Адаты Шамхальства тарковского

СБОРНИК АДАТОВ
ШАМХАЛЬСТВА ТАРКОВСКОГО И ХАНСТВА МЕХТУЛИНСКОГО

АДАТЫ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О ТЯЖБЕ И ИСКЕ ВООБЩЕ, О ПОРЯДКЕ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИХ И О ПОДСУДНОСТИ
§ 1. Иски бывают двух родов: положительные, когда истец имеет надлежащие доказательства для подтверждения своего иска, и иски по подозрению.
§ 2. Иски первого рода разбираются по шариату и адату; иски же второго рода — только по адату.
§ 3. В обоих же случаях иски предъявляются местной власти, которая делает распоряжение о порядке разбора иска или по шариату, или по адату.
§ 4. Разбор дел по шариату производится кадием, по адатам же — выбранными от общества стариками.
§ 5. Никому не дозволяется личное удовлетворение своих прав.
§ 6. Доносы на прелюбодеяние, составление молитвы, удержание зеката (узаконенной шариатом милостыни), нарушение чьей-либо чести не принимаются, если в том доносителю или доказчику нет ни вреда, ни пользы.
§ 7. Извещения же по делам, причиняющим вред обществу, как, например, порча дорог и т. п., принимаются.
§ 8. Все взыскания по делам спорным и по преступлениям кулов (рабов) падают на ответственность их помещиков.
КНИГА 1. О ТЯЖУЩИХСЯ СТОРОНАХ И ОБ УСЛОВИЯХ,
ТРЕБУЕМЫХ ПРИ ПРЕДЪЯВЛЕНИИ ИСКА И ПРЕТЕНЗИИ
Глава 1. Об истце
§ 9. Истец – это тот, кто отстаивает свое право или обвиняет кого-то.
§ 10. Истец должен указать лицо, на котором он что-либо ищет, и все те признаки отыскиваемого, по которым судья мог бы составить се¬бе точное и ясное об оном понятие.
§ 11. Из этого общего правила исключаются: иски наследников убитого, когда смертоубийство совершено в присутствии нескольких лиц, и иски по воровству, когда украденные вещи будут найдены меж¬ду пастухами, а также в доме или на дворе, занимаемом несколькими лицами. Так как во всех этих вышеупомянутых случаях истец не может верно и положительно указать, кем именно совершено преступление, то ему предоставляется право распространения иска на всех лиц, находив-шихся на месте преступления, или следов уворованной вещи, и дать каждому из них очистительную присягу с установленным числом род¬ственников.
§ 12. Сюда также можно отнести иски по духовным завещаниям, взысканию пени за смертоубийство; а также споры за проезжие дороги, водопроводы и т. < п. могут быть принимаемы без подробного объясне¬ния оных, потому что в подобных случаях главная цель иска и спора преимущественно состоит в доказательстве действительности существования оных. § 13. Так как удовлетворение прав по предъявляемым искам должно лежать на чьей-либо обязанности, то жалобы на неисполнение обя¬зательств по договорам и разным сделкам, как-то: дарению, продаже и купле, залогам, наймам, ссудам, отдаче и приему на сохранение — первоначально должны быть заявлены истцом ответчику, и только в случае отказа последнего в точном исполнении оных начинать о том иск. § 14. Взаимные иски двух или более лиц друг на друга не уничто¬жают один другого, т. е. прежде разбираются и удовлетворяются иски первого заявившего, а потом последующие иски. § 15. Из сего исключаются иски на несостоятельных должников, с которыми поступают следующим образом: в случае если доказана будет несостоятельность кого-нибудь, то кредитор или кредиторы вправе заставить своего должника отправлять им работы за установленную рабочую плату до того времени, пока долг их выполнится, или же они могут отдать его в посторонние руки на работы, получая заработанные деньги сполна сами, только работавшему отделяется на корм извест¬ное количество из заработанных денег. Глава 2. Об ответчике § 16. Ответчик есть тот, кто должен дать в суде ответ на все пред¬лагаемые ему вопросы, по предъявленным на него иску или претензии. § 17. Он обязан или отвергнуть предъявленный на него иск, или признать его действительность. § 18. Если призванный в суд ответчик после троекратного повторе¬ния предложенного ему вопроса не даст на оный ответ без уважительных на то причин и после того истец установленною присягою подтвер¬дит справедливость своего иска, то ответчик присуждается к полному удовлетворению истца. § 19. Глухонемые обязаны делать ответы принятыми ими знаками. § 20. Если ответчик первоначально отвергнет предъявленный про¬тив него иск и не подтвердит своего отрицания присягою, то после того уже не принимается согласие его на удовлетворение истца без призна¬ния прежде отрицаемого им иска действительным или же без утвержде¬ния истцом правоты своего иска присягою. Это делается из предосто¬рожности, чтобы ответчик после не требовал возвращения сделанного им по предъявленному против него, но не доказанному иску удовлет¬ворения. Глава 3. О доказательствах § 21. Всякий истец должен доказать свой иск, ответчик же обязан также основательным доказательством себя оправдать Доказательства бывают трех родов: 1. Собственное признание ответчика, если оно сделано добровольно, без всякого принуждения. Показания и признания безумных, сумасшедших и малолетних не принимаются. 2. Показание 2 свидетелей, которые должны быть мужского пола, совершеннолетние, свободного происхождения, иметь здравый рассудок и не быть врагами того лица, против которого они будут свидетельствовать. Никто не имеет права отводить поставленных против него свидетелей, не доказав первоначально вражды их к себе подтверждением 2 свидетелей. 3. Когда истец не может представить доказательств, достаточных к обвинению ответчика, тогда ему предоставляется право дать ответчику очистительную присягу вместе с семейством его и родственниками в количестве, соразмерном степени важности иска, от 1 до 40 человек. § 22. Несогласие ответчика на принятие такой очистительной при¬сяги подвергает его взысканию соразмерно предъявленному против него иску. § 23. Ответчик же по делам смертоубийства и нанесения смертель¬ных ран, раз отказавшийся от принятия очистительной присяги, ли¬шается навсегда права на оправдание себя оною и присуждается к удовлетворению истца в количестве, в семь раз большем против предъ¬явленного на него иска. § 24. Этими тремя родами доказательств истец доказывает свой иск, и ответчик как мужского, так и женского пола, если не предста¬вит против второго доказательства надлежащих опровержений, под¬вергается полному взысканию. Примечание 1. Прямые доказательства улики, служащие к подтверждению показаний истца против ответчика, известны между туземцами под именем кызара (что значит пристыжение, уличение). Сюда относятся уличение обвиняемого на месте преступления, или когда найдены будут на оружии, платье или в доме следы сде¬ланного им преступления, или же когда у обвиняемого будут найдены украденные вещи или часть оных. По всем доказательствам кызара обвиненный бесспорно присуждается к наказаниям и взысканиям соответственно совершенного им преступления. Примечание 2. По воровству вещей и скота ответчик принимает очистительную присягу: 1) с домашними и одним из ближайших родственников, 2) с лицами, назначенными по указанию истца, называемыми в таком случае тусевами ответчика (т.е. соприсягателями), 3) по воровству вещей из дому, в котором не было женщины, назначаются 12 тусевов, 4) по воровству вещей из дому, в котором была женщина, а также по делам смертоубийства, поранения, прелюбодеяния назначается истцом со стороны ответчика 40 родственников для принятия вместе с ответчиком очистительной присяги. КНИГА 2. О ПОРЯДКЕ ПРОИЗВОДСТВА ДЕЛ ПО УГОЛОВНЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ И ПРОСТУПКАМ И О МЕРАХ НАКАЗАНИЙ И ВЗЫСКАНИЙ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ ЗА ОНЫЕ Раздел 1. Глава 1. Об отступлении от веры § 25. За отступление от мусульманской религии виновные, если будут находиться во власти общества, по адату тотчас же убиваются, а по шариату первоначально увещеваются покаяться и возвратиться к ис¬ламизму. Если же отступившийся от мусульманской религии успеет скрыться, то лишается всех прав на наследство. Глава 2. О разрушении могил и ограблении мертвых тел § 26. За разрушение могилы и похищение с покойника вещей виновный убивается обществом; если же преступник успеет скрыться, то он в продолжение всей жизни не смеет показаться в селение под стра¬хом быть убитым, дом его разрушается, а окот и прочее имущество грабится обществом. Глава 3. О разврате и противоестественных пороках § 27. Уличенные в мужеложстве оба убиваются родственниками дозволившего произвести над собою действие мужеложства; если же мужеложство произведено насильно, то убивается только производивший оное. § 28. За скотоложство виновные наказываются по усмотрению местной власти или телесно, или же подвергаются аресту и затем про¬клинаются жителями селения. § 29. За сводничество виновные подвергаются наказанию по усмотрению местной власти или общества. § 30. Изобличенные в сводничестве и содержании развратного поведения женщин изгоняются из селения, все имущество их грабится, а местная власть наказывает их по своему усмотрению. Глава 4. О лжеприсяге § 31. Изобличенный в ложной присяге, свидетельстве или показании подвергается денежному взысканию в количестве, соразмерном це¬не спорной вещи, и, кроме того, по усмотрению местной власти присуждается к аресту или телесному наказанию, после чего всякое пока¬зание его и свидетельство не принимаются. Глава 5. О неправосудии § 32. За умышленное неправосудие виновный судья подвергается денежному взысканию соразмерно цене предмета, спор о котором был решен им; отрешается от должности и лишается права голоса на общественных собраниях. Глава 6. О смертоубийстве § 33. Смертоубийство бывает умышленное, неосторожное и случайное. § 34. Иски по делам смертоубийства бывают трех родов: 1. Когда наказывается только убийца, если таковой, будучи уличен, сознается в своем преступлении. 2. Когда вместе с убийцею изгоняются из селения под именем кровных врагов 6 человек из лиц, состоящих в ближайшем родстве с убийцею. (вообще за смертоубийство с грабежом, известное между туземцами под именем «кара», переделанное с арабского слова «игара», что значит грабеж). 3. Иски по делам смертоубийства, совершенного в среде нескольких лиц. Отделение I. О смертоубийстве умышленном § 35. За смертоубийство умышленное взимается с родственников убийцы алым (пеня) в пользу наследников убитого, а сам убийца под¬вергается кровному мщению со стороны последних. § 36. По совершении убийства преступник удаляется из селения, а все родственники из опасения мести со стороны наследников убитого собираются и заключаются вместе в одном дворе, откуда призывают односельчан стариков и посылают их к наследникам убитого с предложением собранной ими за убитого пени и для заключения между ними мировой. Старики, вручив пеню, выводят родственников обеих сторон и ставят их на отдаленном друг от друга расстоянии. Затем кадий, став между обоими тухумами (родами), произносит установленные на этот случай молитвы, по совершении которых установляется между ними мировая и прекращается всякая неприязнь и вражда. § 37. Сам же убийца скрывается в других селениях под именем кровного врага (канлы) до тех пор, пока простят наследники убитого. Если же кто-либо из наследников убитого убьет своего кровного врага, то кровь последнего считается возмездием за кровь убитого их родст¬венника и пеня, взятая ими с родственников убийцы, в таком случае сполна возвращается им и дело по смертоубийству прекращается. Отделение 2. О смертоубийстве неосторожном § 38. За неосторожное смертоубийство взыскивается с родственни¬ков убийцы в пользу наследников убитого точно такая же пеня, как и за смертоубийство умышленное; сам же убийца удаляется из селе¬ния под именем кровного врага и скрывается, пока наследники убитого простят его; если же до прощения убьют его, то смерть его считается возмездием за смерть убитого их родственника, а пеня возвращается. Но виновные в убийстве этого рода по большей части при посредниче¬стве почетных людей скорее получат прощение. В последнем случае прощенный убийца обязан на свой счет прилично похоронить убитого, как-то: дать белый саван, гроб, вырыть могилу, справить поминки, по¬ставить на могиле памятник и обнести его оградою; кроме того, ста¬раться посещать могилу чаще родственников убитого. Отделение 3. О смертоубийстве случайном § 39. За случайное смертоубийство: палкою, камнем и всем тем, что не считается смертоносным орудием, виновный и его родственники хотя подлежат кровной мести и взысканиям, как за первые два рода смертоубийства, но при посредничестве почетных людей еще скорее по¬лучают прощение, нежели за убийство неосторожное. Глава 7. Об убийстве с грабежом, известном под именем кара § 40. За убийство с грабежом виновный вместе с 6 родственниками изгоняется из селения под именем кровного врага, а в пользу наследников убитого берется семерная пеня. Изгнанные с убийцею 6 родствен¬ников его по прошествии годичного срока мирятся с наследниками убитого и возвращаются домой, а убийца остается в изгнании кровным врагом до времени прощения его наследниками убитого. § 41. Если кто-либо убьет кого в безлюдном месте и оставит без присмотра труп и после того не окажется чего-либо из вещей, бывших на убитом, тот считается убийцею-грабителем и принуждается, как он, так и его родственники, к наказанию за убийство с грабежом. § 42. А также если кто-либо из подозреваемых в смертоубийстве сознается после отрицания, подтвержденного присягою, или после оной будет уличен, то присяга того считается недействительною и обвинен¬ный наказывается как за убийство с грабежом: убийца с 6 ближайшими родственниками изгоняются из селения под именем кровных врагов, а в пользу наследников убитого взимается семерная пеня с родственни¬ков убийцы. § 43. Убийство разбойника, а также убийство хозяином вора и грабителя на месте преступления считается безвозмездным, потому что посягательство на завладение чужою собственностью одинаково с посягательством на чужую жизнь. § 44. Если кто-либо даст другому оружие или дозволит взять оное для совершения смертоубийства и таковое будет совершено, тот вместе с убийцею изгоняется из селения под именем кровного врага, а с родственников каждого взимается по одной полной пени в пользу наследников убитого, потому что давший оружие свое другому и доз¬воливший взять свое для совершения убийства считаются соучастниками в смертоубийстве. Примечание. Коль-канлы и гречен-канлы. Для различия кровных врагов, изгоняемых из селения за смертоубийство с грабежом, самого убийцу называют коль-канлы, т.е. тот, рукою которого совершено смертоубийство, а 6 изгоняемых ближайших родственников коль-канлы называют герчен-канлы, т.е. спутниками коль-канлы. Спутники (герчены) кровного врага по прошествии годичного срока со дня изгнания возвращаются в селение, потому что они невиновны в убийстве, но изгоняются для того, чтобы усилить наказание убийцы, потому что он должен и за них дать 6 пеней и после возвращения издержки по мировой с родственниками убитого падают на его семейство. Сам кровный враг, рукою которого совершено убийство, остается в изгнании до вре¬мени прощения его наследниками им убитого. Глава 8. О родственном убийстве О чадоубийстве § 45. За убийство сына, хотя бы безвинно, отец не подвергается никаким взысканиям по адату и никто не имеет права предъявить на него иск, потому что в случае убийства сына другим кем-либо никто, кроме отца, не имеет права взыскать с виновного или простить его. Об убийстве сыном отца или матери и об убийстве родного брата или родной сестры § 46. В случае убийства кем-либо отца или матери, родного брата или родной сестры виновный изгоняется братьями, если таковые есть, из селения под именем кровного врага и не возвращается, пока его не помилуют. Местная власть и общество взыскивают с преступника надлежащий штраф. Что же касается до наследства, оставшегося после убийства отца, то отцеубийца по адату получает следуемую часть. По шариату же отцеубийца лишается всякого права на наследство. О женоубийстве § 47. За убийство мужем жены безвинно взыскивается с родствен¬ников мужа семерная пеня, а сам убийца с 6 ближайшими родственни¬ками изгоняются из селения под именем кровного врага и не возвра¬щаются до тех пор, пока простят его наследники убитой им жены. § 48. Если муж заметит жену свою в нарушении супружеской верности, как-то: найдет жену свою наедине с мужчиною, в объятиях с ним и поцелуях или прелюбодейственной связи, то он имеет право безвоз¬мездно умертвить обоих на месте преступления. § 49. Если же прелюбодействующие успеют убежать и после того будет найдена в доме мужа вещь, принадлежащая жене его, прелюбоденице, и свидетельствующая об их преступлении, то оба они считаются кровными врагами: муж и родственники его имеют право убить их, где бы ни встретили. § 50. Если же после бегства жены с посторонним не окажется ни¬каких следов их прелюбодеяния, то бежавшие должны принять очисти¬тельную присягу, каждый с 40 родственниками, и по исполнении в точно¬сти этой очищаются от подозрения. Глава 9. Об убийстве женщиною мужчины и обратно § 51. За убийство мужчины женщиною по вражде взыскивается с родственников виновной пеня, а сама убийца изгоняется из селения под именем кровного врага. Наследники убитого, если не простят ее, то имеют право безвозмездно убить ее. В последнем случае взятая пеня возвращается ее родственникам. Примечание. Правило это одинаково распространяется и на женщин, винов¬ных в убийстве своих мужей. § 52. За убийство женщиною взыскивается с родственников винов¬ной пеня в пользу наследников убитого, а сама виновная изгоняется из селения под именем кровного врага и находится в удалении до тех пор, пока наследники убитого простят ее. § 53. В случае прикосновения мужчины с прелюбодейственною целью к жене постороннего последняя имеет право убить его тем ору¬жием, какое найдется вблизи ее. Такое смертоубийство считается безвозмездным, и всякая женщина по адату за подобный поступок муж¬чины имеет право убить его за оскорбление ее чести. § 54. За убийство беременной женщины мужчиною взыскивается родственников обвиняемого 7 пеней, а сам преступник с 7 ближайшими родственниками изгоняются из селения под именем кроеных врагов. По 'прошествии годичного срока 6 из 7 изгнанных родственников убий¬цы примиряются с наследниками убитой и возвращаются в свое селе¬ние, а сам убийца с одним из ближайших родственников остается в изг¬нании до тех пор, пока получит прощение от наследников убитой жен¬щины. § 55. Убийца остается в изгнании за убийство женщины, а ближай¬ший из родственников за смерть плода, бывшего в утробе убитой бере¬менной женщины. Семь родственников убийцы временной женщины изгоняются в том внимании, что женщина существо слабое, не имеющее при себе оружия для обороны, а потому мужчина нисколько не должен обижать ее. § 56. За убийство женщины небеременной виновный вместе с 6 родственниками изгоняются из селения; по прошествии годичного сро¬ка родственники возвращаются в дома свои, а убийца остается в изгна¬нии до тех пор, пока простят его наследники убитой. Глава 10. Об умерщвлении в чреве и изгнании из оного плода § 57. Жена и повивальная бабка или другой кто-либо, обвиненные в преждевременном изгнании происшедшего от законного супружества плода, считаются кровными врагами мужа, если последний желает пре¬следование местью; они изгоняются из селения, а с родственников их взыскивается пеня (алым). § 58. Если незамужняя женщина будет обличена в уничтожении происшедшего от незаконного брака плода, то лицо ее, а также и лицо мужчины обмазывают черною краскою, сажают обоих па осла лицом назад и возят по улицам селения. Во время такого процесса мальчики бросают в них грязью и камешками, после чего они изгоня¬ются из селения и не имеют права возвратиться до тех пор, пока обще¬ство простит их. Глава 11. Об убийстве здравомыслящим безумного или сумасшедшего и обратно § 59. За убийство безумного или сумасшедшего, совершенное здравомыслящим, взыскивается с родственников убийцы 7 пеней и виновный вместе с 6 ближайшими родственниками изгоняются из селе¬ния под именем кровных врагов наследниками убитого на том основа¬нии, что безумный или сумасшедший, подобно женщине, не имеет при себе оборонительного оружия, поэтому их никогда ничем не следует обижать. § 60. Если бездомные или сумасшедшие причиняют вред обществу, то опекун и попечители их обязаны против того принимать меры пре¬досторожности, привязывать их и не выпускать из дома. В случае же убийства, совершенного подобным безумцем или сумасшедшим, взи¬мается пеня с родственников ближайшего опекуна безумного или сумасшедшего в пользу наследников убитого, а сам он, ближайший опекун, изгоняется из селения под именем кровного врага и остается в изгнании до тех пор, пока простят его наследники убитого. Такое наказание опре¬деляется опекуну 'по адату за нерадение в присмотре за находящимся на его попечительстве безумным или сумасшедшим. § 61. Если же безумный или сумасшедший, никогда не замеченный в нанесении чем-либо вреда другим, будучи раздражен здравомысля¬щим, схватит оружие и убьет его, здравомыслящего, то кровь последне¬го считается безвозмездною и с безумного или сумасшедшего за такое убийство ничего не взыскивается, ни по адагу, ни по шариату. § 62. За убийство несовершеннолетнего или взрослого, совершен¬ное здравомыслящим несовершеннолетним, и за убийство совершенно¬летним несовершеннолетнего убийца и родственники его присуждают¬ся по адату ко всем тем наказаниям, коим подвергаются убийцы совершеннолетние здравомыслящие. Глава 12. Об убийстве узденем (свободным) раба, принадлежащего другому, и обратно § 63. За убийство крестьянина, принадлежащего другому, узденем виновный обязан помириться с помещиком убитого им крестьянина и вознаградить его уплатою за него по высшей оценке, а также помириться с родственниками убитого крестьянина и с должным почтением пригласить их к себе для угощения, мировой же при этом, подобно мировой за убийство свободного, не принято. § 64. За убийство свободного рабом родственники помещика обя¬заны уплатить наследникам убитого пеню, а сам помещик убийцы удаляется из селения под именем кровного врага и скитается до тех пор, пока наследники убитого простят его, если же кто-либо из последних убьет его, кровь считается возмездием за 'Кровь убитого их родствен¬ника. § 65. Что же касается до крестьянина, самого убийцы, то он не подвергается никаким наказаниям ни со стороны наследников убитого, ни со стороны общества и спокойно живет в доме своего помещика. § 66. Так как крестьянин составляет собственность помещика, то последний должен отвечать за все его противозаконные поступки. Глава 13. Об убийстве уланбием подчиненного ему узденя и обратно § 67. За убийство почетного узденя из могучего (тухума) рода, совершенное уланбием, виновный изгоняется родственниками убитого из селения под именем кровного врага на 3 месяца, в продолжение которых если убьют его, кровь считается безвозмездною. По прошествии означенного срока убийца-бек, по установленному обычаю, должен быть представлен в известном месте почетными людьми и кадием на¬следникам убитого, помириться с ними, посетить семейство убитого и подарить им кутан, или гору пастбищную, или другое что-либо и затем обязан постоянно оказывать им помощь и покровительство. § 68. Если же убийца-бек возвратится в свое селение, не повидавшись с наследниками убитого им узденя, и не исполнит всего, что требуется обычаем, то наследники имеют потом право безвозмездно умертвить его. Глава 14. Об убийстве уланбеком вольноотпущенного или другого незначительного лица § 69. За убийство вольноотпущенного или узденя, принадлежащего к незначительному тухуму (роду), виновный бек подвергается изгнанию из селения на 3 месяца под именем кровного врага, по прошествии которых он возвращается, мирится с родственниками убитого и дает в подарок лошадь, оружие и на платье жене убитого и детям. § 70. Шамхальские чанки за убийство узденя подвергаются по адату одинаковым с уланбиями наказаниям, потому что они пользуются одинаковыми правами на наследство и звание шамхала в случае пресечения чистого рода шамхальского как по шариату, так и по адату. § 71. За убийство уланбия или шамхальского чанки узденем виновный, если избежит мести родственников убитого, навсегда удаляется в другое общество под именем кровного врага. С родственников же убийцы пеня не взыскивается. Если наследники убитого простят убийцу, то он возвращается в свое селение. § 72. Таковым наказаниям подвергаются уланбии и шамхальские чанки и за убийство узденя, находящегося в их владении, и обратно. § 73. За убийство же уланбием или шамхальским чанкою не подчиненного им узденя виновный считается кровным врагом до тех пор, пока простят его родственники убитого. Родственники же убийцы дают на¬следникам убитого пеню и мирятся с ними по установленному между узденями обычаю. § 74. За убийство карачи-бека и бекского чанки узденем и обратно виновный подвергается наказанию, подобному [наказанию] за убийство узденем узденя. § 75. В селении Карабудахкент за убийство узденем карачи-бека взыскивается с родственников убийцы 40 руб. серебром. Глава 15. О смертоубийстве, совершенном в среде нескольких (четырех, пяти и большего числа) лиц, когда не известен положительно главный виновный § 76. Когда тело убитого найдено будет в месте, занимаемом известным числом людей, то наследникам убитого предоставляется право указать на того из них, на которого более падает подозрение их, и в таком случае подозреваемый принимает очистительную присягу вместе с 40 родственниками; после того объявляется подозрение «а другого из них и наконец на третьего; если все трое поочередно указанные наслед¬никами убитого очистят себя от подозрения данною им присягою, каждый с 40 родственниками, то иск этим прекращается и наследники не имеют права далее распространять его на остальных. § 77. Если будет найдено мертвое тело в среде известного числа людей и после осмотра не окажется никаких следов насильственной смерти, как-то: ран, побоев и пр., то наследникам умершего предо¬ставляется право дать лицам этим вместе с 40 родственниками очи¬стительную присягу в том, что смерть произошла не от них, а от не¬известных им причин. По исполнении такой присяги лица, среди которых было найдено тело умершего без признаков насильственной смерти, освобождаются от всякого подозрения. § 78. Право давать лицам, среди которых найдено было мертвое тело, очистительную присягу предоставлено наследникам убитого для того, чтобы после того не было никакого сомнения в невиновности тех лиц относительно смерти их родственника. § 79. Если же они не исполнят данной им очистительной присяги, все или хотя один из них, то в обоих случаях все без исключения при¬суждаются к изгнанию из селения под именем кровных врагов, а с род¬ственников их взимается пеня в пользу наследников умершего. § 80. Когда убитый перед смертью укажет лицо, причинившее ему смертельную рану, тогда указанное лицо и его родственники подвер¬гаются наказанию и взысканиям, как за смертоубийство умышлен¬ное, т. е. это указание умирающего почитается за несомненное доказа¬тельство. § 81. Когда же убитый перед смертью не укажет лицо, нанесшее ему смертельную рану, а если и укажет, но неопределенно и показания находившихся при смерти его будут между собою разниться, то по адату следует всем подозреваемым в нанесении смертельной раны дать очистительную присягу, каждому вместе с 40 родственниками. И если каждый из них примет, как будет указано, очистительную присягу, то все они изгоняются под именем кровных врагов, а с род¬ственников их взыскивается 1 пеня в пользу наследников убитого. Очистительная присяга дается каждому порознь в той надежде, что виновный, устрашась ложной клятвы, сознается, и на том основании, что смертельная рана нанесена не всеми вместе, но кем-либо одним из них. Что же до изгнания всех из селения под именем кровных вра¬гов, когда они откроют виновного, то этим они наказываются за утае¬ние убийцы, и для вразумления прочих, что одним принятием присяги нельзя избегнуть наказания, за смертоубийство, и наконец потому еще, что подобные утайки и лжеприсяги считаются в народе большим пре¬ступлением. Если один из кровных врагов будет убит наследниками убитого, то вражда прекращается и остальные возвращаются в свои селения и мирятся с наследниками убитого. Родственникам отомщенного (первого убийцы) возвращается взятая с них часть пени; остальным же не возвращается, потому что до мировой каждый из них был кровным врагом и мог быть безвозмездно убитым наследниками первого убитого. § 82. Если найден будет убитый, около какого-нибудь селения и не будет известно, кем именно совершено убийство: жителем ли того се¬ления, около которого найден убитый, или жителем другого селения, то родственники убитого не имеют права обвинять жителей всего селения, а должны указать одного из них, более подозреваемого в убийстве, и дать ему очистительную присягу вместе с 40 родственниками, по надле¬жащем исполнении которой подозреваемый освобождается; потом родственники имеют право назначить другого из них, потом третьего, и если и третий примет с 40 родственниками очистительную присягу, то наследники не имеют права дать присягу четвертому и после претензии их на жителей того селения не принимаются. Глава 16. О наказаниях за убийство родственника убийцы до и после мировой и за убийство самого убийцы после прощения его § 83. Если кто-либо из родственников убитого убьет родственника убийцы до заключения между собою установленной мировой и после удаления убийцы под именем кровного врага, тогда кровь родственни¬ка убийцы считается возмездием за 'Кровь им убитого. Убийца возвра¬щается дамой, пеня, если она взята, отдается назад, и обе противные стороны мирятся без всякого оказания почестей. § 84. Когда же кто-либо из родственников убитого после заключения мировой убьет родственника убийцы, тот за нарушение мировой подвер¬гается строгому наказанию со стороны общества, изгоняется из селения под именем кровного врага, а с родственников его взимается пеня в пользу наследников им убитого. § 85. Если кто-либо из родственников убитого убьет прощенного кровного врага своего, тот считается кровным врагом не только родст¬венника им убитого, но и целого общества, которое умерщвляет его, если он не успевает скрыться. Если же уйдет и прибегнет под защиту сильного лица, так что общество не в силах будет взять его и нака¬зать, то все имение его и скот забирается и дом разрушается; а сам убийца не смеет показаться в селении из страха быть убитым родственниками убитого или обществом, до тех пор пока получит про¬щение от наследников убитого и от общества. Хотя бы общество и про¬стило его, то он все-таки не может возвратиться в селение свое до тех пор, пока простят его и наследники убитого им. В последнем случае он должен возвратить полученную его родственниками пеню по чести и угощение наследникам им убитого; так поступают с убийцею прощенного канлы для того, чтобы другие -не покушались на подобные преступ¬ления. Глава 17. Особый адат об убийстве шамхальцами жителя, принадлежащего к другому обществу, и обратно § 86. Если житель шамхальства убьет кайтагца, даргинца, казикумухца, аварца, койсубулинца, андалальца или кого-либо другого общества и обратно, тот делается кровным врагом убитого, с родственни¬ков его взимается в пользу убитого пеня, принятая в обществе убийцы. Глава 18. О преступлении против союза родственников § 87. За кровосмешение кого-либо с матерью, или сестрою, или сестрою жены, если последняя будет находится при нем, или с матерью жены, будет жена находиться при нем или нет. и с прочими родственниками, с.которыми воспрещено вступать в супружество, виновные, если на то было согласие со стороны женского пола, оба подвергаются избиению камнями всем обществом или умерщвлению на месте преступления. Если же виновные успеют скрыться и найти приют и защиту у сильного лица, то они до смерти считаются врагами общест¬ва, имущество же их забирается и дома разрушаются. Глава 19. О похищении женщин замужних и незамужних и нанесении им бесчестия или оскорбления Отделение I. О похищении незамужних женщин § 88. В случае увоза рабом одного владельца рабыни другого, если никто из них, владельцев, не изъявит согласия на приобретение раба или рабыни покупкою или на уступление одного из них продажею, то владелец увезшего раба по адату обязан дать владельцу уве¬зенной рабыни 10 руб., если таковая будет девица, за бывшую же в замужестве — 5 руб. § 89. Если кто-либо увезет чью-нибудь дочь без согласия ближних ее и против собственного ее желания, то увезенная спрашивается об¬ществом: согласна ли она вступить с похитившим ее в супружество или нет? Если она изъявит согласие, то увезший вступает с нею в законный брак после обычных подарков, приготовления брачного платья и постели и после принятых угощений и почестей ближним ее. Если же она откажется от вступления в супружество с похитившим ее, то возвращается родственникам. В этом случае похитивший не угощает и не оказывает никаких почестей ее ближним. § 90. Когда же родственники увезенной пожелают соединить ее брачным союзом с похитившим, то последний обязан по адату выйти из селения на 3 месяца под именем кровного врага, по прошествии которых он возвращается, посылает подарки, приготовляет для невесты брачную одежду, постель и вступает с нею в брак, после которого обя¬зан прилично угостить ее родственников. Увезенная до времени возвра¬щения похитившего ее из изгнания остается не у родителей, а у кого-нибудь из почетных лиц. § 91. Если кто-либо на улице в присутствии посторонних сорвет с го¬ловы чьей-нибудь дочери платок, то поступается с ним, как с похитите¬лем дочери: если родственники таковой пожелают отдать ее в замуже¬ство за сорвавшего платок, то этим дело и кончается. § 92. В противном же случае сорвавший платок должен возвратить его родственникам ее, а сам удаляется из селения под именем кровно¬го врага на 3 месяца, по истечении которых, возвратившись домой, обязан пригласить родственников девицы и прилично угостить их; кро¬ме того, общество взыскивает с него надлежащий штраф за бесчестье. § 93. Если кто-либо увезет чью-нибудь невесту, девицу или вдову, с ее согласия, то увезший и увезенная считаются кровными врагами жениха. С отца ее и с увезшего взыскивается штраф по 2 быка: 2 быка в пользу общества того селения и 2 быка в пользу начальника обще¬ства. Если жених убьет похитителя до прощения, то кровь его считает¬ся безвозмездною. Если же жених по просьбе общества простит похи¬тителя его невесты, то последний обязан пригласить к себе жениха, выйти к нему навстречу, поклониться в ноги и прилично угостить. Пос¬ле того отец невесты и похититель пополам должны уплатить жениху за его издержки по сватовству в двойном количестве. § 94. Если же кто-либо похитит чью-нибудь невесту без ее согласия и после того похищенная не изъявит желания вступить в брачный союз с похитившим ее, в таком случае похищенная невеста возвращается жениху, а похититель удаляется из селения под именем кровного врага на 3 месяца, в продолжение которых если будет убит, то кровь его счи¬тается безвозмездною. По истечении же означенного срока прощенный по просьбе общества похититель, возвратившись в селение, обязан с почестями и радушием принять и угостить жениха, как выше было сказано. После того взыскивается с него штраф 2 быка: один — в поль¬зу местной власти, а другой — в пользу общества. § 95. Если кто-нибудь насильно увезет чью-либо невесту и увезенная по необходимости соединится с похитителем браком, то последний из¬гоняется из селения под именем кровного врага на 3 месяца; если жених убьет его до прощения, то кровь его считается безвозмездною; ког¬да же по просьбе общества жених простит похитителя его невесты, то последний должен позвать жениха, прилично угостить его и потом в двойном количестве уплатить ему за издержки его по сватовству. Отделение 2. О похищении женщин замужних § 96. За похищение и увоз жены другого с ее согласия имущество похитителя забирается и дом его разрушается обществом. Похити¬тель же и жена до смерти их считаются кровными врагами мужа и его братьев, и в случае убийства кровь их считается безвозмездною. Если по прошествии некоторого времени после изгнания по просьбе общест¬ва муж похищенной простит похитителя и согласится дать ей развод¬ную с требованием за то денег, похититель обязан, уплатив требуемое мужем похищенной количество денег, пригласить его и родственников его, встретить и угостить их, как после прощения за смертоубийство, и затем обязан жениться на увезенной. § 97. Кто поцелует жену другого без ее согласия с целью оскорбить ее, тот удаляется из селения и считается кровным врагом мужа и его родственников до тех пор, пока не простят его. После того начальством местным взыскивается с него штраф; если же до прощения родственники мужа убьют его, то кровь считается безвозмездною. § 98. Когда кто-либо в обществе будет утвердительно говорить, что он обнимал, целовал или имел прелюбодейственную связь с женою, сестрою или матерью лица, находящегося в том обществе или отсутствующего, и не обличит слов своих, и не сознается во лжи, то он без¬возмездно может быть умерщвлен мужем, братом или сыном им окле¬ветанной. Если оклеветанная сознается, то подвергается также умерщ¬влению со стороны ближайшего из родственников. Когда же оклеветан¬ная жена убежит, то лишается всех прав на наследство со стороны мужа и считается кровным врагом его. Сын имеет право безвозмездно убить сознавшуюся в прелюбодеянии мать свою; это же право предо¬ставляется и ближайшему ее родственнику. В случае же отрицания оклеветанной и если не будет доказательств к ее обвинению, то мать и сестра оставляются без всякого наказания, а жене дается развод. Глава 20. О нанесении увечья, ран и других повреждений здоровью § 99. За ушибы, нанесенные беременной женщине, и другие действия, причиняющие смерть и изгнание находящегося в чреве ее плода, виновный изгоняется из селения под именем кровного врага до тех пор, пока не получит прощения. Если же наследники убьют его, то кровь его считается возмездием за кровь умерщвленного им плода. § 100. Сознавшийся в нанесении в безлюдном месте беременной женщине ушиба, причинившего смерть бывшему в чреве ее плоду, под¬вергается взысканию пени и изгнанию. Несознающийся же в случае недостатка со стороны женщины к уличению его надлежащих дока-зательств должен принять вместе с 40 родственниками очистительную присягу, по совершении которой освобождается от подозрения. § 101. Если беременная женщина через месяц после выздоровления от нанесенной ей кем-либо раны скинет находящийся в утробе ее плод и имевшие быть родственниками этого плода предъявляют иск, что причиною изгнания была прежде нанесенная рана, то ответчик в случае отрицания для оправдания себя обязан принять очиститель¬ную присягу вместе с 40 родственниками. § 102. Если кто-либо сознается в нанесении кому-нибудь раны или увечья в ссоре или драке, раненый же или изувеченный отвергнет его сознание и укажет на другого, то расходы на лечение и прочие взыска¬ния обязан уплатить последний, а не первый, хотя бы сознание пер¬вого вполне было согласно с показаниями бывших при нанесении ра¬ны или увечья, потому что нет никакого сомнения, что пораненному или изувеченному лучше, чем другому кому-либо, известно, кто именно причинил ему рану или увечье. § 103. Показание раненого принимается также в случае его смерти от раны предпочтительнее перед показаниями прочих. § 104. Если через год или более по излечении раны, удовлетворении раненого и заключении мировой откроется на месте бывшей раны язва, от которой умрет раненый, то нанесший рану изгоняется из селения под именем кровного врага, если перед смертью раненый покажет, что он умирает от прежней раны, на том основании, что раненый не мог совершенно излечиться от раны. Когда же перед смертью раненый ничего не покажет, и наследники его предъявят иск, что смерть произошла от прежней раны, нанесший же рану будет отри¬цать, в таком случае он должен принять очистительную присягу с 40 родственниками, по совершении которой освобождается, потому что может быть, что прежде раненый умрет от другой причины. § 105. Если же родственников у него не окажется, то он сам дол¬жен сорок раз принять очистительную присягу; когда родственников будет менее сорока, то поранивший должен присягнуть столько раз, сколько не достает у него родственников до сорока. Если же родственники не захотят за него присягнуть в его невинности, то должны по адату засвидетельствовать, что смерть произошла от прежней раны. § 106. Если голословно обвиняемый в нанесении тяжелой раны или увечья примет по желанию раненого очистительную присягу с 40 родственниками, то в случае смерти раненого наследники его не имеют права считать поранившего кровным врагом или предъявлять на него какой-либо иск, потому что подозреваемый очистил себя при¬сягою, данною ему при жизни умершим, а присуждение невинности после смерти не изменяется. Если раненый при жизни своей не даст об¬виняемому им очистительную присягу, то сей последний подвергается со стороны наследников умершего изгнанию из селения под именем кровного врага и взысканию в пользу их адатом установленной пени. § 107. Если раненый и его родственники простят поранившего, то с последнего в случае смерти раненого наследниками ничего не взыски¬вается, потому что они уже простили его и помирились с ним. § 108. Когда умерший от раны при жизни простит поранившего его, а наследники не простят, то последние имеют право или помило¬вать, или поступить с ним, как с кровным врагом, потому что право мести переходит по наследству. § 109. Если же часть наследников не согласится на прощение, то они имеют право отомстить ему. Примечание. Ранивший обязан по адату дать раненому надлежащее коли¬чество денег на наем лекаря, 1 овцу и саб пшеницы на его содержание; 3 фунта меду, около 6 фунтов жиру на лекарство и холста для перевязки раны. По совершенном же излечении раны он должен пригласить к себе раненого вместе с его родственниками и угостить их с подобающими почестями. Глава 21. О повреждениях, причиняемых домашними животными § 110. За телесные и имущественные повреждения, причиняемые собакою или другими какими-либо домашними животными вошедшему во двор, хозяин оного не отвечает, если вошедший прежде знал, что такие животные есть во дворе, хотя бы он вошел с позволения хозяи¬на; если же вошедший не знал о существовании во дворе подобных животных и хозяин двора, позволив войти, не предупредил о том входящего, то он, хозяин двора, обязан уплатить вошедшему во двор за все повреждения, причиненные его животными, как ему, во¬шедшему, лично, так и его имуществу. § 111. Если же кто войдет без позволения хозяина во двор и по¬несет вред от находившихся там животных, то хозяин не отвечает, предупредил ли его о том или нет. § 112. Хозяева кошек, замеченных в похищении из сосудов пищи, удушении птицы, и хозяева кусающихся собак обязаны постоянно дер¬жать их привязанными. А также хозяева лошадей, ослов и прочих жи¬вотных обязаны привязывать их, если они чем-либо причиняют вред. § 113. Если кто-либо войдет во двор и, заметив привязанное живот¬ное: собаку, лошадь, осла или другое, подойдет к нему и понесет от него повреждение телесно или имущественно, то хозяин двора за тако¬вые повреждения не отвечает. А также хозяин не отвечает, если он предупредит входящего о том, что во дворе его есть такие животные, и позволит ему войти во двор или нет. § 114. Если хозяин, позволив кому-либо войти во двор свой, не предупредит входящего о нраве находящихся во дворе его животных, то он обязан уплатить за все повреждения, причиненные его животны¬ми вошедшему. Точно так же предложивший отравленную пищу, если не предупредит о ее ядовитости, отвечает за смерть съевшего оную и считается кровным врагом наследников отравившегося. § 115. Хозяин не отвечает за повреждения, причиненные кому-ли¬бо оставленными им на привязи в пустопорожнем месте или на земле, принадлежавшей ему, животными. Если оставленное привязанным жи¬вотное у ворот дома или на дороге ушибом причинит смерть кому-либо, то хозяин оного подвергается за то ответственности, будет та дорога узка или широка, потому что хотя пользование дорогами предоставле¬но каждому, однако же с тем, чтобы последствия были безвредны. Если кто-либо умрет от укуса собакою на улице, то хозяин такой собаки обязан на свой счет сделать похороны. Старики же и почетные лица принимают участие в мировой между наследниками умершего и хозяином собаки. РАЗДЕЛ II. ОБ УГОЛОВНЫХ ПРОСТУПКАХ, ЗА КОТОРЫЕ АДАТОМ ПОЛАГАЕТСЯ ОДНО ЛИШЬ ДЕНЕЖНОЕ ВЗЫСКАНИЕ Глава 1. О нарушении благочиния в мечети во время общественной молитвы § 116. За нарушение благочиния в мечети или в другом месте во время совершения общественной молитвы виновный по усмотрению ка¬дия подвергается по мере преступления временному аресту и, кроме того, взыскивается с него в каждые сутки по 20 коп. на содержание стражи или же наказывается телесно. § 117. С уличенного или сознавшегося в похищении какой-нибудь вещи из мечети взыскивается двойная цена уворованного и штраф 4 коровы: 2 коровы — в пользу общества, а 2 — в пользу местной вла¬сти, и, кроме того, подвергается аресту, в продолжение которого взима¬ется с него в каждые сутки по 20 коп. на содержание стражи. Глава 2. О сопротивлении распоряжениям начальства или общества и возбуждении других к ссорам и бесчинствам § 118. За непослушание и сопротивление постановлениям общества или местной власти виновные присуждаются к штрафу и аресту. § 119. За подстрекательство к ссоре, драке, поношению оскорби¬тельными словами или другим неприличным поступкам виновные, смот¬ря по степени проступка, подвергаются по усмотрению местной власти штрафу, аресту или телесному наказанию. Глава 3. О поджигательстве § 120. За умышленный поджог строения, склада, хлеба, сена или другого чего-либо взыскивается цена сгоревшего и штраф в пользу местной власти и общества; если же пожар произойдет от неосторожности, то с виновного взыскивается только цена сгоревшего. Глава 4. О составлении подложных актов и о подлогах в актах и обязательствах § 121. За подделку документов и за переправку подлинных ви¬новный обязан уплатить за весь происшедший от того кому-либо вред и подвергается взысканию со стороны местной власти. § 122. За составление ложных дарственных или завещаний в свою пользу или написание таковых по просьбе другого, зная их несправед¬ливость, виновные подвергаются взысканию по усмотрению местной власти и лишаются доброго имени. § 123. За составление ложных верительных документов виновные обязаны уплатить сполна за весь вред лицу, потерпевшему от этого, и подвергаются наказанию по усмотрению местной власти. Глава 5. О повреждении дорог, мостов и т. п. § 124. Обвиненные в порче дорог, мостов, водопроводов, межевых знаков и пр., обязаны немедленно направить их на свой счет и, кроме того, наказываются по усмотрению местной власти. Глава 6. О присвоении чужого имени и звания § 125. Уличенные в принятии чужого имени подвергаются наказа¬нию со стороны местной власти и, кроме того, повинны уплатить весь происшедший кому-либо от того вред. § 126. Если кто-либо, проживая в другом селении под вымышлен¬ным именем, будет обвинен в воровстве или других противозаконных поступках и не успеет убежать из селения и скрыться, тот повинен уплатить за весь причиненный им кому-либо вред и содержится под арестом до тех пор, пока откроется настоящее его имя, после чего ему воспрещается вход в то селение. Глава 7. О непослушании детей своим родителям и о злоупотреблении властью последних над первыми § 127. Дети по жалобе родителей за непослушание их к ним наказываются местной властью или обществом и приводятся к должному по¬виновению. § 128. Родители, побудившие детей своих к воровству или другим каким-либо противозаконным поступкам, подвергаются взысканию по мере преступлений, совершенных последними. Глава 8. О нарушении правил против распространения повальных и заразительных болезней § 129. В случае появления в каком-либо доме заразительной болезни больные высылаются из селения в поле; и если таковые умрут, то к погребению их общество не приступает; только ближайшим родст¬венникам, если сами пожелают, предоставляется право хоронить их, но с тем, однако, что они в селение не могут возвратиться, пока болезнь совершенно не прекратится. § 130. Если в каком-нибудь селении появится заразительная бо¬лезнь, как, например, чума, моровая язва и пр., и селения, известившись о том, примут предохранительные меры и общественным пригово¬ром запретят вход к кому-либо из них в их селение, а также прием и пропуск пришедших из оного, то поступившие вопреки такого запреще¬ния подвергаются денежному взысканию и аресту по усмотрению мест¬ной власти. Глава 9. О недозволенном и неправильном врачевании § 131. Если кто-либо, выдав себя за врача, даст больному лекарст¬во, от которого произойдет смерть или какое-нибудь повреждение, и после того по свидетельству известных врачей будет обличен в шарла¬танстве, то виновный подвергается взысканию за весь происшедший от его лечения вред. Глава 10. О присвоении вверенного или найденного чужого имущества § 132. Обличенные в присвоении отданных им на сохранение или найденных ими вещей обязаны в целости возвратить их владельцам; кроме того, они подлежат еще взысканию со стороны местной власти и лишаются доброго имени. Глава 11. О воровстве вообще Отделение 1. Доказательства § 133. По воровству присяга бывает трех родов: 1. Когда владелец пропавшей вещи не имеет точных доказательств или явных улик против подозревавшегося им жителя того же селения в воровстве, тогда по указанию владельца назначается установленное число тусевов, семейство его и один ближайший родственник для при¬нятия очистительной присяги вместе с подозреваемым. Если же подозреваемый односельчанин прежде того был замечен в воровстве, то вла¬дельцу уворованной вещи предоставляется право самому утвердить свое показание присягою вместе с домашними и одним из ближайших его родственников; после чего взыскание и удовлетворение владельца пропавшей вещи падает на подозреваемого.

Pages: 1 2

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

No comments yet.

Sorry, the comment form is closed at this time.