Малая война. 1850

Малая война

Составил
Для руководства
в Императорской Военной Академии
Гвардейского Генерального Штаба
Полковник Вуич.

Санкт-Петербург
в типографии Эдуарда Праца
1850г.
Печатать позволяется
с тем, чтобы по напечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров
С. Петербург, І июня 6-го дня 1850 года.
Цензор А. Крылов

Оглавление
Введение……………………………………………………………………………5
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Охранение войск от внезапных нападений.
Общие понятия……………………………………………………………………6
Отделение I. Расположение передовых постов вблизи от неприятеля.
1. Состав аванпостного расположения ………………………………………….7
2. Расстановка передовых постов……………………………………………….14
3. Применение аванпостного расположения к местности………………………17
4. Отправление службы на передовых постах:
а) Служба в цепи………………………………………………………….23
б) Служба на пикетах………………………………………………………28
в) Служба на главных караулах………………………………………….35
г) Служба в резервах аванпостов………………………………………. 37
д) Служба начальника передовых постов……………………………….38
5. Действия передовых постов при тревогах и наступлении неприятеля……41
6. Особенные части аванпостного расположения:
а) Отдельные, наблюдательные или промежуточные пикеты…………47
б) Секреты………………………………………………………………….51
7. Содержание передовых постов казаками……………………………………52
Отделение II. Расположение передовых постов вдали от неприятеля.
а) При бивуачном или лагерном расположении…………………………55
б) При расположении по квартирам………………………………………57
Отделение III. Патрули и разъезды………………………………………………64
Общие замечания и правила к охранению войск………………………………75
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
О действиях отрядами.
1.Рекогносцировки………………………………………………………………78
2.Засады и нечаянные нападения вообще………………………………………87
а) Засады……………………………………………………………………87
б) О нечаянных нападениях вообще…………………………………..…97
3. Сопровождение обозов или транспортов и нападение на них…………….103
а) Сопровождение обоза в опасности от неприятеля……………….…105
б) Сопровождение обоза при ожидании нападения……………………109
в) Нападение на неприятельские обозы…………………………………117
4. Фуражировки и нападения на фуражиров…………………………………..122
а) Порядок производства фуражировок…………………………………124
б) Обеспечение фуражировок от нападения……………………………126
в) Фуражировки форсированные…………………………………….….129
г) Нападения на неприятельских фуражиров…………………….….…130
5. Партизанские действия……………………………………………….……..132

Введение
Определение малой войны
Малой войной называются вообще действия войск небольшими частями, в разных местах, и большей частью одна от другой отдельно.
По сему в правилах или наставлениях к малой войне излагаются обыкновенно: все меры , необходимые для охранения войск от внезапных нападений (служба передовых постов), для заблаговременного разведывания о неприятеле (патрули, разъезды , рекогносцировки усиленные) , для охранения своих сообщений и продовольствия (прикрытие транспорта и фуражировок), или для тревожения неприятельских сообщений и самих войск частными попаданиями небольших отрядов (засады, нападения на передовые посты, на транспорты, на фуражировки, и действия партизанские).

Связь малой войны с другими военными действиями
Все эти второстепенные действия, конечно не ведут непосредственно к достижению главной тактической цели, поражения войск неприятельских в открытом и общем бою, но не менее того, в сложности своей, способствуют к достижению этой цели, и в большей или меньшей мере сопровождают необходимо каждое из больших военных действий.
При восстаниях народных, которые только частными нападениями и беспрерывными тревогами в мелких неуловимых частях могут надеяться нанести вред неприятелю, особенно же в странах гористых, лесистых или покрытых обширными болотами, все почти будут не иное что как действия малой войны.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
ОХРАНЕНИЕ ВОЙСК ОТ ВНЕЗАПНЫХ НАПАДЕНИЙ
Общие понятия
Различие в мерах охранения от удаления или близости неприятеля. Вдали от неприятеля, по крайней мере на расстоянии нескольких переходов (четырех и даже трех), для охранения войск, кроме обыкновенных караулов, выставляемых при всяком их расположении, считается достаточным высылать небольшие отряды легкой кавалерии (у нас преимущественно казаков), которые бы доходили до неприятеля или по крайней мере до передовых его войск, и извещали о всех предпринимаемых им движениях.
По мере сближения с неприятелем усиливаются меры охранения: кроме частей посылаемых для открытия неприятеля и наблюдения за ним, выставляются часто на главных направлениях и в удобных для обороны местах другие части более значительные, обязанные поддержать легкие отряды, когда бы они были отброшены и сильно преследуемы, и вместе с тем обязанные заграждать путь легким отрядам неприятельским в расположение главных своих сил. Наконец, на расстоянии перехода и ближе, когда нужно следить уже за каждым движением неприятеля, чтобы не подвергнуться нападению нечаянному, и с другой стороны, когда весьма важно бывает скрыть от него и расположение свое и движения, следовательно, тогда должны стараться, чтобы не только легкие отряды не допускать к себе близко, но даже и одиночных людей, которые бы могли сообщить неприятелю нужные для него сведения, считается уже необходимым ограждать расположение войск непрерывной цепью передовых постов, кавалерийских или пехотных с постепенными подкреплениями и сверх того, как для обеспечения сих постов, так и для ближайшего разузнания о неприятеле, высылать во все стороны легкие отряды, или разъезды.
Иногда и вдали еще от главных сил неприятеля может случиться надобность в большей степени предосторожности, именно когда жители края расположены к восстанию, или когда край наполнен неприятельскими партизанскими отрядами. Тогда, по мере большей или меньшей опасности от сих отрядов, меры охранения должны разумеется, более или менее приближаться к тем, какие принимаются вблизи от неприятеля.
Основанием всех способов к охранению войск от внезапных нападений в большем или меньшем удалении от неприятеля, служат те меры, которые принимаются при расположении вблизи от него, а потому мы прежде всего рассмотрим в подробностях сей последний случай, и потом уже перейдем к тем изменениям, какие потребует большее или меньшее удаление неприятеля.
ОТДЕЛЕНИЕ I.
РАСПОЛОЖЕНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ПОСТОВ ВБЛИЗИ ОТ НЕПРИЯТЕЛЯ.
1. Состав аванпостного расположения.
Наименование, состав и расположение различных частей передовых постов. Передовая цепь. Непрерывная цепь передовых постов, которая необходима для охранения войск, при близком их расположении от неприятеля, составляется обыкновенно из парных или двойных часовых (в кавалерии называемых ведетами), размещаемых таким образом, чтобы они видели как можно далее перед собою, и чтобы между ними никто не мог прокрасться не замеченным.
Иногда, особенно при недостатке легких войск, ставятся в передовой цепи, вместо двойных, одиночные часовые; иногда же напротив, как например у казаков, ставятся по три и по четыре человека вместе. Выгоды двойных часовых пред одиночными очевидны, как по большему удобству наблюдения попеременно двумя человеками, так и потому, что в случае необходимости удаления одного из них вперед, для ближайшего наблюдения, или назад для донесения, другой остается на месте, и таким образом цепь постоянно остается непрерывною — По сему, составление передовой цепи из одиночных часовых можно допускать только в крайних случаях, при недостаточном числе войск для сего назначаемых, и при том при столь сильном их утомлении , что нельзя требовать от них много движения и следовательно нельзя употребить тот способ, чтоб расставить часовых парных, на больших между парами расстояниях с тем, чтобы они поддерживали непрерывность цепи взаимным патрулированием от одной пары до другой. — Что касается до расположения в передовой цепи по три и по четыре человека вместе, то мы рассмотрим подробно как способы этого расположения, так и выгоды и невыгоды оного в статье: о содержании передовых постов казаками.
Во Французских войсках часто ставились в передовой цепи часовые одиночные; в Немецких войсках напротив, как и у нас, почти всегда двойные.
Расстояние между парами. Чтобы никто не мог прокрасться не замеченным между постами, они размещаются на таком один от другого расстоянии, чтобы днём, в ясную погоду могли видеть, а ночью или в сильный туман, слышать друг друга и все между ними происходящее.
Трудно определить расстояние между парами часовых в цепи какими-нибудь цифрами. — Кроме сказанного пред сим общего выражения нет никакого точнейшего определения ни в Руководстве молодым офицерам, изданном в 1831-м году, ни в сочинении Жакино де Прель (Сours d’art el d’histoire militaries). В первых записках Военной Академии о Малой войне расстояние между кавалерийскими ведетами было положено от 300 до 400 шагов, а между парами пехотных часовых средним числом 150 шагов. В Наставлении для содержания передовых постов, составленном по Высочайшему повелению в 1838 году и изданном в 1841, сказано: «могут быть места, где придется ставить пару от пары и на 50 шагов, в местах же открытых и при ясной погоде можно увеличивать между ними расстояние до 300, 400, 500 шагов и даже более».
Действительно, расстояние это не только должно зависеть от свойств местоположения, но и от степени зоркости, внимательности и расторопности людей, и потому не только в различных случаях и местах, но даже в одной и той же цепи, иные пары будут стоять чаще, а другие реже. Можно присовокупить, что в одной и той же цепи, смотря по изменению погоды или степени темноты, придется иногда добавлять число пар, чтобы уменьшить между ними расстояние; иногда же напротив выводить пары из цепи, чтобы без надобности не иметь ее слишком густою, и не утомлять более людей чем сколько необходимо.
Основываясь на той степени силы в зрении человеческом, какая всего чаще встречается, можно положить что на местах даже совершенно открытых и ровных и при совершенно ясной погоде, трудно будет часовым наблюдать за пространством между ними, если это пространство более версты. — На кордонах, каковы например расположенные на Кавказской линии и вдоль Кубани, в земле Черноморских казаков, посты расставлены на 2, на 3 версты и более; но там для часовых устроены особые сигналы или вышки, и притом, люди на этих кордонах употребляемые, казаки Черноморские и Линейные, отличаются чрезвычайной зоркостью.
Чтобы показать другой предел, то есть случай, в котором необходимо становится крайнее сближение пар, припомним то, что часто бывает у нас на Кавказе, и что непременно должно часто встречаться вообще в странах весьма гористых, закрытых и пересеченных. — Там каждой паре трудно обозревать большое пространство перед собою, при том цепь опасно удалять от войск, следовательно, назначение её не ограничивается только извещением о неприятеле, a иметь отчасти целью и задержание его; там часто, для споспешествования подобной цели, ограждается передовая цепь засеками, или так называемыми завалами, в которых проделываются отверстия и за ними пары часовых располагаются уже в виде редкой стрелковой цепи, на 25, на 30 шагов одна от другой. Но случится какой-нибудь крутой изгиб в завале, которого направление обыкновенно следует извилинам местоположения, или встретится какая-нибудь рытвина, ложбина, за которою нужно особенное наблюдение — тогда для обзора подобного углубления, или для наблюдения за обоими фасами входящего угла завала, придется ставить пары еще ближе, иногда даже не далее пяти шагов одну от другой.
He смотря на встречающееся таким образом различие в расстояниях, необходимо определить, основываясь на большем числе случаев, какое-нибудь среднее число, которое бы могло служить для заблаговременного, хотя примерного назначения числа войск, потребного для занятия передовой цепи, и потому:
Хотя расстояние между парами зависит от местоположения, времени дня и погоды, но средним числом можно положить: для кавалерийских ведетов (выставляемых преимущественно в открытых местах) 500 шагов, а для пехотных часовых (в местах закрытых) 150 шагов.
Разумеется, что при необходимости занимать кавалерией цепь в местах закрытых должно приниматься в расчёт расстояние меньшее, и напротив, при расположении пехотной цепи на открытых местах, расстояние большее здесь показанного. — Но не излишне припомнить, что в пехотной цепи расстояние всегда должны быть менее чем в кавалерийской, потому что с лошади можно большее обозревать пространство, чем пешком.
Удаление цепи от прикрываемых ею войск. Удаление цепи и ее подкреплений от прикрываемых войск должно быть таково, чтобы передовые посты могли успеть передать известие о всяком замеченном покушении неприятеля за столько времени, сколько нужно прикрываемым войском для изготовления к бою, и вместе с тем, чтобы цепь, от излишнего удаления, не подвергалась опасности быть отрезанной.
По сему, на основании опытов, полагается пехотную цепь располагать не далее 2-х верст, а кавалерийскую не далее 4-х верст от войск, которые они прикрывать назначены.
Первое назначено в Уставе Полевой службы пехоты (1846), последнее в Наставлении для службы передовых постов (1841).
Подкрепление цепи и взаимные между ними расстояния. Постепенные подкрепления цепи, необходимые как для воспрепятствования неприятелю сбивать или захватывать часовых, так и для смены сих последних, состоят из пикетов, главных караулов, а иногда и резервов.
Пикеты. Пикеты, помещаемые в полуверсте (в пехоте) или и целой версте (в кавалерии) за линией часовых, составляются обыкновенно в кавалерии из взвода, в пехоте из взвода ротной колонны и становятся таким образом, чтобы на каждый пикет в кавалерии приходилось 3 или 4 ведета, а в пехоте 6, 7 или 8 пар часовых, которые пикет обязан поддерживать и сменять.
Это число пар объясняется расчётом, вслед за сим излагаемым. Здесь заметим только вообще, что в кавалерии ведеты размещаются обыкновенно на дальнейшем гораздо расстоянии, чем пары часовых в пехоте, потому то и назначается поддерживать кавалерийскому пикету меньшее число ведетов, чем пехотному.
Главные караулы. Главные караулы становятся обыкновенно не ближе полуверсты в пехоте, и не ближе версты в кавалерии за линией пикетов, следовательно, в пехоте на версту, а в кавалерии на 2 версты от прикрываемых войск; они составляются в кавалерии из полуэскадрона, в пехоте из взвода ротной колонны и рассчитываются обыкновенно таким образом, чтобы на один главный караул приходилось пo два пикета, которые он обязан поддерживать и в случае нужды, сменять.
Это число пар объясняется расчетом, вслед за сим излагаемым.
Здесь заметим только вообще, что в кавалерии ведеты размещаются обыкновенно на дальнейшем гораздо расстоянии, чем пары часовых в пехоте, потому то и назначается поддерживать кавалерийскому пикету меньшее число ведетов, чем пехотному.
Главные караулы. Главные караулы становятся обыкновенно не ближе полуверсты в пехоте, и не ближе версты в кавалерии за линией пикетов, следовательно, в пехоте на версту, а в кавалерии на 2 версты от прикрываемых войск; они составляются в кавалерии из полуэскадрона, в пехоте из взвода ротной колонны и рассчитываются обыкновенно таким образом, чтобы на один главный караул приходилось пo два пикета, которые он обязан поддерживать и в случае нужды, сменять.
Впрочем, показанный здесь расчет расстояний не заключает в себе ничего неизменного и напротив каждый раз должен быть применяем к обстоятельствам, в особенности же к местности, к силе, как частей высылаемых на аванпосты, так и общего состава войск, а наконец и к мере опасности.
Мы уже сказали, что расстояние между парами в цепи зависит от местности, погоды, времени дня. В определение расстояния между цепью и войсками и между различными подкреплениями цепи входит кроме тех же условий еще одно: степень скорости, с какой каждое из этих подкреплений или же и сами войска, от которых они высланы, могут изготовиться к бою. — Пo сему весьма полезно было бы каждому офицеру, наряжаемому на аванпосты в мирное время, на маневрах, исследовать во сколько именно времени может его часть изготовиться, по известию из цепи, во сколько времени доходит это известие и сколько времени нужно для сообщения оного сзади стоящим частям. Только из подобных опытов можно приобрести навык в определении расстояния, на которое с безопасностью можно удалить цепь от подкреплений ее и сии последняя от войск прикрываемых, и в какой именно степени готовности к бою должна постоянно содержать все эти части.
Резервы. Резервы выставляются между главными караулами и авангардом обыкновенно только при употреблении на аванпосты значительного числа войск, при значительном удалении цепи, или же при особенной опасности для нее от покушений неприятеля. Резервы часто составляются из пехоты, кавалерии и артиллерии (например 1 бат. пехоты, 2, 3 или 4 эск. кавалерии и 2 или 4 пеших или конных орудий). Сила их, помещение за цепью и удаление от оной изменяются по обстоятельствам; но преимущественно помещаются они на главных направлениях, так, чтобы неприятелю трудно было их миновать, и при том, разумеется, на местах, способствующих сильному оборонительному действию пехоты или атакам кавалерии, сообразно с свойствами тех родов оружия, из которых резерв составлен.
В первых записках Военной Академии расчет батальона на аванпостах показан был таким образом, чтобы половина его, то есть две роты составляли резерв, третья рота главный караул, а четвертая рота разделялась на 4 части (по полувзводу в каждой), для составления четырех пикетов. — Этот расчет неудобен, потому что рота распределяемая на пикеты должна растянуться на большое расстояние, и что каждый пикет поддерживается главным караулом не из своей роты, а из чужой. Сверх того, резерв, который при этом положено было составлять, не всегда бывает нужен.
В Наставлении молодым офицерам, из батальона одна рота разделялась на две части, составляет два пикета (по взводу), за ними главный караул из двух рот, а далее резерв из одной роты.
Всего удобнее кажется расчет, сделанный в Наставлении для передовых постов (1841). За основание этого примерного расчета взята была одна рота. Из нее половина, то есть один взвод оставлялся для главного караула, а другая половина, или другой взвод делился еще на две части и составлял два пикета (по полувзводу в каждом); таким образом, приобреталось более единства в управлении и поддержании цепи, в которой каждая рота с своими часовыми пикетами и главным караулом, составляла как бы особое звено и при том имелась возможность сменять оба пикета главным караулом.
В новом уставе о полевой службе пехоты, за основание расчета аванпостного принята также рота; но рота для этого строится в ротную колонну; один из трех взводов колонны оставляется для главного караула, а другие два составляют пикеты. Следовательно, главный караул равносилен с каждым из пикетов, и общей смены двух пикетов главным караулом уже не полагается. He смотря на таковую невыгоду, мы принимаем за нормальный расчет сей последний, потому что он освящен для наших войск формой устава, и если доселе, по новости своей еще и не совсем усвоен, то в непродолжительном времени верно совершенно усвоится до такой степени что даже войдет в привычку при самом применении к делу.
Вообще же имеется ныне в виду, чтобы части на аванпосты, роты или эскадроны, выставлять в том составе, в каком они находятся по постоянному и хозяйственному управлению, и притом распределять их так, чтобы из одной и той же части были составлены цепь, пикеты и главный караул; от этого приобретается более единства в управлении аванпостами, и каждый начальник, находясь ближе к людям, постоянно ему подчиненным, может давать им то именно назначение, какое наиболее сообразно с их свойствами и способностями.
Расчет роты и эскадрона для аванпостов. Ha основании вышесказанного и применяясь к обыкновенному составу наших войск, расчет роты и эскадрона, высылаемых на аванпосты, будет следующий:
Рота строится в ротную колонну: один из трех взводов составляет главный караул, два другие составляют пикеты. Если положить средним числом 25 рядов, т. е. 50 человек во взводе, то отделяется 4 ряда или 8 челов. для патрулей и посылок, а остальные делятся на три смены, так что в каждой смене придется по 7 пар.
У нас комплектный батальон полагается в 1000 человек, следовательно до 40 рядов во взводе; но редко в таком комплекте выходят войска в строй когда-либо. Редко случается видеть батальон более 800 челов. и в начале войны; по вступлении же в кампанию, болезни, командировки тотчас начинают уменьшать число наличных людей, не говоря уже о потерях в сражениях, и потому батальоны выдержавшие утомительную кампанию и особенно потерпевшие в деле бывают в 400 чел. и даже менее. Следовательно, всего кажется справедливее принять за среднее число 600 чел. т. е. 25 рядов.
Полагая средним же числом по 150 шагов на пару, выйдет на 14 пар, выставляемых от двух пикетов, 2100 шагов, то есть: около полторы версты, что и определяет пространство, которое в цепи свободно можно занимать одною ротой.
Пo 150 шагов положено на каждую из 14 пар, потому что, кроме 13 промежутков между 14-ю парами, можно положить, что фланговые пары по крайней мере на половину такого же расстояния могут хорошо обозревать места каждая и в наружную сторону.
Эскадрон разделяется пополам: один полуэскадрон или два взвода составляют главный караул, а другие два взвода высылаются на пикеты. Если положить средним числом по 12 рядов во взводе, то, оставляя 3 ряда или 6 человек для разъездов и посылок и разделяя остальное число на три смены, придется каждой смене выставить по три пары.
Комплектный эскадрон полагается в 15 рядов; но по тем же причинам уменьшение людей как в пехоте, за среднее число не следует принимать более 12 рядов.
Полагая средним же числом по 500 шагов на пару, выйдет на 6 пар, выставляемых от двух пикетов, 3000 шагов то есть: две версты, что и составляет пространство, которое каждый эскадрон может свободно занимать цепью.
Очевидно, что при этом, как и при расчете роты, входило в соображение не только пространство, собственно занимаемое цепью, но и то, за которым свободно могут наблюдать фланговые пары в обе стороны.
Кроме исчисленных в сей статье частей, образующих существенный и обыкновенный состав передовых войск, — в некоторых особенных случаях выставляются еще отдельные или наблюдательные пикеты, а иногда секреты. Мы рассмотрим немногие условия, преимущественно к сим частям относящиеся, тогда, когда ознакомимся с порядком выставления, отправления службы и действий аванпостов в самом обыкновенном и простом их составе.
Если пространство, которое нужно занять цепью более 1,5 версты для пехоты и 2 версты для кавалерии, то для изображения излишнего утомления людей лучше выслать на аванпосты две или более роты, два или более эскадрона, или по крайней мере прибавить по взводу для составления третьего пикета, чем излишне растягивать цепь.
Обеспечение флангов и тыла войск. Цепь аванпостов выставляется обыкновенно только впереди общего расположения войск, так, чтобы она пересекала поперек пути, ведущие со стороны неприятеля. Ей дают вид не прямой, a дугообразной линии, в особенности фланги ее загибаются, то есть приближаются к расположению прикрываемых войск. Для обеспечения с других сторон ограничиваются выставлением обыкновенных лагерных караулов и одиночных часовых; и высыланием разъездов по всем направлениям.
Само собою разумеется, что когда неприятеля можно ожидать со всех сторон, как то в особенности случается в войнах народных, при благоприятствующей оным местности и как теперь весьма часто бывает в наших действиях на Кавказе, тогда со всех сторон должно принимать одинаковой степени и предосторожности.
В Наставлении молодым офицерам предлагается для обеспечения войск со всех сторон, протягивать от флангов передовой собственно цепи, линию небольших постов, каждый человек в 20, вокруг всего расположения, вёрстах в двух или трёх от флангов и тыла оного. Нет сомнения, что могут быть случаи, в которых подобная мера окажется полезною и даже необходимой. Главным назначением этих постов полагалось отвращение побегов и предохранение окрестных селений отъ грабежа. Но вместе с тем они могут служить и для большей безопасности войск, ибо, располагаясь на главных путях, ведущих к расположению войск с флангов и с тыла, или вообще на местах, которые миновать трудно для приближения к оному, и содержа связь посредством разъездов, как между собою, так и с флангами передовой цепи, они могут бдительностью своею оградить войска со всех сторон не только от тревоги партизанских отрядов, но и от высматривания расположения одиночными людьми.
2. Расстановка передовых постов.
Порядок выставления аванпостов. Таким образом мы рассмотрели какой наружный вид должно принимать расположение передовых войск для обеспечения позади стоящих от нечаянного нападения. Теперь рассмотрим, каким порядком производится переход к этому расположению, из обыкновенного, походного или бивуачного.
Полк, от которого должны быть выставлены аванпосты, обыкновенно назначается заблаговременно диспозицией по армии, корпусу, авангарду или отряду. Наряд же части, которая собственно должна составить передовую цепь с ее подкреплениями, делается приказом по полку.
Разумеется, что в военное время, после дела, a в особенности при отступлениях, когда неожиданность обстоятельств и тягость претерпеваемых трудов нарушают обыкновенный порядок дел, часто может быть и упущено из виду подобное заблаговременное распоряжение и потому оно должно быть заменяемо или словесными приказаниями, или самыми короткими записками, без всякой особенной формы.
Назначение мест для цепи. Той же диспозицией назначается (обыкновенно по карте) примерное направление и протяжение линии аванпостов: от такого-то до такого-то селения или урочища, через такие-то места; или, если никаких заметных предметов не встречается: на столько-то верст впереди расположения войск, на столько-то вправо и на столько-то влево.
Назначение это делает Генерал Квартирмейстер, если аванпосты выставляются от главных сил; в отрядах же определяют положение цепи Начальники оных или старшие из Офицеров Генерального Штаба.
По этим общим указаниям, Начальник передовых постов уже распределяет, обыкновенно с помощью Офицера Генерального Штаба, какую часть расположения занимать какому эскадрону или какой роте. Назначение мест делается обыкновенно названием селений, или урочищ; а потому здесь и оказывается сколь полезно и даже необходимо для скорой и безошибочной расстановки передовых постов, иметь хорошие карты края не только главному, но даже и каждому из частных начальников.
Следование частей на передовые посты. Каждая часть на аванпосты назначенная, должна следовать к местам расположения цепи со всеми военными предосторожностями (особенно, если места эти еще никакими частями наших войск не заняты), то есть иметь передовые, боковые и задние патрули. Сверх того, при приближении к самой линии, которую цепью занять должно, необходимо выслать в разных направлениях небольшие разъезды или патрули, чтобы осмотреть местоположение и удостовериться, не скрывается ли где по близости неприятель. До возвращения этих людей с известием благоприятным, или по крайней мере до занятия ими впереди таких пунктов, с которых бы им далеко можно было видеть во все стороны, безопаснее расстановку цепи не начинать.
Первые сведенья о местности и неприятеле получаются, разумеется, от передовых и фланговых отрядов, при наступлении; а при отступлении от отрядов, оставляемых сзади и по флангам арьергарда. И в том и в другом случае, отряды эти (передовые или задние и фланговые), как скоро узнают, что авангард или арьергард уже остановился для расположения на ночлег или на продолжительный привал, стараются выбрать такие места, с которых бы удобно было далеко осмотреть впереди лежащую местность и остаются по возможности на этих местах до тех пор, пока вся цепь не будет выставлена. Это не всегда однако же избавит часть, высланную на аванпосты от обязанности осмотреть пред расстановкой цепи, впереди лежащую местность собственными разъездами. Передовые или задние и боковые отряды следуют обыкновенно по главным дорогам, или вблизи колонн, следовательно, между ними найдется много мест никем не занятых.
Каждый эскадрон или каждая рота обыкновенно следует прямо к тому месту, которое предназначено для главного караула, и оттуда высылает пикеты на надлежащее от себя и между ними расстояние, то есть: в пехоте на пол версты вперед и шагов на 1000 между ними; а в кавалерии на версту вперед и на столько же между ими.
С одним из пикетов поставляется в обязанность Начальнику главного караула следовать вперед, для присутствования при расстановке цепи.
Отойдя на надлежащее расстояние, пикет останавливается и начальник его сам ведет первую смену в цепь, между тем как остальная часть его команды остается в ружье и в ранцах, a в кавалерии на конях. Он начинает расстановку с одного из флангов, с которого окажется удобнее и расставляет ведеты или парных часовых таким образом, чтобы фланговые были в связи с ведетами или часовыми соседних пикетов.
В одно время с выступлением частей, назначенных в главные караулы и пикеты, выступает и часть, назначенная для составления резерва аванпостов, и прямо следует к определенному для нее пункту.
Прежде поставлялось правилом, чтобы каждый начальник пикета начинал расстановку часовых с наружного фланга своего эскадрона или своей роты и чтобы обе половины цепи таковой части вошли в связь в средине. В новейшем уставе (о полевой служб пехоты) предоставляется без разбора начинать с которого-нибудь из флангов. — Вообще кажется, что в службе аванпостной, службе весьма трудной, и которой успешное отправление зависит от навыка и соображения, всего лучше не связывать исполнителей никакими мелочными правилами, и как можно более предоставлять соображению на месте, требуя только осторожности, бдительности и общей связи. Следовательно, при расстановке часовых, кроме осмотра близь лежащей местности (особенно мест закрытых), можно бы всего более и почти исключительно поставить в обязанность только одно: чтобы цепь сомкнулась то есть имела бы общую связь.
Если по местности окажется нужным более людей, чем сколько взято в смене, то начальник пикета может оставить на время для означения места, кого-либо из людей, которых обыкновенно берет себе в конвой и потом уже с пикета выслать ему на смену настоящую пару.
Мы изложили каким образом расставляются или должны быть расставляемы передовые посты тогда, когда обстоятельства допускают произвести это действие в совершенном порядке и с соблюдением всех должных предосторожностей. Но это случается весьма редко, особенно в конце боя. Краткость времени и утомление, которому обыкновенно соответствует и утомление неприятеля, уменьшающее опасность, какую бы можно ожидать от его нападений, заставляют прибегать к таким средствам, которые бы требовали как можно менее труда, времени и передвижений, стараясь только о том, чтобы цепь имела требуемое от нее направление и чтобы как можно скорее была установлена связь между всеми ее частями Однако же и это не всегда удается, особенно, когда после дня, проведенного в движении или даже в бою, приходится ставить аванпосты лишь с наступлением темноты. Тогда непременно можно ожидать расположения ошибочного и следствием того тревог и потер, если только войска, на аванпосты высылаемые, не отличаются неутомимостью, бдительностью и особенного рода навыком к этого рода службе.
По этому весьма было бы полезно в мирное время приучать войска с особенной тщательностью и вниманием к расстановке постов, сперва совершенно правильной, причем со всей точностью замечать время, потребное для каждого действия, а потом и с предположением различных случаев, которые бы принуждали к изменению этой правильности, как-то: необходимости выставить ту же самую цепь в кратчайшее время, прибытия части, которую расставлять должно, к флангу цепи, а не к средине оной; иногда же производить то же самое в темноте, или тумане. Нет сомнения, что при подобных упражнениях приобретались бы разные сноровки к тому как выходить из всякого затруднительного положения, и эти сноровки, соединенные с верным определением расстояний и времени, без сомнения, развивали бы способности, образовали бы навыки, которые оставалось бы только совершенствовать действительной службой в виду неприятеля.
3. Применение аванпостного расположения к местности.
Важность искусного применения к местности. Искусство применения к местности, столь важное во всех военных действиях, оказывает в особенности ощутительное влияние на службу передовых постов, ибо от умения угадывать и занимать те пункты, с которых удобнее можно все обозревать и вообще от умения извлечь из местоположения все возможные выгоды, зависит то, чтобы одно и тоже пространство охранить наименьшим числом людей и с наименьшим их утомлением, следовательно, наименьшее, по возможности, число войск употреблять единовременно для аванпостной службы, и для большего числа доставлять средства к отдохновению.
Но искусство это приобретается почти исключительно наглядностью и практическим упражнением в расстановке аванпостов. Из предварительного рассуждения и даже из советов опытности можно извлечь лишь весьма немного, полезных в этом отношении замечаний.
Замечания эти разбросаны в разных сочинениях: очевидно, что все почти писавшие об этом предмете не надеялись много доставить пользы теоретическими исследованиями, и всего более предоставляли собственному опыту каждого.
Общее расположение линии передовых постов. Общая линия аванпостов (для лучшей ориентировки и для большего удобства в первоначальной расстановке), определяется обыкновенно каким-нибудь естественным рубежом: берегом реки, ручья, краем оврага, болота, опушкой леса, хребтом возвышений.
Надобно избегать расположения цепи таким образом, чтобы впереди ее близко находились места закрытые, селения, рощи и т.п. и если по отдалению нельзя продвинуть цепь вперед так, чтобы захватить в нее эти места, то лучше осадить ее гораздо далее назад. Иногда однако же случится что, по большому протяжению подобных предметов, продвинуть цепь перед них не удобно, и что, по тесноте пространства позади их, придется их иметь близко от фронта цепи, а часто даже протягивать саму цепь (разумеется, преимущественно пехотную) через них поперек. В таком случае остается только одно, удвоить бдительность и чаще высылать патрули или разъезды.
За местами неудобно проходимыми. Если цепь располагается за пространством неудобно проходимым, за широкой рекой или топким болотом, то можно делать ее реже, или даже вовсе не выставлять цепи, а ограничиваться наблюдением посредством разъездов, более или менее частых, смотря по степени проходимости пространства и степени предприимчивости неприятеля.
При этом должно остерегаться однако же, чтобы не оставить вовсе без наблюдения места, которые считаются непроходимыми; весьма часто чрез подобные непроходимые пространства случайно открылись сообщения, и войска, полагавшиеся излишне на их непроходимость, подвергались нечаянному нападению; весьма часто также неприятель самый осторожный и даже робкий, по особенному непредвиденному стечению обстоятельств, решается на предприятия самые отважные. Потому то, имея впереди себя реку, самую широкую и быструю, болото самое топкое, должно хотя изредка высылать вдоль их для наблюдения патрули или разъезды.
За преградами чрез которые немного имеется проходов. Если местность такого рода, что неприятель только по немногим известным местам может приблизиться к нашему расположению, например, когда находится впереди болота, чрез которые движение возможно только по немногим дорогам или плотинам, когда есть узкие перешейки между большими озерами, или наконец когда проходит впереди река, чрез которую переправ мало, то нет надобности по всему протяжению подобных предметов ставить цепь непрерывную а только против мест проходимых, – преимущественно отдельными пикетами (которых состав и способы расположения мы рассмотрим особо); а за остальным пространством, передовой цепью неохраняемым, наблюдать посредством патрулей и разъездов.
Если чрез непроходимые пространства, впереди войск находящиеся, есть переправы, плотины, мосты или броды, которые обстоятельства требуют сохранить, то к каждой из сих переправ приставляется обыкновенно караул из пехоты, иногда и с орудиями, и в таком случае принимает название отдельного оборонительного поста; кавалерийские же посты, чтобы видеть и разведывать как можно далее, выдвигаются за реку, на высоты противоположного берега, но с наступлением ночи, для большей безопасности, переводятся на свой берег.
Разумеется, что если нет чрез реку надежных переправ, то передовые посты, даже и днем на противоположный берег не переводятся: это допускается только для разъездов или партий, в случаях необходимости разведать о движениях и действиях неприятеля, за рекою находящегося.
За рекою. Во всяком случае, при расположении войск за рекою, в непременную обязанность поставляется частям на передовые посты высланным, перевезти на свою сторону все перевозочные способы, паромы, лодки и т.п. и приставить к ним караулы, для того, чтобы неприятель не мог ими воспользоваться.
В 1800 году австрийцы, защищая мост на Зальце у Лауфена, перевезли на свою сторону все лодки, но не охраняли их: три французских солдата переправились чрез реку вплавь и овладели лодкой, с помощью которой переправлен был, мало по малу, целый батальон; и этот батальон, вышел в тыл оборонявшим реку, заставил их отступить с значительной потерей. (Jacquinot de Presle, Cours d’art et d’histoire militaires).
В горах. В странах гористых, где пересеченность местоположения затрудняет сообщения и способствует скрытному приближению неприятеля со всех сторон, все части передовых постов сближаются между собой в сравнении с определенными нормальными расстояниями до такой степени, что цепь по возможности сгущаемая становится от войск шагов на 300 и при том окружает все их расположение.
Влияние местности на избрание рода войск для передовой цепи. Вот почти все, что можно сказать относительно общего направления и расположения передовой цепи. Что касается рода войск, из которых она составляется, то, сообразив все выгоды, какие имеет при этом на своей стороне кавалерия, по возможности далее обозревать местность, более отдаляться от прикрываемых ею войск и при всем том скорее доставлять им все нужные для них сведения, очевидно, что передовую цепь выгоднее всего составлять из кавалерии, как скоро только местность, для занятия цепью назначаемая, не препятствует совершенно движению и действию кавалерии, и как скоро в кавалерии нет недостатка.
На местности закрытой, пересеченной, по необходимости уже должно будет употреблять для передовой цепи пехоту: но и тогда, если есть какая-нибудь возможность, должно бы стараться хотя бы разъезды выслать из кавалерии.
Иногда случается местность перемежающаяся: местами закрытая или пересеченная, местами же открытая и непересеченная. Тогда приходится в одной и той же цепи ставить части пехоты и части кавалерии, сообразно с местоположением, которое более способствует действиям того или другого рода войск.
Одну из особенностей расположения аванпостного в горах составляет то, что обязанность этой службы лежит преимущественно на пехоте. Кавалерия в подобных местах может быть употреблена для передовых постов, разве только днем с тем, чтобы небольшие от нее посты выслать сколько можно далее вперед, на высоты, с которых бы далеко было видно, как впереди, так и в боковых смежных долинах. На ночь однако же все подобные посты необходимо убирать за пехотную цепь.
Влияние местности на состав резервов. Резервам аванпостов, хотя и предполагается доставлять самостоятельность и для того составлять их из войск всех трех оружий, но на местности открытой, ровной, не пересеченной, в состав их можно ограничиться кавалерией с конной артиллерией.
Теперь рассмотрим каких свойств местности требует и как применяется к оным отдельно каждая из частей аванпостного расположения.
Чтобы ведеты или часовые в цепи могли видеть как можно далее, они располагаются по возможности на открытых местах, и притом днем на возвышенностях, а ночью у подошвы возвышений, или по крайней мере сводятся с вершины возвышений назад шагов на 50, более или менее.
Очевидно, что ночью всего удобнее различать те предметы, которые отражаются на небе выше горизонта, а чтобы увидеть таким образом каждый приближающийся предмет, надобно смотреть по покатости снизу вверх, и следовательно, становиться не на вершине, а у подошвы возвышения.
Из этого очевидно также, что на ночь часто необходимо бывает переменять места для цепи.
Кроме условия, чтобы видеть как можно далее впереди и вокруг себя, при расположении ведетов и часовых должно еще стараться по возможности соблюсти и другое, именно: чтобы они сами были скрыты, и потому должно пользоваться заборами, кустарниками, высоким хлебом и скрывать за оными часовых, как скоро только подобное расположение может не воспрепятствовать им обозревать вокруг все что нужно. На местах же совершенно открытых, можно пользоваться для скрытия часовых небольшими углублениями или рытвинами, нередко встречающимися, даже на самых высоких местах. Но постоянно должно помнить, что закрытие часового есть условие второстепенное, и что прежде всего надобно ему доставить возможность обозревать пространство впереди себя и по сторонам, по крайней мере до соседних часовых. Наконец должно еще стараться, чтобы между ведетами или парами часовых не оставалось без наблюдения никакое углубление, никакое закрытое место, которое бы могло способствовать скрытному приближению неприятеля.
Для помещения пикетов, главных караулов, и в особенности резервов, избираются преимущественно такие места, по которым всего более можно ожидать неприятеля, и потому ставятся они обыкновенно близь дорог и в особенности близь перекрестков.
Жакино де Прель советует пикет или караул ставить не на самой дороге, а несколько в стороне от нее, чтобы иметь возможность атаковать нечаянно и во фланг неприятеля, который бы двигался по дороге оплошно, не обратив внимания на расположение караула. – Хотя подобное расположение иногда и может принести пользу, но должно остерегаться, чтобы, увлекаясь подобной выгодой, не удалить главный караул слишком от самой дороги, наблюдение за которой должно составлять преимущественно его назначение.
Другое весьма важное условие, при помещении подкреплений цепи и в особенности пикета, заключается в том, чтобы с него по возможности была видна вся выставленная от него цепь, которую он обязан непосредственно и поддерживать; для главных караулов и резервов это условие не столь важно, хотя и для них весьма выгодно видеть все впереди их расположенные, равно как и соседственные части, – ибо таким образом уменьшится число разъездов, которые должно высылать для поддержания связи между всеми частями аванпостного расположения.
Третье условие, есть скрытие по возможности части до тех пор, пока ей придется открыть действие.
При исполнении этого условия неприятелю труднее будет высмотреть, где расположена какая часть и сделать на нее, тайно подкравшись, нечаянное нападение.
Наконец четвертое условие, уже менее важное собственно для передовых частей, но более важное для резерва, состоит в том, чтобы пикеты и проч. были располагаемы на местах, способствующих действию их; следовательно, чтобы части пехоты могли доставить закрытие стрелкам своим (за строениями, заборами, деревьями, кустами), а части кавалерии имели бы пред собой открытое и непересеченное пространство для атаки.
Это условие считаем менее важным для пикетов и главных караулов, потому что они редко могут иметь в виду упорную оборону и бой значительный; но для помещения резервов оно важно потому что само назначение подобной части, предполагая значительное удаление цепи и необходимость обеспечить ее отступление, предполагает уже и необходимость упорного боя.
Обеспечение сообщений. Для общей связи между всеми частями аванпостного расположения, а равно между сими частями и прикрываемыми войсками, необходимо иметь везде свободные сообщения. Потому то и должно по возможности избегать такого расположения, чтобы в тылу аванпостов или между различными их частями находилась местность непроходимая. Если этого совершенно избежать нельзя, то должно, по крайней мере, уменьшить сколько можно эту непроходимость: по болотам сделать настилки, чрез канавы, ручьи набросить мостки или сделать спуски, которые бы облегчали переход чрез них, в стенах или заборах сделать проходы, и т.п.
Средства для этих работ всегда почти найдутся под рукой, при малейшей населенности края, и для самого исполнения их всего чаще могут быть употреблены местные жители.
Разумеется, что все подобные работы могут быть предпринимаемы только при расположении аванпостов на довольно значительное время. При расположении же на один ночлег, когда нет времени заняться исправлением и устройством сообщений, лучше изменить расположение так, чтобы ни одной части не подвергать опасности быть отброшенной на места непроходимые.
Если есть между цепью и войсками места, чрез которые сообщения затруднительны, то для охранения переправ и обеспечения перехода чрез них отступающих частей, лучше всего приближать к подобным местам расположение пикетов или главных караулов, сколько то дозволять другие условия этого расположения.
Если же в тылу аванпостов находится дефиле, – чего, разумеется, по возможности должно всегда избегать, – то уже необходимо занять его частью столь сильной, чтобы она в состоянии была задержать неприятеля, пока отступать соберутся все посты.
4. Отправление службы на передовых постах.
а) Служба в цепи.
Важность обязанностей передовой цепи. Исправность отправления службы в передовой цепи есть первое ручательство за безопасность и спокойствие войск, и потому приготовление людей к этой службе должно обращать на себя большое внимание со стороны частных Начальников.
Трудно на самом месте объяснить и внушить солдату все то, что он делать должен в различных случаях. Исправность его всегда будет зависеть от его расторопности, даже хитрости, и преимущественно от опытности: при недостатке же опыта, от тех понятий, которые он заблаговременно приобретет о службе аванпостной, а эти понятия всего более поддерживаются преданиями, которые часто сохраняются в войсках, сообщаясь от одного солдата другому, и которые весьма много могут быть поддержаны вниманием, поощрением и объяснением Начальника.
Но весьма трудно иметь все войска одинаково хорошо приготовленными для аванпостной службы; потому-то и стараются занимать передовую цепь только теми, которые в этом отношении более надежны. Но как в одной и той же части могут случиться люди более опытные, а другие менее, то стараются, по крайней мере, составлять цепь таким образом, чтобы в каждой паре хотя бы один человек был старый, опытный, надежный солдат. Этот-то человек и назначается в паре старшим.
Назначение одного из пары старшим положено наблюдать и тогда, когда оба солдата надежные, хотя, разумеется, в подобном случае это старшинство уже менее имеет важности.
Правила уставные. Хотя подтверждение о бдительности и осторожности заключает в себе изъяснение сущности всех обязанностей службы в цепи, и хотя исполнение этих условий всего более должно зависеть от расторопности и собственного соображения людей из которых цепь составляется, но есть некоторые правила, из опыта извлеченные и освященные уставами, с которыми полезно заблаговременно знакомить людей, объясняя по возможности все то, что послужило поводом к подобным правилам. Эти правила должны быть в большей или меньшей мере знакомы и всем начальствующим.
Степень готовности. Для готовности к бою и движению, люди в цепи стоящие должны быть, пехотные в ранцах, имея ружья у ноги, конные на конях, и по крайней мере одному из них, стоящему впереди, иметь карабин в руке (но не взводя курка, во избежание несчастных случаев).
Для поддержания бдительности, пехотным часовым запрещается садиться, потому что в этом положении они легко могут заснуть.
Наконец, в цепи запрещается все то, что может развлекать внимание часовых и изобличать для неприятеля место ими занимаемое, — именно запрещается разговаривать, насвистывать, петь, курить.
Последнее, и в особенности ночью, с одинаковой строгостью запрещается во всех почти уставах и наставлениях для аванпостной службы. — Столь же строго запрещается раскладывание огня в цепи.
Наблюдение к стороне неприятеля. Люди, в цепи поставленные, кроме наблюдения за тем, чтобы никто чрез цепь не прошел не замеченным, должны постоянно напрягать внимание для наблюдения за всем тем, что происходит к стороне неприятеля, и о всем замеченном, особенно о приближении неприятеля, один из часовых (младший) отправляется немедленно с донесением к пикету.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

No comments yet.

Sorry, the comment form is closed at this time.