Конституция Венгрии 1949

КОНСТИТУЦИЯ ВЕНГЕРСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Принята Государственным Собранием ВНР 18 августа 1949 г. и вступила в силу 20 августа 1949 г. В редакции Закона 1 1972 года об изменении Закона XX 1949 года и едином тексте Конституции Венгерской Народной Республики, принятого Государственным Собранием ВНР 19 апреля 1972 г.
Более тысячи лет Венгрию питали и поддерживали труд, самопожертвование, формирующая общество сила народа. В то же время государственная власть была средством господствующих классов для подавления и эксплуатации бесправного народа. Наш народ вел тяжелую борьбу за общественный прогресс, за независимость страны; в бесчисленных испытаниях защищал и охранял национальное существование.
В нашей истории началась новая эпоха, когда Советский Союз в ходе одержанных во второй мировой войне побед освободил нашу Родину от ига фашизма и открыл перед венгерским народом путь демократического развития. Трудовой народ при дружественной поддержке Советского Союза восстановил разрушенную войной, лежавшую в руинах страну. В борьбе против властителей и защитников старого строя венгерский рабочий класс в союзе с трудовым крестьянством, сотрудничая с прогрессивной интеллигенцией, завоевал и укрепил власть трудового народа.
Наш народ под руководством закаленного в революционной борьбе рабочего класса, обогатившись опытом Советской Республики 1919 года, опираясь на содружество социалистических стран, заложил основы социализма. На нашей Родине господствующими стали социалистические производственные отношения. На старом месте родилась новая страна, в которой государственная власть служит интересам народа, свободному развитию творческих сил и благосостоянию граждан. Венгерский народ, сплотившись в национальном единстве, трудится для полного построения социализма.
Конституция Венгерской Народной Республики отражает основные изменения, происшедшие в жизни нашей страны, исторические результаты борьбы за общественный прогресс и созидательного труда страны.
Конституция, как основной закон Венгерской Народной Республики, закрепляет достигнутые результаты и обеспечивает дальнейшее продвижение по пути социализма.
ГЛАВА I. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВЕНГЕРСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
§ 1. Венгрия – народная республика.
§ 2. 1. Венгерская Народная Республика – социалистическое государство.
2. В Венгерской Народной Республике вся власть принадлежит трудовому народу.
3. Руководящим классом общества в Венгерской Народной Республике является рабочий класс, который осуществляет власть в союзе с объединенным в кооперативы крестьянством, совместно с интеллигенцией и другими трудовыми слоями общества.
4. Трудящиеся города и деревни осуществляют свою власть через избранных и ответственных перед народом посланцев.
5. Граждане участвуют в управлении общественными делами также непосредственно по месту работы и жительства.
§ 3. Марксистско-ленинская партия рабочего класса является руководящей силой общества.
§ 4. 1. Венгерская Народная Республика обеспечивает участие общественных организаций в социалистическом строительстве.
2. Отечественный народный фронт объединяет силы общества для полного построения социализма, для решения политических, экономических и культурных задач, участвует в избрании и работе органов народного представительства.
3. Профессиональные союзы защищают и укрепляют народную власть, защищают и представляют интересы трудящихся.
§ 5. 1. Государство в Венгерской Народной Республике защищает свободу и власть трудового народа, независимость страны, борется против любой формы эксплуатации человека человеком, организует силы общества для полного построения социализма.
2. Венгерская Народная Республика, как часть мировой социалистической системы, развивает и укрепляет свою дружбу с социалистическими странами; в интересах мира и прогресса человечества она стремится к сотрудничеству со всеми народами и странами мира.
§ 6. 1. В Венгерской Народной Республике с ликвидацией эксплуататорских классов господствующими стали социалистические производственные отношения. Основой экономического строя является общественная собственность на средства производства.
2. Венгерская Народная Республика развивает и охраняет все формы общественной собственности.
§ 7. Экономическую жизнь Венгерской Народной Республики определяет государственный народнохозяйственный план. Государство, опираясь на находящиеся в общественной собственности предприятия, кооперативы и учреждения, направляет и контролирует народное хозяйство в интересах развития производительных сил, увеличения общественной собственности, постоянного повышения материального и культурного уровня граждан и усиления оборонной мощи страны.
§ 8. 1. Государственная собственность – достояние всего народа.
2. Собственностью государства прежде всего являются: богатства недр земли, государственный земельный фонд, естественные источники энергии, значительные предприятия и шахты, железные дороги, шоссейные дороги, водные и воздушные пути, банки, почта, телеграф, телефон, радио и телевидение.
3. Закон определяет сферу государственной собственности и исключительной хозяйственной деятельности государства.
§ 9. Государственные предприятия и хозяйственные органы, служащие общим интересам общества, самостоятельно распоряжаются вверенным им достоянием на основе определенных в законе способов и ответственности.
§ 10. 1. Кооперативы являются частью социалистического общественного строя; в соответствии с социальными и экономическими целями социалистического государства они служат интересам своих членов.
2. Государство поддерживает кооперативное движение, основанное на добровольном объединении трудящихся, развитие социалистической кооперативной собственности, обеспечивает самостоятельность кооперативов, осуществляет надзор за их деятельностью в интересах претворения в жизнь социалистических принципов кооперации.
3. Венгерская Народная Республика проявляет особую заботу о сельскохозяйственных производственных кооперативах крестьянства. Она охраняет и развивает кооперативно-социалистическую собственность на землю.
§ 11. Венгерская Народная Республика признает и охраняет личную собственность.
§ 12. Государство признает общественно полезную хозяйственную деятельность мелких производителей. При этом частная собственность и частная инициатива не могут нарушать общественные интересы.
§ 13. Конституция обеспечивает право наследования.
§ 14. 1. Основой общественного строя Венгерской Народной Республики является труд.
2. Право и обязанность каждого трудоспособного гражданина – работать по своим способностям.
3. Граждане своим трудом, участием в трудовом соревновании, укреплением трудовой дисциплины и совершенствованием методов труда служат делу социалистического строительства.
4. Венгерская Народная Республика стремится к последовательному осуществлению социалистического принципа «от каждого – по его способностям, каждому – по его труду».
§ 15. Венгерская Народная Республика охраняет институт брака и семьи.
§ 16. Венгерская Народная Республика проявляет особую заботу о развитии и социалистическом воспитании молодежи, охраняет интересы молодежи.
§ 17. Венгерская Народная Республика охраняет жизнь, физическую целостность, здоровье граждан и оказывает им поддержку в случае болезни, нетрудоспособности, старости.
§ 18. Венгерская Народная Республика организует и поддерживает научную работу, способствующую развитию общества, содействует искусству, находящемуся на службе прогресса, обеспечивает постоянное повышение образования и культуры граждан.
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ ВЕНГЕРСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПРЕЗИДИУМ ВЕНГЕРСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное Собрание
§ 19. 1. Верховным органом государственной власти и народного представительства Венгерской Народной Республики является Государственное Собрание.
2. Государственное Собрание осуществляет все вытекающие из народного суверенитета права, обеспечивает конституционный строй общества, определяет организацию, направление и условия управления.
3. В пределах этих правомочий Государственное Собрание:
а) создает Конституцию Венгерской Народной Республики;
б) издает законы;
в) утверждает народнохозяйственный план;
г) устанавливает государственный бюджет и утверждает его исполнение;
д) обсуждает и утверждает программу Правительства;
е) от имени Венгерской Народной Республики утверждает международные договоры;
ж) решает вопросы об объявлении состояния войны и о заключении мира;
з) избирает Президиум Венгерской Народной Республики;
и) избирает Совет Министров Венгерской Народной Республики;
к) учреждает министерства;
л) избирает Председателя Верховного Суда Венгерской Народной Республики и Генерального прокурора Венгерской Народной Республики;
м) контролирует соблюдение Конституции; отменяет акты государственных органов, противоречащие Конституции или нарушающие интересы общества.
§ 20 . 1. Государственное Собрание избирается сроком на пять лет.
2. Депутаты Государственного Собрания осуществляют свою деятельность в интересах своих избирателей и в общественных интересах.
3. Депутаты Государственного Собрания обязаны регулярно отчитываться перед своими избирателями о своей деятельности.
4. Депутата Государственного Собрания нельзя арестовать или возбудить против него уголовное дело без согласия Государственного Собрания, за исключением случаев задержания на месте преступления.
5. Всякая политическая, экономическая или иная деятельность, соответственно поведение, которые находятся в противоречии с интересами общества, несовместимы с мандатом депутата Государственного Собрания.
§ 21 . 1. Государственное Собрание избирает Председателя, вице-председателей и секретарей из состава своих членов.
2. Государственное Собрание образует из числа своих членов постоянные комиссии и может назначить комиссию для рассмотрения любого вопроса.
3. Государственное Собрание избирает Конституционно-правовой совет. Конституционно-правовой совет контролирует конституционность правовых норм и правовых директив. Он может приостанавливать исполнение акта, противоречащего Конституции, за исключением правовых норм, изданных Государственным Собранием и Президиумом, а также руководящих принципов и принципиальных решений Верховного Суда.
4. Каждый обязан предоставлять в распоряжение комиссий Государственного Собрания и Конституционно-правового совета запрашиваемые ими данные, соответственно давать им показания.
§ 22. 1. Государственное Собрание ежегодно проводит не менее двух сессий.
2. Государственное Собрание должно быть созвано на основании решения Президиума Венгерской Народной Республики или по письменному ходатайству одной трети депутатов.
3. Созыв Государственного Собрания обеспечивается Президиумом.
§ 23. Заседания Государственного Собрания, как правило, открытые. В исключительном случае Государственное Собрание может также принять решение о проведении закрытого заседания.
§ 24. 1. Государственное Собрание правомочно принимать решения, когда присутствуют не менее половины депутатов.
2. Свои решения Государственное Собрание принимает большинством голосов.
3. Для изменения Конституции необходимы две трети голосов депутатов Государственного Собрания.
4. Государственное Собрание устанавливает в Регламенте правила своей деятельности и порядок обсуждений.
§ 25. 1. С законодательной инициативой могут выступать: Президиум Венгерской Народной Республики, Совет Министров, каждая комиссия Государственного Собрания и любой депутат Государственного Собрания.
2. Право законодательства принадлежит Государственному Собранию.
§ 26. Закон, принятый Государственным Собранием, подписывается Председателем и Секретарем Президиума Венгерской Народной Республики. Опубликование закона обеспечивается Председателем Президиума. Закон должен быть опубликован в официальном печатном органе .
§ 27. Члены Государственного Собрания могут обращаться к Президиуму Венгерской Народной Республики, а также к Совету Министров или к любому из их членов, к государственному секретарю, к Председателю Верховного Суда, к Генеральному прокурору с вопросом по любому делу, относящемуся к их ведению. Тот, к кому обращен вопрос, обязан дать ответ на заседании Государственного Собрания.
§ 28. 1. Государственное Собрание может объявить о своем роспуске и до истечения своего мандата.
2. В случае войны или иных чрезвычайных обстоятельств Государственное Собрание может также объявить о продлении своего мандата на определенный срок.
3. Президиум Венгерской Народной Республики в случае войны или иных чрезвычайных обстоятельств может вновь созвать распущенное Государственное Собрание. Созванное Государственное Собрание само решает о продлении своего мандата.
4. В течение трех месяцев после истечения мандата, соответственно после роспуска Государственного Собрания, следует избрать новое Государственное Собрание.
5. Избранное Государственное Собрание созывается Президиумом в течение одного месяца после выборов.
Президиум
§ 29. 1. Государственное Собрание на первом заседании избирает из состава своих членов Президиум Венгерской Народной Республики: Председателя Президиума, двух заместителей Председателя, Секретаря и 17 членов.
2. Председатель Совета Министров, заместители Председателя, члены Совета Министров и государственные секретари, как руководящие должностные лица исполнительных органов государства, не могут избираться в Президиум.
§ 30. 1. Президиум Венгерской Народной Республики:
а) назначает выборы в Государственное Собрание;
б) созывает Государственное Собрание;
в) выступает с законодательной инициативой;
г) может назначить народное голосование по важным для страны вопросам;
д) от имени Венгерской Народной Республики заключает и утверждает международные договоры;
е) назначает и принимает послов и посланников;
ж) избирает профессиональных судей;
з) назначает государственных секретарей и определенных законом государственных служащих, занимающих высшие должности, а также офицеров Вооруженных Сил, имеющих высшие воинские звания;
и) устанавливает ордена и звания Венгерской Народной Республики, награждает орденами и присваивает звания, дает согласие на ношение иностранных орденов и званий;
к) осуществляет право помилования.
2. Президиум следит за исполнением Конституции. В пределах этих правомочий он отменяет, соответственно изменяет, любую правовую норму, государственное, административное решение или распоряжение, которые противоречат Конституции.
3. Президиум осуществляет конституционный надзор в отношении Советов:
а) назначает всеобщие выборы в Советы;
б) обеспечивает охрану прав Советов;
в) распускает Совет, деятельность которого противоречит Конституции или серьезно угрожает интересам народа.
4. Президиум решает все вопросы, которые особым законом отнесены к его ведению.
5. Если Государственное Собрание не заседает, правомочия Государственного Собрания осуществляет Президиум; однако он не может изменять Конституцию.
6. Издаваемые Президиумом правовые нормы являются законодательными постановлениями. Их следует представлять Государственному Собранию на его ближайшем заседании.
§ 31. 1. В случае войны или серьезной угрозы для безопасности государства Президиум Венгерской Народной Республики может создать Совет обороны, наделенный чрезвычайными полномочиями.
2. Президиум устанавливает наличие и прекращение серьезной угрозы для безопасности государства и объявляет об этом.
§ 32. 1. Мандат Президиума Венгерской Народной Республики прекращается с избранием Государственным Собранием нового Президиума.
2. Президиум ответствен перед Государственным Собранием и обязан отчитываться перед Государственным Собранием о своей деятельности.
3. Государственное Собрание вправе отозвать Президиум или любого его члена.
4. Чтобы Президиум был правомочен принимать решения, требуется присутствие, кроме Председателя и Секретаря, также 9 его членов.
5. Каждое решение и распоряжение Президиума подписывается Председателем и Секретарем. Его законодательные постановления должны опубликовываться в официальном печатном органе.
6. Председателя Президиума в случае препятствия может замещать заместитель Председателя, Секретаря – уполномоченный Президиумом его член.
7. Президиум сам устанавливает свой регламент.
ГЛАВА III. СОВЕТ МИНИСТРОВ ВЕНГЕРСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
§ 33 . 1. Совет Министров (Правительство) состоит из:
а) Председателя Совета Министров;
б) заместителей Председателя;
в) государственных министров;
г) министров, руководящих министерствами, Председателя Государственного планового управления и Председателя Центрального комитета народного контроля.
2. Совет Министров, Председатель и члены Совета Министров избираются и освобождаются от обязанностей Государственным Собранием по предложению Президиума Венгерской Народной Республики.
3. Члены Совета Министров принимают участие в заседаниях Государственного Собрания и могут выступать.
§ 34. Перечень министерств Венгерской Народной Республики содержится в особом законе.
§ 35. 1. Совет Министров:
а) охраняет и обеспечивает государственный, общественный строй и права граждан;
б) обеспечивает исполнение законов и законодательных постановлений;
в) направляет работу министерств и непосредственно подчиненных ему иных органов, координирует их деятельность;
г) направляет работу Советов, обеспечивает надзор за законностью их деятельности;
д) обеспечивает разработку народнохозяйственных планов, обеспечивает их выполнение;
е) определяет направление развития науки и культуры, обеспечивает необходимые для этого кадровые и материальные условия;
ж) определяет систему социального и здравоохранительного обеспечения, заботится о ее материальном снабжении;
з) заключает и утверждает международные договоры;
и) обеспечивает решение всех задач, которые правовая норма относит к его ведению.
2. Совет Министров в пределах своего круга ведения издает постановления и выносит решения. Они подписываются Председателем Совета Министров. Постановление и решение Совета Министров не может противоречить закону и законодательному постановлению. Постановления Совета Министров должны опубликовываться в официальном печатном органе.
3. Совет Министров отменяет, соответственно изменяет, все те принятые подчиненными ему органами правовые нормы, решения или распоряжения, которые противоречат закону или нарушают общественные интересы.
4. Совет Министров отменяет те постановления и решения Советов, которые нарушают интересы общества.
§ 36. При выполнении своих задач Совет Министров сотрудничает с заинтересованными общественными организациями.
§ 37. 1. Председатель Совета Министров руководит заседаниями Совета Министров, обеспечивает исполнение постановлений и решений Совета Министров.
2. Министры в соответствии с положениями правовых норм и решениями Совета Министров руководят отраслями государственной администрации, относящимися к кругу их ведения, и направляют работу подчиненных им органов.
3. В пределах выполняемых ими задач Председатель Совета Министров, заместители Председателя и члены Совета Министров могут издавать постановления. Эти акты, однако, не могут противоречить закону, законодательному постановлению или постановлению и решению Совета Министров. Постановления должны опубликовываться в официальном печатном органе.
§ 38 . Государственный секретарь, уполномоченный руководить органом общереспубликанской компетенции, может в пределах круга ведения, определенного Советом Министров, издавать распоряжения, обязательные для граждан, государственных органов и хозяйственных организаций. Они должны опубликовываться в официальном печатном органе. Эти распоряжения не могут противоречить правовым нормам, изданным Государственным Собранием, Президиумом или Советом Министров, а также постановлению министра.
§ 39. 1. За свою деятельность Совет Министров ответствен перед Государственным Собранием. Он обязан регулярно отчитываться перед Государственным Собранием о своей работе.
2. Члены Совета Министров и государственные секретари ответственны перед Советом Министров и Государственным Собранием: о своей деятельности они обязаны отчитываться перед Советом Министров и Государственным Собранием. Их правовое положение и способ привлечения к ответственности регулируются особым законом.
§ 40. 1. Совет Министров для выполнения определенного круга задач может образовывать правительственные комиссии.
2. Совет Министров непосредственно или через какого-либо своего члена может давать распоряжения по любому вопросу, относящемуся к сфере государственной администрации.
3. Совет Министров вправе брать под непосредственный надзор любую отрасль государственной администрации и учреждать для этого особые органы.
ГЛАВА IV. СОВЕТЫ
§ 41 . 1. Территория Венгерской Народной Республики делится на столицу, области, города, села.
2. Столица и города могут разделяться на районы.
§ 42 . 1. Советы действуют в столице, областях, районах столицы, городах и селах. Несколько сел могут также образовывать Совет совместно.
2. Члены Советов избираются на пять лет.
3. Совет выполняет свои задачи при активном участии населения, непосредственно опирается в своей работе на общественные организации и сотрудничает с неподведомственными Совету органами.
4. Члены Совета обязаны регулярно отчитываться перед своими избирателями о работе Совета и о своей деятельности.
§ 43. 1. Совет:
а) представляет интересы населения, осуществляет на подведомственной территории самоуправление трудового народа;
б) обеспечивает осуществление центральных государственных и местных целей, самостоятельное выполнение относящихся к его компетенции задач, исполнение правовых норм;
в) на основе государственного народнохозяйственного плана и государственного бюджета определяет свой план и бюджет, направляет и контролирует выполнение планов, расходование бюджетных средств; самостоятельно распоряжается материальными средствами;
г) обеспечивает развитие территории и населенных пунктов, организует удовлетворение потребностей населения;
д) содействует упрочению государственного и общественного строя, охране общественной собственности.
2. В сфере своей деятельности Совет может принимать постановления или решения, которые, однако, не могут противоречить закону, законодательному постановлению, постановлению или решению Совета Министров, постановлению министра, распоряжению государственного секретаря или постановлению вышестоящего Совета. Постановление Совета должно опубликовываться способом, принятым в данной местности.
§ 44. 1. Совет избирает исполнительный комитет, образует комиссии, создает специализированные административные органы, может основывать предприятия и учреждения.
2. Подробные правила, относящиеся к Советам, устанавливаются законом.
ГЛАВА V. СУДЕБНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
§ 45 . 1. В Венгерской Народной Республике правосудие осуществляется Верховным Судом Венгерской Народной Республики, Столичным Судом и областными судами, а также местными судами.
2. Законом может быть также предписано учреждение специальных судов для определенных категорий дел.
§ 46. Суды выносят решения в составах, образованных из профессиональных судей и народных заседателей. Законом может быть допущено исключение из этого правила.
§ 47. Верховный Суд Венгерской Народной Республики дает принципиальное направление судебной деятельности и судебной практике всех судов. Руководящие принципы и принципиальные решения Верховного Суда обязательны для судов.
§ 48 . 1. В Венгерской Народной Республике должности судей замещаются путем выборов; избранные судьи по определенным в законе основаниям могут быть отозваны.
2. Председатель Верховного Суда избирается Государственным Собранием на первом заседании на период до первого заседания Государственного Собрания следующего созыва. Председатель Верховного Суда обязан отчитываться о деятельности Верховного Суда перед Государственным Собранием.
3. Профессиональных судей избирает Президиум Венгерской Народной Республики определенным в законе способом.
§ 49. 1. Разбирательство дел в судах, за исключением определенных законом случаев, является открытым.
2. Лицам, против которых возбуждено уголовное дело, на всех стадиях процесса принадлежит право на защиту.
§ 50. 1. Суды Венгерской Народной Республики защищают и обеспечивают государственный, экономический и общественный строй, права и законные интересы граждан, наказывают лиц, совершивших преступления.
2. Судьи независимы и подчинены только закону.
3. Правила, относящиеся к судам, устанавливаются законом.
ГЛАВА VI. ПРОКУРАТУРА
§ 51. 1. Генеральный прокурор Венгерской Народной Республики и прокуратура обеспечивают неуклонное преследование любого деяния, нарушающего законный порядок в обществе, безопасность и независимость государства или ставящего их под угрозу, охрану прав граждан.
2. Прокуратура осуществляет надзор за законностью следствия, представляет обвинение в судебном процессе.
3. Прокуратура содействует обеспечению того, чтобы государственные, общественные и кооперативные органы, а также граждане соблюдали законы и следили за их соблюдением. В случае нарушения закона прокуратура выступает в защиту законности.
§ 52 . 1. Генеральный прокурор Венгерской Народной Республики избирается Государственным Собранием на первом заседании на период до первого заседания Государственного Собрания следующего созыва. Государственное Собрание может отозвать Генерального прокурора.
2. Генеральный прокурор ответствен перед Государственным Собранием и обязан отчитываться о своей деятельности.
§ 53. 1. Прокуроров назначает Генеральный прокурор Венгерской Народной Республики.
2. Генеральный прокурор руководит системой органов прокуратуры и направляет ее работу.
3. Правила, относящиеся к прокуратуре, устанавливаются законом.
ГЛАВА VII. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
§ 54. 1. Венгерская Народная Республика уважает права человека.
2. В Венгерской Народной Республике гражданские права должны осуществляться в соответствии с интересами социалистического общества; осуществление прав неотделимо от выполнения гражданских обязанностей.
3. В Венгерской Народной Республике правила, относящиеся к основным правам и обязанностям граждан, устанавливаются законом.
§ 55. 1. Венгерская Народная Республика обеспечивает гражданам право на труд, а также на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству выполненного труда.
2. Это право Венгерская Народная Республика претворяет в жизнь планомерным развитием производительных сил народного хозяйства и использованием трудовых ресурсов, основанным на народнохозяйственном плане.
§ 56. 1. Венгерская Народная Республика обеспечивает для граждан право на отдых.
2. Это право Венгерская Народная Республика претворяет в жизнь путем установления законом рабочего времени, обеспечения оплачиваемого отпуска, помощи в организации отдыха.
§ 57. 1. В Венгерской Народной Республике гражданам принадлежит право на жизнь, физическую целостность и охрану здоровья.
2. Это право Венгерская Народная Республика претворяет в жизнь организацией охраны труда, учреждений здравоохранения и медицинского обслуживания, охраной окружающей человека среды.
§ 58. 1. Гражданам Венгерской Народной Республики принадлежит право на материальное обеспечение в случае старости, болезни и нетрудоспособности.
2. Венгерская Народная Республика обеспечивает право на материальное обеспечение в рамках социального страхования и системой социальных учреждений.
§ 59. 1. Венгерская Народная Республика обеспечивает для граждан право на образование.
2. Это право Венгерская Народная Республика претворяет в жизнь путем распространения культуры и просвещения и превращения их в общее достояние, бесплатного и обязательного обучения в общей школе , среднего и высшего образования, повышения квалификации взрослых трудящихся и предоставления материальной поддержки обучающимся.
§ 60. Венгерская Народная Республика обеспечивает свободу творческой деятельности в области науки и искусства.
§ 61. 1. Граждане Венгерской Народной Республики равны перед законом и пользуются равными правами.
2. Закон строго наказывает за любую дискриминацию граждан на основании их пола, вероисповедания или национальности.
3. Для всех национальностей , проживающих на территории Венгерской Народной Республики, обеспечивается равноправие, пользование родным языком, обучение на родном языке, сохранение и развитие собственной культуры.
§ 62. 1. В Венгерской Народной Республике женщины и мужчины пользуются равными правами.
2. Равноправию женщин служат: обеспечение соответствующим образом возможностей и условий для труда, оплачиваемый отпуск по беременности и родам, усиленная охрана законом материнства и детства, равно как система учреждений охраны матери и ребенка.
§ 63. 1. Венгерская Народная Республика обеспечивает свободу совести граждан и право свободного отправления религиозного культа.
2. В интересах обеспечения свободы совести Венгерская Народная Республика отделяет церковь от государства.
§ 64. Венгерская Народная Республика в соответствии с интересами социализма, народа обеспечивает свободу слова, свободу печати и свободу собраний.
§ 65. 1. Венгерская Народная Республика обеспечивает право на объединение. Право на объединение регулируется законом.
2. Для защиты социалистического строя и завоеваний социализма, активного участия в социалистическом строительстве и общественной жизни, расширения культурно-воспитательной работы, претворения в жизнь прав и обязанностей народа, поддержания интернациональной солидарности трудящиеся могут создавать массовые организации и массовые движения.
§ 66. Венгерская Народная Республика обеспечивает личную свободу и неприкосновенность граждан, соблюдение тайны переписки и неприкосновенность личного жилища.
§ 67. В Венгерской Народной Республике может получить право убежища каждый, кто подвергается преследованию за демократические настроения, за развертывание деятельности в интересах общественного прогресса, освобождения народов, защиты мира.
§ 68. 1. Каждый гражданин имеет право на участие в управлении общественными делами; его обязанность – добросовестно выполнять общественные поручения.
2. Граждане могут обращаться в государственные и общественные организации с предложениями, представляющими общественный интерес. Эти предложения должны рассматриваться по существу.
§ 69. Основной обязанностью граждан Венгерской Народной Республики является: охрана достояния народа, укрепление общественной собственности, усиление экономической мощи Венгерской Народной Республики, приумножение культуры, сбережение природных и культурных ценностей страны, укрепление общественного строя.
§ 70. 1. Защита Родины является обязанностью каждого гражданина Венгерской Народной Республики.
2. Граждане несут военную службу на основе всеобщей воинской обязанности.
3. Закон строго наказывает за измену делу Родины и народа, нарушение воинской присяги, переход на сторону врага, саботаж и любой подрыв военной мощи государства.
ГЛАВА VIII. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЫБОРОВ
§ 71 . 1. Депутатов Государственного Собрания, а также членов сельских, городских и районных в столице Советов (членов местных Советов) избирают избиратели на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатов Государственного Собрания они избирают по избирательным округам и всевенгерскому избирательному списку, а членов местных Советов – по избирательным округам. На освободившееся место депутата, избранного по всевенгерскому избирательному списку, нового депутата избирает Государственное Собрание на основе предложения Всевенгерского совета Отечественного народного фронта.
2. Членов столичного Совета избирают районные в столице, членов областных Советов – городские и сельские Советы тайным голосованием.
3. Избиратели могут отзывать депутатов Государственного Собрания, а также членов Советов. Об отзыве депутатов, избранных по всевенгерскому избирательному списку, решает Государственное Собрание по предложению Всевенгерского совета Отечественного народного фронта.
§ 72. 1. Избирательное право принадлежит каждому совершеннолетнему гражданину Венгерской Народной Республики.
2. На выборах каждый гражданин, пользующийся правом голосовать, имеет один голос. Все голоса равны.
3. Случаи лишения избирательного права устанавливаются законом.
§ 73. 1. Депутатом Государственного Собрания или членом Совета может быть избран каждый, кто имеет избирательное право.
2. Избрание и отзыв депутатов Государственного Собрания и членов Советов регулируются особым законом.
ГЛАВА IX. ГЕРБ, ФЛАГ И СТОЛИЦА ВЕНГЕРСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
§ 74. Герб Венгерской Народной Республики – красно-бело-зеленый щит с вогнутыми боковыми сторонами на светло-голубом поле, обрамленном с двух сторон венком из пшеничных колосьев. Пшеничный венок обвит слева красно-бело-зеленой, справа – красной лентой. От помещенной посередине над щитом пятиконечной красной звезды расходятся по полю золотистые лучи.
§ 75. Флаг Венгерской Народной Республики – красно-бело-зеленый.
§ 76. Столицей Венгерской Народной Республики является Будапешт.
ГЛАВА X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
§ 77. 1. Конституция является основным законом Венгерской Народной Республики.
2. Конституция, а также конституционные правовые нормы одинаково обязательны для всех органов государства и каждого гражданина государства.
3. Обязанность каждого органа государства и каждого гражданина – соблюдать Конституцию и конституционные правовые нормы и, действуя в пределах своего круга ведения, следить за их соблюдением.
§ 78. 1. Конституция Венгерской Народной Республики вступает в силу в день опубликования; ее исполнение обеспечивается Советом Министров.
2. Совет Министров обязан представлять Государственному Собранию законопроекты, необходимые для исполнения Конституции.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.