Закон Польши о судопроизводстве в административных судах

Законодательный Вестник 02.153.1270

ЗАКОН от 30 августа 2002 г.
Закон о судопроизводстве в административных судах

2004-09-01 изм. Зак. Вестник 2004.162.1692 ст. 3
2005-06-14 изм. Зак. Вестник 2005.94.788 ст. 13
2005-12-21 изм. след. из Зак. Вестник 2005.250.2118 общие
2006-03-07 изм. след. из Зак. Вестник 2006.38.268 общие
2006-03-15 изм. Зак. Вестник 2005.169.1417 ст. 82
2006-12-06 изм. Зак. Вестник 2006.208.1536 ст. 1
2007-07-01 изм. Зак. Вестник 2006.217.1590 ст. 3
2007-07-20 изм. Зак. Вестник 2007.120.818 ст. 9
2007-10-07 изм. Зак. Вестник 2007.121.831 ст. 5
2007-11-27 изм. след. из Зак. Вестник 2007.221.1650 п. 1
2008-10-24 изм. след. из Зак. Вестник 2008.190.1171 общие
2009-01-01 изм. Зак. Вестник 2008.216.1367 ст. 8
2009-04-16 изм. Зак. Вестник 2009.53.433 ст. 1
2009-09-19 изм. Зак. Вестник 2009.144.1179 ст. 1
2010-01-01 изм. Зак. Вестник 2009.216.1676 ст. 8
2010-01-08 изм. Зак. Вестник 2009.221.1736 ст. 1
2010-03-31 изм. Зак. Вестник 2009.178.1375 ст. 12
2010-04-10 изм. Зак. Вестник 2010.36.196 ст. 2
2010-08-07 изм. Зак. Вестник 2010.122.826 ст. 4
2010-11-09 изм. Зак. Вестник 2010.197.1307 rt. 8
2011-01-02 изм. Зак. Вестник 2010.182.1228 ст. 146
2011-04-11 изм. Зак. Вестник 2011.6.18 ст. 2
2011-05-17 изм. Зак. Вестник 2011.34.173 ст. 14
2011-07-12 изм. Зак. Вестник 2011.76.409 ст. 1

РАЗДЕЛ I
ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Раздел 1
Общие постановления
Ст. 1.
Закон о судопроизводстве в административных судах нормирует судопроизводство в делах в области контроля деятельности публичной администрации и в других делах, для которых его положения имеют применение на основании отдельных законов (административные судебные дела).
Ст. 2.
Для рассмотрения административных судебных дел созданы административные суды.
Ст. 3.
§ 1. Административные суды осуществляют контроль деятельности публичной администрации и применяют предусмотренные законом меры.
§ 2. Контроль деятельности публичной администрации административными судами включает вынесение решений относительно жалоб на:
1) административные решения;
2) постановления, вынесенные в административном процессе, которые подлежат обжалованию или завершают судопроизводство, а также на постановления по сущности дела;
3) постановления, вынесенные в исполнительном процессе или процессе по обеспечительным мерам, которые подлежат обжалованию;
4) другие акты, не определенные в п. 1-3, или действия в области публичной администрации относительно полномочий или обязанностей, следующих из правовых норм;
4а) письменные толкования норм налогового законодательства, которые издаются в индивидуальных делах;
5) акты местного законодательства органов учреждений территориального самоуправления и местных органов правительственной администрации;
6) акты органов учреждений территориального самоуправления и их объединений, не определенные в п. 5, принятые по делам в области публичной администрации;
7) акты надзора за деятельностью органов учреждений территориального самоуправления;
8) бездействие или затяжное судопроизводство в случаях, определенных в п. 1-4а.
§ 3. Административные суды также выносят решения по делам, для которых нормы отдельных законов предусматривают судебный контроль, и применяют меры, определенные в этих нормах.
Ст. 4.
Административные суды разбирают споры по вопросу компетенции между органами учреждений территориального самоуправления и между кассационными коллегиями самоуправления, если в отдельном законе не указано иначе, а также споры по вопросу компетенции между органами этих учреждений и органами правительственной администрации.
Ст. 5.
В компетенцию административных судов не входят дела:
1) следующие из организационного приоритета и подчинения в отношениях между органами публичной администрации;
2) следующие из служебного подчинения между начальником и подчиненным;
3) об отказе назначения на должность или поручения исполнения функций в органах публичной администрации, за исключением случаев, когда обязанность назначения или поручения следует из правовых норм;
4) о визах, которые выдают консулы, за исключением виз, выданных иностранцу, который является членом семьи гражданина государства-члена Европейского Союза, государства-члена Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA) – стороны договора о Европейском экономическом пространстве или Швейцарской Конфедерации, в понимании ст. 2 п. 4 закона от 14 июля 2006 г. о въезде на территорию Республики Польша, пребывании или выезде с этой территории граждан государств-членов Европейского Союза и членов их семей (Зак. Вестник № 144, поз. 1043);
5) разрешений на пресечение границы в пределах местного приграничного движения, которые выдают консулы.
Ст. 6.
Административный суд должен предоставлять сторонам, которые выступают в деле без адвоката или юрисконсульта, необходимые указания относительно процессуальных действий и разъяснять им последствия этих действий и последствия упущений.
Ст. 7.
Административный суд должен предпринимать действия для быстрого решения дела и стремиться к его решению на первом заседании.
Ст. 8.
§ 1. Прокурор и Уполномоченный по правам человека могут принять участие в каждом процессе, а также внести ходатайство, кассационную жалобу, жалобу, ходатайство о возобновлении судопроизводства, если по их оценке этого требует защита законности или прав человека и гражданина. В таком случае они обладают правами стороны.
§ 2. Уполномоченный по правам ребенка человека может принять участие в каждом процессе, а также внести ходатайство, кассационную жалобу, жалобу, ходатайство о возобновлении судопроизводства, если по его оценке этого требует защита прав ребенка. В таком случае он обладает правами стороны.
Ст. 9.
Общественная организация, в пределах своей уставной деятельности, может принимать участие в процессе в случаях, определенных в настоящем законе.
Ст. 10.
Рассмотрение дел производится в открытом режиме, если только в отдельном положении не указано иначе.
Ст. 11.
Определения вынесенного в криминальном процессе вступившего в законную силу обвинительного приговора являются обязательными для административного суда.
Ст. 12.
Каждый раз, когда в настоящем законе речь идет о стороне, под этим также подразумевается участник процесса.
Ст. 12a.
§ 1. Для каждого дела, о котором идет речь в ст. 1, создаются материалы. Материалы могут создаваться и обрабатываться также с использованием цифровой техники.
§ 2. Материалы дела предоставляются сторонам процесса. Стороны имеют право просматривать материалы дела и получать выписки, копии или извлечения из этих материалов.
§ 3. Материалы всех правомочно завершенных административных судебных дел хранятся в соответствующем административном суде в течение необходимого срока с учетом типа и характера дела и значения материалов, которые содержаться в деле, как источника информации.
§ 4. После истечения срока хранения в суде материалы дела подлежат передаче в соответствующие государственные архивы или уничтожению.
§ 5. Президент Республики Польша определит, путем указа, способ создания материалов, о которых идет речь в § 1, а также условия и режим хранения и передачи материалов воеводских административных судов и Высшего административного суда, а также условия и режим уничтожения этих материалов после истечения срока их хранения, в частности, учитывая типы дел и надлежащую защиту от доступа неуполномоченных лиц, потери или уничтожения.

Раздел 2
Компетенция воеводских административных судов

Ст. 13.
§ 1. Воеводские административные суды рассматривают все административные судебные дела за исключением дел, которые подлежат компетенции Высшего административного суда.
§ 2. Рассмотрение дела подлежит компетенции воеводского административного суда, на территории юрисдикции которого расположен орган публичной администрации, на деятельность которого внесена жалоба.
§ 3. Президент Республики Польша, путем указа, может передать воеводскому административному суду рассмотрение дел определенного типа, которые подлежат компетенции другого воеводского административного суда, если так требуют соображения целесообразности.
Ст. 14.
Воеводский административный суд соответствующей на момент внесения жалобы юрисдикции сохраняет юрисдикцию до окончания судопроизводства, даже если основания для юрисдикции изменились в течение процесса, если только в отдельной норме не указано иначе.
Ст. 14a.
Если воеводский административный суд не может из-за препятствия рассмотреть дело или принять другие меры, Высший административный суд определит на закрытом заседании, в составе трех судей, другой воеводский административный суд.

Раздел 3
Компетенция Высшего административного суда

Ст. 15.
§ 1. Высший административный суд:
1) рассматривает кассационные меры на решения воеводских административных судов, согласно нормам закона;
2) принимает постановления, целью которых является объяснение правовых норм, применение которых привело к разногласиям в судебной практике административных судов;
3) принимает постановления, содержащие решение юридических вопросов, которые вызывают серьезные сомнения в конкретном административном судебном деле;
4) разбирает споры, о которых идет речь в ст. 4;
5) рассматривает другие дела, которые подлежат компетенции Высшего административного суда на основании отдельных законов.
§ 2. Для решения споров, о которых идет речь в ст. 4, и рассмотрения других дел, которые подлежат компетенции Высшего административного суда на основании отдельных законов соответствующим образом применяются нормы о судопроизводстве в воеводском административном суде. Споры, о которых идет речь в ст. 4, Высший административный суд разбирает по заявке, вынося постановление с указанием компетентного органа для рассмотрения дела.

Раздел 4
Состав суда

Ст. 16.
§ 1. Административный суд выносит постановления в составе трех судей, с учетом § 2 и 3, если только в законе не указано иначе.
§ 2. Административный суд на закрытом заседании выносит постановления в составе одного судьи, если только в законе не указано иначе.
§ 3. Распоряжения вне процесса дает председатель.
Ст. 17.
§ 1. Определение состава для вынесения постановлений при рассмотрении дела в ходе слушаний или на закрытом заседании определяют регламенты внутреннего распорядка административных судов, выданные на основании отдельного закона.
§ 2. Изменение состава для вынесения постановлений может произойти только по непредвиденным обстоятельствам или если судья не может принимать участия в составе для вынесения постановлений по причине юридических препятствий.

Раздел 5
Отвод судьи

Ст. 18.
§ 1. Отвод судьи происходит на основании самого закона в делах:
1) в которых он является стороной или находится с одной из них в таком правовом отношении, что результат дела воздействует на его права или обязанности;
2) своего супруга, родных или находящихся в свойстве по прямой линии, родственников по побочной линии до четвертой степени и находящихся в свойстве по побочной линии до второй степени;
3) лиц, связанных с ним по причине усыновления, попечения или опеки;
4) в которых он был или еще является уполномоченным лицом одной из сторон;
5) в которых он оказывал правовые услуги в пользу одной из сторон или любые другие услуги, связанные с делом;
6) в которых он принимал участие в выдаче обжалованного решения, а также в делах о действительности правового акта, подготовленного или заслушанного с его участием, а также в делах, в которых он выступал в качестве прокурора;
6а) относительно жалобы на решение или постановление, если в ранее проведенном процессе по делу он принимал участие в вынесении приговора или постановления, которое завершало судопроизводство по делу;
7) в которых он принимал участие в рассмотрении дела в органах публичной администрации.
§ 2. Причины для отвода остаются действительны в том числе после прекращения обосновывающих их брака, усыновления, попечения или опеки.
§ 3. Судья, который принимал участие в вынесении приговора, к которому относится ходатайство о возобновлении судопроизводства, не может выносить решение по этому ходатайству.
§ 4. (отменен).
Ст. 19.
Независимо от причин, перечисленных в ст. 18, суд осуществляет отвод судьи по его желанию или по ходатайству стороны, если существует такое обстоятельство, которое могло бы вызвать обоснованные сомнения относительно его беспристрастности в этом деле.
Ст. 20.
§ 1. Ходатайство об отводе судьи сторона вносит в письменном или устном виде в протокол заседания в суде, в котором рассматривается дело, с доказательством причины отвода.
§ 2. Сторона, которая приступила к разбирательству, должна также доказать, что причина отвода возникла или стала ей известна лишь позже.
§ 3. До рассмотрения дела об отводе судья может осуществлять только безотлагательные действия.
Ст. 21.
Судья должен уведомить суд о возникшем основании для своего отвода и воздержаться от участия в деле.
Ст. 22.
§ 1. Решение об отводе судьи принимает административный суд, в котором рассматривается дело.
§ 2. Постановление выносит суд в составе трех судей, на закрытом заседании, после предоставления объяснений судьей, к которому относится ходатайство.
§ 3. В случае, если административный суд, о котором идет речь в § 1, не может принять постановление по причине отсутствия достаточного количества судей, Высший административный суд определяет другой суд для рассмотрения ходатайства.
Ст. 23.
(отменена).
Ст. 24.
§ 1. Положения настоящего раздела соответствующим образом применяются для отвода секретаря, судебного референдария, судебного заседателя и прокурора.
§ 2. Ходатайство об отводе прокурора передается соответствующему вышестоящему прокурору.

РАЗДЕЛ II
СТОРОНЫ

Раздел 1
Судебная и процессуальная правоспособность

Ст. 25.
§ 1. Физическое и юридическое лицо может выступать в административном суде как сторона (судебная правоспособность).
§ 2. Судебной правоспособностью обладают также государственные организационные учреждения и учреждения самоуправления, без правоспособности и общественные организации без правоспособности.
§ 3. Судебной правоспособностью обладают также другие организационные учреждения без правоспособности, если правовые нормы допускают возможность наложения на данные учреждения обязанностей или сообщения полномочий или обращения к ним распоряжений и запретов, а также констатации или признания полномочия или обязанности, которые следуют из правовых норм.
§ 4. Судебной правоспособностью обладают также общественные организации, даже если они не обладают правоспособностью, в пределах своей уставной деятельности в делах по правовым интересам других лиц.
Ст. 26.
§ 1. Правоспособностью к действиям в судопроизводстве в административных судебных делах (процессуальная правоспособность) обладают физические лица, обладающее полной дееспособностью, юридические лица, общественные организации и организационные учреждения, о которых идет речь в ст. 25.
§ 2. Физическое лицо с ограниченной дееспособностью обладает процессуальной правоспособностью в делах, основанных на правовых действиях, которые оно может осуществлять самостоятельно.
Ст. 27.
Физическое лицо без процессуальной дееспособности может предпринимать действия только через своего законного представителя.
Ст. 28.
§ 1. Юридические лица и организационные учреждения, обладающие судебной правоспособностью осуществляют процессуальные действия через органы или лиц, уполномоченных действовать от их имени.
§ 2. От имени Государственного казначейства процессуальные действия осуществляет орган организационного учреждения, с деятельностью которого связано слушание, или орган вышестоящего учреждения.
Ст. 29.
Законный представитель или орган, или лица, о которых идет речь в ст. 28, обязаны документально подтвердить свои полномочия при первом процессуальном действии.
Ст. 30.
Для стороны без процессуальной правоспособности, у которой нет законного представителя, а также для стороны без органа, назначенного ее представлять, суд по ходатайству противоположной стороны назначит куратора, если эта сторона предпринимает против другой стороны действие, не терпящее отлагательств. Постановление суда может быть принято на закрытом заседании.
Ст. 31.
§ 1. Если недостатки в области судебной или процессуальной правоспособности или в составе соответствующих органов можно исправить, суд определит соответствующий срок. В случаях, когда необходимо назначить законного представителя, суд обращается к соответствующему опекунскому суду.
§ 2. Суд может временно допустить к действиям сторону без судебной или процессуальной правоспособности или лицо без надлежащих законных полномочий, с оговоркой, что до истечения определенного срока недостатки будут устранены, а действия будут утверждены назначенным с этой целью лицом.
§ 3. Если вышеуказанные недостатки нельзя устранить или они не были устранены в указанный срок, суд аннулирует судопроизводство в тех пределах, на которые распространяются недостатки, и по мере потребностей вынесет соответствующее постановление.

Раздел 2
Стороны и участники процесса
Ст. 32.
В процессе по административным судебным делам сторонами являются истец и орган, действия, бездействие или затяжное судопроизводство которого являются предметом жалобы.
Ст. 33.
§ 1. Лицо, которое принимало участие в административном процессе, но не внесло жалобу, если результат судопроизводства касается его правового интереса, является участником данного процесса на правах стороны.
§ 2. Участие в качестве участника может заявить также лицо, которое не принимало участия в административном процессе, если результат судопроизводства касается его правового интереса, а также общественная организация, о которой идет речь в ст. 25 § 4, по делам других лиц, если дело относится к сфере ее уставной деятельности. Постановление об отказе в допуске к участию в деле подлежит обжалованию.

Раздел 3
Уполномоченные лица

Ст. 34.
Стороны и их органы или представители могут действовать в суде лично или через уполномоченных лиц.
Ст. 35.
§ 1. Уполномоченным лицом стороны может быть адвокат или юрисконсульт, в также другой истец или участник процесса, а также родители, супруг, братья и сестры или родственники по нисходящей линии стороны, а также лица, которые находятся со стороной в отношениях усыновления, а также другие лица, если это предусмотрено отдельными положениями.
§ 2. Уполномоченным лицом юридического лица или предпринимателя, в том числе без правоспособности, может быть также сотрудник данного учреждения или его вышестоящего органа. Это также относится к государственным организационным учреждениям и учреждениям самоуправления без правоспособности.
§ 3. Юридическое лицо или правление партнерского общества, которые оказывают на основании отдельных норм юридическую помощь предпринимателю, юридическому лицу или другому организационному учреждению, могут предоставить процессуальную доверенность – от имени субъекта, которому они оказывают юридическую помощь – адвокату или юрисконсульту, если они уполномочены субъектом к этому.
Ст. 36.
Доверенность может быть:
1) общей – для ведения дел в административных судах;
2) для ведения конкретных дел;
3) только для определенных действий в процессе.
Ст. 37.
§ 1. Уполномоченное лицо обязано при первом процессуальном действии приложить к материалам дела доверенность с подписью доверителя или заверенную копию доверенности. Адвокат, юрисконсульт, патентный поверенный, а также налоговый консультант могут сами заверить копию предоставленной им доверенности, а также копии других документов, подтверждающих их полномочия. При возникновении сомнений суд может потребовать официальное засвидетельствование подписи стороны.
§ 2. При слушании дела доверенность может быть предоставлена устно на заседании суда путем высказанного заявления стороны, внесенного в протокол.
§ 3. (отменен).
Ст. 38.
Вместо стороны, которая не может поставить подпись, доверенность подписывает уполномоченное ею лицо, с указанием причины, по которой сторона не поставила подпись лично.
Ст. 39.
Общая доверенность или доверенность для ведения конкретных дел на основании самого закона включает полномочия для:
1) всех связанных с делом действий в процессе, в том числе ходатайства о возобновлении судопроизводства и судопроизводства, связанного с внесением такого ходатайства;
2) предоставления дальнейшей доверенности на основании принципов, определенных в отдельных положениях;
3) отказа от жалобы в целом или в частности, если эти действия не были исключены в настоящей доверенности;
4) получения судебных издержек.
Ст. 40.
Пределы, срок действия и последствия более широких полномочий, чем доверенность, о которой идет речь в ст. 36, оцениваются по содержанию доверенности и положений гражданского права.
Ст. 41.
Доверитель, который явился вместе с доверенным лицом, может безотлагательно опровергать или отзывать заявления доверенного лица.
Ст. 42.
§ 1. Отказ доверителя от доверенности несет правовые последствия по отношению к суду со дня его уведомления об этом, а по отношению к противоположной стороне и другим участникам – со дня вручения им этого уведомления судом.
§ 2. Адвокат или юрисконсульт, который отказался от доверенности, обязан действовать вместо стороны еще в течение двух недель, если только доверитель не освободит его от этой обязанности. Любое другое доверенное лицо должно, несмотря на отказ, действовать вместо доверителя в течение того же периода, если это необходимо для защиты доверителя от неблагоприятных юридических последствий.
Ст. 43.
В случае смерти стороны или утраты ей судебной правоспособности доверенность утрачивает свою силу. Но процессуальное уполномоченное лицо действует вплоть до приостановки судопроизводства.
Ст. 44.
§ 1. Суд может временно допустить к осуществлению действия, которое не терпит отлагательств, лицо, которое не может предоставить доверенность.
§ 2. В то же время суд определит срок, в течение которого действующее без доверенности лицо должно ее предоставить или предоставить утверждение своего действия стороной. Если срок прошел без последствий, суд аннулирует процессуальные действия этого лица.

РАЗДЕЛ III
судопроизводстве в воеводским административным суде

Раздел 1
Письма в судопроизводстве
Ст. 45.
Письмо в судопроизводстве (письмо стороны) охватывает ходатайства и заявления сторон.
Ст. 46.
§ 1. Каждое письмо стороны должно содержать:
1) определение суда, к которому оно направлено, имя и фамилию или название сторон, их законных представителей и уполномоченных лиц;
2) определение типа письма;
3) суть ходатайства или заявления;
4) подпись стороны или ее законного представителя или уполномоченного лица;
5) перечень приложений.
§ 2. Если письмо является первым письмом в деле, оно, кроме того, должно содержать обозначение места проживания, а в случае его отсутствия – адрес для корреспонденции, или места расположения сторон, их законных представителей или уполномоченных лиц и предмета дела, а последующие письма – шифр дела.
§ 3. К письму следует приложить доверенность, если письмо вносит уполномоченное лицо, которое не предоставило доверенность ранее.
§ 4. Вместо стороны, которая не может поставить подпись, письмо подписывает уполномоченное ею лицо, с указанием причины, по которой сторона не поставила подпись лично.
Ст. 47
§ 1. К письму стороны следует приложить его копии и копии вложений для их вручения сторонам, а также, если в суде не предоставлены приложения в оригинале, по одной копии каждого приложения для судебных материалов.
§ 2. Копиями в понимании § 1 могут быть также заверенные фотокопии или заверенные распечатки электронной почты.
Ст. 48.
§ 1. Сторона, которая в письме ссылается на документ, обязана по требованию суда предоставить суду оригинал документ еще перед слушаниями.
§ 2. Если документ находится в материалах органа, о котором идет речь в ст. 76 § 1 и 2 закона от 14 июня 1960 г. – Административно-процессуальный кодекс (Зак. Вестник за 2000 г. № 98, поз. 1071, с посл. изм.) и в ст. 194 § 1 и 2 закона от 29 августа 1997 г. – Налоговый кодекс (Зак. Вестник за 2005 г. № 8, поз. 60, с посл. изм.) достаточно предоставить официально заверенную этим органом копию или выдержку из документа. Суд потребует предоставить копию или выдержку, если сторона сама не может их получить. Если суд посчитает необходимым осмотреть оригинал документа, он может обратиться, чтобы его доставили.
§ 3. Вместо оригинала документа сторона может предоставить копию документа, если его соответствие оригиналу заверено нотариусом или уполномоченным лицом стороны, которое принимает участие в деле и является адвокатом, юрисконсультом, патентным поверенным или налоговым консультантом.
§ 4. Содержащиеся в копии документа подтверждение соответствия оригиналу уполномоченным лицом стороны, которое принимает участие в деле и является адвокатом, юрисконсультом, патентным поверенным или налоговым консультантом имеет характер официального документа.
§ 5. Если это обосновано обстоятельствами дела, суд, по ходатайству стороны или самостоятельно потребует от стороны, которая предоставила копию документа, о котором идет речь в § 3, предоставления оригинала этого документа.
Ст. 49.
§ 1. Если письмо стороны не подлежит обычной процедуре вследствие несоблюдения формальных условий, председатель просит сторону дополнить или исправить его в течение семи дней под угрозой оставления письма без рассмотрения, если только в законе не указано иначе.
§ 2. Если сторона не дополнила или не исправила письмо в срок, председатель распоряжается оставить письмо без рассмотрения. Распоряжение подлежит обжалованию.
§ 3. Исправленное или дополненное в срок письмо вызывает последствия со дня его внесения.

Раздел 2
Жалоба

Ст. 50.
§ 1. Внести жалобу уполномочен каждый, для кого это составляет правовой интерес, прокурор, уполномоченный по правам человека, уполномоченный по правам ребенка и общественная организация в пределах своей уставной деятельности по делам относительно правовых интересов других лиц, если она принимала участие в административном процессе.
§ 2. Правом внести жалобу обладает также другой субъект, право внести жалобу которого определено в законе.
Ст. 51.
Несколько уполномоченных внести жалобу субъектов могут выступать в одном деле в качестве истцов, если их жалобы относятся к одному и тому же решению, постановлению, другому акту или действию, или бездействию органа или затяжного судопроизводства.
Ст. 52.
§ 1. Жалобу можно внести после израсходования способов обжалования, если они использовались истцом в процессе в соответствующем органе по делу, если только жалобу не вносит прокурор, уполномоченный по правам человека или уполномоченный по правам ребенка.
§ 2. Под израсходованием способов обжалования следует понимать ситуацию, в которой сторона не обладает никакими способами обжалования, такими как жалоба, обжалование или предусмотренное законом ходатайство о повторном рассмотрении дела.
§ 3. Если в законе не предусмотрены способы обжалования для дела, которое является предметом жалобы, жалобу на акты или действия, о которых идет речь в ст. 3 § 2 п. 4 и 4a, можно внести после предварительного письменного обращения соответствующего органа – в течение четырнадцати дней со дня, когда истец узнал или мог узнать о выдаче акта или осуществлении иного действия – об устранении правонарушения.
§ 4. В случае других актов, если в законе не предусмотрены способы обжалования для дела, которое является предметом жалобы, и не определено иначе, следует также перед внесением жалобы в суд письменно обратиться в соответствующий орган об устранении правонарушения. Срок, о котором идет речь в § 3, не применяется.
Ст. 53.
§ 1. Жалоба вносится в течение тридцати дней со дня вручения истцу решения по делу.
§ 2. В случаях, о которых идет речь в ст. 52 § 3 и 4, жалоба вносится в течение тридцати дней со дня вручения ответа органа на обращение об устранении правонарушения, а если орган не предоставил ответа на обращение, в течение шестидесяти дней со дня внесения обращения об устранении правонарушения.
§ 3. Прокурор, уполномоченный по правам человека или уполномоченный по правам ребенка могут внести жалобу в течение шести месяцев со дня вручения стороне решения по индивидуальному делу, а в остальных случаях в течение шести месяцев со дня вступления в силу акта или осуществления другого действия, которое обосновывает внесение жалобы. Этот срок не применяется для внесения жалоб на акты местного права органов учреждений территориального самоуправления и местных органов правительственной администрации.
Ст. 54.
§ 1. Жалоба вносится в административный суд при посредничестве органа, действия, бездействие или затяжное судопроизводство которого является предметом жалобы.
§ 2. Орган, о котором идет речь в § 1, передает жалобу в суд вместе с материалами дела и ответом на жалобу в течение тридцати дней со дня ее внесения.
§ 3. Орган, действия, бездействие или затяжное судопроизводство которого были обжалованы, может в пределах своей компетенции полностью удовлетворить жалобу до даты начала слушаний. Удовлетворяя жалобу, орган в то же время определяет, происходили ли действия, бездействие или затяжное судопроизводство без юридического основания или с вопиющим нарушением закона.
Ст. 55.
§ 1. В случае невыполнения обязанностей, о которых идет речь в ст. 54 § 2, суд по ходатайству истца может вынести постановление о наложении на орган штрафа в размере, определенном в ст. 154 § 6. Постановление может быть вынесено на закрытом заседании.
§ 2. Если орган, несмотря на наложенный штраф, не передал суду жалобу, суд может по требованию истца рассмотреть дело на основании предоставленной копии жалобы, если предоставленное суду фактическое и юридическое состояние не вызывает обоснованных сомнений.
§ 3. О вопиющих случаях невыполнения обязанностей, о которых идет речь в § 2 или в ст. 54 § 2, выносящий решение состав судей или председатель суда уведомляет органы, в компетенцию которых входит рассмотрение петиций, жалоб и ходатайств.
Ст. 56.
В случае внесения в суд жалобы после возбуждения административного судопроизводства с целью изменения, отклонения, констатации недействительности акта или возобновления судопроизводства, судопроизводство подлежит приостановлению.
Ст. 57.
§ 1. Жалоба должна соответствовать требованиям к письму в судопроизводстве, а кроме того содержать:
1) указание на решение, постановление, другой акт или действие;
2) обозначение органа к действиям, бездействию или затяжному судопроизводству которого относится жалоба;
3) определение нарушения права или другого правового интереса.
§ 2. В случае, о котором идет речь в ст. 51, жалобы могут быть внесены в одном письме.
§ 3. Если в одном письме обжаловано более одного акта или действия, или бездействия или затяжного судопроизводства, председатель распорядится о разделении этих жалоб.
Ст. 58.
§ 1. Суд отклоняет жалобу:
1) если дело не относится к компетенции административного суда;
2) внесенную после истечения срока для ее внесения;
3) если в определенный срок не устранены формальные изъяны жалобы;
4) если дело, к которому относиться жалоба, между теми же сторонами находится в процессе или по нему уже вынесен правомочный приговор;
5) если одна из сторон не имеет судебной правоспособности или если истец не имеет процессуальной правоспособности, и вместе него не действует законный представитель или если в составе органов организационного учреждения, которое является стороной истца, существуют изъяны, которые делают невозможной его деятельность;
6) если внесение жалобы недопустимо по другим причинам.
§ 2. По причине отсутствия судебной правоспособности у одной из сторон или процессуальной правоспособности у истца и отсутствия законного представителя или изъяна в составе органов организационного учреждения, которое является истцом, который делает невозможной его деятельность, суд отклонит жалобу только в том случае, если изъян не будет исправлен.
§ 3. Суд отклоняет жалобу постановлением. Отклонение жалобы может произойти на закрытом заседании.
§ 4. Суд не может отклонить жалобу, о которой идет речь в § 1 п. 1, если по этому делу суд общей юрисдикции признал себя некомпетентным.
Ст. 59.
§ 1. Если рассмотрение дела подлежит компетенции другого административного суда, суд, который констатирует свою некомпетентность, предаст дело соответствующему административному суду. Постановление суда может быть принято на закрытом заседании.
§ 2. Суд, которому передано дело, обязан выполнить постановление о передаче дела. Это не относится к передаче дела Высшему административному суду.
§ 3. Действия, осуществленные в суде без надлежащей компетенции, остаются в силе.
Ст. 60.
Истец может также отозвать жалобу. Отзыв жалобы является обязательным к выполнению для суда. Но суд признает отзыв жалобы недопустимым, если он ведет к обходу закона или приведет к сохранению силы акта или действия, затронутых изъяном, который ведет к недействительности.
Ст. 61.
§ 1. Внесение жалобы не приостанавливает исполнения акта или действия.
§ 2. В случае внесения жалобы:
1) на решение или постановление – орган, который выдал решение или постановление, может приостановить самостоятельно или по ходатайству истца их выполнение в целом или частично, если только не существуют предпосылки, от которых в административном процессе зависит присвоение решению или постановлению требования немедленного исполнения или, если отдельный закон исключает приостановление их выполнения.
2) на другие акты или действия в области публичной администрации относительно полномочий или обязанностей, которые следуют из правовых норм – соответствующий орган может самостоятельно или по ходатайству истца, приостановить исполнение акта или действия в целом или в частности;
3) на постановления органов учреждений территориального самоуправления и их объединений и на акты местных органов правительственной администрации – соответствующий орган может самостоятельно или по ходатайству истца, приостановить исполнение постановления или акта в целом или в частности, за исключением положений местного права, которые вступили в силу.
§ 3. После передачи жалобы суду, суд может по ходатайству истца вынести постановление о приостановке исполнения в целом или в частности акта или действия, о которых идет речь в § 1, если возникает опасность причинения существенного вреда или вызова трудно обратимых последствий, за исключением положений местного права, которые вступили в силу, если только отдельный закон не исключает приостановку их исполнения. Отказ органа от приостановки выполнения акта или действия не лишает истца права на внесение ходатайства в суд. Это также относится к актам, которые выданы или приняты во всех процессах, которые велись в рамках одного и того же дела.
§ 4. Постановления относительно приостановки акта или действия, выданные на основании § 2 и 3, суд может изменить или отменить в любой момент в случае изменения обстоятельств.
§ 5. Постановления, о которых идет речь в § 3 и 4, суд может вынести на закрытом заседании.
§ 6. Приостановка выполнения акта или действия отменяется в случае вынесения судом решения, которое завершает судопроизводство в первой инстанции.
Ст. 62.
Председатель отдела или назначенный судья:
1) распоряжается о составлении материалов, необходимых для рассмотрения дела, а при потребности – также других доказательств;
2) определяет состав судей, который принимает решение по делу, определенный способом, о котором идет речь в ст. 17;
3) определяет дату закрытого заседания или слушаний, на которых будет рассматриваться дело.

Раздел 3
Ходатайство о возбуждении судопроизводства

Ст. 63.
Если так указано в законах, судопроизводство возбуждается по заявлению.
Ст. 64.
§ 1. Заявление вносится непосредственно в суд.
§ 2. Заявление должно соответствовать требованиям к письму в судебном процессе, а кроме того содержать суть требования, его основания и обоснование, обозначение сторон и органов, а также соответствовать другим условиям, которые определены в отдельных положениях.
§ 3. Для заявления соответствующим образом применяются положения о жалобе, если в законе не указано иначе.

Раздел 4
Вручение корреспонденции

Ст. 65.
§ 1. Суд производит вручение корреспонденции по почте, через своих сотрудников или через уполномоченных судом лиц или органы.
§ 2. Для вручения документов в судопроизводстве по почте используется режим вручения судебной корреспонденции в гражданском процессе, если в положениях настоящего раздела не указано иначе.
§ 3. Письмо может быть также вручено посредством телефакса или электронной почты. В таком случае доказательством вручения является подтверждение передачи данных.
Ст. 66.
§ 1. В ходе дела адвокаты и юрисконсульты могут вручать друг другу письма непосредственно с подтверждением получения и указанием даты.
§ 2. Вручение адресату может производится также путем вручения ему письма непосредственно в секретариате суда.
Ст. 67.
§ 1. Если сторона является физическим лицом, корреспонденция вручается ей лично, а если она не обладает процессуальной правоспособностью – ее законному представителю.
§ 2. Письма по судопроизводству или решения для юридического лица, а также для организационного учреждения без правоспособности, корреспонденция вручается органу, который уполномочен представлять ее в суде или в руки сотрудника, уполномоченного принимать корреспонденцию.
§ 3. Письма по судопроизводству для предпринимателей и акционеров коммерческих обществ, внесенных в судебный реестр на основании отдельных норм, вручаются по адресу, указанному в реестре, если сторона не указала другого адреса для корреспонденции.
§ 4. В случае невозможности вручения корреспонденции способом, указанным в § 3, соответствующим образом применяется ст. 70 § 2.
§ 5. Если назначено доверенное лицо или лицо, уполномоченное принимать корреспонденцию по судопроизводству, следует вручить корреспонденцию этим лицам.
Ст. 68.
§ 1. В дни, которые являются выходными согласно законодательству и в ночное время, можно производить вручение корреспонденции только в исключительных случаях, по предварительному распоряжению председателя суда.
§ 2. Ночным временем считается время от двадцать первого часа до семи.
Ст. 69.
Вручение производится в жилище, на рабочем месте, или в месте встречи с адресатом.
Ст. 70.
§ 1. Стороны и их представители обязаны уведомить суд о каждом изменении своего места жительства, адреса для корреспонденции или места расположения.
§ 2. В случае невыполнения этой обязанности письмо остается в материалах дела как врученное, если суду неизвестен новый адрес. Суд обязан уведомить сторону при первом вручении корреспонденции о настоящей обязанности и последствиях ее невыполнения.
§ 3. Положение § 2 не применяется для вручения ходатайства о возобновлении судопроизводства.
Ст. 71.
§ 1. Вручение корреспонденции солдатам срочной воинской службы производится при посредничестве командира воинского подразделения, в котором солдат несет службу.
§ 2. Вручение корреспонденции лицам лишенным свободы производится при посредничестве администрации соответствующего учреждения.
Ст. 72.
§ 1. Если вручитель не застанет адресата в жилище, он может вручить письмо взрослому домочадцу, а в случае его отсутствия – администрации дома или сторожу, если эти лица не имеют противоречащих интересов в деле и выразили готовность передать ему письмо.
§ 2. Если вручение производится на рабочем месте, можно вручить письмо лицу, которое уполномочено к корреспонденции.
Ст. 73.
§ 1. В случае невозможности вручения письма способом, указанным в ст. 65-72, письмо оставляется на четырнадцать дней в почтовом отделении или в администрации гмины с одновременным уведомлением, предусмотренным в § 2.
§ 2. Уведомление об оставлении письма вместе с информацией о возможности его получения в почтовом отделении или в администрации гмины в течение семи дней со дня оставления уведомления, размещается в почтовом ящике для входящей корреспонденции, а если это невозможно – на двери жилища адресата или в месте, указанном в качестве адреса для корреспонденции, на двери офиса или другого помещения, в котором адресат исполняет свои служебные обязанности.
§ 3. В случае неполучения письма в срок, о котором идет речь в § 2, оставляется повторное сообщение о возможности получения письма в срок, который не превышает четырнадцати дней с дня первого уведомления об оставлении письма в почтовом отделении или в администрации гмины.
§ 4. Вручение считается выполненным по истечении последнего дня срока, о котором идет речь в § 1.
Ст. 74.
§ 1. Если адресат отказывается принять письмо, оно возвращается в суд с примечанием об отказе его принятия и датой отказа. Письмо вместе с примечанием вносится в материалы дела.
§ 2. В случае, о котором идет речь в § 1, принимается, что письмо было вручено в день отказа от его принятия адресатом.
Ст. 75.
Письма в судопроизводстве и решения вручаются в копии.
Ст. 76.
§ 1. Уполномоченному лицу нескольких лиц вручается один экземпляр письма и приложений.
§ 2. Лицу, уполномоченному принимать корреспонденцию по судопроизводству несколькими участниками процесса, вручается по одному экземпляру для каждого участника.
§ 3. Если существует несколько уполномоченных лиц одной стороны, суд вручает письмо только одному из них.
Ст. 77.
§ 1. Получатель письма подтверждает получение и его дату собственноручной подписью. Если он может или не желает этого сделать, вручитель сам делает пометку с датой вручения и причинами отсутствия подписи.
§ 2. Вручитель указывает на подтверждении о получении способ вручения, а на врученном письме проставляет дату вручения и снабжает это подтверждение своей подписью.
Ст. 78.
Если стороне, место пребывания которой неизвестно, необходимо вручить ходатайство или другое письмо по судопроизводству или постановление, которое вызывает потребность защиты ее прав, вручение до момента появления стороны или ее представителя, или доверенного лица можно произвести только в руки куратора, установленного по заявлению заинтересованного лица судом, который вынес постановление.
Ст. 79.
§ 1. Суд назначит куратора, если заявитель доведет, что местопребывание стороны неизвестно.
§ 2. О назначении куратора председатель объявит публично в здании суда и администрации соответствующей гмины, а для дел большей значимости, если посчитает это необходимым – также в прессе.
§ 3. С моментом вручения письма куратору вручение считается осуществленным. Но суд может поставить осуществление вручения в зависимость от истечения определенного срока с того дня, когда объявление было вывешено в здании суда.
Ст. 80.
Положения о вручении корреспонденции стороне, местонахождение которой неизвестно, и определению для нее куратора применяется также для организационных учреждений, которые не имеют органов, или местонахождение органов которых неизвестно.
Ст. 81.
Если окажется, что требование об определении куратора или оглашении письма было необоснованным, суд распорядиться вручить письмо надлежащим способом, а при необходимости аннулирует по заявлению заинтересованной стороны судопроизводство, которое велось при участии куратора или после того, как письмо было вывешено в здании суда.

Раздел 5
Сроки

Ст. 82.
Течение срока, определенного судом или председателем (судебный срок) начинается от объявления постановления или распоряжения по этому вопросу, а если закон предусматривает официальное вручение – от этого вручения.
Ст. 83.
§ 1. Сроки рассчитываются согласно нормам гражданского права, с оговоркой § 2.
§ 2. Если последний день срока приходится на субботу или день, который является выходным согласно законодательству, последним днем срока считается следующий день после выходного дня или дней.
§ 3. Подача письма в польском почтовом отделении или в польском консульском учреждении равнозначна его подаче в суд.
§ 4. Это же относится к подаче письма солдатом руководству воинской части или лишенным свободы лицом администрации исправительного учреждения и членом экипажа польского морского судна капитану судна.
Ст. 84.
Председатель может по существенной причине продлить судебный срок самостоятельно или по ходатайству стороны, заявленному перед истечением срока, а также сократить судебный срок по ходатайству стороны.

Раздел 6
Нарушение и повторное назначение срока

Ст. 85.
Действие в судебном процессе, предпринятое стороной после истечения срока, является безрезультатным.
Ст. 86. § 1. Если сторона не произвела действий в судебном процессе в срок без своей вины, суд по ее заявлению повторно назначит срок. Постановление о повторном назначении срока или об отказе в повторном назначении может быть вынесено на закрытом заседании.
§ 2. Повторное назначение срока не допускается, если нарушение срока не вызывает для стороны негативных последствий в пределах судебного процесса.
§ 3. Постановление о повторном назначении срока или об отказе в повторном назначении подлежит обжалованию.
Ст. 87.
§ 1. Письмо с заявлением о повторном назначении срока подается в суд, в котором должно было быть произведено действие, в течение семи дней со времени прекращения причины срыва срока.
§ 2. В этом письме следует обосновать обстоятельства, которые указывают на отсутствие вины в нарушении срока.
§ 3. Заявление о повторном назначении срока для внесения жалобы подается при посредничестве органа, действия, бездействие или затяжное судопроизводство является предметом жалобы.
§ 4. Одновременно с заявлением сторона должна произвести действия, которые она не осуществила в срок.
§ 5. После истечения года после нарушенного срока, его повторное назначение возможно только в исключительных случаях.
Ст. 88.
Внесенное с опозданием или недопустимое на основании закона заявление о повторном назначении срока суд отклонит на закрытом заседании. Постановление подлежит обжалованию.
Ст. 89.
Внесение заявление о повторном назначении срока не приостанавливает производство по делу и исполнение решения суда. Но суд может, согласно обстоятельствам, приостановить производство или исполнение решения суда. Постановление может быть вынесено на закрытом заседании. В случае принятия заявления во внимание суд может незамедлительно перейти к рассмотрению дела.

Раздел 7
Судебные заседания

Ст. 90.
§ 1. Если в отдельном положении не указано иначе, судебные заседания являются открытыми, а суд, который выносит решение, рассматривает дело на слушаниях.
§ 2. Суд может направить дело на открытое заседание и назначить слушания также в том случае, если дело подлежит рассмотрению на закрытом заседании.
Ст. 91.
§ 1. Судебные заседания председатель назначает самостоятельно, насколько этого требует состояние дела.
§ 2. Об открытых заседаниях стороны уведомляются в письменном виде или путем объявления во время заседания. Стороне, которая отсутствует на открытом заседании, следует всегда вручать уведомление о следующим заседании. Уведомление должно быть вручено как минимум не позже, чем за семь дней до заседания. Для срочных дел срок может быть сокращен до трех дней.
§ 3. Суд может для более детального выяснения дела потребовать явку сторон или одной из них лично или через уполномоченное лицо.
Ст. 92.
§ 1. Производство в суде происходит при участии прокурора, уполномоченного по правам человека или уполномоченного по правам ребенка, если они внесли жалобу или заявили о своем участии в процессе в суде.
§ 2. Отсутствие прокурора, уполномоченного по правам человека или уполномоченного по правам ребенка на слушаниях не приостанавливает рассмотрения дела судом.
Ст. 93.
В уведомлении о заседании указывается:
1) имя, фамилия или название и место расположения уведомляемого и адрес уведомляемого;
2) суд, место и время заседания;
3) истец и предмет дела;
4) цель заседания;
5) последствия неявки.
Ст. 94.
Судебные заседания проводятся в здании суда, а вне этого здания только в тех случаях, с применением мер безопасности, если судебные действия необходимо произвести в другом месте или если проведение заседания вне здания суда облегчает производство по делу или позволяет в значительной мере сократить издержки.
Ст. 95.
На открытом заседании доступом в зал суда обладают – кроме сторон и вызванных лиц – только совершеннолетние. На закрытом заседании доступом обладают только вызванные лица.
Ст. 96.
§ 1. Суд самостоятельно распоряжается о проведении всего заседания или его части при закрытых дверях, если публичное рассмотрение дела составляет угрозу нравственности, безопасности государства или общественному порядку, а также, если могут быть раскрыты подробности, которые являются закрытой информацией.
§ 2. По заявлению стороны суд распоряжается о проведении заседания при закрытых дверях, если этого требует защита личной жизни стороны или другой важный личный интерес. Разбирательство по этому заявлению происходит при закрытых дверях. Постановление по этому вопросу суд объявляет публично.
Ст. 97.
§ 1. Во время заседания, которое происходит при закрытых дверях, в зале суда могут присутствовать: стороны, их законные представители и уполномоченные лица, прокурор и доверенные лица по двое с каждой стороны.
§ 2. Объявление приговора, которым завершается производство, происходит публично.
Ст. 98.
§ 1. Председатель открывает, ведет и закрывает заседание, предоставляет слово, задает вопросы, уполномочивает задавать вопросы и объявляет решения.
§ 2. Председатель может отозвать предоставление слова, если выступающий им злоупотребляет, а также отклонить вопрос, если посчитает его неуместным или лишним.
Ст. 99.
Суд даже по единодушному заявлению сторон может отложить заседание только по важной причине.
Ст. 100.
§ 1. Ход открытого заседания секретарь под руководством председателя заносит в протокол.
§ 2. По ходу закрытого заседания составляется официальная записка, если решение не вынесено.
Ст. 101.
§ 1. Протокол должен содержать:
1) определение суда, места и даты заседания, имена и фамилии судей, секретаря, прокурора, сторон, а также присутствующих на заседании законных представителей и уполномоченных лиц, шифр дела и примечание о гласности;

Pages: 1 2 3

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.