Закон о Государственном народном совете УНР

ИМЕНЕМ УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
12 ноября 1920 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Председатель Директории
С. Петлюра
УДОСТОВЕРЯЮ:
Т. и. о. Государственного Секретаря
В. Онихимовский
ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАРОДНОМ СОВЕТЕ
УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
I. О Государственном Народном Совете и его составе
1. До созыва Парламента Украинской Народной Республики Законодательная власть в Украинской Народной Республике принадлежит Государственному Народному Совету.
2. Государственный Народный Совет является временным органом Народного Представительства с компетенцией, указанной в IV разделе этого закона. Члены Государственного Народного Совета складывают свои полномочия до созыва Парламента, но не дольше одного года. Если через год после созыва Государственного Народного Совета не будет возможным созвать Парламент, то для продолжения законодательной работы назначаются новые выборы членов Государственного Народного Совета на таких же условиях, что и до срока их полномочий.
3. Государственный Народный Совет состоит из представителей населения, политических, общественных, научных, профессиональных и кооперативных организаций и учреждений. Порядок выборов представителей и распределение их числа отмечается особым законом.
4. Список членов Государственного Народного Совета объявляется к всеобщему сведению в правительственном журнале.
5. Члены Государственного Народного Совета являются представителями граждан Украинского Государства.
Раз избранного члена Государственного Совета нельзя отозвать и в его деятельности в Государственном Совете связывать какими-либо инструкциями.
6. Мандат члена Государственного Совета может утратить силу только вследствие его смерти, признания мандата недействительным через Государственный Совет, добровольного сложения мандата или утраты избирательного права.
Об утрате силы мандата Председатель Государственного Совета уведомляет письменно Председателя Совета Народных Министров, а тот, через Министра Внутренних Дел, в течение четырнадцати дней после получения сообщения оглашает в правительственном журнале приказ о дополнительных выборах.
7. Министр Внутренних Дел в день создания Государственного Совета передает ему все избирательные акты вместе с внесенными протестами.
II. Личные права членов Государственного Народного Совета
8. Членам Государственного Народного Совета Министр Внутренних Дел вручает отдельные удостоверения, которые уполномочивают их к поступлению в Государственный Совет.
9. Члены Государственного Народного Совета пользуются всеми правами и исполняют свои обязанности только лично. За свою деятельность в Государственном Народном Совете отвечают они только перед самим Государственным Советом.
10. Члены Государственного Народного Совета с момента избрания их в состав Государственного Народного Совета до момента, когда закончатся их полномочия, не исключая перерыв между сессиями, не подлежат ни преследованию, ни аресту без согласия Государственного Народного Совета, за исключением задержания с поличным.
В последнем случае следует немедленно донести об этом Председателю Государственного Народного Совета и просить разрешения на дальнейший арест и дальнейшее уголовно-судебное следствие. По желанию Государственного Народного Совета арест должен быть немедленно отменен и уголовно-судебное следствие относительно члена Государственного Народного Совета немедленно прекращено.
В случае перерыва между сессиями это право принадлежит Председателю Государственного Совета.
11. Члены Государственного Народного Совета освобождаются от призыва в армию и флот Украинской Народной Республики и не нуждаются в отпусках от своих учреждений для участия в работе Государственного Народного Совета. За членами Государственного Народного Совета на все время пребывания в должности члена Совета сохраняются предыдущие их должности на государственной и муниципальной службе.
12. Члены Государственного Народного Совета за взгляды и мнения, высказанные при исполнении своих обязанностей на заседаниях Государственного Народного Совета, отвечают только перед Государственным Народным Советом.
13. Члены Государственного Народного Совета на публичных и закрытых заседаниях Государственного Народного Совета и в его комиссиях пользуются правом вполне свободно выражать свои мысли, делать взносы, вносить запросы, рассказывать о полученных сведениях и т. п.
Если Председатель или его заместитель во время заседания усмотрят непристойность в поведении члена Государственного Народного Совета в допущенных словах, поступках или жестах, затрагивающих честь или самого Государственного Народного Совета, или учреждений, или гражданина, то подвергает виновного дисциплинарному наказанию, согласно регламенту Государственного Народного Совета. Наказанный таким образом член Государственного Народного Совета не может быть наказан за эти же поступки после сложения его полномочий.
Члена Государственного Народного Совета, который в своем выступлении или в заявлении в Государственном Народном Совете нарушил права частного лица, пострадавший может привлечь к уголовно-судебной ответственности. В этом случае судебная власть должна получить разрешение Государственного Народного Совета.
14. Член Государственного Народного Совета не может ни покупать, ни арендовать государственное имущество или принимать государственные работы, или доставки, не может также получать никакой государственной концессии.
15. Члены Государственного Народного совета получают жалованье и другое вознаграждение в размерах, которые определит сам Государственный Народный Совет.
16. С согласия Председателя Государственного Народного Совета каждый член Совета может обращаться с устным запросом к присутствующему в зале члену Правительства.

III. Порядок созыва сессии и выборов
Президиума Государственного Народного Совета.
17. Первая сессия Государственного Народного Совета созывается Председателем Директории Украинской Народной Республики не позднее одного месяца с момента, когда вступит в силу закон о составе Государственного Народного Совета и порядок выборов в него.
18. Сессии Государственного Народного Совета делятся на очередные и чрезвычайные.
Очередные сессии собираются три раза в год: первая – в срок, указанный в статье 17, вторая – 7 мая 1921 г., и третья – 1 октября того же года. О месте заседания сессии объявляется в официальном органе за две недели до начала сессии. Очередные сессии продолжаются два месяца. Этот срок может быть продлен или согласно постановлению Государственного Народного Совета, или по требованию Председателя Директории, или по требованию Совета Народных Министров.
Чрезвычайные сессии созываются Председателем Директории или по собственной инициативе, или по требованию Совета Народных Министров, или Президиума Государственного Народного Совета. Чрезвычайная сессия Государственного Народного Совета рассматривает вопросы, указанные в официальном объявлении о созыве чрезвычайной сессии. После рассмотрения этих дел сессия закрывается.
19. Первое заседание Государственного Народного Совета открывает Председатель Директории или по его поручению Председатель Совета Народных Министров, оглашая приказ о созыве Государственного Народного Совета и приглашая во временное правительство старшего по возрасту члена Государственного Народного Совета.
20. Государственный Народный Совет избирает среди своих членов Председателя и соответствующее число его заместителей и секретарей. Все они образуют Президиум Государственного Народного Совета и исполняют свои обязанности вплоть до выборов нового Президиума.
21. Государственный Народный Совет можно распустить только тогда, когда будет избран Парламент Украинской Народной Республики.
Тем же приказом, которым распускается Государственный Народный Совет, созывается одновременно Парламент на первую его сессию.
Перерыв между роспуском Государственного Народного Совета и началом первой сессии Парламента Украинской Народной Республики не может длиться более одного месяца.
IV. О компетенции Государственного Народного Совета
22. К компетенции Государственного Народного Совета относится:
а) обсуждение законопроектов, поступающих в Государственный Народный Совет от Председателя Совета Народных Министров;
б) разработка законопроектов, которые разрабатываются по собственной инициативе Государственного Народного Совета;
в) обсуждение бюджета Республики и всех ассигнований из Государственной Казны. Подсчет государственных доходов и расходов должен быть внесен на рассмотрение не позднее начала второй сессии;
г) рассмотрение дел о ссудах и другие государственные обязательства;
д) контроль деятельности Правительства путем:
1) интерпелляции,
2) вопросов,
3) назначения отдельных парламентских анкетных или следственных комиссий;
е) рассмотрение отчета Государственного Контроля об исполнении бюджета предыдущих лет, а также обо всех доходах и расходах из Государственной Казны;
ж) рассмотрение и утверждение международных условий;
с) объявление войны и заключение мира.
23. Только Государственный Совет имеет право определять валюту, принимать эмиссию государственных кредитных билетов и государственных облигаций в порядке, определенном в отдельном законе.
24. По желанию Государственного Народного Совета Председатель Совета Министров и другие члены Правительства или их представители должны появиться в определенное время на заседании Государственного Народного Совета или его комиссии, где и должны быть выслушаны немедленно.
Министры или определенные ими представители Правительства имеют право участвовать в заседаниях Государственного Народного Совета или его комиссий и говорить вне очереди.
25. Государственный Народный Совет имеет право принимать петиции от граждан Украинской Народной Республики, частных и государственно-зарегистрированных участников обществ, кооперативов и корпораций, учреждений с публично-правовым характером. Государственный Народный Совет отдельным постановлением может передать петиции соответствующим министрам и требовать от них объяснений по делам, к которым относятся петиции. Министры должны дать требуемые объяснения или отказать в них с указанием причин.
26. Государственный Народный Совет для лучшего проведения своей работы создает из своих членов разные комиссии, может также установить отдельную комиссию из своих членов, чтобы выяснить и устранить спорные формы определенного дела.
Может предоставить право этой комиссии вызывать свидетелей и экспертов, чтобы дать свои показания перед комиссией, а также право повторного слушанья под присягой, пользуясь соответствующими постановлениями судебного заседания.
27. Государственный Народный Совет сам определяет важность опротестованных решений членов на основании отдельного внесения решений своей мандатной комиссии.
Член Государственного Народного Совета, избрание которого опротестовано, пользуется своими правами и исполняет свои обязанности до того момента, пока Государственный Совет не примет решения о недействительности его избрания.
28. Совет Народных Министров или отдельные министры, которым Государственный Народный Совет выразит недоверие, складывают свои полномочия.
29. Если Председатель или члены Совета Народных Министров умышленно или по серьезной небрежности нарушат в своей служебной деятельности основные или иные законы, то они отвечают перед уголовным судом.
30. Право обжалования принадлежит Государственному Народному Совету. Такое постановление принимается Государственным Народным Советом в присутствии как минимум половины всех его членов и двумя третями голосов присутствующих членов.
Уголовное расследование ведет Высший Суд Республики.
В случае обжалования Государственным Народным Советом, Председатель или члены Совета Народных Министров должны быть немедленно отстранены от дальнейшего исполнения своих служебных дел и обязанностей до того момента, пока Высший Суд Республики не вынесет решения по этому делу.
31. В случае оправдания судом осужденного лица, оно немедленно возвращается к исполнению своих правительственных дел и обязанностей.
V. О порядке ведения дел Государственного Народного Совета
32. Постановления Государственного Совета принимаются простым большинством голосов присутствующих членов.
33. Принятый Государственным Народным Советом законопроект Председатель Государственного Совета вместе с Председателем Совета Министров подает на утверждение в течение 7 дней Председателю Директории.
Утвержденный Председателем Директории законопроект вновь возвращается к Председателю Совета Народных Министров для оглашения через Государственную Канцелярию в Вестнике Государственных Законов с подписью Председателя Директории, Председателя Совета Народных Министров и соответствующего министра или соответствующих министров, или всего Совета Министров и удостоверением Государственного Секретаря.
Перед началом текста закона необходимо отметить, что принял его Государственный Народный Совет согласно постановлениям соответствующих статей.
34. В случае отказа утверждения законопроекта Председателем Директории, он должен в течение 14 дней вернуть законопроект Председателю Совета Народных Министров с письменным объяснением причин, почему он не утвержден.
Председатель Совета Народных Министров в течение последующих 7 дней отсылает неутвержденный законопроект Председателю Государственного Народного Совета, который вносит его в регламент ближайшего заседания Государственного Народного Совета.
Государственный Народный Совет или принимает сторону Председателя Директории относительно необходимости изменений в законопроекте, и тогда отсылает его в соответствующую комиссию для дальнейшей правильной трактовки, или принимает заново целиком без изменений.
Принятый таким образом законопроект Председатель Государственного Народного Совета отсылает Председателю Совета Народных Министров с целью немедленного оглашения его в Вестнике Государственных Законов.
35. Законодательные вопросы, возникающие по собственной инициативе членов Государственного Народного Совета, подаются Президиуму в письменных форме за подписью не менее десяти членов Совета.
36. Все законопроекты, поступающие в Государственный Народный Совет, после обсуждения их принимаются или отклоняются им, или отправляются на доработку комиссии.
37. Интерпелляции к Правительству или его членам подаются в письменных форме за подписью трех членов Государственного Народного Совета. Они передаются в его Президиум для доклада на заседании Государственного Народного Совета. В случае их утверждения, они передаются Совету Народных Министров.
38. На внесенную интерпелляцию Правительство может ответить немедленно или отложить ответ на указанный срок, или, в конце концов, отказать в соответствующем мотивированном заявлении.
Государственный Народный Совет в ответ на отдельное внесение предложения может принять решение об открытии дискуссии над ответом Министра на внесенную интерпелляцию.
По поводу данного предложения он может вынести решение о том, считает ли он ответ Министра удовлетворительным и принимает ли он его к сведению или нет, или принять решение о переходе к дальнейшим очередным делам с указанием мотивов или без их указания.
39. Заседания Государственного Народного Совета являются состоявшимися, если на них присутствует не менее половины членов Совета, созванных на эту сессию.
VI. О публичности заседаний Государственного Народного Совета
40. Заседания Государственного Народного Совета являются публичными.
Заседания Государственного Народного Совета могут быть закрытыми по желанию Председателя Государственного Совета, членов Правительства или как минимум 10 членов Государственного Совета на основании отдельного постановления, принимаемого в зале совещаний.
41. Нельзя никого притягивать к ответственности за доклад на открытом заседании Государственного Народного Совета, если он отвечает действительности.
42. На заседания комиссий Государственного Народного Совета посторонние лица не допускаются; согласно постановлению большинства комиссии на заседание комиссии Народного Совета с правом совещательного голоса могут быть приглашены эксперты.
VII. О внутреннем устройстве Государственного Народного Совета
43. Внутреннее устройство и распорядок работы Государственного Народного Совета определяются регламентом, составляемым Государственным Народным Советом согласно этому закону.
Регламент Государственного Народного Совета становится обязательным после его объявления в Вестнике Государственных Законов и для вступления в силу не требует утверждения Председателя Директории.
До утверждения Государственным Народным Советом своего регламента действует временный регламент, принятый Советом Народных Министров.
44. В случае нарушения порядка членом Государственного Народного Совета, согласно регламенту он может быть отстранен от этого заседания или лишен на время права участвовать в заседаниях Государственного Народного Совета после соответствующего постановления Государственного Народного Совета.
45. Закон этот вступает в действие с момента его опубликования.

Председатель Совета Народных Министров – А. Ливицкий
Министр Внутренних Дел – О. Саликовский