Инструкция СБ ОУН по проведению допросов

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ СБ ПО ПОВОДУ ПРОВЕДЕНИЯ ДОПРОСОВ ОУН (С. БАНДЕРЫ)
Без даты
1. ПОКАЗАНИЯ ЖИВЫХ. КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛИЧНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Цель допроса свидетелей, потерпевших и обвиняемых
Задачей следователя при допросе является получение от допрашиваемого точного и правдивого рассказа по поводу событий фактов и обстоятельств в подробностях, которые касаются дела.
2. СВИДЕТЕЛЬ – ОЧЕВИДЕЦ должен во время допроса детально и точно рассказать, что он видел и слышал для того чтобы слушающие его, но не видевшие указанного события или не знающие указанных фактов поняли о чем идет речь также как, если бы они являлись свидетелями этого.
Свидетель не очевидец, который просто пересказывает или рассказывает об определенном обстоятельстве должен представить все четко и ясно для того чтобы остальные могли составить целую картину событий и фактов.
В чем состоит сложность работы следователя, который проводит допрос?
В чем состоит сложность работы свидетеля, который дает показания?
Составляющие элементы работы одного и другого
Для примера возьмем свидетеля очевидца, который что-то видел, что-то слышал и который все должен рассказать на допросе
Таким образом в нашем процессе используются следующие качества свидетеля: способность воспринимать окружающую действительность, способность запоминать воспринятое и способность воспроизводить. Свидетель должен иметь способность понимать увиденное и правильно его воспринимать, правильно фиксировать в своей памяти, правильно воспроизводить, правильно рассказать о том, что зафиксировано у него в памяти
В чем сложность того кто допрашивает?
Следователь должен уметь правильно и в интересах следствия организовать допрос с точки зрения подготовки необходимых для допроса материалов для того чтобы достать от допрашиваемого правильный, ясный и исчерпывающий ответ, который необходим для выяснения всех обстоятельств, которые могут выясниться при показаниях этого человека.
Следователь должен незаметно для допрашиваемого заставить разговориться молчаливого, скрытого и склонного к односложным ответам свидетеля и ввести в рамки сильно разговорчивого свидетеля.
Следователь должен найти соответствующий язык при разговоре с ребенком и взрослым, образованным и необразованным человеком, умственно развитым и умственно отсталым человеком, экспертом профессионалом и не профессионалом. Следователь должен уметь направлять беседу, формулировать вопросы, подбирать нужные выражения при постановке вопросов в соответствии с уровнем умственного развития каждого конкретного свидетеля.
Следователь должен уметь вести разговор по-разному с тем или иным свидетелем, четко и соответствующим образом формулировать вопросы, незаметно обходить те вопросы на которые свидетель не хочет отвечать для того чтобы к ним повторно вернуться, задав их по-другому.
Центральный государственный архив Украины. Ф. 3833. Оп. 1. Дело 233. Лист 77
Копия. Машинопись.