Из поучений Серапиона Владимирского
ИЗ ПОУЧЕНИЙ СЕРАПИОНА ВЛАДИМИРСКОГО
Я чувствую большую печаль в сердце своем из-за вас, дети мои, потому что вижу, что вы вовсе не оставили ваших дурных дел.<…> Много раз говорил я с вами, желая уничтожить ваши злые нравы; но вижу, что вы нисколько не переменились. Если кто из вас разбойник, он не оставляет разбоя; кто крадет, продолжает красть; кто обижает и грабит, продолжает грабить ненасытно; кто дает в рост не оставляет ростовщичества.<…>
Страшно, дети мои, попасть под гнев Божий! Отчего мы не обращаем внимания на то, что постигло нас еще здесь, в этой жизни? Чего только мы не навели на себя? Каких казней не приняли от Бога? Не оказалась ли в плену наша земля? Не взяты ли были наши города, а наши отцы и братья пали мертвыми на землю? Не отведены ли наши жены и дети в плен? Не порабощены ли оставшиеся иноплеменниками горьким рабством? Вот уже скоро исполнится 40 лет, как мы терпим томление и муку и несем тяжелые дани, как не прекращаются у нас голод и мор на скот. Мы не можем всласть поесть хлеба своего, и вздохи и печаль сушат наши кости.
Подивимся, братья, на человеколюбие Бога нашего, как он приводит нас к себе!<…> Он показал нам много знамений, много ужасного наводил на нас, много учил нас через служителей своих, и мы нисколько не оказались лучше! Тогда он навел на нас народ немилостивый, народ лютый, народ не щадящий юной красоты, немощи старцев, младенчества детей.<…>
Разрушены божественные церкви, осквернены священные сосуды, потоптаны святыни, святители стали жертвой меча; тела преподобных монахов были брошены на съедение птицам; кровь отцов и братьев наших, как обильная вода, напоила землю; сила наших князей и военачальников исчезла; наши храбрецы, полные страха, бежали, множество братьев и детей наших отведено в плен; наши селения заросли кустарником; наше величие смирилось; красота наша погибла; богатство наше пошло в прибыль другим; нашим трудом воспользовались поганые; наши земли стали достоянием иноплеменников. Мы стали поношением для живущих на окраинах нашей земли, стали посмешищем наших врагов; мы навели на себя гнев Божий как дождь с неба.
Недолго я порадовался на вас, дети мои, видя вашу любовь и послушание мне, грешному.<…> А вы еще держитесь языческих обычаев: веруете волхованию, сжигаете на огне невинных людей и наводите убийство на весь народ. Ведь если кто и не принимал прямого участия в убийстве, но был только в толпе убивающих, то мысленно уже убийца; или если кто мог защитить и не защитил жертву, тот сам как бы велел убить.
Из каких книг и из какого писания вы слышали, что от волх-вования бывает голод на земле или от волхвования увеличиваются урожаи?
А если вы этому верите, зачем вы их (волхвов) сжигаете? -молитесь им, чтите их дарами, делайте им приношения, пусть устраивают мир, пускают дождь, приводят тепло, заставляют землю давать урожаи. Вот теперь уже три года не родится хлеб не только на Руси, но и в латинской земле; неужели это волхвы cделали?<…> Молю вас, оставьте языческие дела. <…>
А как вы осуждаете на смерть? Ведь вы сами полны страстей и по правде не судите! Иной делает это по вражде, другой из жажды греховного прибытка, иной по малоумию жаждет только убить и пограбить. А что касается вины, то, убивая, не знают правила божественного, что осудить человека на смерть можно только по свидетельству очень многих человек. А вы свидетелем поставили воду и говорите: если начнет тонуть, невинна, если же поплывет, то колдунья. Разве не может дьявол, видя ваше маловерие, поддержать ее на воде, чтобы она не погрузилась, и чтобы вовлечь вас в душегубство, так как вы, оставивши свидетельство человека, созданного по образу Божию, обратились к бездушному веществу – воде? Приняв это свидетельство, вы гневите Бога.
Вы слышали, какую казнь послал Бог на землю от времени первых людей до потопа.<…> А в своей земле чего вы не видели? Войны, голод, мор, землетрясение, и вот, наконец, теперь мы отданы иноплеменникам не только на смерть и в плен, но и в тяжелое рабство.