Конституция Кубы 1976

Принята народным референдумом 15 февраля 1976 г. и провозглашена 24 февраля 1976 г.
Преамбула.
МЫ, КУБИНСКИЕ ГРАЖДАНЕ,
наследники и продолжатели созидательного труда и традиций борьбы, стойкости, героизма и самопожертвования, выкованных нашими предшественниками:
аборигенами, которые предпочли быть истребленными, но не покорились;
рабами, которые восставали против своих господ;
теми, кто пробуждал у кубинцев национальное самосознание и страстное стремление обрести Родину и свободу;
патриотами, которые в 1868 году начали войны за независимость против испанского колониализма, и теми, кто в последнем порыве 1895 года довел эти войны до победы 1898 года, победы, отнятой в результате осуществленной империализмом янки интервенции и военной оккупации;
рабочими, крестьянами, студентами и интеллигентами, которые более пятидесяти лет боролись против империалистического господства, политической коррупции, безработицы и эксплуатации, насаж-даемых капиталистами и землевладельцами, за права и свободы народа;
теми, кто основывал первые организации рабочих и крестьян, входил в их состав, развивал эти организации, распространял социалистические идеи и положил начало первым марксистским и марк-систско-ленинским движениям;
теми, кто в авангарде поколения, родившегося через столетие после Марти, будучи воспитан на его идеях, привел нас к победе народной Революции в Январе;
теми, кто ценой своей жизни защищал Революцию, внося вклад в окончательное утверждение;
РУКОВОДСТВУЯСЬ
победоносным учением марксизма-ленинизма;
ОПИРАЯСЬ
на пролетарский интернационализм, на братскую дружбу, помощь и сотрудничество Советского Союза и других социалистических стран и на солидарность трудящихся и народов Латинской Америки и всего мира;
ПРЕИСПОЛНЕННЫЕ РЕШИМОСТИ
вести дальше победоносную Революцию Монкады и «Гранмы», Сьерры и Хирона, возглавляемую Фиделем Кастро, которая, опираясь на самое тесное единство всех революционных сил и народа, завоевала полную национальную независимость, установила Революционную власть, осуществила демократические преобразования, начала строительство социализма и продолжает его во главе с Коммунистической партией с целью построения коммунистического общества;
СОЗНАВАЯ,
что любой строй, основанный на эксплуатации человека человеком, означает унижение эксплуатируемых и моральную деградацию эксплуататоров;
что только при социализме и коммунизме, когда человек освобожден от всех форм эксплуатации — рабства, крепостничества и капитализма, — он полностью обретает свое человеческое достоинство
и что наша Революция подняла на высшую ступень достоинство Родины и кубинца,
ЗАЯВЛЯЕМ
о своем намерении добиться, чтобы Закон законов Республики был проникнут осуществившимся наконец-то горячим стремлением Хосе Марти:
«Я хочу, чтобы главным законом нашей республики стало глубочайшее уважение кубинцев к человеческому достоинству во всей его полноте»;
ПРИНИМАЕМ
нашим свободным волеизъявлением на референдуме следующую
КОНСТИТУЦИЮ.
Глава I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА.
Статья 1.
Республика Куба есть социалистическое государство рабочих, крестьян и других работников физического и умственного труда.
Статья 2.
Национальные символы, которые более ста лет вдохновляли кубинцев на борьбу за независимость, за права народа и за социальный прогресс, — это:
флаг со звездой;
гимн Баямо;
герб с изображением королевской пальмы.
Статья 3.
Столицей Республики является город Гавана.
Статья 4.
В Республике Куба вся власть принадлежит трудовому народу, который осуществляет ее через Ассамблеи народной власти и другие образуемые ими государственные органы или же непосредственно.
Власть трудового народа опирается на прочный союз рабочего класса с крестьянами и другими слоями трудящихся города и деревни под руководством рабочего класса.
Статья 5.
Коммунистическая партия Кубы — организованный марксистско-ленинский авангард рабочего класса — является высшей руководящей силой общества и государства, которая организует и направляет общие усилия на достижение высоких целей строительства социализма и движение к коммунистическому обществу.
Статья 6.
Союз молодых коммунистов — организация передовой молодежи — ведет под руководством партии работу по подготовке в своих рядах будущих ее членов и содействует воспитанию новых поколений на идеалах коммунизма, приобщая их к учебе и к патриотической, трудовой, военной, научной и культурной деятельности.
Статья 7.
Кубинское социалистическое государство признает, охраняет и поощряет такие массовые общественные организации, как Профцентр трудящихся Кубы, который объединяет в своих рядах основной класс нашего общества, Комитеты защиты Революции, Федерация кубинских женщин. Национальная ассоциация мелких земледельцев, Федерация университетских студентов. Федерация учащихся средних учебных заведений, Союз пионеров Кубы и другие организации, которые, возникнув в ходе исторического процесса борьбы нашего народа, объединяют в своих рядах различные слои населения, представляют их специфические интересы и приобщают их к решению задач строительства, укрепления и защиты социалистического общества.
В своей деятельности государство опирается на массовые общественные организации; эти организации также непосредственно осуществляют государственные функции, которые они согласились принять на себя в соответствии с Конституцией и законом.
Статья 8.
Социалистическое государство:
а) осуществляет волю трудового народа и направляет усилия нации на строительство социализма;
поддерживает и защищает целостность и суверенитет Родины;
гарантирует человеку свободу и достоинство во всей его полноте, пользование правами, осуществление и выполнение обязанностей и всестороннее развитие личности;
утверждает идеологию и правила общежития и поведения, присущие обществу, свободному от эксплуатации человека человеком;
охраняет созидательный труд народа, собственность и богатства социалистической нации;
осуществляет плановое руководство народным хозяйством;
обеспечивает прогресс образования, науки, техники и культуры в стране;
б) будучи властью народа, служащей самому народу, гарантирует,
что не будет трудоспособных мужчины или женщины, которые не имели бы возможности получить работу, посредством которой они могли бы содействовать достижению целей общества и удовлетворению своих собственных потребностей;
что не будет нетрудоспособного человека, который не имел бы средств для достойного существования;
что не будет больного, который не имел бы медицинского обслуживания;
что не будет ребенка, который не учился бы в школе, не имел бы пищи и одежды;
что не будет молодого человека, который не имел бы возможности учиться;
что не будет человека, который не имел бы доступа к учебе, культуре и спорту;
в) стремится к тому, чтобы не было семьи, не имеющей комфортабельного жилища
Статья 9.
Конституция и законы социалистического государства являются юридическим выражением социалистических производственных отношений, интересов и воли трудового народа.
Все органы государства, их руководители, должностные лица и служащие действуют в пределах своей соответствующей компетенции и обязаны строго соблюдать социалистическую законность и заботиться об уважении к ней во всех сферах жизни общества.
Статья 10.
Кубинское социалистическое государство осуществляет суверенитет:
а) над всей национальной территорией, включающей остров Куба, остров Хувентуд и другие прилегающие острова и рифы, внутренние воды, территориальное море на протяжении, устанавливаемом законом, и воздушное пространство, которое простирается над ними;
б) над природными и живыми ресурсами дна и недр моря и всем, что существует в водах, непосредственно прилегающих к побережью, вне территориального моря в пределах, устанавливаемых законом, в соответствии с международной практикой. Республика Куба отвергает и считает незаконными и аннулированными договоры, пакты и концессии, совершенные в условиях неравенства или не признающие либо ущемляющие ее суверенитет над любой частью национальной территории.
Статья 11.
Республика Куба входит в мировое социалистическое содружество, что является одной из основных предпосылок ее независимости и всестороннего развития.
Статья 12.
Республика Куба придерживается принципов пролетарского интернационализма и боевой солидарности народов и:
а) осуждает империализм, который является источником и опорой фашизма, колониализма, неоколониализма и расизма во всех их проявлениях, как главную силу агрессии и войны и злейшего врага народов;
б) осуждает прямое и косвенное империалистическое вмешательство во внутренние дела или во внешнюю политику любого государства и, следовательно, вооруженную агрессию и экономическую блокаду, так же как и любую другую форму экономического принуждения и вмешательства или же угрозу целостности государств, политическим, экономическим и культурным основам наций;
в) квалифицирует как международное преступление агрессивные и захватнические войны; признает законность национально-освободительных войн, так же как и вооруженного сопротивления агрессии и завоеванию, и считает своим правом и интернациональным долгом оказание помощи жертвам агрессии и народам, которые борются за свое освобождение;
г) признает право народов отвечать на империалистическое и реакционное насилие революционным насилием и бороться всеми имеющимися в их распоряжении средствами за право свободно определять собственную судьбу и экономический и социальный строй, при котором они предпочитают жить;
д) борется за достойный и прочный мир, основанный на уважении независимости и суверенитета народов и их права на самоопределение;
е) основывает свои международные отношения на принципах равноправия, суверенитета и независимости государств и на взаимных интересах;
ж) основывает свои отношения с Союзом Советских Социалистических Республик и другими социалистическими странами на принципах социалистического интернационализма, на общих целях строительства нового общества, братской дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи;
з) стремится к сплочению со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, освободившимися от иностранного господства и внутреннего угнетения, в великое содружество народов, породненных историческими традициями и совместной борьбой против колониализма, неоколониализма и империализма в общем стремлении к национальному и социальному прогрессу;
и) развивает отношения братства и сотрудничества со странами, которые стоят на антиимпериалистических и прогрессивных позициях;
к) поддерживает дружественные отношения со странами, которые, имея другой политический, социальный и экономический строй, уважают ее суверенитет, соблюдают нормы сосуществования между государствами, придерживаются принципов взаимной выгоды и строят свои отношения с нашей страной на основе взаимности;
л) решает вопрос о своем членстве в международных организациях и своем участии в конференциях и совещаниях международного характера, принимая во внимание интересы мира и социализма, освобождения народов, прогресса науки, техники и культуры, международного обмена и уважение, которое проявляется к ее собственным национальным правам.
Статья 13.
Республика Куба предоставляет убежище лицам, преследуемым за участие в борьбе: за демократические права большинства; за национальное освобождение; против империализма, фашизма колониализма и неоколониализма; за ликвидацию расовой дискриминации; за права и требования работников, крестьян и студентов; за их прогрессивную политическую, научную, художественную и литературную деятельность; за социализм и за мир.
Статья 14.
В Республике Куба действует социалистическая система хозяйства, основанная на социалистической собственности всего народа на средства производства и на ликвидации эксплуатации человека человеком.
Статья 15.
Социалистическая государственная собственность, т. е. собственность всего народа, необратимо устанавливается: на земли, которые не принадлежат мелким земледельцам или созданным ими кооперативам; на недра, шахты, морские природные и живые ресурсы в пределах зоны его суверенитета, леса, воды, пути сообщения; на сахарные заводы, фабрики, основные средства транспорта и все предприятия, банки, оборудование и имущество, национализированные и экспроприированные у империалистов, латифундистов и буржуазии, а также на народные имения, фабрики, предприятия и сооружения экономического, социального, культурного и спортивного назначения, построенные, основанные или приобретенные государством, и те, которые будут им построены, основаны или приобретены.
Статья 16.
Государство организует, направляет и контролирует экономическую жизнь в стране согласно Единому плану социально-экономического развития, в разработке и выполнении которого активно и сознательно участвуют трудящиеся всех отраслей хозяйства и других сфер общественной жизни.
Развитие экономики служит целям укрепления социалистической системы, все лучшему удовлетворению материальных и культурных потребностей общества и граждан, содействия развитию личности и ее достоинства, прогрессу и безопасности страны и способности нации выполнять интернациональный долг нашего народа.
Статья 17.
Для управления социалистической собственностью всего народа государство создает предприятия и другие хозяйственные организации.
Структура, полномочия и функции государственных предприятии и хозяйственных организаций в сферах производства и услуг и порядок их отношений регулируются законом.
Статья 18.
Внешняя торговля находится в исключительном ведении государства. Закон определяет государственные учреждения и органы, которые уполномочены создавать внешнеторговые предприятия, издавать правила для экспортно-импортных операций и регулировать их и которые наделены качествами юридического лица для заключения торговых соглашений.
Статья 19.
В Республике Куба действует социалистический принцип «от каждого — по его способностям, каждому — по его труду».
Закон устанавливает нормы, которые гарантируют эффективное осуществление этого принципа.
Статья 20.
Государство признает собственность мелких земледельцев на их земли и другие средства и орудия производства в соответствии с установлениями закона.
Мелкие земледельцы имеют право объединяться между собой на условиях и способом, которые устанавливаются законом, как с целью производства сельскохозяйственной продукции, так и для получения государственных кредитов и услуг.
Разрешается организация сельскохозяйственных кооперативов в случаях и способом, которые устанавливаются законом. Кооперативная собственность является формой коллективной собственности крестьян, объединенных в кооперативах.
Государство оказывает поддержку как кооперативному, так и индивидуальному производству мелких земледельцев, которое способствует подъему народного хозяйства.
Государство поощряет включение мелких земледельцев на основе их добровольного и свободно принятого решения в государственные хозяйства и организации, производящие сельскохозяйственную продукцию.
Статья 21.
Мелкий земледелец имеет право продавать землю с предварительного разрешения определенных законом органов. В любом случае государство имеет преимущественное право приобретения земли путем выкупа по справедливой цене.
Запрещаются получение и сдача в аренду земельных участков, ссуды под ипотечный заклад и любая другая сделка, влекущая обременение или частичную уступку отдельных прав и действий, вытекающих из собственности мелких земледельцев на их усадьбы.
Статья 22.
Гарантируется личная собственность на доходы и сбережения, являющиеся результатом личного труда, на жилище, владение которым справедливо обосновано, и на другое имущество и предметы, служащие удовлетворению материальных и культурных потребностей лица.
Гарантируется также собственность на средства и орудия личного или семейного труда, которые не используются для эксплуатации чужого труда.
Статья 23.
Государство признает собственность политических и массовых общественных организаций на имущество, предназначенное для достижения их целей.
Статья 24.
Закон регулирует право наследования жилища, находящегося в частном владении, и другого имущества, являющегося личной собственностью.
Земля, принадлежащая мелким земледельцам, может наследоваться только теми наследниками, которые ее лично обрабатывают, за исключением случаев, устанавливаемых законом.
В отношении имущества, объединенного в кооперативах, условия наследования устанавливаются законом.
Статья 25.
Разрешается экспроприация имущества по соображениям государственной пользы или общественного интереса за надлежащее возмещение.
Закон устанавливает порядок экспроприации и основания определения ее полезности и необходимости, а также форму возмещения с учетом интересов экспроприированного и его экономических и социальных потребностей.
Статья 26.
Каждое лицо, которому был бы причинен вред или ущерб ненадлежащими действиями должностных лиц или представителей государства при исполнении ими своих служебных обязанностей, имеет право требовать и получать соответствующее удовлетворение или возмещение способом, который устанавливается законом.
Статья 27.
Для обеспечения благосостояния граждан государство и общество охраняют природу. Обязанностью компетентных органов и, кроме того, каждого гражданина являются забота о содержании в чистоте вод и атмосферы, охрана почвы, флоры и фауны.
Глава II. ГРАЖДАНСТВО.
Статья 28.
Кубинское гражданство приобретается по рождению или по натурализации.
Статья 29.
Кубинскими гражданами по рождению являются:
а) лица, родившиеся на национальной территории, за исключением детей иностранцев, находящихся на службе своего правительства или международных организаций;
б) лица, родившиеся за границей от отца или матери — кубинцев, находящихся там с официальной миссией;
в) лица, родившиеся за границей от отца или матери — кубинцев, по совершении формальностей, указанных законом;
г) лица, родившиеся вне национальной территории от отца или матери — уроженцев Республики Куба, утративших ее гражданство, если они ходатайствуют о его восстановлении способом, который указывается законом;
д) иностранцы, которые за исключительные заслуги в борьбе за освобождение Кубы стали считаться кубинскими гражданами по рождению.
Статья 30.
Кубинскими гражданами по натурализации являются:
а) иностранцы, которые приобрели гражданство в соответствии с установлениями закона;
б) лица, участвовавшие в вооруженной борьбе против тирании, свергнутой Первого января 1959 г., если удостоверят это условие законно установленным способом;
в) лица, насильственно лишенные своего гражданства по происхождению и получившие кубинское гражданство по постановлению, вынесенному Государственным Советом.
Статья 31.
Ни заключение брака, ни его расторжение не влияют на гражданство супругов или их детей.
Статья 32.
Утрачивают кубинское гражданство:
а) лица, приобретающие иностранное гражданство;
б) лица, которые без разрешения Правительства служат другому государству либо на военных должностях, либо выполняя обязанности по осуществлению его власти или юрисдикции;
в) лица, которые на иностранной территории каким-либо способом участвуют в заговоре или действуют против народа Кубы и его социалистических и революционных институтов;
г) натурализованные кубинцы, проживающие в стране своего рождения, если каждые три года они не заявляют соответствующим консульским властям о своем намерении сохранить кубинское гражданство;
д) натурализованные граждане, которые примут двойное гражданство.
Закон определит перечень преступлений и недостойных поступков, которые влекут утрату гражданства по натурализации в силу окончательного решения суда.
Оформление утраты гражданства по основаниям, указанным в пунктах «б» и «в», производится декретом Государственного Совета.
Статья 33.
Кубинское гражданство может быть восстановлено в случаях и способами, которые предписываются законом.
Глава III. СЕМЬЯ.
Статья 34.
Государство охраняет семью, материнство и брак.
Статья 35.
Брак является добровольным союзом, заключаемым мужчиной и женщиной, имеющими на то законное основание, для совместной жизни. Он основан на абсолютном равенстве прав и обязанностей супругов, которые общими усилиями обязаны заботиться о сохранении семьи и о всестороннем воспитании детей таким образом, чтобы это было совместимо с развитием общественной деятельности супругов.
Закон регулирует оформление, признание и расторжение брака, а также права и обязательства, вытекающие из этих актов.
Статья 36.
Все дети имеют равные права независимо от рождения в браке или вне его.
Отменены всякие ограничения, связанные с характером происхождения.
Не будут составляться никакие документы о различиях в происхождении; гражданское состояние родителей не будет указываться ни в документах регистрации рождений, ни в любых иных документах, относящихся к происхождению.
Государство гарантирует путем соответствующих законных процедур установление и признание отцовства.
Статья 37.
Долг родителей содержать своих детей и способствовать защите их законных интересов и осуществлению их справедливых чаяний, а также активно содействовать образованию и всестороннему воспитанию их как полезных граждан, подготовленных к жизни в социалистическом обществе.
Дети в свою очередь обязаны уважать своих родителей и помогать им.
Глава IV. ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА.
Статья 38.
Государство направляет, развивает и поощряет образование, культуру и науку во всех их проявлениях.
В своей политике в области образования и культуры государство придерживается следующих принципов:
а) основывает свою политику в области образования и культуры на научном мировоззрении, установленном и развиваемом марксизмом-ленинизмом;
б) обучение находится в ведении государства. Поэтому учебные заведения являются государственными. Осуществление функции образования представляет собой такую задачу, в выполнении которой участвует все общество; выполнение этой задачи базируется на выводах и достижениях науки и на самой тесной связи учебы с жизнью, трудом и производством;
в) способствует коммунистическому воспитанию новых поколений и подготовке детей, молодежи и взрослых к общественной жизни.
Для осуществления этого принципа общее образование и специальное образование научного, технического или художественного характера сочетается с трудом, прикладными исследованиями, физическим воспитанием, спортом, участием в общественно-политической деятельности и в военной подготовке;
г) обучение является бесплатным. Государство устанавливает широкую систему стипендий для учащихся и предоставляет разнообразные возможности учебы работающим с целью достижения всеобщего обучения.
Закон определяет организацию и структуру национальной системы обучения, а также круг лиц, обязанных учиться, и минимальный уровень общеобразовательной подготовки, которую должен получить каждый гражданин;
д) художественное творчество свободно, поскольку его содержание не противоречит Революции. Формы выражения в искусстве свободны;
е) государство с целью повышения культурного уровня народа развивает и поощряет художественное воспитание, призвание к художественному творчеству, занятия искусством и способность ценить его;
ж) творческая и научно-исследовательская деятельность свободна. Государство стимулирует и обеспечивает научные исследования и прежде всего те, которые направлены на решение проблем, затрагивающих интересы всего общества и благосостояние народа;
з) государство благоприятствует вовлечению трудящихся в научную работу и в развитие науки;
и) государство направляет, развивает и поощряет физическую культуру и спорт во всех их проявлениях как средство образования и вклад во всестороннее воспитание граждан;
к) государство заботится о сохранении культурного наследия и художественного и исторического богатства нации. Государство охраняет национальные памятники и места, отличающиеся своей природной красотой либо признанной художественной или исторической ценностью;
л) государство содействует участию граждан через массовые общественные организации страны в осуществлении своей политики в области образования и культуры.
Статья 39.
Образование детей и молодежи в духе коммунизма является обязанностью всего общества.
Дети и молодежь пользуются особой охраной со стороны государства и общества.
Долг семьи, школы, государственных органов и массовых общественных организаций — уделять особое внимание всестороннему воспитанию детей и молодежи.
Глава V. РАВЕНСТВО.
Статья 40.
Все граждане пользуются равными правами и несут равные обязанности.
Статья 41.
Дискриминация по мотивам расы, цвета кожи, пола и национального происхождения запрещается и наказывается законом.
Государственные учреждения воспитывают всех с самого раннего возраста на принципе равенства людей.
Статья 42.
Государство провозглашает священное право, завоеванное революцией, по которому граждане без различия расы, цвета кожи и национального происхождения:
имеют доступ в соответствии со своими заслугами и способностями к любым постам и должностям в государстве, публичной администрации, в сфере производства и услуг;
продвигаются в соответствии со своими заслугами и способностями на любые должности в Революционных Вооруженных Силах, органах безопасности и внутреннего порядка;
получают равную плату за равный труд;
обучаются в любых учебных заведениях страны, одинаковых для всех от начальной школы и до университета;
получают медицинскую помощь в любых лечебных учреждениях;
проживают в любом округе, любой зоне или любом городском квартале и останавливаются в любой гостинице;
обслуживаются в любых ресторанах и в любых других учреждениях общественных услуг;
пользуются без разделений морским, железнодорожным, воздушным и автомобильным транспортом;
пользуются одними и теми же курортами, пляжами, парками, клубами, другими учреждениями культуры и спорта, местами отдыха и развлечений.
Статья 43.
Женщина пользуется равными правами с мужчиной в экономических, политических, социальных и семейных отношениях.
Чтобы гарантировать осуществление этих прав и особенно вовлечение женщины в общественный труд, государство заботится о том, чтобы женщине обеспечивалось рабочее место, отвечающее ее физическим возможностям, предоставляет ей оплачиваемый отпуск по материнству до и после родов, организует такие учреждения, как детские сады, школьные полуинтернаты и интернаты, и стремится создать все условия, обеспечивающие осуществление принципа равенства.
Глава VI. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ГАРАНТИИ.
Статья 44.
Труд в социалистическом обществе является правом, обязанностью и делом чести каждого гражданина.
Труд вознаграждается в соответствии с его качеством и количеством; при предоставлении работы учитываются требования экономики и общества, желание работника, его способности и квалификация; право на труд гарантируется социалистической экономической системой, которая обеспечивает бескризисное экономическое и социальное развитие, ликвидировав тем самым безработицу, в частности навсегда уничтожив безработицу сезонную, так называемый «мертвый сезон».
Добровольный безвозмездный труд, выполняемый на благо всего общества в области промышленности, сельского хозяйства, техники, искусства и в сфере услуг, признается как средство формирования коммунистического сознания нашего народа.
Долг каждого работника безукоризненно выполнять задачи, соответствующие его должности.
Статья 45.
Каждый, кто работает, имеет право на отдых, которое гарантируется восьмичасовым рабочим днем, еженедельным отдыхом и ежегодными оплачиваемыми отпусками.
Государство способствует расширению сети сооружений и учреждений для проведения отпусков.
Статья 46.
Каждому работнику в случае нетрудоспособности по возрасту, инвалидности или болезни государством гарантируется посредством системы социального обеспечения соответствующая защита.
В случае смерти работника подобная защита гарантируется его семье.
Статья 47.
Престарелых, не имеющих приюта и средств к существованию, и любое нетрудоспособное лицо, не имеющее родственников, которые в состоянии оказывать ему помощь, государство обеспечивает посредством социальной помощи.
Статья 48.
Государство гарантирует право на охрану, безопасность и гигиену труда путем принятия соответствующих мер для предотвращения несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Лицо, пострадавшее от несчастного случая на работе или получившее профессиональное заболевание, имеет право на медицинское обслуживание и на пособие или пенсию в случаях временной или постоянной нетрудоспособности.
Статья 49.
Все имеют право на заботу об их здоровье и на его охрану. Государство гарантирует это право:
предоставлением бесплатной медицинской помощи и бесплатного лечения в больницах, через сеть учреждений медицинского обслуживания в сельской местности, поликлиник, больниц, профилакториев и центров специализированной медицинской помощи;
предоставлением бесплатной стоматологической помощи;
развитием сети учреждений по распространению санитарных знаний и воспитанию здорового образа жизни, проведением периодических медицинских осмотров, всеобщей вакцинацией и другими средствами профилактики заболеваний. В работе этих учреждений и в проведении этих мероприятий участвует все население через массовые общественные организации.
Статья 50.
Все имеют право на образование. Это право гарантировано широкой сетью бесплатных школ, полуинтернатов и интернатов и предоставлением стипендий при всех видах и на всех уровнях обучения, а также бесплатностью учебного материала, предоставляемого каждому ребенку и молодому человеку независимо от материального положения его семьи; возможностью учиться в соответствии со своими способностями, требованиями общества и потребностями социально-экономического развития.
Взрослым мужчинам и женщинам это право обеспечивается на таких же условиях бесплатности и со специальными льготами, регулируемыми законом, через систему образования для взрослых, посредством профессионально-технического обучения, повышения трудовой квалификации на предприятиях и в государственных учреждениях и курсов высшего образования для работающих.
Статья 51.
Все имеют право на физическое воспитание, занятия спортом и развлечения.
Пользование этим правом гарантировано включением в учебные планы Национальной системы образования обучения физической культуре и спорту и практических занятий ими, широким развертыванием обучения и предоставлением в распоряжение народа средств, способствующих массовым занятиям спортом, и организацией развлечений.
Статья 52.
За гражданами признается свобода слова и печати в соответствии с целями социалистического общества. Материальные условия ее осуществления заключаются в том, что печать, радио, телевидение, кино и другие средства массовой информации являются государственной или общественной собственностью и ни в коем случае не могут быть объектом частной собственности, чем обеспечивается их использование исключительно на службе трудовому народу и в интересах общества.
Закон регулирует осуществление этих свобод.
Статья 53.
Право собраний, демонстраций и объединений осуществляется работниками физического и умственного труда, крестьянами, женщинами, учащимися и другими слоями трудового народа, и для этих целей они располагают необходимыми средствами. Массовые общественные организации располагают всеми возможностями для развертывания указанной деятельности, в которой их члены пользуются самой широкой свободой слова и мнений, основанных на неограниченном праве на инициативу и критику.
Статья 54.
Социалистическое государство, которое основывает свою деятельность и воспитание народа на научном материалистическом мировоззрении, признает и гарантирует свободу совести, право каждого исповедовать любую религию и отправлять в пределах уважения к закону религиозный культ по своему выбору. Закон регулирует деятельность религиозных учреждений. Является противозаконным и наказуемым использование верований или религии против Революции, против образования или против выполнения обязанностей трудиться, защищать Родину с оружием в руках, уважать ее символы и других обязанностей, установленных Конституцией.
Статья 55.
Жилище неприкосновенно. Никто не может проникать в чужое жилище против воли его владельца, кроме как в случаях, предусмотренных законом.
Статья 56.
Переписка неприкосновенна. Она может быть задержана, вскрыта и проверена только в случаях, предусмотренных законом. Будет сохранено в тайне содержание, которое не связано с причинами, вызвавшими проверку.
Тот же принцип будет соблюдаться и в отношении телетайпных, телеграфных и телефонных сообщений.
Статья 57.
Свобода и неприкосновенность личности гарантированы всем проживающим на национальной территории.
Никто не может быть арестован иначе, как в случаях, способом и с гарантиями, которые предписаны законами.
Личная целостность арестованного или заключенного неприкосновенна.
Статья 58.
Никто не может быть ни обвинен, ни осужден иначе, как компетентным судом, на основании законов, изданных до совершения преступления, и при соблюдении установленных ими формальностей и гарантий.
Каждый обвиняемый имеет право на защиту.
Не будет осуществляться насилие или принуждение любого вида в отношении лиц для того, чтобы заставить их давать показания.
Недействительно любое показание, полученное с нарушением данного предписания, а виновные в этом подвергаются наказаниям, которые устанавливаются законом.
Статья 59.
Конфискация имущества осуществляется только как наказание органами, в случаях и в порядке, которые определяются законом.
Статья 60.
Уголовные законы имеют обратную силу, если они благоприятствуют обвиняемому или осужденному. Другие законы не имеют обратной силы, если в них не установлено иное по соображениям общественного интереса или государственной пользы.
Статья 61.
Ни одна из свобод, признаваемых за гражданами, не может осуществляться вопреки установлениям Конституции и законов, вопреки существованию и целям социалистического государства, вопреки решимости кубинского народа построить социализм и коммунизм. Нарушение этого принципа наказуемо.
Статья 62.
Каждый гражданин имеет право направлять жалобы и просьбы в органы власти, которые обязаны разрешать их и давать ответы в надлежащий срок согласно закону.
Статья 63.
Долг каждого — беречь государственную и общественную собственность, блюсти дисциплину труда, уважать права других, соблюдать правила социалистического общежития и выполнять гражданские и общественные обязанности.
Статья 64.
Защита социалистической Родины является самой большой честью и высшим долгом каждого кубинца.
Закон регулирует военную службу, которую обязаны проходить, кубинцы.
Измена Родине является самым тяжким преступлением; тот, кто его совершит, подлежит самым суровым наказаниям.
Статья 65.
Строгое соблюдение Конституции и законов является непреложной обязанностью всех.
Глава VII. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ.
Статья 66.
Государственные органы образуются, функционируют и развивают свою деятельность на основе принципов социалистической демократии, единства власти и демократического централизма, которые проявляются в следующих формах:
а) все органы государственной власти, их исполнительные органы и все суды периодически избираются и обновляются;
б) народные массы контролируют деятельность государственных органов, депутатов, делегатов и должностных лиц;
в) выборные лица обязаны отчитываться в своей деятельности перед своими избирателями, и те имеют право отзывать их, если они не оправдывают оказанного им доверия;
г) каждый государственный орган широко развивает в рамках своей компетенции инициативу, которая направлена на использование местных ресурсов и возможностей и на вовлечение в свою деятельность массовых общественных организаций;
д) акты вышестоящих государственных органов обязательны для нижестоящих;
е) нижестоящие государственные органы ответственны перед вышестоящими и отчитываются перед ними в своей деятельности;
ж) местные исполнительные и административные органы действуют на основе системы двойного подчинения: подчинения органу народной власти соответствующего уровня и подчинения вышестоящему органу, ведающему административными вопросами, которые входят в компетенцию местного органа;
з) свобода обсуждения, осуществление критики и самокритики и подчинение меньшинства большинству действуют во всех коллегиальных государственных органах.
Глава VIII. ВЕРХОВНЫЕ ОРГАНЫ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ.
Статья 67.
Национальная Ассамблея Народной Власти является верховным органом государственной власти. Она представляет и выражает суверенную волю всего трудового народа.
Статья 68.
Национальная Ассамблея Народной Власти является единственным органом, обладающим учредительной и законодательной властью в Республике.
Статья 69.
Национальная Ассамблея Народной Власти составляется из депутатов, избираемых муниципальными Ассамблеями народной власти способом и в пропорции, которые определяются законом.
Статья 70.
Национальная Ассамблея Народной Власти избирается сроком на пять лет.
Этот срок можно будет продлевать только по постановлению самой Ассамблеи в случае войны или в силу других исключительных обстоятельств, препятствующих нормальному проведению выборов, и до тех пор, пока существуют такие обстоятельства.
Статья 71.
Через тридцать дней после выборов всех депутатов в Национальную Ассамблею Народной Власти она собирается по собственному праву под председательством старейшего по возрасту депутата, которому помогают в качестве секретарей два самых молодых депутата.
На этом заседании проверяется действительность выборов депутатов; они приносят присягу и избирают Председателя, заместителя Председателя и Секретаря Национальной Ассамблеи Народной Власти, которые немедленно приступают к исполнению своих обязанностей.
Далее Ассамблея переходит к избранию Государственного Совета.
Статья 72.
Национальная Ассамблея Народной Власти избирает из числа своих депутатов Государственный Совет, который состоит из Председателя, Первого заместителя Председателя, пяти заместителей Председателя, Секретаря и еще двадцати трех членов.
Председатель Государственного Совета является Главой государства и Главой Правительства.
Государственный Совет ответствен перед Национальной Ассамблеей Народной Власти и отчитывается перед ней во всей своей деятельности.
Статья 73.
Полномочия Национальной Ассамблеи Народной Власти:
а) постановлять о реформах Конституции соответственно установлениям статьи 141;
б) одобрять, изменять или отменять законы; выносить их предварительно на народное обсуждение, когда она сочтет это целесообразным, принимая во внимание характер законодательства, о котором идет речь;
в) принимать решения о конституционности законов, декретов-законов, декретов и других общих актов;
г) отзывать полностью или частично декреты-законы, изданные Государственным Советом;
д) обсуждать и одобрять национальные планы экономического и социального развития;
е) обсуждать и одобрять государственный бюджет;
ж) одобрять принципы системы планирования и управления народным хозяйством;
з) постановлять о денежной и кредитной системе;
и) одобрять общие направления внешней и внутренней политики;
к) объявлять состояние войны в случае военной агрессии и одобрять мирные договоры;
л) устанавливать и изменять политико-административное деление страны соответственно установлениям статьи 100;
м) избирать Председателя, заместителя Председателя и Секретаря Национальной Ассамблеи;
н) избирать Председателя, Первого заместителя Председателя, заместителей Председателя, Секретаря и остальных членов Государственного Совета;
о) назначать по представлению Председателя Государственного Совета Первого заместителя Председателя, заместителей Председателя и остальных членов Совета Министров;
п) избирать Председателя, заместителя Председателя и остальных судей Народного Верховного Суда;
р) избирать Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора Республики;
с) назначать постоянные и временные комиссии;
т) отзывать решения об избрании или назначении лиц, избранных или назначенных ею;
у) осуществлять высший надзор за государственными и правительственными органами;
ф) рассматривать отчетные доклады, представляемые Государственным Советом, Советом Министров, Народным Верховным Судом, Генеральной Прокуратурой Республики и провинциальными Ассамблеями народной власти, давать им оценку и принимать по ним соответствующие решения;
х) отзывать декреты-законы Государственного Совета и декреты или распоряжения Совета Министров, которые противоречат Конституции или законам;
ц) отзывать или изменять постановления или распоряжения местных органов народной власти, которые нарушают Конституцию, законы, декреты-законы, декреты и другие акты, изданные вышестоящим по отношению к ним органом, либо те, которые затрагивают интересы других местностей или общие интересы страны;
ч) объявлять амнистии;
ш) распоряжаться о назначении референдумов в случаях, предусмотренных Конституцией, и в других случаях, когда сама Ассамблея сочтет это целесообразным;
щ) постановлять о своем Регламенте;
э) осуществлять другие полномочия, предоставляемые настоящей Конституцией.
Статья 74.
Законы и постановления Национальной Ассамблеи Народной Власти, за исключением касающихся реформы Конституции, принимаются простым большинством голосов.
Статья 75.
Законы, одобренные Национальной Ассамблеей Народной Власти, вступают в силу в день, определяемый в каждом случае в самом законе.
Законы, декреты-законы, декреты и резолюции, положения и другие общие акты общенациональных органов государства публикуются в «Гасета офисьяль де ла Република».
Статья 76.
Национальная Ассамблея Народной Власти собирается на две очередные сессии в году и на внеочередное заседание, когда об этом ходатайствует третья часть членов Ассамблеи или когда ее созывает Государственный Совет.
Статья 77.
Для проведения заседания Национальной Ассамблеи Народной Власти требуется присутствие более половины общего числа составляющих ее депутатов.
Статья 78.
Заседания Национальной Ассамблеи Народной Власти открытые, за исключением случаев, когда Ассамблея в государственных интересах сама постановит провести их при закрытых Дверях.
Статья 79.
Полномочия Председателя Национальной Ассамблеи Народной Власти:
а) председательствовать на заседаниях Национальной Ассамблеи и обеспечивать применение ее Регламента;
б) созывать очередные заседания Национальной Ассамблеи;
в) предлагать проект повестки дня заседаний Национальной Ассамблеи;
г) подписывать законы и постановления, принятые Национальной Ассамблеей, и давать распоряжения об опубликовании их в «Гасета офисьяль де ла Република»;
д) организовывать международные связи Национальной Ассамблеи;
е) руководить работой постоянных и временных рабочих комиссий, создаваемых Национальной Ассамблеей, и организовывать эту работу;
ж) присутствовать на заседаниях Государственного Совета;
з) осуществлять другие полномочия, которыми его наделяет настоящая Конституция или Национальная Ассамблея Народной Власти.
Статья 80.
Положение депутата не влечет за собой ни личных привилегий, ни материальных выгод.
Депутаты Национальной Ассамблеи Народной Власти будут сочетать депутатские функции со своими обычными обязанностями и задачами.
В той мере, в какой это необходимо для депутатской деятельности, они будут пользоваться неоплачиваемым отпуском и получать вознаграждение, эквивалентное их заработной плате и дополнительным расходам, которые они несут в связи с выполнением депутатских обязанностей.
Статья 81.
Ни один депутат Национальной Ассамблеи Народной Власти не может быть арестован или подвергнут уголовному преследованию без разрешения Ассамблеи или Государственного Совета, когда Ассамблея не заседает, кроме случая задержания на месте преступления.
Статья 82.
Депутаты Национальной Ассамблеи Народной Власти обязаны развертывать свою работу в интересах народа, поддерживать связь со своими избирателями, выслушивать их жалобы, предложения и критику, разъяснять им политику государства и периодически отчитываться перед ними о выполнении своих функций.
Депутаты обязаны также отчитываться в своей деятельности перед Ассамблеей, когда она этого потребует.
Статья 83.
Депутаты Национальной Ассамблеи Народной Власти в любое время могут быть отозваны своими избирателями способом и в порядке, которые установлены законом.
Статья 84.
Депутаты Национальной Ассамблеи Народной Власти имеют право обращаться с запросами к Государственному Совету Совету Министров или членам этих органов, и ответ на запрос должен быть дан в ходе того же заседания или на следующем.
Статья 85.
Все государственные органы и предприятия обязаны оказывать депутатам необходимое содействие в выполнении ими своих обязанностей.
Статья 86.
Законодательная инициатива принадлежит:
а) депутатам Национальной Ассамблеи Народной Власти;
б) Государственному Совету;
в) Совету Министров;
г) комиссиям Национальной Ассамблеи Народной Власти;
д) Национальному комитету Профцентра трудящихся Кубы и национальным руководствам других массовых общественных организаций;
е) Народному Верховному Суду по вопросам, относящимся к отправлению правосудия;
ж) Генеральной Прокуратуре Республики по вопросам ее компетенции;
з) гражданам. В этом случае необходимое требование будет состоять в том, чтобы инициативу осуществляли не менее десяти тысяч граждан, пользующихся правом голоса.
Статья 87.
Государственный Совет является органом Национальной Ассамблеи Народной Власти, который представляет ее в период между сессиями, исполняет ее постановления и осуществляет другие функции, которыми его наделяет Конституция.
Он имеет коллегиальный характер и осуществляет верховное представительство Кубинского государства внутри и вне страны.
Статья 88.
Полномочия Государственного Совета:
а) распоряжаться о проведении внеочередных заседаний Национальной Ассамблеи Народной Власти;
б) постановлять о дате выборов для периодического обновления Национальной Ассамблеи Народной Власти;
в) издавать декреты-законы в период между сессиями Национальной Ассамблеи Народной Власти;
г) давать в необходимых случаях общеобязательное толкование действующих законов;
д) осуществлять законодательную инициативу;
е) издавать распоряжения, необходимые для проведения референдумов, о которых постановила Национальная Ассамблея Народной Власти;
ж) объявлять всеобщую мобилизацию, когда того требуют интересы обороны страны, и принимать на себя полномочия по объявлению войны в случае агрессии или по заключению мира, которые Конституция относит к ведению Национальной Ассамблеи Народной Власти, если она в это время не заседает и нет необходимой гарантии ее срочного созыва;
з) заменять, по представлению своего Председателя, членов Совета Министров в период между сессиями Национальной Ассамблеи Народной Власти;
и) давать судам инструкции общего характера через Управляющий совет Народного Верховного Суда;
к) давать инструкции Генеральной Прокуратуре Республики;
л) назначать и смещать, по представлению своего Председателя, дипломатических представителей Кубы в других государствах;
м) производить награждения и присваивать почетные звания;
н) назначать комиссии;
о) предоставлять помилование;
п) ратифицировать и денонсировать международные договоры;
р) выдавать агреман дипломатическим представителям других государств или отказывать в нем;
с) приостанавливать исполнение распоряжений Совета Министров, постановлений и распоряжений местных Ассамблей народной власти, которые не соответствуют Конституции или законам либо затрагивают интересы других местностей или общие интересы страны, доводя об этом до сведения Национальной Ассамблеи Народной Власти на первом же заседании, которое будет проведено после данного приостановления;
т) отзывать постановления и распоряжения исполнительных комитетов местных органов народной власти, которые противоречат Конституции, законам, декретам-законам, декретам и другим актам, изданным вышестоящим по отношению к ним органом, либо затрагивают интересы других местностей или общие интересы страны;
у) одобрять свой Регламент;
ф) осуществлять другие полномочия, предоставляемые Конституцией и законами или поручаемые Национальной Ассамблеей Народной Власти.
Статья 89.
Все решения Государственного Совета принимаются положительным голосованием простого большинства его состава.
Статья 90.
Мандат, предоставленный Государственному Совету Национальной Ассамблеей Народной Власти, истекает с момента конституирования новой Ассамблеи в силу ее периодического обновления.
Статья 91.
Полномочия Председателя Государственного Совета и Главы Правительства следующие:
а) представлять государство и Правительство и руководить их общей политикой;
б) организовывать деятельность Государственного Совета и Совета Министров и руководить ею, созывать заседания этих органов и председательствовать на них;
в) контролировать и обеспечивать развертывание деятельности министерств и других центральных ведомств администрации;
г) принимать на себя руководство любым министерством или центральным ведомством администрации;
д) после своего избрания Национальной Ассамблеей Народной Власти предлагать ей кандидатуры членов Совета Министров;
е) принимать отставку членов Совета Министров или же предлагать Национальной Ассамблее Народной Власти либо Государственному Совету в зависимости от того, какой орган заседает, замену любого члена Совета Министров и в обоих случаях представлять соответствующие кандидатуры для замены;
ж) принимать верительные грамоты от глав иностранных дипломатических миссий. Эту функцию он сможет делегировать любому из заместителей Председателя Государственного Совета;
з) осуществлять верховное главнокомандование Революционными Вооруженными Силами;
и) подписывать декреты-законы и другие постановления Государственного Совета и отдавать приказы об их опубликовании в «Гасета офисьяль де ла Република»;
к) осуществлять другие полномочия, которыми его наделяют настоящая Конституция или Ассамблея.
Статья 92.
В случае отсутствия, болезни или смерти Председателя Государственного Совета его функции выполняет Первый заместитель Председателя.
Статья 93.
Совет Министров является высшим исполнительным и административным органом и образует Правительство Республики.
Число, наименования и функции министерств и центральных ведомств, которые входят в состав Совета Министров, определяются законом.
Статья 94.
Совет Министров состоит из Главы государства и Правительства, который является его Председателем, Первого заместителя Председателя, заместителей Председателя, Председателя Центрального совета планирования, министров, Секретаря и остальных членов, определяемых законом.
Статья 95.
Председатель, Первый заместитель Председателя и заместители Председателя Совета Министров образуют его Исполнительный комитет.
Члены Исполнительного комитета контролируют и координируют по секторам работу министерств и центральных ведомств.
Когда этого требует неотложность дела, Исполнительный комитет может решать вопросы, отнесенные к ведению Совета Министров.
Статья 96.
Полномочия Совета Министров:
а) организовывать деятельность в политической, экономической, культурной, научной, социальной и оборонной сферах и руководить ее осуществлением в соответствии с постановлениями Национальной Ассамблеи Народной Власти;
б) предлагать проекты общих планов социально-экономического развития государства и после одобрения их Национальной Ассамблеей Народной Власти организовывать выполнение планов, руководить им и контролировать его;
в) руководить внешней политикой Республики и отношениями с другими правительствами;
г) одобрять международные договоры и представлять их на ратификацию Государственному Совету;
д) руководить внешней торговлей и контролировать ее;
е) разрабатывать проект государственного бюджета и после его одобрения Национальной Ассамблеей Народной Власти обеспечивать его исполнение;
ж) принимать меры по укреплению денежной и кредитной системы;
з) разрабатывать проекты законодательных актов и представлять их на рассмотрение Национальной Ассамблеи Народной Власти или Государственного Совета в зависимости от того, какой орган заседает;
и) обеспечивать национальную оборону, поддержание внутреннего порядка и внутренней безопасности, охрану прав граждан, а также защиту их жизни и имущества в случае стихийных бедствий;
к) руководить государственной администрацией, осуществлять объединение, координацию и надзор в отношении деятельности министерств и других центральных ведомств администрации;
л) исполнять законы и постановления Национальной Ассамблеи Народной Власти, а также декреты-законы и распоряжения Государственного Совета и при необходимости издавать соответствующие положения;
м) издавать декреты и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и контролировать их выполнение;
н) предоставлять убежище на территории страны;
о) определять общую организацию Революционных Вооруженных Сил;
п) осуществлять через соответствующие министерства и центральные ведомства руководство, методический и технический надзор за выполнением административных функций местными органами народной власти;
р) отзывать или объявлять недействительными распоряжения министров, руководителей центральных ведомств администрации и административных управлений местных органов народной власти, когда эти акты противоречат вышестоящим нормам, исполнение которых для указанных должностных лиц обязательно;
с) вносить предложение в Национальную Ассамблею Народной Власти об отзыве или в Государственный Совет о приостановлении исполнения постановлений и распоряжений Ассамблей местных органов народной власти, которые противоречат законам и другим действующим актам либо затрагивают интересы других сообществ* или общие интересы страны;
т) создавать комиссии, которые сочтет необходимыми для содействия выполнению поставленных перед ним задач;
у) назначать и смещать должностных лиц в соответствии с полномочиями, предоставленными ему законом;
ф) осуществлять любую другую функцию, порученную Национальной Ассамблеей Народной Власти или Государственным Советом.
Статья 97.
Совет Министров ответствен и периодически отчитывается во всей своей деятельности перед Национальной Ассамблеей Народной Власти.
Статья 98.
Полномочия членов Совета Министров:
а) руководить делами и выполнением задач вверенного министерства или ведомства, издавая с этой целью необходимые резолюции и распоряжения;
б) издавать, когда это не является установленным полномочием другого государственного органа, положения, необходимые для исполнения и применения относящихся к ним законов и декретов-законов;
в) присутствовать на заседаниях Совета Министров с правом решающего голоса и представлять ему проекты законов, декретов-законов, декретов, резолюций, постановлений или любое другое предложение, которое они сочтут нужным;
г) назначать в соответствии с законом должностных лиц, которые им подчиняются;
д) осуществлять любое другое полномочие, которым их наделяют Конституция и законы.
Статья 99.
Генеральный секретарь Профцентра трудящихся Кубы имеет право участвовать в заседаниях Совета Министров и его Исполнительного комитета.
Глава IX. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ.
Статья 100.
Национальная территория в политико-административных целях делится на провинции и муниципии, число, границы и названия которых устанавливаются законом.
Закон может установить, кроме того, другие виды деления.
Статья 101.
Ассамблеи делегатов народной власти, образуемые в политико-административных единицах, на которые в соответствии с законом делится национальная территория, являются высшими органами государственной власти на местах.
Статья 102.
Местные Ассамблеи народной власти облечены самой высокой властью для осуществления государственных функций в соответствующих единицах. С этой целью и в пределах своего круга ведения они осуществляют государственное управление; через образуемые ими органы они руководят непосредственно подчиненными хозяйственными организациями в сферах производства и услуг и развертывают необходимую для удовлетворения потребностей коллектива территории, на которую распространяется юрисдикция каждой Ассамблеи, деятельность в области снабжения, хозяйства, культуры, образования и развлечений.
Кроме того, они оказывают помощь в развертывании деятельности и выполнении планов организациям, расположенным на подведомственной Ассамблеям территории, но им не подчиненным.
Статья 103.
Для осуществления своих функций местные Ассамблеи народной власти опираются на инициативу и широкое участие населения и действуют в тесном сотрудничестве с массовыми общественными организациями.
Статья 104.
Местные органы народной власти в соответствующей мере и в согласии с законом участвуют в выработке принимаемого государством Единого плана социально-экономического развития, в его последующем выполнении и в контроле за ним.
Статья 105.
В пределах своей компетенции провинциальные и муниципальные Ассамблеи народной власти:
а) исполняют законы и акты общего характера, которые исходят от вышестоящих органов государства, и обеспечивают их исполнение;
б) принимают постановления и издают распоряжения;
в) отзывают, приостанавливают или изменяют, в зависимости от обстоятельств, постановления и распоряжения подчиненных им органов, нарушающие Конституцию, законы, декреты-законы, декреты, положения или резолюции, которые изданы вышестоящими органами государственной власти, либо затрагивающие интересы других сообществ или общие интересы страны;
г) избирают свой исполнительный комитет и определяют в соответствии с законом его организацию, деятельность и задачи;
д) отзывают мандат членов соответствующих исполнительных комитетов;
е) определяют организацию, деятельность и задачи административных управлений по отраслям социально-экономической деятельности;
ж) назначают, заменяют и освобождают от должности руководителей своих административных управлений;
з) формируют и распускают рабочие комиссии;
и) избирают и отзывают в соответствии с положениями закона судей народных судов в своих соответствующих территориальных единицах;
к) рассматривают отчетные доклады, представляемые им исполнительными комитетами, судебными органами и непо-
средственно нижестоящими Ассамблеями, дают оценку этим отчетам и принимают по ним соответствующие решения;
л) охраняют права граждан и социалистическую собственность;
м) ведут работу по укреплению социалистической законности, поддержанию внутреннего порядка и повышению обороноспособности страны;
н) осуществляют другие полномочия, возложенные на них Конституцией и законами.
Статья 106.
Во второе воскресенье после выборов всех делегатов в муниципальную Ассамблею народной власти она собирается под председательством старейшего по возрасту делегата для проверки действительности выборов делегатов и после такой проверки избирает исполнительный комитет и делегатов в провинциальную Ассамблею. На этом заседании действуют в качестве секретарей два самых молодых делегата.
Остальные местные Ассамблеи конституируются в том же порядке и в срок, указанный в законе.
Статья 107.
Очередные и внеочередные заседания местных Ассамблей народной власти проводятся открыто для народа. Только когда на них речь идет о вопросах, содержащих государственную тайну или затрагивающих честь отдельных лиц, Ассамблея сможет постановить о проведении заседаний при закрытых дверях.
Статья 108.
Для правомочности заседаний местных Ассамблей народной власти требуется присутствие более половины всего их состава. Их постановления принимаются простым большинством голосов.
Статья 109.
Административные управления подчиняются соответствующей Ассамблее, ее исполнительному комитету и вышестоящему органу соответствующей отрасли администрации.
Статья 110.
Постоянные рабочие комиссии, организованные по отраслям производства и услуг или по сферам деятельности, помогают Ассамблеям и их исполнительным комитетам в их соответствующей деятельности и в контроле за административными управлениями и местными предприятиями.
Комиссии временного характера выполняют возложенные на них специфические задачи в пределах указываемого им срока.
Статья 111.
Ассамблеи обновляются периодически-каждые два с половиной года, что составляет срок продолжительности мандата делегатов. Этот срок можно будет продлевать только решением Национальной Ассамблеи Народной Власти в случаях, указанных в статье 70.
Статья 112.
Мандат делегатов отзывается только избирателями, которые могут осуществлять это право в любой момент в соответствии с порядком, устанавливаемым законом. В законе определяются также случаи и порядок замены делегатов, когда имеются препятствия для выполнения ими своих функций.
Статья 113.
Делегаты осуществляют мандат, вверенный им избирателями, в интересах всего сообщества и обязаны:
а) доводить до сведения Ассамблеи мнения, нужды и трудности, о которых им сообщили избиратели;
б) информировать избирателей о политике, проводимой Ассамблеей, и о мерах, принятых для удовлетворения заявленных населением нужд, или трудностях, возникших при разрешении этих вопросов;
в) периодически отчитываться в своей личной деятельности перед избирателями и Ассамблеей, в состав которой входят.
Статья 114.
Исполнительный комитет является коллегиальным органом, избираемым провинциальными и муниципальными Ассамблеями народной власти для выполнения функций, которыми его наделяют Конституция и законы, и задач, поручаемых ему Ассамблеями.
Исполнительный комитет состоит из членов, число которых определяется законом. Они избирают председателя, заместителя председателя и секретаря, которые утверждаются Ассамблеей и являются в то же время председателем, заместителем председателя и секретарем самой Ассамблеи.
Статья 115.
Выборы членов исполнительных комитетов муниципальных и провинциальных Ассамблей должны производиться из числа делегатов соответствующей Ассамблеи.
Во всех случаях выборы должны проводиться на основании списков кандидатов, предложенных способом, который устанавливается законом.
Председатель каждого муниципального исполнительного комитета является, кроме того, по собственному праву делегатом соответствующей провинциальной Ассамблеи народной власти.
Статья 116.
Полномочия исполнительных комитетов:
а) созывать очередные и внеочередные заседания Ассамблеи;
б) публиковать и исполнять постановления, принятые Ассамблеей;
в) приостанавливать исполнение любого акта, исходящего от непосредственно нижестоящих местных Ассамблей народной власти, если он нарушает Конституцию, законы и другие акты, изданные вышестоящими органами государственной власти, либо затрагивает интересы других сообществ или общие интересы страны;
г) отзывать в случаях, перечисленных в предыдущем пункте, распоряжения, постановления и резолюции исполнительных комитетов непосредственно нижестоящих местных Ассамблей народной власти в периоды между заседаниями Ассамблей, к которым принадлежат;
д) рассматривать отчетные доклады, представляемые им непосредственно нижестоящими исполнительными комитетами, давать этим отчетам оценку и принимать по ним соответствующие решения;
е) руководить административными управлениями и местными предприятиями и контролировать их;
ж) назначать и заменять должностных лиц административных управлений и местных предприятий;
з) принимать соответствующие меры для помощи в развертывании деятельности и выполнении планов организациям, расположенным на территории, подведомственной соответствующей Ассамблее, но ей не подчиненным;
и) отстранять от должности и временно заменять руководителей административных управлений и местных предприятий, доводя такие решения до сведения Ассамблеи для утверждения или изменения.
Статья 117.
В периоды между заседаниями Ассамблеи исполнительный комитет принимает на себя ее функции, указанные в пунктах «а», «б», «з», «л» и «м» статьи 105.
Постановления и распоряжения общего характера, принимаемые исполнительным комитетом при осуществлении данных полномочий, должны быть выраженным образом утверждены, изменены или объявлены недействительными Ассамблеей на первом же ее заседании, которое она проведет после принятия этих актов.
Статья 118.
Исполнительный комитет периодически отчитывается о своей деятельности перед соответствующей Ассамблеей и перед непосредственно вышестоящим исполнительным комитетом.
Статья 119.
Мандат, вверенный исполнительным комитетам, прекращается с конституированием новых соответствующих провинциальных и муниципальных Ассамблей народной власти.
Статья 120.
Собственные полномочия председателя каждого исполнительного комитета:
а) созывать заседания соответствующей Ассамблеи и председательствовать на них;
б) обеспечивать применение Регламента Ассамблеи;
в) созывать заседания исполнительного комитета и председательствовать на них;
г) организовывать деятельность исполнительного комитета.
Председатель исполнительного комитета может делегировать какую-либо из функций, которыми он наделен, заместителю председателя.
Глава X. СУДЫ И ПРОКУРАТУРА.
Статья 121.
Функция отправления правосудия исходит от народа и осуществляется от его имени Народным Верховным Судом и другими судами, учреждаемыми законом.
Юрисдикция и компетенция судов различных ступеней будут приспособлены к политико-административному делению страны и потребностям судебной функции.
Закон регулирует: организацию судов; полномочия судов и способ их осуществления; требования, которым должны удовлетворять судьи; способ их избрания; продолжительность пребывания их на соответствующих должностях; порядок отзыва.
Статья 122.
Суды образуют систему государственных органов, построенных на основе функциональной независимости от любого другого органа и подчиненных только Национальной Ассамблее Народной Власти и Государственному Совету.
Статья 123.
Деятельность судов имеет следующие главные цели:
а) поддерживать и укреплять социалистическую законность;
б) защищать экономический, социальный и политический строй, установленный настоящей Конституцией;
в) охранять социалистическую собственность, личную собственность граждан и другие формы собственности, признаваемые настоящей Конституцией;
г) защищать права и законные интересы государственных учреждений, хозяйственных и массовых общественных организаций;
д) охранять жизнь, свободу, достоинство, честь, имущество, семейные отношения и другие права и законные интересы граждан;
е) предупреждать нарушения закона и антиобщественное поведение, наказывать и перевоспитывать тех, кто допускает
такие нарушения, восстанавливать действие правовых норм, когда имеются заявления об их нарушении;
ж) повышать общественное правосознание в целях строгого соблюдения закона, формулируя решения таким образом, чтобы они способствовали воспитанию граждан в духе сознательного и добровольного выполнения ими своих обязанностей — быть преданными Родине, делу социализма и соблюдать правила социалистического общежития.
Статья 124.
Народный Верховный Суд осуществляет высшую судебную власть, и в этом случае его решения являются окончательными.
Через свой Управляющий совет он осуществляет законодательную инициативу и регламентарную власть; принимает решения и издает нормы, обязательные для исполнения всеми народными судами, и на основе опыта судов издает инструкции обязательного характера для установления единообразной судебной практики при толковании и применении закона.
Статья 125.
Судьи при осуществлении своей функции отправления правосудия независимы и превыше всего обязаны следовать закону.
Статья 126.
Приговоры и другие окончательные решения судов, вынесенные в пределах их компетенции, подлежат неуклонному исполнению государственными учреждениями, хозяйственными и общественными организациями и гражданами, как теми, к кому они относятся прямо, так и теми, кто, не будучи заинтересован непосредственно, обязан принимать участие в их исполнении.
Статья 127.
Все суды действуют коллегиально. В деятельности по отправлению правосудия участвуют с равными обязанностями и правами профессиональные судьи и заседатели.
Выполнение судебных функций, порученных заседателю, учитывая их общественную значимость, должно иметь приоритет.
Статья 128.
Суды отчитываются о своей деятельности перед избравшей их Ассамблеей не реже одного раза в год.
Статья 129.
Право отзыва судей принадлежит органу, который их избирает.
Статья 130.
Главной задачей Генеральной Прокуратуры Республики является контроль за соблюдением социалистической законности на основе надзора за точным исполнением законов и других правовых предписаний государственными учреждениями, хозяйственными и общественными организациями и гражданами.
Закон определяет способ, объем и случаи осуществления прокуратурой своих полномочий по выполнению указанной задачи.
Статья 131.
Генеральная Прокуратура Республики представляет собой единый орган, подчиненный исключительно Национальной Ассамблее Народной Власти и Государственному Совету.
Генеральный Прокурор Республики получает указания непосредственно от Государственного Совета.
На Генерального Прокурора Республики возлагаются руководство деятельностью прокуратуры на всей национальной территории и регламентация этой деятельности.
Генеральный Прокурор Республики является членом Управляющего совета Народного Верховного Суда.
Органы прокуратуры организованы по вертикали по всей стране, подчинены только Генеральной Прокуратуре Республики и независимы от любого местного органа.
Статья 132.
Генеральный прокурор Республики и заместители Генерального Прокурора избираются и могут быть отозваны Национальной Ассамблеей Народной Власти. Закон устанавливает срок, на который они избираются.
Статья 133.
Генеральный прокурор Республики отчитывается о своей деятельности перед Национальной Ассамблеей Народной Власти не реже одного раза в год.
Глава XI. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
Статья 134.
На всех выборах и на референдумах голосование является свободным, равным и тайным. Каждый избиратель имеет право только на один голос.
Статья 135.
Имеют право голоса все кубинцы, мужчины и женщины, старше шестнадцати лет, за исключением:
а) умалишенных, признанных таковыми судебным постановлением;
б) осужденных к поражению в правах за преступления.
Статья 136.
Имеют право избираться кубинские граждане, мужчины и женщины, которые пользуются своими политическими правами во всей полноте.
Если проводятся выборы депутатов в Национальную Ассамблею Народной Власти, они должны быть, кроме того, старше восемнадцати лет.
Статья 137.
Лица, состоящие в Революционных Вооруженных Силах и других вооруженных формированиях, имеют право избирать и избираться наравне с остальными гражданами.
Статья 138.
Закон определяет число делегатов, из которых должна быть образована каждая Ассамблея, пропорционально числу жителей соответствующих политико-административных единиц, на которые делится национальная территория, и регулирует, кроме того, порядок и способ выборов.
Делегаты в муниципальные Ассамблеи избираются по заранее определенным избирательным округам.
Статья 139.
Муниципальные Ассамблеи избирают тайным голосованием делегатов в провинциальные Ассамблеи народной власти.
Статья 140.
Чтобы считаться избранным в качестве делегата, необходимо получить более половины голосов, поданных в соответствующем избирательном округе.
В случае невыполнения этого условия закон регулирует способ проведения новых выборов для решения вопроса о том, кто из получивших большее число голосов будет избран.
Глава XII. КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА.
Статья 141.
Настоящая Конституция может подвергнуться полной или частичной реформе только постановлением Национальной Ассамблеи Народной Власти, принятым при поименном голосовании большинством не менее двух третей общего числа ее депутатов.
Если реформа — полная или касается состава и полномочий Национальной Ассамблеи Народной Власти или ее Государственного Совета либо прав и обязанностей, освященных Конституцией, то требуется, кроме того, утверждение положительным голосованием большинства граждан, обладающих избирательным правом на референдуме, назначаемом с этой целью самой Ассамблеей.