Закон Австрии об административном суде
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН АВСТРИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 12 ОКТЯБРЯ 1945 Г. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ, КОМПЕТЕНЦИИ И ПРОИЗВОДСТВЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДА,
ПЕРЕОПУБЛИКОВАННЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ 17 НОЯБРЯ 1964 Г. КАК ЗАКОН ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДЕ 1965 Г.
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДА
Члены суда
§ 1. 1. Административный суд состоит из Председателя, заместителя Председателя и необходимого числа других членов (председателей сенатов и советников).
- Предложения о назначении, которые в соответствии со статьей 134, абз. 2, Федеральной Конституции должны быть представлены Пленумом Административного суда, передаются Председателем Федеральному канцлеру.
- Для занятия должностей председателей сенатов и советников должны быть представлены предложения о трех кандидатурах по результатам конкурса, предшествовавшего их выдвижению. Объявление общего конкурса для замещения этих должностей после надлежащего согласования с Федеральным канцлером вменяется в обязанность Председателя. Оно должно быть помещено как в Служебном приложении к Венской газете, так и в определенных, предназначенных для служебных объявлений газетах земель.
§ 2. Члены Административного суда являются профессиональными судьями и независимы при осуществлении своих судейских обязанностей. Перед вступлением в должность они приносят присягу в том, что будут неуклонно соблюдать законы Австрийской Республики и добросовестно исполнять свои служебные обязанности. Председатель и заместитель Председателя приносят присягу Федеральному президенту, остальные члены суда – Пленуму.
§ 3. 1. Члены Административного суда, в отношении которых обнаруживается основание отвода в соответствии со ст. 134, абз. 4, Федеральной Конституции, отстраняются от должности на срок действия этого отвода. За ними сохраняется положенное им в качестве судьи и получаемое на момент отвода служебное вознаграждение. Время, в течение которого они были отстранены от службы, засчитывается в стаж, влияющий на повышение жалованья и на исчисление размеров пенсии. - Во всех других ситуациях члены Административного суда могут быть лишены своей должности, переведены вопреки своему желанию на другое место либо уволены в отставку только в указанных законом случаях, предусмотренных в отношении всех судей, или на основании судебного решения.
§ 4. Судьям Административного суда присваиваются следующие звания:
1) Председатель.
2) заместитель Председателя.
3) председатели сенатов соответственно с момента их назначения.
4) советники соответственно с момента их назначения.
Если судье еще не присвоено одно из указанных званий, то для его аттестации имеют значение следующие условия в приведенной ниже последовательности:
1) для председателей сенатов – звание советника,
2) возраст.
§ 5. Отпуск Председателю предоставляется Федеральным канцлером, а остальным членам – Председателем. Отпуск на срок, превышающий два месяца, требует согласия Ведомства Федерального канцлера.
§ 6. Члены Административного суда в ходе разбирательства дел, при принятии и провозглашении решений носят форменную одежду, такую же, какая установлена для членов Верховного суда, занимающих аналогичное положение, отличающуюся только тем, что она не фиолетового, а пурпурно-красного цвета.
§ 7. 1. Предписания о служебных взаимоотношениях судей Верховного суда, поскольку не установлено иное, действуют также и применительно к служебным взаимоотношениям членов Административного суда. - При привлечении членов Административного суда к дисциплинарной ответственности и их отставке, когда она производится вопреки их желанию, применяются соответственно предписания, действующие обычно в отношении судей. Дисциплинарным судом является Пленум Административного суда. На Генерального прокурора возлагаются такие же задачи, как и в дисциплинарном производстве в отношении судей Верховного суда. Дисциплинарное взыскание в виде освобождения от должности может быть наложено, если за это голосовало не менее чем две трети членов дисциплинарного суда.
Руководство
§ 8. Руководство Административным судом осуществляет Председатель. При наличии препятствий к этому его заменяет заместитель Председателя, а если и последнему что-либо препятствует в этом, то его заменяет старший по званию член суда, обычно находящийся в Вене. Это положение действует также и в тех случаях, когда место Председателя или заместителя Председателя является вакантным.
§ 9. 1. К задачам Председателя наряду с переданными ему настоящим Федеральным законом задачами по осуществлению руководства относятся непосредственная организация работы в соответствии с действующими в этой области предписаниями и служебный надзор в отношении всего персонала. Председатель в соответствии с задачами целесообразной организации производства по делам должен обдуманно установить дни, по которым сенаты обязаны собираться для проведения заседаний и разбирательств. - Председатель должен также при полном соблюдении судейской независимости членов суда заботиться об обеспечении возможного единства в судебной практике.
Пленум
§ 10. 1. Председатель, заместитель Председателя и другие члены суда образуют Пленум. Для того чтобы он был правомочен принимать решения, необходимо присутствие не менее двух третей членов. - Пленум, кроме осуществления функций дисциплинарного суда (§ 7, абз. 2), уполномочен принимать решения по поводу:
а) предложений о трех кандидатурах для назначения на должность членов суда (ст. 134, абз. 2, Федеральной Конституции);
б) распределения обязанностей по рассмотрению дел (§ 11);
в) регламента (§ 19);
г) доклада о деятельности суда (§ 20).
Сенаты
§ 11. 1. Сенаты состоят, как правило, из пяти членов, из которых один председательствует и один является докладчиком (сенат пяти). Сенаты выносят решение по конкретным правовым спорам, рассмотрение которых закреплено за ними в соответствии с распределением обязанностей. Должен участвовать секретарь. - В каждый из сенатов, образуемых в соответствии с данным законом, должен входить по меньшей мере один член, который имеет право на допуск к судейской службе. В сенаты, которые занимаются делами, вытекающими из управления в области финансов, должен входить, кроме того, один член, имеющий право на занятие должностей в высших финансовых органах, а во все другие сенаты – один член, имеющий право на занятие должностей в общих органах государственного управления.
- В конце каждого года Пленум должен на весь следующий год определить, кто будет председателями и членами сенатов (сенатов пяти), какие члены суда должны привлекаться для расширения состава сената и какие члены суда будут являться запасными, а также ту последовательность, в которой они должны включаться в состав сената. Заранее следует распределить между сенатами обязанности по рассмотрению дел. При этом должны соблюдаться предписания § 31, абз. 2. Каждый член суда может также одновременно входить в состав нескольких сенатов.
- Если в отношении кого-либо из членов сенатов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом, обнаруживаются обстоятельства, препятствующие осуществлению им своих обязанностей, то Председатель суда распоряжается, поскольку в соответствии с предусмотренным порядком это необходимо для осуществления производства по делам, о привлечении запасного члена суда, который был заранее указан в качестве такового при распределении обязанностей. Если привлечение данного члена суда приведет к тому, что состав сената не будет соответствовать предписанию абз. 2, то подлежит привлечению следующий запасный член суда, с тем чтобы сенат был укомплектован в соответствии с требованием закона.
- Пленум в соответствии с предусмотренным порядком, поскольку это необходимо для осуществления производства по делам, может на оставшийся до окончания года срок внести изменения в распределение обязанностей, если произошли изменения в личном составе суда или если это необходимо в связи с чрезмерной служебной нагрузкой в каком-либо сенате или у отдельного члена суда.
§ 12. 1. Сенаты, которые состоят только из председательствующего, докладчика и члена суда, старшего по званию среди остальных членов сената (§ 11) (сенаты трех), могут принимать решения:
1) а) об отклонении жалобы или ходатайств, которые не может разрешить докладчик (§ 14, абз. 2);
б) о приостановлении производства;
в) по ходатайствам о признании приостанавливающего действия жалобы;
г) по ходатайствам о возобновлении производства, если это касается производства, которое было закончено в сенате трех;
д) по ходатайствам о восстановлении прежнего положения в случаях, когда производство еще не было начато или когда ходатайство касается производства, которое было закончено в сенате трех;
е) по ходатайству о возмещении расходов, если указанное ходатайство было подано уже после окончания производства;
ж) по возражениям против права требования, вытекающего из решения или определения Административного суда, если возражения основываются на аннулирующих или нейтрализующих право требования фактах, которые возникли после выдачи исполнительных документов;
2) на основании предложения председательствующего или докладчика по жалобам, в частности также относительно жалоб по делам об административных взысканиях, если сущность правового спора является простой и достаточно выяснена благодаря прежней судебной практике. - В отношении состава сенатов трех действует соответственно § 11, абз. 4, второе предложение.
- Производство должно быть продолжено в сенате пяти, если сенат трех примет такое решение.
- Если жалоба или ходатайство уже рассматривались в сенате пяти, то он остается компетентным вынести решение также и в случаях, предусмотренных абз. 1.
§ 13. 1. Состав сената пяти может быть расширен (§ 11, абз. 3) путем привлечения дополнительно четырех членов суда (расширенный сенат), если он выносит определение о том:
1) что судебное решение или определение будет расходиться с прежней судебной практикой Административного суда;
2) что подлежащий разрешению правовой вопрос в практике Административного суда не находит единообразного решения. - Вынесение определения о расширении сената в смысле абз. 1 недопустимо для решения по поводу возмещения ущерба и по поводу ходатайств о признании приостанавливающего действия жалобы.
Докладчик
§ 14. 1. Председатель суда передает каждое поступающее дело о правовом споре компетентному сенату в силу произведенного распределения обязанностей и назначает какого-либо его члена докладчиком. При разбирательстве в расширенных сенатах (§ 13) назначается содокладчиком еще один член суда, а в необходимых случаях назначаются два содокладчика. - Распоряжения по процессуальному руководству в период предварительного производства по делу и указания, которые необходимы лишь в порядке подготовки решений, а также распоряжения и указания, которые направлены только на обеспечение процессуальной помощи (§ 61), даются докладчиком без решения сената. Он может при этом пользоваться помощью сведущего в правовых вопросах секретаря.
- Докладчик (содокладчик) может быть освобожден от выполнения порученных ему задач только в случае, когда появляются обстоятельства, препятствующие ему в их осуществлении.
Совещание и голосование
§ 15. 1. Совещание и голосование членов Пленумов и сенатов проводится закрыто. - Председательствующий руководит совещанием и голосованием. Докладчик подает свой голос первым, содокладчики – непосредственно за ним в том порядке, в котором они делали доклады. Председательствующий, который должен участвовать в голосовании наравне с другими членами, голосует последним. Кроме того, члены суда, являющиеся старшими по своему служебному званию, голосуют перед имеющими меньшее звание. Ни один член суда не может отказаться от голосования по вопросам, связанным с принятием решения, даже в тех случаях, когда он при голосовании по предыдущему вопросу остался в меньшинстве.
- Если какое-либо предложение получило в сенате или на Пленуме более половины голосов, то оно, в случаях, когда закон не предусматривает иное, считается принятым. Если ни одно из мнений не получило необходимого большинства, то опрос повторяется. Если при этом также не собрано необходимое количество голосов, то должно быть проведено новое голосование, при котором обсуждаемые предложения делятся в необходимых случаях на большее число вопросов. На Пленуме голос председательствующего при равенстве голосов имеет решающее значение.
§ 16. Отменен.
Справочный отдел
§ 17. 1. При Административном суде создается справочный отдел. - Председатель суда назначает какого-либо члена Административного суда руководителем справочного отдела. Руководитель справочного отдела должен сообщать Председателю о судебных решениях и определениях, которые расходятся с прежней судебной практикой.
- В справочном отделе ведется картотечный учет решений Административного суда и в необходимых случаях также решений других высших судебных органов и специальной литературы.
Несудейский персонал и организационное обеспечение деятельности
§ 18. Вопросы, касающиеся работников суда, не являющихся судьями, и организационное обеспечение деятельности Административного суда составляют область ответственности Федерального канцлера.
Регламент
§ 19. Более подробные положения о ведении дел содержит регламент, который принимается Административным судом на его Пленуме. Регламент подлежит опубликованию Ведомством Федерального канцлера в Бюллетене федеральных законов.
Доклад о деятельности
§ 20. Административный суд после окончания каждого года составляет доклад о своей деятельности и вытекающих из нее общих выводах и представляет этот доклад Ведомству Федерального канцлера.
РАЗДЕЛ II. ПРОИЗВОДСТВО В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДЕ
ПОДРАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЖАЛОБАХ
Стороны
§ 21. 1. Сторонами в процессе рассмотрения дел Административным судом являются лицо, подавшее жалобу, привлекаемый к ответственности орган и лица, интересы которых будут затронуты, если жалоба, принесенная в отношении акта управления, будет удовлетворена (другие заинтересованные лица). - В тех случаях, когда в жалобе не указаны другие заинтересованные лица, суд также должен по собственной инициативе в силу возложенных на него обязанностей позаботиться о том, чтобы все другие заинтересованные лица были выслушаны и получили возможность для защиты своих прав.
§ 22. По делам, относящимся к федеральному управлению, компетентное федеральное министерство, а по делам, относящимся к управлению, осуществляемому землями, – соответствующее компетентное правительство земли могут в любое время вступить в процесс вместо подавшего жалобу государственного органа или любого другого органа, привлекаемого к ответственности.
§ 23. 1. Стороны вправе, поскольку настоящим Законом не установлено иное, самостоятельно защищать свои интересы по делу перед Административным судом или поручить представлять их адвокату. - Федерацию, земли, общины и другие самоуправляющиеся единицы представляют их компетентные в этом отношении или уполномоченные на это органы.
- Представительство интересов Федерации, земель, органов этих территориальных единиц или управляемых ими благотворительных и иных фондов и учреждений может быть передано также финансовой прокуратуре, а представительство интересов отдельных органов земель, союзов общин и общин – также органам соответствующих отраслевых федеральных министерств. Финансовая прокуратура и органы федеральных министерств могут, однако, принять на себя представительство какого-либо другого, кроме Федерации, субъекта права только в том случае, если ни один федеральный орган, ни сама Федерация не участвуют в процессе, а соответствующее отраслевое федеральное министерство, обычно им является федеральное министерство финансов, не возражает против того, чтобы представлять интересы этих органов.
- Осуществление представительства адвокатом или финансовой прокуратурой не исключает присутствия также самих сторон и их права давать объяснения от собственного имени.
- Выданное адвокату поручение на участие в производстве Административного суда уполномочивает его в случае смерти лица, являющегося стороной, в ходе производства представлять интересы наследников.
Письменные заявления
§ 24. 1. Жалобы и иные письменные заявления подаются непосредственно в Административный суд. Заявление и приложения к нему должны быть представлены в таком количестве экземпляров, чтобы каждой участвующей в производстве Административного суда стороне или органу могла быть в порядке уведомления вручена их копия и чтобы одна из копий могла остаться в документации суда. Если приложения очень велики по объему, то их копии могут не представляться. - Жалобы и ходатайства по поводу возобновления производства и восстановления прежнего положения (§ 45 и § 46) должны иметь подпись адвоката. Это не требуется, если жалобу или ходатайство подает какой-либо орган Федерации, земли или города, имеющего самостоятельный статус, благотворительный и иной фонд или учреждение, управление которыми осуществляет какая-либо указанная территориальная единица, либо сведущий в праве сотрудник органов Федерации, земли, союза общин или общины по своему делу, независимо от того, продолжает ли он свою службу или находится в отставке.
Ознакомление с документами
§ 25. 1. Стороны могут знакомиться в Административном суде с относящимися к их правовому спору документами и самостоятельно снимать с них копии или заказывать изготовление копий за свой счет. Это распространяется как на документацию самого суда, так и на получаемые им документы. Исключение составляют проекты решений и определений Административного суда, протоколы совещания и голосования по ним. - Органы могут потребовать, представляя документы Административному суду, чтобы определенные документы или их части были в публичных интересах исключены из документации, предоставляемой для ознакомления и снятия копий. Если докладчик считает это требование не вполне обоснованным, он должен сообщить о своих сомнениях заявившему требование органу и во всех случаях просить, чтобы сенат вынес по этому поводу определение. Без согласия привлекаемого к ответственности органа не может быть разрешено ознакомление с теми документами или теми частями документов, которые указанный орган, согласно данному предписанию, был управомочен не предъявлять сторонам в производстве перед Административным судом. Привлекаемый к ответственности орган должен указать на соответствующие части документов при изложении своих предложений к докладу.
Срок обжалования
§ 26. 1. Срок для подачи жалобы в соответствии со ст. 131 Федеральной Конституции на решение органа управления, в соответствии со ст. 131а Федеральной Конституции на непосредственное осуществление органом управления служебного приказа или принудительного воздействия, на указания, данные согласно ст. 81а, абз. 4, Федеральной Конституции, составляет шесть недель. Его течение начинается:
а) в случаях, предусмотренных ст. 131, абз. 1, п. 1, Федеральной Конституции, если решение было вручено лицу, уполномоченному на подачу жалобы, – со дня вручения, если решение было только устно объявлено лицу, уполномоченному на подачу жалобы, – со дня объявления;
б) в случаях, предусмотренных ст. 131, абз. 1, п. 2, Федеральной Конституции, при условии, что решение, принятое на основании управленческих предписаний, было вручено компетентному федеральному министерству, – со дня вручения, в иных случаях – с того момента, когда компетентному федеральному министерству стало известно о решении;
в) в случаях, предусмотренных ст. 131, абз. 1, п. 3, Федеральной Конституции, при условии, что решение, принятое на основании управленческих предписаний, было вручено компетентному правительству земли, – со дня вручения, в иных случаях – с того момента, когда компетентному правительству земли стало известно о решении;
г) в случаях, предусмотренных ст. 131, абз. 2, Федеральной Конституции, при условии, что решение, принятое на основании управленческих предписаний, было вручено органу, уполномоченному на подачу жалобы, – со дня вручения, в иных случаях – с того момента, когда этому органу стало известно о решении;
д) в случаях, предусмотренных ст. 131а Федеральной Конституции, – с того момента, когда лицу, которого это касается, стало известно о непосредственном исполнении служебного приказа или осуществлении принудительного воздействия, а если указанные действия препятствовали ему в осуществлении его права на подачу жалобы, – с момента, когда препятствия отпали;
е) в случае принесения жалобы на указания, даваемые согласно ст. 81а, абз. 4, Федеральной Конституции, – с того момента, когда органам по делам школ, которым адресовано указание, стало известно о нем. - Жалоба может быть также подана и до того, как решение вручено или объявлено лицу или органу, уполномоченному на подачу жалобы. В производстве Административного суда в этом случае считается, что решение было вручено в тот день, в который органу или лицу, уполномоченному на подачу жалобы, стало известно о его содержании.
- Если сторона в течение срока, установленного для подачи жалобы, ходатайствует о предоставлении процессуальной помощи (§ 61), то для нее срок на подачу жалобы исчисляется с момента вручения решения о назначении ей адвоката. Это решение вручается Административным судом. Если своевременно заявленное ходатайство о предоставлении процессуальной помощи отклонено, то срок на подачу жалобы исчисляется с момента вручения стороне решения об отклонении ходатайства.
§ 27. Жалобы на нарушение обязанности по принятию решения, предусмотренные ст. 132 Федеральной Конституции (жалобы на волокиту), могут быть поданы лишь в случаях, когда органу, являющемуся в данном случае высшим, могла и уже была подана какой-либо стороной жалоба в административном порядке, который предусмотрен для обычно действующих инстанций или для органов, уполномоченных принять решение на основе ходатайства о передаче обязанности по принятию решений, и дело не было разрешено в течение шести месяцев.
Содержание жалобы
§ 28. 1. Жалоба должна содержать:
1) наименование обжалуемого управленческого акта;
2) наименование органа, который принял решение (издал указание), а в случае, когда обжалуется непосредственное осуществление служебного приказа или принудительного воздействия, – указание на то, какой орган непосредственно осуществил служебный приказ или принудительное воздействие и какой орган должен отвечать за это (привлекаемый к ответственности орган);
3) изложение обстоятельств дела;
4) точное перечисление прав подающего жалобу, которые он считает нарушенными (вопросы, по которым приносится жалоба);
5) основания утверждения о противоправности;
6) точная формулировка требования;
7) сведения, необходимые для установления своевременности подачи жалобы. - В жалобах на решения, в случаях, предусмотренных ст. 131, абз. 1, п. 2 и 3, а также абз. 2, Федеральной Конституции, поскольку согласно соответствующим федеральным законам и законам земель вопрос о нарушении права подающего жалобу не встает, и в жалобах на указания, предусмотренные в ст. 81а, абз. 4, Федеральной Конституции, вместо перечисления вопросов, по которым подается жалоба, должно быть дано разъяснение о том, в каком объеме обжалуются решения и указания.
- При подаче жалоб на волокиту, в случаях, предусмотренных ст. 132 Федеральной Конституции, сведения, указанные в абз. 1, п. 1, 2, 5 и 7, не приводятся. В качестве органа, привлекаемого к ответственности, должен быть указан орган, которому как высшему в данной сфере деятельности было предъявлено требование о принятии решения по правовому спору. Далее должно быть убедительно подтверждено, что шестимесячный срок (§ 27) истек.
- В случаях, предусмотренных § 26, абз. 1, п. «б», «в» и «г», если решение вручено не было, а также в случаях, предусмотренных § 26, абз. 2, подающему жалобу разрешается представить обоснование противоправности позже, в ходе предварительного производства.
- Если подающему жалобу на основании ст. 131 Федеральной Конституции было вручено обжалуемое решение, то к жалобам должны быть приложены либо оригинал обжалуемого решения, либо его оттиск или копия. К жалобам на указания (ст. 81а, абз. 4, Федеральной Конституции) должны быть приложены либо оригинал, либо оттиск или копия обжалуемого указания, если оно было дано в письменной форме.
§ 29. Если по делу, относящемуся к федеральному управлению, привлекается к ответственности не федеральное министерство, а по делу, относящемуся к управлению, осуществляемому землей, привлекается к ответственности не правительство земли, то кроме необходимых обычно приложений к жалобе должны быть дополнительно приложены копии, предназначенные для компетентного федерального министерства или компетентного правительства земли.
Приостановление исполнения
§ 30. 1. Закон не связывает с подачей жалобы приостановление исполнения. Это же относится и к ходатайствам о восстановлении прежнего положения в связи с пропуском срока обжалования. - Однако Административный суд может по ходатайству подавшего жалобу своим определением признать, что жалоба приостанавливает исполнение, если это не противоречит важным общественным интересам и если осуществление третьим лицом предоставленных согласно обжалованному решению правомочий связано с причинением значительного ущерба тому, кто обжаловал решение. Если существенно изменились предпосылки, которые имели значение для вынесения решения о приостанавливающем действии жалобы, то по ходатайству стороны может быть принято новое решение.
- Определения, выносимые в соответствии с абз. 2, должны быть вручены всем сторонам. В случае, когда признается приостанавливающее действие жалобы, орган управления должен приостановить исполнение обжалованного управленческого акта и сделать необходимые для этого распоряжения. Лицо, которому обжалованное решение предоставило какие-либо правомочия, не может осуществлять их.
Заинтересованность
§ 31. 1. Член суда и секретарь должны отказаться от исполнения своих обязанностей в связи с заинтересованностью в исходе дела, заявив об этом Председателю:
1) по делам, в которых участвуют они сами, их супруги, родственники или свойственники по восходящей или нисходящей линии, племянники или другие лица, которые находятся с ними в еще более близких родственных отношениях или в отношениях свойства такой же степени;
2) по делам их приемных родителей, приемных детей или лиц, в отношении которых они осуществляют опеку или попечительство;
3) по делам, по которым они являлись или являются доверенными представителями какой-либо стороны;
4) если они участвовали в процессе, предшествовавшем производству в Административном суде;
5) если имеются другие существенные причины, которые могут поставить под сомнение их абсолютную беспристрастность. - По причинам, указанным в абз. 1, члены суда и секретарь могут быть также отведены сторонами, однако не позже, чем до начала разбирательства. Если отвод производится по основанию, указанному в абз. 1, п. 5, то сторона должна привести в подтверждение этого убедительные доводы. Вопрос об отводе разрешается в отсутствие отводимого на основании определения, выносимого тем сенатом, который компетентен рассматривать данный правовой спор. При равенстве голосов решающее значение имеет голос председательствующего. Если отвод заявлен председательствующему или такому числу членов сената, что их остается менее трех, то тогда Председатель суда поручает принятие решения по ходатайству об отводе сенату, который является компетентным принимать решения по этому вопросу в силу установленного распределения обязанностей по рассмотрению дел. Если уполномоченный на это сенат решит, что отвод является обоснованным, то Председатель должен распорядиться о привлечении запасных членов суда (§ 11, абз. 4).
Соблюдение правил о компетенции
§ 32. Административный суд по своей инициативе в силу возложенных на него обязанностей в ходе всего процесса проверяет, относится ли рассматриваемое дело к его компетенции.
Беспредметность жалобы, отзыв
§ 33. 1. Если в ходе процесса становится очевидным, что у подавшего жалобу лица отпало основание для ее подачи, то с его согласия в закрытом заседании признается, что жалоба стала беспредметной и производство прекращается. Такой же порядок действует, если жалоба была отозвана. - Если жалоба основывается на правовых позициях, которые противоречат прежней судебной практике в Административном суде, то докладчик с согласия председательствующего, указав подавшему жалобу лицу на соответствующие решения и постановления Административного суда и предоставив ему необходимый дополнительный срок, может потребовать от него дополнения жалобы ссылкой на основания, исходя из которых лицо считает неправильными правовые позиции, лежащие в основе прежней судебной практики. Пропуск этого срока, приравнивается к отзыву жалобы.
Отклонение
§ 34. 1. Жалобы, которые не могут быть рассмотрены Административным судом из-за пропуска срока их подачи или из-за явной неподсудности дела, либо рассмотрению которых препятствует их явное противоречие уже разрешенному делу или отсутствие права на подачу жалобы, отклоняются без дальнейшего производства по делу в закрытом заседании путем вынесения определения. - Жалобы, рассмотрению которых не препятствуют какие-либо указанные в абз. 1 обстоятельства, если они поданы с нарушением предписаний по форме и содержанию (§ 23, § 24, § 28, § 29), должны быть возвращены для устранения этих недостатков, для чего предоставляется небольшой срок. Пропуск этого срока приравнивается к отзыву жалобы.
- Определение в соответствии с абз. 1 может быть вынесено в любой момент процесса.
Предварительное производство
§ 35. 1. Жалобы, содержание которых позволяет установить, что правонарушение, указанное подавшим жалобу лицом, отсутствует, отклоняются как необоснованные на закрытом заседании без дальнейшего рассмотрения. - Если из самого опротестованного решения вытекает, что правонарушение, на которое указано в жалобе, имеет место, то это решение подлежит отмене на закрытом заседании без дальнейшего производства по делу в тех случаях, когда к производству не должны быть привлечены какие-либо заинтересованные лица и привлекаемый к ответственности орган не представит в течение отведенного ему определенного срока какие-либо достаточные данные, позволяющие признать, что указанное правонарушение отсутствует.
- Во всех остальных случаях, когда жалоба подлежит дальнейшему рассмотрению, необходимо начать предварительное производство.
§ 36*. 1. Копии жалобы вместе с приложениями вручаются органу, привлекаемому к ответственности, и другим возможным участникам процесса, которые должны в течение установленного для этого, но не превышающего восьми недель срока представить в письменном виде свои возражения. Одновременно привлекаемый к ответственности орган обязан представить документы о рассмотрении дела в административном производстве. - При подаче жалоб на волокиту в случаях, предусмотренных ст. 132 Федеральной Конституции, органу, привлекаемому к ответственности, предоставляется возможность вместо письменных возражений в течение установленного для их составления срока принять решение и представить его копию Административному суду. Срок может быть продлен до трех месяцев, если орган управления сможет доказать наличие по данному делу таких причин, которые делают невозможным принятие решения в установленный срок. Для коллегиального органа, который заседает периодически, по его ходатайству этот срок должен быть продлен как минимум на тот период, в течение которого в соответствии с обычным порядком работы должно состояться следующее заседание коллегии. Если решение будет принято в указанный срок, то производство по жалобе на волокиту должно быть прекращено.
- Если по делу, относящемуся к федеральному управлению, привлекается к ответственности не федеральное министерство, а по делу, относящемуся к управлению, осуществляемому землей, привлекается к ответственности не правительство земли, то Административный суд должен при направлении органу, привлекаемому к ответственности, копии жалобы с приложениями и сообщением о сроке, установленном для представления письменного возражения, передать также указанные материалы компетентному федеральному министерству или компетентному правительству земли.
- Возражения должны быть представлены в двух экземплярах. Вместе с ними должны быть также направлены копии возможных приложений, если к конкретному случаю не применимо предписание, установленное в § 24, абз. 1, третьем предложении.
- Копию возражения вместе с приложениями к нему Административный суд должен передать лицу, подавшему жалобу, не позже чем вместе с приглашением к устному разбирательству.
- Если из документов о рассмотрении дела в административном производстве явствует, что обжалованный управленческий акт основан на правовых позициях, которые противоречат прежней судебной практике Административного суда, и ни в управленческом решении, ни в возражениях на жалобу не приведены основания, исходя из которых орган, привлекаемый к ответственности, или другой заинтересованный участник процесса считают прежнюю судебную практику неправильной, то докладчик может, указав привлекаемому к ответственности органу или заинтересованным участникам процесса на соответствующие решения и постановления Административного суда и предоставив им необходимый дополнительный срок, потребовать специального письменного изложения таких оснований.
- В случаях, предусмотренных ст. 132 Федеральной Конституции, лицу, подавшему жалобу, может быть поручено представить в течение установленного, но не превышающего шести недель срока письменный ответ на возражения. Если это поручение не будет выполнено, то жалоба считается отозванной. Ответ на возражения необходимо довести до сведения органа, привлекаемого к ответственности, и других возможных участников процесса.
- Административный суд может потребовать от сторон, чтобы они в течение установленного для них срока представили в письменной форме также еще и другие соображения и возражения на них. Стороны могут и без требования суда представить свои письменные соображения и возражения на них.
- В случаях, предусмотренных ст. 131а и ст. 132 Федеральной Конституции, Административный суд может в целях обеспечения установления необходимых обстоятельств дела поручить по своему усмотрению определенным судебным органам или органам управления провести или дополнить необходимое расследование.
§ 37. 1. В случаях, когда согласно § 28, абз. 4, обоснование противоправности обжалованного решения разрешено представить в ходе предварительного производства, Административный суд должен прежде всего передать копию жалобы вместе с приложениями органу, привлекаемому к ответственности, и сообщить лицу, подавшему жалобу, что оно вправе знакомиться и снимать копии с документов, находящихся у органа, привлекаемого к ответственности. Одновременно суд может потребовать, чтобы обоснование противоправности обжалованного решения было представлено в течение установленного им, но не превышающего шести недель срока. Если этот срок будет пропущен, то жалоба считается отозванной. - Если лицо, подавшее жалобу, своевременно представило обоснование противоправности обжалованного решения, то дальнейшее производство происходит в обычном порядке.
§ 38. 1. Производство должно быть продолжено и тогда, когда указанные в § 36, абз. 1 и 8, письменные обоснования или документы не представлены. - Если соответствующий орган не представил документы, то Административный суд, если он специально предупредил данный орган о таких последствиях непредставления, может принять решение на основании утверждений лица, подавшего жалобу.
- К случаям подачи жалоб в соответствии со ст. 131а Федеральной Конституции предписание абз. 2 не применяется, если соответствующий орган сообщит, что какие-либо документы отсутствуют.
Разбирательство
§ 39. 1. После окончания предварительного производства Административный суд должен провести разбирательство по жалобе, если:
а) лицо, подавшее жалобу, в течение срока, установленного для обжалования, либо орган, привлекаемый к ответственности, или какая-либо другая участвующая в деле сторона в течение срока, установленного для представления возражений, ходатайствовали о проведении разбирательства. Такое ходатайство может быть отозвано только с согласия других сторон;
б) докладчик или председательствующий считают целесообразным проведение разбирательства или сенат примет такое решение. - Административный суд может независимо от наличия ходатайства какой-либо стороны, указанного в абз. 1, п. «а», отказаться от проведения разбирательства, если:
а) производство подлежит прекращению (§ 33) или жалоба подлежит отклонению (§ 34);
б) решение, обжалованное в связи с его противоправностью, подлежит отмене вследствие того, что привлекаемый к ответственности орган не был компетентен принимать решение (§ 42, абз. 2, п. «б»);
в) решение, обжалованное в связи с его противоправностью, подлежит отмене вследствие нарушения при его принятии процедурных предписаний (§ 42, абз. 2, п. «в»);
г) обжалованное решение в соответствии с обычной судебной практикой Административного суда подлежит отмене ввиду своей противоправности по существу;
д) ни привлекаемый к ответственности орган, ни другие возможные участники процесса не представили возражения, и обжалованное решение поэтому подлежит отмене;
е) имеющиеся у сторон письменные материалы, которые относятся к проведенному судом административному производству, и представленные Административному суду документы административного производства свидетельствуют о том, что проведение устного разбирательства не будет способствовать дополнительному выяснению обстоятельств, касающихся правового спора. - Если разбирательство происходило в сенате пяти, то оно может быть повторно проведено в расширенном сенате только при условии, что расширенный сенат примет об этом решение.
§ 40. 1. Председательствующий распоряжается о проведении разбирательства. - К разбирательству должны быть приглашены все стороны. Отсутствие сторон не препятствует, однако, проведению разбирательства и вынесению решения.
- Разбирательство проводится сенатом.
- Разбирательство происходит в открытом заседании. По причинам, связанным с защитой нравственности или охраной общественного порядка, сенат может вынести решение об исключении гласности разбирательства. В таком случае каждая сторона может потребовать, чтобы трем лицам, пользующимся ее доверием, было разрешено присутствовать при разбирательстве.
- Председательствующий открывает разбирательство, руководит им, объявляет об окончании разбирательства и следит за соблюдением порядка во время заседания. Разбирательство начинается сообщением докладчика. Председательствующий по своей инициативе в силу возложенных на него обязанностей должен заботиться о полноте рассмотрения правового спора. Другие члены сената имеют также право задавать вопросы.
- Решения по возражениям против распоряжений, относящихся к проведению процесса, а также по ходатайствам, заявленным в ходе процесса, принимаются путем вынесения определений.
- О проведении разбирательства составляется протокол. Он должен содержать фамилии членов сената, секретаря, сторон и их представителей, а также отражать существенные моменты разбирательства, в частности ходатайства сторон, и подписывается председательствующим и секретарем.
- Разбирательство может быть отложено только по уважительным причинам. В ходе разбирательства отложение производится по решению сената, в иных случаях – по распоряжению председательствующего.
Проверка обжалованного решения
§ 41. 1. Если Административный суд считает, что решение не может быть признано противоправным ни вследствие некомпетентности принявшего его органа, привлекаемого к ответственности, ни из-за нарушения процедурных предписаний (§ 42, абз. 2, п. «б» и «в»), когда не подлежит применению предписание § 38, абз. 2, то суд должен проверить обжалованное решение на основе исследования обстоятельств дела, которые не оспариваются привлекаемым к ответственности органом, в пределах вопросов, указанных в принятой к рассмотрению жалобе (§ 28, абз. 1, п. 4), или в пределах заявления о том, в каком объеме обжалуется решение (§ 28, абз. 2). Если он находит, что для разрешения вопроса о противоправности решения могли иметь значение основания, касающиеся либо какого-нибудь вопроса, по которому принесена жалоба, либо заявления об объеме обжалования, и если эти основания ранее не были известны стороне, то он должен выслушать мнение сторон и в случае необходимости распорядиться об отложении разбирательства. - В случаях, предусмотренных ст. 131а и ст. 132 Федеральной Конституции, суд должен исследовать обстоятельства дела, принимая во внимание предписания § 36, абз. 9.
Судебные решения
§ 42. 1. Административный суд, поскольку настоящий Закон не устанавливает иное, должен заканчивать рассмотрение всех правовых споров вынесением судебного решения. Судебное решение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 131а Федеральной Конституции или касающихся жалоб на волокиту (ст. 132 Федеральной Конституции), либо отклоняет жалобу как необоснованную, либо отменяет обжалованный акт.
- Обжалованное решение подлежит отмене:
а) в связи с его противоправностью по существу;
б) в связи с его противоправностью вследствие того, что привлекаемый к ответственности орган не был компетентен принимать решение;
в) в связи с его противоправностью вследствие нарушения при его принятии процедурных предписаний, а именно:
1) если привлекаемый к ответственности орган исходил из такого представления об обстоятельствах дела, которое по какому-либо существенному вопросу противоречит документам,
2) если обстоятельства дела требуют дополнительного исследования по какому-либо существенному вопросу,
3) если не были приняты во внимание такие процедурные предписания, при соблюдении которых привлекаемый к ответственности орган мог бы прийти к иному решению. - Отмена обжалованного решения в соответствии с абз. 2 влечет восстановление по спорному правовому вопросу того положения, которое имело место до принятия обжалованного решения.
- В случаях, предусмотренных ст. 131а Федеральной Конституции, после проверки принятой к рассмотрению жалобы в пределах вопросов, по которым она принесена, жалоба либо отклоняется как необоснованная, либо обжалованный управленческий акт признается противоправным и поэтому отменяется.
- В случаях, предусмотренных ст. 132 Федеральной Конституции, Административный суд может при вынесении судебного решения ограничиться разрешением отдельных важных правовых вопросов и поручить соответствующему органу принять решение, руководствуясь сформулированными судом правовыми позициями, в течение указанного судом, но не превышающего восьми недель срока. Если Административный суд не использует эту возможность или если привлекаемый к ответственности орган не выполнит поручений, то суд, вынося судебное решение по жалобе на волокиту, разрешает и сам нерешенный вопрос, при этом он руководствуется свободным усмотрением, предоставленным обычно органам управления.
§ 42а. 1. Административный суд должен проверить обжалованное указание (ст. 81а, абз. 4, Федеральной Конституции) в пределах заявления об объеме обжалования (§ 28, абз. 2) и либо отклонить жалобу как необоснованную, либо отменить обжалованное указание. Соответственно применяется § 41, абз. 1, последнее предложение. - Отмена обжалованного указания влечет восстановление того правового положения, которое имело место до издания указания, однако отмененные согласно указанию постановления вновь в силу не вступают.
§ 43. 1. Судебные решения провозглашаются и составляются от имени Республики. - Каждое судебное решение сопровождается обоснованием.
- Подлинник решения подписывается председательствовавшим в сенате и секретарем. Письменные копии решений и определений заверяет канцелярия, при этом после воспроизведения имеющихся на оригинале подписей делается пометка: «Копия верна».
- Если разбирательство происходило в присутствии сторон, то председательствующий должен сразу огласить судебное решение вместе с основными его мотивами.
- Оглашение судебного решения не производится, если стороны к этому моменту удалились или если совещание должно быть отложено. В этих случаях сторонам вручается только письменная копия судебного решения.
- Письменная копия судебного решения должна быть вручена сторонам также в том случае, если в их присутствии решение было оглашено.
- Описки или ошибки в подсчетах или другие неточности в судебном решении, основанные на явном пропуске, могут быть в любое время исправлены в официальном порядке.
- Абзацы 2-7 действуют соответственно в случаях, когда производство завершается вынесением определения.
§ 44. Письменная копия судебного решения должна быть также вручена в случаях, предусмотренных § 36, абз. 3, компетентному федеральному министерству или компетентному правительству земли.
Возобновление производства
§ 45. 1. Возобновление производства, закончившегося вынесением судебного решения или определения, может иметь место по ходатайству какой-либо стороны, если:
а) вынесение судебного решения или определения было спровоцировано совершением деяния, наказуемого в судебном порядке, либо каким-нибудь иным нечестным путем,
б) судебное решение или определение основано на ошибочном утверждении о пропуске какого-либо предусмотренного настоящим Федеральным законом срока, при отсутствии в этом вины сторон,
в) впоследствии станет известно о существовании вступившего в законную силу судебного решения, что подтвердит наличие противоречия между этим решением и решением, вынесенным по делу на основе производства в Административном суде,
г) в судебном производстве не соблюдены предписания о необходимости заслушать стороны, вследствие чего признается, что судебное решение или определение могло быть другим,
д) судебное производство прекращено из-за того, что жалоба беспредметна или она отозвана в связи с беспредметностью, однако принятые соответствующим органом меры, которые привели к ее беспредметности, впоследствии были отменены. - Ходатайство должно быть заявлено в Административный суд в течение двух недель с того дня, когда заявителю стало известно о существовании основания для возобновления производства, однако до истечения трех лет после вручения судебного решения или определения.
- Решение по ходатайству принимается на закрытом заседании путем вынесения определения.
- В случае, когда Административный суд, рассматривая жалобу на волокиту (ст. 132 Федеральной Конституции), разрешил нерешенный вопрос, в отношении возобновления производства действует соответственно § 69 Закона об общем административном производстве.
Восстановление прежнего положения
§ 46. 1. Восстановление прежнего положения может быть разрешено по ходатайству стороны, которая в производстве Административного суда пропустила какой-либо срок, что повлекло для нее отрицательные правовые последствия, если в соблюдении срока стороне препятствовало какое-либо непредвиденное или неустранимое обстоятельство, исключающее ее вину. - Восстановление прежнего положения в связи с пропуском срока на обжалование может быть также разрешено, когда срок обжалования был пропущен потому, что при вынесении решения, подлежащего обжалованию, было ошибочно названо какое-либо недопустимое средство его обжалования, и сторона воспользовалась им.
- Ходатайство о случаях, предусмотренных абз. 1, должно быть заявлено Административному суду в течение двух недель с того момента, когда отпало препятствовавшее обжалованию обстоятельство. В случаях, предусмотренных абз. 2, – не позже чем в течение двух недель с момента вручения того решения, которым средство обжалования было отклонено как недопустимое. Одновременно должно быть произведено то действие, срок совершения которого был пропущен.
- Решение по ходатайству принимается на закрытом заседании путем вынесения определения.
- Разрешение на восстановление прежнего положения влечет возвращение производства в ту стадию, в которой оно находилось до начала пропущенного срока.
- Пропущенный срок на заявление ходатайства о восстановлении прежнего положения не может быть восстановлен.
Издержки
§ 47. 1. Сторона, выигравшая дело в Административном суде, имеет право получить от проигравшей стороны возмещение своих издержек в соответствии с правилами, содержащимися в § 47-60. - Если это не противоречит последующим предписаниям, то в соответствии с абз. 1 является:
а) стороной, выигравшей дело, – лицо, подавшее жалобу, а проигравшей стороной – привлекаемый к ответственности орган, если обжалованный управленческий акт был отменен или была признана его противоправность;
б) стороной, выигравшей дело, – привлекавшийся к ответственности орган, а проигравшей стороной – лицо, подавшее жалобу, если жалоба была отклонена. - Другие заинтересованные участники процесса не могут рассматриваться как проигравшая сторона. В качестве выигравшей стороны они могут рассматриваться наряду с органом, привлекавшимся к ответственности, в случаях, когда он выиграл дело.
- В случаях, предусмотренных ст. 81а, абз. 4, и ст. 13.1, абз. 1, п. 2 и 3, а также абз. 2, Федеральной Конституции, ни лицу, подавшему жалобу, ни привлекавшемуся к ответственности органу издержки не возмещаются.
- Если возмещение издержек на основании настоящего Федерального закона должно быть произведено каким-либо органом, то субъектом этой правовой обязанности выступает тот субъект права, от имени которого указанный орган действовал или должен был действовать в производстве по жалобе. Этот субъект права получает также возмещение издержек, которое на основании настоящего Федерального закона должно быть произведено в пользу привлекавшегося к ответственности органа.
§ 48. 1. Лицо, подавшее жалобу, в качестве выигравшей стороны имеет право на возмещение:
а) гербовых и комиссионных сборов, которые оно уплатило в ходе производства Административного суда, а также расходов на производство в Административном суде, которое ему пришлось оплатить наличными;
б) расходов, которые были связаны для него с подачей жалобы (расходы на письменные заявления);
в) расходов на поездки (расходы на проезд и расходы, вызванные пребыванием в месте рассмотрения), которые были связаны для него с осуществлением его прав в качестве стороны в производстве Административного суда;
г) иных расходов, которые были связаны для него с осуществлением его прав в качестве стороны в производстве Административного суда (расходы на производство). - Привлекавшийся к ответственности орган в качестве выигравшей стороны имеет право на возмещение:
а) расходов, которые были связаны для него с представлением Административному суду своих документов (расходы на представление);
б) расходов, которые были связаны для него с подачей возражений (расходы на письменные заявления);
в) расходов на поездки (расходы на проезд и расходы, вызванные пребыванием в месте рассмотрения), которые были связаны для него с осуществлением его прав в качестве стороны в производстве Административного суда;
г) иных расходов, которые были связаны для него с осуществлением его прав в качестве стороны в производстве Административного суда (расходы на производство). - Другой заинтересованный участник процесса в качестве выигравшей стороны имеет право на возмещение:
а) гербовых и комиссионных сборов, которые он уплатил в ходе производства Административного суда, а также расходов на производство в Административном суде, которые ему пришлось оплатить наличными;
б) расходов, которые были связаны для него с подачей своего письменного мнения по поводу жалобы (расходы на письменные заявления);
в) расходов на поездки (расходы на проезд и расходы, вызванные пребыванием в месте рассмотрения), которые были связаны для него с осуществлением его прав в качестве стороны в производстве Административного суда;
г) иных расходов, которые были связаны для него с осуществлением его прав в качестве стороны в производстве Административного суда (расходы на производство). - Если привлекаемый к ответственности орган по определенно сформулированному Административным судом требованию своевременно не представил необходимые для вынесения решения правовые предписания и поэтому потребовались расходы, которые пришлось оплатить наличными, так как Административный суд должен был ознакомиться с этими правовыми предписаниями на месте, то эти расходы, оплаченные наличными, независимо от исхода процесса, возлагаются на привлекавшийся к ответственности орган.
§ 49. 1. В качестве предусмотренного в § 48, абз. 1 и 3, п. «б» и «г», возмещения расходов на письменные заявления и на производство по делу выплачиваются общие суммы, размер которых устанавливается на основании распоряжения Ведомства Федерального канцлера по согласованию с Главным комитетом Национального совета в таком объеме, чтобы их размер соответствовал средним расходам, необходимым для осуществления представительства или подачи письменных заявлений, указанных в § 48, абз. 1 и 3, п. «б», с помощью адвоката. - В качестве предусмотренного в § 48, абз. 2, п. «а», «б» и «г», возмещения расходов на представление документов, письменных заявлений и на производство по делу выплачиваются общие суммы, размер которых устанавливается на основании распоряжения Ведомства Федерального канцлера по согласованию с Главным комитетом Национального совета в таком объеме, чтобы их размер соответствовал средним расходам органов на совершение этих действий при участии в деле в качестве стороны. Размер общей суммы расходов на письменные заявления и производство по делу не может, однако, превышать треть общих сумм, которые устанавливаются на основании абз. 1 в качестве предусмотренного § 48, абз. 1, п. «б», возмещения расходов на письменные заявления либо соответственно на производство по делу.
- Расходы на проезд внутри страны (§ 48) возмещаются в таком размере, который необходим при пользовании общественным транспортом. При проезде по железным дорогам размер возмещения определяется тарифом 1-го либо 2-го класса. Стоимость проезда выплачивается в соответствии с действующими и относящимися к определенному общественному транспорту тарифами, при этом должны быть учтены имеющиеся общие тарифные льготы.
- Расходами, связанными согласно § 48 с пребыванием в месте нахождения Административного суда, являются необходимые дополнительные затраты на питание и проживание. В качестве возмещения этих расходов выплачиваются общие суммы, размер которых устанавливается на основании распоряжения Ведомства Федерального канцлера по согласованию с Главным комитетом Национального совета для всех случаев, предусмотренных § 48, в одинаковом размере, который соответствует средней сумме расходов.
- Если в случаях, предусмотренных § 48, абз. 1 и 3, в ходе устного разбирательства по поручению стороны участвовал адвокат, то расходы на поездки состоят из расходов, которые понес адвокат, в остальном же его издержки определяются так же, как издержки стороны. Наряду с расходами на поездки адвоката расходы на поездки представляемой им стороны должны возмещаться только в том случае, если сторона участвовала в ходе устного разбирательства по приглашению Административного суда. В случаях, предусмотренных § 48, абз. 2, расходы на поездки состоят из тех расходов, которые понес привлекаемый к ответственности орган, а если имело место представительство, предусмотренное § 23, абз. 3, то из расходов, понесенных органами, которым было поручено представительство (федеральное министерство, финансовая прокуратура).
- Если имеется несколько других заинтересованных участников, которые понесли издержки в связи с подачей письменных заявлений, участием в разбирательстве, проездом или пребыванием в месте рассмотрения, то они в отношении возмещения всех этих видов расходов рассматриваются как сторона. Причитающееся этой стороне возмещение издержек, связанных с подачей письменного заявления и участием в разбирательстве, производится в отношении нескольких заинтересованных лиц, выступавших в качестве одной стороны, в равных долях. При расчете расходов на проезд в основу должны быть положены расходы того заинтересованного участника процесса, который находился в наиболее отдаленном месте. Рассчитанная таким образом сумма возмещения расходов на проезд должна быть выплачена данному заинтересованному участнику процесса. Эта выплата действует в отношении других заинтересованных участников процесса, которые претендуют на возмещение связанных с поездками расходов, как признание их прав. Размер возмещения указанным заинтересованным участникам процесса определяется с учетом выплаченной суммы пропорционально соотношению между собой тех сумм, на которые каждый из заинтересованных участников процесса мог бы претендовать согласно абз. 3, если бы он являлся лицом, подавшим жалобу и выигравшим дело.
§ 50. В случаях, когда жалоба в отношении акта управления была удовлетворена частично, вопросы, связанные с требованиями о возмещении издержек (§ 47), должны решаться таким же образом, как если бы акт управления был отменен в целом или признан противоправным.
§ 51. В случаях, когда жалоба была отклонена или отозвана после начала предварительного производства, вопросы, связанные с требованиями о возмещении издержек (§ 47), должны решаться таким же образом, как если бы жалоба была отклонена.
§ 52. 1. Если лицо или несколько лиц обжаловали при подаче одной жалобы несколько актов управления, то вопросы, связанные с требованием о возмещении издержек (§ 47), должны решаться таким же образом, как если бы каждый из управленческих актов был обжалован путем подачи отдельной жалобы. - При проведении разбирательств в случаях, указанных в абз. 1, в один и тот же день или в дни, непосредственно следующие друг за другом, расходы на проезд возмещаются каждой стороне, выигравшей спор, таким же образом, как если бы состоялось только одно разбирательство. Расходы, связанные с пребыванием, возмещаются каждой выигравшей стороне за один и тот же период времени лишь один раз. Издержки, связанные с разбирательством, возмещаются за каждое проведенное устное разбирательство. Гербовые и комиссионные сборы и расходы, связанные с наличными выплатами, должны возмещаться в таком же размере, в каком они были произведены.
- Если в случаях, предусмотренных абз. 2, первым предложением, расходы на проезд, которые возмещаются выигравшей стороне согласно § 47, абз. 4, должны быть возмещены несколькими субъектами права, то они возмещаются этими субъектами права в равных долях.
§ 53. 1. Если несколько лиц обжаловали какой-либо управленческий акт путем подачи общей жалобы, то вопрос о праве на возмещение издержек (§ 47) должен решаться таким же образом, как он решался бы, если бы жалоба подавалась первым из указанных в ней лиц. Привлекаемый к ответственности орган может в этом случае оплатить расходы первому из указанных в жалобе лиц, что освобождает от оплаты расходов другим лицам. Вопрос о том, какие права имеют подавшие жалобу лица по отношению друг к другу, решается в соответствии с положениями гражданского права. Возмещение издержек подавшими жалобу лицами должно производиться в равных долях. - Правило абз. 1 действует соответственно в отношении подавших жалобы лиц, которые обжаловали один и тот же управленческий акт путем подачи отдельных жалоб, при условии, однако, что все они были поданы за подписью одного и того же адвоката. В этих случаях положение, аналогичное положению лица, указанного в жалобе первым, занимает то лицо, жалоба которого связана с самыми низкими издержками в производстве Административного суда.
§ 54. 1. Если разрешено возобновление производства согласно § 45, абз. 1, п. «а», или согласно § 45, абз. 4, настоящего Федерального закона в связи с § 69, абз. 1, п. «а», Закона об общем административном производстве, то сторона, которая ходатайствовала о возобновлении, имеет право требовать от той стороны, которая спровоцировала вынесение судебного решения или определения совершением деяния, наказуемого в судебном порядке, либо каким-нибудь иным нечестным путем,
а) возмещения расходов, которые были связаны для нее с подачей ходатайства о возобновлении производства (расходы на письменные заявления);
б) возмещения денежных затрат, которые ей в соответствии с § 47-59 настоящего Федерального закона пришлось понести в процессе до возобновления производства. - В отношении расходов на письменные заявления согласно абз. 1, п. «а», действуют соответственно положения § 49, абз. 1, о расходах на письменные заявления.
- Если о возобновлении производства ходатайствовали несколько сторон, то каждая из них имеет право на возмещение расходов согласно абз. 1 и 2. Но если несколько сторон подали общее ходатайство о возобновлении или несколько ходатайств о возобновлении поданы за подписью одного и того же адвоката, то соответственно применяются абз. 1 и 2 § 53.
- Общие положения о возмещении расходов действуют также и в отношении производства по возобновленному делу, поскольку в абз. 1 и 2 не установлено иное.
§ 55. 1. Если рассматриваются жалобы на волокиту и Административный суд принимает по ним меры согласно § 42, абз. 5, то вопрос о праве на возмещение расходов (§ 47) решается таким же образом, как и в случаях, когда лицо, подавшее жалобу, является выигравшей дело стороной в соответствии с § 47, абз. 1. При прекращении производства по жалобе на волокиту в связи с тем, что не принимавшееся ранее решение принято, общая сумма для возмещения расходов на письменные заявления, устанавливаемая распоряжением в соответствии с § 49, абз. 1, должна быть наполовину меньше, чем устанавливаемая обычно на основе указанной нормы общая сумма для возмещения расходов на письменные заявления. - Положения абз. 1 не применяются, если привлекаемый к ответственности орган сможет доказать, почему своевременное принятие решения было невозможным, и если указанный орган сообщил об этом подавшему жалобу лицу до принесения жалобы на волокиту.
- Кроме того, положения абз. 1 не применяются, если задержка в принятии решения соответствующим органом была вызвана исключительно лишь виновным поведением стороны.
§ 56. Если жалоба в отношении отдельных или всех вопросов, по которым она принесена (§ 28, абз. 1, п. 4) лицом, подавшим жалобу, стала беспредметной (§ 33), то вопрос о праве на возмещение расходов (§ 47) решается таким же образом, как и в случае, когда это лицо является выигравшей дело стороной в соответствии с § 47, абз. 1. В тех случаях, когда беспредметность жалобы в отношении всех вопросов, по которым она принесена (§ 28, абз. 1, п. 4), обнаружилась в течение срока, установленного Административным судом согласно § 36, абз. 1, общая сумма для возмещения расходов на письменные заявления, устанавливаемая распоряжением в соответствии с § 49, абз. 1, должна быть на одну четвертую часть меньше, чем устанавливаемая обычно на основе указанной нормы общая сумма для возмещения расходов на письменные заявления.
§ 57. Положения § 47-56 не касаются прав адвокатов и защитников по уголовным делам в отношении вознаграждения, получаемого от представляемых ими сторон.
§ 58. Каждая сторона, поскольку в § 47-56 не установлено иное, сама несет расходы, вызванные производством в Административном суде.
§ 59. 1. Возмещение расходов присуждается Административным судом по ходатайству. - Ходатайство о присуждении возмещения расходов должно быть подано:
а) в отношении расходов на письменные заявления – в данном письменном заявлении;
б) в отношении расходов, связанных с представлением документов, – при их представлении;
в) в отношении расходов, связанных с поездками, и расходов на производство – по окончании устного разбирательства;
г) в отношении платежей, связанных с гербовыми и комиссионными сборами, а также произведенных наличными – в течение недели с момента возникновения обязанности произвести платеж.
Все ходатайства должны подаваться письменно и обосновываться. - Своевременно заявленные ходатайства о присуждении возмещения расходов разрешаются Административным судом в том решении или определении, которым завершается производство по делу, а в случаях, когда это невозможно, в особом определении. Несвоевременно поданные ходатайства отклоняются.
- Вынося решение по ходатайствам о присуждении возмещения расходов, Административный суд должен установить двухнедельный срок платежа. Исполнение этих решений возлагается на обычные суды. Они действуют в соответствии с Положением об исполнении. Решения Административного суда являются основаниями исполнения в соответствии с § 1 Положения об исполнении. Канцелярия Административного суда подтверждает на копии решения о возмещении расходов, выдаваемой выигравшей стороне, что решение о возмещении расходов подлежит исполнению.
§ 60. Положения § 47-59 не касаются правила, содержащегося в § 68.
Процессуальная помощь
§ 61. 1. В отношении предпосылок и действия решения об оказании процессуальной помощи применяются соответственно гражданские процессуальные предписания. Решение об оказании процессуальной помощи охватывает право стороны, без дополнительных просьб об этом, на то, чтобы адвокат участвовал в составлении и подписании жалобы или ходатайства, указанного в § 45 и § 46, и на то, чтобы он осуществлял представительство при разбирательстве дела (§ 40). - Если Административный суд принимает решение об оказании процессуальной помощи (§ 14), то он должен известить об этом комитет Коллегии адвокатов, компетентность которой определяется в зависимости от постоянного места пребывания стороны, с тем чтобы комитет выделил адвоката в качестве представителя.
Подлежащие применению правовые предписания
§ 62. 1. В производстве Административного суда, поскольку в данном Федеральном законе не установлено иное, действуют предписания Закона об общем административном производстве. - Если Административный суд по делам о волоките сам разрешает нерешенный вопрос, то он применяет, поскольку в данном Федеральном законе не установлено иное, те административные предписания, которые должен был бы применить орган, пропустивший срок принятия решения.
Исполнение
§ 63. 1. Если Административный суд удовлетворил жалобу, поданную в соответствии со ст. 131 или ст. 131а Федеральной Конституции, то органы управления обязаны в данном случае немедленно с помощью имеющихся в их распоряжении правовых средств восстановить то правовое положение, которое соответствует правовым выводам Административного суда. - В тех решениях, в которых Административный суд сам разрешает и нерешенный вопрос, он должен также определить тот суд или орган управления, которые обязаны привести в исполнение данное решение. Исполнительное производство осуществляется уполномоченным на это судебным или административным органом в соответствии с обычно действующими предписаниями. Если в качестве органа, на который возложено исполнение, указан суд, то решение Административного суда является основанием исполнения.
ПОДРАЗДЕЛ 2. ОСОБЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЖАЛОБАХ ПО ДЕЛАМ, КАСАЮЩИМСЯ СЛУЖЕБНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ
Стороны
§ 64. Сторонами в производстве согласно данному подразделу являются возбудивший ходатайство суд, орган, издавший акт, и стороны по правовому спору, рассматриваемому возбудившим ходатайство судом (§ 11 Закона о служебной ответственности; § 9 Закона об ответственности органов).
Возбуждение производства
§ 65. 1. После вступления в законную силу определения о приостановлении (§ 11 Закона о служебной ответственности; § 9 Закона об ответственности органов), суд должен направить Административному суду ходатайство о проверке акта. Остальным сторонам предоставляется право в течение двух недель после вступления в законную силу определения о приостановлении сделать дополнительные заявления по вопросу о противоправности акта. - В ходатайстве (абз. 1) должен быть указан тот акт, во всяком случае, те его пункты, проверки которых требует суд. К ходатайству прилагаются материалы дела о правовом споре.
- Административный суд должен потребовать от органа, издавшего акт, представить в течение двух недель материалы административного производства, если они уже не были приложены к акту суда, возбудившего ходатайство. Если орган не выполнит это требование, то Административный суд принимает решение в случаях, когда это касается производства, возбужденного согласно § 11 Закона о служебной ответственности, на основе переданных ему документов и утверждений истца. В случаях, когда это касается производства, возбужденного согласно § 9 Закона об ответственности органов, – на основе переданных ему документов и утверждений ответчика.
Разбирательство
§ 66. Проведение разбирательства предоставляется суду.
Решение
§ 67. Решение Административного суда о противоправности какого-либо акта имеет значение лишь как устанавливающее сам факт противоправности. Копия решения вручается каждой стороне.
Издержки
§ 68. Расходы, связанные с данным производством, относятся к издержкам по делу о том правовом споре, который рассматривается судом, заявившим ходатайство.
Процессуальная помощь
§ 69. Решение об оказании процессуальной помощи, принятое по делу о правовом споре, который рассматривается судом, заявившим ходатайство, действует также и в отношении производства, регулируемого данным подразделом.
Дополняющие положения
§ 70. Если из положений, закрепленных в § 64-69, не вытекает иное, то соответственно применяются § 22-25, § 29, § 31-34, § 36, § 40, абз. 8, § 41, абз. 1, § 43, абз. 1, 2, 3, 4, 5, 7 и 8, § 45 и § 46.
РАЗДЕЛ III. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
§ 71. Все предписания, изданные в период с 4 марта 1933 г. по 27 апреля 1945 г., которые исключали контроль Административного суда в отдельных правовых вопросах или в определенных случаях либо поручали этот контроль особому Административному суду (например, имперскому финансовому суду), отменяются.
§ 72. Исполнение настоящего Закона, если в § 49 и § 54-56 не установлено иное, возлагается на Федеральное правительство.
Bundesgesetzblatt für
die Republik Ŏsterreich, 1965, M 2; 1979,
№ 136; 1982, № 203
ПРИЛОЖЕНИЕ
Федеральный конституционный закон от 26 июня 1984 г., которым изменяется Федеральный конституционный закон в редакции 1929 г.
(Извлечение)
Национальный совет постановил:
Федеральный конституционный закон в редакции 1929 г. с последними изменениями, внесенными Федеральным конституционным законом 1983 г., № 611, изменяется следующим образом: - Ст. 132 гласит:
«Ст. 132. Жалобу на нарушение обязанности по принятию решений может подать каждый, кто имел право участвовать в административном производстве в качестве стороны, заинтересованной в выполнении обязанности по принятию решения. По делам о привлечении к административной ответственности подача жалобы на нарушение обязанности по принятию решений не допускается. Это не действует в отношении дел частного обвинения и дел о наложении взысканий за финансовые нарушения». - Ст. 144, абз. 2, гласит:
«2. Конституционный суд может отклонить рассмотрение жалобы до начала разбирательства своим определением, если отсутствуют достаточные основания для ее удовлетворения или если нельзя ожидать, что решение по жалобе будет способствовать разъяснению конституционно-правовых вопросов. Отклонение рассмотрения недопустимо, когда дело касается вопросов, изъятых согласно ст. 133 из подсудности Административного суда». - В ст. 144, абз. 3, первом предложении исключены слова: «одновременно с отказом в удовлетворении».
Bundesgesetzblatt für die Republik
Ŏsterreick, 1984, 296
Федеральный закон от 23 мая 1984 г., которым изменяется Положение о выборах в Национальный совет 1971 г.
(Извлечение)
Национальный совет постановляет:
Положение о выборах в Национальный совет 1971 г. изменяется следующим образом: - Прежний текст § 41 должен быть обозначен как абз. «1». Дополнительно вводятся новые абзацы 2 и 3:
«2. Истребовать удостоверение на право голосования могут также в целях осуществления своего избирательного права лица, для которых посещение соответствующего избирательного пункта в день выборов является невозможным вследствие того, что они находятся на постельном режиме из-за болезни, возраста или других причин, и которые хотят воспользоваться возможностью проголосовать в специальной избирательной комиссии (§ 74а, абз. 1), поскольку они не могут осуществить свое избирательное право в порядке, установленном § 74. - В случае, если у лица, обладающего избирательным правом и истребовавшего удостоверение на право голосования в соответствии с абз. 2, до наступления дня выборов прекращается состояние, требовавшее постельного режима, лицо должно своевременно до наступления дня выборов уведомить общину, на территории которой оно находилось на постельном режиме, об отказе от посещения избирательной комиссией, специально созданной согласно § 74а».
- § 42, абз. 1, должен гласить:
«1. Ходатайство о выдаче удостоверения на право голосования заявляется устно или письменно в ту общину, в которой лицо, обладающее избирательным правом, внесено в список избирателей в соответствии со своим постоянным местом жительства не позднее, чем за три дня, а в отношении удостоверений на право голосования, предусмотренных § 41, абз. 2, – не позднее, чем за десять дней до даты выборов. При заявлении устного ходатайства следует подтвердить идентичность личности документом, при подаче ходатайства письменно идентичность личности может быть подтверждена иным образом. В случае, предусмотренном § 41, абз. 2, ходатайство должно содержать ясно выраженную просьбу о посещении специальной избирательной комиссией, созданной согласно § 74а, абз. 1, и точное указание квартиры, комнаты больного и какого-либо другого места, где находится лицо, заявившее ходатайство, и где его следует посетить, а также подтверждение врача в отношении того, что лицу необходим постельный режим вследствие не вызывающих сомнения медицинских показаний». - § 43, абз. 2, должен гласить:
«2. В случае выдачи удостоверения на право голосования лицу, обладающему избирательным правом и находящемуся на постельном режиме вне того места, где оно занесено в список избирателей, община, выдавшая удостоверение, сообщает о выдаче удостоверения на право голосования общине, на территории которой лицо находится на постельном режиме, и указывает, что его должна посетить специальная избирательная комиссия».
Прежний абз. 2 должен быть обозначен как абз. 3. - § 43, абз. 4, должен гласить:
«4. Должны ли и как именно должны быть выделены специальные избирательные пункты для избирателей, осуществляющих избирательное право посредством удостоверений на право голосования, устанавливается в § 59, § 74 и § 74а. Более подробные предписания об участии в выборах тех избирателей, которые осуществляют избирательное право посредством удостоверений на право голосования, содержат § 70, § 72 и § 82». - § 55 должен быть дополнен абз. 4 следующего содержания:
«4. Общинные избирательные комиссии, в Вене – магистрат, одновременно с установлением избирательных участков должны также определить количество специальных избирательных комиссий, создаваемых в соответствии с § 74а. Распоряжение об этом должно быть немедленно опубликовано обычным для данной местности способом».
Прежний абз. 4 должен быть обозначен как абз. 5. - § 59, абз. 2, должен гласить:
«2. Положения § 74 и § 74а предписаниями абз. 1 не затрагиваются». - Заголовок раздела 4 должен гласить:
«Особые условия, облегчающие осуществление избирательного права». - Заголовок § 74 должен гласить:
«§ 74. Осуществление избирательного права лицами, находящимися в лечебных и попечительских учреждениях». - После § 74 дополнительно вводится § 74а следующего содержания:
«§ 74а. Осуществление избирательного права посредством удостоверений на право голосования лицами, находящимися на постельном режиме. - Чтобы облегчить осуществление избирательного права для лиц, находящихся на постельном режиме из-за болезни, возраста или других причин и получивших на основании ходатайства удостоверение на право голосования в соответствии с § 41, абз. 2, общинные избирательные комиссии, в Вене – магистрат, должны создать не позднее, чем за пять дней до даты выборов, специальные избирательные комиссии, которые посетят указанных лиц в течение времени, установленного для проведения выборов. Соответственно применяются положения § 55 и § 57.
- При осуществлении избирательного права с помощью специальных избирательных комиссий соответственно применяются положения § 74, абз. 3 и 5.
- Проверка избирательных бюллетеней специальными избирательными комиссиями охватывает только установление сведений, указанных в § 84, абз. 2. Конверты для голосования, осуществленного посредством удостоверения на право голосования находящимися на постельном режиме избирателями из других избирательных округов, должны быть подсчитаны отдельно и отдельно переданы действующим в соответствии с абз. 4 избирательным комиссиям. В отношении протокола, составляемого специальными избирательными комиссиями, соответственно применяются § 85, абз. 2, п. а-з, абз. 3, п. а-г и ж, а также абз. 4.
- Общинные избирательные комиссии, в Вене – магистрат, должны, учитывая необходимость сохранения тайны голосования, определить те избирательные комиссии, которые будут производить подсчет результатов голосования, осуществленного с помощью специальных избирательных комиссий. Производящие подсчеты избирательные комиссии должны сразу учесть при подведении ими результатов голосования переданные им в запечатанном виде конверты для голосования, полученные от находящихся на постельном режиме избирателей данного избирательного округа; конверты для голосования находящихся на постельном режиме избирателей из других избирательных округов должны быть обработаны в соответствии с § 84, абз. 3, и § 85, абз. 3, п. 3. Относящаяся к выборам документация специальных избирательных комиссий, включая протоколы, должна быть незамедлительно передана ими избирательным комиссиям, производящим подсчет результатов голосования, и составляет часть относящейся к выборам документации последних».
Bundesgesetzblatt für die Repablik
Ŏsterreich, 1984, 232
Федеральный закон от 26 июня 1984 г., которым изменяется
Закон о Конституционном суде 1953 г.
(Извлечение)
Национальный совет постановил:
Закон о Конституционном суде 1953 г. с последними изменениями, внесенными Федеральным законом 1983 г., № 51, изменяется следующим образом: - § 19, абз. 1, последнее предложение исключено.
- § 19, абз. 4 гласит:
«4. Конституционный суд может отказаться от проведения устного разбирательства, если письменные материалы, представленные сторонами, участвующими в производстве Конституционного суда, и другие документы позволяют признать, что от устного обсуждения нельзя ожидать более глубокого выяснения правового спора. Кроме того, без устного разбирательства по предложению докладчика в закрытом заседании могут быть вынесены:
1) решение об отклонении жалобы вследствие того, что гарантированное конституционное право явно не было нарушено;
2) решение по правовым спорам, в которых сущность правового вопроса уже достаточно выяснена благодаря прежней судебной практике;
3) решение об удовлетворении жалобы, которая дает основание для отмены противозаконного постановления, противоконституционного закона или противоправного государственного договора». - § 27 дополняется следующим предложением: «Если заявлено требование о возмещении расходов, то в отношении обычно возникающих расходов, в частности в отношении расходов, связанных с подачей ходатайства (жалобы) и с участием в разбирательстве, не требуется указание цифровой величины расходов».
- § 82, абз. 5, исключен.
- § 87, абз. 3, гласит:
«Если Конституционный суд отклоняет рассмотрение жалобы или отказывает в удовлетворении жалобы, то либо Конституционный суд, если к моменту вынесения такого решения лицо, подавшее жалобу, заявило ходатайство об этом, либо докладчик, если ходатайство заявлено в течение двух недель после вручения решения Конституционного суда, указывают, что жалоба согласно ст. 144, абз. 3, Федеральной Конституции передается Административному суду. Такое решение не может быть принято, если речь идет о каком-либо вопросе, который согласно ст. 133 Федеральной Конституции исключен из компетенции Административного суда».
Bundesgesetzblatt für die Republik
Ŏsterreich, 1984, 297
Федеральный закон от 26 июня 1984 г., которым изменяется
Закон об Административном суде 1965 г.
(Извлечение)
Национальный совет постановил:
Закон об Административном суде 1965 г. с последними изменениями, внесенными Федеральным законом 1982 г., № 203, изменяется следующим образом: - § 11, абз. 1, первое предложение гласит:
«Сенаты, как правило, состоят из пяти членов (сенат пяти), при рассмотрении дел об административной ответственности (сенат, рассматривающий дела о взысканиях) – из трех членов, из которых один председательствует и один является докладчиком». - В § 11, абз. 3, первом предложении, стоящее в скобках выражение «(сенатов пяти)» заменяется словами «указанных в абз. 1».
- Вводная часть предложения абз. 1 § 12 гласит: «Сенаты, которые состоят только из председательствующего, докладчика и старшего по званию среди остальных членов сената пяти (сенаты трех), могут принимать решения».
- В § 12, абз. 1, п. 1, исключен пп. «в».
- § 12, абз. 1, п. 2 гласит:
«2) на основании предложения председательствующего или докладчика по жалобам, касающимся особенно простого правового вопроса или правового вопроса, сущность которого выяснена благодаря прежней судебной практике». - Вводная часть § 13, абз. 1, гласит:
«Состав сената пяти путем привлечения дополнительно четырех членов суда, состав сената, рассматривающего дела о взысканиях, путем привлечения дополнительно шести членов суда (§ 11, абз. 3) должен быть расширен (расширенный сенат), если они выносят определение о том,..» - В § 13, абз. 2, исключены слова «и по поводу ходатайств о признании приостанавливающего действия жалобы».
- § 14, абз. 2, гласит:
«Распоряжения по процессуальному руководству в период предварительного производства по делу и указания, которые необходимы только в порядке подготовки решений, распоряжения и указания, которые направлены лишь на обеспечение процессуальной помощи (§ 61), а также распоряжения по поводу ходатайств о признании приостанавливающего действия жалобы даются докладчиком без решения сената». - § 14, абз. 3, гласит:
- Докладчик может пользоваться помощью сведущего в правовых вопросах служащего».
- В § 14 прежний абз. 3 обозначается как абз. «4».
- В § 17, абз. 3, исключено слово «картотечный».
- § 30, абз. 2, дополнен следующим предложением: «Признание приостанавливающего действия жалобы требует обоснования только тогда, когда этим затрагиваются интересы третьих лиц».
- § 36, абз. 2, гласит:
«При подаче жалоб на волокиту в случаях, предусмотренных ст. 132 Федеральной Конституции, органу, привлекаемому к ответственности, поручается в течение срока, не превышающего трех месяцев, принять решение и представить его копию Административному суду или привести объяснения в подтверждение того, что нарушение обязанности по принятию решения не допущено. Указанный срок может быть продлен один раз, если орган управления сможет доказать наличие по данному делу таких причин, которые делают невозможным своевременное принятие решения. Если решение принимается своевременно, то производство по жалобе на волокиту должно быть прекращено». - § 43, абз. 2, гласит:
«2. Каждое судебное решение должно быть мотивировано. В случаях, когда сущность правового вопроса выяснена благодаря прежней судебной практике, достаточно привести ссылку на нее». - § 45 дополнен абз. 5 следующего содержания:
«5. Возобновление производства по вопросам, касающимся процессуальной помощи (§ 61), не допускается». - § 59, абз. 3, дополнен:
«Однако, если до вынесения решения заявлено хотя бы общее ходатайство о признании права на возмещение расходов, то должна быть присуждена общая сумма возмещения расходов на письменные заявления, представление документов и производство, а также фактически внесенные гербовые сборы в их реальном размере».
Bundesgesetzblatt für die Repuhlik
Ŏsterreich, 1984, 298