Конституция Польской республики 1935

КОНСТИТУЦИЯ ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(23 апреля 1935 г.)
I. ПОЛЬСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Статья 1. 1) Польское государство является общим достоянием всех граждан.
2) Воскресшее благодаря борьбе и жертвам лучших своих сынов, оно в ходе истории должно передаваться от поколения к поколению.
3) Каждое поколение обязано своими собственными усилиями укреплять мощь и значение государства.
4) За выполнение этого долга оно отвечает перед потомством своей честью и своим именем.
Статья 2. 1) Во главе государства стоит президент республики.
2) На нем лежит ответственность перед богом и историей за судьбы государства.
3) Его высшей обязанностью является забота о благе государства, о его обороноспособности и его положении среди народов мира.
4) В его лице сосредоточивается единая и неделимая государственная власть.
Статья 3. 1) Органами государства, находящимися под главенством президента республики, являются: правительство, сейм, сенат, вооруженные силы, суд, государственный контроль.
2) Их высшей задачей является служение республике.
Статья 4. 1) В рамках государства и при его поддержке складывается жизнь общества.
2) Государство обеспечивает ему свободное развитие, а когда этого требует общее благо, дает направление этому развитию или определяет его условия.
3) Государство привлекает территориальное и хозяйственное самоуправление к участию в выполнении задач коллективной жизни.
Статья 5. 1) Творчество отдельного лица является двигателем коллективной жизни.
2) Государство обеспечивает гражданам возможность развития их личных достоинств, а также свободу совести, слова и союзов.
3) Пределом этих свобод является всеобщее благо.
Статья 6. Граждане обязаны быть верными государству и добросовестно выполнять налагаемые им обязанности.
Статья 7. 1) Ценностью усилий гражданина ради всеобщего блага и его заслуг перед ним будет измеряться его право влиять на общественные дела.
2) Ни происхождение, ни вероисповедание, ни пол, ни национальность не могут быть основанием для ограничения этого права.
Статья 8. 1) Труд является основой развития и мощи республики.
2) Государство осуществляет охрану труда и надзор за его условиями.
Статья 9. Государство стремится к объединению всех граждан в согласном сотрудничестве ради всеобщего блага.
Статья 10. 1) Никакие действия не должны стоять в противоречии с задачами государства, выраженными в его законах.
2) В случае сопротивления государство применяет средства принуждения.
II. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ
Статья 11. Президент республики как верховный глава государства согласует действия высших государственных органов.
Статья 12. Президент республики: а) назначает по своему усмотрению председателя совета министров и по его предложению назначает министров; б) созывает и распускает сейм и сенат; в) распоряжается об открытии, оторочке и закрытии сессий сейма и сената; г) является верховным начальником вооруженных сил; д) представляет государство за границей, принимает представителей иностранных государств и посылает представителей Польского государства; е) постановляет о войне и мире; ж) заключает и ратифицирует договоры с другими государствами; з) замещает те государственные должности, которые ему предоставлено замещать.
Статья 13. 1) Президент республики пользуется особыми правами, составляющими его прерогативы.
2) К этим прерогативам относятся: а) указание одного из кандидатов в президенты республики и назначение всеобщего голосования; б) назначение на время войны преемника президента республики; в) назначение и отозвание председателя совета министров, первого председателя верховного суда и председателя верховной контрольной палаты; г) назначение и увольнение главнокомандующего и генерального инспектора вооруженных сил; д) призыв судей государственного трибунала; е) призыв сенаторов, получающих полномочие на избрание президента республики; ж) назначение и увольнение начальника и чиновников гражданской канцелярии; з) роспуск сейма и сената до истечения срока их полномочий; и) предание членов правительства суду государственного трибунала; к) осуществление права помилования.
Статья 14. 1) Должностные акты президента республики требуют для своей действительности подписей председателя совета министров и соответствующего министра.
2) Должностные акты, вытекающие из прерогатив президента республики, контрассигнации не требуют.
Статья 15. 1) За свои должностные акты президент республики не несет ответственности.
2) За действия, не связанные с исполнением его должности, президент республики не может привлекаться к ответственности во время пребывания в должности.
Статья 16. 1) Избрание президента республики происходит следующим образом:
2) Кандидата в президенты республики избирает собрание выборщиков.
3) Уходящий президент республики пользуется правом указания другого кандидата.
4) Если уходящий президент республики воспользуется этим своим правом, то граждане путем всеобщего голосования производят избрание президента республики из двух кандидатов – кандидата собрания выборщиков и кандидата уходящего президента республики.
5) Если уходящий президент республики заявил, что не намерен воспользоваться своим правом указания кандидата, или же в 7-дневный срок после избрания кандидата собранием выборщиков не укажет другого кандидата и не назначит всеобщего голосования, то кандидат собрания выборщиков считается избранным в президенты республики.
Статья 17. 1) Собрание выборщиков составляется из маршала сената в качестве председателя, маршала сейма в качестве его заместителя, председателя совета министров, первого председателя верховного суда, генерального инспектора вооруженных сил и из 75 выборщиков из числа достойнейших граждан, из которых 2/3 избирает сейм и 1/3 – сенат.
2) Полномочия выборщиков теряют по закону свою силу в день вступления в должность новоизбранного президента республики.
Статья 18. 1) Собрание выборщиков созывается президентом республики не позднее, чем за 15 дней до истечения его должностного срока.
2) За 3 дня до срока собрания сейм и сенат собираются каждый в отдельности, по приглашению своих маршалов, для производства избрания выборщиков.
3) Если сейм и сенат распущены, а итоги выборов в законодательные палаты в новом составе еще не оглашены, то избрание выборщиков производится депутатами и сенаторами, входившими в состав прежних сейма и сената.
Статья 19. 1) Президент республики приносит до вступления в должность присягу следующего содержания:
«В сознании ответственности перед богом и историей за судьбы государства, присягаю всемогущему господу-богу, единому в святой троице, в должности президента республики: защищать верховные права государства, оберегать его достоинство, исполнять конституционный закон, относиться с одинаковой справедливостью ко всем гражданам, отвращать всякие беды и опасности от государства и считать своей высшей обязанностью заботу о его благе. Да помогут мне в этом бог и святые муки его сына. Аминь».
2) Акт принесения присяги подтверждается подписями новоизбранного президента республики и должностных лиц, присутствующих при присяге.
Статья 20. 1) Срок полномочий президента республики длится 7 лет, считая со дня вступления его в должность.
2) Этот срок продляется на время, необходимое для окончания производства выборов, в том случае когда для избрания нового президента республики будет назначено всеобщее голосование.
Статья 21. Если до истечения 7-летнего должностного срока президент республики умрет или откажется от должности, то маршал сената немедленно созывает собрание выборщиков для указания кандидата в президенты республики, а в случае указания им со своей стороны другого кандидата назначает всеобщее голосование.
Статья 22. 1) Если президент республики не может в течение длительного срока исполнять свою должность, то маршал сената созывает соединенные законодательные палаты, чтобы решить, следует ли признать должность президента вакантной.
2) Постановление о признании должности вакантной выносится большинством, 3/5, законного числа членов соединенных палат.
3) В случае принятия указанного выше постановления маршал сената немедленно созывает собрание выборщиков.
Статья 23. В течение того времени, когда должность президента республики является вакантной, функции президента выполняет в качестве его заместителя маршал сената, а если сенат распущен, то маршал распущенного сената; в это время он пользуется всеми правами, связанными с должностью президента республики.
Статья 24. 1) В случае войны должностной срок президента республики продляется до истечения 3 месяцев после заключения мира; президент республики особым актом, опубликованным в правительственной газете, назначает тогда своего преемника, на случай если его должность станет вакантной до заключения мира.
2) В случае вступления в должность президента республики преемника, его должностной срок продляется до истечения 3 месяцев после заключения мира.
III. ПРАВИТЕЛЬСТВО
Статья 25. 1) Правительство руководит делами государства, не подведомственными другим органам власти.
2) Правительство состоит из председателя совета министров и министров.
3) Председатель совета министров представляет правительство, руководит его работой и устанавливает общие основы государственной политики.
4) Министры руководят отдельными отраслями государственного управления или выполняют порученные им особые задачи.
5) Организация правительства и в частности круг деятельности председателя совета министров, совета министров и министров определяется декретом президента республики.
Статья 26. Для решения вопросов, требующих постановления всех членов правительства, министры образуют совет министров, возглавляемый председателем совета министров.
Статья 27. 1) Председатель совета министров, совет министров и министры имеют право издавать постановления в целях исполнения законодательных актов и со ссылкой на них.
2) Эти постановления не должны противоречить законодательным актам и должны публиковаться в «Дневнике законов».
Статья 28. Председатель совета министров и министры политически ответственны перед президентом республики и могут быть отозваны им в любое время.
Статья 29. 1) Сейм, осуществляя право парламентского контроля над деятельностью правительства, может потребовать отставки правительства или министра.
2) Такое предложение может быть внесено только во время очередной сессии, а голосование его не должно производиться на заседании, во время которого оно было внесено.
3) Если сейм выскажется за это предложение простым большинством голосов, а президент республики в течение 3 дней не отзовет правительство или министра или не распустит законодательные палаты, то предложение должно быть рассмотрено сенатом на ближайшем заседании.
4) Если сенат высказывается за это предложение, принятое сеймом, то президент республики отзывает правительство или министра или же распускает сейм и сенат.
Статья 30. 1) Независимо от политической ответственности перед президентом республики и парламентской ответственности перед сеймом, председатель совета министров и министры несут конституционную ответственность перед государственным трибуналом за умышленное нарушение конституции или иного законодательного акта, совершенное в связи с должностью.
2) Правом привлечения к конституционной ответственности председателя совета министров или министра пользуются президент республики, а также сейм и сенат в соединенных палатах.
3) Постановление соединенных палат о предании председателя совета министров или министра суду государственного трибунала принимается большинством, 3/5, голосов при наличии не менее половины законного числа членов соединенных палат.
IV. СЕЙМ
Статья 31. 1) Сейм выполняет законодательные функции и контроль над деятельностью правительства; кроме того на сейме лежит утверждение бюджета и установление налогов на граждан.
2) Контроль над деятельностью государства выражается в праве сейма: а) требовать отставки правительства или министра; б) привлекать совместно с сенатом председателя совета министров или министра к конституционной ответственности; в) интерпеллировать правительство; г) ежегодно утверждать государственный баланс и снимать с правительства ответственность за отступление от бюджета ; д) участвовать в контроле над долгами государства.
Статья 32. 1) Сейм составляется из депутатов, избираемых всеобщим, тайным, равным и прямым голосованием.
2) Срок полномочий сейма длится 5 лет, считая со дня его созыва.
3) Роспуск сейма до окончания срока его полномочий требует указания оснований.
4) Президент республики назначает новые выборы в течение 30 дней после роспуска сейма.
5) Голосование должно происходить не позже чем на 60-й день после назначения выборов.
6) В голосовании не принимают участия военные, принадлежащие к мобилизованной части армии или военного флота.
Статья 33. 1) Право избирать имеет каждый гражданин без различия пола, которому ко дню назначения выборов исполнилось 24 года и который пользуется всеми гражданскими и публичными правами.
2) Право избираться имеет каждый гражданин, пользующийся правом избирать, если ему исполнилось 30 лет.
3) Положение о выборах в сейм устанавливает разделение государства на избирательные округа, определяет количество депутатов, регулирует ход выборов и указывает категории лиц, лишенных права избирать и быть избранными ввиду отсутствия у них достаточных моральных или умственных качеств.
Статья 34. 1) Сейм избирает из своей среды маршала на весь период своих полномочий.
2) До конструирования нового сейма маршал сохраняет права, служащие ему при избрании президента республики.
Статья 35. 1) Сейм нового состава созывается на первое заседание не позднее, чем на 30-й день после опубликования итогов выборов в законодательные палаты.
2) Очередная сессия сейма должна открываться ежегодно не позднее ноября и не должна закрываться раньше чем через 4 месяца, если только бюджет не будет установлен до этого срока.
3) Очередная сессия может быть отсрочена на 30 дней.
4) Оторочка на более долгий срок или повторная отсрочка требует согласия сейма.
5) Время перерыва, вызванного отсрочкой сессии, не зачисляется в срок, предписываемый конституцией для работы сейма.
Статья 36. 1) Президент республики по своему усмотрению может в любое время постановить об открытии чрезвычайной сессии сейма, и обязан сделать это в течение 30 дней по предложению не менее половины законного числа депутатов.
2) Во время чрезвычайной сессии предметом обсуждения сейма могут быть исключительно вопросы, перечисленные в постановлении президента республики или в предложении о созыве такой сессии, внесенном депутатами, а также вопросы, разрешения которых на ближайшей сессии требует закон и регламент, или вопросы, которые президент республики по предложению председателя совета министров или председателя сейма признает срочными.
Статья 37. Постановления сейма принимаются простым большинством голосов при наличии не менее половины законного числа депутатов, поскольку конституция не постановляет иначе.
Статья 38. 1) Заседания сейма являются открытыми.
2) Сейм может объявить заседание закрытым.
3) Протокол и стенограмма, составляемые по распоряжению председателя сейма, являются безусловным подтверждением хода заседаний сейма.
4) Никого нельзя привлекать к ответственности за оглашение и распространение отчета об открытых заседаниях сейма, если он полно и точно передает ход этих заседаний.
Статья 39. 1) Депутаты перед получением мандата дают обещание следующего содержания:
«В сознании долга верности Польскому государству торжественно обещаю и ручаюсь своей честью как депутат сейма республики неустанно трудиться на благо государства, а заботы о его достоинстве, целости и мощи считать своим высшим долгом».
2) Отказ дать обет или обет, данный с оговорками, равносилен непринятию мандата.
Статья 40. Депутаты получают суточное вознаграждение и имеют право бесплатно пользоваться государственными средствами сообщения в пределах государства.
Статья 41. 1) Депутаты пользуются только такой неприкосновенностью, какой требует их участие в работе сейма.
2) За содержание произносимых в сейме речей или вносимых предложений и интерпелляций, а также за неподобающее поведение во время заседаний депутаты отвечают только перед сеймом.
3) Однако за выступления, противные долгу верности Польскому государству, или за такие, которые содержат признаки должностного преступления, депутат может быть по решению сейма или по требованию маршала сейма или министра юстиции предан суду государственного трибунала и до приговора этого трибунала лишен депутатского мандата.
4) За нарушение прав третьих лиц во время заседаний сейма депутат может быть привлечен к судебной ответственности только с разрешения сейма.
Статья 42. 1) Депутаты отвечают за действия, не связанные с участием в работе сейма, наравне с прочими гражданами.
2) Однако уголовное преследование в судебном или административном порядке, а также дисциплинарное преследование, начатые против депутатов до или после получения ими мандата, должны быть по требованию сейма приостановлены до истечения срока мандата.
3) Давность не течет во время приостановки уголовного или дисциплинарного преследования.
4) Депутат, задержанный во время сессии сейма не по распоряжению суда, немедленно освобождается по требованию маршала сейма.
Статья 43. 1) Депутат не может осуществлять сенаторского мандата.
2) Закон устанавливает должности и посты, принятие которых влечет за собой утрату депутатского мандата.
3) Депутатам запрещается под страхом указанных в законе последствий заниматься деятельностью, несовместимой с осуществлением мандата.
Статья 44. 1) Депутаты не в праве приобретать на свое или на чужое имя, а также от имени предприятий, компаний или товариществ, имеющих целью извлечение прибыли, государственное имущество или арендовать его, брать правительственные подряды, поставки и получать от правительства концессии или другие личные выгоды.
2) За нарушение указанных выше запрещений депутаты по требованию маршала сейма или председателя верховной контрольной палаты отдаются под суд государственного трибунала и по приговору этого трибунала лишаются депутатского мандата и личных выгод, полученных от государства.
3) Маршал сейма может на основе постановления регламентной комиссии, принятого большинством 3/5 голосов, разрешись в отдельных случаях депутату вступить с правительством в юридические отношения, если эти отношения не противоречат добрым нравам.
Статья 45. 1) Председатель совета министров, министры и делегированные ими чиновники имеют право принимать участие в заседаниях сейма, а также выступать вне очереди ораторов.
2) Депутаты могут обращаться к председателю совета министров и министрам с интерпелляциями по вопросам, касающимся круга их деятельности, в порядке, установленном регламентом.
3) Председатель совета министров или интерполированный министр обязаны дать ответ в течение 45 дней или же сообщить основания, оправдывающие отказ дать объяснения.
V. СЕНАТ
Статья 46. 1) Сенат в качестве второй законодательной палаты рассматривает бюджет и законопроекты, принятые сеймом, а также участвует в осуществлении контроля над долгами государства.
2) Кроме того сенат наряду с сеймом, хотя и без права инициативы, принимает участие в разрешении следующих вопросов: а) о предложении, требующем отставки правительства или министра; б) о законах, возвращенных законодательным палатам президентом республики для вторичного рассмотрения; в) об изменении конституции; г) об отмене распоряжений, вводящих чрезвычайное положение.
Статья 47. 1) Сенат составляется из сенаторов, из которых 1/3 призывается президентом республики, а 2/3 избираются.
2) Срок полномочий сената начинается и оканчивается одновременно со сроком полномочий сейма.
3) Положение о выборах в сенат определяет количество сенаторов, а также способ их вхождения, указывает категории лиц, которые пользуются правом избирать и быть избранными.
Статья 48. Ст. 34-45, касающиеся сейма, относятся соответственно и к сенату.
VI. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Статья 49. 1) Законодательными актами являются: а) законы, б) декреты президента республики.
2) Никакой законодательный акт не может противоречить конституции.
Статья 50. 1) Право законодательной инициативы принадлежит правительству и сейму.
2) Законодательная инициатива в вопросах бюджета, призывного контингента и ратификации международных соглашений принадлежит исключительно правительству.
3) Сейм не имеет права без согласия правительства принять закон, влекущий за собой выдачи из государственного казначейства, для которых не имеется покрытия в бюджете.
Статья 51. Заключение государственного займа, продажа или залог недвижимого государственного имущества, оцениваемого свыше 100 тыс. злотых, введение налогов или публичных сборов, установление пошлин или монополий, утверждение денежной системы, а также принятие финансовых гарантий государственным казначейством могут иметь место только в силу законодательного акта.
Статья 52. 1) Договоры с другими государствами: торговые, таможенные, надолго обременяющие государственное казначейство, содержащие обязательство наложить новые тяготы на граждан или ведущие к изменению границ государства, требуют до их ратификации согласия законодательных палат, выраженного в законе.
2) Президент республики в случаях, не терпящих отлагательства, может до ратификации, по предложению совета министров, временно провести в жизнь все или некоторые постановления, заключающиеся в торговых или таможенных договорах.
Статья 53. 1) Каждый законопроект, принятый сеймом, должен быть передан на рассмотрение сената.
2) Постановление сената, отклоняющее проект или вносящее в него изменения, считается принятым, если сейм не отклонит его большинством, 3/5, голосов.
Статья 54. 1) Президент республики подписью утверждает силу закона, принятого согласно конституции, и делает распоряжение об его опубликовании в «Дневнике законов».
2) Президент республики может в течение 30 дней по получении законопроекта обратиться к сейму с требованием вторичного рассмотрения, которое может иметь место не ранее чем на ближайшей очередной сессии.
3) Если законодательные палаты большинством законного количества депутатов и сенаторов вновь примут проект без изменений, то президент республики, утвердив подписью силу закона, дает распоряжение о его опубликовании.
Статья 55. 1) Закон может уполномочить президента республики издавать декреты на такое время и в таких пределах, какие указаны в законе; эти полномочия не могут распространяться на изменения конституции.
2) Президент республики имеет право, в то время когда сейм распущен, издавать в случае государственной необходимости декреты в области государственного законодательства за исключением: а) изменения конституции; б) закона о выборах в сейм и сенат; в) бюджета; г) введения налогов и установления монополий; д) денежной системы; е) заключения государственных займов; ж) продажи и залога недвижимого государственного имущества, оцениваемого свыше 100 тыс. злотых.
3) Декреты, основанные на предписаниях настоящей статьи, должны издаваться по предложению совета министров и могут быть изменены или отменены только законодательным актом.
Статья 56. Декреты, касающиеся организации правительства, верховного начальствования над вооруженными силами или организации правительственной администрации, могут издаваться в любое время, а изменяться или отменяться только такими же декретами президента республики.
Статья 57. 1) Декреты президента республики имеют силу закона и должны опубликовываться в «Дневнике законов» со ссылкой на конституционное основание.
2) Поскольку конституция или законы, регулирующие отдельные области законодательства, требуют издания закона, эта область может быть также урегулирована декретом президента республики, издаваемым в условиях, определяемых конституцией.
VII. БЮДЖЕТ
Статья 58. 1) Закон ежегодно устанавливает бюджет государства.
2) Правительство представляет сейму во время его сессии проект бюджета не позднее, чем за 4 месяца до начала бюджетного года.
3) На рассмотрение бюджета сейму предоставляется 90 дней со дня представления проекта правительством, сенату – 20 дней со дня истечения срока, предписанного для сейма.
4) На рассмотрение изменений, предложенных сенатом, сейму предоставляется 10 дней со дня истечения срока, предписанного для сената.
5) Президент республики дает распоряжение об опубликовании бюджета: а) в тексте, представленном ему законодательными палатами, если сейм и сенат рассмотрели бюджет в предписанные сроки; б) в тексте, представленном ему сеймом, если сенат в предписанные сроки не рассмотрел бюджета; в) в тексте, представленном ему сенатом, если сейм в предписанные сроки не рассмотрел бюджета или изменений сената; г) в тексте правительственного проекта, если ни сейм, пи сенат в предписанные им сроки не рассмотрели бюджета.
Статья 59. 1) Расходы, не запроектированные в бюджете, не могут быть утверждены, а запроектированные расходы не могут быть превышены без согласия правительства.
2) Правительство не может производить расходы без законодательных полномочий, если только того не требует крайняя государственная необходимость; в этом случае правительство на основании постановления совета министров производит необходимые расходы, пересылая сейму в 7-дневный срок по принятии постановления проект закона о предоставлении дополнительных кредитов. Постановление совета министров должно быть одновременно опубликовано в правительственной газете и представлено для сведения верховной контрольной палате.
Статья 60. 1) Государство не может оставаться без бюджета.
2) Если по причине роспуска законодательных палат бюджет или по крайней мере временный бюджет не утвержден до дня начала нового бюджетного периода, то правительство имеет право получать доходы и производить расходы в пределах прошлогоднего бюджета до момента принятия временною бюджета или бюджета, который правительство должно представить вновь избранному сейму на первом его заседании.
3) Изложенное выше правило соответственно применяется в том случае, если сейм полностью отклонил предложенный ему проект бюджета, с тем чтобы правительство в 7-дневный срок после отклонения бюджета переслало сейму новый проект бюджета или временного бюджета и чтобы расходы, производимые правительством согласно прошлогоднему бюджету, по отдельным статьям не превышали запроектированных в отклоненном бюджете.
VIII. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
Статья 61. 1) Вооруженные силы стоят на страже безопасности и верховных прав республики.
2) Все граждане обязаны нести военную службу и повинности по укреплению обороны государства.
Статья 62. 1) Президент республики ежегодно издает распоряжение о наборе в пределах установленного контингента.
2) Изменение контингента требует законодательного акта.
Статья 63. 1) Президент республики издает декреты в области верховного начальствования вооруженными силами и в частности определяет декретом организацию высших военных властей, устанавливая в нем порядок контрасигнации актов, издаваемых им в качестве верховного начальника вооруженных сил.
2) Президент республики постановляет о применении вооруженных сил для обороны государства.
3) В случае назначения главнокомандующего право распоряжения вооруженными силами переходит к нему.
4) За акты, связанные с командованием, главнокомандующий отвечает перед президентом республики как верховным начальником вооруженных сил.
IX. ОТПРАВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ
Статья 64. 1) Суды отправляют правосудие именем Польской республики.
2) Отравляя правосудие, суды охраняют правовой порядок в государстве и воспитывают правовое сознание общества.
3) Судьи в исполнении своих судейских обязанностей независимы.
4) Судебные решения не могут изменяться или отменяться никакими другими органами власти.
б) Судьи не имеют права судить о действительности законодательных актов, надлежащим образом опубликованных.
Статья 65. 1) Судей назначает президент республики, поскольку законы не постановляют иначе.
2) Организация судов, а также особое положение судей, их права и обязанности, а также жалованье определяются законами.
Статья 66. 1) Судья может быть смещен с должности, отстранен от исполнения обязанностей, переведен на другое место или уволен на покой против своей воли только в силу судебного решения и только в случаях, предусмотренных законом.
2) Это положение не относится к тем случаям, когда перевод судьи на другое место службы или его увольнение на покой вызваны изменением судебной организации по постановлению законодательного акта.
Статья 67. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без надлежащего разрешения дисциплинарного суда или задержан без распоряжения суда, если только он не застигнут на месте преступления.
Статья 68. 1) Никакой закон не может воспретить гражданину искать судебным путем удовлетворения за причиненные ему несправедливости или убытки.
2) Гарантируются личная свобода, неприкосновенность жилища и тайна корреспонденции.
3) Законы определяют условия, при которых может производиться личный или домашний обыск или нарушаться тайна корреспонденции.
4) Никто не может быть избавлен от суда, которому он по закону подлежит, а также не может нести наказание за поступок, не запрещенный законом до его совершения, или быть задержан без постановления суда дольше, чем на 48 часов.
5) Чрезвычайные суды допускаются только в случаях, предусмотренных законом.
6) Законы применяют то правило, что дела, в которых наказание вынесено административными властями, должны быть по требованию стороны переданы для судебного разбирательства.
Статья 69. 1) Президент республики имеет право актом помилования снять или уменьшить осужденному наказание, установленное по правомерному приговору, а также устранить последствия наказания.
2) Амнистия требует законодательного акта.
Статья 70. 1) Призываются: а) верховный суд по гражданским и уголовным судебным делам, б) верховный административный трибунал для определения закономерности административных актов, а также в) компетенционный трибунал, решающий споры о подведомственности между судами и другими органами власти.
2) Особая организация военных судов, их компетенция, судопроизводство, а также права и обязанности членов этих судов определяются законом.
Статья 71. 1) Для разбора дел министров, сенаторов и депутатов, привлекаемых к конституционной ответственности, призывается государственный трибунал, состоящий из возглавляющего его первого председателя верховного суда и из 6 судей.
2) Судьи государственного трибунала и их заместители призываются на 3-летний срок президентом республики из среды судей высших судов, представленных в двойном количестве – наполовину сеймом и наполовину сенатом, с одинаковым учетом кандидатов каждой из законодательных палат.
X. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Статья 72. 1) Государственное управление является публичной службой.
2) Государственное управление составляют: а) правительственная администрация; б) территориальное самоуправление; в) хозяйственное самоуправление.
Статья 73. 1) Для целей общего управления государство делится с территориальной точки зрения на административные округа, а именно: воеводства, уезды, городские и сельские общины.
2) Разделение на воеводства требует законодательного акта.
3) Городские общины могут в условиях, установленных законом, составлять уезд или городское воеводство.
Статья 74. Организацию правительственного управления и в частности круг деятельности его органов определяет декрет президента республики.
Статья 75. 1) Соответственно разделению государства на административные округа создается для осуществления задач государственного управления в пределах местных нужд самоуправление воеводское, уездное и общинное.
2) Самоуправления имеют право в пределах, определяемых законом, издавать для своего округа обязательные нормы при условии утверждения этих норм призванными для этого властями надзора.
3) Самоуправления могут быть объединены в союзы для выполнения особых задач.
4) Закон может сделать эти союзы субъектами публичного права.
5) Надзор за деятельностью самоуправлений осуществляется правительством через его органы или через органы самоуправления более высокой ступени.
Статья 76. 1) Для отдельных областей хозяйственной жизни призывается хозяйственное самоуправление, охватывающее палаты сельскохозяйственные, промышленно-торговые, ремесленные, палаты труда, свободных профессий, a также другие публично-правовые объединения.
2) Законы могут объединять палаты в союзы и делать их субъектами публичного права.
3) Для разрешения вопросов, касающихся всей хозяйственной жизни в целом, дачи заключений о проектах хозяйственных законов, а также для согласования начинаний в отдельных отраслях народного хозяйства законом может быть создана главная хозяйственная палата.
4) Надзор за деятельностью хозяйственного самоуправления осуществляется правительством через призванные для этого органы.
XI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Статья 77. 1) Для контроля с финансовой точки зрения государственного хозяйства, а также публично-правовых союзов, рассмотрения государственного баланса, представления ежегодно сейму предложений о бюджетных полномочиях правительства создается верховная контрольная палата, основанная на началах коллегиальности и независимости членов ее коллегии.
2) Верховная контрольная палата независима от правительства.
3) Президент республики назначает и отзывает представителя верховной контрольной палаты, а по его предложению и за его контрасигнацией назначает и отзывает членов ее коллегии.
4) Председатель верховной контрольной палаты отвечает за исполнение своих обязанностей согласно началам, установленным для ответственности министров.
XII. СОСТОЯНИЕ УГРОЗЫ ГОСУДАРСТВУ
Статья 78. 1) В случае угрозы государству извне, а также в случае внутренних беспорядков или обширных заговоров, носящих характер государственной измены и угрожающих строю или безопасности государства или же безопасности граждан, совет министров с разрешения президента республики вводит исключительное положение на пространстве всего государства или угрожаемой части.
2) Такое распоряжение должно быть переслано в сейм в течение 7 дней по его опубликовании.
3) Если сейм распущен, то распоряжение об объявлении исключительного положения должно быть представлено вновь избранному сейму на первом заседании.
4) Сейм может потребовать отмены распоряжения.
5) Такое предложение не может голосоваться на заседании, во время которого оно внесено.
6) Если сенат высказывается за постановление сейма, правительство немедленно отменяет распоряжение.
7) Объявление исключительного положения дает правительству право приостановки на время его действия гражданских свобод, а также возможность пользования особыми правами, предусмотренными законом об исключительном положении.
Статья 79. 1) В случае необходимости применения вооруженных сил для обороны государства, президент республики вводит военное положение на пространстве всего государства или его части.
2) В течение действия военного положения президент республики имеет право без полномочия законодательных палат издавать декреты в области государственного законодательства, за исключением изменения конституции, продлять срок полномочий законодательных палат до заключения мира, а также открывать, отсрочивать и закрывать сессии сейма и сената в сроки, соответствующие потребностям обороны государства, а также призывать для разрешения вопросов, входящих в круг деятельности законодательных палат, сейм и сенат в уменьшенном составе, выделенном этими палатами.
3) Во время действия военного положения правительство пользуется правами, предусмотренными законом об исключительном положении, а также особыми правами, определяемыми законом о военном положении.
ХIII. ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ
Статья 80. 1) Изменение конституции может производиться по инициативе президента республики, правительства или 1/4 законного количества депутатов.
2) Предложение, внесенное президентом республики, может голосоваться только в целом и без изменений или с теми изменениями, на которые правительство согласится от имени президента республики.
3) Закон, изменяющий конституцию по инициативе президента республики, требует согласных постановлений сейма и сената, принятых простым большинством голосов, а если по инициативе правительства или сейма – то согласных постановлений, принятых большинством законного количества депутатов и сенаторов.
4) Президент республики может в течение 30 дней по получении проекта закона, изменяющего конституцию, вернуть его сейму с требованием вторичного рассмотрения, которое должно иметь место не раньше, чем при следующем составе сейма.
5) Вели законодательные палаты вторично примут проект без изменений, то президент республики, утвердив силу закона своей подписью, делает распоряжение об его опубликовании или же распускает сейм и сенат.
XIV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ
Статья 81. Настоящий конституционный закон вступает в жизнь со дня его опубликования.
2) Одновременно отменяется закон от 17 марта 1921 г. вместе с изменениями, внесенными законом от 2 августа 1926 г., за исключением статей 99, 109-118 и 120.
3) Конституционный закон от 16 июля 1920 г., утверждающий органический статут Силезского воеводства вместе с изменениями, внесенными законами от 8 марта 1921 г., от 30 июля 1921 г., от 18 октября 1921 г. и от 18 марта 1925 г., сохраняет свою силу с тем, что статье 44 закона от 15 июля 1920 г. дается следующая редакция: «Изменение настоящего конституционного закона требует государственного закона», и с тем, что отменяется статья 2 закона от 8 марта 1921 г.