Адаты Самурского округа

АДАТЫ САМУРСКОГО ОКРУГА .
ГЛАВА I.
Об убийствах.
§ 1) Если один или несколько человек убьют каким бы то ни было оружием или отравят какого-нибудь человека и, совершивши это, сознаются, то они должны удалиться сами из деревни на полгода в другую местность, чтобы не встретиться с родственниками убитого. По истечении этого срока, виновные возвращаются в деревню, где общество мирит, их с родственниками убитого следующим образом: на убийцу надевают саван и несколько человек почетных жителей ведут его к дому ближайших родственников убитого, где убийца просит прощения у этих родственников, и затем, заплатив 300 рублей, если убитый мужчина и 150 руб., если убита женщина, почетные лица мирят оба тохума. После этого не бывает преследования убийцы.
§ 2) Если – в случае совершения убийства, объясненного в предыдущем §, убийца или убийцы не сознаются в содеянном преступлении, то в доказательство совершения преступления требуется от истца два свидетеля, которые должны под присягою подтвердить справедливость обвинения истцом убийцы.
§ 3) Если истец может подкрепить свое обвинение не двумя свидетельскими показаниями, а только одним, то в таком случае принимается один свидетель – с тем, что истец должен под присягою показать, что этот свидетель не подкуплен и не свидетельствует из корыстных видов.
§ 4) Свидетелями в вышеуказанных случаях не допускаются: враги обвиняемого, родственники убитого, к которым по каким-нибудь случаям может перейти наследство убитого, люди дурного поведения и обличенные хотя один раз в лжесвидетельстве.
§ 5) Если у истца не будет свидетелей, то подозреваемый в убийстве должен очистить себя присягою 40 родственников, из коих 20 назначаются по выбору исца и 20 – по выбору ответчика; если все 40 выборных очистят его присягою, то он освобождается от всякого обвинения; если же из числа 40 выборных его не очистят присягою от 1 до 4-х человек, то предоставляется истцу вместо них выбрать других его родственников, и если эти носледние выборные примут присягу в невиновности подозреваемого, то он освобождается от всякого подозрения; в противном случае, он считается преступником и с ним поступают, как сказано в § 1.
Примечание. В числе 40 человек выборных не допускаются люди, находящиеся во вражде с подозреваемым лицом. Врагами считаются те, которые в праздник байрама не приходят с поздравлением и в случае смерти кого-либо из членов семейства не приходят с соболезнованием и при встрече не отдают друг другу салям.
§ 6) Если в обоюдной драке один будет убить, а другой, получив тяжкие раны, останется жив и выздоровеет, то последний обвиняется также, как сказано в § 1, т. е. платит за кровь, не получая сам никакого возмездия за полученные раны.
§ 7) Если в обоюдной драке оба участвовавшие будут убиты или умрут от ран, то в таком случае ни одна сторона не получает вознаграждения, засчитывая кровь за кровь.
§ 8) Если два лица или два тохума в драке между собою убьют кого-либо из посторонних лиц, пришедших унять драку, и убийца не будет известен, то плата за кровь падает на обе стороны, которые должны удовлетворить родственников убитого.
§ 9) В драке двух партий или тохумов, если будет убито равное число людей с каждой стороны, то считается кровь за кровь; если же в одном тохуме будет убито большее число людей, то противный тохум должен заплатить кровные деньги за разницу в числе убитых с той и другой стороны.
§ 10) Если в драке нескольких посторонних лиц, один будет убит неизвестно кем, то участвовавшие в ней очищают себя присягою, каждый порознь – в том, что не он совершил убийство и затем, по приведении всех участвовавших к присяге, они платят за кровь убитого поровну.
§ 11) Если в драке двух деревень между собою, будут убитые, то поступают так, как объяснено в § 9 о драке двух тохумов.
§ 12) За убийство отца виновный подвергается ответственности, на общем основании существующего адата.
§ 13) За убийство матери виновный платит за кровь родственникам убитой матери и часть своему отцу, а в случае, если отец убийцы не находится в живых, вся плата за кровь поступает родственникам убитой матери.
§ 14) За убийство жены виновный платит за кровь родственникам убитой жены и, если имеет сыновей, то часть им.
§ 15) За убийство жены, которую муж застал в прелюбодеянии и убил с любовником вместе, он за кровь – как жены, так и любовника ее не платит и освобождается от преследования их родственников. В случае же, если при этом будет убит только один, т. е. жена или любовник, виновный платит за кровь родственникам убитого по существующему адату.
§ 16) За убийство сына или дочери отец подвергается ответственности по § 1 этих адатов, наравне с обыкновенными убийцами.
§ 17) За убийство брата или сестры – виновный платит за кровь детям их; если же таковых нет, то братьям своим или сестрам.
§ 18) За убийство мужа виновная или ближайшие ее родственники должны заплатить за кровь родственникам мужа.
§ 19) При убийстве беременной женщины посторонним лицом – виновный платит за кровь, как за самую женщину, так и за плод ее: если плод мужеского пола, то как за мужчину, а если женского пола, то как за женщину. Если же плод незрелый, то платится 50 рублей.
§ 20) За убийство матерью сына или дочери – родственники матери платят за кровь отцу.
§ 21) За неумышленное убийство – совершивший оное платит половину за кровь, если родственники убитого потребуют того, но во всяком случае он не платит штрафа.
§ 22) При платеже за кровь, если виновный не имеет состояния, за него должны внести плату его родственники.
§ 23) Местные лекаря (джарахи) за смерть больного не отвечают, так как лечение производится на условиях, по которым больной и родственники всегда отрекаются наперед от претензии при неблагоприятном исходе лечения.
§ 24) Сумасшедшие, учинившие убийство, отвечают наравне с прочими убийцами .
§ 25) Дети, какого бы возраста и пола они ни были, за совершенное ими убийство подвергаются ответственности наравне со взрослыми.
ГЛАВА II.
О поранениях.
§ 1) За всякую рану, нанесенную огнестрельным или холодным оружием, виновный должен заплатить, по оценке ее туземным джарахом (лекарем).
§ 2) Если же обвиняемый в нанесении раны не сознается, то со стороны истца требуются такие же доказательства, какие означены в §§ 2, 3 и 4 по убийству.
§ 3) Если у истца не будет доказательств, упомянутых в вышеприведенном § 2, то обвиняемый должен очистить себя присягою с 4-мя ближайшими своими родственниками, из которых два должны быть назначены истцом, а два обвиняемым; когда выборные эти примут присягу в том, что обвиняемый не учинил поранения, тогда последний освобождается от платы. Если же кто-либо из выборных не примет присяги в невинности подозреваемого, то в таком случае последний платит за рану, как сказано в § 1. Если поранение случилось вне селения – в поле, в лесу, на кутане или, вообще, в уединенном месте, то обвиняемый должен очистить себя присягою с 20-ю человеками.
§ 4) Если в драке между несколькими лицами будут поранение – и в нанесении ран никто не сознается, то за рану платит тот, на кого укажет пораненый.
§ 5) Если до истечения одного года раненый умрет от полученной раны, то виновный в поранении отвечает, как за убийство.
§ 6) За лишение кого-либо одного из главных членов тела, как-то: руки, ноги или глаза, с виновного взыскивается половина платы, положенной за кровь по убийству.
§ 7) За нанесение беременной женщине побоев или ран, от которых она выбросит плод, виновный платит женщине – за увечье и раны, по опенке их, а за выброшенный плод ту же сумму, какая объяснена в § 19 по убийству.
§ 8) За неумышленное нанесение раны, виновный подвергается такому же взысканию, как и за умышленное.
§ 9) Если чья-нибудь собака укусит человека и об этом будет предупрежден хозяин ее, а затем случится второе укушение кого-нибудь этой собакой, то за второе укушение хозяин собаки платит укушенным ею людям за раны; если же от укушения умрет кто-нибудь, то хозяин собаки платит родственникам умершего за кровь.
ГЛАВА III.
О прелюбодеянии и похищении женщин.
§ 1) За увоз девицы, с согласия ее совершить кебин (вступить в брак) – виновный, совершившей уже кебин – должен заплатить отцу или ближайшим родственникам девицы такую же сумму, как за убийство женщины, т. е. 150 руб.
§ 2) Если уведена будет девица, обрученная с другим, и увезший совершит с нею кебин, то брак не расторгается, но похититель должен заплатить вышеуказанную сумму родителям невесты, которые, в свою очередь, должны заплатить прежнему жениху ее все издержки, какие он понес при сватовстве.
§ 3) Если увезший обрученную с другим девицу не совершит с нею кебина, то девица возвращается родителям и виновный должен заплатить им 150 руб., хотя бы он и не успел иметь с этой девицей сношения.
§ 4) В случае, объясненном в предыдущем §, предоставляется право жениху, с которым увезенная была обручена прежде, взять ее себе в жены или отказаться от нее, причем в последнем случае жених получает от родителей невесты такое же вознаграждение, какое объяснено в § 2.
§ 5) За растление девицы виновный платит за кровь и, если родители желают выдать ее за виновника, то кебин должен быть совершен, хотя бы лишившей девицу невинности и не желал на ней жениться; при нежелании же родителей выдать дочь свою за растлителя, последний не может жениться, хотя бы того и желал; если же он вторично похитить ее, то снова платит за кровь родителям ее.
§ 6) За изнасилование девушки, совершившей кебин, и замужней женщины, или же только за желание изнасиловать, встретившее препятствие от внешних обстоятельств виновный должен заплатить, как за целую кровь т. е. 300 руб.
§ 7) Если виновный не сознается в этом преступлении, то со стороны девушки или женщины требуются доказательства: она должна представить или свидетелей, или какие-либо вероятные, заслуживающие внимания факты.
§ 8) Обвинение мужчины или женщины в прелюбодеянии только тогда принимается, когда обвинитель представит свидетелей или фактические доказательства; в противном случае, от обвиняемых не требуется очистительной присяга.
§ 9) За прелюбодеяние с замужней женщиной – деньги получает муж ее, который должен развестись с нею, и она ни в каком случае не может выйти замуж за своего любовника.
ГЛАВА IV.
О воровстве.
§ 1) За воровство вещей, денег и другого имущества, как-то: лошади, коровы и т. д. из дому, из мечети, с поля – с виновного взыскивается вдвое против стоимости уворованной вещи, а также муштулук, т. е. деньги, употребленные хозяином уворованной вещи на ее разыскание, и денежный штраф; муштулучные деньги не должны превышать стоимость украденного.
§ 2) Если виновный в воровстве по неимению средств, не может удовлетворить обиженного воровством, то он отдается в работники.
§ 3) Если обвиняемый в воровстве не сознается в нем, то от истца требуется два свидетеля, которые под присягою должны подтвердить показание его; если же двух свидетелей истец не представит, то достаточно одного – с тем, что истец должен сам присягнуть, в подтверждение того, что представляемый им свидетель не подкуплен.
§ 4) Если истец не может представить доказательств, требуемых § 3, то обвиняемый в воровстве должен очистить себя присягою 4-х ближайших родственников своих (из которых двух выбирает истец и двух обвиняемый) в том, что он не совершил взводимого на него воровства. Если выборные четыре человека очистят его присягою, то обвиняемый допускается тоже к присяге; если же из выборных кто-либо откажется от присяги и не может поручиться за невиновность подозреваемого, то он признается вором.
§ 5) Если кто опознает уворованную у него вещь и докажет принадлежность ее себе двумя или хотя одним свидетелем, в неподкупности которого сам примет присягу, то лицо, у которого вещь опознана, платит опознавшему за все пропавшие у него, вместе с опознанною, вещи, а тому, у которого она опознана, предоставляется право иска к тому, у кого он ее приобрел.
§ 6) При воровстве–мошенничестве, т. е. если кто обмерил кого, или обвесил, или продал лошадь с пороком за хорошую, виновный должен отдать недомеренный или недовешенный товар покупателю, а также должен принять обратно порочную лошадь, быка и т. п.
§ 7) Если проезжающие остановятся на ночлег в доме или в поле, и один из них объявит своим товарищам, что при нем находится такое-то количество денег или вещей, а во время ночлега будут уворованы вещи или деньги и вора не окажется, то все товарищи должны уплатить стоимость уворованной вещи или пропавшие деньги, очистив себя предварительно присягой – каждый порознь, что не он вор этой вещи, дабы товарищи не имели друг на друга подозрения.
§ 8) Если у проезжающего пропадут деньги или вещи, объявленные товарищам, но не будет известна сумма пропажи, тогда тот, у кого случилась пропажа, присягою утверждает сумму, уворованную у него.
§ 9) Если кто-нибудь опознает лошадь, быка, корову, ишака и т. д. и представит свидетелей, что это есть его собственность, то опознанная скотина отдается опознавшему, а тому, у кого она опознана, предоставляется право иска к тому, кто продал ему это животное; таким путем иногда доходят до вора этого животного, а иногда находится хозяин, который свидетелями докажет, что опознанная скотина есть его доморощенная; в последнем случае животное это отбирается от первого опознателя и возвращается тому, кто доказал, что оно его доморощенное.
ГЛАВА V.
О поджогах.
§ 1) Кто подожжет дом, мечеть, саманник, хлебные скирды, сено и т. п., или вырубит деревья в чужом саду, тот должен заплатить убытки, понесенные хозяевами и, сверх того, налагается на него штраф, а в прежнее время нередко разорялся и дом преступника.
§ 2) Если обвиняемый в преступлении, объясненном в § 1, не сознается в преступлении, то от истца требуются такие же доказательства, какие положены в § 3 по воровству; если истец таковых не представит, то от обвиняемого требуется, чтобы он очистил себя присягою 20-ти родственников, из которых 10 человек должны быть выбраны истцом, а 10 ответчиком и, если эти выборные под присягою поручатся за невиновность подозреваемого, то он освобождается от подозрения; если же хотя один из выборных не решится присягнуть и не поручится за невиновность подозреваемого, тогда последний обвиняется, как преступник.
ГЛABA VI.
О долгах.
§ 1) Если кто должен кому-нибудь деньги, вещи или другое имущество, и от уплаты этого долга отказывается, то истец должен в подтверждение своего иска представить в доказательство 3-х свидетелей, которые под присягою должны подтвердить показание истца. При неимении же 2-х свидетелей, принимается показание и одного, с тем, что истец должен сам под присягою подтвердить – как справедливость своего иска, так и неподкупность выставляемого им свидетеля.
§ 2) Если у истца нет свидетелей, то ответчик один лично присягает, что не состоит должным истцу.
§ 3) Если кто предъявит свой иск о долгах к кому-нибудь и ответчик подтвердит, что он действительно состоял должным истцу, но долг свой заплатил, то от ответчика требуется представить доказательства, установленные для истца в § 1.
§ 4) Если ответчик не представит требуемых свидетелей, то истец должен лично присягою удостоверить, что ответчик состоит должным – и по принятии присяги с ответчика взыскивается долг.
§ 5) Если кто-либо из должников окажется несостоятельным, то все имущество его делится между кредиторами, пропорционально должной каждому сумме, и затем предоставляется кредиторам право секвестровать имущество должника, если он приобретет его вновь и разделит его между собою и таким образом поступать до тех пор, пока долги несостоятельного должника будут уплачены кредиторами.
§ 6) Законным процентом считается 10 со ста в год.
ГЛАВА VII.
О потравах.
§ 1) Если кто потравит своим скотом пастбищные или покосные поля, или же скосить эти поля, то потрава свидетельствуется двумя выборными, назначаемыми обществом, которые определяют ценность этой потравы, и с виновных взыскиваются убытки, причиненные хозяину.
§ 2) Если обвиняемый в потраве не сознается в ней, то от владельца земли требуются два присяжные свидетеля в подтверждение справедливости его показаний, а если таковых не имеется, то достаточно и одного свидетеля, но в таком случае присягает и сам истец; если же у истца не будет ни одного свидетеля, то обвиняемый в потраве должен собственной присягой очистить себя в том, что не его скот учинил потраву, или что не он скосил поле.
§ 3) Для сбережения общественных полей от потрав назначаются от общества особенные сторожа (курухчи), которые, если находят чей-либо скот на полях общественных, берут в свою пользу одного барана или стоимость его с хозяина скота, найденного на полях.
§ 4) Если хозяин скота, найденного на общественных полях, не признает, что его скот действительно находился на общественных полях, то в опровержение его показания достаточно присяжного показания самого сторожа, который нашел там этот скот.
ГЛАВА VIII.
О браках.
§ 1) Всякий желающий жениться на девушке, или вдове, должен заплатить за нее условленную плату (иол-пул) ее родственникам, а за неимением их, векилю (опекуну).
§ 2) Бывают случаи, когда мужчина, бравши в замужество за себя из какого-нибудь семейства женщину, обязался выдать свою сестру, дочь, или находящуюся в опеке его девушку за одного из членов этого семейства; в таком случае, он не платит уже условленной платы и обмен этот называется башабаш.
§ 3) Бывает иногда, что при таком обмене, женщин одна из них достигла возраста, в котором дозволяется вступить в брак, а другая, долженствующая быть выданной взамен ее – малолетняя; в таком случае, мужчина, женившейся на взрослой, отдавая малолетнюю, доплачивает условленнную сумму денег тому семейству, из которого берет взрослую девушку.
§ 4) Прежде вступления в брак – между желающими сочетаться им бывает обручение, которое производится следующим образом: жених посылает двух доверенных от себя лиц, сватов, в дом родителей невесты, которые приносят невесте подарки (нишан), состоящие из кольца, платка и других вещей, по принятии которых от сватов, невеста считается обрученною и не имеет уже права выходить замуж за другого, без согласия на то обрученного с нею жениха.
§ 5) Один только отец и мать имеют право выдать дочь свою замуж против ее желания; прочие же родные и векили не имеют этого права, так что невеста, засватанная при жизни отца, после его смерти может отказаться от замужества с тем женихом, с которым она была обручена, и родные ее должны отдать жениху этому обратно нишан и все издержки, какие он понес при сватовстве.
§ 6) Если два семейства обручили девушек, которых по условию следует выдать башабаш – и одна из них умрет до совершения кебина, то жених может требовать, чтобы взамен ее родители выдали другую из того же семейства девушку, если умрет и другая, то он имеет право требовать третью; затем его требование прекращается, если родители того семейства не захотят выдать за него четвертую, но они возвращают ему иол-пул. Если же жених не пожелает вместо умершей своей невесты, взять другую девушку в том же семействе, то родители умершей девушки должны возвратить ему иол-пул.
§ 7) Размер иол-пул не определен; он совершенно зависит от обоюдных условий, но вообще за девушку платится больше, чем за вдову.
§ 8) За исключением иол-пул, жених обязывается при венчании подарить жене деньги, называемые кебинными: женившийся на девушке – не менее 15 руб., а женившийся на вдове – не менее 7 руб. 50 коп.; эти деньги есть неприкосновенная собственность этой женщины.
§ 9) Если, по совершении кебина и прочих обрядов, девушка, вышедшая замуж, окажется не целомудренною, то жених ее имеет право потребовать обратно от родителей девушки иол-пул и развестись с нею.
§ 10) Для удостоверения целомудренности девушки существует следующий обычай: после кебина, когда молодые удаляются с комнату, где приготовлено для них брачное ложе, у дверей этой комнаты остаются два родственника жениха, которые после акта совокуплении должны принести простыню с брачного ложа родственникам невесты.
§ 11) Мужчина имеет полное право без особенных причин дать развод своей жене во всякое время.
§ 12) Женщина имееть право требовать развода только в трех следующих случаях: а) когда муж не может отправлять своих супружеских обязанностей, б) когда муж заражен прилипчивою болезнью, и в) когда муж по бедности не может содержать свою жену.
ГЛАВА IX.
О праве владения хирманами.
§ 1) Если несколько человек владеют одним хирманом (гумном) то никто из совладельцев не может отделить своей части для возведения на ней постройки, а только пользуется этим хирманом для молотьбы хлеба.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.