Структура шариатской судебной системы (Современные гуманитарные исследования, номер 5 за 2013 год)

СТРУКТУРА ШАРИТСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
Современные гуманитарные исследования, номер 5 за 2013 год, с. 100-103.
Пашков Р.В., специалитет МГЮА
Введение.
Все нормы мусульманского права делятся на правила отправления религиозных обязанностей и нормы, регулирующие взаимоотношения людей.
Вторая группа норм, в свою очередь, подразделяется на три основные отрасли частного права:
• так называемое «право личного статута» (брак, развод, родство, материальное обеспечение семьи, обязанности по воспитанию детей, завещание, наследование «по закону», опека, попечительство, ограничение правоспособности и т.п.);
• деликтное (уголовное) право, отличающееся известной схематичностью и меньшей детализацией по сравнению с двумя указанными выше отраслями. Особенностью данной отрасли является то, что она включает санкции за все право¬нарушения независимо от их характера;
• комплекс норм, условно именуемый мусульманским гражданским правом – муамалат (вопросы собственности, различные виды сделок и их обеспечение, порядок исполнения обязательств и т. п.).
Современные авторы отмечают, что мусульманское право не знает самостоятельной отрасли торгового права, хотя и уделяет заметное внимание разнообразным формам коммерческих товариществ. Мусульманско-правовая доктрина наряду с этими тремя отраслями выделяла три другие публичной части:
• отрасль «властных норм»;
• судебное право;
• нормы «сийар» — отрасль, которую условно называют «мусульманским международным правом».
Отрасль судебного мусульманского права включает принципы судоустройства и правила процесса и деятельности различных по своему характеру органов правосудия.
Классическое построение шариатской судебной системы.
Классическое построение шариатской судебной системы следующее.
На низовом уровне участковый суд кади, разделения на судей по гражданским и уголовным делам нет. Мелкие гражданские иски и уголовные преступления небольшой и средней тяжести – вот компетенция участкового судьи. На следующей уровне уже апелляционные суды эмиратств – их компетенция: уголовные преступления большой тяжести, арбитражные дела, иски по гражданским делам с большими суммами в качестве суда первой инстанции, а второй – апелляционный суд по решениям кади, не вступившим в силу. Кассационную инстанцию (судопроизводство) шариат не знает, то есть институт обжалования дел, вступивших в законную силу, по аналогии с апелляцией, отсутствует.
Далее Верховный шариатский суд – апелляционная инстанция по уголовным делам большой тяжести, арбитражным делам, искам по гражданским делам с большими суммами.
Возглавляет судебную систему Высшая судебная шура – орган, назначающий всех судей. Также в го компетенцию входит рекомендации по совершенствованию работы судебной системы. Иногда глава исламского государства передает полномочия по помилованию данному органу. В случае, если данный оран занимается только назначением судей, то может быть только Высшая судебная комиссия. Весь состав назначается главой государства.
К вопросу о Высшей судебной шуре.
Прежде всего о статусе высшего судебного органа. Это орган судебной власти и поэтому он воплощает в себе государственное начало, начало государственной власти. Но при этом он не должен пересекаться с органами самоуправления судебного сообщества или с органами отправления правосудия как такового. Должно быть достигнуто равновесие.
Поднимается вопрос о кади всех кади вместо Высшей судебной шуры. Кади всех кади будет совмещать функции и отправления правосудия и возглавлять судебную власть. На наш взгляд это не вполне правильно. Высшая судебная шура – орган административного руководства судебной системой со стороны государства, а кади всех кади будет совмещать такие важнейшие функции. Он физически не сможет справиться с таким объемом работы и поэтому реально все будет решать его канцелярия, готовящая документы, да и в принципе это орган далекого прошлого, мусульманского средневековья.
Главу Судебной власти ИРИ назначает лидер страны (рахбар) на пятилетний срок из числа «сведущих в судебных делах муджтахидов». Глава Судебной коллегии имеет право назначать и увольнять судей, предлагать законопроекты, связанные с судебной властью. Он фактически независим от двух других ветвей власти: исполнительной и законодательной, и ответственен только перед Лидером страны. Министр юстиции в исполнительной ветви власти имеет административные функции и не играет важную судебную роль.
Вряд ли целесообразно создавать единый орган для прокурорского и судейского сообществ, тем более что прокуратура строится целиком на подчинении и централизации. В то же время судебное сообщество внутренне плюралистично и допускает широкое самоуправление.
Высшая судебная Шура – высший орган административного обеспечения шариатской системы, рассматривающий вопросы кадрового перемещения внутри судебной системы, возглавляется главой государства.
Наконец, к вопросу о том, кто будет возглавлять Высшую судебную шуру. Кади всех кади либо глава государства. Думается, что должность кади всех кади как лица, возглавляющего судебную власть, неприменима в современных условиях. Высшую судебную шуру должен возглавлять глава государства как высшее должностное лицо, направляющее государственную политику в области административного руководства судебной системой.
Конституционная юстиция.
Шариатская доктрина не слишком много внимания уделяет вопросам конституционной юстиции, считая это больше западноевропейским нововведением, ведь оценка идет не на соответствие конституции, а на соответствие Корану и Сунне, то есть в принципе другой вектор. В шариате наиболее целесообразно специальное присутствие конституционного характера – Конституционная Шура. Конституционная Шура – специальное присутствие конституционного характера, которое рассматривает вопросы конституционных споров на предмет наличия в них противоречий и передавала бы данные споры на разрешение особому судебному органу – Конституционному пленуму Верховного суда.
Половину членов Конституционной шуры могла бы назначаться главой исламского государства, а вторая половина – Меджлисом аль Шура. Конституционная Шура констатировала бы факт наличия спора и далее дело рассматривает Конституционный пленум Верховного суда. Данные пленум есть особое совещание, члены пленума в количестве 15-20 человек избираются на 2 года членами Верховного суда, Конституционный пленум Верховного суда уполномочен разрешать конституционные споры согласно основному закону. Решения данного органа окончательны и обжалованию не подлежат.
Структура шариатской судебной системы.
Чтобы правильно оценивать шариатскую судебную систему нужно понимать, что основополагающим является деление шариата на частное и публичное право и отсюда прямо вытекает система судов. Главным являются система судов публичного и система судов частного права. Также очень характерно деление на внутреннее исламское право и право народов, то есть международное.
Необходимо заметить, что согласно исламской доктрине шариатская судебная система выглядит так:
1. Высшая судебная шура, возглавляемая главой государства – назначение судей и высшая апелляционная инстанция по наиболее значимым делам.
2. Система шариатских общих судов:
• Верховный шариатский суд (в составе Конституционного пленума, Пленума, Президиума (в порядке надзора), коллегий по гражданским, уголовным, делам с участием иностранцев, трудовым и экономическим делам),
• Региональные апелляционные суды эмиратств (на решения участковых судов в качестве второй инстанции и в качестве первой инстанции экономические споры),
• участковые суды кади.
3. Система административных шариатских трибуналов, в исламе право делится на частное (отношения между гражданами) и отношения с государством (публичное), то есть вопросами публичного права занимается система административных трибуналов по аналогии с общей системой судов:
• Высший административный шариатский трибунал (в составе Пленума, Президиума (в порядке надзора), коллегий по социальным, финансовым, административным делам)
• Региональные административные трибуналы эмиратств (в качестве первой инстанции).
4. Отдельный суд по трудовым делам (отношения между работником и работодателем) – такая судебная система стала допускаться в 20 веке среди мусульманских ученых, хотя систему не вписывается.
5. Отдельный суд по спорам с участием иностранцев и немусульман как отдельное судебное присутствие, хотя это не вполне желательно.
Решение данного вопроса зависит напрямую от понимания сущности шариата. Если шариат понимается как божественный закон, данный в неизменном виде, то структура будет следующая. В данном случае на самом деле будет две структуры: для мусульман и немусульман. Для мусульман наиболее вероятен такой вариант: Верховный шариатский суд, Апелляционный окружной шариатский суд и первичный (участковый) шариатский суд кади. Для немусульман западноевропейская система права и соответственно – и судебная система. Обычно это Верховный суд по уголовным делам, участковые суды по уголовным делам, Высший суд по гражданским делам и Суд по социальным и трудовым делам.
Более своеобразным является второй вариант построения шариатской судебной системы на союзной уровне Халифата (у султанатов своя система):
1. Муджтахид судебной власти – назначает судей всех уровней, кроме членов Конституционной палаты (назначаются Меджлисом аль Шура)
2. Система шариатских общих судов:
• Верховный шариатский суд в составе:
 Высшая судебная шура – коллегиальный орган Верховного шариатского суда, надзорный судебный орган и для общей юрисдикции и для административных трибуналов,
 Высшая конституционная палата – коллегиальный орган Верховного шариатского суда, состав назначается Меджлисом аль Шура, разрешает вопросы судебного конституционного надзора,
 Комиссия по фетвам – назначается Меджлисом аль Даава, решает вопросы судебного толкования законов и обобщения судебной практики,
 Палата по экономическим делам (в качестве второй инстанции),
 Палата по уголовным делам (в качестве третьей инстанции).
 Палата по трудовым делам (в качестве третьей инстанции),
 Палата по делам с участием иностранцев (в качестве третьей инстанции),
 Палата по гражданским делам (в качестве третьей инстанции)
 Верховный шариатский суд в составе:
• Региональные апелляционные суды эмиратств в составе:
 Палата по экономическим делам (в качестве первой инстанции),
 Апелляционная палата по уголовным делам (в качестве второй инстанции),
 Апелляционная палата по трудовым делам (в качестве второй инстанции),
 Апелляционная палата по делам с участием иностранцев (в качестве второй инстанции)
• участковые суды кади.
3. Система административных шариатских трибуналов ведомства мухтасиба (хисбы), в исламе право делится на частное (отношения между гражданами) и отношения с государством (публичное), то есть вопросами публичного права занимается система административных трибуналов по аналогии с общей системой судов:
• Высший административный шариатский трибунал (в составе Палат по административным, социальным, финансовым делам второй инстанции)
• Региональные административные трибуналы эмиратств (в качестве первой инстанции).
Если же шариат понимается как развивающееся государственное право с общими принципами функционирования, но проявляющее себя в разнообразных правовых формах мусульманских государств, то может быть возможна и такая система. Конституционная юстиция, система арбитражных шариатских судов во главе с Высшим шариатским арбитражным судом, система судов общей юрисдикции, включающая Верховный суд и суды по уголовным и гражданским делам. Административные шариатские трибуналы как органы административной юстиции наиболее целесообразно включить в структуру хисбы.
Структура шариатской судебной системы.
К особенностям шариатской судебной системы можно отнести следующие.
Во-первых, определяющим для структуры шариатской судебной системы является деление на суды общей юрисдикции и административные трибуналы в отличие от европейской системы права с делением в основном на суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Отметим, что речь идет об изначальных доктринальных основах, хотя в последней трети 20 века в Европе стала распространятся система административных судов.
Во-вторых, в системе шариатского судопроизводства отсутствует кассация как обжалование решений судов, вступивших в законную силу. Допускается только апелляционное обжалование решений судов как не вступивших в законную силу.
В-третьих, надзорное производство возможно только по инициативе прокурора или самого суда, но никак ни стороны в процессе.
В-четвертых, присутствие адвокатов не приветствуется в шариатском суде, адвокат может подготовить жалобу, но излагать фактические обстоятельства должен сам истец без помощи адвоката.
Заключение.
В принципе на самом деле, структура шариатской судебной системы во втором случае очень будет похожа на то, что мы видим в западноевропейских странах, но, возможно, будет создано и что-то глубоко оригинальное. В любом случае параллели будут очевидны. В данном случае мусульманским странам придется в какой-то степени повторить путь западного мира, творчески перерабатывая его.
Наиболее положительным здесь является опыт Германии в части построения разнообразной судебной системы и опыт Франции в области административной юстиции. Также рациональным кажется и опыт России в области арбитражных судов. В любом случае все это позволит мусульманам создать подлинно исламскую судебную систему.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.