Польская Народная Республика заботится о развитии литературы и искусства, выражающих потребности и стремления нации, отвечающих самым лучшим прогрессивным традициям польского творчества.
Статья 76.
Польская Народная Республика обеспечивает всестороннюю заботу ветеранам борьбы за национальное и социальное освобождение.

Статья 77.
Польская Народная Республика особой заботой окружает творческую интеллигенцию – работников науки, просвещения, литературы и искусства, а также пионеров технического прогресса, рационализаторов и изобретателей.
Статья 78.
1. Женщина в Польской Народной Республике имеет равные с мужчиной права во всех областях государственной, политической, экономической, социальной и культурной жизни.
2. Гарантию равноправия женщины образуют:
1) равное с мужчиной право на труд и вознаграждение по принципу «равная плата за равный труд», право на отдых, на социальное обеспечение, на учебу, на высокие звания и отличия, на занятие публичных должностей,
2) забота о матери и ребенке, охрана беременной женщины, оплачиваемый отпуск в период до и после родов, расширение сети родильных домов, детских яслей и садов, развитие сети предприятий обслуживания и общественного питания.
3. Польская Народная Республика укрепляет положение женщин в обществе, особенно матерей и женщин, работающих по профессии.
Статья 79.
1. Брак, материнство и семья находятся под попечением и охраной Польской Народной Республики. Многодетные семьи государство окружает особой заботой.
2. Обязанностью родителей является воспитание детей честными и сознающими свои обязанности гражданами Польской Народной Республики.
3. Польская Народная Республика обеспечивает реализацию алиментных прав и обязанностей.
4. Дети, рожденные вне брака, имеют те же права, что и дети, рожденные в браке.
5. Заботясь о благе семьи, Польская Народная Республика стремится к улучшению жилищных условий, развивает и поддерживает при участии граждан разные формы жилищного строительства, а особенно кооперативного строительства, и заботится о рациональном использовании жилого’ фонда.

Статья 80.
Польская Народная Республика окружает особой заботой и попечением воспитание молодежи и обеспечивает ей самые широкие возможности развития, а также создает условия для активного участия молодого поколения в социальной, политической, экономической и культурной жизни, формируя у молодежи чувство общей ответственности за развитие Родины.
Статья 81.
1. Граждане Польской Народной Республики независимо от национальности, расы и вероисповедания имеют равные права во всех областях государственной, политической, экономической, социальной и культурной жизни. Нарушение этого принципа посредством любых прямых или косвенных привилегий либо ограничений в правах на основании национальности, расы или вероисповедания подлежит наказанию.
2. Распространение ненависти или пренебрежения, возбуждение розни либо унижение человека на основании различия национальности, расы или вероисповедания запрещаются.
Статья 82.
1. Польская Народная Республика обеспечивает гражданам свободу совести и вероисповедания. Церковь и иные вероисповедные союзы могут свободно выполнять свои религиозные функции. Нельзя принуждать граждан не принимать участия в религиозных действиях или обрядах. Нельзя также никого принуждать к участию в религиозных действиях или обрядах.
2. Церковь отделена от государства. Принципы отношения государства к церкви, а также правовое и имущественное положение вероисповедных союзов определяются законами.
Статья 83.
1. Польская Народная Республика обеспечивает гражданам свободу слова, печати, собраний и митингов, шествий и манифестаций.
2. Осуществлению этой свободы служит предоставление в пользование трудовому народу и его организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий и залов, средств связи, радио, а также иных необходимых материальных средств.

Статья 84.
1. В целях развития политической, социальной, экономической и культурной активности трудового народа города и деревни Польская Народная Республика обеспечивает гражданам право объединения.
2. Политические организации, профессиональные союзы, объединения трудящихся крестьян, кооперативные объединения, молодежные, женские, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, равно как иные общественные организации трудового народа, объединяют граждан для действенного участия в политической, социальной, экономической и культурной жизни.
3. Создание объединений и участие в объединениях, цель или деятельность которых посягают на политический и социальный строй или правопорядок Польской Народной Республики, запрещаются.
Статья 85.
В Польской Народной Республике важная общественная роль принадлежит профессиональным союзам, которые являются всеобщей организацией, участвующей в формировании и реализации задач социально-экономического развития страны; профессиональные союзы представляют интересы и права трудящихся, являются школой гражданской активности и вовлечения в строительство социалистического общества.
Статья 86.
1. Граждане Польской Народной Республики участвуют в осуществлении общественного контроля, в консультациях и дискуссиях по узловым проблемам развития страны и вносят предложения.
2. Граждане имеют право обращаться во все органы государства с жалобами и заявлениями.
3. Апелляции, жалобы и заявления граждан должны рассматриваться и разрешаться быстро и справедливо. Виновные в волоките либо проявляющие бездушное и бюрократическое отношение к апелляциям, жалобам и заявлениям граждан будут привлекаться к ответственности.
Статья 87.
1. Польская Народная Республика обеспечивает гражданам личную неприкосновенность. Лишение гражданина свободы может иметь место только в случаях, определенных законом. Задержанный должен быть освобожден, если в течение 48 часов с момента задержания ему не вручено постановление суда или прокурора об аресте.
2. Закон охраняет неприкосновенность жилища и тайну переписки. Производство домашнего обыска допускается в случаях, определенных законом.
3. Конфискация имущества может иметь место только в случаях, предусмотренных законом, на основании вступившего в законную силу судебного решения.
Статья 88.
Польская Народная Республика предоставляет убежище гражданам иностранных государств, преследуемым за защиту интересов трудящихся масс, борьбу за социальный прогресс, деятельность в защиту мира, национально-освободительную борьбу или научную деятельность.
Статья 89.
Польские граждане за границей пользуются покровительством Польской Народной Республики.
Статья 90.
Гражданин Польской Народной Республики обязан соблюдать предписания Конституции и законов, а также социалистическую дисциплину труда, уважать принципы социального общежития, добросовестно выполнять обязанности перед государством.
Статья 91.
Каждый гражданин Польской Народной Республики обязан беречь общественную собственность и укреплять ее как нерушимую основу развития государства, источник богатства и силы Родины.
Статья 92.
1. Защита Родины является самым священным долгом каждого гражданина.
2. Воинская служба является почетной патриотической обязанностью граждан Польской Народной Республики.
Статья 93.
1. Бдительность по отношению к врагам нации, а также строгое хранение государственной тайны являются обязанностью каждого гражданина Польской Народной Республики.
2. Измена Родине: шпионаж, ослабление Вооруженных Сил, переход на сторону врага – наказывается по всей строгости закона как самое тяжкое преступление.
РАЗДЕЛ 9. ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
Статья 94.
Выборы в Сейм и в Национальные советы – всеобщие, равные, прямые и производятся тайным голосованием.
Статья 95.
Право избирать имеет каждый гражданин, достигший 18 лет, независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, вероисповедания, образования, времени проживания, социального происхождения, занятия и имущественного состояния.
Статья 96.
Каждый гражданин может быть избран в Национальный совет по достижении 18 лет, а в Сейм – по достижении 21 года.
Статья 97.
Женщины имеют все избирательные права наравне с мужчинами.
Статья 98.
Военнослужащие имеют все избирательные права наравне с гражданскими лицами.
Статья 99.
Избирательные права не полагаются душевнобольным лицам, а также лицам, которые судебным решением лишены публичных прав.
Статья 100.
Кандидатов в депутаты Сейма и в члены Национальных советов выдвигают политические и общественные организации, объединяющие граждан в городе и деревне.
Статья 101.
Депутат Сейма и член Национального совета обязаны давать отчет избирателям о своей работе и деятельности органа, в который избраны.
Статья 102.
Порядок выдвижения кандидатур и проведения выборов, а также порядок отзыва депутатов Сейма и членов Национальных советов определяются законом.

РАЗДЕЛ 10. ГЕРБ, ЦВЕТА, ГИМН И СТОЛИЦА ПОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья103.
1. Гербом Польской Народной Республики является изображение белого орла на красном поле.
2. Цвета Польской Народной Республики – белый и красный.
3. Гимном Польской Народной Республики является «Мазурка Домбровского».
4. Подробности определяются законом.
Статья 104.
Герб, цвета и гимн Польской Народной Республики окружены почетом и подлежат особой охране.
Статья 105.
Столицей Польской Народной Республики является город героических традиций Польской Нации – Варшава.
РАЗДЕЛ 11. ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ
Статья 106.
Изменение Конституции может иметь место только посредством закона, принятого Сеймом Польской Народной Республики большинством не менее двух третей голосов в присутствии не менее половины общего числа депутатов.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.