Нашествие татар на Суздальскую землю, 1237 г.

НАШЕСТВИЕ ТАТАР НА СУЗДАЛЬСКУЮ ЗЕМЛЮ
Наиболее древний и достоверный рассказ о татарском нашествии на Суздальскую землю находим в Лаврентьевской летописи («Полное собрание русских летописей», т. I, стр. 196-198). Настоящий пере- вод сделан М. Н. Тихомировым.
В том же году на зиму пришли безбожные татары из восточной страны на Рязанскую землю через лес и начали разорять Рязанскую землю и брать пленных вплоть до Пронска; взяли Рязань и сожгли, князя их убили, а кого захватывали, тех пленных распинали, а другим связывали позади руки и расстреливали их стрелами; много святых церквей татары предали огню, монастыри и села пожгли, взяли не мало имущества и затем пришли на Коломну. Той же зимой пошел Всеволод, сын Юрьев, внук Всеволож, против татар, вступили в бой у Коломны, и убили у Всеволода воеводу Еремея Глебовича, а других воинов много убили у Всеволода; и прибежал Всеволод с небольшой дружиной во Владимир, а татары пошли к Москве. Зимою взяли татары Москву и убили за правоверную христианскую веру воеводу Филиппа Нянка, а князя Володимира, сына Юрьева, взяли в плен, а людей перебили от старцев до грудных младенцев, город и церкви святые предали огню, и все монастыри и села пожгли и, взяв много имущества, ушли. В ту же зиму Юрий выехал из Владимира с небольшой дружиной, назначив на свое место Всеволода и Мстислава, и поехал на Волгу со своими племянниками, с Мстиславом и Васильком и с Владимиром, и стал на Сити станом, ожидая прихода брата своего Ярослава с полками и Святослава с дружиною . И начал великий князь Юрий собирать войско против татар, а воеводство над дружиной передал Жирославу Михайловичу. В ту же зиму 3 февраля на память святого Симеона, во вторник, за неделю до мясопуста , пришли татары к Владимиру. Владимирцы заперлись в городе, с ними были Всеволод и Мстислав, а воеводой Петр Ослядюкович. Пока владимирцы сидели в осаде, татары подъехали к Золотым воротам ведя с собой Владимира, брата. Всеволода и Мстислава, и начали татары спрашивать: в городе ли великий князь Юрий. Владимирцы пустили в татар стрелу, а Татары также пустили стрелу на Золотые ворота. И вслед за тем татары сказали: «Не стреляйте». Владимирцы замолчали. Татары подъехали ближе к воротам и начали говорить: «Узнаете ли вашего княжича Владимира?». А у того был удрученный вид. Всеволод и Мстислав стояли на Золотых воротах и узнали своего брата Владимира. О трогательное и достойное слез свидание! Всеволод и Мстислав с дружиною и ‘все горожане плакали, глядя на Владимира. А татары отошли от Золотых ворот, объехали весь город и стали лагерем на виду от Золотых ворот, бесчисленное множество воинов около всего города. Всеволод и Мстислав огорчились из-за брата своего Владимира и сказали своей дружине и воеводе Петру: «Братья, лучше бы нам умереть перед Золотыми воротами за святую Богородицу * и за правоверную веру христианскую». И не позволил им Петр Ослядюкович. И сказали оба князя: «Все это бог навел на нас за наши грехи». . .
Раскинув свои станы под городом Владимиром, татары пошли и взяли Суздаль и церковь святой Богородицы, разграбили и княжеский двор и монастырь святого Дмитрия сожгли, а остальные монастыри разграбили; монахов и старых монахинь, попов, слепых и хромых, горбатых, больных и всех (старых) людей перебили, а молодых монахов и монахинь, попов, попадьей, дьяконов и жен их, дочерей и сыновей их, тех всех увели в свои станы, а сами пошли к Владимиру. В субботу на масленице начали готовить лес и ставили до вечера осадные машины, к ночи огородили тыном вокруг всего города Владимира, а в воскресенье на масленице после заутрени пошли на приступ, 7 февраля на память святого мученика Феодора Стратилата. И был в городе великий плач, а не радость, за наши грехи и неправды, за умножение беззаконий наших бог не препятствовал татарам, не потому, что их награждал, а потому, что нас наказывал, чтобы отказались мы от злых дел. Такими казнями наказывает нас бог, нашествием язычников, это бич его, чтобы под ударами его мы опамятовались от своего злого пути.
И взяли город до обеда; взошли у святого Спаса у Золотых ворот по примеру на стены, а с севера от Лыбеди к Ирининым воротам и к Медным, а от Клязьмы к Волжским воротам, и вскоре взяли Новый город. И бежали Всеволод, Мстислав и все люди в Печерный город, а епископ Митрофан и княгиня Юрия с дочерью, снохами, и внучатами и остальные княгини (жена Владимира с детьми) и множество бояр и народа затворились в церкви святой Богородицы и там без милости сожжены.
Татары силою отворили церковные двери и увидели, что запершиеся в церкви умерли от огня, а тех, кто не умер, прикончили, церковь святой Богородицы разграбили, чудную икону, украшенную золотом, серебром и драгоценными камнями, ободрали, и во всех монастырях иконы ободрали или разрубили и книги ободрали, а честные кресты, сосуды и одежды первых князёй, повешенные ими на память о себе в святых церквах, все это взяли в добычу. И были убиты Пахомий, архимандрит рождества святой Богородицы, и успенский игумен Феодосий Спасский и другие игумены, монахи и монахини, попы и дьякона, и от юного до старца и до грудного младенца всех перебили, убивая одних, других ведя в свои станы босыми и обнаженными, умирающими от мороза. Взяв Владимир, татары, окоянные кровопийцы, пошли на великого князя Юрия, одни пошли к Ростову, другие к Ярославлю, иные на Волгу на Городец, и разорили все по Волге, даже до Галича Мерьского, и иные шли на Переяславль и его взяли, а оттуда разорили всю ту сторону и многие города, вплоть до Торжка. И нет места, и деревень и сел таких мало, где бы они не воевали в Суздальской земле, и взяли за один февраль 14 городов, не считая слобод и погостов, в конце 1237 года. А великому князю Юрию пришла весть: «Владимир и церковь соборная взяты; епископ, княгиня с детьми, снохами и внучатами погибли от огня, старейшего твоего сына Всеволода с братом убили вне города, а к тебе идут»*. И пошли безбожные татары на Сить, против великого князя Георгия. Князь же Юрий с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком, Всеволодом и Владимиром и с воинами своими пошел против поганых. Сошлись оба войска, и была страшная сеча, и побежали наши перед иноплеменниками, и тут был убит князь Юрий, а Василька безбожные взяли в плен и отвели в свои станы.